Догматизм – что это такое в философии, в науке

Догматизм – что это такое в философии, в науке

Догматизм – определение, догматизм в религии и философии

Каждый человек придерживается определённой философии. Его нормы поведения и мышления могут напрямую зависеть от философских взглядов на жизнь, от его отношения ко всему происходящему вокруг.

Философия рассматривает самые разные точки зрения и различные образы мышления. Люди по-разному воспринимают происходящее и по-разному к нему относятся. Позиции людей в определённых ситуациях нередко являются отражением их философских взглядов.

Некоторые люди придерживаются в жизненных ситуациях определённого догматизма. Это также некоторая философская позиция к жизни, но в то же время имеет свои определённые минусы. Что такое догматизм, его положение в философическом смысле, суть понятия – об этом будет рассказано в этой статье.

Что такое догматизм?

Для начала стоит рассмотреть определения догматизма. Слово “догма” является по своему происхождению древнегреческим и обозначает “мнение, решение, учение”. Отсюда можно выделить следующее определение догматического учения: следование истинам, прописанным определённым учением или мнением.

Это упрощённое определение этого понятия. Если дать более развёрнутое определение, то оно будет выглядеть следующим образом: догматизм – способ мышления, который оперирует определёнными догмами (положения, считающиеся вечными и неизменными, которые не могут быть подвергнуты какой-либо критике), а также опирается на них.

Догматизм имеет свои характерные черты, которые можно обозначить так:

  • некритичность по отношению к догмам, то есть отрицание любой критики, звучащей в адрес догм;
  • консерватизм мышления – отсутствие способности воспринимать информацию, которая в какой-то мере противоречит существующим догмам;
  • слепая вера в авторитеты – индивид неукоснительно доверяет и придерживается только истинам, которые предоставляются основателями и проповедниками догм.

Термин может быть использован в разных сферах – религии, политике и философии.

Религия и политика

В религии догматизм встречается довольно часто. Вера обычно предполагает, что её последователи обязательно должны слепо верить в религиозные догмы, не пытаясь их оспорить. В принципе, догматическое учение является чуть ли не основой для возникновения фанатических убеждений и радикальных взглядов. Чаще всего догматическая точка зрения является одним из признаков сект, где их последователи не должны никаким образом даже задумываться о неправильности сектантских религиозных догм и являются рьяными догматиками.

Если рассматривать использование термина “догматизм” в политической сфере, то можно выделить его применение теоретиками коммунистической идеологии. Данный термин является своего рода особым политическим клише. Коммунисты использовали понятие “догматизм” вместе с другим термином – “ревизионизм”. Первое означало недопустимую неизменность марксистского учения, а второе – недопустимую степень изменения марксизма.

Догматизм в философии

В философии термином “догматизм” обозначают разновидность философских учений, или же характеристику философских учений. Философское учение признаётся догматичным в том случае, если оно принимает определённые основоположения в качестве абсолютных истин без предварительной проверки, а также возможности их изменения. Догматическое учение является несовместимым с другими учениями: критицизмом и скептицизмом.

Скептицизм

Происхождения термина “догматизм” и его существование его в философии связано с философией античности. Древнегреческие скептики Зенон и Пиррон в своё время утверждали, что достижение истинного знания просто невозможно. Именно поэтому они называли “догматиками” всех тех философов, которые выдвигали, а затем и защищали, различные утверждения и истины, называемые догмами, о различных вещах. Скептики предписывали утверждать о познаваемом, используя выражение “мне так кажется”, а также сомневаться во всём, что есть.

Скептики эпохи Возрождения и Нового времени, точнее, ранних его периодов, использовали скептические аргументы для критики различных учений, обвиняя их последователей и идеологов в догматической точке зрения. Прежде всего критике подвергались перипатетики, то есть схоласты, которые были последователями идей Аристотеля.

Критическая философия

В Новое время термин “догматизм” был использован Эммануилом Кантом, который назвал догматической все философские учения от Декарта до Кристиана Вольфа. Эти философские учения относились к так называемой рациональной философии. Критика Канта была причиной того, что учения рациональной философии создавались без исследования возможностей, а также предпосылок знания, что должно было осуществлять предварительно. В его работе “Критика чистого разума” использованная им критическая философия стала фундаментом для философского критицизма.

Кант вначале утверждает о том, что познавательные способности человека должны предварительно быть исследованы, а затем подвергнуты критике. Из этого следует, что индивид не может познать вещи сами по себе, но при этом способен познавать определённые явления, которые по закономерностям своей организации принадлежат познающему индивиду. Именно по этой причине, метафизика становилась невозможна как догматическое положительное знание о вещах.

Марксизм и гегельянство

Известный философ Гегель также критиковал догматиков и метафизику, приравнивая термины “метафизика” и “догматизм” к синонимам. Гегель считал, что догматизмом называют одностороннее рассудочное мышление, которое само по себе принимает лишь одну часть диалектического противоречия. Данное положение, по мнению Гегеля, противостояло диалектике.

  • Как утверждал Гегель, догматизм принимает лишь однорассудочное определение, которое в силу своей односторонности исключает противоположные определения. Диалектическое мышление не содержит в себе односторонних определений и не разделяет их, а является целостностью, что предполагает содержание в нём тех определений, которые в раздельности будут восприниматься догматиками незыблемыми и истинно верными.

Догматизм – что это такое в философии, в науке

Догматизм — Догматизм ♦ Dogmatisme В широком значении – склонность следовать догмам и неспособность подвергать сомнению то, во что веришь. Догматизм выражает желание любить уверенность больше истины, что в результате приводит к тому, что догматик… … Философский словарь Спонвиля

ДОГМАТИЗМ — антиисторич. недиалектич. схема тически окостеневший тип мышления, при котором ана лиз и оценка теоретич. и практич. проблем и положений производится без учёта конкретной реальности, условий места и времени. Термин «Д.» введён др. греч.… … Философская энциклопедия

ДОГМАТИЗМ — (от догмат). 1) такой метод изложения какого либо учения или науки, при котором из известных основных положений, считающихся неоспоримыми, выводятся отдельные истины, также не допускающие сомнений. 2) философское направление, не задающееся… … Словарь иностранных слов русского языка

догматизм — а, м. dogmatisme m. Метод выведения научной системы из нескольких основных положений, признаваемых за неопровержимые; противоп. скептицизм, критицизм. Сл. 18. Надлежало бы удивляться дерзости Догматизьма во дни мрачнейшия Философии, естьлиб не… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

догматизм — талмудизм, начетничество, доктринерство, схоластика Словарь русских синонимов. догматизм доктринёрство (книжн.) см. также схоластика Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

Догматизм — (гр. dogma – пікір, ілім, шешім) – практика (тәжірибе) мен ғылымның жаңа мәліметтерін, орын мен уақыттың нақты жағдайларын есептемейтін, яғни шығармашылық даму мен ақиқаттың нақтылық принципін ескермей өзгеріссіз ұғымдар, формулаларды қолданатын… … Философиялық терминдердің сөздігі

Догматизм — (от dogma, положение) философский термин, обозначающийопределенное отношение к содержанию системы, а не самую систему. ПонятиеД. определяется главным образом двумя противоположными ему понятиями скептицизмом и критицизмом. Вообще говоря, Д.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ДОГМАТИЗМ — ДОГМАТИЗМ, одностороннее, схематическое, окостеневшее мышление, оперирующее догмами … Современная энциклопедия

Читайте также:  Отношения между мужчиной и женщиной - начало, развитие, этапы

ДОГМАТИЗМ — одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами. В основе догматизма слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений … Большой Энциклопедический словарь

ДОГМАТИЗМ — (греч. dogma мнение, учение, постановление) термин, введенный древнегреческими философами скептиками Пирроном и Зеноном, которые называли догматической вообще всякую философию, поскольку она формулирует определенные положения. В дальнейшем… … Новейший философский словарь

ДОГМАТИЗМ — ДОГМАТИЗМ, догматизма, мн. нет, муж. (книжн.). Приверженность к догматическому изложению. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПРИОРИТЕТ СРЕДСТВ И ДОГМАТИЗМ В НАУКЕ

Приоритет средств неизбежно порождает научный догматизм, который тут же

объявляет войну еретикам. Научные проблемы не так-то просто сформулировать,

подвергнуть классификации и упорядочиванию. Разрешенная проблема перестает

быть проблемой, она становится методом или техникой, а та, что еще не

сформулирована ? почти что и не существует. Получается так, что

формулировать и классифицировать мы можем лишь методы и техники, порожденные

разрешенными когда-то проблемами, таким классификациям мы присваиваем гордое

звание “законов научной методологии”. Канонизированные, загнанные в

прокрустово ложе исторических традиций, эти “законы” не только не помогают

исследователю, но и связывают его по рукам и ногам. Они становятся

непреложными истинами для заурядного, нетворческого, конвенционального,

робкого ученого; такому ученому проще подступаться к решению встающих перед

ним проблем именно так, как предписано догмами.

Догматизм особенно опасен в психологии и в социальных науках, где

“научность” обозначает использование методов и техник, заимствованных из

естественных наук. Именно догматизм подталкивает многих психологов и

социологов снова и снова пользоваться апробированными, чаще всего изжившими

себя методиками, вместо того, чтобы направить свои усилия на разработку

новых методов, более отвечающих насущным требованиям нынешнего этапа

развития психологии, далеко ушедшей от проблем естественных наук. Традиции в

науке ? весьма сомнительное благо, догматизм и слепое следование традициям

наносит науке несомненный вред.

Опасность догматизма в науке

Основная опасность догматизма в науке состоит в том, что он

препятствует обновлению методологии научного познания. Законы научной

методологии, однажды сформулированные, становятся беспрекословной догмой для

законопослушного ученого. Применение оригинального метода, попытка

нестандартного решения проблемы вызывает подозрение и, как правило,

встречается в штыки, ? так было с психоанализом, с гештальт-терапией, с

тестом Роршаха. Подозрительность и враждебность, по-видимому, неизбежны до

тех пор, пока не будет создана стройная, целостная система логических и

статистических процедур и техник, столь необходимая сегодня психологии и

Открытие, как правило, бывает результатом совместных усилий,

сотрудничества множества людей. Лишь в коллективе ученый, не одаренный

выдающимся талантом, может способствовать постижению истины. Если же

сотрудничество невозможно, если оно не может устоять под натиском

враждебности и подозрительности, наука останавливается в своем развитии, она

вынуждена ждать появления какого-нибудь гиганта, гения, способного в

одиночку поднять проблему. Однако гению не стоит рассчитывать на помощь

своих догматичных коллег. Гениальность ? удел избранных, она неизбежно

вступает в противоречие с ровным, поступательным развитием ортодоксальной

науки. Потому ученые-догматики, как полноправные хозяева науки, встречают в

штыки любую мало-мальски новаторскую, еретическую идею, преследуют и

загоняют в подполье настоящих ученых-творцов. Непризнанному гению остается

лишь ждать той счастливой поры, когда его идеи будут все-таки восприняты

широкой научной общественностью, когда он сможет выйти из подполья, чтобы

установить в науке власть своих догм.

Другая, возможно еще более серьезная опасность догматизма, взращенного

на чрезмерном внимании к средствам, состоит в том, что он все больше и

больше ограничивает юрисдикцию науки. Догматизм не только тормозит развитие

новых научных методов, он становится непреодолимым препятствием для ученого,

стремящегося сформулировать новую проблему. Догматизм апеллирует к тому, что

новую проблему, нестандартно поставленный вопрос нельзя исследовать с

помощью апробированных методов и инструментов, мне часто приходилось слышать

подобные заявления в отношении, например, ценностей, религии. Ученый, не

нашедший в себе научного мужества противостоять этой бессмысленной

логической парадигме, обречен на тщету и неуспех, именно этот надуманный

концепт становится благодатной почвой для обвинений в “логической

несообразности” и “ненаучности проблемы” ? догматизм, по существу,

отказывает человеку в праве задавать любые вопросы и искать ответы на них.

Вся история развития науки показывает нам, что не имеет смысла браться за

решение неразрешимой проблемы, в любом случае лучше говорить о проблемах,

которые пока не нашли своего решения. Такая постановка вопроса, несомненно,

побуждает нас к поиску, творчеству, изобретательности, тогда как подход,

сформулированный в терминах нынешней ортодоксальной науки, вопросы типа:

“Как применить этот метод (в том виде, в каком он известен ныне)?”,

напротив, заставляют нас признать собственную ограниченность, принуждают к

добровольному отказу от познания важнейших человеческих проблем. Подобный

взгляд на вещи может стать причиной самых невероятных и чрезвычайно опасных

последствий. Я вспоминаю, как недавно на одном из научных конгрессов

прозвучало скандальное предложение нескольких ученых-физиков о прекращении

государственной поддержки психологических и социологических исследований.

Они мотивировали свое предложение тем, что, по их мнению, эти науки

недостаточно “научны”. В основе столь “революционной” идеи лежит

гипертрофированное стремление к гладкости, полное непонимание “вопрошающего”

характера науки, ее человеческой природы. Как должен я, психолог, понимать

этот и подобные ему выпады коллег-физиков? Может, они считают, что я в своих

исследованиях должен пользоваться методами их науки? Но физические методы

вряд ли помогут мне найти ответы на мои вопросы. Каким же образом мне

исследовать психологические проблемы? Или их не нужно исследовать вовсе? Или

психологи должны отдать их на откуп теологам? Или же это заявление следует

воспринимать просто как колкость, как насмешку? Может быть, имелось в виду,

что психолог не столь умен, не столь образован, как физик? Но на чем

основывается такое суждение? На личных впечатлениях? В таком случае я хочу

поделиться с вами своим личным впечатлением: мне кажется, что дураки

встречаются в психологии так же часто, как и в физике. А теперь давайте

поспорим: чье впечатление в большей степени соответствует истине?

Боюсь, что единственным разумным объяснением подобного рода заявлений

может быть тот факт, что в современной нам науке средству исследования,

инструменту придается незаслуженно большое значение.

Догматичная наука, отдающая приоритет средствам, понуждает ученого к

“осмотрительности и логичности в суждениях”, вместо того, чтобы побуждать

его на дерзновенность, толкать на новые исследования. Мы уже не удивляемся

тому. что ученый шаг за шагом, сантиметр за сантиметром продвигается вдоль

давно проложенных магистралей вместо того, чтобы решительно направиться в

сторону неизведанных территорий, прокладывая новые дороги к еще не

познанному. Ортодоксальная наука внушает ученому консервативное отношение к

непознанному и отвращает от радикального. Ей не нужен ученый-завоеватель, ей

нужен мирный фермер, обживающий уже завоеванные территории.6

Настоящий ученый обязан, хотя бы время от времени, бросаться в гущу

непознанного, где нет сформулированных понятий и точных методов, а есть

только хаос, туман, мистерия. Ученому “средства” этот путь заказан, но

ученый “цели” должен знать дорогу туда, должен всегда быть готовым к

опасному путешествию, как бы ни противилась тому строгая классная дама

Приоритет средств приводит к тому, что ученые 1) считают себя более

объективными, чем они есть на самом деле, и менее субъективными, чем они

есть на самом деле, 2) считают себя вправе не считаться с проблемой

ценностей. Метод всегда нейтрален, проблема, напротив, предполагает некий

этический компонент, проблема почти обязательно затрагивает сложнейшие

вопросы человеческих ценностей. Ученый, отдающий приоритет методу,

Читайте также:  Гедонизм - что это такое, принципы, виды, плюсы и минусы

инструменту исследования в ущерб его цели, имеет возможность уклониться от

решения щекотливой проблемы ценностей. Очень может быть, что одна из главных

причин инструментальной ориентации сегодняшней науки, ее пресловутой

объективности коренится именно в неосознаваемой тяге к свободе от ценностей.

И все-таки, как я уже говорил в предыдущей главе, науке никогда не

удавалось и никогда не удастся достичь абсолютной объективности, ей никогда

не суждено стать независимой от человеческих ценностей. Более того, я

сомневаюсь, нужно ли ей стремиться к абсолютной объективности (может быть

лучше сказать так ? наука должна быть объективной ровно в той мере, в какой

человек может быть объективным?) Все ошибки современной науки, перечисленные

мною выше, имеют в своем основании нежелание признать несовершенство

человеческой природы. Ученый муж в этом случае уподобляется невротику ? он

устремляется к “чистоте” и “объективности”, он хочет видеть в себе только

мыслителя, хочет забыть о своей человеческой природе, и в результате

лишается психологического здоровья: но мало того, по иронии судьбы он к тому

же становится и плохим мыслителем.

Воображаемая свобода от ценностей приводит ко все более смутному

пониманию ценностных стандартов. Если бы ученые “средства” были предельно

последовательными в своем отрицании цели (на что они не отваживаются, ощущая

явную нелепость возможных последствий), наука оказалась бы не в состоянии

отличить важный эксперимент от неважного, второстепенного. Мы могли бы

рассуждать лишь о большей или меньшей степени технической грамотности

Самое банальное и самое оригинальное исследование с точки зрения

методологии могут выглядеть одинаково “хорошими”, одинаково “добротными”. На

практике мы, разумеется, вряд ли поставим их на одну доску, но лишь потому,

что при оценке научных исследований мы все же используем не только

методологические критерии и инструментальные стан дарты. Мы редко ошибаемся

столь вопиющим образом, и все-таки мы можем ошибаться. Пролистайте первый

попавшийся вам под руку научный журнал, и я думаю, что вы согласитесь со

мной ? нестоящее дело не заслуживает хорошего исполнения. Если бы наука

представляла собой просто свод правил и процедур, то чем бы она отличалась

от шахмат, или от алхимии, от зубоврачебного дела, от науки о дамских

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9150 – | 7768 – или читать все.

Догматизм

Догматизм – это концепция мышления человека, которое настраивает его принимать понятия, факты, формулировки с позиции догмы, оперируя очевидностью того, о чем рассуждают, устарелыми данными, не учитывая нового и изменяющегося. Догматическая концепция не имеет стремления воспринимать и познавать новое, научно предопределенное, избегает творческого развития, противоположно критическому восприятию, в основном отстранено от реальности.

Понятие догматизм берет начало в Древней Греции, благодаря философам Зенону и Пиррону, которые рассматривали догматической всякую философию.

Что такое догматизм

Понятие догма говорит необходимости восприятия чего-либо изначально истинным, без критики, научно не изучая и не обосновывая, в основном полагаясь на веру в религии или авторитет. Изначально это понятие выглядело в контексте религиозного понимания: в христианстве истинно было принятие единственности Бога, его непогрешимости и всесильности; в иудаизме – неоспорима идея о реинкарнации и карме.

Догматизм возникал одновременно с развитием религиозных концепций, которые призывали верующих безоговорочно принимать за истину все вероучения, категорически запрещалось вольная трактовка предложенных религиозных догм и считалась в глазах церкви ересью.

Догматизм в науке рассматривается не столько, как некая концепция взглядов, ее характеристики и особенности, а как необходимость сохранить в устойчивом, неизменённом виде эти взгляды и выводы, не поддавая их критике. С гносеологической точки зрения понятие догматизм возникло из неосознанного игнорирования изменений и динамичности развития, преувеличенного восприятия истинности утверждаемого, избегания проверки и логического объяснения.

Психологические корни догматической концепции лежат в том, что мозг инертный, ему легче принять истину, чем объяснять ее. Существует склонность к стереотипному восприятию, предрасположение скорее к консервативному прошлому, чем к творческому и неизвестному настоящему и будущему.

С социальной стороны догматизм проявляется в желании сберечь текущее положение дел, оставить в неприкосновенности индивидуальный или групповой статус. Догматизму противопоставлено мышление, основанное на факте конкретности истины, ее определенности в рамках функционирования, условий формирования, целей, времени и места применимости.

Догматическое мышление из своей принципиальной позиции извращает суть первоначальных моральных позиций, так как автоматически перелаживает функции присущего данной ситуации морального принципа на другие ситуации, в результате чего теряется ее значение, возможно, превращается в ее противоположность. Например, добро воспринимается злом, если оно есть причиной безнаказанности преступлений.

По сути, догматическое мышление присуще для консервативного морального сознания категории человечества, которое привержено к идее абсолютизму: существования постоянно действующих моральных и универсальных принципов, которые против социального прогресса. Примером тому есть религиозный догматизм, суть которого в твердом утверждении благодатности моральных принципов веры, откровения с одновременным игнорированием довода разума, критического мышления, развития науки. Часто догматизм проявляется через фанатизм или формализм. При догматическом, абстрактном мышлении в изучении теоретических, исторических, политических проблем не берутся во внимание факторы времени и места.

Причиной кризисных моментов в экономике, духовной сфере и социальной может являться догматизм. То, что не соответствует нормам, слаженным канонам и догмам нашего понимания и восприятия считается подозрительным и подлежит сомнению. Истоками такого мышления есть непрофессионализм и приспособленчество.

Догматизм в философии

Догматизм в науке, философии оценивается характеристиками философских теорий или их разновидностью. Догматичным считается учение, какое выбирает какое-нибудь объяснение в качестве истины без предварительного анализа, не допуская изменений.

Понятие догматизм после Зенона и Перрона изучало много мыслителей. Философ И.Кант определял его не как всю философию в целом, а как некоторое познание не ориентированное на исследование его условий и возможностей. Гегель, один из творцов диалектической философии, понимал догматизм как абстрактное мышление.

Философский догматизм проистекает из ограниченного восприятия и доверчивости к тому, что без особой подготовки с элементарными знаниями, он может постичь истину и решить сложнейшие задачи, что становятся перед ним. Такой подход, определенный наивной верой, был предречен на множество ошибок и иллюзий, привел человека к глубокому разочарованию к своей способности познания. В следствие такого разочарования, возник диаметрально противоположный стиль мышления – скептицизм (отрицание всякой вероятности познать истину). Его еще называют в нынешней культуре релятивизмом. Скептики Перрон и Зенон называли догматиками всех философов, которые пробовали утверждать свои умозаключения как достоверные, они противопоставляли этому сомнение и нереальность в принципе узнать истину.

Решением этих двоих диаметральных позиций стало изучение границ возможностей познаний человека. Такой взгляд был назван Кантом как критицизм. Он уверял, что с периода Аристотеля догматическим мышлением метафизической науки не было обосновано ни одной идеи из логики и психологии, также уверял, что скептицизм также однобок, как догматизм. Кант критиковал философское учение от Декарта до Вольфа, называя его догматическим. Критикуя догматическое мышление, Кант заявлял, что индивид не может постичь вещи и явления просто так, потому что они существуют. Ни догматизм, ни скептицизм ничему не учат, сверх того, понятие догматизм становится по сути скептицизмом в силу своей однобокости.

Догматизм не может познать настоящих причин возникновения реальных проблем, не изучая их с позиции сегодняшнего и прошлого, в совокупности с разными проблемами, а просто налагая на существующий факт готовые идеи, постулаты, догмы, логические умозаключения. Это нередко провоцирует возникновение ложных проблем, что отдаляет или делает сложным решение настоящих проблемных ситуаций.

Читайте также:  Гениальность и талант - что это такое, определение, признаки

Между догматизмом и скептицизмом стал Г.Гегель со своим диалектическим методом. Диалектизм отличается от догматизма тем, что не хранит в себе односторонних умозаключений. Догматики всегда из одних умозаключений выводят другие, игнорируя факты из настоящей жизни. Последовательно «антидогматичной» стала марксистская философия, которая объясняя действительность, служит ее изменению. Такое понимание философской действительности исключает догматизм.

Догматизм в науке препятствует ее дальнейшему прогрессу, так как руководствуется устаревшими или однобокими теориями, откровенно неправильными понятиями. Так, догматическое мышление общества обернулось трагически для Дж.Бруно, Галилео, долго шла борьба против эволюционной теории Дарвина. Догматизм в науке, политике, социуме является тем обстоятельством, что тормозит развитие.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Что такое Догматизм? Значение слова dogmatizm, философский словарь

Значение слова «Догматизм» в Философском словаре. Что такое догматизм? Узнайте, что означает слово dogmatizm – толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Догматизм

1. Догматизм – Но чтобы философия могла служить какой-то положительной цели, она не должна учить одному скептицизму , ибо если догматики приносят вред, то скептики бесполезны. Догматизм и скептицизм – философии в каком-то смысле абсолютные: одна уверена в знании, другая – в незнании. Уверенность – это именно то, что должна рассеивать философия, будь то уверенность в знании или в незнании.

2. Догматизм – запрет рассуждения на некоторые темы. В философии и науке [2] догматизм – способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки , конкретных условий места и времени, т.е. игнорирующий принцип конкретности истины. Возникновение догматизма исторически связывают с развитием религиозных представлений, требований веры в догматы религии (и, вероятно, с отсутствием письменности), утверждаемые в качестве непреложных истин, не подлежащих критике и обязательных для всех верующих. Парадоксом догматизма является его органичность и естественность для человеческого интеллекта вообще, так как последний является в первую очередь памятью (хранилищем знаний, догм), а уж затем разумом.

3. Догматизм – (греч.- мнение , учение , решение ) – стиль мышления, для которого характерна склонность к утверждению без обсуждения, к использованию в анализе действительности раз и навсегда установленных понятий, схем и формул, без учета конкретных обстоятельств и изменяющихся условий. Догматизму свойственна боязнь самостоятельности, постоянное стремление подкрепить свои рассуждения ссылками на авторитет и традицию. Возникновение догматизма исторически связано со становлением и развитием религиозных доктрин, которые требовали от верующих безоговорочного признания основных положений вероучения (догматов) и категорически запрещали их отрицание или вольную трактовку, что рассматривалось церковью как ересь . В философии под догматизмом обычно понимается не столько характеристика той или иной системы взглядов, сколько отношение к ней, состоящее в неприятии какой бы то ни было критики, в стремлении любой ценой сохранить в неизменном виде основные положения и выводы этой системы. Философский догматизм возникает из наивной веры обыденного здравого смысла в то, что человеческое познание , используя самые простые, не требующие специальной подготовки средства (простое чувственное восприятие и элементарную логику бытового языка ), способно обеспечить постижение истины и дать окончательное решение важнейших и глубочайших проблем, стоящих перед человеком. Многочисленные ошибки и заблуждения, обусловленные столь наивной верой, породили глубочайшее разочарование в способности человека к познанию истины. Это разочарование легло в основу формирования противоположного догматизму стиля мышления – скептицизма , вообще отрицающего возможность познания истины. Преодоление крайностей догматизма и скептицизма, утверждающих либо чрезвычайную простоту и доступность постижения «окончательных истин», либо абсолютную невозможность познания истины, достигается благодаря исследованию познавательных способностей человека. На необходимость такого исследования, призванного ответить на вопросы о том, может ли человек вообще познать истину и каковы пределы человеческого познания, впервые указал И. Кант, метод которого в отличие от догматизма и скептицизма получил название « критицизм ». В процессе анализа различных проблем реальной жизни догматизм не способствует постижению истинных причин их возникновения путем их всестороннего изучения во всех многообразных связях с другими проблемами (прошлыми и настоящими), а сводится к наложению на живую действительность готовых категорий, формул и логических схем. Тем самым он нередко порождает псевдопроблемы и уводит от проблем подлинных, требующих решения.

4. Догматизм – тип мышления, при котором положение принимается без учета конкретной реальности, условий места и времени.

5. Догматизм – (греч. dogma – мнение , учение , постановление) – термин , введенный древнегреческими философами-скептиками Пирроном и Зеноном, которые называли догматической вообще всякую философию, поскольку она формулирует определенные положения. В дальнейшем содержание данного понятия эволюционировало. Так, Кант считал Д. всякое познание , не основанное на предварительном исследовании его возможностей и предпосылок. Гегель рассматривал Д. как метафизическое рассудочное мышление . Д. – это разновидность некритического способа мышления, оперирующего догмами, т.е. неизменными положениями, принимаемыми на веру без доказательств, без учета конкретных обстоятельств места и времени, на основе слепого подчинения авторитету . Д. как антиисторичский, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практически-политических проблем явился одной из причин появления кризисных явлений в экономике, социальной и духовной сферах , ибо авторитарные оценки и суждения стали непререкаемыми истинами, подлежащими лишь комментированию. Все, что не укладывалось в прокрустово ложе догматического мышления и практики “всеобщего восхищения”, считалось сомнительным и подозрительным. Почвой для произрастания Д. являются невежество и корыстное приспособленчество властвующих партийных и государственных структур. Р.Н. Дождикова

6. Догматизм – (моральный) (греч. dogma – учение , мнение ) – принцип , характеризующий отношение человека к нравственному учению, сторонником к-рого он является; означает слепую приверженность положениям или требованиям к.-л. морали, без разумного их обоснования и понимания их общественного значения, безусловное соблюдение этих требований, без анализа конкретной ситуации, в к-рой они осуществляются, и социальных последствий, к-рые отсюда вытекают. Частными проявлениями Д. являются, напр., моральный формализм и фанатизм . Как социальное явление Д. обусловлен официозностью и фетишизацией ( Фетишизм ) нравственности, что особенно характерно для господствующей морали эксплуататорского об-ва, социальный смысл к-рой всячески затушевывается. Д. особенно типичен для консервативного морального сознания отживающих классов, выступающих против социального прогресса и революционного преобразования об-ва. Теоретически Д. опирается на представление о существовании вечных и универсальных моральных принципов ( Абсолютизм ), не связанных с историей об-ва, пригодных к любым социальным ситуациям . Наиболее характерен он для религиозной морали, где обусловлен самим способом обоснования нравственных принципов (утверждениями о богоданности моральных принципов; о предпочтительности веры перед наукой, откровения – перед разумом). Д. часто выражается в попытках создать всеобъемлющий моральный кодекс, к-рый предусматривал бы все многообразные случаи моральной деятельности. Обычно претендуя на принципиальность , Д. в действительности извращает смысл коренных принципов морали, поскольку механически переносит требования, соответствующие определенной ситуации, на др. условия , в к-рых эти требования теряют силу или даже превращаются в свою противоположность . Напр., доброта становится злом, если благодаря ей остаются безнаказанными преступления; предельное ограничение потребностей, крайнее напряжение сил, правомерные в период преодоления об-вом временных трудностей, не могут быть общей нормой поведения в период строительства коммунизма . Коммунистическая нравственность осуждает Д. как несовместимый с творческим характером марксистского учения. В. И. Ленин неоднократно выступал с критикой различных проявлений Д. Он подчеркивал, что Д. невозможен там, где верховным критерием доктрины становится ее соответствие действительным процессам общественного развития

Оцените статью
Добавить комментарий