Самооценка школьника – развитие, диагностика

Самооценка школьника – развитие, диагностика

Самооценка школьника

Самооценка школьника – это отношение ребенка к себе, к своим способностям, субъективным возможностям, чертам характера, личностным качествам, поступкам. От ее адекватности зависят все жизненные достижения, межличностное взаимодействие, успешность в учебе.

Самооценка школьника развивается с младенчества и в дальнейшем оказывает значительное воздействие на взрослую жизнь личности, ее поведение, отношение к событиям и к себе, окружающему социуму. Первостепенной задачей взрослых наряду с заботой, воспитанием, обучением ребенка является развитие адекватной самооценки и чувства собственного достоинства.

Самооценка младших школьников

Школьники становятся личностью при наличии ряда условий. Самооценка младших школьников относится к самым существенным из них. Она формирует у школьника потребность соответствовать как уровню окружающего социума, так и степени личностных субъективных оценок.

Сформированная адекватно самооценка младшего школьника – это как знание самого себя, так и сумма отдельных качеств, детерминированное к себе отношение.

Самооценка младших школьников – это ведущее звено произвольной саморегуляции, которая обуславливает направленность, а также степень активности малыша, отношение к социуму, среде, самому себе.

Самооценка младших школьников представляет довольно сложный психологический феномен.

Самооценивание вовлечено во множество взаимоотношений и взаимосвязей с психическими новообразованиями индивида. Оно является значимой детерминантой у всех видов коммуникаций и деятельности. Умение оценивать себя идет из раннего детства, а уже формирование, а также совершенствование себя происходит на протяжении жизни личности. Адекватная самооценка бережет неизменность личности, невзирая на зависимость от изменившихся условий, а также обстоятельств, обеспечивая возможность оставаться при этом самим собой. На сегодняшний день, очевидно, становится, что самооценка младших школьников оказывает влияние на поступки, а также межличностные контакты.

Самооценка младших школьников отмечается периодом осознания самого себя, личной мотивации, а также потребностей в среде других индивидов. Поэтому очень важно в этом возрасте заложить базис для формирования адекватной самооценки, что непременно позволит малышу правильно оценивать себя и реально представлять свои силы и возможности, определяя самостоятельно цели, направления и задачи.

В младшем школьном возрасте маленькие индивиды с заниженным или завышенным оцениванием себя предстают более чувствительными и ранимыми перед оценочными суждениями взрослых, вследствие чего очень легко подвержены их воздействиям. Существенную роль в выработке адекватного представления школьников о самих себе представляет межличностное взаимодействие со сверстниками. От самооценки школьника зависит взаимоотношение, степень притязаний ребенка с окружающими личностями и его активность. Чтобы младшему школьнику ощущать себя счастливым, уметь побеждать трудности, ему необходимо обладать положительным видением себя, а также адекватной самооценкой.

Развитие самооценки младшего школьника

Поскольку основы самооценки закладываются в раннем возрасте, а продолжают формироваться уже в школьном, то они поддается коррекции и воздействию. Учитывая это, родители, учителя, взрослые, должны принимать во внимание все характерные особенности, закономерности образования самооценки, а также пути развития адекватной (нормальной) самооценки и позитивной «Я»-концепции развития личности. В этот период большую роль в развитии ребенка приобретает коммуникационное взаимодействие со сверстниками.

Во время общения развиваются стержневые навыки межличностного взаимодействия. Тяга к общению, устремленность к ровесникам, делает коллектив школьников для ребенка неимоверно притягательным и ценностным. Возможностью находиться в детском коллективе дети очень дорожат, поскольку от качественности общения со сверстниками зависит направленность развития детской личности. Это говорит о том, что межличностное взаимодействие относят к важнейшему фактору, развивающему личность и вырабатывающему адекватную самооценку.

Но не стоит забывать о необходимом вкладе родительского поощрения, похвалы в развитии самооценки младшего школьника.

Школьная группа с неблагополучной позицией в системе межличностных отношений имеет похожие характеристики. Школьники в таких группах зачастую характеризуются проблемами в общении, неуживчивостью, что проявляется в драчливости, чрезмерной изменчивости, вспыльчивости, грубости, замкнутости, капризности. Такие дети отличаются склонностью к зазнайству, ябедничеству, жадности, неряшливости, неаккуратности. Дети, которые пользуются популярностью среди сверстников, отмечаются общими чертами. Они обладают уравновешенным характером, инициативны, общительны, активны и богаты на фантазию. Большинство таких школьников неплохо учится.

У детей постепенно в ходе учебы повышается притязательность, критичность, требовательность к себе. Малыш в первом классе позитивно оценивает личную учебную деятельность, а неуспех связывает с объективными обстоятельствами и причинами.

Ребенок второго, а также третьего класса к собственной личности относится более критично, при этом делает предметом оценивания плохие действия, например, неуспехи в учении.

На протяжении всего обучения в начальной школе для детей значение отметок существенно видоизменяется. Оценивание находится в прямо-пропорциональной зависимости от мотивации учения, требований, которые дети к себе предъявляют. Отношение младших школьников к восприятию своих успехов, достижений существеннее связывается с необходимостью иметь справедливые представления о личной значимости. Из этого следует, что учитель, оценивая знания младших школьников, вместе с тем оценивает и личность школьника, его место среди других, а также индивидуальный потенциал. Именно таким образом воспринимаются оценки малышами.

Ориентируясь на оценки учителя, младшие школьники разделяют себя и сверстников на отличников, слабых и средних учеников, старательных или не совсем, ответственных и не очень, дисциплинированных или нет.

Малыши не приходят в этот мир с определенным отношением к себе. Развитие самооценки младшего школьника начинается в ходе воспитания, в котором главенствующая роль отводится семье и школе.

Адекватное самооценивание младшего школьника увеличивает шансы на успех. Ребенок, обладая адекватным самооцениванием, способен оценить личный потенциал объективно. К сожалению, не все взрослые понимают необходимость самооценки, а также ее уровня для личностного роста, дальнейшей успешности, развития.

В раннем детстве самооценка у ребенка пребывает на должном уровне. Однако взрослея, малыш понимает, что для родителей он является главным существом и мир считает созданным только для себя. Так возникает завышенная самооценка. До достижения школьного возраста, у малыша самооценка сохраняется адекватной. Это связано с тем, что ребенок осознает, что он не является во вселенной единственным и других малышей тоже любят.

Когда школьники достигают среднего возраста, то их самооценка может зашкаливать или вверх, или вниз. В этом случае необходима коррекция выработки адекватного самооценивания.

Полярность самооценки объясняется положением в школьной группе: ребенок-лидер имеет завышенную самооценку, а ребенок-аутсайдер очень низкую. Для развития адекватной самооценки или коррекции уже имеющейся заниженной или завышенной самооценки, родителям необходимо оказывать школьнику помощь и поддержку. Ребенок нуждается в уважении, доверии, справедливом отношении. Психологи взрослым рекомендуют исключить тотальный контроль, однако проявлять интерес к увлечениям школьника.

Родители должны четко отдавать себе отчет, что чрезмерная или незаслуженная похвала ведет к появлению нарциссизма.

Низкая самооценка у школьника развивается из-за влияния семейного воспитания, безответной любви, избыточной самокритичности, неудовлетворения внешностью, недовольства собой. Такие школьники нередко склонны к мыслям о суициде, подвержены уходам из дому. Поэтому им жизненно необходимо повышенное внимание, любовь родных и уважение. От критики лучше воздерживаться, даже если она необходима. Следует акцентировать внимание только на всех позитивных моментах, качествах личности. Ребенок с заниженной самооценкой должен чувствовать, что его уважают и одобряют его поведение.

Диагностика самооценки школьника

Средства, позволяющие современной психодиагностике выявить уровень самооценки, а также самосознания школьников, делятся на малоформализованные и формализованные методики.

Формализованные методы диагностики отмечаются объективизацией процесса исследования. К ним причисляют тесты, проективные техники, опросники, психофизиологические методики. Малоформализованные методики включают разговор, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

У детей младшего школьного возраста определить уровень самооценки возможно с помощью разнообразных игр. Например, игра «Имя» дает возможность получить информацию о самооценке школьника.

Малышу предлагают для себя придумать новое имя, которое он желал бы иметь или предлагают оставить свое. Если малыш выбирает новое имя, то необходимо узнать, почему он хотел бы поменять свое имя. Зачастую отказ малыша от личного имени говорит о том, что ребенок хочет стать лучше и у него занижено самооценивание.

Повседневная педагогическая практика для формирования адекватного самооценивания младших школьников применяет игровые формы и приемы, например «говорящие рисунки» или «лесенка успеха».

Форма «говорящие рисунки» заключается в следующем. Если малыш доволен собой, например, на уроке у него все получалось, он рисует улыбающееся лицо. Если возникали сложности, не все получалось, рисует спокойное лицо. Если на уроке возникали сложности, многое не получалось, ребенок рисует грустное лицо.

«Лесенка успеха» включает четыре ступеньки:

Первая ступенька – ученик ничего не запомнил, не понял новое знание, у него возникло много вопросов; с самостоятельной работой не справился;

Вторая и третья ступеньки – у ученика по новой теме есть вопросы, были допущены ошибки в самостоятельной работе;

Читайте также:  Миопатия - что это такое, симптомы, лечение, причины, диагностика

Четвертая ступенька – ученик достаточно хорошо усвоил новое знание, способен его рассказать, в самостоятельной работе не было допущено ошибок.

Ребенок с адекватным самооцениванием сможет совершенствовать и корректировать свою учебно-познавательную деятельность в школе, что в дальнейшем позволит самореализоваться во взрослой жизни.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Методики диагностики самооценки

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: “Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!” Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Самооценка в детском возрасте находится в подвижном состоянии. И над формированием адекватной самооценки ребенка необходимо работать.

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ

Адекватная самооценка во многом определяет поведение человека, его отношения с окружающими, поэтому важно определить особенности самооценки человека и, если понадобиться, скорректировать их в зависимости от полученного результата

Помочь выявить уровень самооценки ребёнка, для того чтобы впоследствии помочь сформировать ему адекватную самооценку, даёт возможность использование различных методик:

  • методика «Самооценка дошкольника» (Т.В.Драгунова)
  • методика «Лесенка» (по В.Г. Щур)
  • методика «Какой я?» ( Р.С. Немов)

Методика “Лесенка”

Беседа с ребенком начинается с разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступенечке.

При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?»

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку.

Обработка и анализ результатов

1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

Благоприятная ситуация развития:

  • если ребенок считает себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки;
  • если ребенок ставит себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кого-то из родных) ставит его на самую высокую ступеньку;
  • если ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» – это служит доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя;

Неблагоприятная ситуация развития:

  • положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) – отрицательное отношении к себе, неуверенность в собственных силах;
  • дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама.
  • на самую высокую ступеньку ребенка ставит друг, а не кто-то из близких;

Для младших школьников важно также выяснить прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу.

У девочек, в целом, выше самооценка, чем у мальчиков. Ведь самооценка младших школьников в большей степени зависит от успехов в учебе, а девочки, как известно, в этом более преуспевают.

Методика «Самооценка дошкольника» (Т.В.Драгунова)

  1. Как ты думаешь, какой ты мальчик (девочка) – хороший, плохой или средний ? (варианты : «Каким ты себя считаешь…? «По-твоему, какой ты – . Почему ты так думаешь?»).
  2. Почему ты не считаешь себя. (в зависимости от ответа на предшествующий вопрос задаются еще два вопроса относительно оценок, которые ребенок не отнес к себе).
  3. Кто, по-твоему, думает о тебе (оценивает тебя) так же как и ты ? Как именно оценивают (что думают) ? Почему ты так думаешь? Облегченный вариант вопроса : «А мама тоже считает тебя хорошим («плохим», «средним» – в зависимости от ответа ребенка) ? «Почему ты так думаешь?» ( в зависимости от задач этот вопрос можно задать относительно оценки отца, бабушки, воспитателя детского сада, братьев, сестер, сверстников и т.д.).
  4. Кто, по-твоему, думает о тебе )оценивает тебя) не так, как ты сам? Как именно? Почему ты так думаешь? (Облегченный вариант вопроса такой же как предыдущий).
  5. Что тебе не нравится в себе? Еще что? Почему не нравится?
  6. Что тебе нравится в себе? Еще что? Почему нравится?
  7. Что маме (папе и т.д.) нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
  8. Что маме (папе и т.д.) не нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
  9. За что мама (папа и т.д.) тебя хвалят?
  10. За что мама (папа и т.д.) тебя: а) ругает ? б) наказывает?

Методика «Какой я?»

Пользуясь представленным далее протоколом, спрашиваем у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности.

  • ответы типа «да» – 1 балл;
  • ответы типа «нет» – 0 баллов;
  • ответы типа «затрудняюсь ответить» и «иногда» – 0,5 балла.

Самооценка ребенка определяется по общей сумме набранных баллов.

Выводы об уровне самооценки:

  • 10 баллов – очень высокий;
  • 8-9 баллов – высокий;
  • 4-7 баллов – средний;
  • 2-3 балла – низкий;
  • 0-1 балл – очень низкий.

А какие Вы используете методы для исследования самооценки младшего школьника?

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Ребенок с низким уровнем самооценки зачастую не может проявить себя, показать хорошие результаты. В большинстве своем низкий уровень самооценки у детей сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью и застенчивостью.

Наличие низкой самооценкой у детей нельзя оставлять без внимания, иначе в дальнейшем это может сыграть отрицательную роль в обучении и профессиональной деятельности

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи – все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Серия: Психологические активити для детей

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наталья Геннадьевна Каменкова,

Валентина Михайловна Синельникова

Российский государственный педагогический университет

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по диагностике уровня развития самооценки младших школьников и их анализ, рассмотрены причины неадекватной самооценки учащихся, предложено направление развития адекватной самооценки на основе учета учебных достижений учащихся.

Ключевые слова: самооценка, младший школьник, адекватная и неадекватная самооценка, уровень сформированности самооценки, учебная деятельность, учет учебных достижений.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте НОО второго поколения отмечается, что сегодня перед школой стоят задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и метапредметных, личностных компетенций [1]. Воспитание активной, творческой личности включает подготовку учащихся к самосовершенствованию, которое невозможно без объективной оценки своих возможностей, своих особенностей, т.е. требует объективной самооценки.

Формирование объективной самооценки особенно значимо в период обучения в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. По мнению Выготского Л.С. [2, с. 74], самооценка начинает складываться к 7 годам.

Однако исследователи самооценки младших школьников утверждают, что самооценка учащихся данной возрастной категории чаще всего необъективна, зависит от оценки педагогов, имеет тенденцию к переоценке ([3], [4], [5]). Кулагина И.Ю. свидетельствует, что младшим школьникам свойственна неадекватная завышенная самооценка, так как «они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое» [6].

С целью подтверждения тезиса о необъективности самооценки учащихся начальной школы нами было проведено исследование. Для выявления уровня сформированности самооценки у учащихся 4-х классов были отобраны следующие методики: тест Куна «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд, модификация Т.В. Румянцевой); методика определения уровня самооценки учащихся Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейна.

Тест Куна «Кто Я?» используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией, с его самооценкой.Методика определения уровня самооценки учащихся Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейна дает возможность судить об уровне притязаний учащегося, его адекватности и позволяет выявить детей с неустойчивой самооценкой .

Экспериментальная работа в рамках нашего исследования проводилась в четвертых классах ГБОУ Школа №300 Центрального района г. Санкт-Петербурга в сентябре 2014 года. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 «Б» класса (25 человек), 4 «В» класса (20 человек), 4 «Г» класса (22 человека) и 4 «Д» класса (21 человек).

Читайте также:  Иллюзия - что это такое, виды иллюзий

Результаты диагностики представлены в таблицах №1 и №2:

Уровни самооценки учащихся 4 «Б», 4 «В», 4 «Г», 4 «Д» классов по методике изучения самооценки с помощью теста Куна «Кто Я?»

Количество учеников (отношение к общему количеству)

Уровень неадекватно-заниженной самооценки

Уровень неустойчивой самооценки

Уровень адекватной самооценки

Уровень неадекватно-завышенной самооценки

Уровни самооценки учащихся 4 «Б», 4 «В», 4 «Г», 4 «Д» классов

с помощью методики Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейна

Интегрированный коэффициент К

Уровень заниженной самооценки

Уровень адекватной самооценки

Уровень завышенной самооценки

Результаты выявления уровня самооценки по методике изучения самооценки с помощью теста Куна «Кто Я?» свидетельствуют, что уровень неадекватно-заниженной самооценки имеют – 11% учащихся, уровень неустойчивой самооценки – 19%, уровень адекватной самооценки – 25% учащихся, а уровень завышенной самооценки – 45% учащихся.

Результаты выявления уровня самооценки с помощью методики Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейна свидетельствуют, что уровень заниженной самооценки имеют – 10% учащихся, уровень адекватной самооценки – 30% учащихся, а уровень завышенной самооценки – 60% учащихся.

Анализируя результаты теста, мы сделали вывод о том, что самооценка учащихся 4 «Б», 4 «В», 4 «Г», 4 «Д» классов находится, в основном, на уровнях неадекватной самооценки (большей частью неустойчивой или неадекватно-завышенной, реже – неадекватно-заниженной).

Таким образом, результаты проведенных нами диагностик уровня самооценки свидетельствуют о том, что к 4 классу самооценка учащихся примерно у половины учащихся завышена, лишь четвертая часть четвероклассников имеют адекватную самооценку. На основании полученных данных можно резюмировать, что самооценка у большинства учащихся 4 класса является неадекватной.

Проведенное исследование подтверждает актуальность проблемы развития самооценки в младшем школьном возрасте, и свидетельствует о необходимости поиска форм организации учебной деятельности, которые будут способствовать формированию и развитию самооценки.

Анализируя данные, полученные в ходе экспериментальной работы по диагностике самооценки, а также размышляя о причинах неадекватной самооценки учащихся 4 классов, мы провели серию наблюдений уроков в 4 классах. Наблюдения показали, что система контроля и оценки знаний, умений и навыков на уроке ограничивается, в основном, проверкой усвоения учебного содержания по предмету, рефлексия не осуществляется и подменяется оценкой учителя. Беседуя с учителями, работающими в 4 классах, мы выяснили, что в качестве основной причины недостаточности работы по развитию рефлексии и самооценки, педагоги называют недостаток учебного времени на уроке.

Таким образом, логично предположить, что одной из потенциальных возможностей развития самооценки может стать внеурочная деятельность учащихся по учету своих учебных достижений. Дети могут оценивать достижения друг друга (взаимооценка), а затем и собственные (самооценка). Ш.А. Амонашвили отмечал, что успешность деятельности и качество её результата во многом предопределены оценочной активностью субъекта деятельности [7]. Учет достижений ориентирует ребенка на осознание своих действительных достижений и того, чего он мог бы достичь. А, значит, такая деятельность формирует у младшего школьника установку на оценку своих возможностей – одного из основных компонентов самооценки.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2011

Выготский Л.С. Педагогическая психология- М.: Педагогика, 1999 – 528с.

Каменкова Н.Г., Мейлах И.И. Организация деятельности самоконтроля младшего школьника с помощью ИКТ.// Герценовские чтения. Начальное образование. 2012. Т. 3. № 2. – СПб., Изд-во ВВМ, 2012. -С. 47-54

Каменкова Н.Г., Шахнурова О.А. Возможности развития самооценки младших школьников на уроках математики. //Герценовские чтения. Начальное образование. Т.4. №2.– СПб.: Издательство ВВМ, 2013. – С. 65-69.

Каменкова Н.Г., Синельникова В.М. Учет учебных достижений младших школьников как средство развития самооценки. //Герценовские чтения. Начальное образование. Т.5. №1.– СПб.: Издательство ВВМ, 2014. – С. 147-152.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до полной зрелости/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.– М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001.– 464с.

Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 544 с.

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

студент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Проблема развития личности ребенка в младшем школьном возрасте с умственной отсталостью является важной на сегодняшний день т.к. количество детей с нарушениями остаются достаточно высокими и постоянно увеличиваются. Развитие личности – главный фактор становление адекватной самооценки и уровня притязаний в будущем ребенка, а особенно у детей данного контингента.

Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Самооценка в общей психологии определяется, как личностное образование, принимающее непосредственно прямое участие в регуляции поведения и деятельности, формирующееся участии самой личности и своеобразно отражающее её внутренний мир (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов и др.) [1].

Структура самооценки содержит в себе два элемента: когнитивный и эмоциональный. Эмоциональный компонент отражает отношение к себе, то есть, эмоции, которые у человека вызывает его деятельность и его личностные характеристики. Когнитивный компонент отображает обобщенные представления человека о себе разной степени осознанности и дифференцированности. В индивидуальности личности выделяются базовые свойства – ее самооценка, тип личности, темперамент, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

Самооценка может быть заниженной, завышенной, адекватной. Так же различают общую и частную самооценку. Частная самооценка формируется на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких элементов, как Я- идеальное, Я-реальное.

1. Условие внутренней саморегуляции

2. Познавательная (когнитивная) функция

3. Механизм психологической защиты

4. Отражение уровня притязания личности [2].

Диагностическое исследование личностных особенностей и развитие самооценки являться важным явлениям в личностном становлении ребенка в младшем школьном возрасте. Как будет сформирована самооценка, будет зависеть многое: поведение ребенка, проявление его деятельности и как непосредственно будет развиваться сама личность.

В младшем школьном возраст (от 6-7 лет до 10 лет) самооценка ребёнка складывается, по большей части, под влиянием его школьных успехов. Особенностью детей данного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Младшие школьники оценивают себя так, как о них отзываются взрослые. В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. У младшего школьника возникает потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний [3].

Данное нарушение, как умственная отсталость – это выраженное, необратимое системное нарушение познавательной деятельности, которое возникает в результате диффузного органического повреждения коры головного мозга. При этом нарушаются все мыслительные операции. Самооценка умственно отсталых младших школьников отличается от самооценки их полноценных сверстников, т.к. формируется с ранних лет завышенной, так как родители склонны радоваться каждому, даже самому малому успеху. В младшем школьном, 8-9 годам, у ребёнка формируется более глубокое осознание себя, благодаря оценочным моментам в школе и отношению педагога. Самооценка умственно отсталого младшего школьника в большей мере зависит от его окружения , и роли педагога специальной школы .Неправильно сформированная самооценка в младшем школьном возрасте вызывается незрелостью личности, не правильным воспитаниям ,непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др. И поэтому завышенная самооценка часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности. Чтобы этого не случалось необходимо проведения соответствующих мероприятий, развить у умственно отсталого ребёнка адекватную самооценку, так как не правильная самооценка приводит к формированию у ребёнка многих негативных черт личности, таких как озлобленность, инфантилизм, предрасположенность к депрессии и многих других проявлений [4].

Тема самооценки разработана в отечественной литературе достаточно хорошо. Наиболее полно теоретические аспекты проблемы самооценки разработана в трудах следующих отечественных психологов – Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.В. Захаровой, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, зарубежных –У. Джемса (первым начал разрабатывать проблематику Я – концепции) Ч. Кули (первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я,), Дж. Мида (детально показал, каким образом именно на основании социального взаимодействия происходит формирование того, что У. Джеймс называл “Я-как-объект), Э. Эриксона (вклад в формирование современной нам теории Я-концепции), К. Роджерса (Современное понимание Я – концепции в гуманистической психологии). Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.А. Горбачевой.

Читайте также:  Галлюциноз алкогольный, органический, острый - симптомы, лечение

Целью нашего диагностического исследования явилось изучение самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Для исследования самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. была разработана диагностическая программа, включающая в себя психодиагностические методики, представленные в таблице 1.

Таблица1.

Характеристика диагностического инструментария, применяемая для изучения оптимизации самооценки младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Самооценка школьника

Термин «самооценка школьника» означает способность сознания индивида школьного возраста к объективной оценке своей собственной личности в целом, ее потенциала, способностей, преимуществ и недостатков, а также положения в обществе. Как и в любом другом возрасте, от адекватности самооценки напрямую зависят поступки ребенка, его мотивация, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, дальнейшее развитие как личности и успешность.

Эта способность и ее адекватность закладываются еще с раннего возраста. Она определяет не только состояние ребенка на текущий момент и его успеваемость в школе, но также в дальнейшем решит многие аспекты его взрослой жизни. Помимо простого воспитания культуры и манеры поведения, задачей взрослых и педагогов является также забота о создании адекватной самооценки и самоуважения школьников, чтобы в дальнейшем они не столкнулись с серьезными проблемами в этой сфере.

Самооценка младшеклассников

Дети школьного возраста превращаются в полноценную личность при условии наличия ряда определенных факторов. Адекватная самооценка младшеклассников является наиболее важным среди них. Именно она определяет, как соответствие ребенка нужному уровню требований со стороны социума для особей его возраста, так и стремление соответствовать своим личностным представлениям об идеале.

Формирование правильной и объективной самооценки школьника – это не только его познание собственной личности в социуме, но также и оценка суммы всех положительных и отрицательных качеств, детальное отношение к себе. По сути – это центральное звено в механизме самостоятельного регулирования малышом своей деятельности. Она определит дальнейшее направление и уровень активности ребенка, его отношение не только к самому себе, но также к окружающим, социуму в целом. Стоит ли говорить, что это весьма сложный психологический механизм.

Умение оценить самого себя связывается функционально со многими процессами психики в сознании и даже подсознании индивида. Оно выступает одним из главных определяющих факторов как в отношении со своим внутренним «Я», так и в контактах с окружающим миром, социумом. Самооценка закладывается в психике человека в ранние годы жизни, а вот ее формирование и умение оперировать ею – развивается в дальнейшем. Адекватно сформированная самооценка обеспечивает индивидуальности человека возможность сохранять свое постоянство, даже если изменились условия внешней среды и социального окружения. Сейчас специалистам в сфере психологии достоверно известно, что самооценка, в частности в младшем возрасте, оказывает влияние на ребенка, его мотивацию, взаимоотношение со сверстниками, а также успеваемость в школе.

Отличительной чертой оценки себя является полное осознание своей индивидуальности и личности, а также отдельных моментов потребностей. Ребенок начинает относительно объективно оценивать собственную мотивацию поступков, а также ощущает необходимость нахождения в среде других индивидов. Именно этот этап создания самооценки очень важен, так что в этом возрасте необходимо помочь ребенку сформировать адекватный и объективный взгляд на свою личность. Это позволит ему в дальнейшем рационально взглянуть на свои собственные силы и возможности, определить для себя порядок своих действий, дальнейшие жизненные цели и стремления.

Как уже говорилось, значительное значение в создании адекватной самооценки играет отношение ребенка со своими сверстниками. Тем не менее, в этом возрасте они также являются очень ранимыми и чувствительными к оценке их действий и убеждений со стороны взрослых, представляющих собой своеобразный авторитет. В совокупности именно эти факторы влияют на дальнейшее развитие дитя, его притязания к самому себе и окружающим, желание занимать определенное место в обществе и добиваться успеха. Адекватная самооценка, которая может быть достигнута при правильной помощи со стороны семьи и воспитателей, является залогом счастливой жизни школьника.

Развитие самооценки школьника младших классов

Так как основные механизмы процесса самооценки формируются в детстве, а окончательно — в школьном возрасте, то стоит учитывать этот момент в качестве подходящего для коррекции. Разумеется, чтобы грамотно повлиять на развитие самооценки школьника младших классов, как родители, так и учителя, должны учитывать особенности характера каждого малыша в этом возрасте, общие моменты и закономерности развития самоуважения и оценки своей личности. Огромное значение в начальных классах для ребенка имеет его коммуникация с другими детьми.

Во время общения школьники развивают все базовые навыки общения с людьми, которые повлияют на их жизнь. Дети на самом деле сильно дорожат возможностью находиться в обществе своих сверстников, так что коллектив в школе является для них чем-то особенным. Ребенок может даже тянуться к коллективу интуитивно, не отдавая себе сознательный отчет в том, что это оказывает важное влияние на формирование его целостной личности. Это еще раз подчеркивает важность коммуникативного взаимодействия для адекватной оценки школьника.

Возможен вариант группы детей, которая обладает низкими характеристиками в рамках коммуникативных контактов. Дети в ней, как правило, определяются общими особенностями, происходящими из проблем межличностного общения. Группа плохо уживается, в ней часто возникают конфликты, дети неусидчивы, им тяжело сконцентрироваться на учебе, они драчливы.

Также для индивидов подобной группы характерно ябедничество, вспыльчивость, чрезмерная агрессивность в отношении других детей, эмоциональность. И напротив, если в группе удачно складываются взаимоотношения в целом, то дети более успешны. Отдельные личности, которые занимают авторитетное место среди сверстников, как правило, отличаются особой уравновешенностью, спокойствием, им часто присуща хорошая успеваемость, живость в общении с другими детьми.

По мере учебы и взросления у детей появляется более выраженная критичность в отношении себя и своих поступков. В первых классах, например, они более позитивно относятся к своим успехам. А все неудачи чаще всего списывают на внешние объективные факторы. Второй и третий классы начальной школы – это акцент внимания ребенка на своих отрицательных сторонах, что характеризуется повышенным риском развития заниженной самооценки.

Постепенно видоизменяется отношение детей к отметкам относительно их успеваемости. Для младших школьников восприятие оценки напрямую связано с их мотивацией в учебе.

Таким образом, дети, как правило, связывают оценку учителем их успеваемости с потребностью видеть определенное отношение к их личности. Таким образом получается, что, оценивая успеваемость того или иного ребенка, с точки зрения самих детей учитель также оценивает его личность. Дети сами распределяют свой коллектив на определенные «касты» успевающих или отстающих, основываясь на отношении к ним учителя.

Считается, что в раннем детстве самооценка сохраняется на своем обычном, достаточно уровне. С достижением определенного возраста она видоизменяется, и при условии потворства со стороны родителей, приводит к формированию у ребенка слишком высокого самомнения, поскольку он начинает себя ощущать самым важным в мире. В среднем возрасте и вообще наблюдаются настоящие «скачки самооценки», и такое состояние просто требует вмешательства со стороны и коррекции. В частности, в детских группах полярность самооценки выражается в том, что она бывает низкой или высокой. Так, например, дети, которые пользуются особым успехом у сверстников, будут обладать чрезмерно высоким самомнением, в то время как другие индивиды, не снискавшие внимания со стороны других детей, окажутся слишком зажатыми и неуверенными в себе.

Диагностика самооценки школьника

Для того чтобы определить необходимость коррекции, а также предполагаемый объем вмешательства со стороны взрослых или специалиста, может проводиться диагностика самооценки школьника.

Методики определения могут быть различными в зависимости от их объективности, глубины анализа, подхода к получению нужной информации. Такое разнообразие техник объясняется разностью особенностей самооценки в зависимости от возраста ребенка и его характера.

Например, для малышей первого и второго классов хорошо подходит психологическая игра «Имя». Суть ее заключается в том, что ребенку предлагают придумать, выбрать себе новое имя, или же оставить то, которое ему дали родители. Если малыш предпочтет поменять имя, то стоит узнать подробнее о принятии его решения, и чем обусловлен выбор именно такого имени, что позволит получить информацию о состоянии его самооценки.

В условиях школы отлично действует методика под названием «лесенка успеха». Она основывается на соотношении успеваемости ребенка в целом, и его уровня самооценки, который определяется путем нахождения позиции ребенка на определенной ступени «лесенки». Первая ступень – ребенок практически ничего не понял на уроке и не смог разобраться в теме, у него возникает масса вопросов и он не способен решить самостоятельную работу. На второй и третей ступени у него могут возникать определенные трудности с пониманием, а в самостоятельной работе допущен тот или иной объем ошибок. Четвертая ступень наивысшая – ученик хорошо усвоил тему и отлично справился с самостоятельной работой.

Оцените статью
Добавить комментарий