Сензитивность – что это такое в психологии, возрастная сензитивность

Сензитивность – что это такое в психологии, возрастная сензитивность

Сензитивность в составе психологического и возрастного аспекта

Сензитивность ( от лат. sensus — чувство, ощущение) — представляет собой черту личности, которая проявляется в гипертрофированной чувствительности к происходящим событиям, что сопровождается повышенным уровнем тревожности перед будущим

Внешними выражениями сензитивности являются робость, сильная впечатлительность, пониженная самооценка и склонность к излишней самокритичности. Сензитивный человек долго переживает случившиеся события и, как правило, имеет выраженный комплекс неполноценности.

Обычно с возрастом сензитивность постепенно уменьшается, что связано с развитием самоконтроля и способности перебарывать собственную тревожность. Сензитивность может быть обусловлена как врожденными чертами, например, слабым типом нервной системы или повреждениями головного мозга во время внутриутробного развития, так и особенностями воспитания ребенка. В психологии синонимами сензитивности являются «чувствительность» и «сенситивность».

Встречается и противоположное явление, выражающееся в том, что человек практически не проявляет эмоциональных реакций на происходящие события, других людей и т. д. Выражается это в отсутствии внимания к окружающим, некоторой бестактности, а также равнодушии.

Сензитивность в психологии

Психологи понимают рассматриваемое явление как ощущение гипертрофированной восприимчивости, сопровождаемое комплексом неполноценности. Сензитивные люди нередко ощущают себя непонятыми и одинокими.

При обращении к психотерапевту такие пациенты высказывают жалобы о равнодушном отношении к себе со стороны близких, их недружелюбии, отсутствии возможности установить теплые отношения с другими людьми.

Нередко сензитивные люди полагают, что недостойны внимания и успеха. Из-за собственной скованности, неуверенности в своих силах, ранимости и чувствительности им сложно справляться с ежедневными делами и проблемами.

Сензитивность, выражающаяся в личностных особенностях человека, то есть ранимости, гиперчувствительности и совестливости, может являться постоянной характеристикой индивида или проявляться лишь от случая к случаю. К сожалению, рассматриваемое состояние может становиться серьезным препятствием социальной адаптации ведь сензитивный человек полагает, что весь мир настроен против него.

Такие люди остро ощущают собственную ущербность и неполноценность, в связи с чем боятся знакомиться с другими, испытывают ужас перед публичными выступлениями и всячески стараются избегать действий, связанных со взаимодействием с окружающими.

Вышеописанная симптоматика часто становится причиной обращения к психотерапевтам. Опытный специалист может быстро определить корень проблемы и выбрать правильные методы терапии, которые позволят облегчить состояние сензитивного пациента. Данное состояние может быть одним из симптомов невротических расстройств, перенесенного стресса, депрессии, эндогенных психических заболеваний и т. д.

Степень выраженности напрямую зависит от особенностей темперамента человека. Уровень выраженности определяется тем, влияние какой силы требуется для запуска некоторой психологической реакции. Одно и то же событие у разных людей может вызывать разную по силе реакцию. Холерики и меланхолики отличаются максимальной впечатлительностью, поэтому они чаще бывают сензитивными, чем сангвиники и флегматики, которые склонны игнорировать потенциально тревожные ситуации.

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность представляет собой возникновение на определенных стадиях развития индивида восприимчивости к различным воздействиям. Исследованием данного явления занимаются психология развития и педагогика.

Знания о том, в каком возрасте человек становится максимально восприимчивым, помогает составлять программы развития определенных навыков и способностей. Например, в возрасте двух-трех лет дети восприимчивы к языкам, поэтому именно в этот момент целесообразно развивать речевые навыки.

Если проигнорировать сензитивный период, то вернуться к нему будет уже невозможно, поэтому в будущем с формированием важных способностей могут возникнуть серьезные проблемы.

Сензитивные периоды длятся в течение определенного времени и заканчиваются вне зависимости от того, успел ли человек получить новые знания и умения. При этом сознательно повлиять на наступление сензитивного периода невозможно.

Поэтому родители должны знать, в какой момент ребенок становится наиболее восприимчивым к освоению нового опыта: это позволит сделать обучение максимально успешным и продуктивным. Чтобы не пропустить наступление сензитивного периода, следует как можно внимательнее наблюдать за особенностями ребенка, замечая наступление любых изменений в его характере и поведении.

Это позволит не только сделать обучение эффективным, но и предсказать наступление следующего сензитивного периода, что даст возможность создать благоприятную развивающую среду.

Интересно, что сензитивные периоды универсальны: они не зависят от культурных особенностей, национальной принадлежности и других факторов. У всех детей мира эти периоды наступают и заканчиваются приблизительно в одно и то же время.

Конечно, наступление сензитивного периода индивидуально, поэтому идеи фронтального обучения показали свою нецелесообразность. Можно сказать, что по-настоящему эффективными являются только индивидуальные программы обучения и развития.

Немаловажное значение имеет динамика протекания сензитивного периода: у всех детей периоды наибольшей восприимчивости протекают по-разному, что важно учитывать при составлении программ обучения. Все возрастные сензитивные периоды имеют постепенное развитие и начало их не всегда легко заметить.

Проще всего наблюдать этап максимальной интенсивности сензитивного периода: в это время восприимчивость ребенка достигает пика. После этого удачный период плавно сходит на нет.

Тренинг сензитивности

Понятие сензитивности заключает в себе способность к предсказанию эмоций, мыслей и действий окружающих людей. Эта способность необходима для того, чтобы более осознанно взаимодействовать с другими. Получить навыки эффективного взаимодействия можно на специальном тренинге по развитию сензитивности.

Психолог Г. Смит выделил несколько основных типов сензитивности:

  • наблюдательская, заключающаяся в умении видеть и запоминать внешний вид и действия окружающих;
  • теоретическая: использование психологических теорий для объяснения поведения окружающих людей;
  • номотетическая, то есть понимание человека как представителя той или иной группы;
  • идеографическая сензитивность, смысл которой состоит в осознании индивидуальности и уникальности каждой человеческой личности.


Тренинг сензитивности

Основной задачей тренинга можно назвать развитие способности понимать и предсказывать действия окружающих. Имеются у тренинга и другие цели, которые делятся на две группы: непосредственные и высокоорганизованные.

Непосредственные цели:

  • повышение уровня осознанности участников тренинга, связанное с получение знаний об особенностях восприятия людьми друг друга;
  • повышение чувствительности к групповым процессам и действиям окружающих, развитие способности воспринимать коммуникативные сигналы;
  • формирование условий, которые способствуют эффективной групповой динамике;
  • развитие навыков межличностного взаимодействия;
  • развитие навыков включаться в групповые и межличностные процессы.

Высокоорганизованные цели:

  • освоение нового поведенческого репертуара;
  • развитие способности к формированию аутентичных взаимоотношений с другими людьми;
  • получение знаний о личностных особенностях других людей;
  • развитие способности к сотрудничеству.

Достичь вышеперечисленных целей помогает взаимодействие между участвующими в тренинге людьми и анализ складывающихся между ними отношений. В этом плане тренинг сензитивности напоминает классические виды групповой психотерапии.

Очень часто тренинг сензитивности используется для подготовки психотерапевтов. Тренинг способствует развитию чувствительности к групповой динамике, позволяет научиться оценивать поступки участников тренинга, а также эффективно выявлять их проблемы и внутриличностные конфликты.

На тренингах развития чувствительности используются разнообразные упражнения и ролевые игры, которые можно разделить на три виды.

К первому виду относятся упражнения, участие в которых принимают все участники тренинга. Обычно это разминочные упражнения, а также игры, которые настраивают участников на последующую работу.

Второй вид упражнений позволяет создать контакт между участниками.

Эти упражнения способствуют развитию внимательности, способности понимать мысли и поведение окружающих людей.

Наконец, третий вид упражнений направлен на получение обратной связи.

Во время этих упражнений между участниками группы формируются прочные эмоциональные связи.

сензитивность

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое “сензитивность” в других словарях:

сензитивность — сущ., кол во синонимов: 2 • психотип (15) • чувствительность (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… … Энциклопедия социологии

Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п. * * *… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… … Толковый словарь по социологии

Сензитивность — повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сензитивностъ возрастная присущий определенному возрастному периоду оптимальный характер развития определенных психических свойств и процессов … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся вповышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякогорода испытаний и т. п. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

СЕНЗИТИВНОСТЬ — (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям … Педагогический словарь

СЕНЗИТИВНОСТЬ — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п … Словарь по профориентации и психологической поддержке

сензитивность — , социальная фобия это близкие понятия: индивид испытывает страх, очень большое волнение в определенных социальных ситуациях: если приходится выступать публично, вступить в общение с незнакомым человеком и др. Это во многом зависит от… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

сензитивность возрастная — присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду С. в. обучение может оказаться недостаточно эффективным,… … Большая психологическая энциклопедия

Сензитивность

Сензитивность – это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями. Сензитивность выражается в таких индивидуальных чертах, как застенчивость, робость, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, резкая самокритика, склонность к продолжительным переживаниям, комплекс неполноценности.

Читайте также:  Мания величия - симптомы, лечение, причины, как избавиться

С возрастом высокая сензитивность способна уменьшаться, поскольку человек в процессе самовоспитания может побороть в себе тревожность перед предстоящими событиями.

Уровень сензитивности обуславливается врожденными характеристиками человека (наследственностью, органическими поражениями главного мозга) или особенностями (условиями) воспитания ребенка.

В психологии понятие сензитивности используется вместе с синонимами «сенситивность» и «чувствительность». Вместе с этим бывает ещё явление «нечувствительности», оно выражается в отсутствии реакции на события, эмоции и поступки людей, оценки. Нечувствительность проявляется в полном равнодушии, отсутствии физических ощущений, бестактности и невнимании к другим.

Сензитивность в психологии

Понятие сензитивности в психологии – это переживание человеком повышенной чувствительности, ранимости и неуверенности в себе. Сензитивные люди часто жалуются, что их никто не воспринимает и не понимает. При обращении к психологу сензитивные клиенты говорят о недружелюбности окружающих в отношении к ним, отчего им трудно устанавливать коммуникативную связь. Они часто считают себя недостойными, плохими, думают, что они хуже, чем другие индивиды. Им трудно самостоятельно справляться с проблемами, поскольку они слишком скованные и застенчивые.

Понятие сензитивности касается личных особенностей и качеств индивида, оно выражается в чрезмерной чувствительности и легкой ранимости, совестливости, склонности к сомнению в поступках и сосредоточении на переживаниях. Данная чувствительность может быть постоянной характеристикой человека или проявляться время от времени.

Сензитивность, что это такое в психологии? Высокая сензитивность препятствует социальной адаптации, поскольку такой человек считает, что весь мир противостоит ему одному. Социальная сензитивность являет собой страх перед разнообразными социальными ситуациями. Люди, у которых слишком высокая социальная сензитивность, часто считают себя ущербными, поэтому боятся знакомств с новыми людьми, не решаются выступать на публике и стараются избежать любой социальной активности.

С проявлениями подобной симптоматики необходимо обращаться на консультацию к психологу. Опытный психолог проведет индивидуальную психологическую беседу, определит правильную стратегию лечения для облегчения состояния клиента с выраженной сензитивностью.

Сензитивность может быть результатом различных психических расстройств (неврозов, стрессовых состояний, органических заболеваний мозга, депрессии, тревожных расстройств, эндогенных психических расстройств).

Сензитивность может быть различной в зависимости от темперамента.

Уровень сензитивности выражается силой внешних влияний, необходимой для возникновения определенной психологической реакции. Например, определенные обстоятельства могут совсем никаких реакций не вызывать у одного человека, тем временем, как у другого они вызывают сильное возбуждение. Так, меланхолики и холерики являются более чувствительными и впечатлительными, поэтому им больше свойственна сензитивность, нежели сангвинику и флегматику, не придающим большого значения ситуациям, которые могли бы их затронуть.

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность – это явление, возникающее на определенном этапе индивидуального развития и выражающее чувствительность человека к различным влияниям из внешней среды.

Возрастной сензитивностью занимается педагогика и возрастная психология. Знание сензитивных возрастных периодов помогает в развитии необходимых способностей. Так, например, в возрасте 2-3 лет ребенок способен быстро овладеть языком, значит, данный возраст является сензитивным для развития лингвистической функции. Если упустить очень важный сензитивный этап, ребенок к нему не вернется, и в дальнейшем могут возникать трудности с формированием соответствующих способностей.

Сензитивные возрастные периоды служат возможностью для ребенка приобрести желательные и необходимые умения и способности, способы поведения и знания. Только в сензитивный период можно лучшим способом легко научиться что-либо делать, по истечению этого периода, сделать это будет не так просто.

Сензитивные возрастные периоды длятся некоторое время, независимо от того успел ли индивид овладеть необходимым действием, и если его упустить, возможность уйдет и человеку будет труднее справиться с потребностью овладеть нужным действием.

Человек не способен хоть как-либо повлиять на возникновение сензитивных периодов. Главное, что родители должны знать, что они могут сделать для того, чтобы сензитивный период ребенка прошел, как можно успешнее.

Поэтому родители обязаны знать о сензитивных периодах в жизни ребенка, узнавать характерные особенности, работать над их развитием; наблюдать все проявления интенсивных стадий протекания сензитивного периода, что желательно делать для нормальной оценки развития крохи; спрогнозировать следующий сензитивный период и создать благоприятную среду для развития ребенка.

Возрастные сензитивные периоды универсальны, это значит, что независимо от религии, национальности, культурных различий – они все равно возникают в необходимое время.

Эти периоды индивидуальны, то есть точное время возникновения и продолжительность определяются биологически у каждого по-своему. Поэтому идея фронтального подхода в обучении, особенно до шести лет, является не корректной. Также разнообразные образовательные программы, кроме индивидуальных, могут не соответствовать реальному возрасту ребенка. Так, например, если ребенку пять лет, то это совсем не означает, что он по психологическим параметрам полностью соответствует данному биологическому возрасту.

Еще имеет важность такой фактор, как динамика протекания сензитивного периода, что вместе со среднестатистическими сроками не гарантируют того, что абсолютно каждый ребенок будет проходить возрастную сензитивность в таком режиме.

Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием).

Каждый возрастной сензитивный период характеризуется пологим, медленным началом, которое иногда очень трудно обнаружить, если не знать о его приближении, не предполагать вероятность его наступления и не заниматься с ребенком, делая упор на зону его ближайшего развития; точкой максимума (этапом самой высокой интенсивности), которую легче всего наблюдать. Также для сензитивного периода характерен пологий спад интенсивности.

Возрастные сензитивные периоды совершаются примерно в одно время, но могут иметь высокую интенсивность в разные этапы.

Тренинг сензитивности

Тренинг сензитивности или как его ещё называют тренинг межличностной чувствительности возник на основании практики Т-групп. Психолог Карл Роджерс выделил два основных типа групповой работы – это «группы для организационного развития» и «тренинг сензитивности».

Тренинг сензитивности называют «группами встреч».

Тренинг сензитивности являет собой групповой динамический тренинг. Понятие сензитивности включает качество способности прогнозировать эмоции, мысли и действия другого человека, умения воспринимать, осознавать и запоминать социально-психологические особенности других индивидов или целых групп, на этом основании предсказывать поведение и деятельность.

В этом контексте психолог Г. Смит выделяет несколько видов сензитивности:

– наблюдательская (способность наблюдать и запоминать, как выглядел человек и что он говорил);

– теоретическая (применение разных теорий для интерпретации поведения, мыслей и чувств людей);

– номотетическая (понимание типичного индивида, как представителя определенной группы и использование этого знания в прогнозировании поведения людей, которые являются частью этой группы);

– идеографическая сензитивность (понимание и восприятие своеобразия поведения любого человека).

Основным заданием тренинга сензитивности является совершенствование способностей человека к восприятию и пониманию других людей. Еще выделяют два вида целей: непосредственные цели и высокоорганизованные.

– повышение самосознания участников в связи с приобретением знаний о том, как остальные воспринимают поведения других;

– рост восприимчивости к групповому процессу, к действиям других, которые связанны с восприятием коммуникативных стимулов, воспринимающихся от других;

– восприятие условий, осложняющих или облегчающих функционирование группы;

– формирование диагностических умений в сфере межличностного общения;

– развитие умений успешного включения в межгрупповые и внутригрупповые ситуации.

– вырабатывание у человека умения исследовать свою роль и экспериментировать с ней;

– развитие аутентичности межличностных отношений;

– расширение знаний о других людях;

– формирование способности сотрудничества с окружающими.

Задачи тренинга сензитивности:

– развитие различных поведенческих навыков;

– повышение понимания между участниками группы и самопонимания;

– чувственное осознание групповых процессов;

– обучение и тренинг возможностей, увеличивающих социальную компетентность.

В общем, главные цели тренинга сензитивности определяются, как повышение восприимчивости к групповым явлениям, усиление восприятия групповых процессов; понимание собственной жизни и внутренней жизнедеятельности других личностей; формирование восприимчивости к своим социальным ролям и чужим, к их позициям и установкам; вырабатывание искренности, открытости и спонтанности реакций.

Вышеперечисленные цели тренинга сензитивности осуществляются через межличностное взаимодействие и взаимоотношения, с помощью анализа группового процесса, таких его составляющих, как групповые цели, нормы, роли, структуры группы, проблему лидерства, конфликты, напряжение и другие. В таком отношении тренинг сензитивности является похожим на методы групповой психотерапии, но в отличие от неё ориентируется на событие «здесь и сейчас», исследование групповых процессов, поведения человека в коллективе, его влияния на других.

Тренинг сензитивности очень часто применяется при подготовке в обучении специалистов психотерапии: в частности групповых психотерапевтов. Благодаря этим тренингам у будущих психотерапевтов вырабатывается чувствительность к групповым явлениям, вырабатывается умение адекватно оценивать установки, отношения, психологические проблемы и конфликты индивидов, основываясь на межличностном взаимодействии, улучшается понимание собственной личности, установок, потребностей и мотиваций.

Тренинг сензитивности будущих психотерапевтов направлен на решение определенных заданий с целью лучшей чувствительности к групповым явлениям или установления более глубокого самопонимания и на реализацию в занятиях широких возможностей, предоставленных в форме тренинга.

В тренинге сензитивности используются психотехнические упражнения и различные ролевые игры, они разделяются на три вида. Первый составляют упражнения, которые воздействуют на целую группу и на каждого её участника, они ориентированы на организацию работоспособности в начале занятий и её поддержания на протяжении всего дня.

Второй вид – это упражнения и игры направлены на установление контакта между участниками, осознание и восприятие эмоциональных состояний участников группы, на развитие наблюдательности, способности понимания свойств, качеств, состояний и отношений между людьми и группами.

И третий вид составляют упражнения и игры на приобретение обратной связи. Именно здесь вырабатывается прочная связь между участниками. Независимо от типа тренинга работа начинается с создания работоспособности, целью которой является организация групповой атмосферы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Сензитивность: понятие, виды, уровни

Эмоциональная сфера человека богата и разнообразна. Мы способны не только чувствовать, но и сочувствовать, не только переживать, но и сопереживать другим людям. Все это доступно каждому человеку, но есть среди нас такие личности, эмоциональная сфера которых необычайно чувствительна. Психологи их называют сензитивами. Впрочем, сензитивность в той или иной мере может присутствовать у многих, поэтому давайте разберемся, что это такое.

Читайте также:  Умиротворённость - что это такое, как её достичь

Сензитивность как качество личности

Это понятие происходит от латинского слова sensus – «чувство» и переводится как чувствительность. В психологии термин «сензитивность» имеет отношение к нескольким близким по сути явлениям. Их объединяет связь с повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям.

Чувствительность эмоциональной сферы

При определении и оценке сензитивности часто возникает недопонимание из-за двойственного смысла этого термина, точнее, из-за того, что понятие «чувства» в психологии имеет два значения. Во-первых, чувства – это вид эмоциональных состояний, довольно устойчивые эмоциональные реакции человека на различные жизненные ситуации, объекты, других людей и самого себя. В этом плане сензитивность понимается как повышенная чувственность или сильные и часто неадекватные эмоциональные переживания. Они связаны с целым комплексом личностных особенностей, таких как:

  • частая смена настроения;
  • склонность долго переживать даже незначительные неприятности и неудачи;
  • повышенная тревожность, нередко перерастающая в фобии;
  • заниженная самооценка;
  • склонность к частой рефлексии и самокопанию;
  • влюбчивость;
  • обидчивость и т. д.

Эти качества в совокупности создают образ этакого классического меланхолика Пьеро — вечно страдающего и переживающего человека. Но сензитив не только все время расстраивается из-за любой ерунды, он способен чутко реагировать и на смену настроения окружающих людей и сопереживать им. Такие люди из-за проблем своих близких нередко страдают больше, чем они сами. Сензитивы, принимая груз переживаний окружающих, становятся для друзей незаменимой «жилеткой», в которую всегда можно поплакаться.

Подобные эмоциональные нагрузки и склонность винить себя во всех бедах не проходят для сензитивов бесследно. Они чаще других страдают от неврозов, фрустраций, депрессий, у них очень ярко проявляется эффект психического выгорания.

Чувствительность сенсорной сферы

Во-вторых, понятие «чувства» в психологии употребляется для обозначения каналов восприятия сенсорной (чувственной) информации. Таких каналов пять: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание или тактильные ощущения – те самые пять чувств. В этом плане сензитивность рассматривается как повышенная чувствительность сенсоров – органов чувств. Они включают в себя как периферический отдел, например, чувствительные нервные клетки в сетчатке глаза, так и центральный отдел – соответствующий участок головного мозга.

В психологии есть понятие «порог чувствительности». Это самая малая сила раздражителя, которая вызывает ощущение, например, едва слышный звук или почти неразличимый оттенок цвета. У всех людей порог чувствительности разный. Низкий порог – это показатель сензитивности, чувствительности к данному раздражителю. Например, хороший музыкант может уловить отличие в высоте звука, незаметное людям с обычным слухом. Среднестатистический человек может видеть до 150 оттенков цвета, а сензитивы-художники 15 тысяч. Такую сензитивность еще называют субсенсорной или подпороговой чувствительностью.

Но оба эти вида сензитивности (эмоциональная и сенсорная) очень близки, часто вызываются одними и теми же причинами и проявляются нередко вместе. Поэтому талантливые художники, музыканты, поэты часто так эмоционально чувствительны и склонны к глубоким и травмирующим переживаниям.

Сензитивность как свойство темперамента

Под темпераментом понимается комплекс устойчивых индивидуальных качеств личности, которые определены особенностями высшей нервной деятельности и накладывают отпечаток на все поведение человека. К этим особенностям в первую очередь относится сила и скорость нервных процессов, а также соотношение возбуждения и торможения. Сензитивность – одно из проявлений темперамента, связанное, с одной стороны, с чувствительностью нервной системы, а с другой – с неустойчивостью и слабостью нервных процессов. Поэтому достаточно незначительного раздражения, чтобы возникла реакция.

Четыре основных типа темперамента общеизвестны, хоть и редко встречаются в чистом виде. Так вот сензитивность, особенно высокого уровня, присуща в большей степени меланхоликам. Это самый чувствительный и одновременно самый ранимый тип.

Есть и противоположное сензитивности качество темперамента, которое называется резистентностью – это сопротивляемость, повышенная устойчивость к воздействиям, в том числе и эмоциональным. Резистентные люди встречаются чаще всего среди флегматиков и сангвиников, они не только спокойны и уравновешены, но и отличаются пробивными способностями, упрямым характером, и готовностью идти к своей цели даже по головам своих друзей. Их переживаний они просто не замечают.

Поэтому те и другие находятся слегка за пределами нормы, те и другие нуждаются в коррекции, но тяжелее жить, несомненно, сензитивам.

Виды сензитивности

Бывают крайние случаи, когда сензитивность проявляется во всех сферах жизни человека, но они встречаются нечасто. Обычно повышенная чувствительность связана с какой-то определенной областью или направлением психической деятельности. Выделяют 4 основных вида сензитивности:

  • эмоциональная – способность проявлять сильную эмоциональную реакцию на внешние воздействия и оценивать даже незначительные из них как значимые;
  • органическая – повышенная чувствительность сенсорно-перцептивной сферы;
  • сензитивность высшей нервной деятельности (темперамента);
  • социальная сензитивность.

Последний вид стал изучаться сравнительно недавно, когда выяснили, насколько важна сензитивность в межличностных отношениях и как она проявляется. Отсутствие хотя бы элементарной чувствительности сильно затрудняет установление контактов между людьми и служит источником конфликтов. В настоящее время выделяют 4 типа социальной сензитивности:

  • Теоретическая – сензитивность на рациональном уровне. Это даже не чувствительность, а понимание особенностей поведения других людей. Причем далеко не всегда человек, обладающий этим типом сензитивности, хорошо применяет свои знания на практике.
  • Наблюдательская – это уже классическая сензитивность, которая проявляется в чуткости человека к изменениям в поведении людей, к вербальным и невербальным сигналам, поступающим от человека: выражению лица, глаз, интонации и скорости речи, выразительности и т. д.
  • Идеографическая – это способность на основании часто неосознаваемых внешних характеристик создавать психологический портрет человека, выделять его особенности, уникальные качества и на основе этого разрабатывать стратегии общения.
  • Номотетическая – социальная чувствительность, связанная не только с наблюдательностью, но и со способностью обобщать полученные данные об особенностях групп людей и использовать их для прогнозирования поведения любых других аналогичных сообществ.

Из всех видов сензитивности наиболее заметное влияние на поведение и психическое состояние людей оказывают эмоциональная и социальная. Причем влияние это часто бывает прямо противоположное. Социальная чувствительность, несомненно, нужна, полезна и является хорошим инструментом для организации социального взаимодействия. Тогда как эмоциональная часто является источником проблем, в том числе психических.

Что такое сензитивные периоды

Понятие «сензитивность» связано с еще одним важным психическим явлением, на этот раз в возрастной психологии. Развитие человека – это прогрессивный процесс, он связан не только с физическим ростом и взрослением, но и с формированием новых психических функций, с овладением новыми видами и приемами деятельности. Наиболее ярко это проявляется в детстве.

Но, как заметили ученые, занимающиеся проблемами детской психологии, развитие хоть и поступательное, но неравномерное. Есть в нем периоды, когда психика ребенка наиболее чувствительна к воздействию окружающего мира и формированию тех или иных функций. Эти периоды в развитии и называются сензитивными или сенситивными.

  • Сензитивным периодом формирования речевых навыков является возраст от рождения до 5-6 лет. Именно от рождения, так как основы овладения речевой деятельностью закладываются у малыша с момента появления на свет (а возможно, и раньше). К 5-6 годам дети не только свободно разговаривают на языке, на котором с ними общаются родные, но и владеют правилами фонетики и грамматики, и даже начинают осваивать письменную речь.
  • 6-10 лет – сензитивный период для учебной деятельности. Дети в этом возрасте не только открыты всему новому, их мозг пластичен и восприимчив и к высшему типу мышления – абстрактно-логическому, понятийному. Младшие школьники также овладевают операциями со знаками (счет и письмо) и учатся рефлексивной деятельности.
  • Подростковый возраст – сензитивный период для самопознания, и завершается он формированием самооценки. Для этого периода также характерно развитие коммуникативных навыков и социальных функций.
  • Ранний юношеский возраст важен для формирования мировоззрения, системы жизненных ценностей и ориентиров.

Сензитивные периоды важны не только потому, что в это время формирование и развитие психических функций идет легче, но и потому, что отсутствие условий для развития в этот период может привести к серьезным психическим проблемам. Например, если у малыша в возрасте 1-4 лет отсутствует возможность овладения речью или с ним просто очень мало общаются, то у него, вероятнее всего, сформируется умственная отсталость. Если подросток лишен общества сверстников, у него будут серьезные проблемы в сфере коммуникации.

Сензитивность: лечить или развивать?

Подводя итоги, отмечу, что сензитивность – явление неоднозначное, как и многое в нашей психике. Чувствительность к внешним воздействиям, в том числе и эмоциональная, необходима человеку для полноценной жизни.

А если речь идет о социальной чувствительности, то от нее зависит и качество нашей личной жизни (разве возможна любовь без ощущения партнера?), и успех профессиональной деятельности, и просто общение с друзьями и близкими. Поэтому в тренинги коммуникативных навыков обязательно включают упражнения по развитию сензитивности.

Но, с другой стороны, высокая эмоциональная чувствительность разрушительна для нашей психики, она грозит депрессиями, неврозами и паническими атаками. Поэтому отнестись к такому явлению нужно серьезно. И если у вас возникают проблемы с чрезмерными эмоциональными реакциями и повышенным чувством тревожности, то лучше обратиться к хорошему психотерапевту.

Сензитивность

Одной из психических сфер жизни человека являются его эмоции. Дети считаются самыми эмоциональными, поскольку с годами люди начинают контролировать и управлять своими эмоциями. Сензитивность подразумевает повышенную чувствительность к различным внешним обстоятельствам у человека, который не научился контролировать свои эмоции и видит мир немного в искаженном свете. Таким образом выделяется возрастная сензитивность, которая говорит о том, что в каждом возрасте уровень эмоциональности отличается.

Если брать взрослых людей, то можно говорить о том, что более эмоциональными являются женщины, нежели мужчины. Это в первую очередь интернет-журнал psytheater.com связывает с воздействием гормонов, которые ежемесячно вырабатываются женским организмом для возможного появления новой жизни. У мужчин тоже есть эмоции, которые часто возникают в стрессовых ситуациях, при виде красивых женщин, в момент достижения успеха или столкновения с неудачами.

Мужчины и женщины часто забывают об одной вещи, которая влияет на то, почему они иногда друг друга не понимают: они не похожи друг на друга. Женщины являются очень эмоциональными существами, а мужчины – рациональными. Вот почему женщины могут «сделать из мухи слона», а мужчины, наоборот, из любой проблемы делают ерундовую ситуацию.

Читайте также:  Зона комфорта - что это такое и как из нее выйти

Женщины смотрят на мир так же, как и мужчины. Но порой случается так, что женщину захлестывают эмоции. Мужчины могут вспомнить на собственном примере, как тяжело контролировать свои эмоции, когда они бушуют внутри. А эмоции у женщины могут появиться по любому поводу. Вот почему, когда что-то случается, женщина начинает развивать события, делать их более трагическими, захватывающими, что не соответствует реальности. Тяжело думать разумно, когда эмоции бушуют. Вот почему женщина часто нападает на мужчину, когда тот сделал что-то, с ее точки зрения, неприятное.

Мужчины более рациональные существа. Они умеют контролировать собственные эмоции, хоть и не всегда. Но в большей степени они трезво оценивают ситуацию, не добавляя в нее то, чего нет.

Мужчинам нужно дать женщинам всю необходимую информацию, чтобы им не захотелось «пилить» их мозг. Женщины делают «из мухи слона», потому что они в чем-то не уверены, чего-то не знают, не обладают информацией. Дайте им все, что нужно, чтобы не «раздувать проблему». Ведь, по сути, вы получаете по заслугам, когда женщины на вас начинают нападать с обвинениями. Вы не виноваты в том, в чем женщины вас обвиняют, но вы виноваты в том, что не рассказали им о том, что же на самом деле происходило. Ваша привычка замалчивать заставляет женщин заполнять пустующее место той информацией, которой им удобно ее заполнить. Вы, возможно, действительно ничего не сделали. Но вы и не дали женщине всей необходимой информации, чтобы она не додумывала ситуацию сама.

Женщины – эмоциональные существа. И под действием эмоций они могут придумать такое, чего не было на самом деле. Дайте женщинам все, что им нужно знать. И тогда даже эмоции не заставят их думать о вас плохое.

Однако такое поведение свойственно не только женщинам. Есть категории мужчин, которые тоже преувеличивают случившееся. Наибольшей эмоциональностью обладают подростки и маленькие дети.

Что такое сензитивность?

Теперь перейдем к терминологиям: что такое сензитивность? Под ней понимается повышенная чувствительность к внешним обстоятельствам с дальнейшим тревожным ожиданием чего-то плохого. Простыми словами люди называют сензитивность «деланием из мухи слона».

Сензитивность может сопровождаться такими качествами характера:

  • Робость.
  • Категоричная самокритика.
  • Низкая самооценка.
  • Склонность к длительным переживаниям.
  • Повышенная чувствительность, эмоциональность.
  • Застенчивость.
  • Комплекс неполноценности.

С возрастом сензитивность может снижаться, если человек научается контролировать свои эмоции и переживания. А этот процесс является неизбежным. Хотя у каждого взрослого человека уровень сензитивности отличается, что зависит также от его наследственных предрасположенностей, нервной системы, темперамента и прочих физиологических данных. Также человек должен прикладывать усилия, чтобы контролировать свои эмоции. Порой это происходит незаметно для человека, а с некоторыми эмоциями индивид вынужден бороться осознанно и с приложением усилий.

Синонимами сензитивности являются чувствительность и сенситивность. Противоположным термином является нечувствительность, которая проявляется в равнодушии, невнимании и бестактности к людям, отсутствии каких-либо физических ощущений.

Каждый человек проходит через периоды становления своей эмоциональности. Поскольку трудно наблюдать за собой в детском возрасте, то эмоциональность детей можно отмечать за другими людьми. Дети практически не умеют контролировать свои эмоции, порой полностью им отдаваясь. Однако по мере развития человек постепенно научается контролировать некоторые свои переживания.

В подростковом возрасте возникает такой феномен, как юношеский максимализм, когда подростки остро реагируют на различные внешние обстоятельства, преувеличивая значения всех событий. Также они преувеличенно смотрят на собственные возможности и желания.

По мере того, как человек сталкивается с реальными событиями и прочими обстоятельствами, когда его желания не удовлетворяются, он либо застревает в своих эмоциональных переживаниях (таким образом развивается депрессия), либо начинает менять себя, чтобы научиться адекватно реагировать на происходящее и быть гибким в совершении действий, что позволит достичь различных целей.

Мудрецы говорят о том, что человек, который умеет контролировать свои эмоции, способен многого достичь и построить жизнь такой, какой он хочет ее видеть. Здесь необходимо уметь управлять не только эмоциями, но и мыслями, которые как раз-таки и формируют те эмоции, которые человек испытывает в той или иной ситуации. Вот почему даже существует такая поговорка: «Если не можете изменить ситуацию, тогда измените свое отношение к ней».

Сензитивность в психологии

Под сензитивностью в психологии понимается качество, когда человек переживает неуверенность в себе, ранимость и повышенную чувствительность. Такой человек обладает следующими характеристиками:

  1. Жалуется на недружелюбность окружающих, из-за чего он не способен с ними наладить связи.
  2. Жалуется на то, что его никто не понимает и не воспринимает.
  3. Считает себя плохим, недостойным, хуже, чем остальные.
  4. Из-за застенчивости и скованности не способен справиться с личными проблемами.
  5. Сосредотачивается на собственных переживаниях.
  6. Сомневается в собственных решениях и мыслях.
  7. Чувствует ранимость и совестливость.

Данные качества могут проявляться время от времени или постоянно.

Сензитивность проявляется в виде отношения человека к миру как к враждебному. Он избегает ситуаций, особенно если они ему неизвестны и чем-то грозят, поскольку испытывает страх и не способен с ними справиться. Такой человек избегает новых знакомств, выступлений перед публикой и прочих социальных контактов с людьми, которые могут его чем-то обидеть.

Сензитивность отличается по уровням в зависимости от темперамента и личных качеств человека. Она может быть результатом депрессии, психических расстройств. Уровень сензитивности определяется тем, с какой силой внешние обстоятельства должны воздействовать на человека, чтобы вызвать в нем переживания. Так, одни обстоятельства на одного индивида никак не повлияют, а у другого вызовут бурю эмоций.

Чтобы снизить свой уровень чувствительности, лучше обратиться к психологу, который выявит причины высокой эмоциональности и поможет их устранить.

Возрастная сензитивность

Под возрастной сензитивностью понимается чувствительность к определенным внешним проявлениям мира, на которые реагирует человек достаточно высоко. Помимо эмоциональности, которая влияет на поведение человека, следует знать о том, что в каждом возрастном периоде человек становится более склонным к появлению конкретных навыков. Это объясняется мозговой деятельностью, которая в каждом конкретном возрасте направлена на определенные объекты внешней среды. Так, возраст 2-3 лет считается самым благоприятным для изучения языков.

Несомненно, в другие годы человек может заниматься обучением и развитием навыков, однако специалисты утверждают, что это будет сопровождаться определенными сложностями и трудностями, которые будут требовать немало усилий.

Возрастная сензитивность является условной. Каждый человек индивидуален в том, в каком возрасте он становится более склонным к обучению и получению тех или иных знаний.

Тренинг сензитивности

Существуют тренинги сензитивности, на которых люди научаются воспринимать эмоции окружающих, понимать причины их возникновения, наблюдать причинно-следственные связи и предсказывать их. Тренинги сензитивности называют «группами встреч».

Выделяют такие виды сензитивности:

  1. Наблюдательская – умение запоминать, что говорил и как выглядел другой человек.
  2. Номотетическая – выделение типичных характеристик людей определенной группы, чтобы быть способным прогнозировать их поведение.
  3. Теоретическая – интерпретация чужих мыслей, эмоций и поведения.
  4. Идеография – понимание своеобразия поведения других людей.

Таким образом, тренинги направлены на то, чтобы понимать эмоции других людей и уметь их прогнозировать, зная причины возникновения.

Если понимать причины, которые вызывают у другого человека конкретные эмоции, то можно влиять на него, а также легко устранять конфликты, которые являются такими частыми между людьми.

Замечайте, как в вас возникают страхи и волнения. Что-то происходит, но не так, как вам хотелось бы, — это вызывает у вас волнение. Вы начинаете додумывать, догадываться, фантазировать, что соответствует вашему волнению. Вы еще больше вызываете у себя тревожное чувство, веря в это больше, нежели в то, что вы переживаете по тому, чего не произошло и может не произойти. И когда в поле зрения попадает человек (вещь, ситуация), с которым это волнение связано, вы начинаете ссориться, быть недовольными, обороняться, даже если ничего плохого еще не произошло. В реальном мире произошел некий казус, на который можно вообще не обращать никакого внимания. А вы на основе своего волнения сделали целую драму и еще в чем-то обвиняете другого человека или мир в целом.

Замечайте, когда у вас возникают волнения и страхи. Возвращайтесь к ситуации, которая произошла в реальности, не позволяя себе придумывать, додумывать и о чем-то догадываться. Смотрите только на то, что произошло на самом деле, без додумываний! После этого начните концентрироваться на том, какое состояние у вас было до сложившейся ситуации, на том, чего вы хотите, на том, что произошло в реальности без всяких фантазий.

Поймите, что многие проблемные ситуации возникают не потому, что что-то произошло в реальном мире, а потому, что вы переживали. Из-за этого сделали из малейшей неприятности целую катастрофу, поскольку поверили в то, что должна случиться катастрофа, а не в то, что произошла маленькая неприятность, которую просто нужно мимо себя пропустить или решить.

Не позволяйте страхам и волнениям брать верх. Концентрируйтесь на том, что действительно произошло, и на том, чего вы хотите достичь по окончании всей ситуации. Ведь в итоге вы получаете то, о чем думаете, во что верите, на что направляете свои силы.

Отключите свои эмоции! Равнодушно смотрите на происходящее. Пофигизм – это отсутствие эмоций, но это еще не значит, важно вам что-то или нет. Вы просто равнодушно (неэмоционально) смотрите на мир, позволяя другим людям делать то, что они считают нужным. Отключите эмоции. Просто смотрите на происходящее без эмоций, так, как оно происходит, а не так, как вам рисует ваша фантазия. Лучше видьте то, что реально, а не то, что продиктовано вашими страхами, эмоциями и ошибочными суждениями.

Сензитивность является качеством, которое меняется с годами. Однако некоторые люди застревают на определенном этапе своего развития, когда их тело продолжает расти и стареть, а психика остается на прежнем уровне развития. Здесь человеку необходимо прилагать усилия, чтобы уровень чувствительности его менялся, а эмоции не находились на уровне реагирования 5-летнего ребенка.

Оцените статью
Добавить комментарий