Потребности личности – социальные, психологические, духовные

Содержание

Потребности личности – социальные, психологические, духовные

Потребности личности

У каждого человека есть свои потребности. Все люди рождаются в физических телах, которые нуждаются в постоянном потреблении энергии, воздуха, воды и пр. Затем появляются другие виды потребностей личности – социальные, духовные и психологические. Все они определяют судьбу человека, его направленность по жизни, интересы, желания и даже выбор.

Потребностью можно назвать острую нужду в каком-то явлении, предмете или человеке. Потребности могут меняться, а могут всегда оставаться неизменными. Зная потребности другого человека, можно им манипулировать. Зная собственные потребности, можно избавляться от зависимостей и манипуляций со стороны, а также самостоятельно формировать свою жизнь.

Что такое потребности личности?

Потребностью личности (или нуждой) называется некий источник из внешней среды, который дает энергию, вдохновение и мотивацию человеку. Он нуждается в этом источнике, он стремится к нему, он зависит от него. Порой достаточно этого источника достигнуть, чтобы успокоиться, а порой человек постоянно его удовлетворяет.

Потребности изначально у человека формируются на физиологическом уровне. Он рождается в теле, который требует чистоты, подпитки, воздуха и прочих элементов. Человек постоянно зависит от всех тех источников, в которых нуждается его тело.

Затем наступает воспитание, в процессе которого человек обретает другие потребности. Сайт психологической помощи psymedcare.ru указывает, что социальные, психологические и духовные потребности в человеке развиваются в процессе его жизни, когда он воспитывается, проживает в определенных условиях, окружен конкретными людьми и их образами жизней, даже временными тенденциями и пр.

Чем зависть отличается от нужды? Ведь в том и ином случае человеку что-то нужно от других людей или от жизни в целом. Отличие заключается не в том, что человеку что-то нужно, а в том, как он это просит у мира. Завидуя, человек требует, а нуждаясь, он просит.

Зависть заставляет человека думать, будто он чего-то лишен. Это значительно отличается от нужды, когда человек действительно лишен чего-то, что важно для его существования. В зависти человек может ни в чем не нуждаться. Ему просто невыносимо осознавать, что у других людей есть то, что, возможно, хотел бы и он иметь. Но важно ли это для его выживания? Скорее всего, нет. В зависти человек просто хочет иметь то, что есть у других людей, а в нужде человек именно нуждается в чем-то, поскольку это влияет на его выживаемость. Зависть – прихоть, а нужда – необходимость.

В чем еще заключается разница между завистью и нуждой? Отличие есть в энергии и эмоциях, которые вызывают эти два чувства. Зависть вызывает отрицательные эмоции, которые направлены на одно – отнять у другого человека то, что хочется. Нужда же вызывает положительные чувства, направленные на то, чтобы что-то сделать для собственного выживания или обретения того, в чем человек нуждается. В нужде

отсутствует желание отнять, в нем присутствует желание попросить, предложить, помочь, но с отдачей, расплатой, благодарностью.

Виды потребностей личности

Существует множество классификаций потребностей личности. Выделим всего лишь две:

  1. Разделение потребностей человека на биологические, социальные и духовные. Биологические и социальные потребности зависят от места рождения человека и среды его обитания. Духовные потребности проявляются в стремлении познать мир, самого себя, найти свое место и пр.
  2. Потребности роста (развития) и нужда в сохранении. Человек нуждается в постоянном развитии, получении одобрения и совершенствовании. При этом есть нужды, которые сохраняют свою актуальность: голод, жажда, секс и пр.

Отдельно рассматривают классификацию потребностей по пирамиде Маслоу, где есть четкие ступени человеческой направленности. Все начинается с низменных желаний, направленных на удовлетворение организма. Затем появляются потребности в защите и признании. Социальные потребности возникают на третьем уровне, и только потом человек доходит до духовного развития. Причем Маслоу утверждает, что высшие потребности не могут быть удовлетворены, если не удовлетворены низшие потребности.

Как человека ставят на «конвеер» по удовлетворению первой ступени потребностей пирамиды Маслоу? Дом, автомобиль, семья, друзья и прочее являются такими же средствами, как и деньги, внешняя красота, умения налаживать контакты, но только на порядок выше. Дом человеку нужен, чтобы было, где отдыхать, растить детей и как себя обезопасить. Автомобиль нужен для того, чтобы было легко и быстро передвигаться. Одежда нужна, чтобы привлекать, согревать и защищать. Люди нужны (друзья, любимый человек и т. д.), чтобы реализовывать свои амбиции, проявлять себя, взаимно обмениваться знаниями и благами.

Но все это останется на Земле, когда вы умрете. Ничего из этого вы с собой не заберете в мир иной. А значит, нужно работать над развитием своей души – вы заберете с собой только то состояние души, мировоззрение, отношение к миру, убеждения, страхи и т. д., которые наработали за всю свою жизнь.

Получается, что человек всю жизнь тратит на то, что он мог бы иметь, если бы не существовало правил, приватных территорий и прочих законов. Буквально за первые 25 лет жизни человек мог бы построить себе дом, научиться обеспечивать себя едой и одеждой, создал семью и обрел друзей, и т. д. А все остальные годы он занимался бы развитием себя. Но, нет! Многие люди большую часть жизни тратят на то, чтобы заработать себе на дом, семью и отдых. Сами они не могут себя всем этим обеспечить – правительство запрещает и ограничивает законами. Поэтому человека ставят на конвеер, чтобы он всю жизнь тратил на удовлетворение первой ступени потребностей пирамиды Маслоу, не поднимаясь выше.

Социальные потребности личности

Поскольку человек живет в социуме, у него рано или поздно развиваются социальные потребности. Это потребность в принятии, адаптации в обществе, приобщении к различным компаниям и группам. Каждый человек желает кого-то любить и быть любимым, с кем-то дружить, поддерживать постоянные контакты и пр.

Также социальная потребность проявляется в трудовой деятельности, которая зависит от других нужд личности. Социальные потребности делятся на:

  1. Свои нужды.
  2. Чужие нужды.
  3. Совместные нужды.

Большинство людей не в силах справиться с собственными проблемами. Так, как они могут давать советы другим людям относительно того, в чем они сами не достигли заметных результатов? Современный человек направо и налево раздает свои рекомендации и советы. Но если посмотреть на его собственную жизнь, насколько она благополучна и счастлива, то можно заметить, что он живет так же несчастно, как и те, кому он дает советы. Почему человек советует другим людям, а сам не пользуется этими советами, чтобы наладить свою жизнь? Потому что легче на словах казаться умным человеком, чем на деле приложить усилия и сделать жизнь лучше.

На социальную зависимость каждого человека существенно влияет процесс образования и воспитания. Если ранее образование и воспитание были направлены на обучение молодого поколения и приспособление его к реалиям жизни, то современные обучающие программы взяли на себя ответственность развивать в людях те или иные моральные догмы, принципы и убеждения. Детей сейчас не обучают, а программируют на определенный стиль мышления и поведения. Таким образом, человек становится частью общества, неспособного жить в одиночестве, обеспечивать себя самостоятельно и думать только своей головой.

Вас невозможно будет подвести, если вы не будете зависеть ни от кого. Люди не смогут ранить вас, задеть ваши чувства, сделать вас несчастными, одинокими, злыми, печальными, если вы не будете зависеть от них в своем благополучии, любви, вдохновении и мотивации. Следует отметить, что самые успешные и богатые люди достигли того уровня самостоятельности, когда они могут быть как в обществе, так и вне него. Их счастье и благополучие не зависят от других людей. И это тот уровень независимости, который предполагает под собой наличие индивидуальности и самостоятельности.

Социальная зависимость друг от друга привела к тому, что люди не могут выжить сами по себе. Если кого-то поместить в дикие условия жизни, то никто из них не выживет. И кто будет виноват? Природа, которая не обеспечила человека жильем и едой? Точно так же современный человек сейчас говорит о чиновниках, которые якобы должны о них заботиться. Но чиновников не более сотни, а людей, о которых они должны заботиться, миллионы. Посилен ли такой запрос, чтобы сотни заботились о миллионах?

Современный человек стал зависимым. Его к этому приучили с самого детства, лишив индивидуальности и способности самому достигать того уровня благополучия, который будет устраивать лично его. Легко пенять на других, кто не помог вам стать счастливыми. Но трудно признать тот факт, что каждый человек должен заботиться о себе лично, особенно о своем будущем, не надеясь ни на кого, даже на государство.

Потребности и мотивы, интересы

Потребность – это нужда человека в неком благе, которое он получает из внешнего мира. Чтобы его получить, возникает мотив – побуждающая сила, которая толкает человека на достижение этого блага. Потребность становится причиной для развития мотива, однако они являются не одним и тем же явлением. Потребность заставляет себя достигать, а мотив побуждает человека действовать.

При этом потребность теряет свою значимость, когда человек ее удовлетворяет. Она может со временем снова проявиться, а может и навсегда исчезнуть. Мотив же является силой, которая зависит от серьезности причин, почему человек желает достичь того или иного.

Мотив и цель – это разные вещи. Однако порой мотив становится самой целью, то есть человек не достигает цели, а просто постоянно совершает одни и те же действия ради самого процесса их совершения.

Интерес также базируется на потребностях личности. Интересом является направленность, которая зависит от того, на что ориентирован человек.

Духовные потребности личности

Духовные потребности возникают в процессе развития личности. Они становятся сознательными нуждами, которые человек реализовывает всю свою жизнь. Предела в духовном развитии не существует, поэтому человек всю жизнь тратит на удовлетворение своих духовных потребностей.

Читайте также:  Дисфория - лечение, симптомы, причины, гендерная дисфория

Психологические потребности личности

Психологическими потребностями становятся нужды, которые не относятся к телесным нуждам, но и духовными не являются. Базовой психологической потребностью становится стремление к общению с другими людьми. Также можно выделить желание любить, принадлежать группе, получать поддержку и понимание, эмоции и пр.

Не стыдно быть одиноким человеком и искать себе любимого мужчину/женщину. Стыдно отвергать свою потребность в любви, когда вы гордитесь своим одиночеством, но на самом деле нуждаетесь в тепле и ласке.

Многие люди сами себя отгораживают от счастливой жизни с любимыми. Как они это делают? Несколько раз потерпев неудачу на поприще любви, они отказываются от нее, начиная гордиться своим одиночеством. Но если эти люди искренне ответят на вопрос, действительно ли они хорошо себя чувствуют, будучи одинокими, то можно услышать, что даже холостяки и холостячки желают быть любимыми и любить.

Как же перестать бояться любви? Вы должны понять, что ваши неудачи с бывшими партнерами являются вашим неверным решением или выбором. Вы сами выбирали таких людей, которые вас потом бросали, оскорбляли и унижали, хотя вокруг вас находится множество людей, самых разных и готовых к любви. Возможно, вы выбирали по внешней привлекательности. Но знайте, что за красивой «обложкой» часто находится «гнилой» и злой человек с комплексами и множеством претензий. Возможно, вы выбирали по количеству денег. Но тогда не обижайтесь, что к вам относились, как к вещи, ведь вас «купили», точнее вы себя «продали», а иначе не выбирали по данному критерию партнера.

Вы сами выбрали того, кто вас потом обидел. Поэтому, чтобы перестать бояться любви, вам необходимо всего лишь научиться правильно выбирать себе партнеров.

Стыдно отвергать свою потребность в любви. Если вы одиноки и ищете себе любимого человека, то это еще не стыдит вас. Все люди периодически становятся одинокими. Это ни хорошо, ни плохо – все зависит от этого, как вы сами относитесь к своему одиночеству. Но стыдно отвергать свою потребность в любви, когда на самом деле вы желаете быть с кем-то и строить крепкие отношения. Вы, получается, сами себя обманываете и еще больше делаете несчастными тем, что отвергаете желания своего сердца и строите из себя «шута», которому хорошо быть одному. Если вы хотите любить, тогда признайте это. Гораздо хуже будет тогда, когда пройдут ваши молодые годы и вы поймете, что у вас нет ничего, кроме денег, друзей и своей гордости, которая вас заставила остаться в одиночестве.

Человек постоянно в чем-то нуждается. Это нормально, поскольку на основе потребностей возникает мотивация, которая побуждает человека действовать. А движение, как известно, — это жизнь.

Психология потребностей

Определение понятия потребности

Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности).

Психологическая структура потребности

В структуре потребностей выделяют две основных составляющие:

  1. Предметное содержание потребности – это совокупность тех объектов внешней или внутренней среды, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Однако предметное содержание потребностей носит обобщенный характер.
  2. Возникающее при наличии актуальной потребности напряжение, выражающееся в чувстве психологического дискомфорта – напряжения, беспокойства, чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется.
    Естественное стремление человека избавиться от этого психологического дискомфорта становится источником активности поведения и деятельности. Таким образом, потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Виды потребностей

Существует несколько различных классификаций потребностей человека. Наиболее известной и распространенной в применении является классификация А.Маслоу по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:

  1. Потребности физиологические (органические);
  2. Потребности в безопасности;
  3. Потребности в принадлежности и любви;
  4. Потребности уважения (почитания);
  5. Познавательные потребности;
  6. Эстетические потребности;
  7. Потребности в самоактуализации.

Перечисленные группы потребностей, согласно концепции Маслоу, одновременно являются и «основными уровнями потребностей, расположенными в виде строгой иерархической структуры соподчиненности, где первая группа образует основание, а пятая – вершину иерархии. Это означает, что потребности каждого вышележащего уровня возникают (актуализируются) только тогда, когда потребности всех нижележащих уровней удовлетворены.

Одной из наиболее распространенных в отечественной психологии является классификация потребностей человека по источнику происхождения. Согласно этой классификации потребности делятся на:

  1. Первичные (биологические: естественные, базовые, врожденные) потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных.
  2. Вторичные (социальные: культурные, приобретенные) потребности – потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении, т.е. потребности, непосредственно связанные с жизнью человека в обществе и его взаимодействием с другими людьми.
  3. Некоторые авторы к перечисленным двум видам потребностей добавляют группу духовных потребностей, к которым относят потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности. Так же, как и социальные, духовные потребности возникают и развиваются в ходе развития человеческого общества и социализации личности, однако, в отличие от социальных, духовные потребности связаны с общественной жизнедеятельностью человека лишь опосредованно.

Особую группу потребностей составляют также патологические потребности — потребности, приобретенные на фоне употребления веществ, вызывающих состояние эйфории. Патологические потребности являются основным симптомом таких заболеваний, как алкоголизм и наркомания.

Если какую-либо из актуальных потребностей личности по объективным или субъективным причинам невозможно удовлетворить, то у человека возникает состояние фрустрации, при котором напряжение потребности сохраняется и вызывает дискомфорт, а предметное содержание потребности недоступно. В этом случае, как правило, активизируется психологическая защита личности, направленная на устранение дискомфорта, вызванного напряжением потребности. Существует множество различных механизмов психологической защиты, однако для каждого человека может быть свойственен один или несколько механизмов, которые он регулярно применяет. Наиболее часто используемые механизмы психологической защиты личности могут выступать как одна из характеристик ее направленности.

Значение потребностей в жизни человека

Потребности оказывают большое влияние на развитие личности и на особенности деятельности человека. Потребности лежат в основе всех видов активности человека, включая его деятельность. Поэтому потребности и мотивы оказывают влияние на эффективность деятельности человека. На эффективность деятельности оказывают влияние следующие основные факторы, связанные с потребностями человека:

  1. Сила потребности: качество деятельности является наилучшим при средней силе потребности и ухудшается при слишком слабой или слишком сильной мотивации.
  2. Содержание потребностей, лежащих в основе данной деятельности: если деятельность непосредственно удовлетворяет потребность, лежащую в ее основе, то эффективность деятельности повышается. Например, если в основе профессиональной деятельности медицинского работника лежит стремление помогать другим людям, то его деятельность будет более эффективной, чем в случае, если в основе его деятельности лежат материальные потребности.

В процессе осуществления деятельности происходит развитие личности человека. Поэтому уровень психологического развития человека как личности определяется количеством, разнообразием и иерархией (соподчинением) имеющихся у человека потребностей. Человек от животных отличается тем, что у него больше потребностей, чем у животных, и эти потребности гораздо более разнообразные. У животных есть лишь органические потребности и некоторые потребности, связанные с обеспечением физической безопасности организма, в то время как у человека имеются также материальные, социальные, творческие, духовные потребности, а также потребности психического развития. Каждая из названных групп потребностей может быть, в свою очередь, представленной многими входящими в соответствующую группу частными потребностями. Таким образом, число и степень дифференцированности потребностей, имеющихся у человека, может служить характеристикой уровня его психологи­ческого развития.

Еще более важной характеристикой уровня развития человека является разнообразие его потребностей. Но еще более чем общее число и разнообразие имеющихся потребностей, человека как личность характеризует то, какие из потребностей для него являются главными, а какие второстепенными. Если среди множества имеющихся у него потребностей человек преимущественно уделяет внимание удовлетворению своих органических потребностей, то вряд ли мы имеем дело с психологически высокоразвитой личностью. Но если на первом месте у человека по степени значимости стоят творческие или духовные потребности, то он действительно представляет собой высокоразвитую личность.

Социальные, биологические и духовные потребности человека

Природа человеческих желаний

В широком смысле потребности определяются как источник активности и форма связи живого организма с окружающим миром.

Социальные потребности человека – желания и стремления, присущие индивиду как представителю человеческого рода.

Человечество – общественная система, вне которой невозможно развитие личности. Человек всегда часть общности людей. Осуществляя социальные стремления и желания, он развивается и проявляется как личность .

Принадлежность к обществу людей обуславливает возникновение социальных потребностей человека. Они переживаются как желания, влечения, стремления, яркоокрашенные эмоционально. Они формируют мотивы деятельности и определяют направленность поведения, сменяют друг друга по мере реализации одних и актуализации других желаний.

Биологические желания и природа людей выражаются в необходимости поддерживать жизнедеятельность и оптимальный уровень функционирования организма. Достигается это путем удовлетворения нужды в чем-либо. У людей, как у животного, есть особая форма удовлетворения всех видов биологической нужды – бессознательные инстинкты.

Вопрос о природе потребностей остается дискуссионным в научной среде. Одни ученые отвергают социальную природу желаний и влечений, другие – игнорируют биологическую основу.

Виды социальных потребностей

Социальные устремления, желания, влечения обусловлены принадлежностью людей к обществу и удовлетворяются только в нем.

Разделяют три категории социальных потребностей:

  1. «Для себя»: самоидентификация, самоутверждение, власть, признание.
  2. «Для других»: альтруизм, безвозмездная помощь, защита, дружба, любовь.
  3. «Вместе с другими»: мир на Земле, справедливость, права и свободы, независимость.

Далее рассмотрим подробное описание каждого из потребностей:

  • Самоидентификация заключается в желании быть подобным, похожим на конкретного человека, образ или идеал. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознает себя мальчиком/девочкой. Потребность в самоидентификации периодически актуализируется в процессе жизнедеятельности, когда человек становится школьником, студентом, специалистом, родителем и так далее.
  • Самоутверждение необходимо, и оно выражается в реализации потенциала, заслуженном уважении среди людей и утверждении человеком себя как профессионала в любимом деле. Также многие люди стремятся к власти и призванию среди людей в своих личных целях, для себя.
  • Альтруизм – безвозмездная помощь, даже в ущерб собственным интересам, просоциальное поведение. Человек заботится о другом индивиде как о самом себе.
  • К сожалению, бескорыстная дружба – редкость в наше время. Настоящий друг – ценность. Дружба должна быть бескорыстной, не ради выгоды, а из-за взаимного расположения друг к другу.
  • Любовь – самое сильное желание каждого из нас. Как особое чувство и вид межличностных отношений, она отождествляется со смыслом жизни и счастьем. Ее трудно переоценить. Это причина создания семей и появления новых людей на Земле. Подавляющее количество психологических и физических проблем от неудовлетворенной, безответной, несчастливой любви. Каждый из нас хочет любить и быть любимым, а также иметь семью. Любовь – это самый мощный стимул, мотивация для роста личности, она вдохновляет и воодушевляет. Любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, к своему делу, работе, городу, стране, ко всем людям и всему миру, к жизни, к себе – фундамент для развития гармоничной, целостной личности. Когда человек любит и любим, он становится творцом свой жизни. Любовь наполняет ее смыслом.
Читайте также:  Фаталист - кто это такой, его убеждения

Общечеловеческие социальные желания есть у каждого из нас на Земле. Все люди, вне зависимости от национальности и вероисповедания, хотят мира, а не войны; уважения своих прав и свобод, а не порабощения.

Справедливость, нравственность, независимость, гуманность – общечеловеческие ценности. Их желает каждый для себя, своих близких, человечества в целом.

Осуществляя свои личные устремления и желания, необходимо помнить и об окружающих людях. Нанося вред природе и обществу, люди вредят самим себе.

Классификация социальных потребностей

В психологии разработано несколько десятков разнообразных классификаций потребностей. Наиболее общая классификация определяет два вида желаний:

1. Первичные или врожденные:

  • биологические или материальные потребности (еда, вода, сон и другие);
  • экзистенциальные (безопасность и уверенность в будущем).

2. Вторичные или приобретенные:

  • социальные потребности (в принадлежности, общении, взаимодействии, любви и другие);
  • престижные (уважение, самоуважение);
  • духовные (самореализация, самовыражение, созидательная деятельность).

Наиболее известная классификация социальных потребностей была разработана А. Маслоу и известна как «Пирамида потребностей».

Это иерархия человеческих стремлений от низших к высшим:

  1. физиологические (еда, сон, плотские и другие);
  2. потребность в безопасности (жилье, собственность, стабильность);
  3. социальные (любовь, дружба, семья, принадлежность);
  4. уважение и признание личности (как другими людьми, так и самим собой);
  5. самоактуализация (самореализация, гармония, счастье).

Как видно, эти две классификации одинаково определяют социальные потребности как стремления к любви и принадлежности.

Значимость социальных потребностей

Естественные физиологические и материальные желания всегда первостепенны, так как от них зависит возможность выживания.

Социальным потребностям человека отведена второстепенная роль, они идут следом за физиологическими, но являются более значимыми для человеческой личности.

Примеры такой значимости можно наблюдать, когда человек терпит нужду, отдавая предпочтение удовлетворению вторичной потребности: студент вместо сна занимается подготовкой к экзамену; мать забывает поесть, ухаживая за младенцем; мужчина терпит физическую боль, желая произвести впечатление на женщину.

Личность стремится к активности в социуме, общественно полезному труду, установлению положительных межличностных отношений, желает быть признанной и успешной в социальной среде. Нужно удовлетворять эти желания для успешного сосуществования с другими людьми в социуме.

Безусловную значимость имеют такие социальные потребности, как дружба, любовь, семья.

На примере взаимосвязи социальной потребности людей в любви с физиологической необходимостью плотских отношений и с инстинктом продолжения рода можно понять, насколько взаимообусловлены и связаны эти влечения.

Инстинкт продолжения рода во взаимодействии мужчины и женщины дополняется заботой, нежностью, уважением, взаимопониманием, общими интересами, возникает любовь.

Личность не формируется вне общества, без общения и взаимодействия с людьми, без удовлетворения социальных потребностей.

Примеры детей, воспитанных животными (таких инцидентов было несколько в истории человечества) яркое подтверждение значимости любви, общения, общества. Такие дети, попав в человеческое сообщество, так и не смогли стать его полноценными членами. Когда человек испытывает только первичные влечения, он уподобляется животному и фактически становится им.

Социальные потребности — что это такое

Социальные потребности – это особый вид нужды для человека. Он проявляется в том, что индивид стремится стать частью общества и получить признание социума. Без этого он чувствует себя неполноценным.

Развитие личности происходит только при активном взаимодействии с людьми

Понятие

Социальные потребности человека указывают на то, что индивид не может жить один. Он жаждет любви, дружбы, других положительных чувств, которые появляются при общении двух и более лиц.

Нереализованные социальные потребности не приводят к смерти, но могут серьезно снизить качество жизни. Поэтому необходимо задумываться над тем, как их реализовать.

Под термином «социальные потребности» психологи понимают такой вид нужды, который удовлетворяется не только общением. Индивиду важно получать оценку своей деятельности, обратную связь от других людей.

Происходит этому, потому что человек – это не только единица биологического вида. Его психика представлена сложным и многокомпонентным механизмом, который отличается от животного.

Индивид хочет делать нечто значимое для коллектива, что даст ему признание и похвалу. Если он однажды получил это, то стремится повторить опыт. Именно нужда в положительных эмоциях служит толчком для осуществления полезной деятельности.

Психологи считают, что именно социальные потребности могут способствовать развитию личностной сферы индивида. В нее входят поступки человека, его мотивация, особенности восприятия информации и т.п.

Психологи уверены, что именно социальные потребности вынуждают индивида активно действовать. Ради получения признания он трудится, участвует в общественной жизни.

Для полноценного существования человеку нужно удовлетворить две группы потребностей. Первая – это нужда в еде, питье, отдыхе и т.п. Вторая – потребность в общении и признании.

Основные виды

В психологии выделяют несколько вариантов классификаций. Каждая группа основывается на одном признаке, но даже такое разделение не дает полного ответа на вопрос, что такое социальные потребности.

Часть специалистов считает, что это стремление человека быть значимым для определенной группы людей

Психологи выделяют классификацию по направленности воздействия:

  1. На себя – индивид хочет самоутверждаться, получать признание от власти и других людей.
  2. На других – человек способен отказаться от чего-то личного в пользу других. Ему хочется защищать слабых и получать общение.
  3. Вместе с другими – индивид испытывает стремление объединиться с какой-то большой группой, которая поможет осуществить глобальные идеи, например, революцию.

Эрих Фромм предложил свой список социальных потребностей. Психолог предложил следующую классификацию:

  1. Связи – стремление человека быть частью группы.
  2. Привязанности – желание индивида любить и делиться любовью.
  3. Самоутверждение – потребность быть значимым.
  4. Самосознание – нужда в самоопределении, индивидуальности.
  5. Ориентир – человек хочет иметь ориентир (личность, которая будет служить примером).

Психолог Макклелланд предложил свою классификацию. В ее основе лежат типология личности и мотивация. В первую группу он включил людей, которые стремились господствовать. Во вторую – тех, кто хочет быть успешным. В третью – попали личности с тягой к причастности (им нужно избегать конфликтов и со всеми дружить).

Базовые потребности

Когда человек живет в обществе, то он испытывает определенные потребности. Первая – это необходимость трудиться.

Важно! С ее помощью индивид чувствует стремление к профессиональной самореализации, которая дает признание общества.

Вторая – развитие. В основе человека лежит желание получать знания. Он обучается в течение всей жизни. Третья группа – это общение. Индивид не сможет полноценно существовать без контакта с другими личностями. Изоляция от социума неизменно приводит к деградации.

Пирамида Маслоу

Психолог Маслоу создал свою классификацию потребностей. Он изобразил ее в виде пирамиды, где базовые нужды находятся внизу, а более сложно достижимые – на вершине.

Далеко не каждый человек сможет дойти до конца

Специалист утверждал, что без реализации одной ступени невозможен переход на другую. Уровни:

  • Первый уровень – это физиология. К ней относится потребность в еде, воде, отдыхе, сексе;
  • Второй – чувство защищенности;
  • Третий – реализация в обществе;
  • Четвертый – получение признания;
  • Пятый – стремление к знаниям;
  • Шестой – эстетические потребности;
  • Седьмой – самоактуализация и самовыражение.

Через пирамиду Маслоу можно наглядно увидеть, что для реализации духовных стремлений нужно пройти предыдущие этапы. Современная психология не до конца признает теорию Маслоу, так как иерархия ценностей имеет низкую валидность.

Способы удовлетворения современного человека

Определение социальных потребностей менялось с развитием мира. В нынешних условиях люди все больше исключаются из социума. Интернет, социальные сети, гаджеты – все это приводит к тому, что индивиды мало контактируют вживую.

Важно! Нельзя однозначно назвать эффективные способы удовлетворения потребностей, так как для каждого человека они свои.

Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду. Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу.

Умение проводить беседы не появляется с рождением человека. Социальные навыки тренируются в процессе практики. Нужно постоянно общаться и знакомиться.

Еще один способ – это изучение нового. Встречи, семинары, обучающие курсы – все это позволяет не только получать знания, но и обзаводиться новыми социальными связями.

Человек должен понимать, кем он является. Для этого ему нужно посвящать время рефлексии. Подобный самоанализ позволяет составить представление о своих плюсах и минусах. Самоуважение появляется только у уверенных в себе людях.

Некоторые примеры

Для того чтобы лучше понимать, что такое социальные потребности, нужно разбирать их на примерах. В обществознании эта тема изучается подробно, так как она пригодится в жизни.

В развитии

По сути, все изобретения человека появились для удовлетворения определенной нужды: это одежда, инструменты, посуда и многое другое. Кто-то стремился сделать открытие в науке для того, чтобы стать знаменитым.

В общественном порядке

Пример – любой политик, который заинтересован в получении общественного признания. Еще один пример – волонтер, организатор мероприятий и другой активный человек. Особенность такого вида деятельности будет в том, что она направлена не на получение материальной выгоды, а на оказание помощи людям.

Предпринимательская деятельность тоже может быть полезной обществу. Простой пример – владелец магазина отдает какое-то количество товара на благотворительность.

В альтруизме

Подсознательно все люди стремятся делать то, что им выгодно, и защищают себя. Отказаться от этого сложно, но можно. Бескорыстная помощь, самопожертвование – это примеры реализации социальных потребностей. Человек в них не ищет какой-либо выгоды для себя, он поступает так из-за желания получить общественное признание.

При альтруизме индивид приносит в жертву свои интересы

Социальные потребности очень важны для полноценной жизни. При их отсутствии никто не умирает, но и наслаждаться происходящим не удастся.

Читайте также:  Дружба между мужчиной и женщиной - существует ли, мнение мужчин

Видео

Потребности личности

Общепризнано, что потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.

Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Пьерон, В. И. Ковалев, В. А. Ядов, Л. И. Божович).

Однако потребностное состояние у человека возможно и при избытке чего-либо, в связи с чем появляется потребность избавиться от этого избытка. Близким к этому стоит понимание потребности как отражение нужды в сознании человека.

Потребность как зависимость – это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования (В. А. Василенко, Б. И. Додонов). Однако зависимость показывает лишь, какие отношения существуют между организмом и внешней средой, но не отражает сущности потребностей.

Следует отметить, что приведенные выше два определения потребностей являются наиболее распространенными. Однако, наряду с ними, имеются и другие взгляды.

Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром (Д. А. Леонтьев). Это скорее философский подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.

Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага – это и есть потребность (В. С. Магун). Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом случае – социально-экономическим.

Потребность как отклонение от уровня адаптации. Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности (Д. К. Мак-Клелланд). Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность в восстановлении ожидаемого состояния. Другие примеры: привычная обстановка вызывает скуку, которая переживается как потребность в новизне. Достигнутый результат перестает удовлетворять человека, что активизирует потребность в достижении.

Потребность как состояние (И. А, Джидарьян, В. Н. Мясищев, К. Обуховский). Действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.

Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностное состояние заставляет человека лишь искать причину страдания.

Потребность как динамическое состояние (К. Левин). Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения состоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение является решающим фактором, детерминирующим поведение человека.

Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути потребностей.

Во-первых, становится очевидным необходимость разделения потребностей на потребности организма и потребности личности. При этом потребности организма (нужды) можно разделить на не осознаваемые (не ощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые). Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).

Во-вторых, очевидно и то, что потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.

В-третьих, понятно, что из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания.

Наконец, в-четвертых, само возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность.

Учет перечисленных фактов позволяет Е. П. Ильину определить потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием».

Этапы формирования и функции потребностей

Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В. М. и И. В. Ривиных).

1-я стадия – латентная или стадия формирования потребности, в течение которой происходит специфическая настройка чувствительности к внешним раздражителям.

2-я стадия – неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Для нее характерно возникновение у субъекта ощущения какого-то нового для себя состояния. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение.

3-я стадия – стадия осознания потребности. Она характеризуется появлением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о появлении приятных ощущений, мыслей, мечтаний и планов сексуального характера.

Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.

Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.

Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.

Классификация и виды потребностей

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Некоторые авторы, например, Мюррей насчитал более 140 потребностей человека. Тем не менее, и в отечественной и в западной психологии сложились определенные традиции в классификации потребностей.

Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).

Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.

Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении, внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви, дисциплинированности, независимости-зависимости.

Идеальные потребности – это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации, собственно познавательные потребности, эстетические потребности.

Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста). Первый класс включает в себя:

физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу),

потребность в безопасности (по А. Маслоу) и сохранении (по К. Обуховскому),

изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу),

биологические (по П. В. Симонову),
материальные (по Ф. М. Достоевскому).

Второй класс потребностей это:
потребности в уважении и любви,
самоуважении,
самоактуализации (по А. Маслоу),
познавательные, в том числе и познания смысла жизни,

потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),

социальные и идеальные потребности (по П. В. Симонову).

Таким образом, видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации. Приведенные классификации позволяют выделить наиболее значимые с точки зрения практического поведения личности потребности.

Потребность в достижении (успехе). Она выражает стремление человека к улучшению результатов деятельности. Потребность в достижении наиболее тесно связана с успешностью в деятельности. Как правило, эта потребность наиболее полно удовлетворяется среди лиц с высоким уровнем мастерства. У женщин данная потребность выражена сильнее, чем у мужчин.

У людей со слабой потребностью в достижениях слабо выражена внутренняя мотивация деятельности. При этом они больше побуждаются защитной мотивацией (мотивация избегания неудачи: не получить плохую оценку, не быть отчисленным или уволенным и т. п.). Потребность в достижении прямо и положительно коррелирует с активностью в научной работе.

Потребность в аффилиации (межличностном общении). Данная потребность предусматривает высокий уровень эмпатии. Следует отличать эту потребность от потребности в покровительстве, помощи, признании со стороны других. Все это – разные стороны потребности в аффилиации.

Экспериментальное изучении данной потребности выявило следующие факты. При среднем уровне потребности в аффилиации у студентов наблюдается положительное ее влияние на успеваемость. Сильный уровень – отрицательно связана с успешностью. У женщин этот вид потребности выражен сильнее, чем у мужчин. Кроме того потребность в аффилиации значимо влияет на степень удовлетворенности студентов учением. Причем у мужчин это влияние сильнее, чем у женщин. В то же время потребность в аффилиации практически не оказывает влияния на облегчение учебной деятельности. Более того, у лиц с высоким уровнем этой потребности несколько возрастают трудности учения. С возрастом потребность в аффилиации уменьшается. Установлено, что она положительно коррелирует с тревожностью.

Потребность в доминировании – возникает и удовлетворяется в процессе общения. Наряду с этой потребностью говорят о потребности в самоутверждении, в лидерстве, в независимости, ответственности. По мнению Ю. М. Орлова – все это различные потребности, весомая компонента в которых принадлежит потребности в доминировании.

Данные экспериментального изучения этой потребности выявили ее противоречивое влияние на успеваемость. Например, стремление к доминированию, вне связи с другими потребностями, снижает учебную успешность студентов. Чем сильнее потребность в доминировании, тем меньше вероятность сдать сессию на отлично. Вместе с тем вероятность сдать сессию не ниже, чем на хорошо, уже не зависит от степени развития потребности доминирования.

Положительная связь этой потребности с потребностью в достижении оказывает положительное влияние учебную успешность. Студенты с высоким уровнем потребности в доминировании испытывают меньше трудностей в учении. По-видимому, этот вид потребности повышает общий уровень мотивации, способствуя тем самым облегчению учебной деятельности. У женщин влияние доминирования на облегчение учения выражено сильнее. При этом эффект облегчения возрастает с ростом успеваемости.

Потребность в познании. Интересно, что познавательная потребность, во всяком случае у студентов медвузов, обладает меньшей стимулирующей способностью, чем потребность в достижении. Показано, что вероятность учиться на отлично под влиянием познавательной потребности повышается в 1,5 раза, а под влиянием потребности в достижении в 2 раза! Интересно и то, что у студентов со средним уровнем познавательной потребности наблюдается наибольшая удовлетворенность учением. Студенты с высоким уровнем этой же потребности удовлетворены учением меньше. Зато познавательная потребность оказывает существенное влияние на облегчение учения: чем выше потребность, тем легче учиться.

Проведенные исследования показывают, что одна и та же потребность может повышать один показатель эффективности и снижать другой. Кроме того, видно, что направление и интенсивность влияния различных потребностей на один и тот же показатель деятельности различны. Все это свидетельствует о многозначных взаимоотношениях между потребностями и стимулируемыми ими деятельностями.

Оцените статью
Добавить комментарий