Супервизия – что это такое, цели, практики, подходы, этапы

Супервизия – что это такое, цели, практики, подходы, этапы

Супервизия в психотерапевтической практике. 2-е издание, дополненное (Денис Федоряка)

В пособии излагаются основные принципы, подходы и требования к супервизии в психотерапии. Структурированно рассматривается практическая реализация супервизии в модели современной личностно-ориентированной психотерапии.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Супервизия в психотерапевтической практике. 2-е издание, дополненное (Денис Федоряка) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Цели и задачи супервизии в психотерапии

Приведенное ниже определение супервизии охватывает те ее аспекты, на которые ориентируется предлагаемая клиническая специфическая модель. При этом специфичность определяется методом, исходящим из отечественной школы психотерапии (личностно-ориентированная психотерапия), но обладает также широким интегративным потенциалом за счет особенностей теоретической базы метода. Клинической модель названа за счет преимущественного использования метода в работе с пациентами, страдающими невротическими расстройствами, что не исключает возможности работы со здоровой (не имеющей симптоматики) личностью.

Супервизия – организованный, обучающий процесс, имеющий административные (организационные) и содержательные (клинические) задачи, в котором принципы трансформируются в практические навыки.

Давайте проанализируем ключевые слова этого определения. Во-первых, супервизия – организованный процесс. Он имеет график работы и временной лимит, определенную повестку дня и ожидания. Эти требования заработали печальную славу часто нарушаемых правил. Большая часть того, что зовется супервизией, – это разнообразные варианты «подошел в коридоре и сказал…», возникающие в кризисных ситуациях и случайно.

На вопрос: «Как много времени еженедельно вы уделяете супервизии?» – клинические супервизоры часто отвечают: «Сорок часов в неделю». Тот, кто так отвечает, скорее всего, проводит неструктурированную, неорганизованную супервизию. Наоборот, эффективная клиническая супервизия упорядочена. Консультанты должны подготовить к сеансу презентацию случаев и принести клинический материал (заметки, аудио/видеозаписи). От супервизора ожидается просмотр случаев, подготовленных к сеансу.

Во-вторых, супервизия – обучающий процесс. В отличие от занятий по другим предметам, супервизия не может решить отдельные проблемы каждого студента в отдельности. Она включает в себя оценку прогресса и индивидуализированный учебный план, в который входят знания консультанта о действиях в особых клинических ситуациях.

Наконец, принципы трансформируются в практику. Большинство психотерапевтов и консультантов имеют превосходные начальные навыки. Они демонстрируют эмпатию, искренность, конкретность и силу. Однако начинающие консультанты теряются при необходимости определить, что и зачем они сделали. У них минимальны способности к концептуализации планов лечения и к обоснованию конкретных клинических вмешательств.

Эти специалисты нуждаются в концепциях или принципах, к которым они смогут привязать свои практические навыки. Они должны научиться выдвигать гипотезы и проверять их. Это важно, чтобы обучение проходило как у взрослых, а не как у школьников. Они пытаются провести вмешательство, которое либо работает, либо не работает. Затем они возвращаются назад и задаются вопросом: «Почему этот прием „сработал“? Что было правильно?» или «Почему это „не прошло“? Что было не так?» Здесь супервизор заставляет задуматься о концепции, теории, принципе (законе) вмешательства, что дает консультанту новую перспективу в этой ситуации. Консультант проверяет принцип, и в следующий раз он работает. С опытом это переходит в навык.

Таким образом, основная функция супервизора – помочь трансформировать практику в принципы и принципы в практику. Этот «упорядоченный, обучающий процесс» включает в себя преподавание, наставничество, моделирование и научение. В итоге клиническая супервизия представляет собой интенсивные, оценочные, продолжительные и требовательные отношения двух или более человек, поощряющие и чувствительность, и независимость. Это – рабочий альянс, нацеленный на овладение в совершенстве специфическими навыками, расширение представлений о благе клиента, осознание собственного вклада в процесс консультирования и воплощение теории в практику.

Общими целями супервизии являются повышение качества проведения психотерапии, а также подготовка профессионалов в области психотерапии.

Задачи супервизии представленной модели делятся на две группы: «внешние» (административные, обусловленные необходимостью включения психотерапии и сопровождающей ее супервизии в контекст медицинского или иного учреждения) и «внутренние» (содержательные, необходимые для непосредственно осуществления качественной психотерапии).

Административные (организационные) задачи:

• управление институтом супервизии в организации;

• оценка общей компетентности психотерапевтов и супервизоров;

• обучение будущих супервизоров и их аттестация;

• контроль этических норм в психотерапии.

Содержательные (клинические) задачи:

• коррекция психотерапевтического контакта;

• ревизия психотерапевтического контракта;

• помощь в формулировании психотерапевтической гипотезы;

• помощь в техническом выполнении психотерапевтических навыков (общих – конфронтация и эмоциональная поддержка, или специальных – поведенческие задания и др.);

• помощь в различении процесса и содержания психотерапевтического взаимодействия;

• наблюдение за соответствием тактики психотерапии и применяемых технических средств ее реализации, этапности психотерапии;

• концептуализация процесса и содержания психотерапии во время встречи (в данном случае). Результатом является появление целостного понимания сути возникшей сложности, особенностей пациента и его страдания, проводимой психотерапии у супервизируемого;

• профилактика эмоционального сгорания за счет поддержки и разделения ответственности за психотерапевтический случай. Результатом является изменение эмоционального фона супервизируемого по окончании супервизионной сессии (чаще с тревожного на радостный);

• обучение супервизируемого выполнению конкретных психотерапевтических действий на примере представленного случая. Результатом является появление навыка и его использование в психотерапевтическом процессе у супервизируемого.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Супервизия в психотерапевтической практике. 2-е издание, дополненное (Денис Федоряка) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Супервизия

Супервизия – это метод профессиональной подготовки, который помогает росту в дальнейшей карьере. Данный метод чаще используется среди психотерапевтов и психологов, а также в группах юристов, учителей, социальных работников и других специалистов. Зачастую это обмен воззрениями специалистов касательно определённого клинического случая. В этом значении рассматриваемый термин сходен с понятием «консилиум врачей». Буквально описываемый термин означает «надзор». Однако сегодня принято употреблять его в несколько ином смысле. Под термином «супервизия» ныне понимается «наставничество». Его можно считать ценностно-смысловым костяком любого специализированного психотерапевтического обучения. Итак, супервизия в психологии это раздел психотерапевтического образования, наряду с тренинговым анализом и теоретической подготовкой.

Что это такое

В сфере психотерапии рассматриваемый термин является способом подготовки, а также повышения квалификации молодых специалистов и терапевтов с багажом опыта.

Супервизия представляет собой разновидность консультирования практикующего психотерапевта (психолога) более сведущим коллегой в ходе профессиональной деятельности. Данный метод позволяет супервизируемому психотерапевту увидеть, осознать, понять и проанализировать свои действия и собственное профессиональное поведение. Направлен он на процесс психотерапии. Цель её в развитии навыков, умений, знаний, что способствует совершенствованию профессиональной деятельности врача.

Супервизия даёт возможность психотерапевту рефлексировать и объединять собственные реакции, определённые психотерапевтические ситуации, личный опыт, объективные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности. В процессе такого наставничества малоопытный специалист осознаёт специфику собственной практики, пребывая в этой психотерапевтической ситуации, одновременно являясь конкретным человеком, имеющим субъективные поведенческие паттерны, личный опыт, приобретённые профессиональные навыки, знания.

Описываемый метод реализуется специально обученным психотерапевтом (супервизором), в обязанность которого входит наблюдение за психотерапевтическими сеансами и последующее обсуждение с супервизируемым коллегой определённых аспектов процесса психотерапии. При этом терапевт-супервизор обычно использует для разбора с последующим обсуждением запись сеанса либо располагается за специальной перегородкой или экраном, но иногда может присутствовать на терапии.

Не следует считать супервизию обучающим процессом в его прямом значении. Данный метод заключается в анализе работы психотерапевта, в результате чего специалист получает от коллег обратную связь. Результатом становится более объёмная и полная картина профессиональной практики, осознаются детерминанты возникших сложностей, освещаются сильные и негативные моменты своей работы, а также обозначаются дальнейшие направления терапевтической работы.

Супервизия может проводиться индивидуально или быть групповой.

Читайте также:  Как успокоить человека словами: примерные фразы и рекомендации

Индивидуальная супервизия являет собой разбор супервизором и психотерапевтом эпизода из практики последнего. Предметом анализа, а также последующего обсуждения служат личные доводы и профессиональное обоснование предпочтения определённой терапевтической стратегии, оценка эффективности такой стратегии.

Групповая супервизия являет собой длительный и в большей мере организованный процесс. Участниками его становятся наставник-супервизор и группа психотерапевтов. В ходе описываемого процесса анализируется опыт каждого участника. В основном за сеанс разбирается один случай, после чего участники и супервизор переходят к дискуссии. Помимо разбора ситуации данная форма супервизии направлена на взаимообогащение членов группы техниками психологической помощи и опытом работы, а также помогает саморазвитию и самообразованию участников.

Впервые наставничество было применено Фрейдом. Поэтому именно в психоанализе супервизия стала довольно востребована и получила широкое распространение.

Сегодня супервизия психолога консультанта применима во всех отраслях психологической помощи. При этом она осуществляется равным образом, как для начинающих, так и для практикующих психотерапевтов со стажем практики. Главная её цель заключается в оттачивании профессионализма, приумножении компетентности, нахождения собственного стиля работы, позволяя объединять профессиональные навыки, субъективный опыт. Помимо того наставничество способствует развитию умения отграничивать рабочий процесс, заключающийся в помощи клиенту, от собственных установок, переживаний касательно профессионального взаимодействия.

Зачем нужна супервизия

Важнейшим аспектом профессиональной практической деятельности психотерапевта является супервизия, позволяющая приумножить знания, в ходе рассмотрения и обсуждения практических случаев с более зрелым коллегой.

Согласно воззрениям ряда учёных именно личностные проблемы и аспекты отношений, воздействующие на терапевтический процесс, порождают больше критических эпизодов, обуславливающих изменение терапевтической результативности, нежели иные факторы. Поэтому способность психотерапевта принимать помощь и поддержку, является одним из стержневых профессиональных черт.

Наставничество направлено на формирование и приумножение теоретических знаний и практических навыков специалиста в различных сферах его практики (например, психоаналитическая супервизия). Задача супервизора заключается в консультировании и разборе терапевтической модели супервизируемых, оценке эффективности и рациональности избранных ими психотерапевтических методов.

Таким образом, рассматриваемая модель повышения профессионализма необходима для:

– улучшения понимания пациентов;

– возможности дать оценку успешности выбранных техник терапии, их своевременности, уместности и влияния на клиента;

– понимания нюансов и оттенков психотерапевтических взаимоотношений посредством разбора сеансов терапии с супервизором;

– обнаружения и использования вероятных возможностей супервизируемого огптимальным образом;

– правильного структурирования консультационных взаимодействий, как в ходе сессии, так и в практике в целом.

Супервизия является генератором поддержки равным образом для новичков в сфере психотерапии и для опытных специалистов.

Можно выделить три ключевые функции наставничества:

– формирующая либо образовательная, отвечающая за формирование умений, выработку навыков, способностей супервизируемого специалиста;

– тонизирующая или поддерживающая, заключающаяся в помощи противостоять отрицательному воздействию проблем клиента;

– нормативная или направляющая (посредством супервизий психотерапевт учится отслеживать и контролировать собственную личность, ликвидируя недостатки, препятствующие работе – уязвимости, слепые пятна, предрассудки).

Главной задачей супервизора является поддержка и консультирование менее опытного коллеги (коуча, психолога, психотерапевта, тренера), помощь в разборе и оценке его профессиональной практики. Он не учитель и не контролёр, а помощник-консультант. Для супервизора важно с супервизируемым придерживаться дистанции, определяемой задачами наставничества.

Сталкиваясь в ходе терапевтических сеансов с клиентом со всевозможными проблемами и конфликтами, малоопытный специалист встречается с внутренним противостоянием и защитными паттернами собственной психики. Наставничество опытного коллеги не только способствует изучению нюансов психотерапевтической практики, но и предоставляет возможность развиваться.

Материалом для разбора и дискуссий в ходе наставничества являются:

– теоретические знания, навыки, профессиональные действия;

– проблемы самовосприятия и самопонимания;

– взаимоотношения с участниками процесса при групповой супервизии;

– взаимоотношения с клиентом (это могут быть проблемы обособления, изолированности, переноса, зависимости);

– организационные вопросы и формальные стороны психотерапевтической практики.

Таким образом, можно заключить, что супервизия в консультировании является необходимой вещью. Поскольку она является наиболее реальной возможностью научиться работать, повысить собственный профессиональный уровень и компетенцию, познать тонкости профессии, приобрести новые умения и в целом самосовершенствоваться.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Современная теория и практика супервизии.

Супервизия является центральным компонентом любой аналитической и психотерапевтической подготовки, а с повышением требований к регистрации практикующих психотерапевтов и к контролю за их деятельностью становится важнейшей частью непрерывного профессионального развития для всех супервизоров и супервизируемых.

Здесь мы рассмотрим подход таких современных авторов как Дж. Винер, Р. Майзен, Дж. Дакхэм, изложенный ими в книге «Супервизия супервизора: практика в поиске теории». – М.: Когито-Центр, 2006. – 352 с. Авторы этой серьезной и вдумчивой книги – известные юнгианские аналитики, – исследуют ключевые аспекты супервизионного процесса. Две главные темы звучат рефреном во всех ее главах. Первая касается самого понятия супервизии как взаимоотношения, в котором две участвующие стороны могут в любой момент поменяться местами, особенно если открывается доступ к пониманию бессознательных процессов, возникших внутри этих взаимоотношений. Вторая связана с вопросом о том, существуют ли специфические теории и модели супервизии, и если да, то каким образом они могут быть отделены от общих теорий, относящихся к аналитической практике. Главы книги сгруппированы в четыре раздела. В первом исследуется динамика взаимоотношений супервизор-супервизируемый. Во втором рассматриваются организационные вопросы процесса супервизии. В третьем – этические проблемы супервизии. Наконец, в четвертом разделе обсуждается вопрос, возможно ли создание и развитие «чистой» теории супервизии.

Валерий Зеленский, редактор русского издания анализируемого источника, в предисловии к нему пишет о том, что данная работа представляет собой новейший опыт супервизионного процесса, накопленный британской школой юнгианского анализа и предложенный, первоначально, в книге «Супервизировать и быть супервизируемым».

Далее Валерий Зеленский пишет о том, что в последние годы понятия «супервизия», «супервизор» прочно вошли в наш российский психотерапевтический «быт», и утверждает, что появление книги Дж. Винера, Р. Майзена, Дж. Дакхэма «Супервизия супервизора: практика в поиске теории». – М.: Когито-Центр, 2006. – 352 с., – закономерно отражает естественную логику быстрого становления разнообразных форм психологической, психотерапевтической и консультативной деятельности. Валерий Зеленский утверждает, что прохождение супервизионной подготовки является важнейшей составляющей современного обучения в области так называемых «помогающих профессий». Валерию Зеленскому представляется, что супервизионная практика, существующая в рамках какого-то отдельного глубинно-психологического направления, например, юнгианской аналитической психотерапии, является, одновременно, одним из основополагающих элементов общей супервизионной профессиональной среды, компонующей в себе всё лучшее на современном этапе.

Теперь рассмотрим собственно подход и мнение Дж. Винера, Р. Майзена, Дж. Дакхэма, изложенные ими в источнике: «Супервизия супервизора: практика в поиске теории». – М.: Когито-Центр, 2006. Названные авторы пишут о том, что анализ и супервизия неразделимы, они утверждают, что их структура и язык анализа и супервизии сходны и равноценны. Указанные авторы полагают, что и анализ и супервизия связаны с аналитическими взаимоотношениями. Эти авторы заявляют, что различия анализа и супервизии состоят в в подходах и способах рассмотрения материала пациента, представляемого супервизируемым. Данные авторы говорят о том, что концептуальное отделение супервизии от анализа имеет ряд недостатков: оно способствует формированию ложной дихотомии, делая недоступными важные аспекты того материала, который аналитик представляет к анализу. Поименованные авторы пишут о том, что, возможно, всё это обусловлено в профессиональном понимании традиционно широким определением контрпереноса, которое собирает в одно целое аффективные эмоциональные реакции аналитика на пациента без адекватной дифференциации того, что принадлежит аналитику, и того, что действительно переносится пациентом на аналитика. Рассматриваемые авторы пишут и о том, что всем аналитикам надо развивать в себе «внутреннего супервизора», они подчёркивают то, что такая способность может положительно повлиять на аналитическую работу с пациентами и на способность аналитиков стать хорошими супервизорами. Анализируемые авторы отмечают, что именно эта внутренняя способность к супервизорству проявляется тогда, когда уже опытные аналитики и терапевты обращаются к супервизированию и, таким образом, повышают свою квалификацию. Далее мы рекомендуем к чтению главу 13 из книги «Супервизия супервизора: практика в поиске теории». – М.: Когито-Центр, которая называется «Основы теории супервизии» (на стр. №№ 302-325), написанную Дж. Винером, Р. Майзеном и Дж. Дакхэмом.

3.4. Практические модели и концепции супервизии.

Читайте также:  Жестокость - что это такое, причины и виды жестокости

Мы являемся свидетелями рождения и быстрого распространения новых психологических практик в рамках так называемых помогающих профессий. Всё более существенное место начинает занимать супервизия (супервизорство, супервидение) как особый вид практики, выходящий за пределы указанного ряда, поскольку она реализует контрольную (экспертную), образовательную (развивающую) и суппортивную (консультативную) функции, направленные на повышение качества и эффективности всех известных нам психологических практик и на использование психологических знаний, умений и навыков в работе с людьми (в образовании, здравоохранении, социальной службе, управлении и бизнесе).

В принципе, все имеющиеся сегодня в соответствующей литературе дефиниции супервизии фактически располагаются между двумя крайностями.

1. Всё включающие (тотальные) дефиниции: супервизия есть всё, что делает супервизор. Супервизия есть любая форма сопровождения профессиональной деятельности.

2. Отказ от дефиниции: поскольку существует такой разброд в определениях, какой есть на сегодняшний день (что частично мы отразили в нашем курсе), то лучше и вовсе отказаться от какого бы то ни было определения супервизии.

Большинство же специалистов сходятся во мнении, что супервизия (психологическая супервизия) – это особый вид профессиональной деятельности или практики, которая направлена на оказание помощи психологическими средствами людям (профессионалам), оказывающим подобного рода помощь другим лицам. Однако на этом совпадение авторов в понимании того, что такое супервизия, какие существуют виды или формы супервизии, каковы её цели и пути, каковы её теоретико-методологические основания и вообще какова её связь с фундаментальной психологической наукой, – фактически заканчиваются или ограничиваются. Поэтому, мы назовём конкретные модели или концепции супервизии, а все интересующиеся смогут сориентироваться в них и охватить их в своём представлении. Подчеркнём при этом, что нам представляется оптимальным интегративный, синтетический, комплексный подход к теоретическому осмыслению и практическому применению различный видов и форм супервизии в клинической и психотерапевтической научной практике.

Итак, имеют место следующие концепции и модели психологической супервизии (супервизии в научной и практической психологии).

Во-первых следует заявить, что на современный период существует довольно большое число разных моделей и концепций супервизии (супервизорства, супервидения); создаётся даже впечатление, что их столько, сколько и супервизоров. В зарубежной и отечественной специальной литературе имеют место попытки классифицировать весь этот хаос по разным основаниям.

Во-вторых, отметим, что классификация супервизорских моделей зависит обычно от предпочтений её авторов. Так, Г. Леддик и Д. Бертнер предлагают следующую тройственную классификацию моделей и форм супервизии в психологической практике: 1.) развивающая модель; 2.) интегративная модель; 3.) специфически ориентированная модель. И.Д. Булюбаш подчёркивает, что в клинической супервизии имеют место следующие четыре видовые концептуальные формы супервизии: 1). психодинамическая модель, 2). модель развития умений, 3). модель семейной терапии, 4). модель развития. (См. в кн.: Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 223 с.).

В третьих, подчеркнём, что в настоящее время имеется и т.н. унификационный подход к классифицированию разнообразных подходов и методов супервизии. На наш взгляд, наилучшим способом этот универсальный подход отражён в системном способе классификации Д. Шмельцера. Д. Шмельцер предлагает следующую несколько упрощённую, но, как нам представляется, удобную для начальной ориентации классификацию способов супервизии в рамках клинической психотерапии. Это: т.н. 1. «школьные» (в рамках различных психологических школ) модели; 2. развивающие модели; 3. функционально-ориентированные (смешанные) модели; 4. процессно (процессуально)-ориентированные (интегративные) модели.

Поименуем некоторые названные видовые модели и формы отдельно.

I. Специфические ориентированные («школьные») модели. К ним относят психодинамическую модель, поведенческую (развития умений) модель, сфокусированную на решении модель, модель супервизии в системной терапии, роджерианскую модель, гештальтсупервизию и т.п. Специалисты, работающие в такого рода концептуальных подходах, полагают, что лучшим видом супервизии будет тот, который ориентирован на анализ практики именно того направления терапии, к которому они принадлежат и которое они используют и применяют.

Каждой из этих моделей можно посвятить отдельный спецкурс, у всех у них есть свои недостатки и достоинства. Так, например, гештальт-супервизия имеет следующие положительные стороны: а) опыт обучения с высоким эмоциональным участием; б) определённый «игровой» подход, смягчающий сам процесс супервизирования; в) обилие гештальттехник, показывающих себя в супервизии чуть ли не лучше, нежели чем в терапии (возможно, в связи с «привычкой» к ним как супервизора, так и супервизируемого); г) масса креативного психотерапевтического материала, далеко превосходящего собою основы работы с переносом и контрпереносом в профдеятельности супервизируемых, заложенные ещё «дедушкой» Фрейдом в психодинамической (психоаналитической) модели супервизорской работы. Критику с клинико-психологических позиций вызывает а). дефицит когнитивной составляющей гештальт-модели супервизии, б). недостаток систематизирования материала супервизии, в). недостаточность эмпирического исследования супервизии в гештальт-подходе, г). гипертрофирование несомненно важного аспекта переживания, имеющее место как в гештальттерапии, так и в гештальт-супервизии, могущее привести к опасности скатывания гештальт-техник супервизии в обычный обмен собственным опытом, распространённый в гештальтистской среде и не представляющий собою эффективную супервизию.

II. Развивающие модели супервизии. Данные модели основаны на представлении о готовности индивидуумов к изменениям. Задача супервизора здесь – идентифицировать и стимулировать новые области роста в долговременном профессиональном обучении. Такими областями роста и, вместе с этим, средствами супервизии являются: интервенции и навыки, техники личностного оценивания, оценка межличностных отношений, концептуализации случаем из практики, понимание индивидуальных различий, теоретическая ориентация, план и цели терапии, профессиональная этика. Изменение статуса терапевта было разделено на стадии, которые являлись последовательными и иерархичными по отношению друг к другу.

Развивающие модели супервизии исходят из того, что психотерапевты, как и представители любой профессиональной группы, особенно работающие в сфере «помогающих профессий», не формируются сами по себе, но проходят определённые стадии развития, которые начинаются с усвоения простых, конкретных компетенций, а далее, как по ступенькам, специалисты двигаются в сторону овладения всё более комплексными, обобщёнными компетентностными единицами.

В этом контексте развитие психолога или психотерапевта может быть условно разделено на три стадии: начальную, промежуточную (срединную) и «продвинутую». Внутри каждой стадии отмечаются две тенденции:

1). действовать по жёсткому, поверхностному и имитационному пути;

2). двигаться в направлении большей компетенции, интеграции умений, уверенности в себе.

Особое внимание на этих стадиях уделяется осознанию себя и других, мотивации и автономии. Типичное развитие супервизируемого психолога и психотерапевта вначале характеризуется относительной зависимостью от супервизора в оценке клиентов и разработке планов терапии. На промежуточном этапе супервизируемый терапевт зависит от супервизора в понимании трудных клиентов, но становится более независимым в оценке остальных. Типичными на этой стадии являются избегание, сопротивление и конфликты, «Продвинутые» супервизируемые терапевты функционируют независимо и ищут помощи, чувствуя ответственность за свои решения. Позже сюда была добавлена ещё одна стадия – опытный терапевт.

Основной смысл такого рода унификационной модели развития заключается в том, что терапевт меняется, реагируя на стимулы супервизора, и эти изменения могут быть оценены в поведенческих терминах (но не в контексте бихевиористической терапии и супервизии). Не существует непреложного «расписания» развития, «путешествие» терапевта по данным стадиям проходит специфично, в сугубо индивидуальном временном и компетентностном режиме.

Ещё один вариант моделей развития состоит из трёх специальных стадий: неосознавание/стагнация; растерянность; интеграция и из восьми навыков, – компетентность, эмоциональное осознание, автономия, теоретическая идентичность, уважение к индивидуальным различиям, цель и направление, личностная мотивация, профессиональная этика.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Супервизия в психологии

Проводя консультации, психотерапевт иногда сталкивается с трудностями. Среди них – проблемы при общении с клиентом и недостаточная рефлексия своих установок и мотивов. В такой ситуации ему требуется помощь со стороны коллег. Этот механизм поддержки носит название «супервизия». Рассмотрим понятие и его отличительные черты подробнее.

Что это – супервизия в психологии?

Психиатр Б. Д. Карвасарский определяет термин, как способ подготовки и повышения квалификации, а также как модель консультирования с более опытным коллегой, которая позволяет понимать и производить анализ собственного поведения и предпринимаемых действий.

Впервые его применил Зигмунд Фрейд. Он создал труд «Анализ случая пятилетнего мальчика». В русле психоанализа методика стала углубляться, совершенствоваться и распространяться.

Применение для переквалификации в психологии

Ранее рассматриваемая метода была одним из способов обучения и консультирования начинающих психологов. Они разбирали психологические особенности и аспекты клинических случаев совместно с опытным специалистом. Последний брал на себя роль наставника. Подобный разбор помогал осознать проблему клиента, собственные проблемные ситуации.

Читайте также:  Перепады настроения - причины у женщин и мужчин

Сегодня методика применяется не только для начинающих, но и для практикующих психологов со стажем. Она позволяет совершенствоваться в профессии, получать ответы на вопросы касаемо своего места в психологической практике, находить собственный стиль взаимодействия с обратившимися и разделять ситуацию клиента и свои установки.

Виды супервизии

Выделяют две основные разновидности психологической супервизии – индивидуальная и групповая.

Индивидуальная – обсуждение случая из практики, которое происходит между супервизором и психотерапевтом. Обучающемуся или проходящему переквалификацию предлагается случай и разбор действий психоаналитика. Предмет обсуждения – объяснение предпринимаемых действий с личной и профессиональной точки зрения, обоснование психологической стратегии и выявление ошибок.

Групповая требует участия супервизора и группы психологов. В процессе проведения разбираются ситуации каждого из присутствующих. Консультант излагает те же тезисы, что и во время индивидуальной программы, но более сжато. В групповом варианте применяется не только анализ, но и всеобщее обсуждение.

Функции и задачи супервизии

Выделяют три основные задачи такого способа обучения в психологии:

  • оттачивание навыка профессионального оценивания процессов и психологических состояний клиента;
  • его защита;
  • эмоциональная поддержка консультанта в трудных случаях.

Функций также три:

  • Образовательная – развитие и совершенствование навыков, способностей проводить психологический анализ.
  • Поддерживающая – предотвращение влияния со стороны пациента.
  • Направляющая – метода позволяет контролировать собственную личность, т.к. все имеющиеся проблемы, влияющие на ход консультации, разбираются во время обсуждения.

Этапы супервизии

Весь процесс можно разделить на несколько фаз работы:

  • Доклад супервизируемого и формулировка вопроса с последующим обсуждением. Рассказ длится порядка получаса, далее начинается групповое обсуждение – оно продолжается четверть часа. Оценивается ситуация и методика решения – последнее одобряется либо опровергается. На данной стадии возможны вопросы к докладчику.
  • Обмен мнениями. Участники высказывают соображения по поводу пациента. Фаза позволяет создать дружелюбную атмосферу в коллективе и обнаружить «слепые» пятна в работе. Длительность – 15 минут.
  • Концептуализация. Производится опрос каждого члена группы относительно его концепции. На этом этапе дискуссии отсутствуют. Концептуализация длится в течение 45 минут.
  • Обобщение супервизора. Психоаналитик производит анализ работы подопечного, в качестве одного из вариантов предлагает свое видение. На обобщение затрачивается четверть часа.

Цели супервизии

Метода преследует следующие цели:

  • помощь терапевту в достижении понимания клиента на уровне процесса и содержания;
  • повышение осознания психотерапевтом своих ответов и реакций;
  • более детальное понимание динамики взаимодействия;
  • достижение понимания вариантов и последовательности вмешательства психолога;
  • сравнение и рассмотрение различных теорий разрешения ситуации;
  • исследование новых способов профессиональной деятельности;
  • помощь психологу в «упрочении» собственных знаний и навыков.

Модели супервизии

Модель – методика, которую избирает провизор для обучения подопечного/подопечных. Она показывает, в каком направлении мыслит психотерапевт, какую концепцию и методологию он берет за основу.

  • Эволюционные. В их основе – теория о том, что для всех нас свойственен рост – это касается умений, навыков, желаний и потребностей. Сочетание собственного опыта и наследственных склонностей дает понимание, какие сферы для роста следует затронуть и какие сильные стороны нужно развить. На основе исследований был сделан вывод о том, что рост супервизируемого оказывает влияние на его отношения с супервизором.
  • Интегративные. Они опираются на видении психотерапии как стратегии и тактики терапевтического контакта. При этом такая модель становится универсальной, концентрация происходит на коммуникации, структуре, соответствии целей и выбираемых средств.
  • Модели специфичной ориентации. В рамках этого варианта считается необходимым, чтобы консультацию проводил специалист, придерживающейся аналогичного с консультируемым вида терапии. Притом он должен активно практиковаться в данном направлении.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие и особенности супервизии. Этот способ является эффективным как для обучения «новичков», так и для переквалификации уже опытных психотерапевтов. Он помогает посмотреть на свою деятельность по-новому, позволяет ввести в процесс новые психологические методики и практики и устранить ошибки.

Цели и задачи супервизии

Супервизия – форма и способ сопровождения, коррекции и развития специалистов помогающих профессий и собственно помогающих организаций в целом, как саморазвивающихся инновационных систем, призванная реализовывать стандарты в области политики качества предоставляемых социальных услуг. Супервизия это наблюдение более опытного коллеги за работой психолога, терапевта, преподавателя, обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. В этом случае супервизию можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий.

Цель: повышение качества проведения психотерапии, подготовка профессионалов в области психотерапии

Задачи супервизии делятся на две группы.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

Клинико-психотерапевтические (организационные) задачи:

– помощь в организации лечебного процесса

– коррекция психотерапевтического контракта

– определение согласованности проводимой работы, мишеней психотерапии и формирования индивидуальной психотерапевтической программы

Собственно психотерапевтические (содержательные) задачи:

– концептуализация процесса и содержания психотерапии во время встречи (в данном случае). Результатом является появление целостного понимания сути возникшей сложности, особенностей пациента и его страдания, проводимой психотерапии у супервизируемого

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

– профилактика эмоционального сгорания за счет поддержки и разделения ответственности за психотерапевтический случай. Результатом является изменения эмоционального фона супервизируемого по окончанию супервизионной сессии (чаще с тревожного на радостный)

– обучение супервизируемого выполнению конкретных психотерапевтических действий на примере представленного случая. Результатом является появление навыка и его использование в психотерапевтическом процессе у супервизируемого.

Для достижения цели супервизор реализует следующие задачи (частные задачи):

1. Проанализировать личность профессионала социальной сферы по параметру его ресурсности для профессиональной самореализации в избранной сфере: мотивы выбора, ресурсы для выбора и развития (акме), скрытые компенсации и контрпереносы, ограничения в личностном развитии в связи с профессией; совместимость (тропность) человека и профессии, проекции из сферы родительских интроектов;

2. Сформировать карьерограммы специалистов в качестве индивидуальной (самостоятельной) системы и в качестве сотрудника помогающей организации, органически включенного в структуру ее работы и развития;

3. Проанализировать формирование и развитие инновационного, динамического и уникального стиля профессионального поведения экологичного для специалиста, клиента и организационной культуры, как инструмента системы менеджмента качества в помогающей организации;

4. Способствовать развитию рефлексивной культуры (рефлексивных способностей) профессионала способного анализировать, осмысливать и реструктурировать собственные профессиональные интеракции с позиций их успешности и профессиональных ошибок, рассматривая их как способы управления качеством предоставления специальных (социальных) услуг;

5. Способствовать методологической, методической и технологической компетенции специалиста социальной сферы и систем его профессионального развития;

6. Предпринять, как самостоятельной единице к движению на уровень 5 – этапа, как одного из пиков развития профессиональной компетентности, а также как член саморазвивающейся организации;

7. Оказывать помощь организации как целостной системы в процессах планирования, контроля и повышения качества предоставляемых услуг, а также инициирование процессов ее саморазвития в изменяющейся среде и в противостоянии с различными социальными вызовами; 8. Способствовать необходимой взаимосвязи между супервизией, развитием и обучением специалиста с его личностной динамикой, социально-экономической успешностью и включенностью в общеорганизационные процессы.

Основной задачей супервизора является сформировать профессиональные навыки у начинающего специалиста. Формирование навыков является возможным после первичной оценки. Супервизор, совместно с начинающим специалистом должен провести оценку и идентифицировать его сильные и слабые стороны, опыт на момент начала супервизии, уровень присутствующих ключевых навыков и разработать цели для их усовершенствования.

Ключевые профессиональные навыки должны быть четко определены, а для формирования этих навыков должны использоваться методы моделирования, тренировки и обратной связи. Супервизор может демонстрировать, каким образом выполняются те или иные профессиональные действия, направить на чтение соответствующей литературы, наблюдать за специалистом и предоставлять обратную связь, а также предоставлять возможности для развития самостоятельного мышления и решения проблем.

Для оценки продвижения специалиста супервизором должны быть разработаны системы оценки и мониторинга, а результаты данной оценки должны предоставляться начинающему специалисту в заранее предопределенные периоды времени. Также на постоянной основе супервизором должна предоставляться обратная связь в устном или письменном виде в соответствии с рекомендациями.

Оцените статью
Добавить комментарий