Воспоминание – в психологии, значение слова, детские воспоминания

Воспоминание – в психологии, значение слова, детские воспоминания

Значение слова &laquoвоспоминание»

1. То, что сохранилось в памяти; мысленное воспроизведение этого, возобновление представлений о ком-, чем-л. Воспоминания детства. Предаться воспоминаниям.Здесь каждый шаг в душе рождает Воспоминанья прежних лет. Пушкин, Воспоминания в Царском Селе. Среди множества воспоминаний о людях, 216 предметах, событиях и чувствах я не сохранила памяти о первом своем стихотворении. Инбер, Славка.

2. мн. ч. (воспомина́ния, –ий). Записки или рассказы о прошлом. Литературные воспоминания.Хочу каждый день писать хоть понемногу воспоминания. Л. Толстой, Дневник, 30 ноября 1903.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • То, что сохранилось в памяти человека, мысленное воспроизведение чего-то сохранёного в памяти.

Воспоминание — стихотворение Пушкина 1828 года.

Воспоминание — советский мультфильм 1986 года.

Воспоминание — песня Нюши 2012 года.

ВОСПОМИНА’НИЕ, я, ср. 1. То, что сохранилось в памяти; мысленное воспроизведение этого. В. о детстве. В. детства. Старики живут воспоминаниями. Приятное в. 2. только мн. Род литературного произведения, описывающего события, очевидцами к-рых был автор; мемуары, записки. «Литературные и житейские воспоминания» И. С. Тургенева.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

воспоминание

1. то, что сохранилось в памяти; мысленное воспроизведение чего-либо прошедшего, сохранившегося в памяти

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова геодезия (существительное):

Воспоминание в психологии

У какого человека нет воспоминаний? Абсолютно у каждого человека есть прошлое, которое с ним случилось, запечатлилось в памяти, и теперь он может его воспроизводить. Одни воспоминания человек может восстановить в памяти, а другие уходят глубоко в подсознание, порой влияя на решения и взгляды человека. Нередко этими «подсознательными» воспоминаниями являются детские образы. О понятии воспоминаний и об их значении в психологии расскажет интернет-журнал psytheater.com.

Воспоминаниями принято называть образные представления о том, что с человеком произошло. То, что человек видел в прошлом, он может восстановить в своей памяти. Однако нередко воспоминаниями являются еще и чувственные ощущения: запахи, вкусы, звуки, которые человек ощущал в определенный промежуток времени.

Следует понимать, что воспоминания человека не всегда являются подлинными, истинными. Человеческая память обладает защитными функциями, которая может приукрашивать или видоизменять события или отношение человеку к произошедшему с целью снижения уровня психического напряжения. Другими словами, человек может неправильно вспоминать определенные события, поскольку его психическая защита их немного видоизменила либо исказила, чтобы он не слишком страдал или боялся.

  • Воспоминания могут быть выборочными: человек не все помнит и помнит лишь, то было ему важно и ценно, на что он обратил свое внимание.
  • Воспоминания нередко формируются на основе того, как человек интерпретирует произошедшие события. Другими словами, человек вспоминает зачастую не картинки окружающего мира, а собственное отношение, внутренние переживания, эмоциональные ощущения и интерпретацию конкретной ситуации, которая с ним произошла. Если, к примеру, попросить двух человек описать одно и то же событие, в котором они принимали участие, то они опишут его разными словами. Может создаться такое ощущение, будто они говорят о разных событиях.

Прошлое есть у каждого человека. Если вы живы, продолжаете жить и уже достигли достаточно зрелого возраста, значит, за вашими плечами остались истории, о которых вы сожалеете, которым радуетесь и некоторые из них даже хотели бы вернуть. У всех есть свое прошлое. Способность иногда возвращаться мыслями в прошлое – естественное явление. Если вы не страдаете амнезией, тогда вы помните то, что с вами происходило.

Но вот вопрос: а что дают вам воспоминания о прошлом? Возвращаясь в те события, которые с вами уже произошли, насколько полезным является такое ваше времяпрепровождение?

Все люди вспоминают о прошлом. Но есть и те, которые большую часть времени посвящают тому, чтобы погрузиться в собственные воспоминания. А когда они живут? Как они строят свое будущее? Логично будет сказать, что, чем больше вы вспоминаете о прошлом, тем меньше времени вы уделяете своей настоящей жизни и созданию будущего. Соответственно, время проходит мимо вас, а ваше будущее становится похожим на настоящее, где вы только вспоминаете и вспоминаете.

В прошлом нет ничего плохого, кроме двух вещей:

  1. Оно уже прошло, то есть вы уделяете время тому, что уже не имеет смысла.
  2. Оно может быть как хорошим, так и плохим.

Мало того, что вы тратите свое время на то, что не вернуть и не имеет смысла, так вы еще можете вспоминать не о хороших событиях, а о плохих. Человек часто портит сам себе настроение только потому, что вспоминает о своем негативном опыте из прошлого. Зачем он это делает? Этот вопрос нужно задать каждому, кто возвращается воспоминания в прошлое.

Вспоминая о том, что уже с вами произошло, о чем конкретно вы вспоминаете? Хороший ли это опыт или плохой? Что полезного вам дает занятие, когда вы вспоминаете о прошлом?

Человек занимается бесполезным занятием, если ничего хорошего для себя не берет из своего прошлого опыта. Можно вспоминать о плохом, но делать выводы и видеть свои ошибки. А можно вспоминать о неприятном, при этом страдать и горевать. В каком случае возвращение к прошлому дает человеку пользу, а в каком – вред?

Если вы вспоминаете о прошлом, то пусть это будет идти вам на пользу. Если вам нечего вспомнить или вы страдаете от своих воспоминаний, то не следует заниматься тем, что только время ваше отнимает.

Что такое воспоминание?

Понятие «воспоминание» подразумевает под собой мысленное образное воспроизведение определенной картины, которая ассоциируется с конкретным временным отрезком времени. Воспоминания бывают произвольными и непроизвольными:

  1. Произвольные воспоминания возникают тогда, когда человек по собственной воле мысленно воспроизводит определенные картины из прошлого.
  2. Непроизвольные воспоминания возникают в голове сами по себе, зачастую им предшествуют определенные условия окружающего настоящего, которые ассоциируются или напоминают о конкретном прошлом.

Воспоминаниями называются мыслительные операции, когда из памяти достаются определенные картины, которые с человеком произошли. Зачастую человек вспоминает прошлое так, как он его воспринял – вспоминается ситуация не объективно, а субъективно, нередко в такой цветовой гамме, которую сам человек накладывает на прошлое.

Воспоминания часто не совпадают с реальными событиями, которые происходили в прошлом, что связано с субъективным отношением человека к ситуации, с его оценкой ситуации, защитными психическими механизмами, точностью воспринятых обстоятельств, от которых индивид не укрывался, и готовностью воспринимать реальность любой, а не так, как лично хочется.

Воспоминания нередко влияют на человеческую жизнь в настоящем и даже в будущем. У каждого человека есть свое прошлое. Даже у всего человечества есть прошлое, которое и приводит к тому настоящему, которое имеется сейчас. Несомненно, прошлое влияет на то, какими люди становятся в настоящем и к какому будущему они устремляются. Но довольно часто прошлое не такое счастливое и успешное, чтобы оно подводило человека к чему-то хорошему и прекрасному в дальнейшем. Возникает вопрос: «Неужели смириться и жить, как живется?». Нет. Если вы хотите жить иначе, а не так, как может предречь вам прошлое, вы вольны взять под контроль свою жизнь и изменить ее течение.

Обычно люди живут «на автомате», то есть отключают свое сознание, отчего просто плывут по течению. Конечно же, в этом случае произойдет то, что должно произойти, если рассмотреть логическую цепочку всех причинно-следственных связей событий прошлого, настоящего и будущего. Человек как будто не принимает участия в формировании своей жизни, он лишь подчиняется ей. И тогда выходит то, что люди называют «судьбой», хотя ее можно изменить, если человек того захочет.

Давление прошлого не позволяет человеку жить счастливо в настоящем времени. Многочисленные шаблоны, правила и нормы поведения, стереотипы общества, а также собственные страхи, нереализованные желания, комплексы – все это просто уничтожает возможность счастливого существования. И если человек поддается своей «судьбе», тогда он действительно живет несчастливо, страдальчески, ничего не достигая.

Читайте также:  Хочу замуж выйти и создать семью, что делать - советы психолога

Можно ли изменить прошлое? Нет, прошлое никак не изменишь. Но вот настоящее и будущее еще поддается изменению. Поэтому если вы хотите что-то изменить в своей жизни, то нужно менять не прошлое, а свое настоящее, перенаправляя течение жизни к другому будущему. Это словно вырыть новый ров, по которому потечет река уже в другом направлении, а не в том, по которому привыкла течь.

В чем заключаются изменения? Под переменами понимается то, что вы должны изменить самого себя. Вы должны проработать собственные страхи и комплексы, чтобы от них освободиться, понять, какие убеждения полезные, а какие только мешают вам жить, освободиться от стереотипности мышления, а также наметить цели, к которым вы будете идти. Все это происходит нелегко, поэтому готовьтесь к тому, что вам захочется все бросить и вернуться в прежнее «русло». Также вас подстерегают различные трудности и ошибки, которые вы будете совершать. Но вопрос будет заключаться не в том, сможете ли вы не делать ошибок, а в том, готовы ли вы преодолевать трудности и продолжать двигаться к своей цели, несмотря на неудачи.

Вам придется изменить себя, «переломить», стать другим. А это очень трудно. Но лишь ваше желание и упорство жить иначе не позволят прошлому давить на вас, позволят жить так, как вы того хотите. Поймите, что вы можете жить так, как вам хочется. И мир в любой момент предоставляет вам такую возможность. Но воспользуетесь ли вы своим шансом или нет – это уже решать вам.

Воспоминание – это то, что человек извлекает из своей памяти в виде образов, которые относятся к прошлому, произошедшие с ним в реальной жизни. Несмотря на то, что они могут неправильно воспроизводиться человеческим сознанием, они продолжают оставаться воспоминаниями.

Детские воспоминания

Почему человек зачастую не помнит своего раннего детства? Это связано с особенностями памяти. На первом году жизни человек обычно ненадолго запоминает зрительные образы, с которыми постоянно контактирует. Однако пока они не задерживаются в сознании ребенка. Уже на втором году запоминание увеличивает свой промежуток. Ребенок на более длительный срок может все запоминать.

Начиная с 3 лет, ребенок запоминает единичные события на долгие годы, прочая информация запоминается приблизительно на один год. Запоминаются надолго обычно те ситуации, которые были эмоционально окрашены.

Воспоминания закрепляются в памяти с самого детства, только человек не имеет к ним доступа. Воспоминания становятся более длительными и доступными для воспроизведения, когда:

  1. Ребенок начинает задавать вопросы, на которые пытается найти ответы из своего прошлого опыта.
  2. Ребенок начинает создавать определенные цепочки между прошлыми событиями и настоящими ситуациями, явлениями, предметами.

Уже в дошкольном возрасте запоминание событий становится длительным, что связано с обучением, когда ребенок должен заучивать. При этом жизнь ребенка все менее становится новой, малыш уже сталкивается со знакомыми ситуациями. Повторение способствует тому, что малыш запоминает.

Прошлое человека – когда оно важно, а когда неважно? Вспомните все те рассуждения друзей и подруг, когда вы обсуждаете тему, нужно ли расспрашивать человека об его прошлом. Одни говорят, что не нужно, другие аргументируют нужность расспроса человека о прошлом, мол, «ты по крайней мере будешь знать, на что он способен». Так, когда прошлое человека важно знать, а когда не важно?

Прошлое человека становится неважным только тогда, когда то, что с ним происходило в прошлом, не происходит сейчас. Например, уже не имеет значения, какие оценки человек получал в школе, когда ему сейчас 30 лет. Знание об оценках в школе – лишь дополнительная информация, но она не важна, поскольку не играет никакой роли в настоящей жизни человека.

Прошлое человека становится важным только тогда, когда то, что с ним происходило ранее, может происходить и сейчас. К примеру, это касается привычек: человек бросил курить, но как только он попадет в стрессовую ситуацию, он снова закурит. То, что было в прошлом, происходит или может происходить и сейчас. А значит, это важно знать, поскольку данное знание будет не просто информацией, но и предупреждающим звоночком.

Одни говорят, что прошлое – это прошлое, о нем не нужно вспоминать. Другие говорят, что зная о прошлом, можно предсказать и будущее человека. Но верно только одно: прошлое важно лишь тогда, когда оно может проявиться в настоящем. Но если прошлое действительно не может быть повторено в настоящем, тогда оно не имеет никакого значения.

У всех людей есть прошлое, которое они воспроизводят путем представления образных картинок из памяти. Это называется воспоминаниями, которые нередко бывают искаженными из-за неправильного отношения к ним, интерпретации события и даже нежелания о них вспоминать.

Однако нередко человек начинает ностальгировать по прошлому – когда он уже не видит ничего хорошего в своей настоящей жизни и скучает по прошлому бытию, которое с ним происходило.

Ценность детских воспоминаний в жизни человека (ЕГЭ по русскому)

Детство-пора ярких впечатлений, которые человек помнит почти всю свою жизнь. Радостные и грустные моменты закладываются в память ребёнка. Именно эту проблему – ценности детских воспоминаний в жизни человека поднимает советский писатель Даниил Александрович Гранин.

Рассуждая над данной проблемой, публицист обращается к своим собственным воспоминаниям о детстве. Автор подчёркивает, что “это было царство свободы”: “я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда..”. Гранин отмечает, что многие обычные вещи ему казались особенными. Например, “волшебным зрелищем была кузница”. Описывая, как он мог часами смотреть с моста в воду, рассказчик не понимает, что там могло его заинтересовать.

Точка зрения автора выражена ясно: детские воспоминания самые яркие и незабываемые.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Они самые ценные в нашей жизни. С возрастом вспоминается больше всего детство.

Я полностью согласна с мнением публициста и тоже считаю, что детство и эмоции из детства человек будет вспоминать на протяжении всей своей жизни. Когда человек маленький, многие вещи ему кажутся необыкновенными. Именно их мы и запоминаем. Когда люди вырастают, воспоминания о детстве их согревают, напоминают что-то светлое и удивительное.

Во многих литературных произведениях отражается ценность детских воспоминаний. Например, в произведении Л. Н. Толстого “Детство”, главный герой которого, вспоминая своё детство, пишет о том, как шутил со своим учителем, как играл в охотников с друзьями. Николенька писал, что это было беззаботное время, полное любви и силы веры. С печалью он рассказывает о том, как умерла его мать. Смерть – это всегда тяжёлое потрясение для всех людей, а для маленького ребёнка тем более трудно перенести трагичное событие, которое точно оставит след в памяти. Это пример того, что могут быть не только положительные воспоминания, но и грустные.

Вспомним Илью Ильича Обломова – героя романа Гончарова “Обломов”. Илье снится сон о его детстве в Обломовке, где ему жилось уютно, и он чувствовал себя защищённым от внешнего мира. В его семье царила гармония и спокойствие. Герой жил в любви и ласке. Он запомнил детство как самое беззаботное и счастливое время своей жизни. Все эти воспоминания могут только согревать душу человека. Так как Обломов был человеком ленивым, проводящим всё своё время на диване, ему хотелось такой же заботы, как в детстве. Но, к сожалению, когда человек вырастает, он сам за себя в ответе. А Илья Ильич не сумел изменить свой стиль жизни и продолжал проводить её бесцельно.

Читайте также:  Акрофобия (боязнь высоты) - лечение, причины, симптомы

В заключение ещё раз подчеркну, что детство – самая радостная пора жизни человека. Период, кода ему всё кажется необычным, чудесным и волшебным. Именно поэтому, воспоминания об этом времени самые ценные, они могут помочь человеку, развеселить или подбодрить его в трудные моменты жизни.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id14193

Воспоминание

Воспоминание – это восстановление из памяти прошлых образов, которые мысленно ассоциируются с определенными временно-пространственными событиями. Воспоминание бывает произвольным, с помощью приложенных усилий воли, а также непроизвольным, при спонтанном возникновении образов в сознании личности. В момент произвольного воспоминания прошлых событий возникает личностное отношение индивида к прошлому, имеющее некую эмоциональную окраску.

Воспоминание – процесс памяти, при котором извлекаются образы далекого прошлого, это умственное восстановление жизненных событий, с его помощью создается непрерывная связь между ранним детством и старостью личности.

Воспоминание прошедшего опыта редко бывает детализированным. Уровень такого несовпадения между воспоминанием и событиями связан со степенью личностного развития. Качество воспоминания прямо зависит от умственных возможностей индивида, от условий запоминания событий и его личностной значимости для индивидуума.

Что такое воспоминание

Это часть сложного умственного процесса. Значение слова воспоминание берет начало с английского языка от слова reminiscence и буквально переводится, как воспроизведение и понимается, как восстановление образов памяти прошлого опыта.

Роль воспоминания в жизни индивида заключается в том, что этот мыслительный механизм обеспечивает осознанную переработку образов памяти. Благодаря эмоциональному отношению к прошлым событиям во время их мысленного восстановления, формируется духовное и моральное восприятие личностью себя в социуме.

Воспоминание – это в психологии процесс извлечения из памяти содержащейся информации. Механизм достаточно сложный, если учитывать сильную связь между мнемическими действиями и непременным возникновением определенных эмоциональных переживаний.

Воспоминание – это представление, которое отображает приблизительно точно определенное жизненное событие. Данная грань памяти вплотную связана с общим развитием индивида. С ее помощью индивидуум имеет неразрывное представление о себе прошлом и о себе нынешнем. Это историческое единство личности человека, которое выделяет его от представителей животного мира и поэтому многие психические заболевания провоцируют возникновение амнезии – обратного от воспоминания процесса.

Образ, что возник из прошлого опыта можно называть воспоминанием. Его результатом есть представление, то есть тот же образ из прошлого, но уже повторно воспроизведенный в памяти. Это сложная работа процессов памяти. Осуществляется она в условиях присутствия более или менее высокого уровня интеллекта, что не присуще для животного мира и в случаях некоторых психических отклонений. Но именно эта двойная работа по обработке образов дает человеку возможность осознавать факт прошлых событий и отделять мысленно прошедшие события от происходящих. Некоторые из ученых называли такое явление «исторической памятью» человека, поскольку во время мысленного воспроизведения прошлых событий сохраняется хронологическая их последовательность.

Воспоминание, как механизм, возникает, опираясь на социальную вовлечённость личности. Ведь зачастую большинство событий в жизни индивида создаются с участием близкого либо коллективного окружения. И чем больше личность вовлечена в социальную жизнь, тем больше условий для продуктивного восстановления прошлого. Будучи участником коллективной жизни, человек обязан сохранять и уточнять свои воспоминания, ведь они являются опорой для воспоминаний других членов социума.

Воспоминание в психологии

Достаточно сложным феноменом является проблема детских воспоминаний. Заключается это в понимании развития процесса памяти у малышей, а именно в запоминании образов. В начале жизненного пути (первый год) ребенок запоминает исключительно то, с чем чаще всего вступает в зрительный контакт. В основном это близкие родственники. Но поскольку период восстановления в памяти этих образов слишком краток, то их воспроизведение в памяти очень шаткое и, соответственно, механизм воспоминания практически невозможен. В дальнейшем количество запоминаемых образов увеличивается и растет период сохранения этих образов в памяти. Происходит это примерно на втором году жизни малыша.

В три года процесс запоминания имеет довольно сильную эмоциональную окраску и уже закрепляется на достаточно длительный период времени – до года. При этом запоминаются даже единичные ситуации, особенно если они сопровождаются сильными эмоциональными впечатлениями.

Детские воспоминания, полученные в детском возрасте, начинают закрепляться в памяти, когда они составляют подкрепляющие сами себя цепочку образов. Данный факт можно наблюдать у крох уже в период от года до двух. Но пока это еще только непроизвольные воспоминания. Формирование такой стороны работы детской памяти, как произвольность осуществляется с помощью взрослых, которые задают провоцирующие вопросы. Поиск ответов на них стимулируют малышей вспоминать. В памяти крох всплывают ассоциативные ряды, связанные с ответом на вопрос. Сюда относят необходимость вспомнить, как именно нужно выполнить то или иное задание, чтобы получить желаемый результат. Так происходит закрепление воспоминаний. В данном возрасте очень эффективным средством для расширения круга детских воспоминаний является процесс игры. Путем повторения определенных слов и действий ребенок пополняет количество запоминаемых образов. А поскольку это еще и связано с позитивными эмоциями, то вероятность лучшего развития памяти у крохи растет.

Только приближаясь к дошкольному возрасту, малыш начинает использовать произвольность в воспроизведении образов. Это связывают с увеличением требований со стороны взрослых – родители, воспитатель детского сада. За счет незначительного уменьшения новизны эмоциональной реакции на появляющиеся в жизни ситуации кроха переходит к следующему этапу закрепления воспоминаний – заучиванию. С этого момента детские воспоминания начинают приобретать непрерывный последовательный характер. В дальнейшем развитие механизма запоминания усложняется и может зависеть от разного рода раздражителей: воспоминания способны быть связаны с запахами, цветами, людьми, ситуациями, ощущениями, искусством и т. д.

Новое звучание значение слова воспоминание приобретает, когда вспоминаем о воображении памяти. Феномен, открывающий новые грани в процессах памяти. Как уже известно, большинство происходящих в жизни индивида событий сопровождается разнообразными эмоциями. Отдельные из этих переживаний настолько сильны при воздействии на восприятие человека, что могут видоизменять качество запоминаемой информации. Например, относительно известным фактом является история актера одного из театров, у которого по окончании сцены в пьесе, где он по сценарию участвует в драке, после снятия грима обнаружили гематому на лице. А обнаружили ее на том месте, куда ему якобы нанесли удар. Такому явлению больше подвержены высокочувствительные личности.

Воображение памяти состоит в том, что под влиянием аффективных переживаний в случае какого – либо происшествия человек может запомнить его в абсолютно противоположных от реальности деталях. Может возникать в ситуации довольно стрессовой для человека, к которой он не был подготовлен. Впечатление от события настолько сильное, что видоизмененные в памяти факты кажутся для личности абсолютно реальными. Воспоминание в психологии до конца не изучено и выступает спорным вопросом среди ученых.

Роль воспоминаний в жизни индивида становится наиболее весомой в период взросления и самоопределения в социуме. Например, когда личность проходит сквозь общую массу жизненного опыта и пытается соотнести себя к одному или другому коллективному статусу, составляется общая субъективная картина личности. В этом случае память о предыдущих событиях может, как поддержать рост личности, так и приостановить его. Когда, представим, будучи ребенком, индивид был свидетелем или же участником психотравмирующих ситуаций, воспоминания об этом в достаточно осознанном возрасте зачастую блокируются на уровне подсознания. Подобного рода защита срабатывает для предупреждения повторной травматизации личности. Вместе с тем защитная реакция психики не позволяет этой же личности развиваться дальше, поскольку личностный рост предполагает проработку неудачного жизненного опыта. Это часто сплетено с переживаниями, а в случае травматизации существует вероятность, что они могут быть опасными. Поэтому психика их блокирует, с целью сохранения баланса.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Детские воспоминания: чему они могут научить?

Каждый из нас время от времени ощущает потребность вернуться в свое детство. Прикасаясь к нему, мы заново открываем для себя забытые ощущения: легкость и безмятежность в отношении к жизни, искренность и непосредственность в поступках, чистую радость или неподдельную печаль в охватывающих нас чувствах. Взглянув на мир глазами того ребенка, которым были когда-то, мы словно пробуждаемся от долгого сна.

Ассоциации пробуждают воспоминания

Детство возвращается к нам на уровне ощущений: вкуса, осязания, обоняния. Кусочек бисквитного пирожного позволил герою романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» вновь почувствовать безмятежное счастье, забытое давным-давно.

«Вкус пирожного «мадлен» — это классический пример того, как незначительная деталь, мимолетное ощущение запускают цепочку самых ранних детских воспоминаний, — рассказывает психотерапевт Маргарита Жамкочьян. — И у каждого из нас есть свои воспоминания, способные снова превратить нас в детей». Для 29-летней Инны это запах крепкого табака: «Мой дедушка с утра до вечера смолил «Беломор», был им просто пропитан. Я до сих пор, чувствуя этот запах, вспоминаю лето, дом дедушки и бабушки, как мы брызгались из шланга на солнце, как пекли в золе картошку».

Вновь ощутив себя ребенком, мы переживаем счастье, которое, кажется, нам уже не принадлежит

40-летняя Анна улыбается: «Каждый раз когда я откусываю кусочек овечьего сыра, словно оказываюсь на ВДНХ, в павильоне «Овцеводство». Я так любила ходить туда с мамой! Когда она, измученная запахом, пыталась увести меня, я начинала горько плакать».

Читайте также:  Как понять любишь ли ты человека или это привязанность

А 36-летний Дмитрий чувствует себя ребенком, когда слышит некогда популярный мотив Юрия Антонова «Море, море…». «В одно мгновение я возвращаюсь в то лето, когда нас с братом первый раз привезли на пляж: там из динамиков целыми днями звучала эта песня. Море было холодное, родители не разрешали детям купаться подолгу, но наша мама говорила, что мы закаленные и нам можно. Мы с братом проводили в воде по несколько часов и были, наверное, самыми счастливыми детьми на всем курорте».

Вновь ощутив себя ребенком, мы переживаем моменты счастья, которые, кажется, нам уже не принадлежат, но они дарят нам особое чувство, которое хочется сохранить навсегда.

Пирожное «мадлен» в романе Пруста

«Удрученный мрачным сегодняшним днем и ожиданием безотрадного завтрашнего, я машинально поднес ко рту ложечку чаю с кусочком бисквита. Но как только чай с размоченными в нем крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул: во мне произошло что-то необыкновенное… Я наполнился каким-то драгоценным веществом; вернее, это вещество было не во мне — я сам был этим веществом. Я перестал чувствовать себя человеком посредственным, незаметным, смертным».

Марсель — герой романа «В поисках утраченного времени. По направлению к Свану» Марселя Пруста — пытается понять природу этого удивительного чувства и наконец вспоминает: такими кусочками пирожного «мадлен» угощала его по утрам тетя, когда в детстве он проводил лето в ее маленьком городке. Воспоминание, которое тщетно пытался воскресить разум, ожило благодаря крошкам бисквита; то, перед чем сдались мысли, сделали ощущения.

Пруст пишет: «Но когда от далекого прошлого ничего уже не осталось, когда живые существа умерли, а вещи разрушились, только запах и вкус, более хрупкие, но зато более живучие… напоминают о себе, надеются, ждут, и они, эти еле ощутимые крохотки, среди развалин несут на себе, не сгибаясь, огромное здание воспоминанья».

Воспоминания из прошлого — ключ к настоящему

Каждое детское воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось другому человеку, для нас удивительно важно. Почему же так велика притягательная сила именно этих кратких мгновений, неизвестно почему сохранившихся в нашей памяти?

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что детские воспоминания позволяют понять поведение взрослого. Он называл ребенка отцом взрослого человека. Его ученик, крупнейший австрийский психоаналитик Альфред Адлер, использовал анализ ранних воспоминаний для того, чтобы воссоздать индивидуальную историю жизни своих пациентов.

«Не бывает случайных воспоминаний, — писал Адлер в «What Life Should Mean To You», — из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые хотя и смутно, но ощущаются им как связанные с его нынешним положением».

Мы обращаемся к детству, потому что именно в нем скрыты колоссальные ресурсы

«Адлер считал, что, когда меняется стиль нашей жизни, меняются и воспоминания: к нам приходят другие сюжеты из детства, мы иначе интерпретируем случаи, которые помним», — поясняет психотерапевт Елена Сидоренко. Размышляя над ними, мы приобретаем возможность посмотреть на себя со стороны, осознать закономерность, преемственность всего происходящего с нами и благодаря этому повлиять на свое будущее.

«Вспоминая, мы ищем в тех далеких событиях и переживаниях источник своей личностной силы, — говорит психотерапевт Маргарита Жамкочьян. — Мы обращаемся к детству, словно предостерегая и утешая себя, потому что именно в раннем возрасте скрыты колоссальные ресурсы. И поразительно то, что, вспоминая, мы можем вернуть их себе».

Непосредственность или инфантилизм?

Глядя, как взрослый мужчина с азартом играет с мальчишками в футбол, многие думают: «Что за ребячество!» Когда немолодая дама, заслушавшись уличных музыкантов, вдруг скидывает на руки своему почтенному спутнику плащ и пускается в пляс, мы умиляемся: «Какая непосредственность!» Но если такого рода поведение повторяется у наших близких вновь и вновь, мы чувствуем раздражение: «Cплошной инфантилизм!»

«Каждому взрослому хочется иногда побыть ребенком, — поясняет психотерапевт Виктор Макаров. — Мы ведем себя по-детски, дурачимся, но потом поправляем галстук — и в офис! Возвращаясь к привычному образу жизни, мы поступаем как взрослые люди: разрешаем себе быть разными. А инфантильный человек всегда одинаков». «Психологически взрослый человек в состоянии непосредственно выражать свои чувства, но при этом выполнять обещания, отвечать за принятые решения. Инфантильный человек этого не умеет», — соглашается семейный терапевт Инна Хамитова.

У инфантилизма много лиц: безответственность, эгоцентризм, зависимость от других, неготовность отказывать себе в удовольствиях, неспособность самостоятельно принимать решения. Инфантильный человек уверен, что на свете всегда найдется кто-нибудь, кто решит его проблемы: муж или жена, начальство или государство. А по сути он просто отказывается взрослеть, и это совсем не то же самое, что подлинное возвращение к яркости ощущений первых лет жизни.

Самый узнаваемый пример такого поведения — Питер Пэн, мальчик, который решил не становиться взрослым. По сути, это трагический персонаж. Несмотря на все обаяние этого образа, он напоминает нам, что нет другого пути личностного развития, кроме взросления, — от детства к отрочеству, от юности к зрелости. Печально живется тем, кто остался на вечном «причале» одной из ранних стадий своей жизни, отказав себе в праве узнать, что будет дальше.

Почему мы склонны забывать детский опыт?

Многие современные психотерапевтические школы вслед за Фрейдом помогают нам искать причины своих взрослых проблем в раннем детстве. Но сложно пройти этот путь… без труда и сомнений. Даже в работе с психоаналитиком или психотерапевтом некоторым из нас так и не удается извлечь из глубин своей памяти детские воспоминания.

«Смотреть в себя трудно, потому что страшно: ведь детство заставляет нас не только переживать моменты счастья, но и страдать, вновь чувствовать себя маленьким, беззащитным или отвергнутым, — объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. — Поэтому многие предпочитают забыть о своем детстве, но вместе с тяжелыми воспоминаниями они отвергают и детскую легкость, спонтанность, яркое ощущение жизни».

Забытый внутренний ребенок способен помочь нам понять собственных детей

Психоаналитик Татьяна Алавидзе подтверждает: «В юности некоторые торопятся побыстрее стать взрослыми, стыдятся любых проявлений детскости: не решаются дурачиться, играть, проявлять свои чувства. Подавляя в себе ребенка, молодой человек (или девушка) пытается подкрепить ощущение собственной важности — ведь на самом деле он не уверен в том, что он взрослый, боится «скомпрометировать» себя детскими поступками и мечтами. Но и повзрослев, такой человек нередко продолжает вести себя так же».

Последствия такого поведения нередко оказываются драматичными, особенно когда мы сами становимся родителями: именно этот забытый внутренний ребенок способен помочь нам понять собственных детей. Получая внимание и поддержку от взрослого, каким мы стали сегодня, наше детство дарит в ответ свои бесценные свойства: ясность чувств, безмятежность души, способность фантазировать, играть и творить. Возвращаться время от времени к живущему в нас ребенку, общаться с ним учит не только психотерапия — такая возможность есть у каждого из нас. В наших интересах использовать ее, чтобы сделать свою жизнь более насыщенной, гармоничной, творческой и по-настоящему живой.

Счастливый внутренний старичок

О том, как важно прислушиваться к своему внутреннему ребенку, заново открывать его в себе, давать свободу, написано немало статей и книг. А как быть с внутренним старичком, как с ним познакомиться и что такая встреча может дать?

Пять способов саморазрушения, которым нас научили в детстве

Какие проблемы возникают во взрослом возрасте из-за травмирующего воспитания? Рассказывает психолог-консультант Дарий Сиканавичюс.

Оцените статью
Добавить комментарий