Интериоризация это в психологии, в педагогике, пример интериоризации

Содержание

Интериоризация это в психологии, в педагогике, пример интериоризации

Интериоризации – это. Понятие, примеры и психологический механизм интериоризации

Ребенок родился, и он сразу начинает контактировать с миром, познавать его. Он словно губка с жадностью поглощает огромное количество информации, приходящей от окружения. Звуки, цвета, свет и темнота, ощущения холода и тепла, вкус — все это ново и непонятно. Память, мышление, восприятие, эмоции — все психические функции находятся в зачаточном состоянии. Толчком для их бурного развития становится процесс интериоризации.

Интериоризация: что это?

Понятие интериоризации впервые было использовано группой французских социологов для обозначения элементов социализации. Индивидуальное развитие человека как члена общества зависит от его принятия ценностей социума. Формирование сознания напрямую зависит от заимствования культурных, идеологических, моральных ценностей общества.

Интериоризация — это процесс становления психики человека через ассимиляцию деятельности, интегрирования общественного опыта и полномасштабного развития. Термин был образован от двух слов: лат. interior – “внутренний” и фр. intériorisation — “переход извне внутрь”.

Интериоризация в психологии

В психологии интериоризация – это формирование психических процессов через усвоение деятельности, принятой в социуме. Впервые об этом явлении в психологии заговорили французские психологи Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон. Вплотную этим вопросом занимался также советский психолог Л. С. Выготский. По его теории, становление психики происходит через внедрение внешних социальных факторов. Первоначально идет принятие механизма взаимоотношений и жизнеустройства общества, которые благодаря процессу интериоризации становятся компонентами психики.

Становление личности по П. Я. Гальперину

Работу в данном направлении продолжил советский ученый П. Я. Гальперин. Заслуга его заключается в том, что он продолжил линию изучения данного явления, заданную Л. С. Выготским, которая отличалась от мнения зарубежных ученых. Ж. Пиаже отводил интериоризации второстепенное значение в формировании психики до определенного возраста, на первом плане было логическое мышление. Переход от непсихического к психическому (т. е. как материальное действие) становится внутренним процессом, не освещается.

Напротив, Л. С. Выготский, а затем П. Я. Гальперин настаивают на том, что интериоризация – это ключевой механизм переноса внешнего впечатления во внутренний план на всех этапах развития. Глубоко изучается вопрос перехода непсихического плана в психический.

Преобразование деятельности

Психологический механизм интериоризации заключается в преобразовании внешней деятельности в компоненты психики. Это происходит в процессе общения и обучения.

Осмысленные действия выполняются в результате опыта взаимодействия с миром, т. к. интериоризация в психологии – это переход «извне внутрь», который становится основой формирования умственной деятельности. Гальперин вывел такие параметры преобразования деятельности: уровень исполнения, мера обобщения, количество операций, степень освоения навыка.

Становление умственной деятельности

Формирование умственных действий, по Гальперину, проходит несколько этапов:

  1. Мотивационный. Наилучшей базой для мотивации является естественный познавательный интерес.
  2. Ориентировочный. Осуществляется наблюдение за манипуляциями обучающего, происходит составление схемы будущих действий.
  3. Материальный. Осуществляется непосредственное действие с предметом.
  4. Внешней речи. На данном этапе происходит проговаривание действий вслух.
  5. Внешней речи про себя. Здесь то, что ранее проговаривалось вслух, произносится про себя, что значительно сокращает время действия.
  6. Умственного действия. Все действия происходят в уме, с большой скоростью на уровне автоматизма, что говорит об усвоении навыка.

Начало

Взаимодействие родившегося ребенка с миром происходит с помощью близкого окружения. Пример интериоризации в данном возрасте можно наблюдать в играх матери с малышом, в способе общения с ним, в манере речи.

Мама впервые показала ребенку погремушку. Ребенок смотрит, ему интересно: что это там такое яркое и шумное – и включается мотивационный этап на основе познавательного интереса. Малыш неотрывно наблюдает, как мама гремит погремушкой и называет предмет – в действии ориентировочный этап. Далее мама вкладывает игрушку ребенку в руку, и этот процесс продолжается до тех пор, пока кроха не научится держать предмет в руках – этап действий с предметом. Мама постоянно проговаривает название игрушки и способ действия с ней, ребенок пытается повторять за ней – этап внешней речи. Повторение действий про себя приводит к мыслительной операции — малыш видит погремушку, берет ее, гремит, получая положительный эмоциональный заряд. Действия, достигнув стадии автоматизма, указывают на усвоенный навык. Ребенок будет так действовать не только с конкретной игрушкой, но и с другими погремушками тоже. Таким образом происходит процесс преобразования внешних действий во внутреннюю мыслительную деятельность. На протяжении всего дошкольного возраста формирование психики ребенка происходит через интериоризацию действий во взаимодействии с различными предметами и понятиями непосредственно в игре.

Школьная адаптация

Школьное обучение базируется на мыслительной деятельности. Изучение в школе таких предметов, как физика, математика, история, химия и т. д., предполагает, что ученику будут выдвигаться определенные требования, одно из которых — умение производить действия не только на предметах и бумаге, но и в уме, с большой скоростью, а лучше автоматически. Механизм интериоризации личности будет зависеть и от типа нервной системы (кто-то схватывает все на лету, а у кого-то этот процесс протекает в очень медленном темпе), типа темперамента, от мотивации. И здесь очень наглядно разделение детей на усваивающих школьную программу и отстающих. Как видно из этапов развития умственной деятельности, мотивация является импульсом к внешнему действию.

Отсутствие познавательного интереса, являющегося основой школьной мотивации, приводит к слабому усвоению школьного материала и низкой успеваемости. Не только особенности нервной системы играют здесь важную роль, но и социальная адаптация – мера вхождения личности в социум.

Социальная адаптация

Социальная интериоризация начинается также с самого рождения. Здесь различают следующие уровни взаимоотношения личности с обществом:

  • ближний круг общения (родители, братья, сестры и др. родственники);
  • средний круг (соседи, детский сад, школа, друзья и т. д.);
  • дальний круг (малая родина и страна рождения в целом).

В общении с родственниками ребенок перенимает, т. е. интериоризирует, семейные ценности — это тип взаимоотношений родителей, внутрисемейные интересы, модели поведения с окружающими, религиозные предпочтения и отношение к миру в целом.

Выходя за рамки семьи, ребенок наблюдает модели взаимоотношений, принятые у людей, с которыми он часто контактирует, и может перенимать их способы действий.

Рождение в определенной стране также оставляет особый отпечаток в самоопределении человека: культурные и религиозные традиции, язык общения, национальная кухня, моральные ценности и личности, которых общество выбрало своими героями. Например, в советском обществе 30-40-х годов прошлого столетия героями были летчики, стахановцы, партийные лидеры, и подрастающее поколение хотело быть похожими на них. Потом героями были космонавты, «новые русские», олигархи и т. д. Успешность в обществе будет зависеть от уровня соответствия человека внешним идеалам, принятым на данный момент в социуме.

Роль общения

Общение в процессе интериоризации играет важную роль. Оно определяет сознание: с кем человек общается и принимает его авторитет, те ценности он способен перенять. Например, на начальном этапе жизни родители для ребенка являются непререкаемым авторитетом, и все, что говорят родители, воспринимается как истина в высшей инстанции. По мере взросления ребенок сопоставляет те ценности, которые культивируют родители, с приоритетами общества.

Тут личность может выбрать любую направленность в зависимости от своей природы. Как правило, человек предпочитает жизнь, привычную с детства.

Роль общения имеет и другой аспект в интериоризации. Синдром госпитализма выявил важную составляющую речи и тактильных контактов в младенческом возрасте. Известны случаи с отказниками (дети, оставленные родителями в роддомах после рождения), которые проживали в больницах до трех лет. Общение с миром таких детей было ограничено медицинскими рамками. После этого дети попадали в приюты, где выяснялось, что хотя они и понимают родную речь и имеют достаточный пассивный словарный запас, но общаться предпочитают на своем выдуманном языке, у многих отсутствовали гигиенические навыки (не умели чистить зубы, мыть руки с мылом и т. д.). Пребывание в приюте со сверстниками и педагогическое воздействие взрослых корректировало личность данных детей в лучшую сторону.

Усвоение опыта

Значение опыта в процессе интериоризации переоценить трудно. Благодаря ему человек выбирает ту или иную систему ценностей, которая определит мировоззрение и способы взаимоотношений с окружающими. Несмотря на расхожее мнение, опыт передать нельзя. Передать можно знания, секреты мастерства, определенные нюансы деятельности, но опыт всегда будет индивидуальным. В одной и той же ситуации различные люди вынесут различные уроки. Поэтому уберечь ребенка от ошибок априори невозможно. Можно научить его в какой-то степени предвидеть ситуации, но не более. Кроме того, приобретение отрицательного опыта приводит к развитию более сильной и устойчивой личности.

Процесс преобразования социального опыта в развитии человека имеет большое значение, т. к. интериоризация — это не только получение новых знаний, но и преобразование личности на внутреннем психическом плане.

Интериоризация в педагогике и психологии

Интериоризация – глубинное развитие личности при взаимодействии с другими. Человек способен оценивать сам себя, выбирать деятельность и контролировать ее ход, усваивать ценности общества.Теория интериоризации нашла свое применение в таких смежных науках как: философия, психология, педагогика и социология.

Что такое интериоризация?

Интериоризация – это формирование устойчивых внутренних психических структур через внешнюю социальную деятельность. При интериоризации происходит процессы:

  • развитие мышления;
  • созревание и становление функций психики в целом;
  • формирование жизненного опыта;
  • социализация человека.

Что такое интериоризация в психологии?

Вся внешняя деятельность человека регулируется внутренней психической деятельностью. Интериоризация в психологии – это изучение процессов переработки информации поступающей извне внутрь. Человек оперирует различными сложными действиями, так формируется опыт, который позволяет осуществлять предметную деятельность уже в уме – умственные операции без участия самих предметов. Образование устойчивых структурных единиц сознания помогает личности «перемещаться» умственно в разные времена.

Изучением интериоризации занимались психологи Ж. Пиаже, Л. Выготский по мнению которых, любая психическая функция изначально складывается как внешняя, затем в процессе интериоризации укореняется в самой психике человека. Становление речи происходит в процессе интериоризации и формируется в три стадии:

  1. Взрослые своей речью воздействуют на ребенка, побуждая его к действиям.
  2. Ребенок перенимает способы общения и уже сам начинает воздействовать на взрослого.
  3. В дальнейшем, ребенок воздействует словом сам на себя.
Читайте также:  Позитивная психотерапия - методы и техники

Что такое интериоризация в педагогике?

Интериоризация в педагогике – это важный процесс развития сознания личности учащегося и ему отводится важное место и результат процесса преследует не только приобретение новых знаний учащимися, но и преобразование структуры личности. Успешная интериоризация школьников зависит от личности самих педагогов. Считается, что первостепенными аспектами в педагогике является воспитательный процесс и интериоризация человеческих ценностей, которые способствуют:

  • развитию гармоничной личности учащегося;
  • формированию устойчивой мотивационной сферы;
  • усвоению моральных и этических ценностей и норм общества.

Интериоризация в философии

Понятие интериоризации взяли на вооружение и философы. Практическая деятельность – это способ познания мира и бытия. Раздел философии – гносеология видит в практической деятельности критерий истины, но сама практика при этом является лишь средством формирования эмпирического знания. Д.В. Пивоваров сделал вывод: опыт человека формируется из практической деятельности путем сопоставления с имеющейся теоретической составляющей о предмете. Принцип интериоризации в философии указывает на то, что познавательная деятельность человека – это способ осмыслить бытие.

Интериоризация в социологии

Социальная интериоризация процесс формирования единства и значимости человека как социальной единицы через усвоение личностью ценностей, норм и культурного наследия. Общество постоянно развивается и личность должна адаптироваться под меняющиеся условия социума. Социологи считают, что развитие индивидуальности происходит в результате совместной практической деятельности. Механизм интериоризации человека состоит из трех граней:

  1. Индивидуализация. Теория Л. Выготского о ближайшей зоне развития ребенка показывает насколько важно совместное интерпсихическое выполнение пока еще незнакомых действий для ребенка – это формирует в последующем интрапсихическую (индивидуальную) деятельность.
  2. Интимизация. «Мы» становится «Я». Дети до 2-х лет, говорят о себе в 3-м лице – называют себя по имени, как их зовут взрослые. Переход к «Я» – происходит осознание себя и превалирования смысла над значением.
  3. Производство внутреннего плана сознания или кристаллизация личности. На этом этапе происходит экстериоризация – процесс отдачи наружу переработанного знания, информации, опыта. Присвоение и овладение устойчивыми паттернами поведения.

Интериоризация в психологии и педагогике

Человек рождается личностью или становится ею по мере своего взросления? Нет однозначного ответа, который бы указывал на то, что человек развивается по одному сценарию. Интериоризация, используемая в психологии и педагогике, говорит о том, что сначала человек должен получить знания и опыт во внешнем мире, чтобы преобразовать его в свой внутренний компонент.

Всем людям с детства говорят о том, чтобы они учились на чужих ошибках. Однако уже много веков прошло, а люди продолжают ошибаться так же, как это делали их предки. Почему человек не может учиться на чужих ошибках? Почему опыт других людей в большинстве своем остается ему неинтересен?

На чужих ошибках тяжело учиться, поскольку у человека всегда есть маленькая надежда на то, что вот он-то точно не совершит подобных ошибок. Все люди мнят себя лучше других. Это ни хорошо и ни плохо. Просто следует понимать, что все люди подвержены автоматизму – когда не они руководят своими поступками, а их эмоции и подсознание управляют ими.

На чужих ошибках тяжело учиться, потому что человек думает, что он так точно не поступит. Есть люди, которые действительно не совершают одних ошибок. Но ведь есть другие ошибки, которые они все-таки совершают! Таким образом, человек, пока сам не попробовав и не пережив страдания, не научится, потому что будет думать, что «он не такой», «он другой».

Почему именно на своих ошибках человек приобретает опыт? Не обязательно на ошибках приобретается опыт. Просто, когда человек начинает что-то делать, он может ошибиться или все сделать правильно. В любом случае это будет опытом. Ничего не делать – тоже опыт, но с получением нулевых результатов. А когда человек начинает что-то новое познавать и делать, тогда он периодически совершает ошибки от незнания и неопытности.

Не только на ошибках люди получают опыт. Не только чужие истории показывают, что нужно и чего не нужно делать. Когда человек начинает действовать, к чему-то стремиться, тогда он получает самый ценный опыт, основанный на его пробах, ошибках, разочарованиях и радостях.

Что такое интериоризация?

В процессе жизни люди постоянно совершают ошибочные действия. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок точно не прошел через те страдания, который испытал он сам. Обучение, назидание, советы – все это способы передачи взрослыми людьми своего опыта другим (зачастую детям), чтобы те смогли направлять свои силы на более интересные действия. Однако процесс интериоризации всегда подразумевает под собой сначала испытание определенных эмоций, а потом уже их понимание.

Что такое интериоризация? Сайт психологической помощи psymedcare.ru определяет его как переход внешнего во внутреннее. Это получение жизненного опыта, который становится частью психики человека. Поскольку данный термин встречается редко, многие люди не знают его значения.

Интериоризация происходит различными способами. Самым первым из них является воспитание, когда родители начинают передавать своим детям ценности, знания, умозаключения и прочие выводы на счет того мира, в котором они живут.

Под социальной интериоризацией понимается получение знаний, которые приобрело общество, и преобразование их в свои индивидуальные. Так, человек становится способным представлять то, чего не видит в данный момент, мысленно перемещаться в прошлое или будущее, воображать картины, с которыми никогда не сталкивался. Все эти познания он получил от других людей, после чего сделал своими личными.

Процесс интериоризации присущ только людям. Животные не могут выйти за пределы той ситуации, которая происходит с ними на данный момент. Люди же посредством слова передают свой опыт друг другу, позволяя познавать то, чего они сами не видели или не испытывали.

У каждого человека есть свои взгляды на то, как устроен мир, в котором он живет. Все живут на одной планете, но вот как он функционирует, как люди взаимодействуют между собой, что такое хорошо и что такое плохо, у каждого человека свое мнение на этот счет. Люди сходятся в некоторых взглядах. Но нет двух людей, чьи мнения абсолютно по любому вопросу совпадают. Это связано с тем, чему учило окружение того или иного человека и какой опыт у него есть лично.

С самого детства каждому ребенку его собственные родители говорят, что такое хорошо и что такое плохо. Как нельзя и как нужно, что в себе развивать и что лучше не делать, к чему стремиться и о чем мечтать, а что не достойно вашего внимания – обо всем этом вам рассказывают ваши собственные родители. Пока вы являетесь маленьким ребенком, вы полностью доверяете опыту своих родителей, к которым подключаются ваши родственники, воспитатели и учителя. Вам говорят, что родителей нужно слушаться, учителя дают полезные знания, а бабушки и дедушки правы. И вы, поскольку не имеете своего личного опыта, перенимаете опыт взрослых.

Но по мере своего взросления вы сталкиваетесь с трудностями и болезненными для себя ситуациями. Вам хочется совершить поступок, но внутренний голос вашего родителя говорит: «Это – плохо». Почему вы хотите совершить плохой поступок? Ваши друзья вам не запрещают его совершать, а, наоборот, даже подталкивают попробовать свои силы. И вы делаете.

В разных ситуациях вы получаете разные результаты. Бывает, что вы приходите к выводу о том, что ваши родители говорили правду. «Не нужно было этого делать, родители мне говорили об этом». Но бывает так, что вы пробуете совершить «запрещенный прием» и получаете желаемый для себя результат. «Родители были неправы? Возможно» — и вы понимаете, что другие люди, какими взрослыми и долго живущими ни были, тоже могут ошибаться. С каждым годом вы понимаете, что лучше набираться своего опыта, который основан на ваших конкретных жизненных ситуациях, а не собирать опыт других людей, которые априори живут не так, как вы, и ведут себя иначе.

Есть люди, которые стараются руководствоваться чужим опытом. Таким людям гораздо болезненнее воспринимать ситуации, когда чужой опыт не дает им успеха по жизни. Они совершают вроде бы правильные поступки, но успех не достигается. Почему? Потому что они пользуются чужим опытом, который основан на чужих взглядах, поступках, реакциях, выводах и даже комплексах.

Но есть люди, которые понимают, что чужой опыт – это хорошо, но свой опыт более правильный и объективный. Они сами пробуют свои силы, сами набивают шишки, сами тестируют и экспериментируют. Потому что никто, кроме самого человека, не может сказать, что для него будет хорошим и что — плохим.

Многие психологи дают свои определения понятию интериоризация. Выготский понимал его как преобразование внешней деятельности во внутренний стержень. Другими словами, человек сначала действует, сталкивается, переживает, а потом формируются определенные умозаключения, выводы, мировоззрение и даже качества характера.

Интериоризация в психологии

В психологии под интериоризацией понимается формирование психики человека под влиянием окружающей среды. Зачастую здесь речь идет о межличностных отношениях, когда человек начинает относиться к себе так, как к нему относятся другие люди.

В процессе формирования психики личности активно участвуют эмоции. Человеческое общение и отношения складываются на эмоциях, чувственности. Вот почему так сложно становится избавиться от зависимости, которая проявляется в постоянном подчинении мнений других людей.

Зависимость от мнения окружающих – это признак незрелой личности. Следует понимать разницу между зависеть от мнения окружающих и прислушиваться к мнению других людей.

Зависимость от точки зрения окружающих проявляется в том, что у вас резко меняется настроение от слов людей, вы меняете свои цели и желания в зависимости от сказанного ими, готовы отказаться от желаемого лишь бы только нравиться другим. Так, к примеру, мужчина любит женщину, но друзья уговаривают его, чтобы он с ней разошелся. В итоге мужчина расходится с любимой женщиной. Или, например, женщина чувствует себя красивой и сексуальной, но вдруг ей кто-то говорит, что она непривлекательна. Ее настроение падает, и она плачет.

Прислушиваться к мнению окружающих проявляется в том, что вы слушаете точку зрения других людей, но окончательное решение принимаете сами. Вы готовы услышать чье-то мнение, послушать совет, узнать полезную информацию, но потом сопоставляете полученные знания с тем, что думаете сами по поводу своего вопроса. И в итоге вы приходите к тому выводу, который считаете наиболее лучшим и подходящим. Вы готовы как согласиться с мнением окружающих, так и полностью его не учитывать, если понимаете, что другие люди ошибаются по поводу вас.

Люди, которые зависят от мнения окружающих, то есть готовы чуть ли не поменять свою жизнь из-за слов других людей, являются незрелыми. Эти люди остались детьми, которые не ощущают себя сильными, ответственными и готовыми самим решать свои проблемы. Эти люди готовы идти на поводу капризов других и делать многое, что те хотят. Это значительно отличается от спокойного поведения зрелой личности, которая имеет свое мнение, но готова послушать и мнение окружающих. Однако точка зрения окружающих является дополнительной информацией, над которой можно подумать. Но окончательное решение принимает сам человек в зависимости от того, что он считает правильным для самого себя.

Читайте также:  Почему мужчины бросают женщин - основные причины

Процесс интериоризации происходит за счет постоянного контакта человека с другими людьми, подчинения их мнению, делая его своим, или игнорирования, что также становится полезным опытом.

Интериоризация в педагогике

В педагогическом процессе интериоризация осуществляется посредством общения и деятельности взрослого с ребенка.

Здесь выделяют такие этапы:

  1. Воздействие на ребенка посредством слова.
  2. Усвоение ребенком способов обращения к нему и попытки влиять с помощью слов.
  3. Воздействие ребенка на самого себя.

Простыми словами данный процесс можно описать как постоянное повторение родителями, что ребенку необходимо делать, а затем самоконтроль ребенка в соответствии с теми убеждениями, которые были навязаны ему родителями. Так, многие люди не могут совершить какие-то действия, поскольку помнят, как их родители говорили, что так нельзя поступать. У некоторых даже может произноситься голос родителя в голове, который запрещает или разрешает что-либо делать.

Под интериоризацией называется влияние окружающей среды на человека с целью формирования у него определенных качеств, навыков и настроения. Многое зависит от того, насколько сильно человек поддается данному влиянию. Итогом становится создание человека таким, каким его хочет видеть окружение, если только он не контролирует процесс своих изменений и трансформаций.

Следует отметить, что интериоризация происходит под влиянием и окружающих обстоятельств. Попадая в определенные ситуации, человек чувствует, действует, думает, что влияет на то, какой личностью он выйдет после ее разрешения.

Интериоризация это в психологии, в педагогике, пример интериоризации

Целью исследования являлось изучение проблем интериоризации знаний в психолого-педагогической науке.

Материал, методы и результаты исследования

Развитие проблемы интериоризации знаний связано с традиционным вопросом психолого-педагогической науки – вопросом внешней и внутренней детерминации. В построении теоретических основ для решения данной задачи, как показало осмысление современных подходов, сложившихся в психолого-педагогической литературе, значительными преимуществами обладают концепции развития личности как особой целостности, которое осуществляется только при единстве двух процессов: внешнего – социального и внутреннего – личностного.

В педагогике интериоризация (фр. intériorisation – переход извне внутрь, от лат. interior – внутренний) рассматривается как формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом [15, с.108].

Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский дают понятие интериоризации через формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности [16, с.127]. Аналогичные определения понятия «интериоризация» как формирование структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности мы находим и в других психологических словарях [18].

Термин «интериоризация» используется представителями разных направлений и школ в психологии – в соответствии с их пониманием механизмов развития психики.

Понятие «интериоризация» было введено в научный оборот представителями французской социологической школы (Э.Дюркгейм и др.). У Э.Дюркгейма интериоризация была представлена как процесс, когда ребенок заимствует из общественного сознания понятия, представления, категории, которые затем образуют структуру его личных взглядов.

Первым психологом, который рассматривал интериоризацию как психологический принцип, был Пьер Жане. Понятие «интериоризация» означало прививание элементов идеологии к изначально биологическому сознанию индивида: идеология, общественное сознание переносилось «в» индивидуальное сознание; менялось местонахождение, но не природа явления; оно как было, так и оставалось идеальным [17, с.111].

Ж.Пиаже в своей операциональной теории развития интеллекта подчеркивал роль интериоризации в образовании операций, сочетании обобщенных и сокращенных, взаимообратных действий. Для Ж.Пиаже интериоризация – явление вторичное от логического развития мышления и означает создание плана идеальных, собственно логических конструкций. Вопрос о переходе от непсихического к психическому при этом не затрагивался [5]. В аналогичном смысле интериоризацию понимали и представители символического интеракционизма [16].

Понятие интериоризации занимает важное место в системе понятий ряда советских психологических теорий, поскольку выступает в них одним из основных средств решения таких ключевых теоретических проблем, как:

  • проблема объективного метода психологического исследования,
  • проблема социальной детерминации психики человека,
  • психофизическая проблема (в современной трактовке – проблема природы и происхождения психического), которые актуальны в современной психологии.

Именно поэтому мы обратились к изучению понятия интериоризации – уточнению его содержания и разграничения различных значений термина, сопоставлению теоретических положений и эмпирических данных, выявления связей данного понятия с другими понятиями, перспектив его применения для решения современных теоретических проблем психологии.

В отечественной психологии процесс интериоризации понимается как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Большая группа советских психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и их сотрудники) отвечала словом «интериоризация» на вопрос: каким образом в ходе онтогенетического развития формируются социальные механизмы психики человека? Содержательно сам процесс интериоризации эти ученые понимали во многом по-разному. Позиции данных ученых по проблемам интериоризации критически оценивали другие советские психологи – С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский.

Принципиальное значение понятие «интериоризация» получило в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. При этом Л.С. Выготский преимущественно пользовался термином «вращивание» (синоним интериоризации), под которым понимал превращение внешних средств и способов деятельности во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных. По его мнению, всякая человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации становится компонентом психики отдельного индивида [4, с.58].

Данные теоретические построения А.Н. Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению А.Н.Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.

П.Я. Гальперин выделяет в действии две основные части: ориентировочную и исполнительную. Производной от них выступает контрольно-корректировочная часть. В теории П.Я. Гальперина ориентировочная часть действия, или ориентировочная основа действия, занимает ведущее место. Ученый подчеркивает: «Именно ориентировочная часть, а вовсе не все действие представляет предмет психологии» [6, с.446].

С.Л. Рубинштейн критиковал позицию А.Н. Леонтьева по вопросу о предпосылках интериоризации. Исходя из принципа марксистской философии – внешние причины действуют через внутренние условия, С.Л. Рубинштейн считал безусловно необходимым признание внутренних (филогенетически и во внутриутробный период сформировавшихся) предпосылок процесса усвоения; усвоение не может идти «в пустоту». Вопрос стоит так: как содержательно охарактеризовать эти предпосылки (а не только констатировать их существование)? Последняя проблема упирается, в конце концов, в знаменитую проблему «первоначала» и далека от решения в психологии и сегодня. Вместе с тем какое-то, пусть промежуточное, решение проблемы предпосылок необходимо: ведь если констатировать наличие предпосылок, но не указать, чем предпосылки отличаются от результатов интериоризации, то тогда само понятие интериоризации оказывается просто бессодержательным [17, с.113].

Таким образом, осваивая и выполняя профессиональные роли человек сначала интериоризирует (переводит внешнее во внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, то есть как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.

Психологический механизм интериоризации позволяет понять динамику духовных потребностей личности. Деятельность, осуществляемая личностью при определенных условиях, создает новые объекты, которые вызывают новую потребность. Личность, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей деятельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их во внутренние состояния. Отобранный объект переходит в потребность, т.е. срабатывает механизм интериоризации.

Интериоризация личностью общечеловеческих ценностей в процессе осуществления учащимся оценочной деятельности помогает ему спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования и самовоспитания, и реализовать ее на практике [22, с.61].

Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается многочисленными исследованиями. В них показано, что социальные ценности воспринимаются не только сознанием, рациональным мышлением, но прежде всего чувствами.

А.Н. Мушкирова считает, что формирование ценностных ориентаций протекает посредством интериоризации, идентификации и интернализации. [14].

Интериоризация общественно значимых ценностей, по мнению И.Ф. Клименко, происходит через усвоение социальных нормативов как в вербальном, так и в поведенческом плане [10, с.11].

Интериоризация и социальная адаптация, по мнению К.В. Рубчевского, являются основными формами социализации личности. Интериоризацию следует понимать как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей [12].

Р.М. Нуреев предложил исследовать интериоризацию индивида по трем измерениям. Измерение степени рациональности индивида: от рутинного к разнообразному и от ориентации на среднее мнение к ориентации на удовлетворительный результат. Измерения степени преследования личных интересов: от индивидуализма к принципам коллективисткой этики, а также степени ориентированности деятельности на рыночные отношения: от «рыночности» к «антирыночности» поведения [13].

В исследовании проблем интериоризации практик B.C. Любченко на первый план выходят практические знания и навыки. В основе интериоризации отношений, по мнению автора, выступают не теоретические знания индивида, а практическое знание [7].

П. Бергер развивал интегральный подход к процессу интериоризации социального мира, исследовал механизмы реализации различных форм социального контроля и их взаимосвязь с формированием самоидентичности личности при смене социального контекста [3, с.11].

В.П. Беляниным исследованы процессы интериоризации значений слов в общении и деятельности, как основы конструирования смысловой матрицы социума индивидом [2].

Б.Г. Ананьевым было проведено сравнение двух подходов к интериоризации социальных ролей, а через них установок и мотивов: социологического и психологического [1].

Джон Шоттер, в исследовании о возможности места конкретного высказывания в цепи речевого общения, в определенной социальной группе, целиком солидарен с Л.С. Выготским и М. М. Бахтиным, «мы формируем свою внутреннюю жизнь через возможности, предоставляемые нам «другими» вокруг нас, равно как и «аудиторией», интериоризованной нами, благодаря функционированию в различных сферах общения или речевых жанрах» [19, с.107].

Как отмечает В. П. Левкович, «нормы – это внешние по отношению к личности требования общества или группы, предъявляемые к ее поведению в той или иной ситуации». Интернализованные нормы не ощущаются индивидом как принудительные, они сливаются воедино с его правилами и нормами. В этом случае они представляют собой внутренний регулятор поведения, то есть такой императив, который принят личностью, образует се установку [12, с.96].

А.Н. Леонтьев определяет интериоризацию действий как постепенное преобразование внешних действий в действия внутренние, умственные. Он подчеркивает, что этот процесс необходимо совершается в онтогенетическом развитии человека [8].

Читайте также:  Зависимость от социальных сетей - признаки, причины, как избавиться

По Гончарову В.С для интериоризации понятия учеником действие должно быть предварительно экстериоризованно учителем. Иначе говоря, педагог должен спроектировать процесс его усвоения в соответствии, с системой планомерно-поэтапного формирования [8].

Н.Ф.Талызина [18, с.99] также выделяет три составляющие процесса интериоризации: переходы «внешнее-внутреннее», «социальное-индивидуальное», «материальное-идеальное».

Таким образом, анализ различных научных подходов к определению термина «интериоризация», показал, что результатом данного процесса является не просто приобретение новых знаний, а преобразование структуры личности.

Таким образом, мы определяем интериоризацию профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе как процесс и результат усвоения и преобразования знаний в профессионально-ориентированные, характеризующийся специфической трансформацией познавательных объектов во внутренне-присвоенные, личностно-значимые, позволяющие решать профессиональные задачи будущей деятельности, приобретения социального опыта, которые не только обобщаются, формируются, но и в дальнейшем используются в процессе профессиональной деятельности, при этом образовательная среда вуза и современные требования к профессиональной подготовке определяют содержание профессионально-ориентированных знаний, а их присвоение обеспечивает профессиональное развитие социальных педагогов.

Интериоризация профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе детерминирована изменяющимися социальными, экономическими и культурными условиями развития российского общества, значимыми для системы высшего педагогического образования, а также принципами, отражающими специфику профессиональной деятельности социальных педагогов

В процессе профессиональной подготовки студент, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей профессиональной деятельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их во внутренние состояния. Отобранный объект переходит в потребность, т.е. срабатывает механизм интериоризации. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего существования, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий.

Интериоризация профессиональных знаний в процессе осуществления учебной деятельности осуществляется поэтапно: формирование ценностного знания; постижение и принятие социального опыта в процессе рефлексии и интерпретации; смысловое постижение социального опыта, и как результат присвоение социального опыта как личного.

Рецензенты:

Жог В.И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;

Леванова Е.А., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.

Интериоризации – это. Понятие, примеры и психологический механизм интериоризации

От Masterweb

Ребенок родился, и он сразу начинает контактировать с миром, познавать его. Он словно губка с жадностью поглощает огромное количество информации, приходящей от окружения. Звуки, цвета, свет и темнота, ощущения холода и тепла, вкус — все это ново и непонятно. Память, мышление, восприятие, эмоции — все психические функции находятся в зачаточном состоянии. Толчком для их бурного развития становится процесс интериоризации.

Интериоризация: что это?

Понятие интериоризации впервые было использовано группой французских социологов для обозначения элементов социализации. Индивидуальное развитие человека как члена общества зависит от его принятия ценностей социума. Формирование сознания напрямую зависит от заимствования культурных, идеологических, моральных ценностей общества.

Интериоризация — это процесс становления психики человека через ассимиляцию деятельности, интегрирования общественного опыта и полномасштабного развития. Термин был образован от двух слов: лат. interior – “внутренний” и фр. intériorisation — “переход извне внутрь”.

Интериоризация в психологии

В психологии интериоризация – это формирование психических процессов через усвоение деятельности, принятой в социуме. Впервые об этом явлении в психологии заговорили французские психологи Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон. Вплотную этим вопросом занимался также советский психолог Л. С. Выготский. По его теории, становление психики происходит через внедрение внешних социальных факторов. Первоначально идет принятие механизма взаимоотношений и жизнеустройства общества, которые благодаря процессу интериоризации становятся компонентами психики.

Становление личности по П. Я. Гальперину

Работу в данном направлении продолжил советский ученый П. Я. Гальперин. Заслуга его заключается в том, что он продолжил линию изучения данного явления, заданную Л. С. Выготским, которая отличалась от мнения зарубежных ученых. Ж. Пиаже отводил интериоризации второстепенное значение в формировании психики до определенного возраста, на первом плане было логическое мышление. Переход от непсихического к психическому (т. е. как материальное действие) становится внутренним процессом, не освещается.

Напротив, Л. С. Выготский, а затем П. Я. Гальперин настаивают на том, что интериоризация – это ключевой механизм переноса внешнего впечатления во внутренний план на всех этапах развития. Глубоко изучается вопрос перехода непсихического плана в психический.

Преобразование деятельности

Психологический механизм интериоризации заключается в преобразовании внешней деятельности в компоненты психики. Это происходит в процессе общения и обучения.

Осмысленные действия выполняются в результате опыта взаимодействия с миром, т. к. интериоризация в психологии – это переход «извне внутрь», который становится основой формирования умственной деятельности. Гальперин вывел такие параметры преобразования деятельности: уровень исполнения, мера обобщения, количество операций, степень освоения навыка.

Становление умственной деятельности

Формирование умственных действий, по Гальперину, проходит несколько этапов:

  1. Мотивационный. Наилучшей базой для мотивации является естественный познавательный интерес.
  2. Ориентировочный. Осуществляется наблюдение за манипуляциями обучающего, происходит составление схемы будущих действий.
  3. Материальный. Осуществляется непосредственное действие с предметом.
  4. Внешней речи. На данном этапе происходит проговаривание действий вслух.
  5. Внешней речи про себя. Здесь то, что ранее проговаривалось вслух, произносится про себя, что значительно сокращает время действия.
  6. Умственного действия. Все действия происходят в уме, с большой скоростью на уровне автоматизма, что говорит об усвоении навыка.

Начало

Взаимодействие родившегося ребенка с миром происходит с помощью близкого окружения. Пример интериоризации в данном возрасте можно наблюдать в играх матери с малышом, в способе общения с ним, в манере речи.

Мама впервые показала ребенку погремушку. Ребенок смотрит, ему интересно: что это там такое яркое и шумное – и включается мотивационный этап на основе познавательного интереса. Малыш неотрывно наблюдает, как мама гремит погремушкой и называет предмет – в действии ориентировочный этап. Далее мама вкладывает игрушку ребенку в руку, и этот процесс продолжается до тех пор, пока кроха не научится держать предмет в руках – этап действий с предметом. Мама постоянно проговаривает название игрушки и способ действия с ней, ребенок пытается повторять за ней – этап внешней речи. Повторение действий про себя приводит к мыслительной операции — малыш видит погремушку, берет ее, гремит, получая положительный эмоциональный заряд. Действия, достигнув стадии автоматизма, указывают на усвоенный навык. Ребенок будет так действовать не только с конкретной игрушкой, но и с другими погремушками тоже. Таким образом происходит процесс преобразования внешних действий во внутреннюю мыслительную деятельность. На протяжении всего дошкольного возраста формирование психики ребенка происходит через интериоризацию действий во взаимодействии с различными предметами и понятиями непосредственно в игре.

Школьная адаптация

Школьное обучение базируется на мыслительной деятельности. Изучение в школе таких предметов, как физика, математика, история, химия и т. д., предполагает, что ученику будут выдвигаться определенные требования, одно из которых — умение производить действия не только на предметах и бумаге, но и в уме, с большой скоростью, а лучше автоматически. Механизм интериоризации личности будет зависеть и от типа нервной системы (кто-то схватывает все на лету, а у кого-то этот процесс протекает в очень медленном темпе), типа темперамента, от мотивации. И здесь очень наглядно разделение детей на усваивающих школьную программу и отстающих. Как видно из этапов развития умственной деятельности, мотивация является импульсом к внешнему действию.

Отсутствие познавательного интереса, являющегося основой школьной мотивации, приводит к слабому усвоению школьного материала и низкой успеваемости. Не только особенности нервной системы играют здесь важную роль, но и социальная адаптация – мера вхождения личности в социум.

Социальная адаптация

Социальная интериоризация начинается также с самого рождения. Здесь различают следующие уровни взаимоотношения личности с обществом:

  • ближний круг общения (родители, братья, сестры и др. родственники);
  • средний круг (соседи, детский сад, школа, друзья и т. д.);
  • дальний круг (малая родина и страна рождения в целом).

В общении с родственниками ребенок перенимает, т. е. интериоризирует, семейные ценности — это тип взаимоотношений родителей, внутрисемейные интересы, модели поведения с окружающими, религиозные предпочтения и отношение к миру в целом.

Выходя за рамки семьи, ребенок наблюдает модели взаимоотношений, принятые у людей, с которыми он часто контактирует, и может перенимать их способы действий.

Рождение в определенной стране также оставляет особый отпечаток в самоопределении человека: культурные и религиозные традиции, язык общения, национальная кухня, моральные ценности и личности, которых общество выбрало своими героями. Например, в советском обществе 30-40-х годов прошлого столетия героями были летчики, стахановцы, партийные лидеры, и подрастающее поколение хотело быть похожими на них. Потом героями были космонавты, «новые русские», олигархи и т. д. Успешность в обществе будет зависеть от уровня соответствия человека внешним идеалам, принятым на данный момент в социуме.

Роль общения

Общение в процессе интериоризации играет важную роль. Оно определяет сознание: с кем человек общается и принимает его авторитет, те ценности он способен перенять. Например, на начальном этапе жизни родители для ребенка являются непререкаемым авторитетом, и все, что говорят родители, воспринимается как истина в высшей инстанции. По мере взросления ребенок сопоставляет те ценности, которые культивируют родители, с приоритетами общества.

Тут личность может выбрать любую направленность в зависимости от своей природы. Как правило, человек предпочитает жизнь, привычную с детства.

Роль общения имеет и другой аспект в интериоризации. Синдром госпитализма выявил важную составляющую речи и тактильных контактов в младенческом возрасте. Известны случаи с отказниками (дети, оставленные родителями в роддомах после рождения), которые проживали в больницах до трех лет. Общение с миром таких детей было ограничено медицинскими рамками. После этого дети попадали в приюты, где выяснялось, что хотя они и понимают родную речь и имеют достаточный пассивный словарный запас, но общаться предпочитают на своем выдуманном языке, у многих отсутствовали гигиенические навыки (не умели чистить зубы, мыть руки с мылом и т. д.). Пребывание в приюте со сверстниками и педагогическое воздействие взрослых корректировало личность данных детей в лучшую сторону.

Усвоение опыта

Значение опыта в процессе интериоризации переоценить трудно. Благодаря ему человек выбирает ту или иную систему ценностей, которая определит мировоззрение и способы взаимоотношений с окружающими. Несмотря на расхожее мнение, опыт передать нельзя. Передать можно знания, секреты мастерства, определенные нюансы деятельности, но опыт всегда будет индивидуальным. В одной и той же ситуации различные люди вынесут различные уроки. Поэтому уберечь ребенка от ошибок априори невозможно. Можно научить его в какой-то степени предвидеть ситуации, но не более. Кроме того, приобретение отрицательного опыта приводит к развитию более сильной и устойчивой личности.

Процесс преобразования социального опыта в развитии человека имеет большое значение, т. к. интериоризация — это не только получение новых знаний, но и преобразование личности на внутреннем психическом плане.

Оцените статью
Добавить комментарий