Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Содержание

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Содержание:

Дети иначе, чем взрослые, воспринимают окружающую действительность, но с возрастом мы, родители, об этом забываем. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно понять, как наши малыши осмысляют получаемую извне информацию, и как затем её систематизируют. Если родителям удастся понять закономерности процесса мышления у малышей-дошкольников, то их взаимное общение получится более глубоким и продуктивным.

Этапы и особенности мышления дошкольников

Наглядно-действенное мышление

В самом нежном возрасте, примерно в 1,5-2 года малыш «думает» руками: исследует игрушку, разбирает её, нередко ломает.

Этими действиями он пытается в доступной ему форме исследовать окружающие предметы и сформировать о них собственное представление. То есть он использует наглядно-действенный образ мышления, когда оно полностью определяется его целенаправленными активными действиями по исследованию и попытке изменения окружающих вещей.

Основная задача родителей на этом этапе – не препятствовать попыткам малыша изучать руками окружающие предметы. Даже несмотря на то что его действия очень часто могут привести к поломке предмета, при этом крошечный «исследователь» может даже пораниться сам. Тут уже и будет важна функция родителей, которые могут поощрять его желание познавать, одновременно следя за мерами безопасности.

Для тренировки подобного способа мышления хорошо подходят предметы, которые могут заметно изменяться от воздействия манипуляций ребёнка:

  • наборы для прикладной деятельности;
  • игрушки-сортеры;
  • игры с подвижными материалами: снегом, водой, крупой, песком.

Нужно стараться, чтобы во время игры у малыша формировалась чёткая ассоциация «действие – его результат», впоследствии это поможет ему при занятиях математикой и логикой.

Наглядно-образный тип мышления

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до первого класса. В это время у ребёнка начинает активно работать наглядно-образный тип мышления. При этом наглядно-действенное мышление не вытесняется полностью. Ребёнок продолжает осваивать мир и предметы в нём, работая над ними руками, но кроме этого, он начинает соображать, оперируя системой уже сформировавшихся у него образов.

Особенно ярко данный вариант мышления проявляется в способностях к рисованию. Когда ребёнок рисует предмет, например, домик, то он уже представляет его в своём воображении, ведь в его памяти уже запечатлелись его характерные черты (стены, окошко, крыша). Полученное изображение при этом не получает индивидуальных чёрточек, являясь лишь собирательным образом, сложившимся к этому времени в представлении ребёнка.

Будет прекрасно, если ребёнок с удовольствием будет визуализировать возникающие в его голове образы, воплощать их в действительность. Помогают этому следующие занятия:

Словесно-логическое мышление

У дошкольников в возрасте 5-7 лет начинает активно проявляться следующая ступень мышления – словесно-логическая. Например, если задать вопрос: «Что такое кот?» 3-4-летнему ребёнку, то ответом будет что-то вроде «Котик – это Барсик, живущий во дворе у бабушки». А 5-6-летний ребёнок ответит уже иначе: «Это такое животное, которое пьёт молоко и ловит мышей». В этом ответе уже прослеживается способность малыша к анализу, который является важнейшей мыслительной операцией. Благодаря ему у детей дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие мышления.

Любопытно, что занимательная математика для дошкольников интересует не только малышей, но порой увле .

Творческое мышление

Наличие этого типа мышления определяет творческие способности, позволяющие принимать нестандартные решения. От желания родителей развивать в ребёнке творческое начало будет зависеть степень развития в нём творческих способностей. В отличие от предшествующих способов мышления творческий не связан с процессом роста и формирования у ребёнка интеллектуальных способностей. Любому малышу присущи формы психической деятельности – воображение и фантазия, без них невозможно возникновение творческого процесса. Взрослым же нужно создать соответствующую обстановку, где ребёнку было бы проще развивать свой творческий потенциал. Для этого подходят любые виды творчества:

  • изобразительное;
  • литературное;
  • музыкальное;
  • хореографическое.

Не бывает детей, неспособных к творчеству, родители должны об этом помнить. Даже дети с отставанием в развитии способны в предложенных задачах находить нестандартные решения, главное, чтобы учителя и родители способствовали этому.

Роль мыслительных операций в развитии мышления у детей

Здоровому в ментальном смысле человеку присущи следующие мыслительные операции:

Развитие мышления у дошкольников сводится к освоению всех этих операций.

Сравнение

Чтобы научить ребёнка использовать сравнение, нужно показывать ему, как видеть в одинаковом различное, а в различном находить общее. Нужно учить малыша с двухлетнего возраста анализировать и сравнивать предметы, сопоставляя их однородные признаки (цвет, форму, консистенцию, вкус, набор функций и т. д.). До ребёнка нужно донести важность анализа по однородным признакам, которые он должен уметь называть и выделять. Постепенно нужно расширять сферу сравниваемых понятий, переходя от предметов к свойствам материалов, звукам, временам года, природным явлениям и т. д.

Обобщение

В 6-7 лет дошкольнику становится доступной операция обобщения. 3-4-летняя крошка уже отлично знает, что такое чашка, тарелка, ложка, стакан, но затруднится назвать всё это одним словом. В процессе роста ребёнка у него пополняется словарный запас, развивается связная речь, появляются обобщающие понятия. Когда ребёнок в достаточной мере овладевает такими понятиями, то его мыслительные способности также развиваются.

Анализ

С помощью анализа исследуемый предмет или явление виртуально расчленяется на составные компоненты. Кроме того, анализ позволяет выявлять особенные, свойственные только объекту исследования черты и признаки.

Если попросить 3-4-летнего ребёнка описать растение, то тот обычно без труда сможет назвать и указать на его части: цветки, листья, стебель. Этим уже демонстрируется способность ребёнка к анализу.

Синтез

Это противоположная анализу мыслительная операция. Если при анализе малыш «расчленяет» предмет, явление, понятие, то при синтезе он пытается объединить по отдельности полученные признаки. Эта сторона мышления очень хорошо видна при освоении навыков связанного чтения дошкольниками. Вначале они учатся складывать слоги из отдельных букв и звуков, затем из слогов – слова, и, наконец, собирают из слов предложения и тексты.

В период пребывания дошкольников в стенах детского сада малыши приучаются к трудовой деятельности, м .

Классификация

Научившись выявлять различие и сходство между предметами, явлениями и понятиями, ребёнок уже может заниматься их классификацией. Он способен выявить у предмета единственный существенный признак, по которому сможет подобрать к предмету группу родственных. Например, он может классифицировать игрушки по тому материалу, из которого они сделаны – пластик, дерево, текстиль, природные материалы.

Заучивание слов и их осмысление ребенком

С ранних пор дети учат слова, обозначающие явления и предметы, действия и признаки, но обозначаемые этими словами понятия усваиваются ими лишь постепенно. В этом видна сложность процесса выстраивания отношений между языком и мышлением, образами и словами, понятиями и образами.

На вопрос «Где здесь кукла, вилка, карандаш?» уже двухлетний ребёнок может указать на перечисленные предметы. Дети пятилетнего возраста могут выделить в предмете тот признак, который для них стал самым значимым. Обычно таким признаком становится название предмета, или то, как его использует человек. Поэтому ответ пятилетнего ребёнка на тот же вопрос будет примерно таков: «Кукла – чтобы играть», «Карандаш – чтобы писать». Дети постарше уже начинают описывать предмет, беспорядочно перечисляя его внешние признаки: «У куклы есть руки, голова, волосы, ноги», «У лошади есть голова, хвост, спина и по углам 4 ноги». Лишь старшие дошкольники могут уже выделять те существенные признаки предмета, по которым его можно отнести к той или иной группе или категории. Дети, находящиеся на этой ступени развития, отвечают так: «Карандаш – это палочка для того, чтобы писать», «Лошадь – это животное», «Вилка – это посуда», «Кукла – это игрушка». Но встретившись с незнакомым предметом, дети этого возраста вновь скатываются к беспорядочному перечислению их признаков или ссылаются на назначение предмета, например, «Барометр – круглый и ещё со стрелкой, как у часов, он чтобы узнавать погоду».

Помощь родителей в становлении мышления ребенка

3-4-летние дети, получив игрушку и целенаправленно её сломав, не склонны задумываться о причинах её поломки. Они прямолинейно пытаются восстановить работоспособность игрушки: трясут куклу, отказывающуюся наклоняться, стучат ею по полу и совершают аналогичные бессмысленные (с точки зрения взрослого) действия. Но уже в 5-6 лет ребёнок, сломав игрушку, начинает её рассматривать, пробует поправлять её детали, пытаясь разобраться в причине наступившего паралича игрушки. У старших дошкольников действия ещё более целеустремлённые: они, не трогая прежде времени деталей механизма, внимательно его осматривают, и только найдя в уме решение проблемы, приступают к его реализации. То есть, действие ребёнка перестраивается – из поискового, хаотического оно превращается в рациональное, с предварительно продуманной стратегией.

Но совершенствование у ребёнка мыслительного процесса от его возраста прямо не зависит. Можно вызвать изменение поведения и у четырёхлетнего ребёнка, если взрослый уточнит для него задачу, поинтересовавшись, что мешает работе игрушки и направив, таким образом, его мысли на поиск неисправности. Благодаря уточнению задачи мыслительный процесс заостряется, делается более организованным и сосредоточенным на решении конкретной проблемы.

Детей всегда привлекают различные опыты и эксперименты, любят они и повозиться с водой. Можно эти за .

Способность 6-7-летних детей понять суть задачи и выявить условия, необходимые для её решения, помогает им многократно уверенно повторять те же самые действия при последующих поломках игрушки, при этом они свои действия уверенно обосновывают. Им уже известно, что и для чего нужно делать, то есть они понимают, почему сломалась игрушка. Осознанные решения позволяют малышу успешно применять усвоенные навыки для решения похожих задач.

Упражнения для развития навыков синтеза, анализа и классификации

Что лишнее?

Перед ребёнком нужно разложить несколько картинок со знакомыми для него предметами. Их можно сделать самостоятельно или воспользоваться карточками детского лото. Можно выбрать, например, такую группу предметов: конфету, яблоку и книгу. Ребёнку предстоит проанализировать данные предметы и правильно их классифицировать. Первые два предмета можно съесть, но не книгу, поэтому последняя и окажется лишней в этой группе.

Читайте также:  Как перестать много есть и начать худеть - советы

«Кот в мешке»

Эта игра полезна для тренировки у ребёнка навыков синтеза и анализа. Если ребёнок ещё слишком мал и говорит пока с трудом, то роль ведущего должен взять на себя взрослый. Итак, ведущий выбирает из детского лото картинку и, не показывая её ребёнку, начинает словесно описывать имеющееся на ней изображение. Конечно, он не может называть и сам предмет прямо. Ребёнок, слушая предложенное описание, должен догадаться, что на этой картинке изображено. Когда малыш подрастёт примерно до 5 лет, то с ним можно меняться ролями, чтобы уже ребёнок пытался описывать то, что видит на картинке, а взрослый должен понять, о чём идёт речь. В последнем случае у ребёнка больше тренируются навыки связной речи.

Подбери пару

Эта задача для тренировки сравнения и анализа. Для неё потребуются два одинаковых набора детского лото. Ведущий игрок (возможно, ребёнок) берёт карточку и описывает её другим игрокам, не показывая её. Другие игроки анализируют полученную информацию и находят в своём наборе ту карточку, которая, по их мнению, соответствует описанию ведущего. Затем карточки сравниваются – если они одинаковые, то эта пара выводится из игры, а дети продолжают игру с оставшимися карточками.

Что это?

Игра на обобщение, сравнение, анализ. Нужно предложить ребёнку с помощью обобщающего слова охарактеризовать следующие словарные ряды:

  • ложка, тарелка, нож, стакан;
  • яблоко, слива, банан, апельсин;
  • аист, воробей, голубь, гусь;
  • собака, кошка, корова, овца;
  • тюльпан, роза, мак, ландыш.

Можно самостоятельно придумать множество разных словарных рядов, постепенно усложняя задания, переходя от простейших предметов к более сложным понятиям природных явлений, времён года, человеческих ощущений и т. д.

Для того чтобы рассчитывать на успешное развитие мышления у детей в дошкольном возрасте, необходимо добиться того, чтобы он успешно освоил и научился свободно пользоваться перечисленными выше мыслительными операциями. Направленные на их тренировку игры и занятия не только обеспечат интеллектуальное развитие малыша, но и позволят гармонично развиваться его личности в целом. Ведь именно развитое мышление отличает людей от прочих животных.

Тренировка мышления у ребенка дошкольного возраста

Для понимания особенностей восприятия малышами окружающего мира необходимо представлять, что собой представляет развитие мышления у детей дошкольного возраста, как протекает этот процесс и чем примечателен.

Наглядно-действенное мышление: что собой представляет и как развивать?

Наглядно-действенное мышление свойственно детям до двух лет, когда они знакомятся с миром по большей части с помощью действий.

Родители, понимая, что ребенок проходит этап развития наглядно-действенного мышления, должны стараться не только не препятствовать малышу в процессе знакомства с миром, но и поощрять инициативу. Да, кроха действительно может сломать, разобрать, испортить какие-то вещи, но сделает он это не нарочно, а с единственной целью — познать окружающую действительность.

Для тренировки такого типа мышления у дошкольников можно использовать специальные развивающие игрушки, например наборы для прикладного искусства, всевозможные емкости с крупами и водой, кинетический песок, конструкторы и другие. Важно отследить следующий момент: во время игры ребенок должен уметь провести связь между своими действиями и их результатом.

Наглядно-образное мышление – следующий этап развития

После трех лет у малышей наступает новый этап развития, который отмечен появлением наглядно-образного мышления. Предыдущий тип мышления — наглядно-действенный –сохраняется, но дополнительно ребенок учится знакомиться с миром посредством образов. В этом возрасте у малыша особенно ярко проявляется способность к рисованию, он пробует изображать предметы, которые видел раньше и которые успел запомнить. Говоря о том, какие особенности имеет этот тип мышления, можно отметить неиндивидуализированное изображение, которое складывается в голове в виде образа в тот или иной момент.

Важно, чтобы взрослые прививали малышу желание визуализировать и реализовывать всплывающие в сознании образы. Играми, способствующими этому, станут, например, лепка, аппликации и работа с конструктором.

Как развивается словесно-логическое мышление

На следующем этапе, в 5-7 лет, мышление дошкольников приобретает форму словесно-логического. Отличительная черта такого мышления — способность группировать и анализировать факты.

Так, если ребенка до 4 лет спросить, кого он понимает под названием «кот», кроха ответит, что речь идет о Мурзике из соседнего подъезда или Пушке на бабушкиной даче. В 5-7 лет малыши понимают, что кот — это животное, которое имеет свои отличительные признаки. Это говорит о том, что ребенок анализирует, думает логически, мыслит согласно своему возрасту.

О развитии творческого мышления

В дошкольном возрасте развивается еще один тип мышления — творческий. Малыши учатся принимать необычные, креативные решения. Задача взрослых на этом этапе — понимание особенностей творческого мышления и стимуляция его развития. Если сравнивать творческий тип мышления с перечисленными выше, то оно имеет одну важную особенность: не зависит от интеллектуальных возможностей дошкольника.

Фантазировать, воображать — это умеют и с удовольствием делают дети с любым уровнем интеллекта. Малышу достаточно будет оказаться в располагающей к творчеству обстановке, чтобы он почувствовал желание проявить свой потенциал. Развивать творческое мышление у детей можно в любых направлениях:

  • изобразительная деятельность;
  • литература;
  • музыка;
  • хореография и т.д.

Каждый ребенок имеет способности к творчеству – нужно лишь разглядеть их и помочь крохе с их реализацией. Даже малыши, отстающие в развитии, способны находить креативные способы решения поставленных перед ними задач, если взрослые будут способствовать развитию у них творческого мышления.

Виды мыслительных операций у дошкольников

Главные мыслительные операции — это:

Анализируя навыки пользования этими операциями, можно будет вычислить уровень развития мышления у дошкольников. Начнем по порядку.

Что такое сравнение?

Чтобы малыш умел сравнивать, нужно помочь ему научиться искать различия в одинаковых на первый взгляд предметах и объектах и общее в разных. Так, уже в два года кроха может выделять у предметов и объектов отдельные признаки:

Важно привить малышу способность выделять отдельные признаки у предметов, что впоследствии поможет ему проводить сравнительный анализ. Упражняться в сравнении можно, анализируя не только предметы и объекты, но и явления и даже звуки, движения.

Как научить обобщать?

Важная составляющая процесса мышления — это способность обобщать. Как правило, этот навык малыши осваивают не раньше 6-7 лет, то есть в старшем дошкольном возрасте. Так, если к трем-четырем годам малыш может уверенно перечислить предметы посуды, то в 6-7 лет он обозначит их одним общим словом — «посуда».

По мере того как у малыша будет пополняться словарный запас, он сможет лучше справляться с обобщением, развивая мыслительные способности.

Анализ как способность мыслить

Анализ как способ мышления помогает малышам разделять анализируемый предмет на отдельные компоненты с выявлением его признаков и функций.

Развивать способность к анализу у ребенка взрослые могут целенаправленно. Например, можно периодически обсуждать с крохой те или иные предметы, объекты, растения, животных, предлагая ему охарактеризовать их по частям. В возрасте 3-4 лет кроха уже справится с заданием, описывая цветы, домашнего питомца, автомобиль и так далее.

Способность к синтезу

Синтез — это обратная анализу мыслительная операция. Если в процессе анализа ребенок учится искать особенности предмета или явления, как бы расщепляя его на компоненты, то в ходе синтеза он учится объединять отдельные признаки того или иного предмета или объекта, обращая внимание на сущность в целом.

Главным признаком освоения навыка синтеза является умение старшего дошкольника объединять отдельные буквы в слоги, а слоги в слова.

Как только малыш сможет овладеть навыком классифицировать, он сможет определять сходства и отличия между разными предметами, явлениями, выделяя один или несколько признаков, по которому можно их сгруппировать.

Развивать умение классифицировать у детей можно с помощью специальных игр и игрушек из разных материалов.

Игры, развивающие логическое мышление

Логическое мышление поможет детям в процессе обучения в школе. Развивать его помогут интересные упражнения, в ходе которых малыши научатся рассуждать и сравнивать.

Игра «Угадай лишнее!». Цель этой игры – научить малышей обобщать. Играть в нее могут младшие дошкольники до трех-трех с половиной лет. Детям предлагают из предложенных предметов выбрать лишний. Например, это могут быть мягкие игрушки, среди которых будет одна из дерева или пластика, набор детской посуды, в котором будет игрушечная машинка, и так далее. Обычно младшие дошкольники с легкостью справляются с поставленным заданием. Взрослые должны научить ребенка не только правильно выбирать лишний предмет, но и аргументировать свой выбор.

Игра «Где чей домик?». Цель этой игры — научить малышей обобщать и группировать предметы в зависимости от признаков. С игрой лучше справятся младшие дошкольники, которым можно показывать карточки с изображенными на них предметами, предлагая определить, кто где живет. Например, животные — в лесу, посуда — на кухне, машина — на улице и т.д.

Игра «Угадай!». Играя в эту игру, малыш научится соотносить категории, к которым относятся объекты. Взрослому нужно будет загадать определенное слово (предмет) и предложить малышу его отгадать, получая ответы «да» или «нет» на наводящие вопросы: «Это еда? Это фрукт? Это сладкое? Это большое? Это зеленое?». Как только малыш справится с заданием, можно предложить ему поменяться ролями.

Игра «Собери предмет».
Рассчитана на детей от 3 до 4 лет, осваивающих навык выделения общего признака у нескольких предметов. Малышу предлагают соединить части одного предмета, причем как отдельные детали, так и изображенные на картинках элементы, например в виде пазлов.

Игра «Отгадай предмет». Цель игры — улучшение словарного запаса и стимуляция речевой активности. Ребенку предлагают отгадывать загаданное слово по прилагательным, которые будут его описывать.

В заключение отметим, что каждый ребенок — это яркая отдельная личность, и развитие мышление у каждого происходит по своему сценарию. Психологи выделяют три основных типа мышления, свойственные каждому из этапов развития малыша:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Первый тип мышления характерен для малышей младшего дошкольного возраста, когда они знакомятся со свойствами предметов. Второй тип мышления свойственен детям среднего дошкольного возраста. Словесно-логическое мышление формируется у детей старшего дошкольного возраста, когда они учатся преобразовывать понятия.

Игры для развития мышления у детей дошкольного возраста

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – один из этапов подготовки ребенка к предстоящему обучению. От того насколько будет развито логическое мышление малыша, его память, умение анализировать, сравнивать, конкретизировать и обобщать, зависит то, насколько легко будет ему осваивать новые знания в школе, и применять их в дальнейшем на практике.

Что такое мышление

Мышление – это процесс, во время выполнения которого человек решает поставленную перед ним задачу. В результате мышления появляется мысль, выраженная в словах. Чем лучше развита речь ребенка, тем более внятно он может выразить свои мысли. Мышление помогает малышу осваивать новые знания, поэтому большое внимание уделяется его развитию.

Читайте также:  Как перестать нервничать и стать спокойным - советы психолога

Виды мышления

Педагоги-психологи различают три вида мышления у детей:

  • Наглядно-действенное, когда процесс мышления у ребенка протекает с помощью действия над предметом, присуще малышам раннего возраста.
  • Наглядно-образное, когда процесс мышления у ребенка протекает с помощью предметов, явлений и представлений, свойственно детям дошкольного возраста.
  • Словесно-логическое, когда процесс мышления происходит в уме ребенка с помощью понятий, слов, рассуждений, характерно для детей старшего дошкольного возраста.

В основном у детей дошкольного возраста развиты первые два вида мышления. Развитие логического мышления происходит на основе образного. Если у малыша хорошо развиты все виды мышления, ему намного легче решать поставленные перед ним задачи. Поэтому очень важно проводить с ребенком регулярные занятия по развитию логического мышления. Главными и основными признаками логического мышления у детей являются: умение рассуждать, анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, умение аргументировать свою точку зрения, выделять основные признаки из второстепенных, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

Обучение и развитие логического мышления ребенка должно проходить с помощью соответствующих его возрасту игр. Ведь все дети любят играть, а в силах взрослого сделать игры содержательными и полезными. В процессе игры малыш может закрепить полученные ранее знания и приобрести новые навыки, умения, что стимулирует развитие его умственных способностей. В ходе игры формируются такие личностные качества как самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Исходя из этого, педагоги-психологи разрабатывают специальные игры для развития логического мышления. Обычно это лабиринты, смекалки, головоломки, дидактические игры.

Игры, способствующие развитию мышления

Далее мы рассмотрим упражнения и игры, направленные на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

Кто, что любит? Взрослый подбирает картинки с нарисованными животными и пищей, которой они питаются. Затем он раскладывает картинки перед ребенком, отдельно с изображением пищи, отдельно с животными, и предлагает малышу «накормить» животных.

Назови одним словом. Ребенку говорят слова, объединенные общим признаком, а затем просят назвать эти слова одним словом. Например: слива, банан, яблоко, лимон – фрукты; волк, медведь, заяц, лиса – дикие животные. Когда ребенок освоит эту игру, ее можно будет немного видоизменить: взрослый говорит обобщающее слово, а малыш должен назвать предметы, которые к нему относятся. Например: птицы – воробьи, голуби, синицы.

Классификация. Взрослый дает ребенку набор картинок, на которых изображены различные предметы. Затем просит малыша внимательно их рассмотреть и разложить на группы по какому-либо признаку.

Найди лишнюю картинку. Взрослый подбирает картинки так, чтобы три из них можно было объединить в группу по общему признаку, а четвертая была бы лишняя. Далее надо предложить ребенку отыскать лишнюю картинку, при этом малыш должен объяснить свой выбор и сказать, что общего в картинках, которые он выделил в группу.

Найди лишнее слово. Взрослый читает малышу серию слов, а затем спрашивает, какое слово лишнее. Например: сосна, дуб, земляника, береза; секунда, лето, минута, час; отважный, смелый, злой, храбрый.

Чередование. Предложите ребенку нанизать, раскрасить или нарисовать бусы. Обратите внимание малыша на то, что бусинки должны чередоваться по цвету или в какой-либо другой последовательности. Используя тот же принцип можно сложить забор из разноцветных палочек.

Слова противоположные по смыслу. Предложите ребенку игру, в которой взрослый будет говорить ему слово, а малыш должен в ответ сказать слово противоположное по значению, например: маленький – большой, глупый – умный, ленивый – трудолюбивый.

Бывает – не бывает. Взрослый называет ребенку какую-нибудь ситуацию и кидает ему мяч. Если такая ситуация бывает, то малыш ловит мяч, а если нет, то отбивает его. Можно предлагать примерно такие ситуации: туфли стеклянные, кошка хочет есть, дом пошел гулять, папа ушел на работу.

Сравнение понятий и предметов. Малыш должен иметь представление о предметах, которые он будет сравнивать. Взрослый спрашивает «Ты видел бабочку? А муху?», после получения утвердительных ответов он задает следующие вопросы: «Чем отличается бабочка от мухи? Чем они похожи?». Ребенок 6-7 лет уже должен уметь сравнивать предметы: находить в них общие черты и различия по существенным признакам. Для примера пары слов для сравнения: деревня и город, драка и шалость, скрипка и пианино, молоток и топор.

Угадай по описанию. Взрослый произносит прилагательные, которые характеризуют определенный предмет, и предлагает ребенку угадать, о каком предмете он говорит. Например, сочный, круглый, красный (помидор). Если малыш не может угадать помидор, то перед ним выкладывают несколько картинок с овощами, и предлагают найти нужную картинку.

Регулярные игры с ребенком дошкольного возраста поспособствуют развитию у него не только логического мышления, но и многих других навыков, которые пригодятся малышу в дальнейшем, когда он пойдет учиться в школу.

Развитие мышления у детей

Развитие мышления у детей неразрывно связано с практической деятельностью крох. Мыслительная деятельность считается специфической структурой людского познания. Именно поэтому любой карапуз после появления на свет приступает познавать происходящее вокруг, окружение, среду суть вещей и природу явлений, разыскивать взаимосвязи между ними. В немного старшем возрастном периоде малыш учится рассуждать, воображать, фантазировать, измышлять и грамотно излагать личные думы. Поэтому задача взрослого окружения крох состоит в воспитании, содействии их формированию и самостоятельной мыслительной деятельности. Для превращения такой задачи в реальность взрослым особам нужно уразуметь, что встречаются специфические особенности развития мышления у детей.

В первый черед, это трехэтапное развитие мышления у детей школьного возраста. Первым вырабатывается наглядное мышление, которое постепенно из действенного трансформируется в образное. На третьем этапе организуется словесно-логическое мышление. Иначе говоря, на начальном этапе карапуз совершает лишь примитивные задания (крутить, вертеть). Следующая ступень знаменуется появлением конкретно-предметного мышления, при котором чаду не нужно задействовать ручки для образного изображения действий. На заключительной фазе вырабатывается способность мыслить логико-абстрактно, то есть задействуя слова.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

У дошкольников мыслительная функция базируется на представлениях. Их мыслительная деятельность становится внеситуативной, выходящей за границы воспринимаемых событий и значительно расширяющей пределы познания благодаря умению производить различные операции через представления и образы.

Трансформации, проистекающие в мыслительной деятельности крох, связаны, преимущественно, с установлением все более плотных взаимосвязей мыслительных операций с развитием речи. Подобные взаимосвязи ведут к зарождению обстоятельного мыслительного процесса, к преобразованию взаимоотношений практического и интеллектуального функционирования, когда планирующую функцию начинает выполнять речь и к неистовому формированию мыслительных операций.

Особенности развития мышления у детей.

Операциями мышления называют своего рода теоретическую деятельность и практические манипуляции, которые охватывают действия и приемы исследовательско-ориентировочного, преобразующего характера и познавательной направленности.

Мыслительная деятельность – это наивысшая степень познания личностью действительности. Чувственным базисом мышления считаются ощущения и представления. Благодаря органам чувств, которые являются единственными каналами взаимосвязи тела индивида с окружающей средой, в мозг поступает информация. Ее содержание перерабатывается мозгом. Мышление формируется, базируясь на восприятиях и ощущениях.

Мыслительная деятельность неразрывно взаимосвязана с речевыми элементами, особенно речеслуховыми механизмами и речедвигательными. Кроме этого, мыслительные операции прочно связаны с практическими манипуляциями людей. Так как всякая манипуляция требует от индивидов обдумывания, произведения учета условий операций, планирования и наблюдения. Посредством деятельности, индивид определенные задачи. Поэтому основным условием зарождения мышления является наличие практической деятельности.

Таким образом, процессы мышления являются специфической функцией мозга, итогом его аналитико-синтетических операций. Мышление обеспечивается функционированием обеих сигнальных систем, однако при этом ключевая роль отведена второй сигнальной системе.

Специфической особенностью функции мышления считается его опосредованность, заключающаяся в познании опосредованно того, что невозможно понять прямо. То есть субъекты воспринимают одни свойства посредством других, неведомое – посредством знакомого. Мыслительные функции всегда опираются на информацию, полученную посредством чувственного опыта, и на прежде полученные теоретические сведения. Косвенное познание является пониманием опосредованным. Следующей характерным качеством мыслительной деятельности будет обобщенность. Обобщение в качестве постижения общего и основного в событиях и объектах реальности возможно благодаря взаимосвязи всех свойств таких событий или объектов. Общее бытует и выражается исключительно в отдельном и конкретном.

У дошкольников продолжается формирование действенной формы мыслительной функции. Она не пропадает, а улучшается и перескакивает на более высокую ступеньку. На старшем дошкольном возрастном этапе действенному нахождению решения задания предшествует мысленное его разрешение, представленное в словесном виде. Вследствие чего модифицируется суть производимых крохой действий. Трехлетним карапузам понятна только конечная цель, которую необходимо достигнуть. Одновременно с этим дети не замечают условий разрешения поставленной задачи. Вследствие этого их действия носят беспорядочный характер. Уточнение задания делает их манипуляции более проблемными и поисковыми.

Старшие дошкольники уже выполняют действия исполнительного характера, так как поставленное задание решается малышом мысленно, то есть до начала действий решают словесным путем. Соответственно происходящим модификациям изменяется и суть процесса мыслительной деятельности. Из действенного мышление трансформируется в словесное, планирующее, критическое. Но при этом действенная форма мыслительных операций не откидывается и не замирает, она остается в запасе и в ходе столкновения со свежими умственными заданиями малыш заново обращается к действенному методу их решения.

Подобные трансформации в процессе мыслительных операций обусловлены:

– расширяющимся количеством операций, производимых крохой, усваивающим глубже и более разносторонне опыт взрослых;

– нарастающими потребностями адекватными возможностям ребенка, которые побуждают его к поиску и решению более многообразных задач и выполнению сложных заданий;

– возрастающим значением речи.

Так как игра является главенствующим видом деятельности дошкольника, то именно в ней можно найти ресурсы, помогающие ненасильственно осуществить правильное возрастное развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.

К окончанию дошкольного периода более высокой степени достигает формирование наглядно-образной операции мышления и начинает вырабатываться логическое мышление, способствующее образованию умения крохи выделять значимые признаки и существенные свойства объектов реальности, зарождению способности сопоставления, обобщения и классифицировать. Формирование описанного вида мышления происходит активно в возрастном периоде от полутора и до пяти лет.

При решении заданий с косвенным итогом пяти-четырехлетние дети начинают совершать переход от внешних операций с объектами к операциям с образами этих объектов производимым в уме. Таким образом, вырабатывается наглядно-образная мыслительная функция, опирающаяся на образы, или происходит развитие образного мышления у детей. Во время наглядно-образного оперирования происходит сопоставление зрительных образов, вследствие чего задание решается.

Возможность разрешения задач мысленно зарождается вследствие того, что представления, которыми пользуется кроха, приобретают обобщенный характер.

У пятилетних дошкольников начинает формироваться логико-абстрактное мышление, заключающееся в совершении операций посредством абстракций – категорий, которых в природе нет. Абстрактно-логическая мыслительная деятельность самая сложная. Она совершает операции не при помощи конкретных образов, а посредством сложных отвлеченных понятий, которые выражаются словами. У дошкольников появляются лишь предпосылки развития данной формы мыслительной деятельности.

Читайте также:  Общение с парнем в интернете - с чего начать и как продолжить

Психофизиологические черты пяти-шестилетних малышей позволяют активно их включать во всевозможные формы трудовой деятельности, организованной и управляемой взрослым окружением, что обеспечивает наиболее эффективное всестороннее воспитание и развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Кроме этого, зарождается логико-словесная мыслительная деятельность детей, предполагающая наличие умения совершать операции со словами и разуметь логику рассуждений.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста зарождает как минимум два периода. Кроха осваивает словесные значения, относящиеся к объектам или объясняющие действия с ними, учится пользоваться ими для решения заданий в первом периоде. Во втором периоде ребенок постигает систему понятий, обозначающих правила логики рассуждений и отношения.

Развитие мышления у детей с ЗПР характеризуется специфическими особенностями. ЗПР, преимущественно, касается запоздания развития всех сфер психики, а не некоторых процессов. Характерными чертами деток, отстающих в развитии, является неравномерность отклонений различных функций психики. Поэтому наиболее значимой задачей будет являться развитие мышления у детей школьного возраста, страдающих ЗПР, учитывая ведущую деятельность возрастной ступени.

Развитие логического мышления у детей

Базисом человеческой разумности является логические мыслительные процессы. С его помощью люди ориентируются в окружающей действительности, приобретают нужный жизненный опыт, могут выражать свои думы. Логический мыслительный процесс является формой мыслительной деятельности, сущность которой представляет собой оперирование, на основе принципов логики, суждениями, понятиями, умозаключениями, их сравнение и сопоставление с деяниями.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно начинать в трехлетнем возрасте. Именно, находясь на этой возрастной ступени, карапуз проявляет к окружающим предметам особый интерес. Он учится распознавать цвета, различать объекты по конфигурации и размеру.

Развитие логического стиля мыслительного процесса зависит от развития ключевых операций мыслительной деятельности и их сформированности. К таким ключевым операциям относятся классифицирование, анализ и синтез, сопоставление и обобщение, и абстрагирование и конкретизация. Все перечисленные операции взаимосвязаны. Развитие одних провоцирует выработку других. А синтез и анализ числятся базисной основой всех логических действий.

Нужно учитывать, что совсем малыши не умеют мыслить абстрактно. Вначале вырабатывается наглядно-действенный мыслительный процесс, а чуть позже происходит развитие образного мышления у детей. Основой для вырабатывания словесно-логической формы мыслительных процессов является развитая, соответственно с возрастным потенциалом, наглядно-образная мыслительная деятельность. Поэтому отсутствие умения размышлять абстрактно не мешает развивать логику у самых маленьких крох. Для каждой стадии мыслительного функционирования существуют определенные задания. Поэтому не следует перепрыгивать через ступеньки, даже если задачки кажутся довольно примитивными. Также не следует отделять логическое мышление от творческого.

Развитие творческого мышления у детей побуждает их к фантазиям и воображению, а без них невозможно гармоничное развитие мыслительных умений. Лишь комплексные занятия способны сформировать полноценно интеллектуальную личность. Бытует мнение, что творческая форма мышления является первичной и природной формой функционирования мозга. Вследствие чего творческие способности наличествуют у всех, но выражаются по-разному. Шаблонность же мышления возникает из-за влияния социальных факторов, прежде всего, имеющейся концепции обучения и системы воспитания, что значительно тормозит развитие логики. Творческий этап мыслительной деятельности должен находить свое окончание в следующем этапе – логическом, состоящим из стандартов и шаблонов.

Многочисленные исследования и поиски свидетельствуют, что развитие мышления у детей с ЗПР довольно существенно отстает от возрастной нормы, а особенно словесно-логическое. Малыши, выполняя практически верно задания, часто не в состоянии обосновать собственные манипуляции. Важнейшим фактором, который непосредственно способствует формированию мыслительных процессов малышей, является образование логических приемов.

Развитие творческого мышления у детей способствует формированию логического стиля мыслительной деятельности. Ведь стратегия разрешения проблем начинается с определения самого проблемного вопроса, а затем происходит творческий акт, который представляет собой зарождение новой, более эффективной или простой идеи, далее следует проверка, потом – апробация и на завершающем этапе – внедрение.

Творческая мыслительная деятельность – это наивысшее проявление профессионализма.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мышление дошкольника: виды и методики развития

Мышление ребенка, проходя через определенные этапы возрастных периодов, выдерживает серьезные изменения. Малыш развивается, растет. Вместе с антропометрическими данными ребенка меняются психические процессы: внимание, память восприятие, мышление. Дошкольник изучает мир, воздействует на окружающие предметы, растет словарный запас. Из несмышленого непоседы он превращается в ребенка, способного на серьезные умозаключения.

Развитие мышления дошкольника

Чтобы выяснить, каким образом ребенок воспринимает окружающий мир, нужно знать, как малыш на определенном этапе жизни осмысляет полученную информацию и систематизирует ее.

Понимание возрастных закономерностей развития мыслительных процессов сделает общение дошкольника и взрослого более приятным и продуктивным.

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько этапов и претерпевает ряд изменений. Родителям нужно знать о видах мышления, которые соответствуют возрастным особенностям.

Грамотно подобранные игры, совместная деятельность оказывают положительное влияние на формирование мышления малыша и его интеллектуальных способностей.

Виды мышления

Наглядно – действенное

Такой вид мышления соответствует раннему периоду жизни ребенка (от 1,5 до 2 лет). Этот возрастной этап характеризуется изучением окружающего мира с помощью рук. Малыш разбирает, изучает, иногда ломает игрушки в процессе исследования. Так формируются представления о мире вокруг.

Если активные действия ребенка направлены на изучение окружающих его предметов, можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.

Задача взрослых на этом этапе – не мешать стремлению малыша к исследованию, дать возможность ему самостоятельно изучать предметы находящиеся вокруг.

Нельзя забывать, что в процессе изучения ребенок способен сломать, повредить и даже пораниться сам. Родителям необходимо поощрять желание познавать новое, но при этом должны быть предприняты меры безопасности.

Наглядно – образное

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до 7 лет. Это не значит, что предыдущий полностью исчезает. Помимо имеющихся навыков исследования окружающей действительности дошкольник мыслит, используя образы. В этот возрастной период проявляется активная способность к рисованию. в ход идут все подручные материалы: от камушков на улице до маминых губных помад на новых обоях.

Рисуя предмет, юный исследователь представляет образ, его существенные признаки, которые остались в памяти, старается передать характерные черты. На этом этапе важно воплощать в действительность появляющиеся в его сознании образы.

Творческое

Определяет способность к творчеству – созданию креативных, нестандартных решений. Самостоятельно развивать творческие способности дошкольник не в состоянии, поэтому во многом от желания родителей зависит появление в нём творческого начала.

В отличие от предыдущих видов – творческий вид не зависит от возрастных особенностей и интеллектуальных способностей ребенка.

Важным условием для появления творчества становятся свойственные любому ребенку такие формы психической деятельности, как фантазия и воображение. Нужно создать обстановку, в которой маленькому человечку комфортно будет развивать свои творческие порывы. Виды творчества разнообразны: изобразительное, музыкальное, декоративно – прикладное, хореографическое. литературное.

Взрослые должны помнить, что неспособных к творчеству детей – нет. Даже те дети, которые отстают в развитии от сверстников, способны находить необычные творческие решения задач при условии, что этому способствуют занятия с родителями и педагогами.

Пространственное

Этот вид является базой для дальнейшей учебной и, впоследствии, трудовой деятельности. Развивать пространственное мышление нужно для правильной ориентации в пространстве, появления в сознании образов, и умения использовать их при решении задач.

Юным исследователям необходимо помочь правильно воспринимать формы, размеры объектов, расположение их относительно друг друга, движение их в пространстве.

Логическое

Точно так же, как и пространственное мышление, является фундаментом для дальнейшего полноценного интеллектуального развития.

Если малыш не овладел логическим мышлением, он будет испытывать трудности в обучении. В результате пострадает не только здоровье непоседы, но и исчезнет живой интерес к познанию окружающего мира.

Инженерное

Данный вид мышления приобщает детей к науке, повышает интерес к работе ученых, исследователей, расширяет кругозор через экспериментальную деятельность, конструирование, создает предпосылки к техническому творчеству.

Современные дети большинство информации получают с экранов телевизоров, а не через “руки”. Опыты и эксперименты учат нестандартно мыслить и находить ответ на сложные вопросы.

Средства развития мышления

Дошкольный период характеризуется тем, что ведущим видом деятельности является игра. Именно в дидактической игре непоседа проще усваивает новые знания, умения. С помощью игровых моментов легче привлекается и удерживается внимание, происходит изучение и запоминание нового материала. Процесс игры вызывает интерес, возбуждает активность, способствует развитию мышления.

Формирование мышления дошкольников

Развитие мышления у дошкольника определяется способностью применять универсальные мыслительные операции, присущие мышлению: внимание, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Сравнение

Малыш учится сопоставлять существенные и несущественные признаки предмета. Необходимо, чтобы он понимал важность процесса.

Анализ

Этот способ позволяет разбить на части исследуемый предмет, выделить его составляющие компоненты. Например, ребенок с легкостью называет части дома: крыша, труба, окно, дверь и т.д.

Синтез

Обратная анализу мыслительная операция, то есть в процессе синтеза дошкольник объединяет отдельные элементы в целое. Примером может служить навык связного чтения.

Обобщение

Характерно для дошкольника в возрасте 6 лет. Появляется по мере накопления словарного запаса и использования в речи обобщенных понятий.

Классификация

Мыслительная операция, которая позволяет находить похожие и отличительные признаки тех или иных предметов, понятий и явлений.

Методики развития мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы ребенок был успешен в учебе, важна своевременная систематическая подготовка. Если малыш посещает дошкольное учреждение, образовательная программа детского сада предусматривает работу по развитию мышления.

Однако, родители в состоянии сделать общение со своим ребенком продуктивным и интересным, используя небольшие развивающие задания.

«Найди лишнее». Найди среди предложенных слов лишнее, объясни решение. (Тренируем обобщение)

  • Килограмм, час, секунда.
  • Тетрадь, стакан, ложка.
  • Кастрюля, рюкзак, сумка.

«Ищи пару». (Тренируем анализ, сравнение)

Используется детское лото с парами похожих карточек. Один ребёнок (ведущий) берёт карту и, не открывая ее другим, рассказывает, что на ней видит. Другие рассматривают свои карточки, находят похожий по описанию предмет на карточке. Если описание совпало с отгадкой, пару карт выводят из игры, игра продолжается дальше.

Память и внимание – важные психические процессы, которые влияют на интеллектуальное развитие непоседы. Поэтому, развивая мышление, необходимо использовать задания и на развитие внимания и памяти.

«Один признак на всех» (развиваем мышление, речь, пассивный и активный словарь, внимание)

Нужно назвать как можно больше предметов, которые имеют этот признак (например, высокий). Для этого нужно ответить на уточняющий вопрос: “Что бывает высоким?” (гора, дерево, шкаф, здание т.д.)

«Что пропало» (тренируем память)

Занятие не требует особой подготовки для проведения. Находящиеся перед ребенком предметы прикрываются непрозрачной тканью, один или несколько игрушек прячут. Затем ткань убирают. Задача дошкольника определить, что исчезло.

Заключение

Дошкольный возраст – период, когда совершенствуются важные психические процессы, умения, навыки ребенка, необходимые ему в дальнейшей жизни. Освоение разных видов мышления способствует развитию интеллектуального уровня и гармоничному формированию личности.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Оцените статью
Добавить комментарий