Ресоциализация личности

Ресоциализация личности

Ресоциализация личности

Человек должен адаптироваться к условиям социального мира, в котором он проживает. Это будет способствовать его развитию, обретению нужных связей, созданию отношений с людьми, которые ему интересны, получению доступа к чужим благам, что поможет быстрее достигать своих целей, и пр. Социализация – это критерий приспособленности человека к социальной жизни. Ресоциализация личности – это повторное приспособление человека к общественной жизни, которая непременно приводит к изменению самого человека.

Каждый читатель сайта психологической помощи psymedcare.ru по-своему приспособился к социальной жизни. Успешные люди – это индивиды, которым удалось так приспособиться к условиям социального мира, что они получили доступ к многочисленным благам. Чем менее человек приспособлен к социуму, тем менее он успешен, богат, здоров. Нередко люди неправильно приспосабливаются либо длительное время находятся в таких условиях, которые не способствуют адаптации к социуму. Тогда требуется ресоциализация, которая непременно приведет к изменению личности самого человека.

Чем отличаются дети от взрослых людей? Тем, как они смотрят на мир. Многие люди полагают, что дети смотрят на мир более оптимистично. Однако это не позволяет смотреть на мир трезво, как это делают взрослые люди. Да, в этом мире есть болезни, зверства, убийства. Но есть и хорошие вещи: красота природы, смех ребенка, пушистые котята и т. д.

Дети отличаются от взрослых тем, как они смотрят на мир. И порой человек становится взрослым по годам, но сохраняет свою детскость в душе. И лишь немногие становятся по-настоящему взрослыми людьми.

Дети живут мечтами (романтикой, невидимыми явлениями, существами, верят в сверхъестественное). Взрослые живут реальностью (необходимостью строить дом, делать ремонт, работать, зарабатывать деньги и т. д.). И многие люди становятся взрослыми по годам, но все продолжают грезить романтикой и сверхъестественными силами, как это было в детстве. Почему? Потому что человек не вырос душой, умом, сознанием, он просто вырос телом.

Материальному миру, в котором живет человек, не важно, как он будет на него смотреть. Но следует понимать, что если вы даже что-то и отвергаете, это еще не значит, что этого не существует. Лучше не витать в облаках мыслей и фантазий, а жить реальной жизнью, тем, что действительно существует в этом мире. Ведь пока вы являетесь людьми, вы должны учиться жить этой жизнью. А когда попадете в другой мир, тогда будете приспосабливаться к условиям той реальности.

Что такое ресоциализация личности?

Ресоциализация не всегда происходит у лиц, которые длительное время находились вдали от социума. Порой обычный человек начинает ресоциализироваться. Это может происходить с каждым, причем в течение всей жизни. Так, что же такое ресоциализация личности? Это повторная социализация индивида к условиям окружающего социума. Это неизбежно приводит к тому, что человек начинает менять свои ценности, мировоззрение, цели и даже интересы. В зависимости от того, как именно человек социализируется, он становится более или менее приспособленным.

Ресоциализация требуется отдельным лицам и может происходить абсолютно с каждым человеком. Так, ресоциализация становится необходимой:

  1. Бывшим заключенным.
  2. Бывшим военнослужащим.
  3. Лицам после длительной болезни.
  4. Бывшим больным психиатрической лечебницы.
  5. Лицам, которые проживали в неблагоприятных условиях.
  6. Бывшим алкоголикам и наркоманам.
  7. Бывшим рабам или похищенным.
  8. Бездомным.

Также ресоциализация требуется в случае смены места жительства, изменения культурных ориентиров. Нередко и обычный человек начинает по-новому приспосабливаться к социуму. Это происходит не на кардинальном уровне, а лишь в отдельных аспектах. К примеру, человек меняет круг своего общения, где новыми друзьями являются люди, с которыми он никогда не имел опыта общения. Человек может просто начать новую жизнь, которая полностью исключает все прежние привычки, бывших друзей и даже образ жизни.

Другими словами, когда индивид вынужден или хочет адаптироваться к социальной жизни с целью большего приспособления и получения всех ее благ, тогда у него начинается повторная социализация. Она может длиться всю жизнь, если человек постоянно занимается своим развитием и изучением того, как стать счастливым членом своего общества.

Первоначально социализацией личности занимается семья, затем детские учреждения (сады и школы) и кружки. Корректировать социализацию человека могут правоохранительные органы. Когда человек становится взрослым, у него возникают права и обязанности, необходимость жить самостоятельно, работать, создавать свою семью, справляться с возникающими проблемами. Все это заставляет его повторно социализироваться. Зачастую это происходит в самостоятельном порядке, когда индивид пересматривает свои мнения и позиции, начинает корректировать свое поведение. Порой это происходит принудительно или под давлением.

Каждый человек рано или поздно проходит ресоциализацию. Обычно это связывают с необходимостью взрослеть. Ресоциализация – это необходимость человека не просто пересмотреть свои взгляды, поведение, навыки, знания, убеждения и пр., но и полностью их заменить, то есть начать жить новой жизнью. Чтобы начать жить по-новому, человеку нужно отказаться от прежнего и выработать в себе новое.

У здоровых людей ресоциализация может происходить в любой период жизни, затрагивать не все аспекты, а лишь отдельные ее части. В каждый период происходит та или иная смена деятельности, которая влияет лишь частично на смену жизни в целом. Во время ресоциализации человек может укрепить свои прежние позиции или выработать новые. Даже при частичной смене мировоззрения и установок человек может стать более адаптированным к социуму.

Ресоциализация в психологии

Ресоциализация в психологии происходит вследствие десоциализации или асоциализации индивида, когда он теряется в общественной жизни, не знает, как правильно себя вести и поступать, совершает деструктивные или неправильные действия. Ресоциализация требуется тем, кто не усвоил правила и нормы, установленные в обществе, чтобы в пределах их границ существовать и достигать счастья, успеха. Таким образом, ресоциализация становится необходимой бывшим осужденным, наркоманам, алкоголикам, тяжело больным. Однако ресоциализация может возникать и у здоровых личностей, которые понимают, что их модели поведения и установки не работают, не дают должного результата, отчего они испытывают необходимость развить в себе новые модели и убеждения.

У здорового человека ресоциализация может возникать несколько раз. Каждый раз, когда человек попадает в новые для себя условия, он нуждается в приспособлении к ней. Так, приход в детский садик или начало школьного периода заставляет ребенка меняться и развивать в себе навыки, которые будут социально одобряемыми в той среде, в которой он находится. Переход от школы в высшее учебное заведение или необходимость зарабатывать деньги также заставляет человека меняться. Даже создание семьи и обретение новых обязательств провоцируют частичную ресоциализацию, где человек развивает в себе навыки и качества, способные решать новые проблемы и одобряемые в обществе.

Уже не тянет к прошлому. Это говорит о том, что вы его пережили, выросли из него и теперь нужно двигаться вперед, не зацикливаться на старом, а даже отпустить его, забыть.

Такие ощущения вы можете получить, когда возвращаетесь, например, к тому, что было вам дорого в далеком прошлом. Вы приезжаете на район, где когда-то прошло ваше детство. Вы достаете из ящика старые игрушки или школьные тетрадки. Вам на глаза попадается фото, где вы с первым своим любимым человеком. Все это ваше прошлое, которое теперь вас просто улыбает. Но это вас не веселит, не заставляет грустить, потому что вы понимаете, что далеко ушли вперед, вы живете другой жизнью, стали другим человеком. А все, что было в прошлом, там и осталось.

Точно так же сделайте свое настоящее, от которого вы хотите избавиться, своим прошлым. Зачем вам переживать из-за того, что вскоре (через несколько месяцев или пару лет) не будет иметь никакого значения. Подумайте, будете ли вы грустить по тому, что сейчас теряете, когда пройдет время, вы обретете новых знакомых, нового любимого человека или найдете лучшую вещь? Так, зачем вы сейчас себя терзаете тем, что не будет иметь никакого значения потом, когда вы обретете свое счастье?

Не зацикливайтесь на старом. Вы это отчетливо понимаете, когда сталкиваетесь с теми вещами или людьми, которые у вас уже не вызывают никаких чувств и эмоций, но когда-то они для вас играли важную роль. Все проходит. И то, что у вас есть сейчас, вскоре для вас станет малозначимым. Не страдайте и не позволяйте ничему, что у вас происходит сейчас, отнимать у вас радостное настроение и счастье. Не позволяйте никому портить вам настроение. Будьте счастливы. И легко отпускайте то, что мешает вам жить. Лучше вы будете без вещей и людей, которые на вас «паразитируют», чем вы будете мучиться и страдать.

Научитесь легко отпускать то, что заставляет вас страдать или терпеть потери. Освободите себя от бремени. Вы не обязаны страдать и следовать глупым моральным принципам. Жизнь дана вам для счастья, а не для горя. Поэтому только вам выбирать, готовы ли вы быть счастливыми или для вас естественное состояние – страдания.

Ресоциализация в семье

Семья выступает первой средой, в которой индивид социализируется. Более того, в ней он не только приобретает первые навыки и знания, но и повторно нарабатывает новые, избавляясь от старых. Социализация зависит от того, какая атмосфера царит в семье и методы воспитания существуют в отношении детей. Семья – это первый институт, который обучает ребенка главным и важным социальным правилам и нормам жизни, к которым он должен привыкнуть.

Читайте также:  Фаталист - кто это такой, его убеждения

По мере своего взросления ребенка несколько раз ресоциализируется. Семья принимает в этом участие. На ресоциализацию влияют мировоззрения родителей, их методы воспитания и общения с ребенком, уровень доверия и взаимоподдержки. В неблагополучных семьях обычно дети менее социализированные и приспособленные к жизни, чем в благополучных.

Ресоциализация осужденных

Сужденные – это здоровые люди, которые совершили поступки, наказуемые законом страны. Они являются психически здоровыми, однако не усвоили в течение всей своей жизни правила, законы и нормы, чтобы им следовать и принять как должное. Однако приобретение статуса осужденного не является вечным. Исправительная психология направлена на то, чтобы осужденным прививать те навыки и манеры поведения, которые будут соответствовать законам страны.

Ресоциализация осужденных – это исправление в личностях их убеждения, взгляды и поведение с целью выработки положительных, социально одобряемых повадок. Это требует время и желания самих осужденных, которые должны прежде раскаяться в содеянном и больше не возвращаться в прошлое.

Социализация человека является важной частью в развитии и воспитании полноценного члена общества. Чем правильнее происходит социализация, тем более успешным человек становится. Ресоциализация не всегда является вынужденной мерой, здоровые люди могут также через нее проходить под влиянием новых условий, которые требуют новых навыков, качеств характера и знаний.

Ресоциализация личности

§ 3. Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности

Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию личности с противоположными знаком. Если сущность процесса социализации, рассмотренного в предыдущем параграфе, в общем и целом сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Наряду с понятием «асоциализация» личности широко используется термин «социальная дезадаптация».

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух, связанных с данной проблемой терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды – дворовой компании сверстников, преступной группы и т.п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия «асоциализации», но тем не менее он связан с ним следующим образом. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Правда, в этом случае речь чаще идет о частичной десоциализации, когда личность порывает одну или несколько положительных связей с обществом, государством, другие же остаются позитивными. Например, человек зрелого возраста, вставший на путь хищения государственной собственности под влиянием группы скрытых преступников, одновременно может оставаться хорошим отцом семейства, быть культурным, вежливым, нормально выполнять все другие социальные роли. Об этом писал К. Маркс в одной из своих ранних работ: «Разве каждый из граждан не связан с государством тысячью жизненных нервов, и разве оно вправе разрезать все эти нервы только потому, что этот гражданин самовольно разрезал какой-нибудь один нерв? Государство должно видеть и в нарушителе лесных правил человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать Родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно, и, наконец, самое главное – гражданина государства. Государство не может легкомысленно отстранить одного из своих членов от всех этих функций, ибо государство отсекает от себя свои живые части всякий раз, когда оно делает из гражданина преступника» [10].

На наш взгляд, это высказывание К. Маркса вместе с его широкоизвестным тезисом о том, что сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений [11], можно взять за исходную методологическую посылку как для классификации степеней асоциализации, так и для рассмотрения процесса ресоциализации личности.

Что касается классификации асоциализированных личностей, то их можно расположить на шкале, где на одном полюсе будут находиться лица, в минимальной степени асоциализированные, «порвавшие» один или два «жизненных нерва» с обществом и государством, а на другом – лица, практически разорвавшие большинство основных связей с обществом, для которых преступный образ жизни стал источником существования и естественной жизнедеятельностью.

Каков же социально-психологический механизм асоциализации (десоциализации) личности, каким образом она встает на антиобщественный путь поведения? На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки неосознанно или частично осознавая перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. При этом основным мотивом у них выступает желание быть взрослыми, получить одобрение в данной отрицательной микросреде. Последняя стимулирует закрепление таких образцов поведения и, напротив, осуждает общепринятые нормы поведения. Иначе говоря, здесь осуществляется социальный контроль за личностью, в ходе которого к ней применяются или позитивные санкции (похвала, одобрение, поддержка и т.п.) при условии «нормального» с точки зрения среды поведения данной личности, или негативные (осуждение, неодобрение, угрозы избиения и т. п.) в случае отступления от выполнения установленных в этой среде правил поведения. Например, могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жестокость, презрение к честному труду.

Процесс асоциализации личности хотя и осуществляется в основном стихийно, неосознанно, тем не менее он, как и социализация, может проходить целенаправленно. Ведь родители и лидеры преступных группировок могут научать подростков (а в случае десоциализации – и взрослых) преступному поведению вполне осознанно, путем постепенного вовлечения в преступную деятельность, используя тот же механизм поощрений и наказаний. Учитывая влияние более широкой социальной среды, других институтов социализации, такой «учитель» может мотивировать преступное поведение обучаемого позитивными, одобряемыми обществом ценностями, например честностью, справедливостью, заботой о ближнем, скрывая истинные мотивы.

В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию, т.е. процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» в понятии «ресоциализация» означает демонтаж, разрушение усвоенных личностью в процессе асоциализации (десоциализации) негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом.

Термин «ресоциализация» достаточно широко используется представителями не только социологии и социальной психологии, но и педагогами, юристами. Так, некоторые педагоги считают, что «перевоспитание осужденных направлено на их ресоциализацию и возвращение к честной трудовой жизни на свободе» [4] (т. е. в данном случае ресоциализация рассматривается как результат процесса перевоспитания). Юристы также используют этот термин, в частности, при исследовании вопросов уголовно-исполнительной политики применительно к молодежи, отмечая большую способность к ресоциализации субъекта молодого возраста по сравнению со взрослым [8] (здесь ресоциализация рассматривается не только как результат, но и как процесс).

Общество, социальные институты, занятые социализацией и социальным контролем, могут зафиксировать вступление личности на асоциальный путь и принять соответствующие ресоциали-зирующие меры. При этом задействуются те же социальные институты, которые осуществляют процесс социализации, – семья, школа, трудовые, воинские, учебные коллективы, общественные организации, профилактические структуры правоохранительных органов. Нередко посредством таких мер процесс ресоциализации личности можно осуществить без лишения свободы. Однако если асоциализация (десоциализация) осуществлялась скрытно от общества, если в деятельности названных институтов социализации допускались определенные сбои, рассогласования, и личность совершила уголовно наказуемое социально опасное деяние, то она может по приговору оказаться в местах лишения свободы. Суть этого этапа ресоциализации – в восстановлении и развитии у личности социально полезных связей с обществом, в разрушении асоциальных поведения и ролей, в усвоении, закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей. В этом случае реасоциализацию осуществляют такие специальные институты, как воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, исправительно-трудовые колонии общего, строгого и особого видов режима и тюрьмы для взрослых осужденных. Главной целью этих социальных институтов является исправление и перевоспитание осужденных, т. е. их ресоциализация.

Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных. Она выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации осужденных и других категорий лиц: больных, наркоманов, лиц, переживших стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время наряду с понятием «социальная адаптация» в социальной психологии широко используется термин «социальная реабилитация». Во многом эти термины синонимичны друг другу, во всяком случае, они составляют основное содержание социальной работы. Но между ними есть и различия – прежде всего в объекте социальной работы. Социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям. Что же касается социальной реабилитации, то в ней нуждаются лица, для которых характерен посттравматический синдром, в частности «афганцы», ликвидаторы чернобыльской аварии, лица, перенесшие природные стихийные бедствия, беженцы из так называемых «горячих точек», освободившиеся из мест лишения свободы, инвалиды и др. Эти лица испытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции (аутотренинге и пр.). Без снятия эмоциональной напряженности (реабилитации) невозможна социальная адаптация. В данном случае важны не только восстановление социальных функций, но и нормализация психических состояний.

Читайте также:  Как пережить развод с мужем - советы психологов

На Западе опыт по социальной реабилитации накопили различные фонды, общества милосердия, церковь, Армия спасения и т. п.

Аналогичная по содержанию социальная работа развертывается и в России, о чем свидетельствует создание реабилитационных центров. Это обстоятельство обусловливает необходимость ускорения развития гуманистической психологии, ориентированной на нужды социальной практики.

Литература

1. Агеев B.C., Солодникова И.В. Эффект внутригруппового фаворитизма в лабораторных и естественных условиях // Вестник Московского университета. Сер. Психология. – 1984. -№ 4.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

4. Высотина Л.А. Педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. – М., 1977.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1990.

6. Гурееич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.

7. Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. – 1989. – № 4.

8. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. – М., 1974.

9. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Л., 1967.

10. Маркс К. Дебаты по поводу закона о краже леса // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т. 1.

11. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 3.

12. Немов Р.С. Психология. – М., 1990.

13. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.

14. Поршнев Б.Ф. О начале исторической истории. – М., 1974.

15. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. – М., 1992.

16. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

Ресоциализация личности в современных условиях

А) понятие социализации личности

Социализация личности.

Концепция личности З.Фрейда

Ролевая концепция личности

Понятие и теории личности.

а) понятие личности

Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной ( «надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

б) теории личности

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп ( семья, учебная группа). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е выступать в разных ролях.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Примерами социальных ролей являются половые роли (мужское и женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

Другой образ личности возник под влиянием идей З.Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество – как систему запретов, табу.

Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я.

Социализация – начинающийся во младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил, стериотипов поведения. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь.

Б) этапы социализации:

Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

Ресоциализация (лат re (повторное, возобновляемое действие) + лат socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) – это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни. Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жизни), женитьбой (цикл семейной жизни) и т. д., связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания”. Проблема ресоциализации особенно высокоактуальна для современного российского общества в силу очевидного кризиса ценностей, высокого уровня социальной неопределенности и фактической маргинализации целого ряда крупных социальных и профессиональных групп населения.

Тема 6. Социальная структура.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ресоциализация и десоциализация: что это такое

Понятие «социализация» состоит из множества различных структур, на основе которых построен процесс интеграции в социум. Задача социализации, привить каждой личности те ценности и нормы поведения, что одобрены обществом. Существует несколько понятий, которые полностью противоположны социализации. Название этих явлений сформированы при помощи присоединения приставок. К этим явлениям относятся «ресоциализация» и «десоциализация». В данной статье мы предлагаем поговорить о том, что такое ресоциализация и в чем она проявляется.

Социализация (лат. socialis — общественный) – это сложный процесс включения человека в социальную практику

Подробный разбор терминов

Термин «десоциализация» используется для описания явления, которое заключается в присвоении личности антиобщественных норм и ценностей. Этот процесс является первопричиной антисоциального поведения и приобретения негативных установок в поведенческой модели. Десоциализация является одним из факторов, способствующих дестабилизации, на основе которых происходит деформация связи с обществом.

Разбирая, что такое десоциализация, следует сказать о том, что данный процесс подразумевает частичную или полную потерю социальных навыков. Подобные проблемы отражаются на ведении жизнедеятельности и процессе самореализации личности. В такой ситуации, человеку присваивается «ярлык» изгоя. По мнению специалистов, причина формирования десоциализации связана с влиянием стрессовых факторов и проблем, возникающих во время первоначального погружения в социум. Важно обратить внимание на то, что десоциализация имеет многоуровневую структуру.

Частичная десоциализация возникает на фоне длительной изоляции от общества. Чаще всего, это явление наблюдается у людей, вышедших из длительного отпуска или больничного. Потеря прямого контакта с окружающими людьми изменяет жизненный ритм и делает человека более склонным к одиночеству. Подобный эффект наблюдается у людей, имеющих интернет зависимость, который проявляется в виде злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями. Люди с этим видом зависимости часто заменяют реальную жизнь на виртуальное пространство.

Психологи отмечают, что в данном случае, процесс десоциализации не оказывает сильного влияния на состояние психики, что говорит о возможности коррекции. Изменение образа жизни и смена приоритетов позволяют запустить процесс ресоциализации. Данное явление следует воспринимать как самостоятельное воспитание в собственной личности тех качеств, что представляют собой первостепенные ценности для современного общества. Вышеупомянутые события являются неотъемлемой частью становления человеческой личности. Во время процесса взросления, человек изменяет свое мировоззрение, что оказывает определенное влияние на его стимулы и саму жизнь.

Десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей

Тяжелая форма десоциализации наблюдается у детей, воспитанных в неблагополучных семьях. Неправильный подход к воспитательному процессу, также может оказать негативное влияние на становление личности. Потворство родителей и жажда создать барьер от трудностей жизни, значительно увеличивает риск возникновения различных проблем во время погружения в социум. Личность, взращенная в тепличных условиях, плохо усваивает нормы социальных групп, окружающих индивида. На этом фоне наблюдаются различные проблемы, связанные с выполнением простейших действий, среди которых следует выделить построение коммуникативных связей.

Ресоциализация подростков сложный процесс, успех которого зависит от множества различных факторов.

Принадлежность к преступным группам или субкультурам, может привить ложные ценности, которые прямо противоположны нормам культурного общества. Подобные обстоятельства могут стать неблагоприятной почвой для личностного развития.

Нарушения в сфере социализации могут быть вызваны такими факторами, как:

  • потеря близкого родственника;
  • потеря рабочего места;
  • личностные и психические расстройства;
  • террористические акты.

Стрессовые факторы могут оказать сильное влияние на человеческую личность, что может привести к изменению в образе жизни. Под влиянием стресса человек может сильно сузить свой круг общения, изолироваться от общества и потерять навыки построения коммуникативных связей.

Существуют добровольные виды отказа от общественных норм и ценностей. Одним из примеров добровольной десоциализации является уход в монастырь. Важно отметить, что отказ от общепринятых правил в пользу духовного обогащения позволяет человеческой личности постоянно самосовершенствоваться. Уникальность этого примера заключается в одновременном течении процессов десоциализации и ресоциализации.

Как действует процесс десоциализации

Многих исследователей в области психологии интересует вопрос, о причинах выбора антисоциального поведения. По мнению специалистов, выбор антиобщественной модели осуществляется неосознанно. Многие дети, перенимая манеру поведения окружающих, не задумываются о её направлении. Важно отметить, что получение одобрения от представителей отрицательного социального микроклимата, ведет к увеличению проявления антисоциальности. В сознании многих подростков создается четкая установка, что подобное поведение присуще каждому взрослому.

Читайте также:  Гендерные стереотипы и роли - их влияние на поведение, примеры

Соцконтроль позволяет предупредить подобное неблагоприятное развитие. В том случае, когда подросток встал на путь исправления, очень важно, чтобы он ощущал поддержку и внимание к его трудностям. Следует понимать, что в неблагополучной среде такие ценности, как доброта и трудолюбие отодвигаются на задний план.

Что такое десоциализация личности и почему этот вопрос имеет особую важность? По мнению психологов, данный процесс имеет стихийное течение. Довольно часто, преступные элементы преднамеренно вызывают десоциализацию у подростков для того, чтобы вовлечь их в криминальную деятельность. Данный процесс основывается на методике поощрения и наказания.

Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений

Личность, идущая по антиобщественному пути, нуждается в строгом контроле, направленном на ресоциализацию. В качестве контролирующего органа могут выступить различные муниципальные службы. Термин «ресоциализация» используется для обозначения процесса изменения манеры поведения, которая ровно противоположна прежней. В конкретном примере, приставка «ре-» используется для обозначения демонтажа отрицательных норм и правил, что использовались ранее индивидуумом. На протяжении всего процесса ресоциализации человек занимается самосовершенствованием и открывает в себе те качества, что вызывают одобрение общественности.

Использование термина

Термин «ресоциализация» широко используется в различных сферах человеческой деятельности, включая социальную психологию, социологию, педагогику и юриспруденцию. Это понятие тесно взаимосвязано с мерами, что используются в обществе по отношению к людям, ведущим преступный образ жизни.

Педагогика использует ресоциализацию как инструмент, при помощи которых, человеку прививаются новые жизненные ценности, что смогут заменить усвоенные ранее. Направленность этого процесса осуществляется в отношении людей, чья модель поведения значительно отличается от общепринятых правил. Главная цель подобного инструмента, восстановить утраченный статус и изменить негативные установки. Для того чтобы достичь необходимого результата, исправляемая личность должна быть погружена в благополучную среду.

Ресоциализация осужденных — это термин, что широко используется в юриспруденции. Чаще всего данное понятие применяется во время решения вопросов, связанных с уголовно-исполнительной политикой. Этот инструмент используется лишь в отношении молодежи, поскольку представители этой возрастной группы более подвержены ресоциализации. В этом примере, ресоциализация является не самим процессом прививания общепринятых норм и правил, а конечным результатом.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами

Кто отвечает за ресоциализацию

Ресоциализация представляет собой ряд мер социального контроля, который направлен на исправление личности с антиобщественной манерой поведения. Подобный контроль осуществляется учебными и воинскими коллективами, школами, институтами и публичными организациями. Особую власть в этом вопросе имеют представители правоохранительных органов, которые выступают в качестве профилактических структур. Важно отметить, что в большинстве случаев, ресоциализация подразумевает отсутствие мер, лишающих свободы. Однако, в случае совершения преступных действий в отношении личности могут быть приняты различные санкции.

В некоторых случаях, нарушение общепринятых норм и правил, может стать причиной длительного лишения свободы. Учитывая вышеупомянутые факторы, можно сказать о том, что ресоциализация является важным инструментом, который позволяет вернуть личности былые социальные навыки. На протяжении всего этого процесса используются различные методы, которые помогают уничтожить асоциальные манеры поведения и закрепить положительные установки. В качестве контролирующих органов, осуществляющих ресоциализацию, могут выступить следующие организации:

  • воспитательно-трудовые тюрьмы для несовершеннолетних преступников;
  • исправительно-трудовые учреждения;
  • центры реабилитации наркозависимых и алкоголиков.

Задача подобных учреждений заключается в исправлении людей, вставших на неправильный жизненный путь.

Актуальность вопроса

Тема ресоциализации тесно взаимосвязана не только с уголовно наказуемыми действиями. Подобный процесс осуществляется и в отношении людей из других категорий. Важная роль в развитии современного общества отведена процессу ресоциализации людей с зависимостью, личностными расстройствами и психическими заболеваниями, а также в отношении лиц, находящихся в тяжелом стрессе из-за природных катаклизмов, террористических актов или дорожно-транспортных происшествий.

Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса: взрослой, или продолженной, социализации

Люди, входящие в вышеупомянутые категории, нуждаются не только в социальной поддержке. Важной составляющей в процессе ресоциализации является психотерапия, аутотренинги и психотерапевтическая коррекция. Для того чтобы ускорить адаптацию в социуме, следует устранить эмоциональное напряжение.

Яркие примеры ресоциализации демонстрируют такие муниципальные службы, как Церковь, «Армия спасения» и благотворительные общественные организации. Однако подобные муниципальные службы действуют лишь в зарубежных странах. На территории Российской Федерации, социальной реабилитацией занимаются специализированные центры. На сегодняшний день, вопрос развития подобных центров имеет высокую актуальность, поскольку процент людей, нуждающихся в помощи, с каждым годом лишь увеличивается. Каждый человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с необходимостью социальной адаптации. Для того чтобы достигнуть необходимого результата в этом процессе, очень важно снять психологическое напряжение и устранить внутренние конфликты.

Заключение

Биография каждого человека основывается на определенных актуальных циклах, что разделены принципиальными вехами. Во время смены цикла, наблюдаются изменения социального плана, что выражается в виде приобретения нового статуса. Во время смены цикла, человек изменяет свой образ жизни, круг общения и мировоззрение. Таким образом, осуществляется переход на новую ступень саморазвития. Вышеописанный процесс является неотъемлемой составляющей развития человеческой личности.

Процесс личностного развития состоит из двух важных составляющих. Отказ от привычных норм и ценностей, а также исполнение привычной роли — называется десоциализацией. Второй составляющей личностного развития является ресоциализация, которая подразумевает обучение новым правилам и усвоение норм, характерных для приобретенного статуса. Постоянное личностное развитие способствует изменению в образе жизни, что напрямую отражается на процессе человеческой жизнедеятельности.

Урок 7-8 Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности

«Асоциализация» означает процесс усвоения личностью ан­тиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух свя­занных с данной проблемой терминах: «десоциализация»- и «от­ставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее неко­торая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды — дворовой компании сверстников, преступной группы и т. п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых ею усваиваются новые антиобществен­ные нормы и ценности, образцы поведения.

Асоциализация личности происходит в те же хронологиче­ские периоды (детство, отрочество, юность), что и социализа­ция, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Правда, в этом случае чаще речь идет о частич­ной десоциализации, когда личность порывает одну или не­сколько положительных связей с обществом, государством, в то время как другие остаются позитивными. Например, человек зрелого возраста, вставший на путь хищения государственной собственности 4 под влиянием группы скрытых преступников, од­новременно может оставаться хорошим отцом семейства, быть культурным, вежливым, нормально выполнять все другие соци­альные роли.

На раннем этапе социализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки , неосознанно или частично осознавая, перенимают у взрослых , ведущий асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. Применяются или позитивные санкции(похвала, одобрение, поддержка и т.д.) при условии «нормального» с точки зрения среды поведения данной личности , или негативные (осуждения, неодобрение, угрозы и избиения и т.д.) в случае отступления от выполнения установленных в этой среде правил поведения. Например: могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жесткость, презрение к честному труду.

В основе многих теорий о личности преступника лежит посту­лат о генетической, психофизиологической и прочих предрасположенностях человека к агрессии, совершению преступлений. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов данные обстоятельства. Ра­зумеется, есть факторы, причем не только аномального свой­ства, которые способствуют совершению преступлений, в том числе встречаются так называемые безмотивные.преступления, деяния, совершаемые в состоянии аффекта, по неосторожно­сти, в пределах самообороны, но имеют место и умышленные убийства.

Ресоциалиизация – процесс социального восстановления личности, усвоения ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» в понятии «ресоциализация» означает демонтаж, раз­рушение усвоенных личностью в процессе асоциализации .

Суть его — в восстановлении и развитии у личности социаль­но полезных связей с обществом, в разрушении асоциальных по­ведения и ролей, в усвоении, закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей. В этом случае ресоциализацию осуществляют такие ее специальные институты, как воспитатель­но-трудовые колонии несовершеннолетних осужденных, испра­вительно-трудовые колонии общего, строгого и особого видов режима и тюрьмы (для взрослых осужденных). Главной целью этих социальных институтов является-исправление и перевоспитание осужденных, т. е. их ресоциализация.

Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных. Она выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации (для осужденных это постпенитенциарный этап ресоциализации) и ряда других категорий лип: больных, наркоманов, лиц, переживших стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время наряду с понятием «социальная адаптация» в социальной психологии широко используется термин «социальная реабили­тация». Во многом эти термины синонимичны по отношению друг к другу, во всяком случае они составляют основное содержание социальной работы. Но между ними есть и различия, прежде все­го—в объекте социальной работы.

Социальная адаптация необходима как здоровым, так и боль­ным людям. Что же касается социальной реабилитации, то в ней нуждаются лица, для которых характерен посттравматиче­ский синдром, в частности: «афганцы», «ликвидаторы черно­быльской аварии», лица, перенесшие природные стихийные бед­ствия, беженцы из так называемых горячих точек, освободив­шиеся из мест лишения свободы, инвалиды и др. Эти лица ис­пытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции (аутотренинге и пр.).

Раздел III – Социальная психология общения

Урок 9-10 Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения. Общение и деятельность.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 7979 ; Нарушение авторских прав?

Оцените статью
Добавить комментарий