Ступор у ребенка – признаки, причины, лечение

Содержание

Ступор у ребенка – признаки, причины, лечение

Симптомы и особенности умственной отсталости у детей: признаки олигофрении, причины и лечение задержки развития

Благодаря когнитивным функциям головного мозга люди успешно учатся, работают и живут. Однако в первый год жизни детей могут быть выявлены симптомы умственной отсталости, что ставит под удар их будущее нормальное существование. Важно вовремя обратиться к врачу, а также принять умственно отсталых детей со всеми их индивидуальными особенностями, если в вашей семье таковые появились.

Что называется умственной отсталостью у детей?

Умственная отсталость – это психическое отклонение в развитии, вызванное органическим поражением ЦНС, по причине чего снижается познавательная деятельность. Психика у умственно отсталых детей развивается иначе, их личностные качества не такие, как у обычных детей.

Классификация и симптомы умственной отсталости

Ведущими признаками умственной отсталости являются нарушения интеллекта. Дети, отсталые умственно, впоследствии подвергаются социальной дезадаптации.

Признаки умственной отсталости:

  • снижение уровня интеллекта;
  • отсутствие мотивации в поведении;
  • полностью зависящее от окружающих и внешнего воздействия мнение;
  • отсутствие способности предусматривать последствия действий;
  • неразвитость умения контролировать инстинктивные порывы;
  • неспособность овладевать знаниями и применять их на практике;
  • дезадаптация в коллективах;
  • трудности с соблюдением режима дня;
  • плохая успеваемость;
  • неадекватное поведение;
  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • повышенная утомляемость;
  • сопровождаемые заболевания: паралич, головная боль, тик, судороги.

Задержка умственного развития бывает:

  1. Врожденной (олигофрения) — дефект психики, имеющийся с момента рождения. Развитие ребенка с таким диагнозом никогда не достигнет нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Данное нарушение является непрогредиентым процессом.
  2. Приобретенной (деменция) – снижение интеллектуального уровня относительно нормы, соответствующей определенному возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.

Степень отсталости интеллекта у умственно отсталых детей оценивают психологическими тестами на определение коэффициента IQ. Тяжесть нарушений интеллекта может значительно различаться. Относительно психиатрической классификации выделяют 3 степени отсталости интеллекта:

СтепеньНасколько выраженаХарактеристика развития детей с данной степенью недостаточностиРазновидности
Идиотиятяжелая
  • не способны осмыслить окружающий мир;
  • необучаемы;
  • функции речи сильно ограничены;
  • нарушены координация движений, моторика, поведение и эмоции;
  • все желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей;
  • поведение вялое и заторможенное;
  • двигательное беспокойство.
  • полные идиоты (лежачие, с полным отсутствием ощущений);
  • типичные идиоты (имеют основные инстинкты, речь не развита);
  • речевые идиоты (произносят некоторые слова, но познавательная речь отсутствует)
Имбецильностьумеренная
  • способны понимать обращенную к ним речь, овладеть самыми простыми трудовыми навыками;
  • речь относительно развита;
  • внимание является неустойчивым;
  • поведение нарушено;
  • отсутствует понимание смысла своей работы;
  • практически не обучаемы.
  • умеренная;
  • тяжелая
Дебильностьлегкая
  • конкретное наглядно-образное мышление, наблюдательность, упрямство, неумение обманывать, довольно развитая фразовая речь;
  • бедный лексический запас;
  • плохая ориентация в пространстве;
  • бедная эмоционально-волевая сфера;
  • нарушения в письменной речи и мелкой моторике.
  • неосложненная;
  • осложненная нарушениями разных анализаторов;
  • осложненная нарушениями нейродинамики;
  • с выраженной лобной недостаточностью;
  • с психопатоподобными формами поведения

Причины отклонения

Задержку умственного развития могут спровоцировать все факторы, которые как-либо влияют на плод и его развитие в утробе, а также на развитие младенца. Сюда можно прибавить социальные причины, когда здоровые дети не получают внимание взрослых или получают его в виде агрессии.

Классификация основных причин умственной отсталости:

  • генетические — передача генных или хромосомных аномалий от родителей ребенку;
  • инфекционные болезни матери, повлиявшие на плод;
  • токсические и опьяняющие вещества, а также лекарства, которые повлияли на развитие нервной системы плода;
  • сильная недоношенность плода;
  • тяжелая форма дистрофии во время вынашивания ребенка, нарушения обменных процессов в органах и тканях;
  • облучение матери (частые рентгеноскопические исследования во время беременности);
  • травмы, физическое воздействие (физическое травмирование плода в момент беременности или родовые травмы, спровоцировавшие повреждение ЦНС);
  • неблагополучная окружающая среда.

Диагностические мероприятия

Изучение интеллекта осуществляется при помощи специальных тестов из психологии, позволяющих точно определить уровень интеллектуального развития. В Российской Федерации используют адаптированную версию теста Векслера. Кроме того, применяют метод генетического консультирования для определения причины заболевания, отслеживания наследственного фактора и выяснения возможности случаев рождения детей с аналогичными патологиями в рассматриваемой семье.

Специальную диагностику осуществляют путем исследований амниоцентеза и анализа ворсин хориона. С ее помощью можно обнаружить генетические аномалии, патологии в спинном и головном мозге у плода. Данное обследование могут пройти все женщины в возрасте от 35 лет, так как именно этот возраст характеризуется наличием высокого риска рождения умственно отсталых детей.

Для определения патологий головного мозга проводят УЗИ. Кроме того, проверяется уровень альфа-фетопротеина в составе крови беременной.

Олигофрению, вызванную генетическими факторами, можно диагностировать внутриутробно при помощи скринингового обследования. Его проводят на раннем сроке беременности.

При диагностике рассматриваемой задержки развития большую роль играет возраст ребенка. У новорожденных ее главные признаки – это явные физические аномалии (искаженное строение черепа, слишком широкое или узкое пространство между глазами, постоянно открытый рот и прочее).

Определить недуг по реакции младенца на какие-либо раздражители можно только в случае ее существенного отличия от нормальной. Например, если дети совсем не плачут и редко подают звуки, у них отсутствует оживление при появлении родителей, которое должно появиться на третью неделю жизни, то они, скорее всего, отстают в развитии. Здесь уже возможна умеренная степень недостаточности.

Диагностировать тяжелую степень отсталости (имбецильность) несложно. Дети с умственной отсталостью такой степени сильно отличаются. Их движения угловаты и размашисты. Проявляется это и в поведении, и в способности запоминать, и в речи. Умеренная степень также достаточно заметна. Легкая же степень отсталости определяется сложнее. Ее признаки могут быть размытыми. В этом случае прибегают к определению уровня IQ.

Дифференциация умственной отсталости от других заболеваний психики

Трудности диагностики умственной отсталости у детей, будь она легкой, умеренной или тяжелой, могут возникнуть из-за схожих симптомов с другими психическими заболеваниями. По этой причине очень важно проводить дифференциальную диагностику.

Необходимо отличить рассматриваемое заболевание от ранней шизофрении. Дети с таким диагнозом имеют отставание в развитии, носящее фрагментарный характер, что отличает их от олигофренов.

Шизофреники обладают следующими признаками, которые несвойственны олигофренам:

  • извращенное фантазирование;
  • симптомы кататонии;
  • аутизм.

Еще один недуг, от которого следует дифференцировать олигофрению — детская деменция. Это приобретенная форма детского слабоумия.

  • разнообразие эмоций;
  • довольно развитая лексика;
  • склонности к абстрагированию.

Лечение и коррекция состояния

Невозможно однозначно ответить на вопросы, как лечить умственное недоразвитие и что делать для нормального развития умственно отсталого ребенка. Проблема состоит в причинах задержки развития, которые либо являются необратимыми, либо заложены в самом генотипе организма, что не дает возможности влиять на недостаточность каким-либо методом лечения. В любом случае следует уделить максимум внимания обучению умственно отсталых детей.

Основные медицинские рекомендации для родителей детей с умственной отсталостью:

  • Своевременно обращаться за медицинской помощью для диагностики причины и степени прогрессирования умственной неполноценности, а также назначения последующего лечения.
  • Регулярно проводить обучение и развивающие занятия с умственно отсталыми детьми (поведенческие отклонения можно скорректировать с психологом).
  • Не изолировать ребенка от сверстников и взрослых несмотря на все опасения и неприятности.
  • Рассматривать социальную адаптацию как основу обучения умственно отсталых детей и их воспитания. Только достигнув самостоятельности в быту, освоив основы речи и письма и овладев простыми профессиями, умственно отсталые дети во взрослой жизни смогут быть полноценными членами общества.
  • Не завышать планку результатов ребенка, так как из-за особенностей характера, повышенного чувства собственной неполноценности и переживания неудач возможно сведение на нет всех достигнутых результатов.
  • Не потакать лени детей с задержкой развития, останавливаясь на достигнутом якобы приемлемом результате. Обучение общению нельзя прекращать на звуках ребенка, которые научились понимать только его родители. Для социальной адаптации этого будет мало.

Эпилепсия – причины возникновения у подростков

Эпилепсия – тяжелое неврологическое заболевание, причины возникновения которого у подростков (мальчиков и девочек) бывают различны, как и симптомы, из-за которых назначается лечение.

Читайте также:  Жизненные ценности - что это такое, примеры из жизни

Болезнь имеет генетическую предрасположенность, но проявляется в разные периоды жизни под влиянием внешних факторов, служащих толчком к развитию процесса. Может пробудиться во младенчестве, а может в 17 лет и позже.

При вовремя начатом лечении дети могут жить полноценной жизнью, не страдая от тяжелых приступов. В некоторых случаях, после 1-3 лет лечения, диагноз снимается.

Причины

Патологические процессы в мозгу, приводящие к началу приступа эпилепсии у подростков, возникают как в раннем детстве, так и в 14-15 лет, от чего может показаться, что ею можно заразиться. Однако это не так. Спровоцировать проявление заболевания могут многие внешние факторы.

Запустить процесс регулярных припадков способно формирование и постепенное разрастание эпилептических очагов в коре головного мозга.

Эпилептический очаг – это участок, где нейроны предрасположены к повышенному возбуждению, поэтому легко откликаются на внезапные электрические разряды. Со временем количество очагов может расти.

Ведущие причины, провоцирующие эпилептический синдром в подростковом возрасте:

  • генетическая предрасположенность;
  • травма, множественные ЧМТ;
  • сосудистые патологии в мозге;
  • инфекционные, вирусные заболевания.
  • гормональная перестройка организма.
  • сбои в обмене веществ.
  • систематическая психологическая или физическая усталость.
  • сильные стрессы.

Задумываясь, от чего бывает эпилепсия у подростков, важно помнить, что основной фактор – генетический.

Если у кого-то из близких родственников в какой-то из периодов жизни наблюдалась болезнь, значит и у ребенка есть шанс ее развития.

Значит, на его здоровье необходимо обращать особое внимание.

Симптомы

Первые признаки развития эпилепсии у подростков и детей могут возникнуть в любом возрасте под влиянием внешних факторов.

Часто первые слабые припадки остаются без внимания, вследствие чего болезнь укореняется, прогрессирует.

Патология может начинаться безобидно:

  • внезапные симметричные судороги, приводящие к резкому сгибанию, разгибанию конечностей;
  • резкое непроизвольное сокращение мышц рук, из-за которого роняются или кидаются предметы;
  • онемение, непроизвольные движения мышц лица;
  • онемение, непроизвольные движения мышц лица;
  • лунатизм, нарушение сна;
  • внезапные краткие провалы в памяти;
  • периодическое замирание на 5-50 секунд без движения.
  • кратковременные нарушения речи;
  • сильные головные боли, возникающие быстро, беспричинно;
  • изменения в поведении, повышенная агрессия, нервозность.

Наиболее опасными являются классические приступы с судорогами, потерей сознания, памяти. Они говорят о серьезной степени поражения мозга, требуют серьезного лечения.

На вопрос: «излечима ли эпилепсия у подростков, можно ли вылечить ее, избавившись от приступов», в каждом конкретном случае врач будет отвечать по-разному. Все зависит от причин, спровоцировавших ее, состояния головного мозга, выбранной терапии.

Варианты заболевания

Разнообразие эпилептической симптоматики объясняется расположением очагов в коре головного мозга. Определенный вид эпилепсии у детей 11-12-13 лет и подростков (мальчиков и девочек) до 15 лет, не зависит от причин ее возникновения.

Со временем, либо под действием лекарств, либо вследствие прогрессирования заболевания, форма ее может смениться на более легкую или тяжелую.

Распространенные виды эпилепсии в подростковом возрасте:

  • С генерализованными приступами. Тяжелый вариант, при котором поражаются оба полушария мозга. Приступы случаются от 1 раза в год до 1 раза в неделю. Припадки сильные, с судорожной симптоматикой, потерей сознания, памяти.
  • Юношеская миоклоническая форма развивается чаще всего после полового созревания. Проявляется на ранних стадиях в подёргивании мышц плечевого пояса и рук. Без лечения приступы усиливаются, учащаются. Переходят в генерализованную форму.
  • Катамениальная форма у девочек. Подвид, приступы которого привязаны к гормональным изменениям менструального цикла. Наблюдается только у юных девушек. Как правило, проходит со временем, после выравнивания гормонального фона.
  • Абсансная эпилепсия – одна из самых легких форм. Проявляется периодическими легкими припадками (абсансами) без потери памяти, сознания. С течением времени без лечения прогрессирует до генерализованного типа.

Диагностика и лечение

При первых симптомах необходимо сразу обратиться к невропатологу и пройти полное обследование биоэлектрической работы мозга, с целью выявления очагов развития болезни:

  • МРТ;
  • МР-ангиографию;
  • ЭЭГ при пробуждении;
  • Суточный мониторинг ЭЭГ.

После получения результатов всех анализов станет понятно, как можно помочь при эпилепсии у подростков, развившейся в переходном возрасте.

Врач невролог подберет комплексную терапию, основанную на совместном воздействии медикаментов, диеты, специальных занятий и перестройке режима дня.

Базовые принципы

  • Лечение длится минимум 3-5 лет. Возможно принимать препараты, придерживаться заведенного распорядка и сидеть на кето-диете придется на протяжении жизни.
  • Используется только одно лекарство противосудорожного действия. Препарат подбирается с учетом реакции на него организма. В тяжелых случаях применяется комбинация из двух или трех, но это чревато развитием побочных эффектов.
  • Резкое прекращение терапии, смена препарата без плавного перехода, могут осложнить течение болезни.

  • Прием лекарств начинается с малых доз, только после того, как их польза будет подтверждена, доза постепенно увеличивается. Лечится ли эпилепсия у тинейджеров, зависит от состояния нейронов головного мозга, результативности проводимой терапии, особенностей организма и ритма жизни.

Лечится ли эпилепсия у подростков зависит от состояния нейронов головного мозга, результативности проводимой терапии, особенностей организма и ритма жизни.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Как можно улучшить эту статью?

Полезные ссылки

Статьи и новости

Рубрики

Метки

О нас

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! ООО «Медроз» не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте newneuro.ru Записаться на консультацию

Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Как лечить нервные расстройства у детей?

Нервные расстройства у детей в современном мире возникают все чаще и чаще. Это связано с различными факторами: большими нагрузками, которые получают дети в учебных учреждениях, недостаточной взаимосвязью с родителями, которые заняты на работе, высокими планками, которые ставит общество. Важно вовремя распознать тревожные признаки и начать работу с ребенком. В противном случае, это может привести к серьезным проблемам с психикой в будущем.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

Нервные заболевания могут проявляться в любом возрасте, но повышенный риск приходится на периоды возрастных кризов:

В младшем возрасте ребенок не всегда может рассказать, что его беспокоит. В этот период родителей должны насторожить такие нехарактерные признаки, как:

  • Частые капризы и состояние раздражительности;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная эмоциональность и ранимость;
  • Упрямство и протесты;
  • Ощущение постоянной напряженности и дискомфорта;
  • Замкнутость.

Ребенок может начать испытывать трудности с речью, даже, если до этого времени он имел хороший словарный запас. Он также может начать проявлять интерес в каком-то определенном направлении: играть только с одной игрушкой, читать только одну книгу, рисовать одни и те же фигуры. Причем его игры становятся для него настоящей реальностью, поэтому родители могут заметить, как сильно ребенок увлечен в это время. Он может много фантазировать и действительно верить в свои фантазии. При подобных симптомах, рекомендуется пройти психологическую диагностику у детского психолога, особенно актуально это будет сделать за год до школы.

Когда ребенок посещает школу, у него могут дополнительно проявляться такие признаки, как:

  • Снижение аппетита;
  • Нарушение сна;
  • Головокружения;
  • Частые переутомления.

Стресс, плохой аппетит и нарушения сна в первую очередь снижают успеваемость в школе

Ребенку сложно концентрироваться и осуществлять умственную деятельность в полной мере.

Симптомы нервного расстройства у детей-подростков имеют наиболее серьезный характер. Неустойчивая психика в этот период приводит к тому, что у них могут наблюдаться:

  • Импульсивность. Даже мелочи могут вывести их из себя;
  • Чувство постоянной тревоги и страха;
  • Опасение окружающих людей;
  • Ненависть к себе. Нередко подростки испытывают неприязнь к своему же внешнему виду;
  • Частая бессонница;
  • Галлюцинации.

Из физиологических проявлений могут отмечаться сильные головные боли, нарушенное давление, признаки астмы и прочее. Самое страшное, что при отсутствии своевременного лечения, нарушенная психика может стать причиной возникновения суицидальных мыслей.

Причины нервного расстройства у детей

Нервно-психические расстройства у детей могут иметь различные корни. В некоторых случаях к этому имеется генетическая предрасположенность, но не всегда.

Спровоцировать расстройство могут:

  • Заболевания ребенка, приводящие к дисфункции вегетативной нервной системы;
  • Заболевания ребенка, поражающие головной мозг;
  • Заболевания матери во время беременности;
  • Эмоциональное состояние матери во время беременность;
  • Повышенная нагрузка: физическая, умственная;
  • Проблемы в семье: конфликты между родителями, развод;
  • Слишком большие требования к ребенку в процессе воспитания.

Последняя причина может показаться спорной, ведь воспитание – неотъемлемая часть формирования ребенка. В данном случае важно, чтобы требования родителей были адекватными и осуществлялись в меру. Когда родители просят от ребенка слишком много, пытаются найти в нем отражение своего нереализованного потенциала и, более того давят на него, ставя слишком высокие планки, результат становится только хуже. Малыш испытывает подавленность, что непосредственно ведет к развитию нарушений в нервной системе.

Читайте также:  Перепады настроения - причины у женщин и мужчин

Конфликты в семье часто становятся причиной нервных расстройств у детей

Очень важным фактором, который может стать причиной проблем с психикой у ребенка, является несоответствие эмоционального темперамента его и матери. Это может выразиться, как в недостатке внимания, так и в его переизбытке. Иногда женщина может отметить отсутствие эмоциональной связи с ребенком, она оказывает все необходимые действия по уходу за ним: кормит, купает, укладывает спать, но не желает лишний раз обнять его или улыбнуться ему. Но и чрезмерная опека родителей по отношению к ребенку не лучший вариант, она также несет риск формирования нестабильного нервно-психического состояния ребенка.

Наличие фобии также может подсказать родителям о возможных проблемах нервно-психического состояния у ребенка.

Виды неврозов в детском возрасте

Невроз у ребенка, как и у взрослого, подразделяется на несколько видов в зависимости от имеющихся симптомов. Нарушения нервной системы у детей могут иметь следующие формы:

  • Нервный тик. Встречается достаточно часто и выражается в виде непроизвольных движений частей тела: щек, глазного века, плеча, кисти руки. Ребенок не может их контролировать, при этом, они возникают в период его волнительного или напряженного состояния. Нервный тик пропадает, когда ребенок чем-то очень увлечен;
  • Заикание. Маленький пациент начинает испытывать трудности с речью из-за судорог мышц, отвечающих за эту деятельность. Заикание особенно усиливается в период волнения или при наличии внешнего раздражителя;
  • Астенический невроз. Причиной данного вида болезни является большой объем нагрузки, которая приходится на психику ребенка. Вследствие этого, он может страдать от частых и резких скачков настроения, повышенной раздражительности и капризности, отсутствия аппетита и чувства тошноты;
  • Навязчивый невроз. Он может выражаться, как в постоянно возникающих мыслях тревожного или пугающего характера, так и в часто повторяющихся движениях. Ребенок может качать, вертеть головой, двигать руками, чесать голову.
  • Невроз страха. Дети только познают окружающих их мир, поэтому некоторые вещи могут их пугать, иногда развивая в них настоящую фобию. Чаще всего страхи заключаются в темноте, громких звуках, высоте, незнакомых людях;
  • Невроз сна. Ребенку тяжело заснуть и он часто мучается кошмарами. Все это приводит к тому, что малыш не высыпается и постоянно чувствует усталость;
  • Истерия. Она возникает на фоне какого-либо эмоционального переживания. Ребенок не может справиться со своими чувствами и пытается привлечь внимание окружающих громко плача, лежа на полу, раскидывая предметы;
  • Энурез. В этом случае невроз выражается в недержании мочи. Но важно учитывать, что данное явление до достижения ребенком 4-5-летнего возраста, может быть не информативным в диагностике психических нарушений;
  • Пищевое поведение. Дети часто выражают повышенную избирательность в еде. Но если этот признак появился неожиданно, то стоит обратить на него внимание. Возможно, ему предшествовало нарушение в психике ребенка. Избыточное потребление пищи также может говорить не только о риске лишнего веса, но и о наличии невроза;
  • Нервная аллергия. Характеризуется тем, что очень сложно определить источник реакции организма.

В зависимости от состояния ребенка, он может испытывать признаки сразу нескольких видов невроза, например, нарушение сна и навязчивые мысли.

К кому обратиться

При появлении признаков психологических и нервных нарушений у ребенка, родители должны обратиться за помощью к врачу. В первую очередь стоит посетить невролога. Именно он сможет определить, какая причина кроется в измененном поведении ребенка и, есть ли необходимость в лекарственной терапии.

Обязательно стоит обратить свое внимание на поиске специалиста, работающего с детской аудиторией

Следующим шагом станет посещение психотерапевта. В некоторых случаях консультация потребуется и родителям, ведь не редко причиной детских невралгических нарушений становятся напряженные отношения между ними. В таком случае помочь разобраться с проблемой может семейный психолог, который будет работать со всеми членами семьи одновременно.

Лечение

Лечение в каждом случае подбирается индивидуально. Оно может включать в себя меры одной или сразу нескольких направленностей: прием препаратов, психологическая помощь, дополнительные процедуры.

Препараты

Медикаментозной терапией лечат детей не всегда. Врач должен на основе результатов диагностики определить, необходимость лекарственных средств. Если ребенок действительно в них нуждается, то ему могут быть показан прием:

  • Успокоительных. Большинство из них имеют растительное происхождение, поэтому не вредят детскому организму. Их действие сводится к снижению эмоционального напряжения ребенка. Они также способствуют нормализации сна;
  • Препаратов, улучшающих кровообращение в области головного мозга. Такие лекарства благоприятно влияют на состояние сосудов, расширяя и обеспечивая их питание;
  • Антипсихотических медикаментов. Необходимы для избавления ребенка от навязчивых страхов и повышенной тревожности;
  • Транквилизаторов. Они также относятся к группе успокоительных лекарств, но оказывают более выраженный эффект. Устраняют эмоциональную напряженность, оказывают расслабляющий эффект. Сон, как правило, становится более глубоким и крепким;
  • Кальцесодержащие комплексы. Они восполняют недостаток этого элемента в организме ребенка, что положительно сказывается на состоянии его нервной системы и работы мозга.

Семейная психотерапия

Посещение детского психолога составляет основу лечения большинства нервных расстройств у ребенка. На приеме специалист старается выяснить у пациента, что именно его беспокоит, пугает или заставляет нервничать. В данном случае психолог должен установить максимально доверительный контакт с ребенком. Если есть необходимость, то работа ведется и с родителями.

Помимо работы с внутренним миром ребенка, важно и создать условия для его жизнедеятельности. Он должен иметь нормированный распорядок дня, полноценный сон не менее 8 часов в сутки, здоровое питание, а также сбалансированный объем труда и отдыха.

Народная медицина

Все народные средства, направленные на устранение признаков нервного расстройства у ребенка, заключаются в приеме травяных средств, имеющих успокоительный эффект. Наиболее популярными методами считаются:

  • Настойка из пустырника. Сухую траву заваривают кипятком и процеживают через марлю. Принимают такое средство по 1-2 чайной ложке 3 раза в день. Детям до 7 лет не рекомендуется;
  • Настойка из валерьяны. В данном случае кипятком заливают измельченный корень растения. Процеженное средство пьют по 1 чайной ложке 3-4 раза в день;
  • Отвар ромашки. Сухие цветки заваривают кипятком, а затем настаивают 3 часа. Данный отвар можно пить даже грудничкам. При наличии неврологических нарушений ребенку рекомендуется выпивать до 150 мл в день.

Важно обратить внимание на то, что травы могут вызывать аллергические реакции, поэтому стоит предварительно убедиться в отсутствии их непереносимости ребенком.

Профилактика

Профилактика нервных расстройств важна не только для детей, уже сталкивавшихся с этой проблемой. Каждый родитель должен осознавать, что психика ребенка не настолько сформирована, как у взрослого человека, поэтому подвержена различным дестабилизирующим факторам.

Для того чтобы не допустить возникновение неврологических расстройств у ребенка, важно соблюдать следующие меры:

  • Прислушиваться к его эмоциям. Важно не пропустить момент, когда он нуждается в поддержке или простом внимании;
  • Оценивать эмоциональный потенциал ребенка. Много внимания – не всегда лучшее решение. У детей также должно быть свое личное пространство;
  • Разговаривать с ним. Не стоит бояться рассказать ребенку о своих чувствах и мыслях. И, конечно, важно научить его давать обратную связь;
  • Наладить доверие. Ребенок должен знать, что родители всегда готовые его выслушать и принять его, даже если он совершил оплошность;
  • Создавать условия для раскрытия его потенциала. Если ребенок имеет тягу к рисованию, то не стоит запрещать ему заниматься этим делом, мотивируя тем, что, например, спорт более интересное занятие.

В целом, родители просто должны научиться любить и понимать свое дитя, и неважно, сколько ему лет, 1 год или 18. Если это сложно сделать самостоятельно, то можно обратиться за помощью к психологическим книгам, семинарам или непосредственно к специалистам в этой области.

Как определить начальные признаки эпилепсии у детей и вовремя начать терапию?

Эпилепсия — серьезное заболевание головного мозга, которое проявляется припадками и судорогами.

Она возникает примерно у пяти процентов людей, но дети сталкиваются с нею в несколько раз чаще, нежели взрослые.

Родителям важно внимательно относиться к здоровью малышей, и при первых признаках эпилепсии у детей как можно раньше обращаться к врачу.

Причины возникновения

Эпилепсия частично или полностью поражает головной мозг. Она встречается у 3% детей в возрасте 1-9 лет.

Существует несколько причин, в силу которых может развиваться заболевание. Их разделяют на три группы, в соответствии с которыми классифицируется эпилепсия:

  • Симптоматическая. Заболевание является результатом структурного дефекта в головном мозге (опухоль, киста, кровоизлияние, полученные при родах травмы, хромосомные патологии, внутриутробные инфекции мозга).
  • Идиопатическая. Предполагает наследственную предрасположенность к заболеванию.
  • Криптогенная. Речь идет о случаях, когда выявить причины невозможно.
  • Читайте также:  Алкогольная эпилепсия - симптомы, последствия, лечение

    Хотя заболевание является хроническим, вылечить его можно. В 75% случаев правильное лечение и надлежащий образ жизни помогают полностью устранить неприятные симптомы.

    Как проявляется: какие первые симптомы

    Как определить эпилепсию у ребенка? Первые проявления болезни могут проявляться в любом возрасте, но, как правило, чаще всего это происходит в младенческом и дошкольном.

    Судорожные приступы эпилепсии у грудничков могут развиться на фоне повышенной температуры, испуга или прочих внешних факторов.

    Симптомы эпилепсии у маленьких детей опасны тем, что могут маскироваться под другие заболевания или явления.

    Первые признаки недуга у младенцев следующие:

    1. Самостоятельные неритмичные подергивания конечностей.
    2. Мелкие, ритмичные и быстрые сокращения мышц с одной стороны лица, способные переходить на руку и ногу с аналогичной стороны.
    3. Быстрая резкая остановка взгляда ребенка или резкое прекращение им любых движений.
    4. Поворот в сторону головы и глаз, часто сопровождаемый отведением руки в ту же сторону.

    Приступы могут маскироваться под обычные движения ребенка. Они могут повторяться в одно и то же время и сопровождаться изменением цвета лица и слюнотечением.

    Малыш может периодически вздрагивать всем телом, вскрикивать, совершать размашистые дрожания ручками.

    У детей в дошкольном и школьном возрасте чаще всего встречается идиопатическая парциальная эпилепсия, доброкачественная затылочная с ранним дебютом и синдром Ландау-Клеффнера.

    Эти формы проявляются простыми приступами со зрительными дефектами:

    • галлюцинации и зрительные иллюзии;
    • головная боль;
    • судорожные нарушения;
    • тошнота, рвота.

    Для синдрома Ландау-Клеффнера характерны такие проявления:

    • эпилептические приступы;
    • афазия;
    • поведенческие нарушения.

    Первые симптомы — нарушения вербальной агнозии и речи.

    После появляются эпилептические припадки, в основном, ночного характера. Приступы длятся недолго, могут сопровождаться гиперактивностью и агрессией.

    В подростковом возрасте заболевание может причинять еще больше сложностей. Ребенок может не признавать болезнь и игнорировать наставления врачей и родителей.

    Ввиду несистематического употребления медикаментов и повышенных психофизических нагрузок возможны рецидивы припадков.

    Кроме того, подросток может осознанно избегать общения с окружающими, что становится причиной социальной изоляции.

    Проблемы такого характера требуют вмешательства психолога.

    Специалист вместе с подростком и его родителями должен обсудить режим отдыха и работы, время, проводимое за компьютером, физическую активность и прочие факторы.

    В подростковом периоде распространенной является миоклоническая эпилепсия. К причинам ее появления относится нестабильный гормональный фон и общая перестройка организма.

    Судороги при этой форме сопровождаются симметричными мышечными сокращениями. Чаще всего это разгибательные мышцы конечностей. Подростков в данном случае может ощущать резкий толчок под колено, и резко присаживаться или даже падать от него.

    В случае мышечных сокращений рук подросток может резко уронить или забросить предмет, который находится у него в руке.

    Как правило, такие приступы случаются в сознании и часто провоцируются нарушениями сна или резким пробуждением. Данная форма легко поддается терапии.

    Диагностика

    При проявлении характерных признаков нужно обратиться к специалисту — детскому неврологу или эпилептологу. Диагностика базируется на изучении анамнеза, инструментальных и лабораторных исследованиях, оценке неврологического статуса.

    Врач должен знать частоту и длительность приступов, время их начала, особенности течения. Внимание при этом обращается на имеющиеся перинатальные патологии, раннее органическое поражение мозга, наличие эпилепсии у родственников.

    Для выявления участка повышенной возбудимости головного мозга и формы заболевания проводится электроэнцефалография.

    С целью определения морфологического субстрата заболевания делается рентгенография черепа, КТ и МРТ, ПЭТ головного мозга.

    Может потребоваться консультация офтальмолога, а также электрокардиография, анализы крови, определение хромосомного кариотипа.

    Лечение

    В зависимости от формы и причины заболевания специалист подбирает соответствующую терапию. По возможности она должна быть направлена не только на устранение приступов, но и на борьбу с причиной заболевания.

    Основная мера лечения — противоэпилептические препараты, которые врач подбирает индивидуально. Антиконвульсанты, как правило, назначаются, если эпилептических припадков было более двух.

    Современные препараты очень эффективны, и во многих случаях приводят к полному выздоровлению, а в более тяжелых ситуациях — снижают тяжесть течения и частоту приступов.

    Также может потребоваться коррекция образа жизни — тут важно придерживаться всех рекомендаций, данных специалистом.

    Как распознать у ребенка в 2, 3, 4 года, в 5-6 лет и у школьника

    Как начинается эпилепсия у детей?

    Поскольку заболевание имеет множество различных форм, и симптомы его могут быть разнообразны, поэтому родители должны знать, что должно заставить их насторожиться.

    Обратите внимание на следующие моменты:

    1. Напряжение мышц, короткая остановка дыхания и судороги различной длительности — это основные признаки приступа. Также возможно самопроизвольное опорожнение мочевого пузыря.
    2. Припадки могут протекать и менее заметно. Тревожный признак — если ребенок замирает, его взгляд становится отсутствующим и пустым, отмечается легкое дрожание век, запрокидывание головы, ухудшается реакция.
    3. Серьезный повод для беспокойства — потеря сознания без причин, а также детские спазмы — непроизвольные приведения рук к груди, наклоны головы либо всего тела вперед, выпрямление ног. Такое обычно проявляется после пробуждения.
    4. Кроме характерных признаков есть и другие, которые должны заставить насторожиться. Склонные к эпилепсии дети часто страдают ночными кошмарами, просыпаются, плача и крича. Они могут ходить во сне.
    5. Головные боли — это также тревожный признак. Они появляются резко, могут дополняться тошнотой и рвотой.
    6. Также возможны случаи, когда ранний единственный признак болезни — кратковременное расстройство речи. Ребенок может сохранять сознание и движение, но на какое-то время теряет возможность говорить.

    Такие явления могут проявляться и при ряде других патологий, именно поэтому важно проконсультироваться со специалистом и понять, в чем же причина.

    Если речь идет об эпилепсии, врач назначит правильное лечение, которое поможет значительно улучшить состояние пациента.

    Особенности кататонического ступора у детей и взрослых

    Кататонический ступор является формой кататонического синдрома. Он возникает при различных состояниях, шизофрении и характеризуется нарушениями в психике пациента, двигательными расстройствами. Несвоевременное проведение диагностики и отсутствие эффективных методов борьбы приводит к тому, что заболевание трудно поддается терапии. С этим связано то, что многие специалисты считают эту болезнь неизлечимой.

    Характерной особенностью заболевания является заторможенность действий человека и невозможность полноценного произношения звуков. Довольно трудно определить продолжительность подобного состояния. У каждого больного она индивидуальна. Пациенты могут испытывать это чувство от пары минут до нескольких дней. Бывали случаи, когда продолжительность ступора составляла несколько лет.

    По-прежнему остаются неизвестными точные причины развития болезни. Она является разновидностью кататонического синдрома. К основным причинам, которые вызывают такое состояние, относятся:

    • инфекционные заболевания;
    • психотравмирующие и стрессовые события;
    • сильные сотрясения или ушибы мозга;
    • негативные ситуации;
    • интоксикация организма;
    • прием наркотиков или сильнодействующих препаратов;
    • шизофрения;
    • опухоли головного мозга.

    Специалисты считают, что кататоническая шизофрения наступает из-за неожиданного прекращения выработки организмом гормона дофамина.

    Нехватка гамма-аминомасляной кислоты приводит к развитию подобного состояния. Ступор начинается сверху. Первой парализуется голова, затем шея и другие части тела.

    Выделяются три типа ступора. К ним относятся:

    1. 1. Каталептический. При такой форме заболевания пациент застывает в одной позе на длительное время. Человек не реагирует на окружающую обстановку, шум, крик, не отвечает на вопросы.
    2. 2. Абсолютное оцепенение. Этот тип характеризуется тем, что пациент сворачивается клубком, отказывается разговаривать. Он не способен двигаться.
    3. 3. Негативистический ступор. Человек способен реагировать на внешние раздражители. Он оказывает сопротивление тому, кто пытается заставить его начать двигаться или сменить позу.

    Каждый вид расстройства способен перетекать в другой и чередоваться активностью или чрезмерным возбуждением.

    Такой вид расстройства в раннем возрасте встречается относительно редко. Кататонический ступор у детей проявляется в полной неподвижности, отсутствии гипертонуса мышц и психической активности, молчании, негативизме и утрате контактов с окружающей действительностью.

    У малышей заключается в затруднении обыденных движений. Ступор кратковременный и перемежающийся. Обнаруживают такое состояние в яслях или детских садах у вновь поступивших подопечных.

    Наиболее часто встречаются следующие симптомы:

    • дети медленно принимают пищу и одеваются;
    • заторможено общаются;
    • оказывают противодействие окружающим, не выполняют их просьбы;
    • происходит регресс развития.

    При этом синдроме дети не хотят есть, не могут сходить в туалет, видимым признаком является отсутствие мышечного тонуса. Наблюдается расстройство вегетативной нервной системы: повышенное слюноотделение, жирность кожи лица, синюшность. Присутствуют патологии пищеварения в виде чередования запоров и диареи. Во время ступора ребенок следит за происходящим и после него способен пересказать события.

    У подростков наблюдают выраженный негативизм, нежелание принимать пищу, каталепсию.

    Ступор у здоровых детей может быть слабым или кратковременным. Он появляется из-за перенесенного стресса и сильных переживаний. Состояние обычно продолжается от пары часов до нескольких дней и проходит самостоятельно.

    Оцените статью
    Добавить комментарий