Атараксия – что это такое в философии и психологии, как ее достичь

Атараксия – что это такое в философии и психологии, как ее достичь

Атараксия

А. Мессина. Св. Иероним в мастерской.

Атараксия (Василенко, 1996)

АТАРАКСИЯ (греч. невозмутимость, спокойствие духа, бесстрашие) – безрелигиозный идеал мудреца у эпикурейцев, включающий в себя ясность души, удовлетворенность ума, отсутствие страха перед смертью, независимость, размеренность, простоту и спокойствие жизни, умеренный самоконтроль, определенную степень добродетельности, предусмотрительность и безразличие к Высшему. Добродетель, однако, лишь условие атараксии, ее ценность определяется вкладом в общее удовлетворение. Сторонникам атараксии чужды мистика, идеалистические искания, духовное восхождение к Высшему. В Деян.

Атараксия (НФЭ, 2010)

АТАРАКСИЯ (греч. ἀταραξία, ἀ – отрицательная частица+ταραχή, волнение, смятение, тревога) – термин античной этики, означающий «невозмутимость», «безмятежность». Наиболее общий смысл заключается в идеале невосприимчивости души к аффектам, переносе внимания с внешних обстоятельств на внутреннее состояние и в предпочтении разума чувствам, – понимание, разделяемое практически всеми античными школами; наибольшее значение термин приобрел в этике эпикурейцев и скептиков.

Атараксия (Подопригора)

АТАРАКСИЯ [др.-греч. … от а— отрицание и … — волную, возмущаю] — понятие древнегреческой этики, обозначающее безмятежность, невозмутимость, душевный покой. В учении Демокрита атараксия понималась как состояние души, не волнуемой жизненными заботами, свободной от страха смерти, предрассудков и от душевных переживаний, т. е. такое состояние, когда разум господствует над страстями. Счастье человека заключается в нем самом: в душевном спокойствии, в хорошем настроении, во внутренней гармонии.

Атараксия (Конт-Спонвиль)

АТАРАКСИЯ (ATARAXIE). Отсутствие волнения, душевный покой. Древние греки (особенно Эпикур и стоики) именовали атараксией безмятежность. Является ли атараксия чисто отрицательным состоянием, как это почти всегда принято полагать? Не обязательно. Отсутствие волнения в данном случае означает присутствие жизни и всего остального, и это присутствие позитивно настолько, насколько возможно. Наличие отрицательной приставки а- не должно нас обманывать: атараксия выражает не лишение, а полноту. По Эпикуру, это удовольствие душевного покоя, по Эпиктету — счастье в действии.

Атараксия (Фролов)

АТАРАКСИЯ (греч. ataraxia — невозмутимость) — состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению некоторых древнегреческих философов, мудрецом. Путь к атараксии, как считали Демокрит, Эпикур, Лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха, освобождение от тревог. Скептики (Пиррон и др.) учили, что атараксия достигается воздержанностью от суждений. Стоики развивали учение об апатии как равнодушии к происходящему, к радости и горю. Марксистская этика отвергает сугубо созерцательное отношение к жизни, отстаивая активную жизненную позицию личности.

Атараксия (Кузнецов, 2007)

АТАРАКСИЯ (греч. αταραξία — невозмуимость, спокойствие) — в эпикурействе идеальное состояние, к которому должен стремиться человек. Предназначена для избавления от страха перед смертью, богами и страданием. Достигается при помощи ограничения потребностей, умеренности в наслаждениях и удаления от общественных дел. Близко по значению стоической апатии.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 40.

АТАРАКСИЯ

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое “АТАРАКСИЯ” в других словарях:

АТАРАКСИЯ — АТАРАКСИЯ (греч. ἀταραξία [ἀ priv. + ταραχή], волнение, смятение, тревога), термин античной этики: «невозмутимость», «безмятежность». Наиболее общий смысл заключается в идеале невосприимчивости души к аффектам, переносе внимания с внешних… … Античная философия

АТАРАКСИЯ — (греч. ataraxis, от а отриц. част., и tarasein возбуждать, возмущать). Учение о безусловном спокойствии духа, как единственной цели, к которой должен стремиться истинный философ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов … Словарь иностранных слов русского языка

Атараксия — Атараксия ♦ Ataraxie Отсутствие волнения, душевный покой. Древние греки (особенно Эпикур и стоики) именовали атараксией безмятежность. Является ли атараксия чисто отрицательным состоянием, как это почти всегда принято полагать? Не… … Философский словарь Спонвиля

атараксия — невозмутимость Словарь русских синонимов. атараксия сущ., кол во синонимов: 1 • невозмутимость (24) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

атараксия — АТАРАКСИЯ, и, ж. 1. Любое приятное состояние. Чайку похлебал пришел в атараксию! 2. в зн. межд. Выражает любую положительную эмоцию. Общеупотр. «атараксия» в древнегреч. философии невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен… … Словарь русского арго

Атараксия — (гр. аtaraxia – сабырлылық, тыныштық) эпикуреизм философиясында адам ұмтылатын сабырлылық, тыныштық жағдай, сөйтіп өлім, құдайлар және қайғы қасірет алдында қорқыныштан құтылу. Бұған қажеттіліктерді шектеу, ләзаттарға ұстамдылық жасау және… … Философиялық терминдердің сөздігі

атараксия — Этимология. Происходит от греч. ataraxia невозмутимость. Категория. Понятие античной культуры. Специфика. В древнегреческой этике этим понятием обозначалось душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных… … Большая психологическая энциклопедия

АТАРАКСИЯ — (греческое ataraxia невозмутимость), понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности. Смотри Апатия … Современная энциклопедия

АТАРАКСИЯ — (греч. ataraxia невозмутимость) понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности (см. также Апатия); развито Демокритом, Эпикуром, представителями стоицизма, скептицизма … Большой Энциклопедический словарь

Атараксия — (греч. ataraxia) античное понятие, обозначающее состояние невозмутимости. В греческой этике им обозначалось душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа… … Психологический словарь

Читайте также:  Одаренность - понятие, признаки, виды, развитие одаренности

Атараксия

Атараксия – это полное душевное спокойствие и невозмутимость, некоторая хладнокровность, безмятежность, являющаяся не частью личности или особенностью темперамента, а состояние достигаемое мудрецом в течение своей жизни. Понятие атараксия было введено древнегреческими философами, потом с развитием других направлений понятие всё больше углублялось, получало оттенки и свои отдельные специфические толкования при этом, не отходя от главной линии.

Атараксия это понятие не только философии, оно перешло во все науки, касающиеся человеческой психики, как учения о душе. Данный термин не как жизненную концепцию, а как личностное качество рассматривает психология, а как набор симптоматики медицина.

Что это такое

Дословное значение слова атараксия – невозмутимость, что является прямой трактовкой и переводом с греческого. Изначально понятие было существительным, обозначающим процесс, позже благодаря Аристотелю, оно получило значение прилагательного. Обычно атараксию рассматривают как качество личности, причисляемое к добродетелям и характеризующим не столько равнодушную апатичность, сколько мужественную сдержанность человека, способность его сдерживать собственные эмоциональные реакции и объективно, немного отдалённо оценивать происходящее.

Если брать психологическую составляющую атараксии, то она подразумевает отсутствие страха, связанное с тяжёлым пережитым стрессом. Т.е. это не отсутствие чувствительности, внимательности и инстинкта самосохранения, а знания и реакции, построенные на событиях прошлого опыта. Тут могут срабатывать психологические защиты, как способ уберечь психику от ещё больших переживаний после страшных событий, а вот при большой степени осознанности это про сделанные выводы и приобретённые адаптивные стратегии поведения.

Любая трактовка атараксии должна происходить отдельно от схожих понятий равнодушия или апатия, проявляющихся подобным образом для внешнего наблюдателя, не углубившегося толком в различия. В ней нет полного отчуждения ко всему, человеку важно происходящее вокруг, но в силу пережитых событий он получил огромное спокойствие перед меняющимися событиями. Это сравнимо с людьми, прошедшими войну и выжившими там – им не всё равно болеют ли их близкие и разрушаются ли города, но они не впадают в панику, а спокойно принимают хладнокровные решения для другого развития событий.

Атараксия в философии

Признаки атараксии отличаются в зависимости от философской школы, трактующей понятие. Скептицизм берёт за основу намеренное воздержание от суждений, что может проявляться как невозмутимость и чёткое следование своему пути, без вмешательства в жизнь других или же, как предоставление истинной личностной свободы. В данном направлении говорится про состояние ума и его контроль, а не чувственную сферу, т.е. человеку может быть страшно, непонятно или неприятно, но при этом собственное мнение, как и догадки, он будет держать при себе, не навязывая другим. Позиция близкая к некоторым психологическим концепциям, где не даются оценочные суждения, и если человек от чего-то испытывает удовольствие, то нет трактовки этого в ключе хорошего или плохого.

У Эпикура атараксия является сосредоточением на самом главном, своеобразное сознательное убирание тревожных мыслей, различных бесплодных рассуждений. По данной концепции, чем больше личность сможет воздержаться от суждений, тем больше удовольствия будет в её жизни, меньше ложных тревог построенных на переживаниях о дальнейшем будущем, включая религиозные парадигмы и собственной смертности.

Концентрированность смыслообразовании своей жизни и определении её проживания является одной из категорий, определяющих личностную зрелость, так атараксия, призывающая оставить в покое других, стремится именно к этому. Чем меньше замечаний, поучений и оценок человек выдаёт в сторону окружения, тем больше он способен к анализу и высшему духовному существованию. Это не чувства и не самостоятельно развивающееся качество, а только результат рассудочной деятельности, собственного стремления человека.

Философы в подобных тренировках ума видели способ достижения счастья и полного удовлетворения, блаженства, поскольку атараксия свидетельствует об избавлении от лишних тревог. Множество крылатых фраз, помогающих преодолеть тяжёлые состояния только силой переключения мысли родились из этой философской концепции, отсекающей душевные страдания, придуманные, спровоцированные и раздутые самим человеком постоянным прокручиваем мыслей и попыткой разделить мир на дихотомию добра и зла.

Атараксия в психологии

Философы трактуют атараксию, как идеальное состояние. В психологии есть более практичные моменты в понимании атараксии, например, чётко очерчивается необходимость переориентации внимания человека на текущий момент, необходимость ощущения полноты и счастья в текущую секунду. Таким образом переключенное сознание перестаёт тревожиться о негативных событиях будущего, не прокручивает травматические ситуации прошлого, а способно полноценно присутствовать в собственной жизни. Психология также стремится к подобному мировосприятию. Поскольку ничего кроме настоящего момента у нас нет и его можно либо полноценно прожить и прочувствовать, либо пропустить, благодаря собственным мыслям и тревогам о процессах, не соотносящихся с происходящим в данном месте.

Если брать психопатологическое направление, то атараксия трактуется как медицинский термин, характеризующий состояние психики. Это всё также снятие напряжения, тревоги и страха, а также любого психологического дискомфорта, однако достигаемое не развитием личности, а приёмом транквилизаторов и нейролептиков.

С точки зрения симптоматики бывает патологическая атараксия с абсолютным безразличием и отрешённостью, когда под воздействием многих факторов у человека притупляются эмоции. Это может быть кратковременное естественное состояние психики после сильного стресса, когда эмоциональная глухота является способом выживания, но довольно часто сопровождается различными психическими нарушениями.

Психиатрия выделяет причины атараксии в ходе регулярных стрессов, сильных эмоциональных потрясений или же при полном отсутствии эмоциональных событий, приёма транквилизаторов, нейролептиков, патологий цнс, длительной угнетающей профессиональной деятельности. Также сюда может относиться особенность биографии, когда на глубокие детские психологические травмы накладываются негативные события взрослой жизни, ещё больше травмируя и заставляя эмоциональную жизнь оскудевать. Сам человек может повысить вероятность подобной патологии, выбрав деятельность с высоким эмоциональным выгоранием, не проводя профилактики, достаточного отдыха и восполнения ресурсов и не покидая рабочего места.

Если органические поражения мозга прогнозировать или предотвратить тяжело, то организация собственной жизни и выбор её направления зависит только от личности. Она отличается от апатии, поскольку у человека сохраняется способность выполнять деятельность по поддержанию себя, только похоже это на функционирование робота. Не смотря на поэтическое описание такого состояния у философов, практика медицины рассматривает атараксию только как патологический процесс, являющийся предвестником или симптом более серьёзных психических нарушений.

Читайте также:  Мнительность - причины, как избавиться от чрезмерной мнительности

В нормоцентрированном подходе психологии атараксия идёт как защита от стрессов, позволяющая пережить тяжелые времена, психические травмы и катастрофы с достаточным мужеством и хладнокровием. После этого закапсулированные эмоции никуда не деваются и постепенно, когда защитные механизмы ослабевают, требуют выхода и проработки со специалистом, если психика готова и не фрустрируется ещё больше.

Если личность продолжает дальше проживать эмоциональные потрясения без чувства страха, постепенно атрофируется вся чувственная сфера. Позитивные стороны в отсутствии паники, тревоги и скачков давления при угрозе, а вот негативные в том, что человек не может искренне радоваться, удивляться. Эти люди как бы немного заморожены, потому что невозможно отключить только плохие эмоции, можно только выключить все. В итоге получается, что философская категория, призывающая проживать каждый момент полноценно, в условиях работы реальных психических защит может привести как раз к отсутствию человека в собственной жизни.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Атараксия — что это в философии: значение термина в разных филосовских учениях

Атараксия в философии – это категория, которая обозначает характерные особенности сознания личности. А именно: способность сохранять высокое самообладание, сдержанность, невозмутимость и мужество. Появление термина относят к авторству Демокрита. Однако производные и синонимы в семантике появляются в разных учениях древнегреческих философов.

Что такое термин Атараксия

Определение атараксии в энциклопедиях и словарях различаются в зависимости от того, чье учение выбрано определяющим. Буквально, древнегреческое слово ἀταραξία переводится как невозмутимость, спокойствие и хладнокровие.

Фото: putereaiubirii.ro

Поэтому в первую очередь можно обратиться к такой формулировке из философской энциклопедии: «Душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность. Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии (блаженства) Эпикуром, Пирроном и в особенности Демокритом, который обозначал это состояние также другими словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению, гармония».

Несмотря на серьезные расхождения в философских течениях, и скептики, и эпикурейцы, и стоики термином «атараксия» определяли достижение высшего доминирования человеческого разума над внешними факторами. Превосходство духа, основанное на трезвом рациональном суждении. То есть интеллектуальное просветление.

Понимание термина, как путь познания мира

Интерес к пониманию понятия определяется предпочтениями человека в выборе направления развития. Каждый имеет право выбора своих собственных устремлений и образа жизни.

Но, даже, при наличии желания достичь атараксии, нужно по-настоящему осознавать какое состояние предопределено учениями философов.

Древнегреческие философы ассоциируют его с мудростью, буддисты – духовным просветлением. При этом, Экхарт Толле в своем бестселлере писал: «Нельзя достичь просветления, стремясь стать просветленным». А можно ли достичь душевного спокойствия, невозмутимости, атараксии, если постоянно быть этим занятым мысленно или физически?

Очевидно, что в выражении Толле нет никакого противоречия, а есть лишь разъяснение, что глубокая осознанность никак не связана с беспокойной потребностью добиться данного состояния.

Именно понимание значения и учений позволяют приблизиться к тому, что философы называют атараксией или просветлением.

Значение определения в разных философских учениях

В античной философии сформировались категории и понятия, которые создали фундамент для развития и совершенствования самой философии, этики и эстетики. Древние мыслители, среди которых Аристотель, Эпикур, Сенека, сформировали классическое понимание философских категорий, которые определяют интеллектуальное и нравственное развитие общества и отдельных личностей.

Атараксия Эпикура

Учение Эпикура основано на превознесении истинной мудрости над всеми благами. Именно мудрость он делал краеугольным камнем достижения атараксии. Правильные знания об устройстве мира, по его мнению, позволяли человеку стать благоразумным. Это подкрепляется и его изучением идеи атомного строения вещества. То есть просматривается рационализм в выборе пути познания окружающего мира.

Многие его современники называли его атеистом, а отношение к верованиям и религии имеет высокое значение для понимания идеалов философа.

Фото: ancientrome.ru

На самом деле, Эпикур не мог относится к атеистам в значении «полного неверия в существование бога или богов». Он всего лишь имел свою точку зрения, которая формировала понятие веры. В его письмах к Менекею он определил ключевые принципы собственной теологии. Она базировалась на утверждении неоспоримого существования бога, о котором у обывателей ложное представление, но истинные боги блаженны и бессмертны. Среди его переосмыслений можно найти и утверждение того, что проявление бога по форме может быть в числах или человеческом облике.

И это особое понимание тесно связано с рассматриваемой атараксией. Бог выступает идеалом для невозмутимого мудреца. А если считать, что высшим идеалом Эпикура была мудрость, то и бог становится тождественен ей.

Значение учения скептиков в эпохе и атараксия Пиррона

Основоположник скептицизма создал весьма противоречивое учение. И, хотя, философии как науке присуща неотъемлемость относительности, учение Пиррона изобилует противоречащими утверждениями. Это выражалось в его высказываниях и трудах учеников.

Основой философии стало убеждение, что ни чувства, ни рациональность не ведут к истине. Они обращались к тому, что человек должен найти ответ на вопросы: какова природа вещей, как к ним относиться и какая от этого выгода. При этом главным тезисом становилось, что человек не способен понять истинную природу вещи, даже если может это как-то охарактеризовать. А это значило, что любые суждения бессмысленны и от них стоит воздерживаться.

Несмотря на то, что Пиррон и последователи не единственные, кто указывал на путь к атараксии через отказ от догм и суждений, они это культивировали, а образом действий опровергали. Так, например, Пиррон занимал должность верховного жреца и высказывал догматы. Также скептики вели привычный достойный образ жизни, подчиняясь общепринятым нормам, которые в свою очередь основываются на суждениях о вещах.

Противоречивое учение очень хорошо выражается в одном из их выражений: «Что мед действительно сладок, я не думаю, но что он является таковым, я согласен». И все-таки целью скептиков также было достижение состояния невозмутимости, безразличия и апатии через отказ от суждений. Это в свою очередь является противоположным к эпикурейскому стремлению обретения душевного спокойствия через знание и мудрость.

Читайте также:  Как познакомиться с парнем - способы, советы психолога

Описание развития состояния апатии

Философия понятие «апатия» рассматривает как один из видов атараксии. Точнее, разные философские школы и течения понятие душевного равновесия и идеала гармонии характеризуют относительно своих убеждений. Больше всего состояние апатии связывают со стоиками. Их концепция счастья основывается на другом – правильных желаниях и поступках, делении вещей на благо и зло. Однако именно стоики считали апатию добродетелью, а поздние стоики в лице Сенеки определяли «бесчувствие» как умение владеть собой.

Развитие апатии происходит за счет следования выбранному идеалу воспитания в себе внутренней силы. Человек избавляется от лишнего страха, тревог и зависимости от мнений. Но достижение высокого уровня самообладания не свидетельствует об отказе от общепринятых моральных норм или отрицания подчинению законам страны и общества. Напротив, состояние атараксии развивается как переход к высшей степени благоразумия, осознанности и спокойствия, основанного на интеллектуальной силе.

Понятие Атараксия в других категориях

Состояние внутреннего равновесия исследуется не только философами. Также и цель достижения эмоциональной стабильности, высокого самообладания интересует и отдельных людей, и такие науки как медицина и психология.

В психологии

При этом именно понятие «апатия» широко известно благодаря тому определению, которое ему дает психология. С точки зрения этой науки, апатия – это состояние пассивности, отрешенности, отстраненности от реальности. Это часто проявляется в уходе от реальности посредством проведения многих часов в виртуальной реальности, прослушивании угнетающей или агрессивной музыки, увлечении фантастикой и выдуманными мирами, отделении себя от общества путем нарушения законов и негласных правил общества (иногда в виде выбора анархических объединений, субкультур), зацикленности на одной идее. В таком случае говорят о некотором неблагоприятном для человека состоянии, которое нарушает его жизнедеятельность и может быть опасно не только для него самого, но и для других людей.

В медицине

Не каждый интересуется философской практикой. Но определенная стрессоустойчивость формируется у каждого человека, и он справляется с жизненными трудностями, контролирует свои эмоции и способен пребывать в расслабленном состоянии. Но в случае возникновения тяжелых стрессов, перенапряжения нервной системы угрожает здоровью человека. Нервное напряжение и переизбыток стресс-факторов способно вызвать многочисленные заболевания внутренних органов или обострить хронические.

Достижение атараксии с точки зрения медицины не слишком отличается от философского определения, но достигается консервативным способом. Для снижения тревоги, беспокойства и напряжения используются специальные препараты.

Как достичь полного душевного спокойствия

Человек свободен выбирать каким образом ему достигать внутренней гармонии и, что для него значит это понятие. Никто не может заставить другого стремиться к достижению атараксии, даже, если глубоко убежден, что это очень важно.

Душевное спокойствие достигается посредством осознанного желания. Оно всегда основано на развитии интеллекта. Иногда говорят об эмоциональном интеллекте. Но это не обособленное состояние, а часть общего развития личности. Рациональное мышление и высокий интеллект позволяет человеку сохранять спокойствие благодаря подсознательному и интуитивному анализу многочисленных факторов.

Фото: nesterovgroup.ru

Несмотря на кардинальные различия в основах философских школ, идеал философа – достижение высшей степени мудрости, которая освобождает разум от страданий, тревоги и заблуждений.

Не следует путать отсутствие сочувствия и эмпатии с достижением бесстрастия к излишним удовольствиям. Как и ощущение спокойствия при аморальном образе жизни, проявлению жестокости с глубоким душевным равновесием благодетельного мудреца.

О достижении счастья через просветление говорят философы, буддисты, йоги, разные религии. Глубокое внутреннее спокойствие достигается за счет единства умеренности во всем (желаниях, одежде, еде, удовольствиях), высокой нравственности, добродетели и развития интеллекта со стремлением достичь высшей мудрости.

Атараксия

Атара?ксия (греч. . – «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие») – термин античной этики. Общий смысл этого состояния заключается в невосприимчивости личности к аффектам, переносе внимания с внешних обстоятельств на внутреннее состояние и в предпочтении разума чувствам. В связи с Пирроном (свидетельство Посидония у Диогена Лаэрция) атараксия появляется как метафора для разъяснения состояния духа истинного мудреца: «На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние, он [Пиррон] оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что в такой безмятежности – атараксии – и должен пребывать мудрец».

Считается, что своим появлением существительное «атарак-сия» обязано Демокриту, который писал: «…счастье же он называет и благим состоянием духа, и уравновешенностью, и гармонией, и размеренностью, и безмятежностью-атараксией». Что касается прилагательного «невозмутимый» (греч. . ), его использует Аристотель в этике для определения таких добродетелей, как . (ровность характера, сдержанность): «Сдержанный человек старается оставаться невозмутимым и не подчиняться чувствам, а следовать разуму».

Наибольшее же развитие понятие «атараксия» получило в эпикуреизме и скептицизме. Атараксия у скептиков описывает состояние разума, а не чувств: испытывая подобно другим людям боль и удовольствие, скептик воздерживается от суждений о том, хорошо это или плохо. Атараксия – это безмятежность и спокойствие души (. . . ), она «приходит вместе с эпохе». Эпохе – остановка рассуждения (. . ), когда мы ничего не отрицаем и не утверждаем. Говоря языком сегодняшней когнитивно-поведенческой психотерапии или используя термины буддистов – безоценочное мышление. Эпиктет (римский стоик) в «Беседах» посвятил атараксии отдельное рассуждение и исходил из ее понимания как разумного, спокойного отношения к внешнему имуществу, ситуациям, почету, собственному телу, своей жизни или смерти, показывая, что неразумное поведение приводит к порабощению человека.

У Эпикура атараксия связана с удовольствием (. ), которое появляется в качестве следствия ее регулярной практики. Философ определял удовольствие как отсутствие телесной боли, душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет же от ошибочных мнений трезвое рассуждение. По мнению Эпику-ра, атараксия достигается сосредоточением на важном и упразднением ложного, что приводит к «устойчивым удовольствиям» (. . ), в отличие от радости и веселья, определяемых им как «изменчивые удовольствия».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оцените статью
Добавить комментарий