Структура личности по Фрейду, Юнгу, Платонову, Рубинштейну

Содержание

Структура личности по Фрейду, Юнгу, Платонову, Рубинштейну

7. Психологическая структура личности ( по к.К Платонову, с.Л. Рубинштейну, з. Фрейду, и др.)

Структура личности в психологии Фрейдасостоит из трех компонентов: “Ид”- Оно (бессознательное), “Эго”- Я (сознательное) и “Супер-Эго”- Сверх-Я (совесть, идеальные установки). Ид – занимает центральное место в структуре личности на протяжении всей жизни индивида, главный его принцип – получение удовольствия от немедленного удовлетворения своих иррациональных желаний. Эго – это своего рода регулятор, пытающийся удовлетворить потребности Ид, в то же самое время не нарушая законов и традиций общества. Супер-Эго выполняет роль пропагандиста высоких нравственных идеалов, формируется в процессе воспитания.Структура личности в психологии по Рубинштейну.предложил свою концепцию сторения личности человека. Он выделял также три составляющих: 1. Направленность ( желания, мотивы, доминирующие потребности, цели). 2. Знания, умения и навыки (ЗУН), приобретенные в результате познавательной деятельности. 3. Индивидуальные особенности, выраженные в чертах характера, темпераменте, способностях. Структура личности в психологии по Платонову К.К. Платонов рассматривал личность как совокупность биосоциальных свойств, среди которых он выделял четыре подструктуры: 1. Социально-направленные качества ( моральные качества, социальные связи). 2. Опыт (привычки и ЗУН). 3. Индивидуальные биологически обусловленные черты (характер, темперамент, задатки, потребности). 4. Формы отражения психических процессов (мышление, воля, чувства, ощущения, память). Как видно, классификация Платонова во многом совпадает с классификацией Рубинштейна, однако она более развернута. Данная модель существенно повлияла на развитие советской психологии.

8.Механизмы психологической защиты: вытеснение, подавление, отрицание, проекция, идентификация, рационализация, включение, замещение, отчуждение, компенсация, регрессия.

К механизмам психологической защиты относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение. Остановимся на характеристике каждого из названных механизмов.

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Истинные, но неприятные мотивы вытесняются с тем, чтобы их заместили другие, приемлемые, с точки зрения социального окружения и потому не вызывающие стыда и угрызения совести. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не только плохое, что ему сделали люди, а то плохое, что он причинил себе или другим. Неблагодарность связана с вытеснением, все разновидности зависти и бесчисленные компоненты комплексов собственной неполноценности вытесняются с огромной силой. Важно, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его сознания.

Подавление. Суть механизма – исключение из сознания смысла травмирующего события и связанных с ним эмоций. Подавление развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для положительного самовосприятия, а также грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Происходит как бы сокрытие от себя факта этого негативного опыта. Страх блокируется посредством забывания реального стимула, вызвавшего страх, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.Отрицаниесводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Отрицание формируется еще в детском возрасте и зачастую не позволяет человеку адекватно оценивать происходящее вокруг, что в свою очередь вызывает затруднение в поведении.

Проекция— бессознательный перенос на другое лицо, приписывание собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него нередко возникает тенденция понизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация— бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. У студентов — это механизм усвоения норм социального поведения и этических ценностей. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Рационализация— псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Так, переживая конфликтную ситуацию, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не больно то и хотелось». Рационализация используется человеком в тех случаях, когда он, страшась осознать ситуацию, пытается скрыть от себя тот факт, что его действия побуждаются мотивами, находящимися в конфликте с его собственными нравственными стандартами.

Включение.Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект на действия с доступным объектом. Замещение разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Когда человеку не удается выполнить действие, необходимое для достижения поставленной перед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению. Замещающая деятельность может отличаться от исходной переводом активности в иной план, например, из практического осуществления в мир фантазии.

Изоляция или отчуждение— обособление внутри сознания травмирующих человека факторов при этом неприятные эмоции блокируются сознанием, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской в нем не отражается. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

Компенсация – бессознательная попытка преодоления реальных или воображаемых недостатков. Этот механизм развивается при формировании основных структур психики как самый поздний механизм защиты. Используется, как правило, сознательно и предназначен для сдерживания эмоции печали, горя по поводу утраты или страха утраты. Реализуется через настойчивую работу надо собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности.

Регрессия – возвращение в проблемной ситуации к ранним или более незрелым (детским) формам удовлетворения потребностей и поведения. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. Регрессия развивается для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы, и, соответственно, чувства вины за неудачу (“я – малое дитя, и вы обязаны мне помочь”). Решение проблем посредством запроса о помощи. В класс “регрессии” входит также механизм “двигательная активность” – предполагающий уменьшение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его косвенного выражения и через непроизвольные движения без развития чувства вины. Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими потребность в симбиотических эмоциональных отношениях.

Структура личности. Понятие и структура личности по Платонову, Фрейду и Рубинштейну.

Целостное понимание личности не означает, что она является чем-то аморфным, бесструктурным.

Понятие “личность” гораздо шире, чем такие понятия, как “индивид”, “индивидуальность”. Если индивид – это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность – это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.

С. Л. Рубинштейн по существу первым вплотную подошел к идее о структуре личности, возражая против ее аморфности. “В психическом облике личности, – писал он, – выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности”.

Читайте также:  Интуиция - это что такое, как развить интуицию?

Они, продолжал он далее, “взаимопроникая друг друга, смыкаются все же в реальном единстве личности.

Поэтому равно неправильны как та точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности. так и другая, противоположная ей, которая видит в личности лишь отдельные черты. “.

Здесь кратко и точно определены два противоположных ошибочных понимания личности: первое от-стаивала гештальт-психология, второе – функциональная психология. Говорится здесь и о том, что в дальнейшем было понято как структура личности с ее подструктурами.

Поэтому, хотя самого термина “структура личности” у С. Л. Рубинштейна еще не было, приведенное положение надо рассматривать как начало поиска структуры личности.

В своем докладе на 1-м съезде психологов в 1959 г. С. Л. Рубинштейн уже применял этот термин, говоря о “структуре способностей” 2.

О структуре личности сейчас говорят не только советские психологи, но и социологи. При этом социологи справедливо указывают, что структура личности является ее формой.

Психологическая структура личности

Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.

В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.

Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

Структура личности по Платонову

К. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:

Самый нижний уровень – это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.

В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.

Структура личности по Фрейду

З.Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа.

По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте, и задачей психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших сторон человеческой психики.

Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или Ид), которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты – либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти).

Оба эти инстинкта, согласно мнению основателя психоанализа, являются подлинными двигателями человеческой жизни. Из сублимации либидо, например, возникла потребность в творчестве, а необходимость контроля над иррациональными инстинктами повлияла на возникновение табу в человеческом обществе.

К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности – Я или Эго – призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам.

Дата добавления: 2015-08-27 ; просмотров: 2169 . Нарушение авторских прав

Структура личности. Понятие и структура личности по Платонову, Фрейду и Рубинштейну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 08:13, курс лекций

Краткое описание

Понятие “личность” гораздо шире, чем такие понятия, как “индивид”, “индивидуальность”. Если индивид – это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность – это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.
Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.

Прикрепленные файлы: 1 файл

пкл.docx

Структура личности. Понятие и структура личности по Платонову, Фрейду и Рубинштейну.

Размещено 16 Февраля, 2010 by admin

Целостное понимание личности не означает, что она является чем-то аморфным, бесструктурным.

Понятие личности

Понятие “личность” гораздо шире, чем такие понятия, как “индивид”, “индивидуальность”. Если индивид – это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность – это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.

С. Л. Рубинштейн по существу первым вплотную подошел к идее о структуре личности, возражая против ее аморфности. “В психическом облике личности, – писал он, – выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности”.

Они, продолжал он далее, “взаимопроникая друг друга, смыкаются все же в реальном единстве личности.

Поэтому равно неправильны как та точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности. так и другая, противоположная ей, которая видит в личности лишь отдельные черты. “.

Здесь кратко и точно определены два противоположных ошибочных понимания личности: первое от-стаивала гештальт-психология, второе – функциональная психология. Говорится здесь и о том, что в дальнейшем было понято как структура личности с ее подструктурами.

Поэтому, хотя самого термина “структура личности” у С. Л. Рубинштейна еще не было, приведенное положение надо рассматривать как начало поиска структуры личности.

В своем докладе на 1-м съезде психологов в 1959 г. С. Л. Рубинштейн уже применял этот термин, говоря о “структуре способностей” 2.

О структуре личности сейчас говорят не только советские психологи, но и социологи. При этом социо-логи справедливо указывают, что структура личности является ее формой.

Психологическая структура личности

Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.

В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.

Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

Структура личности по Платонову

К. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни:

Самый нижний уровень – это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.

В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.

Структура личности по Фрейду

З.Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа.

По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте, и задачей психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших сторон человеческой психики.

Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или Ид), которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты – либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти).

Оба эти инстинкта, согласно мнению основателя психоанализа, являются подлинными двигателями человеческой жизни. Из сублимации либидо, например, возникла потребность в творчестве, а необходимость контроля над иррациональными инстинктами повлияла на возникновение табу в человеческом обществе.

К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности – Я или Эго – призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам.

Структура личности по Рубинштейну

С. Л. Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности.

Читайте также:  Гендерные стереотипы и роли - их влияние на поведение, примеры

В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, т.к. собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.

Структура личности в социологии

Структура личности в социологии рассматривается в тесной связи с социальными отношениями, в которые человек вступает в процессе своей жизнедеятельности. Структура личности понимается, как фундамент человеческой деятельности, обусловленный особенностями общественной жизни.

Социальная структура личности

Социальная структура личности выражается во внешней и внутренней соотнесенности личности с социумом. На внешнем плане мы находим совокупность различных социальных статусов, т.е. реальное положение личности в обществе, и социальных ролей, т.е. тех моделей поведения, которых человек придерживается в соответствии со своим статусом и ролью в социальной группе.

На внутреннем плане находится набор диспозиций, т.е. позиций, которые были осмыслены субъектом, и непосредственно сами ролевые ожидания.

Структура личности преступника

Структура личности преступника – это набор определенных личностных качеств лица, совершившего преступление.

К ним относятся социально-психологические характеристики, такие, как умения и навыки, взгляды и убеждения; психофизиологические – особенности темперамента, мышления, наличие тех или иных способностей; социально-демографические – половые и возрастные характеристики, наличие образования, положение в обществе, материальное положение и т.д.

Изучение структуры личности преступника имеет важное значение в связи с тем обстоятельством, что на основе полученной информации решается вопрос о вменяемости, наличии тех или иных знаний и умений, определенных убеждений.

Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Активность и деятельность, соотношение понятий

Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий « активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.

На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

  • форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
  • деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
  • личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
  • деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
  • качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1997). Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (Д. Б. Эльконин, 1987). Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности [1]

Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение.

«Личностный рост» — понятие психологии, изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу [ источник не указан 332 дня ] , однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Однако далеко не все современные психологические концепции исходят из наличия у человека доброй, конструктивной и саморазвивающейся сущности, и по представлению о сущностной природе и потенциале человека эти концепции достаточно четко разделяются на четыре группы:

Структура личности по Фрейду (изучается в рамках глубинной психологии личности)

З. Фрейд впервые в структуре личности выделяет сознательное (Эго) и бессознательное («ОНО», Ид), которые постоянно находятся в состоянии конфликта. Бессознательное включает в себя наиважнейшие человеческие инстинкты – либидо (жизнь, сексуальная энергия) и танатос (смерть). Эти инстинкты многие психоаналитики называют двигателями жизни, ведь либидо подталкивает человека к творчеству, как это и было с Сальвадором Дали (будучи сексуально активным человеком, он жутко страдал во время долгих отъездов возлюбленной и чтобы часто не прибегать к мастурбации, при которых он испытывал чувство стыда за зря потраченные ресурсы организма, он стал всю свою сексуальную энергию направлять в создание полотен. Конечно вследствие этого в его работах кричит тема сексуальной неудовлетворённости, но зато неопровержим тот факт, что его творчеству способствовало либидо).

Читайте также:  Самооценка школьника - развитие, диагностика

К бессознательному также относится Сверх-Я или Супер-Эго. Оно выполняет роль цензора, содержит в себе моральные нормы и нравственные предписания.

В свою очередь сознательное «Я» или Эго поддерживает гармонию между сверхсознанием и подсознанием. Оно контролирует стремление человека к удовольствиям и подчинение определённым моральным и нравственным принципам.

Структура личности по С.Л. Рубинштейну

Личность – целостная структура, включающая различные группы черт, которые характеризуют разные стороны личности. Эти черты создают целостность личности, когда взаимодействуют друг с другом.

Компоненты структуры личности:

1. Направленность личности (установки, интересы и потребности, движущие человеком);

Структура личности по Платонову

К. Платонов в основе структуры личности лежат сгруппированные в логически целостные подструктуры психологические черты:

1. Биологически обусловленные

2. Социально обусловленные.

Подструктуры также делятся на уровни:

1. Самый нижний уровень – черты человека, обусловленные биологическими факторами: возраст, пол, темперамент и особенности нервной системы.

2. Следующий уровень – подструктура, включающая особенности протекания различных психических процессов, например памяти, мышления, восприятия, некоторых врожденных способностей.

3. Опыт человека – знания и умения, усвоенные в результате жизни в социуме.

4. Самый высокий уровень – направленность личности (мировоззрение, характер, самооценка, интересы и увлечения).

Все эти составляющие и формируют целостную психологическую структуру личности.

Проблема личности в психологии

личность психология темперамент характер

Существуют три понятийные категории, которые отражают аспекты существования человека (эта тема раскрыта в работах А.Н. Леонтьева):

Индивид – существо биологическое, природное, обладающее основными потребностями (еда, пища, сон). Его можно назвать неделимым и целостным только в рамках телесной оболочки. Индивид является лишь продолжением эволюции, сходен по строению с радом приматов, но в тоже время уникален. «Человек – есть принципиальная новизна в природе. Тело человека – культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека». Н.А. Бердяев.

Яркое различие между индивидом и животным является воля, с помощью которой индивид может контролировать естественные потребности, если это принесёт ему какую – то выгоду, благо.

Индивид появляется на ранних ступенях жизни и человек уже появляется на свет, следовательно, можно сказать, что «индивидом рождаются».

Личность – понятие, характеризующее наиболее высшую ступень развития субъективности человека. Личность приобретается только в обществе и изменяется в процессии развития человека или его деградации. Если индивидом рождаются, то личностью становятся.

Личность – особый способ существования человека, как члена общества, представителя определённой социальной группы.

Индивидуальность – высший уровень развития человека, интегрирующий качества и свойства личности и индивида, фиксирует своеобразие и уникальность человека.

Развитие индивидуальности – жизненный путь любого человека.

Необходимые атрибуты личности

Персонология (психология личности) : структура личности

Структуру личности следует понимать как систему стабильных психологических характеристик, которые выполняют роль основных «строительных блоков» психики. Они аналогичны таким понятием, как атомы и клетки в естественных науках. Однако, в отличие от этих наук, все структурные компоненты психики являются гипотетические, и их нельзя увидеть в пространстве, а лишь наблюдать их функционирование.
В структуре личности разные психологи выделяют различные составляющие. Рассмотрим структуры личности, которые предложили 3. Фрейд, К. Юнг, С Рубинштейн, К. Платонов. Все они принадлежат к первой половине XX в.

Структура личности Зигмунда Фрейда

По З. Фрейду, личность имеет три структурных компонента: ид, эго и суперэго, которые следует рассматривать скорее как процессы, чем состояния.
Ид (от лат. Id – оно) – старейшая базовая структура личности, которая функционирует в бессознательной сфере и предоставляет нашему поведению энергию. Это врожденный и исключительно простой аспект личности, который действует по принципу биологического влечения и удовлетворения, то есть напряжение разряжается немедленно. Это достигается либо через рефлекторные действия, или через фантазии. Поскольку ид не знает страха и тревоги, оно может быть неосторожным и поэтому стать опасным для индивидуума и общества. На протяжении всей жизни ид имеет центральное значение для индивидуума.
С появлением у ребенка представления о том, что кроме него самого существует еще и внешний мир, возникает второй структурный компонент личности «Эго» (от лат. Ego – я). «Эго» действует на уровне бессознательной, предсознательной и сознательной сфер психики и отвечает за принятие решений. Его функция удовлетворить желание ид, перед тем согласовав их с требованиями социальной окружающей среды. Итак, «Эго» подчиняется принципу реальности, цель которого – привнести в наше поведение разумность. В зависимости от приобретенного опыта его может меняться.
Суперэго (от лат. Super – сверх; ego – я) так же, как и «Эго», действует на уровне бессознательной, предсознательной и сознательной сфер психики. «Эго» формируется в процессе социализации и интернализации. Это – набор моральных норм личности. Он начинает формироваться в 3-5 лет и завершается, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Этот самоконтроль направляется идеалистическими целями и морально-этическими принципами человека.

Структура личности Карла Юнга

Карл Юнг в своей теории психоанализа, которую он назвал аналитической психологией, предложил свою структуру личности. Он утверждал, что душа (в теории К. Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех взаимодействующих структур: эго, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго является центром сознательной сферы человека и охватывает все те мысли, чувства, воспоминания, благодаря которым мы чувствуем целостность и устойчивость своего психического жизни и способны увидеть результаты своей сознательной деятельности.

Индивидуальное бессознательное охватывает конфликты и воспоминания, которые человек когда-то осознавал, однако теперь они подавлены или забыты. Эти эмоционально заряженные мысли, чувства, воспоминания, унаследованные человеком от его личного или родовой опыта, образуют комплексы (например, комплекс власти, сексуальный комплекс и т.д.), которые могут существенно повлиять на психическую жизнь человека.
Принципиально новым в аналитической психологии К. Юнга было внедрение понятия коллективного бессознательного, которое параллельно с индивидуальным бессознательным он рассматривал как автономную психическую структуру.

Коллективное бессознательное – это самый глубокий слой личности человека. Это хранилище латентных следов памяти человечества, в котором отражены общие для всех человеческих существ мысли и чувства, которые являются результатом нашего общего прошлого. Коллективное бессознательное охватывает всё духовное наследие человеческой эволюции, оно одинаково для всего человечества.

Количество архетипов ограничено, однако основное внимание К. Юнг уделил персоне, тени, Анимэ, анимусу, самости.
Персона – это то, как мы обнаруживаем себя в отношениях с другими людьми. Она обозначает те роли, которые мы играем в соответствии с требованиями общества. Персона призвана производить впечатление на других и скрывать свою истинную сущность. Если этот архетип приобретает слишком большое значение, человек становится неспособным к подлинным переживаниям.
Архетип тень представляют собой нашего темного двойника, отрицательные качества, которые мы не хотим видеть, социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли, проявляются в неконтролируемых эмоциональных состояниях человека и неожиданных аморальных поступках. Архетип тень имеют и положительную сторону, проявляется это, в том, что они есть источником творческого начала личности.
Анима представляет собой женское начало в мужчинах, источник их иррациональных чувств; Анимус – мужское начало в женщине, источник ее устойчивости, твердых убеждений и принципов. Эти архетипы построены на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны.
Самость – важнейший архетип в теории К. Юнга. Он обеспечивает мотивацию человека к целостности и единства. Это стержень личности, вокруг которого находятся все остальные еле-менты. При достижении интеграции всех стуктурных компонентов личности, человек чувствует единство и гармонию.

Структура личности Сергея Рубинштейна

Сергей Рубинштейн, российский психолог, в структуре личности выделял направленность; знания, умения, навыки; индивидуально-типологические особенности.
Направленность является основным компонентом личности и представляет собой совокупность ее устойчивых потребностей и мотивов. Направленность выражает «Я-концепцию» личности и ее общественную сущность. Она ориентирует деятельность человека независимо от конкретных условий.
Знания, умения и навыки являются основными средствами деятельности человека. Они являются продуктивными элементами деятельности и дают человеку совокупность сведений об окружающем мире, обеспечивающих успешное выполнение действий, совершенствуют отдельные компоненты умений.
К индивидуально-типологическим особенностям личности относятся темперамент, характер и способности человека. Они обеспечивают своеобразие динамики протекания психической деятельности, типичные способы поведения человека, создают субъективные условия успешного выполнения определенного вида деятельности.

Оцените статью
Добавить комментарий