Фасцинация это в психологии, примеры, метод фасцинации

Фасцинация это в психологии, примеры, метод фасцинации

Фасцинация. Нужно знать.

Вечером 30 октября 1938 года, накануне «Дня всех святых», когда большинство американцев отмечают «Хэллоуин», произошло событие, которое надолго осталось в памяти жителей восточного побережья США и Канады. В этот вечер в эфире прозвучала радиопостановка по мотивам романа Герберта Уэллса «Война миров». Чем же она оказалась примечательна? Тем, что за счёт таланта её режиссёра Орсона Уэллса и актёров, читающих текст, постановка вызвала панику у 1,2 миллиона человек.

Почему это стало возможно? Сталкивалось ли человечество с подобными явлениями раньше? В середине 20 века учёный Ю.В. Кнорозов выдвинул гипотезу о существовании в коммуникации процессов, не сводимых к информации, сопрягающихся с информацией для оптимизации передачи сообщений, но способных существовать и существующих без информации, явление получило название – фасцинация. Фасцинация – [англ. fascination, лат. fascinatio – очарование] – очарование, ослепление, обаяние, прелесть, зачаровывание, сглаз.

Общение первобытных людей и древних цивилизаций пронизывают многочисленные сигналы-фасцины во всех сферах отношений: от бытовых и межполовых до государственно-политических. В речевом обиходе древних римлян имели широкое хождение слова fascino (зачаровывать, околдовывать; портить глазом, наговором, сглазить) и fascinum (колдовство, чары; дурной глаз). Известный амулет в форме фаллоса также восходит к древним римлянам и их божеству плодородия Приапу, другое имя которого – Фасцинус.

Самый близкий всем и самый доказательный пример существования фасцинации – живая человеческая речь. Одно дело, монотонное бормотание и совсем другое, выразительная, эмоцианальная речь, с помощью которой можно подтолкнуть слушателей к различным действиям, зачастую совершенно не согласующимися с желаниями самих слушателей. Примером тому служат призывы всяческих вождей и политических болтунов. Человек критически настроенный не может понять, как можно следовать таким призывам, но многие попадают под воздействие.

Известно, что талант оратора ценился в Древней Греции и Древнем Риме наряду с талантом полководца. Оратор мог силой своего слова вершить судьбы империи.

Но ограничивается ли фасцинация только вербальным (словесным) воздействием? Нет, это не так. Примеры визуальной фасцинации каждый может легко привести сам. Вас завораживало какое-нибудь зрелище? Значит, вы подвергались фасцинативному воздействию. Да-да, красивый закат и северное сияние, морская даль и звёздное небо, всё это примеры природной фасцинации. Конечно, люди издревле замечали эффект от воздействия такого рода и стали использовать его в своих, иногда совсем не благородных целях. Помните пышные одеяния вельмож, королей и понтификов? Это для завораживания толпы.

Фасцинация оказывает влияние на все органы чувств, все каналы получения информации человеком.

Эволюционная причина мощного действия фасцинации – структуры мозга, связанные с фасцинацией как оптимальным способом стимулирования нужного в острых ситуациях поведения. Причем эти структуры имеют возможность действовать помимо сознания, а если потребуется – отключить его. Так лишаются разума от любви, при виде сладостей, бутылки, игрового автомата. Под воздействием фасцинации сознание сужается, а восприятие обретает узкую направленность. Влюбленный думает только о предмете своего обожания, игрок о возможности выиграть, сладкоежка о пирожном. Механизмы этого явления мало изучены, предполагается, что в момент фасцинативного воздействия в мозге образуется своеобразный фильтр пропускающий на уровень осознанности определенную информацию и задерживающий другую. Современная наука не может объяснить феномен фасцинации, впрочем, как и многое другое. А с позиции мировоззрения триединства всё понятно. Информация, наделённая другой мерой, а, следовательно, и материей (энергией), по-другому влияет на человека.

Формулировки фасцинации встречающиеся в литературе, на мой взгляд, не отражают суть этого явления. Попробую дать своё определение. Фасцинация – это информация, за счёт определённой размеренности и энергетики, способная отключать антисуггестивные барьеры сознания и проникать прямо в подсознание. Под антисуггестивными барьерами учёные понимают критическое мышление, степень доверия, этику и мораль. Всё это, безусловно, присуще психике человека, однако у неё ещё есть и нравственность, причём нравственность как показная, так и реальная. И преодолеть реальную нравственность не под силу никакому воздействию. А вот критическое мышление, степень доверия и мораль, фасцинация действительно способна отключать.

Рассмотрим основные приёмы, при помощи которых отключаются барьеры сознания. Первый и наиболее распространённый – это ритм. На ум сразу приходит музыкальный ритм, и не зря приходит. На примере современной музыки прекрасно виден эффект фасцинирующего воздействия повторяющихся звуковых колебаний. Видя, что вытворяют молодые люди под эту «музыку», мне всегда на ум приходит образ бесовского шабаша, отчётливо ощущается присутствие какой-то недоброй воли, стоящей за происходящим. Но есть примеры и других ритмичных воздействий. В поэзии это чередование ударных и безударных слогов, повторение рифм, строфических форм. Для видеоряда ритм выражается в определённой последовательности смены ярких картин, запоминающихся кадров. При поиске аналогий ритма для тактильных ощущений сразу приходит на ум половой акт. Не потому ли ритмичная музыка вызывает сексуальное возбуждение у многих людей?

Далее следует отметить такой фасцинативный приём, как внесение неясности во что-либо. Именно, недомолвки, неопределённость, полутона заставляют работать воображение, снова и снова возвращая мысли к определённой информации, порождая своеобразную цикличность. Один из приёмов НЛП заключается в умении вызывать у собеседника именно такую зацикленность на нужном вопросе. Да и женщины прошлых веков знали толк в умении показать понравившемуся мужчине именно столько, сколько нужно для того, что бы заставить его воображение дорисовать всё остальное наилучшим возможным образом. Причём, показать не только тело, но и ум, знания, манеры, навыки.

Следующий способ удержать внимание – сбой ритма; ритма, против которого начинает вырабатываться антирезонансная защита, и переход на новый ритм. Это чётко прослеживается в стихах, в смене такта; да и фильм, сюжет в котором разворачивается по нескольким линиям интереснее однообразного.

Интереснейшим примером фасцинации служит шрифт. Машинописный вызывает одни ощущения, каллиграфический – другие. Для меня, текст написанный готическим шрифтом обладает особой притягательностью, его я прочту в первую очередь. Впрочем, это довольно специфический способ очаровывания, требующий сугубо индивидуального подхода.

Ещё один, весьма действенный, приём провести информацию прямо на безсознательные уровни психики – юмор. С его помощью в психику внедряются вещи (делаются приемлемыми и безобидными), которые в обычной обстановке были бы отторгнуты, или вызывали бы совершенно другие чувства. Слушая юмористов рассказывающих смешные истории о пьянках, пьяницах и их забавных приключениях, видя смеющиеся залы, я вспоминаю леденящие душу кадры криминальной хроники, истории о знакомых и, наконец, об индейцах Северной Америки, уничтоженных этим совсем не смешным алкоголем. Современному человеку, особенно немногочисленным оставшимся в живых ветеранах Второй мировой войны, вряд ли придет в голову смеяться над нацизмом и Адольфом Гитлером, считать его несерьезным, потешным неудачником. Посмотрите фильм «Великий диктатор» с гениальным Чарли Чаплиным и поймете, что думали народы США и Европы накануне мировой бойни о Гитлере.

Способов фасцинации, как и её примеров, великое множество, которые я не в силах описать. Да и не стоит этого делать. Проще понять общий механизм её действия. Фасцинативная составляющая информации (материальный носитель и мера) направлена на возбуждение эмоции, тогда как сама информация апеллирует к интеллекту.

Здесь немного хочется поразмышлять о роли эмоций в психике человека. Не раз и не два мне приходилось слышать в ответ на призыв успокоиться и унять эмоции фразу: «Мы не роботы, мы не можем без эмоций!» Когда же я утверждаю, что именно эмоции делают нас биороботами, встречаю искреннее недоумение. Попробую объяснить. Передавая на уровень сознания информацию в плотноупакованном виде, безсознательное инициирует, с помощью эмоции, процесс, мотивирующий и регулирующий поведение, мышление и восприятие индивида. Пуская этот процесс на самотёк, человек ставит свою деятельность в прямую зависимость от внешней информации. Эта мысль нашла отражение в афоризме: «Гнев – кратковременное безумие». Так что эмоции делают нас роботами, а не людьми. Понаблюдайте за собой в течении дня, проанализируйте своё поведение, разберите конкретную ситуацию, может быть, тогда вы поймёте, о чём речь. Когда я сам начал задумываться над такими вещами, стал разбирать своё поведение по отношению к своим детям – я ужаснулся; моя реакция на шалости и проступки была просто не адекватной, честно признаюсь, виной тому эмоции. Кто не владеет собой (своими эмоциями, мыслями, словами) тот не может быть Человеком.

Читайте также:  Дистимия - симптомы, лечение, типы

Итак, что же может служить критерием в определении наличия фасцинативного воздействия? По-моему, если вас что-либо привлекает настолько, что вы желаете повторно испытать это воздействие (прослушать музыку, ощутить вкус, прикосновение, просмотреть видео и т. д.), то информация в нём несет в себе фасцинацию. Это не значит, что такое воздействие отрицательное, оно может быть как отрицательным, так и нейтральным, так и положительным. А вот определить отношение человека к нему может только его реальная нравственность. Именно система чётко определённых нравственных мерил стоит на страже психики, когда пасуют критическое мышление и степень доверия к источнику информации. Поэтому так важно воспитывать эту систему в себе и окружающих. И для этого не надо прилагать каких-то запредельных усилий. Начните с добрых дел. Не проходите мимо валяющейся бутылки хотя бы в своём дворе, помогите соседской старушке поднести сумку, попросите курящего подростка не делать этого. Наша оценка добрых дел субъективна. Кто знает, кажущееся нам мелочью, в будущем отразится большой пользой.

Итак, есть такое явление – фасцинация, Можно ли его использовать для достижения добрых целей? Есть такие способы воздействия, применение которых недопустимо – это ложь и подлость. Правда же не может служить злу. Если ваша цель не программировать психику людей, а пробить стену холодного отчуждения и равнодушия, чтобы пробудить в человеке способность к восприятию информации, то фасцинация будет служить добру.

Эквадор. Февраль 1949г. Сотни тысяч жителей страны, слушавшие радиопостановку по роману Герберта Уэллса «Война миров» по местному радио, обратились в панику и ринулись на битву с инопланетными захватчиками. После того, как выяснилось, что это всего лишь спектакль, разъяренная толпа устроила массовый погром, с которым не могла справиться даже национальная гвардия. В результате погибли 6 человек, сотни были ранены и попали в больницы в тяжелом состоянии.

Технология массовых внушений и программирования психики разработана, неоднократно испытана и повсеместно применяется в современном мире.

фасцинация

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое “фасцинация” в других словарях:

Фасцинация — особым образом организованное словесное воздействие с целью уменьшить потери значимой информации при ее восприятии реципиентами. Фасцинация повышает степень воздействия информации на поведение реципиентов. Наименьшая интенсивность фасцинации… … Финансовый словарь

Фасцинация — Фасцинация повышение эффективности воспринимаемого материала через использование сопутствующих (фоновых) воздействий. Наиболее часто фасцинация используется в театрализованных представлениях, игровых и шоу программах, политических и… … Википедия

фасцинация — и, ж. fascination f. Околдование. Из ласковых слов князя, которых ко мне было очень много, я не помню, чтобы которому столько обрадовался сколько этому; или во мне оставалась некоторая прозрачность после церкви или от того фасинация, что слово… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ФАСЦИНАЦИЯ — [англ. fascination Словарь иностранных слов русского языка

фасцинация — сущ., кол во синонимов: 4 • обаяние (21) • ослепление (11) • очарование (23) • … Словарь синонимов

ФАСЦИНАЦИЯ — (от англ. fascination очарование) англ. fascination; нем. Faszination. Особым образом организованное словесное воздействие с целью уменьшить потери значимой информации при ее восприятии реципиентами, что повышает степень ее воздействия на их… … Энциклопедия социологии

фасцинация — (лат. fascinatio околдовывание) прием приведения человека в состояние гипноза, заключающийся в пристальном взгляде гипнотизирующего в глаза гипнотизируемого … Большой медицинский словарь

Фасцинация — (лат. fascinatio) (Esdaile, 1847). Сосредоточение взгляда гипнотизируемого на гипнотизирующем или на специальном предмете (блестящий металлический шарик) … Толковый словарь психиатрических терминов

Фасцинация — (лат. fascinatio – околдовывание, зачаровывание, завораживание) – термин Esdaile (1847), обозначает сосредоточенность, прикованность взгляда гипнотизируемого на специальном предмете (часто это металлический блестящий шарик) или на самом… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ФАСЦИНАЦИЯ — (от англ. fascination очарование) англ. fascination; нем. Faszination. Особым образом организованное словесное воздействие с целью уменьшить потери значимой информации при ее восприятии реципиентами, что повышает степень ее воздействия на их… … Толковый словарь по социологии

Фасцинация

Фасцинация – это эффект, вызываемый специальным воздействием информации, отображается в поведении. Сам термин походит от английского fascination, что означает очарование, завораживание. Выходя из такого обозначения, этот эффект воздействия, определяет такое состояние, в котором человек, как будто становится очарованным, это трансовое состояние. Во время применения этого метода в психотерапии, у реципиента возникает гипнотическое состояние.

Фасцинация в психологии это эффект, достигаемый именно словесным воздействием, под влиянием которого теряется семантически значимая информация во время ее восприятия человеком, в результате повышается воздействие на поведение.

Данный эффект может проявляться во многих формах. Семантическим эффектом обладают слухи. От того, какая акустическая организация, интонированность, ритмическая организация информации, интенсивность воздействия будет меняться от минимального до максимального, например, монотонная речь и интонированная, декламирование и пение.

Первым, кто открыл существование явления фасцинации, был Н. Винер. Ученый выдвинул мнение, что семантически значимой информацией можно назвать ту, которая имеет непосредственное влияние на эффекторный аппарат системы, которая принимает воздействие. Другой ученый Ю. Кнорозов предполагал, что сигналы независимо от информации также могут нанести воздействие на фильтры принимающей сигнал системы, и снижать их эффективность, увеличивать количество семантически важной информации.

Семантическая фасцинация определяет поведение реципиентов, когда получаемая информация является для них жизненно важной. Так, в 1938 году, радиопостановка «Войны миров», вызвала фасцинацию у более миллиона человек, поскольку они поверили в спектакль, как в настоящий репортаж новостей, в Эквадоре подобная версия этой постановки привела к гибели людей.

Фасцинация это в психологии

Фасцинация в психологии это результат воздействия, зависимый от посторонних факторов (помех), на поведение человека, с помощью значимой для него информацией. Такие помехи способны возникать во время передачи информации, то есть в канале связи, или в самом мозгу. Если в мозгу, то перебои генерируются мозговыми механизмами, специально за это ответственными, которые выступают в качестве фильтров, ухудшающих качество информации по ее пути к принимающей системе.

Психологическая фасцинация примеры ее наиболее часто встречаются в психотерапии в использовании гипноза, когда пациент сосредотачивает взгляд на гипнотизирующем специальном предмете, например, блестящем шарике на цепочке.

Читайте также:  Как стать пофигистом и не принимать всё близко к сердцу - советы

Может быть, также фасцинация впечатлений от знакомства. Она создается в тот момент, когда происходит знакомство между людьми, обмен взглядами, и такие элементы, как доброжелательная улыбка, ласковый взгляд, ласкающий слух тембр, приятный тон стимулируют потерю качества вербальной информации и способствуют созданию хорошего впечатления.

Воздействие фасцинации происходит благодаря определенным структурам мозга, связанным с фасцинацией, которые оптимальным способом стимулируют поведение, особенно в острых экстремальных ситуациях. Эти структуры могут действовать также помимо сознания, или даже имеют возможность отключить его.

Фасцинация впечатлений может случиться, когда человек очень сильно перенимается созерцанием красоты природы или произведения искусства.

Фасцинация примеры, которые можно наблюдать в повседневной жизни. Люди сходят с ума от любви, от еды, алкоголя, игровых автоматов. Поскольку сознание сужается, восприятие становится тоже очень узким, широта внимания не может охватить сразу несколько стимулов, поэтому создается конкретная направленность на предмет. Влюбленный человек думает о своей половинке, у голодного перед глазами стоит еда, игрок думает о возможности выиграть.

Процесс фасцинации мало изучен, но существует теория, согласно которой во время самого фасцинативного воздействия в структурах мозга формируется своего рода фильтр, через который проходит информация, обладающая сильной энергетикой, она отключает антисуггестивные барьеры (доверие, мораль, этику, критическое мышление) вследствие чего, проникает на осознанный уровень и оттуда руководит человеком. Это только теория, на самом деле единственного мнения по поводу этого процесса нет, и никто не придумал возможности исследовать этот механизм.

Возможна психологическая фасцинация примеры, которую можно наблюдать все время – это человеческая речь. Она тоже может быть разной: монотонное бормотание, эмоциональная речь, выразительная, побуждающая. С помощью такой интонированной речи можно управлять сознанием людей, побуждать их к определенным действиям, направлять их поведение в нужном русле, когда сами люди имеют, совершено противоположные мысли и желания действовать. Таким методом, пользуются рекламщики, политики, актеры. Человек может уберечься от нежелательного воздействия, если будет критически настроенным, но когда работают профессионалы, даже это не помогает.

Наиболее распространенным приемом, с помощью которого выключаются сознательные барьеры, есть ритм. Современная музыка с повторяющимися звуковыми колебаниями есть отличным примером фасцинирующего воздействия. На музыкальных концертах фанаты становятся неуправляемыми, они погружаются в состояние транса, из которого им трудно выйти и по окончании концерта, они потом еще долго отстукивают ритм музыки. В поэзии также есть ритм – это чередование безударных и ударных слогов, повторение строфических форм, рифм. В видеоряде ритм отображается в последовательности ярких картинок, кадров, врезающихся в память.

Фасцинация может выражаться в таком приеме, как внесение неясности во что-то, имеются в виду: недомолвки, полутона, неопределенность, которая заставляет человека задуматься и порождает, таким образом, своеобразную цикличность. Такой прием используется в техниках НЛП. Не договорив чего-то, не завершив мысль, человек, таким образом, оставляет область для фантазирования других.

Так же, как и ритмичность, так и сбой ритма является приемом фасцинации. Ритм, против которого создается антирезонансная защита, переключение на другой ритм – хороший способ удержать внимание человека.

Очень действенным методом является юмор. Он проходит прямо на бессознательный уровень психики. С помощью юмора в психику вводятся такие вещи, которые в обыкновенной обстановке могут быть отторгнутыми или могут вызвать совсем другие чувства.

Метод фасцинации

Фасцинация составляет информацию, которая имеет двойное воздействие на человека. Сама суть информации апеллирует к интеллекту, тогда как ее носитель и сила направлены на возбуждение эмоциональной сферы. Поскольку люди делают поступки, в большинстве случаев под воздействием эмоциональных побуждений. Получается, что большая часть человеческой жизни будет находиться в прямой зависимости от поступающей информации, если пустить на самотек процесс, регулирующий с помощью эмоций поведение и восприятие человека. В каком-то смысле, люди становятся роботами. Поэтому очень часто они делают неадекватные поступки, про которые сначала не задумываются, но потом понимают, что могли действовать иначе и жалеют о своих поступках.

Фасцинация имеет очень сильное воздействие, если человек не будет развивать в себе критическое мышление, он будет гораздо больше восприимчив к фасцинации, чем может поставить под угрозу свою жизнедеятельность. Выше уже говорилось о способах воздействия фасцинации на человека. Но именно его применение в психотерапии имеет специфические особенности.

Метод фасцинации в психотерапии также называют методом Фариа. Ж. Фариа португальский психотерапевт, во время своего путешествия в Индии общался с факирами и позаимствовал у них этот метод, подкорректировал его и ввел в психотерапию.

Процесс фасцинации начинается с расположения психотерапевта и пациента, они должны находиться на расстоянии до полуметра, психотерапевт должен сидеть немного выше пациента, смотреть ему в глаза, не мигая. Одновременно психотерапевт хватает пациента за плечи, начинает медленно раскачивать его вперед-назад и смотреть прямо на переносицу. При этом психотерапевтом говорятся примерно такие слова: «Смотрите мне прямо в глаза. Ваши глаза становятся тяжелыми, они устают. Но вы их не закрываете. Веки тяжелеют, будто наливаются свинцом. Все тело становится тяжелым». Несколько секунд паузы. Если пациент начинает моргать во время паузы, психотерапевт должен проявить большую уверенность и твердость голоса: «Вы моргаете, а теперь ваши глаза закрываются, и вы засыпаете». Когда пациент закрыл глаза, психотерапевт кладет на них пальцы и продолжает: «Ваши веки слепились, и вы не можете открыть их до тех пор, пока я не прикажу». Далее, продолжается монотонное внушение, вызывающее сонливость. Достигнув необходимого отсутствующего состояния человека, происходит самая важная часть, человеку внушается необходимая информация.

Есть люди, утверждающие, что такой метод не действен, а психотерапевт просто ставит театральный спектакль и демонстративно играет свою роль. На самом деле такой метод требует от психотерапевта немало усилий и определенной практики. Он должен ежедневно тренировать свой взгляд, фиксируя его на разных предметах на расстоянии менее полметра, смотреть на него не моргая, пока возможно.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Фасцинация: значение в психологии

Вероятно, многим из тех, кто интересуется психологией и изучает ее, интересно, что такое фасцинация. В психологии этот термин обозначает воздействие на оппонента, созданное с помощью особых, продуманных вербальных и невербальных методов, предназначенных для психологической манипуляции реципиентом.

При фасцинации оказывается сильное влияние на воображение и ум индивида с целью его дальнейшего психологического подчинения. Данное понятие ввел в науку Н. Винер.

Используемые языковые средства могут быть как вербальными (это точно подобранные слова), так и паралингвистическими, включающими в себя правильно выбранные ритм, темп, интонацию голоса. Также продумывается соответствующее визуальное сопровождение, музыка.

К методам невербального воздействия относятся взгляд, цвет одежды и предметов, нужная обстановка, особые прикосновения, движения тела, жестикуляция и особая манера общения.

Прибегая к фасцинации, человек часто использует разные гипнотические техники – например, провоцирует состояние транса с помощью пристального и открытого взгляда прямо в глаза собеседника.

Также под фасцинацией в психологии понимается манипуляция людьми посредством слов. При этом теряется минимальное количество информации.

Например, тот, кто желает расположить к себе оппонента, старается максимально овладеть методом фасцинации, т.е. искусно и правильно строить речь, привлекать к себе внимание и настраивать собеседника положительно. К такому способу зачастую прибегают маркетологи, артисты, учителя, лекторы, предприниматели, религиозные или политические деятели.

В психологии выделяется много разных форм фасцинации. Это зависит от интенсивности акустической организации и от обширности воздействия. Фасцинация может быть как минимальной, выраженной в виде скучной, долгой речи, короткого объявления в рупор, ненавязчивого предложения, так и максимальной: особая, громкая, выразительная декламация, театральное представление, концерт, акция протеста и так далее.

Читайте также:  Целомудрие - значение слова, пояс и обет целомудрия

В зависимости от масштабности объекта методы воздействия также бывают более и менее интенсивными. Например, если объектов не так много, могут быть применены нешумные, не бросающиеся в глаза способы подчинения, нацеленные на одного человека или небольшую группу.

Если речь идёт о воздействии на массы, то привлечение внимания окажется более масштабным, ярким и шумным. На людей будут влиять с помощью авторитетных гостей, выступлений артистов, розыгрышей и подарков и так далее.

Источники возникновения фасцинаций

Основным условием фасцинации является ритмический характер текста. Также бывает семантическая фасцинация, которая невероятно значима для людей в определенных условиях, при этом быстро меняется поведение, настроение, мнение человека.

Примером семантической фасцинации служит новогодняя речь президента, важное объявление по радио или телевизору, экстренные новости или любая полезная информация, предназначенная для человека, находящегося в критическом состоянии.

К сожалению, цели манипуляций далеко не всегда положительные и нацеленные на благо людей. Многие желают подчинить других лишь в угоду своим собственным интересам.

На сегодняшний день появляется все больше рекламных предложений, мимо которых практически никто не в силах пройти. Ловкие методы привлекают внимание всех прохожих: яркое изображение, повторяющаяся музыка, ароматы, особый ритм и тембр голоса.

Эффекту фасцинации более всего подвержены:

  • Дети.
  • Люди преклонного возраста.
  • Тяжелобольные.
  • Доверчивые и наивные.
  • Верующие.
  • Люди в состоянии сильной радости или сильного отчаяния.

Чтобы не стать жертвой чьих-то манипуляций, человек должен как можно чаще анализировать происходящее, быть внимательным и осознанным, развиваться интеллектуально. Порой необходимо воспользоваться «фильтром недоверия» и поразмыслить над тем, что стоит принять, а что лучше обойти стороной. Автор: Дарья Сергеева

Принцип фасциации
статья по теме

инновационные формы обучения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
ivanova_e.v_.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема работы: Принцип фасциации (принцип привлекательности).

Автор – Иванова Елена Валерьевна

Полное наименование образовательного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»,

г. Прокопьевска, Кемеровской области

Фрагменты уроков, на которых используются ИКТ, соответствуют одному из главных принципов современного урока – принципу фасциации.

Мой стаж работы составляет двадцать лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом уроке и внеклассном занятии можно применить компьютерные технологии. Данные уроки и занятия

  • усиливают положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивают наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
  • повышают объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения ;
  • расширяют возможность самостоятельной деятельности; формируют навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечивают доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

В своей работе я использую презентации уроков, выполненные в программе Microsoft Power Point. Презентация – это представление чего-то нового, включающее компьютерную анимацию, графику, видео, музыку и звуковой ряд.

Восприятие материала опирается на зрительную, слуховую и моторную память. Сложный материал рассматривается поэтапно, что позволяет повторить предыдущий материал и на основе изученного «открыть» новые знания. Применение презентаций решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Основные типы уроков, используемые при обучении с ИКТ – это комбинированные, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки контроля. Важно отметить, что реализуется на уроке 3 формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, можно осуществляться демонстрацию примеров, задач, цепочек для устного счета, провести проверочные и контрольные работы, организовать самопроверка.

В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.

Для уроков окружающий мир презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое.

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки – всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.

Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.

Применяю « Энциклопедию Кирилла и Мефодия», в которой материал представлен в виде интерактивных упражнений и состоит из теоретического и практического разделов, «Окружающий мир» ( Уроки Кирилла Мефодия) и другие.

Анализ таких занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет увеличить время активной работы учеников на уроке в 2-3раза.

С целью совершенствования навыков работы с компьютером прошу детей принимать участие в подготовке презентаций к уроку или внеклассному мероприятию, а также к защите своих учебных проектов. В некоторых ситуациях дети оказываются более умелыми, более «продвинутыми» в ИКТ. Все доклады на научно практических конференциях, сегодня обязательно сопровождаются компьютерными презентациями, которые мы создаем совместно. Мои ученики стали постоянными участники таких конференций. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что информационно-коммуникационные технологии всего лишь дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы учебного сотрудничества, открывающие новые возможности для педагога и ученика, для их совместного творчества и личностного развития.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет также на мой профессиональной рост. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет мне:

  • пользоваться учебно-методическими материалами, созданными участниками сообщества;
  • участвовать в различных конкурсах учебно-методических разработок с применением ИКТ;
  • получать консультации по вопросам применения ИКТ в образовательной деятельности;
  • обсуждать различные проблемы образования в режиме тематических форумов и чатов;
  • записаться на очные курсы, проводимые кафедрой Информатизации образования;
  • обмениваться наработками и идеями по различным вопросам;
  • посещать очные семинары, организуемые для участников сообщества по использованию ИКТ в учебном процессе;
Оцените статью
Добавить комментарий