Самоэффективность личности – методика и самоконтроль

Самоэффективность личности – методика и самоконтроль

Самоэффективность личности

Каждому человеку нужна вера в свои силы. Когда данная вера присутствует, возникает самоэффективность – убежденность человека в том, что все приложенные усилия приведут к нужному результату. Самоэффективность личности напрямую зависит от самоуверенности и самооценки. Сайт психологической помощи psymedcare.ru также рассмотрит методику самоэффективности и самоконтроль, который к ней приводит.

Человек совершает действия, получает результаты, которые вызывают определенную реакцию. Положительная реакция сказывается на самомнении, которая подтверждает, что приложенные усилия дали нужный результат. Отрицательная реакция указывает на то, что силы и время были потрачены впустую, поскольку человек совершил неверные действия. Отрицательный результат сказывается на самооценке, которая заставляет человека думать о том, насколько он эффективен.

Самоэффективность не существует отдельно от результатов, достижений человека. Если индивид ничего не достигает, то его эффективность зависит во многом от того, насколько сильно он хотел чего-либо достичь. Если человек прикладывает усилия и не получает желаемых результатов, тогда его уверенность в себе падает, как и убежденность в собственной эффективности. Справедливо и обратное: когда человек действует и достигает желаемых результатов, тогда он становится уверенным в себе.

Самоэффективность во многом зависит от оценки самого человека тех результатов, которых он достигает. Причем стоит отметить, что самоэффективность может и не падать при недостижении желаемых результатов, если индивид четко понимает, чего не сделал, не делает трагедии от достигнутого и меняется.

Что такое самоэффективность?

Самоэффективность – это уровень убежденности в эффективности своих действий и достижении определенных результатов. Чем выше человек убежден в правильности своих действий, тем охотнее он совершает поступки. Если человек не убежден в своих усилиях, тогда он еще длительное время будет размышлять прежде, чем что-либо сделать.

Эффективность одного человека может усиливаться, если он станет частью группы, в которой другие люди тоже будут эффективными. Это похоже на один организм, в котором каждая ее часть или орган выполняет исключительно свою функцию, продолжая процессы, которые были совершены до него и передавая результаты своих деяний другим органам для завершения дела. Если человек выполняет свои функции правильно, тогда другие его коллеги смогут выполнить свою работу наиболее эффективно. Каждый отдельный член группы повышает эффективность всей компании за счет своей самоэффективности.

Самоэффективность зависит от мнения самой личности о том, какой деятельностью она занимается, какими ресурсами она должна воспользоваться, чем сама обладает и насколько способна совершить нужные действия. При совершении поступка человек обращается к своим внутренним ресурсам. Если их хватает для совершения нужного действия, тогда результаты будут достигнуты.

Самоэффктивность личности

Самоэффективностью личности называется внутренняя убежденность индивида в том, что он способен на совершение определенных действий, которые необходимы при выполнении определенной деятельности. Чем больше индивид убежден в том, что у него хватает всех навыков и знаний для осуществления определенной деятельности, тем охотнее он приступает к работе.

Самоэффективность связана с самореализацией, которая определяется как представление индивида о собственном потенциале и результативности в определенной деятельности. Убежденность в способности приступить к этой деятельности и достичь высоких результатов в конце своей работы.

Самоэффективность делится на:

  1. Самоэффективность в работе – это убежденность и представление человека о том, что он обладает всеми нужными знаниями, навыками и ресурсами для выполнения определенной деятельности и достижения максимально наилучшего результата.
  2. Самоэффективность в общении – это убежденность и представление человека о том, что он способен вступать в общение с конкретными людьми, эффективно с ними коммуницировать, решать любые вопросы и достигать максимально положительного результата.

Откуда берется самоэффективность? Из 4 источников:

  • Достижения. По мере своей жизни человек совершает поступки и достигает определенных результатов. Это касается любой деятельности. Если индивид ставит цели и достигает нужных ему результатов по итогам своих действий, тогда он повышает свою веру в собственные силы. Если же индивид сталкивается с неудачами, тогда его вера в собственные силы падает. Чем больше неудач, тем меньше веры у человека остается в то, что он способен чего-либо достичь или совершить нужные действия.
  • Примеры из жизни. Человек окружен другими людьми. Обычно среди всех людей он выбирает тех, на кого он похож или кто живет так, как ему бы хотелось. Вера в собственные силы возрастает, когда человек видит примеры людей, которые совершают такие же действия, на которые способен он сам, и достигают при этом результатов.
  • Достижения других людей. Человек замечает, что другие люди достигают успехов. Их успехи заставляют индивида тоже прилагать усилия и верить в их эффективность.
  • Оценка своих физических способностей. Это сродни самооценке. Самоэффективность зависит от того, как личность сама оценивает собственные данные, ресурсы и возможности, насколько полезными и эффективными она их считает.

Самоэффективность в психологии

В психологии самоэффективностью называется чувство собственной компетентности и эффективности. Это следует отличать от самоуважения и чувства личного достоинства. Самоэффективность как понятие ввел Бандура, который определял ее как ощущение индивидом персональных возможностей, способностей и потенциала, которые он может использовать при совершении определенной деятельности или столкновении с конкретными обстоятельствами с намерением достичь желаемого результата.

Многое зависит от веры в собственные силы. Самоэффективность – это полная убежденность человека в том, что он способен все преодолеть, со всем справиться, сделать все нужные действия для достижения желаемого результата. Если такой веры нет, тогда и эффективность человека падает.

На веру в собственные силы влияет личная оценка индивидом своих способностей и поступков. Как сам человек оценивает свой потенциал, возможности и способности? Пока он недооценивает самого себя и свои возможности, он не совершает нужных действий. Но как только человек поверит в себя, он сможет совершить поступки, на которые он всегда был способен.

На самоэффективность влияет убежденность человека в том, насколько хорошо он способен преодолевать возникающие преграды и влиять на успешность деятельности. Чем выше убежденность в собственную возможность на что-либо повлиять и изменить, тем охотнее человек совершает действия. Если такой уверенности нет, тогда индивид тратит время на сомнения.

Насколько человек убежден в том, что он способен преодолеть любые трудности и проблемы? Это не только влияет на эффективность, но и на восприятие неудачных ситуаций и готовность с ними справляться. Если человек уверен, что он сможет справиться с любыми неудачами, тогда он не делает трагедии из трудностей и прикладывает усилия, чтобы их устранить. При отсутствии такой веры в себя человек часто опускает руки и сдается.

Самоэффективность является психологической характеристикой. Она нисколько не влияет на способность индивида в принципе совершать какие-то действия. Даже при низкой самоэффективности человек сможет ходить или говорить. Сама же самоэффективность влияет на то, какие именно действия человек будет совершать, насколько быстро и охотно.

Самоэффективность является исключительно мыслительной деятельностью, которая мотивирует человека и определяет его поведение. Низкая самоэффективность способствует тому, что человек просто отказывается совершать какие-то поступки, теряет мотивацию. При высокой самоэффективности человек находится под постоянным мотивирующим эффектом и быстро приступает к совершению нужных действий.

На самоэффективность влияет главным образом личный опыт индивида. Чем активнее он себя ведет и чем больше положительных результатов достигает, тем лучше. Если человек предпочитает пассивничать и скрываться от проблем, не ставить слишком высоких целей, тогда его самоэффективность снижается.

Методика самоэффективности

Самоэффективность не зависит от того, каким потенциалом и талантами обладает человек. Даже при больших ресурсах и возможностях человек может не быть успешным, поскольку обладает низкой самоэффективностью (то есть не верит в самого себя). А есть личности, которые обладают скромными возможностями и способностями, при этом достигают высоких результатов, поскольку убеждены в себе.

Таким образом, наличие нужных ресурсов и потенциала еще не гарантирует успешности. Многое зависит от того, насколько компетентным и способным человек сам себя считает. Это можно проверить при помощи методики Медукса и Шеера, которые предлагают 23 вопроса. Испытуемый их оценивает по 11-бальной шкале, после чего получает результаты уровня своей самооценки и самосознания, которые наталкивают на мысль о том, какой самоэффективностью индивид обладает.

Самоэффективность и самоконтроль

Самоэффективность зависит от уровня самоконтроля индивидом. С одной стороны, самоконтроль требует множество сил и времени, если индивид направляет его на то, чтобы чего-то не сделать или не показать, то есть скрыть. С другой стороны, самоконтроль необходим при совершении нужных действий, которые человек собирается выполнять для достижения нужных целей.

Читайте также:  Деменция - лечение, симптомы, стадии и признаки деменции

Для самоэффективности человек должен уметь выбирать действия, планировать, контролировать выполнение запланированного. Это достигается с помощью самоконтроля, который в данном случае выполняет полезную функцию.

Самоэффективность является показателем того, насколько человек верит в собственные силы и знания. На нее влияет самооценка, самоуверенность, а также личный жизненный опыт. Самоэффективность можно изменить, если она не помогает в достижении успеха. Все снова зависит от самого человека, который управляет всеми характеристиками своей психики, на основе которых базируется его мотивация, цели, активность и прочие положительные стороны.

Успех не зависит от того, насколько вы умные или умелые, какими талантами обладаете или ресурсы получаете. Все зависит от того, во что вы верите и что используете в том или ином случае. Можно не обладать ничем, но при этом становиться успешным человеком. А можно обладать всем, но быть абсолютным неудачником. Это и называется самоэффективностью.

Диагностика самоэффективности. Методика Маддукса и Шеера

Методика определения уровня самоэффективности — одна из методик исследования самосознания и самооценки личности. Понятие самоэффективности ввел А. Бандура не столько для объяснения, сколько для целенаправленной работы по личностной коррекции. В данное понятие вкладывалась возможность оценивать умение людей осознавать свои способности и использовать их наилучшим образом. При этом особое внимание придавалось тому, что при более чем скромных способностях умелое их использование позволяет человеку достичь высоких результатов. В то же время присутствие высокого потенциала автоматически не гарантирует высокие результаты, если человек не верит в возможность применить этот потенциал на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом.

Здесь приводится одна из конкретных диагностических методик, разработанных Маддуксом и Шеером, направленная на количественное определение уровня самоэффективности. Перевод теста и его модификация осуществлены Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского. Речь идет об оценке человеком своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он реально может воспользоваться. Тест состоит из 23 утверждений, с каждым из которых испытуемый оценивает степень своего согласия по 11-балльной шкале.

Таким образом, представления о самоэффективности, заложенные в данную методику, предоставляют возможность получить не только информацию о самооценке личности, не только сведения о степени ее самореализации, но и создают определенный импульс к саморазвитию. Тем самым методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высоких результатов в предметной деятельности и межличностном общении.

Инструкция

Согласны ли вы с предлагаемыми утверждениями? Если абсолютно согласны, отметьте значение «+5», если абсолютно не согласны — значение «–5». В зависимости от степени своего согласия или несогласия с утверждениями используйте для ответа промежуточные оценки шкалы в области положительных или отрицательных значений, соответственно.

Таблица 1. Бланк теста

№ п/пСписок утвержденийШкала ответа (степень согласия)
1Когда я что-либо планирую, я всегда уверен(а), что могу выполнить данную работу–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
2Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу сразу взяться за работу, которую мне необходимо выполнить, оттягивая этот момент до последнего–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
3Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
4Когда я ставлю важные для себя цели, мне редко удается достичь их–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
5Я часто бросаю дела, не закончив их–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
6Я стараюсь избегать трудностей–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
7Если что-то кажется мне слишком трудным, я не стану даже пытаться выполнить это хоть как-нибудь–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
8Если я делаю что-то крайне необходимое, но не слишком приятное для меня, я все равно буду упорствовать до тех пор, пока не доведу дело до конца–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
9Если я решил(а) что-то сделать, буду идти напролом, до конца–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
10Если мне не удается быстро выучить что-то новое, сразу бросаю это дело–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
11Когда проблемы возникают неожиданно, мне не удается справиться с ними–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
12Я не пытаюсь научиться чему-то новому, если оно выглядит слишком сложным для меня–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
13Неудачи не смущают меня, а только заставляют предпринимать еще более настойчивые попытки справиться с ситуацией–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
14Я испытываю уверенность в своих силах при решении сложных проблем–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
15Я вполне уверен(а) в себе–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
16Я легко бросаю дела–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
17Я не похож(а) на человека, который легко справляется с любыми проблемами в жизни–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
18Мне трудно приобретать новых друзей–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
19Если я встречаю человека, с которым мне было бы приятно поговорить, иду к нему сам, не дожидаясь, пока он подойдет ко мне–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
20Если мне не удастся стать близким другом интересного мне человека, я, скорее всего, прекращу попытки общения с ним–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
21Если я познакомился(-ась) с человеком, который на первый взгляд кажется мне не слишком интересным, все равно не прекращаю сразу общения с ним–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
22Я не слишком уютно чувствую себя на собраниях, в компаниях, в больших группах людей–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5
23Я приобрел(а) всех друзей благодаря своей способности устанавливать контакты–5 –4 –3 –2 1 0 +1 +2 +3 +4 +5

Сумма баллов первых 17 утверждений показывает уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по 23-е утверждение — в сфере межличностного общения.

Подсчет баллов производится после изменения знака на обратный перед отмеченной цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22.

Нормировка теста была проведена А. Огневым на выборке более 900 человек (школьники, студенты, работники госпредприятий, госслужащие, безработные). Средние значения уровня самоэффективности располагаются в интервале от –7 до +53 баллов, а в сфере общения — в интервале от +7 до +15. Таким образом, показатели, лежащие за указанными пределами, свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо — о завышенной.

Таблица 2. Результаты нормирования тестовых показателей на российской выборке

Вера в собственную эффективность, самоэффективность

​​​​​​​Вера в собственную эффективность (самоэффективность) – убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. Близкие понятия – Вера в себя, вера в свои силы, вера в свой успех и удачу.

Вера в эффективность – это вера в то, что определенное поведение приведет к определенным результатам, плюс вера в себя – именно я смогу это сделать.

Исследованием веры в собственную эффективность занимался Альберт Бандура. Он разработал тест общей самоэффективности, существующий в настоящее время более чем в 20 национальных версиях, в том числе — русской.

Границы понятия

  1. Самоэффективность – оценка собственной способности справиться с определенными задачами, а не личностная черта;
  2. Представление о самоэффективности – частная, специфическая, а не глобальная характеристика индивида, она не связана с оценкой собственной личности, как, например. самоуважение, а отражает уверенность индивида справиться с конкретными задачами;
  3. Самоэффективность зависит от контекста деятельности, поэтому многие факторы могут оказать влияние на деятельность субъекта, а, следовательно, и на его чувство самоэффективности;
  4. При измерении самоэффективности используются критерии мастерства и компетентности, а не нормативные или другие сравнительные характеристики;
  5. Самоэффективность является ожиданием личного мастерства в решении будущих задач, поэтому самоэффективность измеряется до того, как человек начнет выполнять какую-нибудь деятельность;
  6. Самоэффективность понимается как суждение о действиях, которые человек может совершить, вне зависимости от того значения, которое он им придает.
Читайте также:  Как бороться с плохим настроением - советы психологов

На что влияет самоэффективность

Вера в собственную эффективность нужна и для успеха, и для психического здоровья и хорошего самочувствия.

Если, например, кто-либо не верит в свою привлекательность для противоположного пола и его самоэффективность в сфере знакомства низка, то он придет на вечеринку в плохом настроении, испортит настроение окружающим своим хмурым видом и его попытка познакомиться с кем-либо почти наверняка провалится. Негативные последствия попытки знакомства будут в деталях восприняты, что еще более снизит веру в себя.

Если же вера в свои возможности высока, то на вечеринку человек отправится в хорошем настроении, ожидая веселого времяпрепровождения, попытка знакомства получит позитивное развитие, что в свою очередь укрепит самоэффективность в сфере знакомств и облегчит последующие знакомства.

Следствия из веры в собственную эффективность:

  1. Что веришь, то и получаешь. Человек преимущественно демонстрирует то поведения, которого он сам от себя ожидает, и видит именно те последствия, которых ждет. Ожидая получить отказ в ответ на просьбу, он саму просьбу строит так, что она закономерно ведет к отказу, и именно отказ оказывается в центре его внимания. (По науке: Ожидания эффективности коррелируют на высоком уровне значимости с реальным поведением).
  2. По вере его – будет и поведение его. Посредством оценки ожиданий и уровня самоэффективности можно достаточно точно предсказать реальное поведение. Выслушав клиента и внимательно проанализировав его слова, мы уже можем предположить, как именно он поведет себя в той или иной ситуации. Изменив его ожидания, сфокусировав внимание на непривычных аспектах собственного поведения и окружающей действительности, мы также изменяем его поведение.

Что влияет на веру в собственную эффективность

На формирование веры в собственные возможности влияют следующие обстоятельства:

1. Наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения.

2. Собственный опыт достижений.

Достигнутый успех в меньшей степени усиливает ощущение самоэффективности, если выполняемая задача была легкой, чем, если она была трудной. Ощущение самоэффективности также растет в большей степени, если успех достигается самостоятельно и если человек шел к нему, преодолевая трудности посредством настойчивых усилий.

3. Опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми (физическое или символическое следование модели).

Самоэффективность растет, когда человек наблюдает, как другие успешно справляются с решением сложных задач, и снижается, когда он видит, как другие, похожие на него (столь же компетентные) люди неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчивые попытки. Косвенный опыт (опыт других людей) особенно важен, когда существует неопределенность относительно собственной способности выполнить некоторую задачу.

4. Высказываемые другими убеждения — вербальное подкрепление или наказание.

Убеждение дает лишь кратковременный и слабый эффект, его сила ограничивается осознаваемым статусом, авторитетом и степенью доверия и уважения к тому, кто оказывает вербальное воздействие.

5. Физическое, психологическое, эмоциональное состояние.

Человек всегда тем или иным способом оценивает свое эмоциональное состояние: страх, спокойствие, возбуждение в конфликтных ситуациях — и это влияет на оценку собственных поведенческих способностей.

Успехи, позитивный опыт повышают веру в собственные возможности, негативный опыт – понижает. Впрочем, важно то, как человек осмысляет свой опыт, на что делает акценты – на успех или на неудачу. Несмотря на страх, первый раз попробовал познакомиться, получил отказ. Расценить как негативный опыт (отказ) либо как позитивный (все-таки решился попробовать!)?

Методика определения общей и социальной самоэффективности

(авторы М. Шеер, Дж Маддукс, адаптация А.В. Бояринцевой)

Назначение.Тест на определение общей и социальной самоэффективности – одна из методик исследования сферы самосознания. По результатам теста определяется уровень субъективной оценки испытуемым своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он (испытуемый) может реально воспользоваться.

Инструкция. Вам предлагается выразить степень согласия с каждым из приведенных суждений, используя измерительную шкалу следующего типа. В случае полного согласия суждения кружком обводится «+5», в случае абсолютного несогласия – цифра «-5». В зависимости от степени согласия или несогласия с суждением могут использоваться и промежуточные значения шкалы (однако не более одного значения по каждому суждению).

«Абсолютно не согласен»Утверждение«Полностью согласен»
-5 -4 -3 -2 -11. Когда я что-либо планирую, я всегда уверен, что могу выполнить данную работу.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -12. Одна из моих проблем состоит в том, что я не могу сразу взяться за работу, которую мне необходимо выполнить, оттягивая этот момент до последнего.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -13. Если я не могу выполнить работу с первого раза, я продолжаю попытки до тех пор, пока не справлюсь с ней.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -14. Когда я ставлю важные для себя цели, мне редко удается достичь их.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -15. Я часто бросаю дела, не закончив их.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -16. Я стараюсь избегать трудностей.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -17. Если что-то кажется мне слишком трудным, я не стану даже пытаться выполнить это хотя бы как-нибудь.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -18. Если я делаю что-то крайне необходимое, но не слишком приятное для меня, я все равно буду упорствовать до тех пор, пока не доведу дело до конца.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -19. Если я решил что-то сделать, я буду идти напролом до конца.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -110. Если мне не удается выучить что-то новое, я сразу бросаю это дело.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -111. Когда проблемы возникают неожиданно, мне не удается справиться с ними.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -112. Я не пытаюсь научиться чему-то новому, если оно выглядит слишком сложным для меня.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -113. Неудачи не смущают меня, а только заставляют предпринимать еще более настойчивые попытки справиться с ситуацией.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -114. Я испытываю уверенность в своих силах при решении сложных проблем.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -115. Я вполне уверенный в себе человек.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -116. Я легко бросаю дела.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -117. Я не похож на человека, который легко справляется с любыми проблемами.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -118. Мне трудно приобретать новых друзей.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -119. Если я встречаю человека, с которым мне было бы приятно поговорить, я иду к нему сам, не дожидаясь, пока он подойдет ко мне.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -120. Если мне не удается стать близким другом интересного для меня человека, я, скорее всего, прекращу попытки общения с ним.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -121. Если я познакомился с человеком, который на первый взгляд кажется мне не слишком интересным, я все равно не прекращаю сразу контактов с ним.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -122. Я не слишком уютно чувствую себя на собраниях, в компаниях, в больших группах людей.+1 +2 +3 +4 +5
-5 -4 -3 -2 -123. Я приобрел всех моих друзей благодаря своей способности устанавливать контакты.+1 +2 +3 +4 +5

Обработка, нормы и интерпретация результатов

Методикаразработана американскими психологами Дж. Маддукс и М. Шеер, переведена и адаптирована с учетом необходимых научных требований А.В. Бояринцевой.

С помощью понятия самоэффективности можно оценить способность людей к осознанию своих способностей и к использованию этих способностей оптимальным образом. По сути, самоэффективность – это основанная на знании и прежних переживаниях убежденность человека в своей способности достигать определенного результата при определенных затратах. Чем самоэффективность выше, тем больших результатов ожидает от себя человек при равных затратах.

Введя данное понятие, А. Бандура (Bandura) акцентировал внимание на то, что даже при наличии более чем скромных способностей умелое их использование позволяет человеку достигать высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала автоматически не гарантирует и высокие результаты, если человек в силу тех или иных причин не верит в возможность этот потенциал в полной мере реализовать на практике и не пытается воспользоваться всем тем, что дано ему природой и обществом (Хьелл, Зиглер, 1997).

Читайте также:  Как познакомиться с девушкой в интернете - советы, что ей написать

Cогласно концепции самоэффективности А.Бандуры (Bandura A., 1977, 1989) «то, как человек оценивает собственную эффективность, определяет для него расширение или ограничение возможности выбора деятельности; усилия, которые ему придется приложить для преодоления препятствий; настойчивость, с какой он будет разрешать разного рода профессиональнные проблемы». Люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных задач, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях (Хьелл, Зиглер, 1997).

Методика представляет собой набор из 23 суждений. Первые 17 суждений относятся к деятельностной самоэффективности, то есть характеризуют восприятие человеком собственной эффективности в выполнении тех или иных задач. Шесть последних суждений относятся к социальной самоэффективности, то есть характеризуют восприятие человеком собственной эффективности во взаимоотношениях с другими людьми.

Респонденту предлагается выразить степень согласия с каждым из приведенных суждений, используя измерительную шкалу следующего типа:

«Абсолютно не согласен» «Полностью согласен»

-5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5

В случае полного согласия с суждением кружком обводится цифра «+5», в случае абсолютного несогласия цифра «-5». В зависимости от степени согласия или несогласия с суждением могут использоваться и промежуточные значения шкалы (однако не более одного значения по каждому суждению).

При обработке ответов полное согласие с позитивным по смыслу суждением (типа «Я вполне уверенный в себе человек») получает 10 баллов, а абсолютное с ним несогласие – 1 балл. Напротив, полное согласие с негативным по смыслу суждением (типа «Я легко бросаю дела») получает 1 балл, а абсолютное с ним несогласие – 10 баллов. Баллы в утверждениях № 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22 меняют знак на противоположный.

Что же касается промежуточных значений шкалы, то они также переводятся в соответствующие баллы (в диапазоне между крайними значениями). В результате можно получить средние баллы по каждому виду самоэффективности и по всему опроснику в целом.

Средние значения самоэффективности располагаются в интервале значений от +7 до +53 баллов, а в сфере общения от -7 до +15. Показатели, лежащие за пределами этих интервалов, свидетельствуют либо о низкой оценке своего потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо о высокой.

Приведенные теоретические положения согласуются с полученными в ходе нашего исследования данными по выраженности признака самоэффективности в сфере деятельности у руководителей высшего и среднего уровней управления в сравнении со специалистами.

Как показывают данные таблицы, по личностному фактору «самоэффективность в сфере деятельности» получены достоверно значимые отличия (р

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11136 – | 7505 – или читать все.

10 отличных методов, повышающих самоконтроль

Люди, которые умеют контролировать себя, как правило, являются наиболее успешными, состоятельными и интеллектуально развитыми — они являются реальной, а не мнимой элитой общества. Это происходит потому, что они легко побеждают свои привычки и страхи. Их сложно сломить, и они редко когда опускают руки, если у них что-то не получается. Самоконтроль — это характерное качество любого победителя. И, к твоей радости, это качество не является врожденным — его можно легко «прокачать», как ты это делаешь с мышцами. Правда, в отличие от мышц, все тренировки по самоконтролю основаны на психологических исследованиях, а не на традиции физической культуры.

Исследования показали, что самоконтроль является ограниченным ресурсом. Его применение имеет четкий физиологический эффект, такой, как понижение уровня глюкозы. Другими словами, в любой момент времени у тебя может не остаться самоконтроля «в баке». Поэтому когда ты жестко контролируешь себя, то твои силы истощаются, а соблазн становится очень и очень велик. Психологи называют этот процесс «истощением эго».

Как использовать это знание? Просто признай, что твой запас самоконтроля конечен, поэтому тебе придется найти способ избежать искушения в час Х. Первым шагом к усилению самоконтроля станет признание того, что ты слаб.

Этот метод был описан в одном из исследований 2002 года (Ариэли и Вертенброх), которое основывалось на эксперименте, что был проведен в средних школах. Ученые выявили, что учащиеся, которые всего лишь устанавливали себе строгие сроки обучения, учились гораздо лучше, чем учащиеся, которые работали мозгами по факту наступления учебных проблем. То есть если перенять выводы этого исследования на собственный опыт, то можно сказать следующее: если ты будешь ставить перед собой сложные цели, обещать себе их выполнение, то вероятность увеличения производительности значительно возрастает.

Вознаграждение может действительно работать. Когда ты получаешь награду (или сам себе ее даришь), то ты становишься более падким на краткосрочные жертвы ради долгосрочной выгоды, то есть ты вносишь в свой распорядок немного духа здравого капитализма. Награды могут быть не только денежными, но и символическими.

Если в предыдущем пункте мы говорили о прянике, то в этом говорим о кнуте. Мы должны не только обещать себе вознаграждение, но также наказывать себя за «плохое поведение». Для этого надо разработать собственную систему штрафов, которая поможет тебе справится со многими бедами, которые связаны с бесконтрольным поведением.

Часть наших проблем кроется в тех искушениях, которые вырастают из бессознательного поведения, — оно всегда готово подорвать наши лучшие намерения. Ученая группа под управлением Фишбаха (2003 год) обнаружила, что участники эксперимента легко поддавались искушению, когда это самое искушение находилось за пределами сознания.

Практический вывод прост. Попробуй держаться подальше от соблазнов не только физически, но и морально — переориентируй свой мозг таким образом, чтобы он стремился не к поеданию пончиков или выпиванию стеклоочистителя, а к тому, чтобы исполнить высшую цель.

Даже если результатов никаких нет, старайся быть оптимистичным, чтобы избежать очередного искушения.

Оптимизм отлично помогает достигать поставленных целей, а пессимизм быстро разрушает желание что-либо делать, когда возникает даже малейшая проблема. Однако тебе следует думать не о том, насколько легко будет достигнуть цели, а о том, насколько интересен сам путь, работа, действия. Ты должен видеть не фантазии, а реальность, но эта реальность не должна быть мрачной.

Чтобы привить правильный оптимизм в свою жизнь, тебе следует провести полную переоценку соблазнов и целей, а именно — цели должны стать желанными, а соблазны должны понизить свой курс по отношению к целям. Другими словами, соблазны должны стать дешевкой, что будет недалеко от истины в большинстве случаев.

Сердце зачастую значит больше, чем разум, особенно если ты молод и неопытен. Однако не стоит думать, что твоя эмоциональная часть личности не может помочь тебе в борьбе с соблазнами. В одном из исследований 1975 года, которое было проведено в Германии, дети смогли удержаться от поедания зефира лишь потому, что они думали о зефирках как о белых облаках, которые есть, разумеется, никто не будет.

Ты можешь усилить или уменьшить тягу к определенным вещам точно таким же образом: путем охлаждения или нагревания эмоций, связанных с предметом или действием. Например, если дело касается достижения целей, то ты можешь вспомнить о положительных эмоциональных аспектах этого, например, о чувствах азарта и гордости.

Иногда осуществление самоконтроля заставляет избегать вредных привычек. Один из верных способов сделать это — с помощью самоутверждения. Это означает ориентировать свои действия на вещи, в которые ты веришь. Это могут быть семья, творчество, качество работы, политическая идеология, философская концепция, любое другое внутреннее убеждение.

Думая о своих базовых ценностях, ты можешь восстановить свой самоконтроль даже тогда, когда он полностью исчерпан. Именно с этих позиций и рождаются геройские поступки.

Абстрактное мышление, как оказалось, серьезно повышает самоконтроль. Оно позволяет думать о предмете, понимая его. К сожалению, в российских школах совершенно не развивают абстрактное мышление, предпочитая ему зубрежку, которая приводит к тому, что формулы люди знают, а зачем они нужны, и как их применить в жизни, не знают.

Суть абстрактного мышления заключается в том, что ты должен сосредотачиваться на вопросах «зачем я это делаю?», «почему я это делаю?», «что мне это принесет?», а не на самом действии. Если ты поймешь, зачем ты делаешь свою работу, зачем двигаешься к определенной цели или зачем хочешь избавиться от вредной привычки, то тебе будет легче контролировать себя и свои слабости.

Оцените статью
Добавить комментарий