Отсутствие потребности в одобрении как залог успешности

Отсутствие потребности в одобрении как залог успешности

Потребность в одобрении – один из признаков комплекса неполноценности

Каждому человеку приятно, когда его хвалят, поддерживают, одобряют. Это естественно, в этом нет ничего плохого. Но когда желание одобрения превращается в необходимость, с этим надо бороться. Потребность в одобрении – одна из составляющих комплекса неполноценности. (Читайте, как избавиться от комплекса неполноценности, тут). Человек, постоянно ищущий одобрения себя и своих поступков, воспринимает неодобрение и критику, как катастрофу. Жизнь такого человека полна страданий и разочарований.

Когда человек испытывает потребность в одобрении, он готов сделать и сказать, что угодно, чтобы заслужить одобрение окружающих. Он постоянно подстраивается под других. Он ставит их мнения выше своего, что ведет к снижению его самооценки. Стараясь всем угодить, такой человек теряет себя и свою индивидуальность. Таким человеком очень легко манипулировать. Он отдает власть над своим внутренним состоянием другим людям.

Тяга к одобрению закладывается в нас в детстве. Многие родители слишком контролируют своих детей, не поощряют их самостоятельности. Родители решают за ребенка, что ему есть, что одевать, с кем играть и т.д. Такой ребенок приучается по любому вопросу обращаться за советом/одобрением к родителям. Он вырастает неуверенным в себе, не умеет полагаться на свои силы, самостоятельно справляться с проблемами.

Нужно стараться давать детям свободу действий, свободу выбора, когда это возможно. Например, вместо того, чтобы самому одевать ребенка по утрам, предоставьте ребенку выбрать, в чем он хочет идти в детский сад, и позвольте ему самостоятельно одеться. Одобрение не должно становиться наградой только за послушное поведение. Ребенок должен чувствовать, что его любят всегда, не только тогда, когда он правильно себя ведет.

Потребность в одобрении продолжает формироваться в школе. Ученики, особенно начальных классов, стремятся заслужить похвалу учителя. Школа поощряет послушание, исполнительность, подчинение общим правилам. В результате, многие выпускники выходят в жизнь безынициативными и несамостоятельными.

Вот некоторые примеры проявления потребности в одобрении.

Отказ от высказывания или отстаивания своей точки зрения, чтобы не обидеть другого человека.

Неумение говорить «нет» на просьбы людей.

В беседе отдавать инициативу в руки собеседника.

Ощущение беспокойства и подавленности, когда кто-то с вами не согласен.

Постоянные извинения, даже если вы ни в чем не виноваты.

Потребность в одобрении – это вредная привычка, от которой можно и нужно избавляться. Узнайте, как это сделать, здесь.

«Метод Седоны»

Тематика: Самопознание

Процесс освобождения от потребности в одобрении

Устройтесь поудобнее и сосредоточьтесь. Воскресите в памяти любой момент, когда Вы жаждали одобрения.

Смогли бы Вы принять потребность в одобрении?

Смогли бы Вы отпустить ее?

Вспомните ситуацию из прошлого, когда Вам казалось, что кто-нибудь не одобряет вас, относится к Вам неприязненно или не выказывает того уважения, которое, по вашему мнению, Вы заслуживаете.

Смогли бы Вы принять эту потребность в одобрении?

Смогли бы Вы ее отпустить?

А теперь вспомните человека, с которым Вас связывают деловые или личные отношения, чьего одобрения Вы постоянно пытаетесь добиться.

Позволите ли Вы себе хотя бы на мгновение желать его одобрения?

Можете ли отпустить это желание?

Повторите последние вопросы, вспомнив столько, сколько захотите.

Теперь вспомните эпизоды, когда Вы хотели получить одобрение от себя. Возможно, Вы критически восприняли нечто, что сделали или не сделали. Может быть, Вы не добились тех результатов, о которых мечтали, и приняли это близко к сердцу.

Смогли бы Вы прямо сейчас принять жажду собственного одобрения?

А смогли бы Вы теперь ее отпустить?

Повторите для такого числа эпизодов, какое сочтете достаточным.

Но исследование потребности в одобрении на этом не закончилось. Она, как правило, представляет собой прочно сформировавшуюся модель. Итак, какие связанные с потребностью в одобрении чувства, мысли и схемы поведения повторяются в вашей жизни наиболее часто? Может быть, «Это не моя вина» или «Им все равно». Вы можете чувствовать себя уязвимыми, обиженными, беззащитными или пристыженными. Вы можете совершать определенные поступки ради привлечения внимания, делать неискренние комплименты, оказывать услуги, говорить «да», когда на самом деле хотите сказать «нет».

Не прячьте от себя ни один из этих видов потребности в одобрении.

Позволите ли Вы этой потребности в одобрении быть здесь?

Смогли бы Вы сейчас отпустить ее?

Повторите эти шаги несколько раз, освобождаясь от возникающих образов.

Примите потребность в одобрении в самой глубине своего сознания.

Позволите ли Вы себе погрузиться в самую глубину этой потребности?

Опуститесь на самую глубину, туда, где возникает эта потребность, и позвольте ей исчезнуть.

А сейчас представьте, какой станет ваша жизнь, когда Вы отпустите потребность в одобрении. Вы будете уверены в себе, сильны и не будете сомневаться в том, что не безразличны окружающим. Одобряют они Вас или нет, у Вас все хорошо.

Кстати, это более чем реальная возможность. Когда освободитесь от потребности в одобрении, окружающие чудесным образом начнут относиться к Вам гораздо одобрительнее, чем сейчас.

Потребность в безопасности/выживании

Когда мы хотим безопасности, нам кажется, что мы ее лишены. Мы относимся к жизни так, будто ведем непрерывную борьбу за выживание. Любой человек для нас, по крайней мере, на подсознательном уровне, враг. На любые, даже мелкие, решения или проблемы мы реагируем так, будто от них зависит наша жизнь. Мы стараемся избежать риска, даже если это означает отказ от успеха. Мы стараемся избежать конфронтации, даже если она необходима. Мы живем в постоянном ожидании следующей катастрофы.

Распознать потребность в безопасности Вы можете благодаря ощущению нависшей угрозы, надвигающейся катастрофы, тревожности и состоянию боевой готовности. В крайних случаях это парализующий страх — нам кажется, будто нам грозит смерть. Мы готовы пойти на что угодно, чтобы вернуть ощущение безопасности и надежности. К синонимам потребности в безопасности относятся желание надежности, стабильности, желание выжить, взять свое, защитить себя и других, нападать, убивать, защищаться, и это далеко не все. Освобождаясь от потребности в безопасности, мы ощущаем себя спокойно, уверенно и комфортно, где бы ни находились, не чувствуя, что должны добиваться безопасности за счет других.

Читайте также:  Индивидуальность человека - понятие, развитие индивидуальности

© Все права принадлежат авторам и издателям.
Информация на данном сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях, чтобы Вы могли читать книги онлайн бесплатно без регистрации.

Потребность в одобрении.

Потребность в одобрении от окружающих. Чем сильнее лидер, тем меньше он нуждается в разного рода одобрениях от окружающих его людей. Это не является бравадой со стороны лидера. Такая внутренняя установка зиждется на логике и здравом смысле.

  • Одобрения – хорошо, а навязчивая потребность в них – плохо!

ЛОЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ!

Что значит получить одобрение от окружающих? Это значит получить обратный положительный сигнал от толпы, что мы делаем что-то правильно, находимся на верном пути и, что наши поступки соответствуют тому, что от нас все ожидают. А что от нас ожидают окружающие? Хотят, чтобы мы стали богатыми , успешными, преуспевающими и счастливыми? Возможно, что кто-то этого и хочет. Но, ведь, толпа или основная масса людей не являются успешными и преуспевающими, так как же мы можем наивно рассчитывать, что большинство будет искренне радоваться нашему процветанию?

Вовремя поняв суть этого правила, успешные люди перестали придавать чрезмерное значение потребности такого рода, поскольку, если толпа одобряет наши действия и поступки, то мы никуда не движемся. Мы соответствуем ожиданиям толпы, не выделяемся, являемся одними из них, не растём и не развиваемся, топчемся в том же болоте нищеты и бедности что и они. И основной массе людей, между прочим, нравится такое положение дел.

Что происходит, когда мы решаем круто изменить свою жизнь? Вполне естественно, что подобный сценарий не входит в планы безликой толпы: «Ишь, чего удумал, сиди тихо и не высовывайся, голодранцем был – им и останешься» – думают окружающие. Предположим, что мы решаем, не смотря ни на что, прокладывать свой путь к успеху и богатству.

Можем ли мы рассчитывать, что и в дальнейшем общество станет одобрять наши поступки, хвалить нас, поддерживать? Нет, конечно! Будучи сильно зависимыми от потребности в одобрениях, невероятно сложно противостоять искушению бросить всё, и стать такими “как все”.

Безусловно, многие будут одобрительно хлопать по плечу и делать вид, что мы молодцы и находимся на верном пути. Но в то же время, наша целеустремлённость, самостоятельность и независимость от их «важного» мнения, будет для них как кость в горле. В своём сердце они будут не то чтобы не одобрять наш путь наверх, а многие станут нас попросту ненавидеть. Некоторые сумеют маскировать эту ненависть, другие – нет. Но суть не в этом.

  • Суть в том – является ли для нас важным получать частые одобрения от особ, которые сами не могут или не хотят достигать жизненного успеха, и вряд ли сильно обрадуются нашим достижениям? Нужны нам такие одобрения?

Неуверенные в себе люди испытывают острую потребность в одобрении от окружающих. Это их успокаивает, даёт некую уверенность на небольшой промежуток времени. Они не понимают одну истину, что если они решатся круто изменить свою жизнь и замахнуться на нечто большее, то поток одобрений тут же иссякнет, к чему они могут оказаться неготовыми. Из-за своей неуверенности они могут сломаться, разувериться в своих силах, способностях, сдаться и вернуться в столь привычную зону комфорта , где им было так хорошо и уютно, и где все их так «любили». Вот поэтому, дабы перестать зависеть от постоянных одобрений, необходимо повышать собственную самооценку, развивать характер, силу воли и уверенность в себе .

  • У сильных личностей, лидеров – уверенности в себе в избытке, поэтому они и достигают многого, не оглядываясь на мнения неудачников всех мастей.

Уверенный человек идёт к своей мечте независимо от того, хлопают его “доброжелатели” по плечу или нет. Он знает цену этим одобрениям, поэтому действует на своё усмотрение, а не в соответствии с пожеланиями толпы. Чрезмерная потребность в одобрении неимоверно будет тормозить вас на пути к успеху!

Отсутствие потребности в одобрении как залог успешности

Вы когда-нибудь видели успешного, богатого бизнесмена, который при каждом действии заискивающе заглядывает кому-нибудь в глаза и вопрошает: «Я правильно сделал? Тебе нравится? Ну, посмотри, ну скажи…?».

Такая картинка кажется даже смешной, до того она абсурдная!

Потребность в одобрении является признаком неуверенности. Можно предположить, что потребность в одобрении не дает быть уверенности. Однако, если тема уверенности в себе очень популярна, она кажется залогом успешности, то тема потребности в одобрении скромно умалчивается.

Вероятно, потребность в одобрении является признаком глубоких неотработанных чувств. Она в свою очередь может проистекать, например, из созависимости, в которой человек ассоциирует себя с обществом. Он воспринимает мнение общества как непреложную истину, более вескую, чем его собственное суждение. Мы не будем сейчас останавливаться на причинах и первопричинах подобного поведения, однако будем понимать, что одной лишь внешней «уверенностью в себе» здесь не отделаешься.

Рассмотрим два варианта событий:

Ребенок подходит к маме:

– Мама, это красивый рисунок?

Добрая мама ответит:

– Да, малыш, это красивый рисунок. Ты у меня делаешь самые лучшие рисунки!

Таким образом, мама дает понять ребенку, что он лучший, а его рисунки великолепные. Мальчик или девочка вырастут в твердой уверенности (или даже в переоценке) замечательности своего произведения. Возможно, они не будут спрашивать у кого-либо одобрения, потому что мама с детства им вселила сильную убежденность, которая не нуждается ни в чьих подтверждениях. Не исключено, что своим одобрением она открыла путь к дальнейшим свершениям. Ведь для ребенка (и, увы, для многого взрослого) одобрение = разрешение делать дальше.

Читайте также:  Саморегуляция психическая, эмоциональная, методы саморегуляции

В другом случае ситуация могла бы быть такая.

Девочка лет восьми подходит к маме:

– Мама, это красивый рисунок?

Мудрая мама отвечает:

– Я вижу твой рисунок. Я вижу, что ты постаралась. А тебе самой нравится?

– Значит, ты нарисовала хорошо!

– Но какое твое мнение, мама, – не отстает дочь.

– Зачем тебе мое суждение? Это твой рисунок, причем здесь я? Ты имеешь право делать, как хочешь и что хочешь (если это не ущемляет интересы других людей). Это твоя область влияния: твои желания и действия. Зачем ты в них включаешь другого человека, даже если этот человек – твоя мама?

Подобным поведением мама начинает эмоционально «отрывать» суждения ребенка даже от значимых людей в жизни. Она как бы говорит ему: Не ищи чужих оценок! Опирайся на свое! Таким образом, создается основа для формирования самодостаточной личности.

Однако родитель не бросает дите в пучину неуверенности! Словами «Я вижу твой рисунок. Я вижу, что ты постаралась» мама дает ребенку очень важное ощущение: «есть ты, есть твой рисунок, люди это видят».

Источник созависимого поведения вовсе не обязательно лежит в родительско-детских отношениях. Мнения специалистов по данному вопросу разделяются. Но даже если речь идет о том, что психика дана ребенку с рождения, а родители только «слегка» корректируют модели поведения, то почему не положить начало «исправлению» в более раннем возрасте, когда ложные модели еще не закрепились?

От многих успешных персонажей можно услышать мнение о том, что они шли своим путем, не смотря ни на что. Они говорят, что окружающие часто не понимали их, что извне было в лучшем случае скептическое отношение. Но важнее всего оказалось собственное желание идти, убежденность в собственном пути. И именно оно вывело в правильном направлении. Здесь хочется вспомнить выпуск журнала «Ералаш»: «Ну, кто же так рисует?!». Девочка изображает мелком на асфальте собаку. Появляются по очереди мальчики-близнецы, потом три подружки, и все говорят, что героиня не так делает собаку. Перерисовывают уши и хвост. Девочка плачет. Затем появляется мужчина в разноцветных очках и говорит, что у собаки не такие зубы. В итоге, получается крокодил, который превращается в настоящего …

Тот, кто нуждается в поддержке общества – скорее всего, не очень успешен в работе и в жизни. И тогда встает вопрос, а как можно избавиться от потребности во внешнем одобрении и похвале? Как обрести свое внутреннее одобрение и тем самым стать более уверенным и самодостаточным человеком?

На первых этапах можно посоветовать вырабатывать опору внутри себя. Например, она может проявляться во внутреннем безусловном доверии (ты сам точно знаешь, что делал, как это делал и у тебя в пределах собственного пространства есть собственное суждение обо всем):

– Ты знаешь, каких результатов достиг в своем деле.

– Ты знаешь, какими трудами и лишениями (достойными уважения) и благими стремлениями идешь к известным результатам.

– Ты знаешь, что результаты твоего труда нужны и полезны людям (другое дело, что другие могут быть не готовы к новым знаниям и открытиям).

– Ты имеешь достоверные доказательства действенности найденных методов (свершенных открытий, достижений и т.д.). Только опытным путем можно получить объективное подтверждение твоего мнения. На эту важную часть вопроса можно смело уповать. И когда ты получишь искомые доказательства, то поймешь, что общественное мнение по сравнению с целым настоящим открытием (достижением) – почти ничто.

И если считаешь хорошим свое дело, но нуждаешься в признании окружающих, значит, плохо стоишь на своей почве. Не укрепился оплот, не обрел необходимую твердость. Развивай себя, развивай свое дело! Твоя задача сделать так, чтобы сам ты был на 1000 процентов уверен, что выполнено наилучшим образом. Совершенствуйся, получай опыт, учись у других людей – все что угодно, но твое мнение о собственных достижениях должно приобрести абсолютную, незыблемую твердую основу.

Залог возможности существования (66 стр.)

2. Этой деятельностью по-прежнему тормозятся все деятельности, осуществляющие реализацию тех нужд, для которых данное, теперь объективно ненужное условие (сигнал) было сигналом возможности их удовлетворения.

3. Отсутствие сигнала, оказавшегося высшей ценностью, способно мобилизовать, собрать максимум сил человека для объективно ненужной деятельности, для достижения химеры (Ср. п. 1.).

4. Отсутствие высшей ценности, мобилизуя все силы на ее достижение, может тормозить реализацию всех других мотиваций (Ср. п. 2.).

5. Деятельность по достижению высшей ценности, утратившей реальную связь с сигнализируемыми возможностями, не удовлетворяет объективно необходимых потребностей, приводя в отчаянье, истощает энергетический потенциал человека; снижает его продуктивность.

6. Для растормаживания объективно необходимых деятельностей, по-прежнему остается нужным получение сигнала, теперь практически не связанного с сигнализируемыми возможностями.

ПРИМЕР 129. ПОЛЕМИЗИРУЯ С ИГНОРИРУЮЩИМ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ СПЕЦИФИКУ РАЗУМОМ. Погоня за такими химерами, которой полна наша жизнь, нередко единственная альтернатива депрессии (механизма перестройки мотивационной деятельности), дающая нам возможность растормозить подавленные активности и реализовать по достижении химер (или в процессе их достижения) действительно адекватные условиям потребности.

Кажущаяся поверхностному разуму ненужной такая погоня за химерами оказывается в ряде случаев необходимой для сохранения себя как личности, неизбежной. Последнее очень важно.

Веками такие погони поддерживала церковь, мобилизуя в единую направленность самые подспудные силы отдельного человека и огромных человеческих масс. Этим Поднимала до высот сочувствования и любви и бросала в тартарары взаимной ненависти и истребления людьми друг друга.

По другим причинам и с иной ответственностью химерам молились и теперь, к сожалению, нередко молятся, именуя душой вымысел, упаднические или так называемые романтические направления в литературе и искусстве.

ПРИМЕР № 130. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ МЕТОДОМ: “НЕ БЕРИ В ГОЛОВУ”. Бережно поддерживают эти химеры, сами того не сознавая, те врачи, особенно те психиатры, которые ставят своей целью не вылечить, побудив и помогая перенести боль прозрения (вспомните Иоланту), выздоровления, боль выражающей утрату потребностей или перестраивающей иерархию ценностей депрессии, а пытаются утешать, успокоить, отвлечь, приглушить, создать искусственно облегченные изолированные или приносящие в жертву больному все здоровое окружение условия.

Читайте также:  Агглютинация в психологии, примеры

Ни в одной области человеческого существования мы не пытаемся решать проблемы методом их игнорирования, ухода от их изучения, методом закрывания глаз, затыкания ушей и отвлечения от прочих ощущений. В отношениях с собственной и чужой человеческой жизнью это так же бесперспективно.

Оберегая от боли утраты потерявших свой смысл потребностей, такие психиатры либо нивелируют медикаментами все индивидуальное, либо способствуют углублению ухода пациента в мир ритуалов и аутистических фантазий. В обоих случаях способствуют изоляции человека от реальности и углублению психического дефекта.

Здоровые люди, оберегающие себя от переживания боли утрат и собственных изменений, тоже постепенно оказываются во власти потребностей в сигналах, утративших связь с сигнализируемыми возможностями. Они тоже тогда все больше и больше эмоциональных сил тратят на непродуктивное поведение, на достижение химер. И так до тех пор, пока преобладание трат над приобретениями не приводит к болезни.

ЛИЧНОСТЬ – СПОСОБ МЕНЯТЬСЯ

Если человек имеет потребности, которые в совокупности могут конкурировать с утратившей свой смысл высшей ценностью, то оказывается возможной утрата потребности в ней, или изменение ее значимости, а не только, облегчение реализации других мотиваций, после достижения этой высшей ценности, потерявшей смысл.

Понимание, что личность есть не только особый способ сохраняться, но индивидуальный способ меняться и менять сам этот свой способ меняться, становится основой для такой пожизненной перестройки наших потребностей и характера их соподчинения. Становится основой все более адекватного отражения мира в наших потребностях, все более совершенной и непрерывной адаптации. Это и есть та пожизненная мука, о которой поэт говорит:

“Как боль души меня растит!”.

ПРИМЕР № 130. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ МЕТОДОМ: “НЕ БЕРИ В ГОЛОВУ” (продолжение). Приятие необходимости этой боли, стремление к ней, любовь к этой боли изменения, вместе с яростной ненавистью к ней, к страданию вообще, ненавистью, движущей скорее избавиться от боли, но не “отбросить”, а, вникнув, полней, с минимальными затратами и быстрее пережить ее навсегда, эта любовь к боли изменения и эта ненависть к боли несостоятельности оказываются необходимым залогом всякого человеческого развития и нашего включения в мир природы, общества и процесса, именуемого “РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ”.

НЕОБХОДИМАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ОДОБРЕНИИ

Потребность в одобрении может формироваться в условиях, где одобрялась продуктивная самостоятельная активность, а не одобрялась бесполезная или вредная деятельность.

Одобрение воспитателей, старших взрослых в этих условиях является действительным залогом успешности самостоятельных действий человека, а неодобрение обычно предшествует безуспешности самостоятельной активности.

В таких условиях одобрение становится сигналом возможности успешного самостоятельного удовлетворения своих нужд, а неодобрение сигналом безуспешности самостоятельности.

Так, сформированная потребность в одобрении в большинстве общественных обстоятельств способствует приспособлению, тормозя неодобряемую и облегчая одобряемую самостоятельную деятельность.

Nota bene. Помехой она становится только в условиях, требующих чрезвычайно нового, творческого, а значит, никем не одобряемого шага. А также в особых условиях, когда тенденциозно одобряются проявления человека, объективно вредные или даже гибельные для него.

В теперешнем разговоре нас будет интересовать совершенно иначе сформированная потребность в одобрении.

ПОТРЕБНОСТЬ В ОДОБРЕНИИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩАЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЮ

Мы поведем речь о потребности в одобрении, формирующейся в иных условиях. В условиях, качественно отличных от большинства общественных обстоятельств, в которых протекает жизнь взрослых людей.

Естественно, что возникшая в искусственных условиях потребность в одобрении будет очень затруднять приспособление вне этих условий. И либо мотивировать деятельность по воспроизведению таких искусственных обстоятельств, либо без них затруднять, тормозить всяческую самореализацию.

Условия формирования. Потребность в одобрении, препятствующая приспособлению к реальным общественным обстоятельствам, формируется в условиях, мешающих осуществлению самостоятельной активности, инициативы ребенка. В обстоятельствах, берегущих его от необходимое™ проявлять самостоятельность или беспардонно вмешивающихся в его деятельность, не давая довести ее до полезного, удовлетворяющего результата.

Эта потребность формируется в результате того, и это особенно важно, что в этих условиях ребенку с одобрением всегда давались объекты потребностей (его или одобряющего), добываемые помимо активности ребенка, усилиями одобряющего.

Не надо знать, чего хочешь! Так как потребности ребенка удовлетворяются помимо собственной его активности, самими одобряющими. Ему не приходится не только добиваться того, что ему надо, но и знать, в чем он нуждается. Не надо чего-либо осознанно желать, хотеть. Так он и вырастает ничего про свои нужды не знающим “нехочухой”.

Одобрение становится сигналом пассивного удовлетворения всех нужд человека усилиями одобряющих (позже всех других).

Отсутствие одобрения мотивирует деятельность по его добыванию.

Получение одобрения, будучи сигналом пассивного, за счет активности одобряющих удовлетворения, самостоятельную активность человека полностью парализует. Вызывает ожидание следовавшей прежде за одобрением награды удовлетворением всех нужд.

Что ни делает мастак, все он делает. “для дяди”. Получив одобрение, такой человек теряет всякий интерес к одобренной деятельности, иногда прерывая ее на полпути.

Продолжая одобряемое, делает это с чрезвычайными трудностями, часто непродуктивно, но всегда безо всякого интереса к результатам деятельности.

Дальше станет понятным, что такого человека всегда интересует одобрение, а не продукт его действий, не конкретный результат.

Такого человека нельзя хвалить прежде, чем он добьется окончательного полезного результата своей деятельности, иначе чаще он не доведет ее до конца.

Но и без надежды на одобрение он тоже будет действовать на энергетически сниженном уровне, вяло, часто непродуктивно.

В надежде же на обещанное одобрение такой человек в состоянии развернуть чрезвычайно энергичную деятельность, что называется, “горы свернуть”. Ведь деятельность по достижению одобрения суммирует у него в себе энергии всех мотиваций, для которых отсутствие одобрения сигнализирует невозможность удовлетворения.

ПРИМЕР № 131. CUM GRANO SALIS. В туристических походах с пациентами, боящимися своей физической несостоятельности, которые я вожу на протяжении многих лет, эта особенность истериков (а именно у них такая потребность в одобрении является ведущим регулятором переживания и поведения) особенно наглядно проявляется.

Оцените статью
Добавить комментарий