Интроекция в психологии, примеры, жертвы интроекции – кто они?

Интроекция в психологии, примеры, жертвы интроекции – кто они?

Интроекция в психологии – жертвы

Психика отличается многими особенностями. Все без исключения они направлены на то, чтобы помочь человеку быстро приспособиться к жизни, начать адаптацию в социуме, а также снизить внутренний уровень стресса и переживаний, который непременно возникает при столкновении с трудностями, неудачами и прочими проблемами. Одной из психологических защит является интроекция. Она рассматривается в психологии, где приводятся примеры и обсуждаются жертвы интроекции.

Интернет-журнал psytheater.com относит абсолютно любые психологические механизмы к полезным свойствам, поскольку в первую очередь они направлены на выживание индивида. Человек должен быстро приспособиться к окружающему миру, что возможно, если обучаться нужным навыкам у взрослых людей, которые уже давно живут в этом мире и знают все его правила и условия.

Так, интроекция проявляется уже в том, что маленький ребенок копирует своих родителей, которых считает знающими и умеющими выживать в данном мире. Здесь не имеет значения, насколько успешными, богатыми и красивыми являются родители. Самое главное – они выжили, прожили много лет, смогли достичь того возраста, когда уже являются самостоятельными и у них появился малыш.

Также интроекция, как и прочие психологические виды защит, направлена на то, чтобы снизить внутренний уровень противоречий, стресса, волнений и переживаний. Абсолютно у любого человека возникают негативные эмоции. Порой человек переживает сильно травмирующие психику чувства. И здесь включается психологическая защита. Если у человека включается интроекция, тогда у него происходит свой механизм приспособления к травмирующим ситуациям, чтобы снизить внутренний уровень переживаний.

Существует несколько видов психологической защиты. В данной статье все расскажем об интроекции.

Что такое интроекция?

Интроекцию ввел в психологию Зигмунд Фрейд. Обозначает данный термин склонность психики человека на бессознательном уровне перенимать информацию из внешнего мира и делать ее своей. Противоположностью интроекции является проекция:

  1. Если при проекции человек переносит свой внутренний мир на внешний, наделяет окружающие предметы и людей собственными качествами и убеждениями.
  2. То при интроекции человек перенимает убеждения, модели поведения, эмоции и прочие установки из внешнего мира и делает их своими внутренними. Причем человек не производит данный процесс сознательно, он не оценивает информацию. Он воспринимает ее абсолютно и считает ее истинной.

Интроекцию можно представить в виде запоминания образа матери ребенком, чтобы потом понимать, какой нужно быть, когда дочка сама вырастет, или какую женщину нужно выбирать, когда вырастет сын.

Интроекция – это не только психологическая защита, но и даже модель поведения, которой человек уже может пользоваться сознательно. Человек постоянно контактирует с окружающим миром, в частности с людьми, поэтому для него свойственно перенимать от них определенные паттерны, убеждения, взгляды, моральные ценности и пр.

Все люди знакомы с общественным мнением. Оно передается через средства массовой информации и через самих людей. С самого раннего возраста человек привыкает к тому, что есть общественное мнение и его, которое не всегда соответствует большинству. Немногие дети подвергались из-за подобной разницы насмешкам и унижениям в школе. Даже взрослые люди часто становятся объектами для критики и сплетен, если живут и мыслят не так, как все. И самое интересное, что именно общественность пропагандирует данный вид унижения тех, кто не похож на них. Ведь всем выгодно поработить других, уникальных и необычных людей.

Привыкая к тому, что лучше всего следовать общественному мнению и образу жизни, многие люди испытывают депрессию или стресс, когда не выходит так, как им говорится социумом. Так, например, женщина может волноваться из-за того, что ее семья не живет так, как живут многие. Или парень беспокоится о том, что еще не женился и не имеет детей в свои 35 лет. К сожалению, общество активно насаждает свои стандарты абсолютно всем людям, не принимая во внимание их желания, мировоззрение и темп жизни. Все должны быть, как один, как под копирку, как клоны, которые понятны и ничем не отличаются друг от друга. И фразы: «Хочу устроить свою жизнь хорошо» и «А у них иначе» — из уст одного из таких «клонов» ясно демонстрируют то, что человек уже не является индивидом, личностью. Он просто существо, которое пытается жить точно так же, как и другие. Ему неприятно быть «белой вороной», потому что гораздо приятнее осуждать других «белых ворон», выделяющихся из толпы.

«Жить хорошо» или «как все» — это значит вписать свою жизнь в какие-то рамки. Но это и есть та самая проблема, с которой люди постоянно борются. Они не принимают свою жизнь такой, какая она есть, и, как капризные дети, пытаются ее запрограммировать, «оцифровать», чтобы она действовала в пределах каких-то стандартов, придуманных обществом.

Но жизнь – это свобода. Она не знает, что такое правила и человеческие законы. Она руководствуется более гибкими Вселенскими законами, которые никогда не подчиняются человеческому разуму. И пока вы пытаетесь втиснуть свою жизнь в какие-то надуманные рамки, вы страдаете, постоянно испытываете проблемы и стресс. Спрашивается тогда: а зачем вы это делаете? Вы боитесь жить не так, как все? А как бы вы отреагировали, если бы поняли, что именно такая жизнь, от которой вы отказываетесь, принесла бы вам счастье, любовь и богатство?

Жить, как все – значит принять судьбу такую же, как и у всех. Оглянитесь вокруг себя, что вы видите? Люди живут счастливо? Люди не расстаются? Дети живут в полных семьях? Нет голодных, нищих, безработных? Если вы этого не видите, то зачем вам пополнять ряды тех, кто вас окружает? Становясь, как все, вы живете, как и они. А это значит, что вас будут преследовать неудачи, проблемы и горе. Конечно, и радость будет, когда вы снова обозлитесь на какого-то выделяющегося из толпы человека и покроете его трехэтажными неприличными словами. Вы будете считать себя правыми, хотя и самыми несчастными.

Хотите ли вы жить хорошо или вы хотите жить так, как вам уготовано жизнью? Хотите вы быть, как все, или готовы быть индивидуальностью? Выбирать вам. Только помните, что вы поступите правильно как в том, так и в другом случае. Только, будучи как все, вы примите судьбу, как у других людей. А живя своей жизнью, вам уготовано нечто такое, чего еще мир не видывал. Вам выбирать, какой жизнью жить. Только не думайте, что вы не несете за это ответственность.

В гештальт-терапии интроекцию рассматривают как плохое переваривание пищи. При интроекции человек должен просто «проглотить» тот кусок пищи, который ему попадает в рот, не пережевывая. Если же говорить об адекватном восприятии внешней информации и преобразовании ее в свое внутреннее знание, то следовало бы сначала принять информацию, обдумать ее, проанализировать, сделать свои выводы и оставить то, что человеку нужно, отбросив все ненужное. А в случае с интроекцией человек просто «проглатывает» все, как есть.

Интроекция со своей стороны позволяет человеку вписаться в то общество, в котором он живет. Ребенок обычно не анализирует внешней информации, а воспринимает ее такой, какой она является. Это позволяет ему принять традиции, законы, правила общества безоценочно и влиться в окружающий мир. Если бы человек каждый раз анализировал поступающую информацию, то не смог бы адаптироваться к социальным условиям. Таким образом, интроекция позволяет расти и развиваться личности как социальному объекту.

Интроекция в психологии

Психология детально рассматривает механизм интроекции со всех сторон, поскольку она может как помогать человеку адаптироваться к окружающему миру, так и способствует его однотипности с окружающими, потере индивидуальности, отказу от своего «Я». Интроекция может быть как полезной, так и вредной, что уже зависит от каждого отдельного случая.

«Живи, как все» — лозунг современного общества. Заметьте, с какой опаской люди реагируют на тех, кто на них не похож. Вспомните то время, когда только начали появляться новые течения молодежных групп – готы, эмо, люди-куклы и т. д. Помните, как общество на них реагировало? Вспомните и вы свою реакцию, когда впервые встретили такого человека на улице, не зная о таких направлениях в молодежной среде.

Людям привычнее жить, как все. Почему? Потому что это обеспечивает защиту, помощь и любовь. Люди не просто так когда-то решили жить группами. Они поняли, что вместе они смогут друг другу дать то, чем в одиночку тяжелее себя обеспечить. Легче попросить друга о помощи, чем самому делать всю работу. Лучше возложить на государство заботу о пенсионерах, нежели самим дохаживать своих престарелых родителей. Таким образом, люди не просто живут целыми народами и государствами. Лозунг «Живи, как все» будет всегда актуален.

Но если бы люди только собирались в группы… Людям хочется, чтобы все, кто их окружает, были понятны им, похожи на них. Современному человеку привычнее жить по уже написанному пути, нежели искать свой, уникальный способ жизни. Все люди проходят через обучение в школе и университетах, а потом – через поиск работы и зарабатывание денег. Многие люди живут по принципу: «Проработай на одной работе, накопи стаж и выйди на пенсию». Вот только почему-то эти люди еще мечтают об обогащении самих себя, не понимая, что пока они живут, как все, богатыми им никогда не стать.

«Живи, как все» — костыль для тех, кто хочет себя реализовать. Как может человек со всеми своими уникальными способностями, а порой и талантами, жить, как все? У всех нет его талантов и набора качества. Как он может жить, как все?

Это выбор каждого: обеспечивать себя мнимой любовью только потому, что он ведет себя так, как того от него ждут люди, или все-таки стремиться обустроить свою жизнь так, чтобы он мог себя реализовать. Но следует понимать, что жизнь, как у всех, не позволяет самореализоваться, а самореализованность порой приводит к одиночеству и непониманию. У каждой из позиций есть свои недостатки. А с какими недостатками готовы смириться вы?

Кто они – жертвы интроекции?

Интроекция может принести вред человеку. Он может стать жертвой интроекции. Ими могут оказаться:

  1. Люди, которые проецируют на окружающих то, что сами же от них берут.
  2. Люди, которые не способны адекватно оценивать окружающих людей и их убеждения.
  3. Люди, не способные отделять свои границы от чужих. Так происходит тогда, когда человек полностью готов перенимать внешнее, не имея своего внутреннего мнения.
  4. Люди образованные, которые настолько закостенели в своем восприятии вещей, что не способны смотреть шире и глубже.

С самого рождения на формирование человеческой психики влияет множество факторов: семья (родители, родственники), друзья, воспитатели, учителя, средства массовой информации и т. д. Все это в значительной мере определяет то, каким человек вырастет. А поскольку все люди растут в одном и том же обществе, то в большинстве своем люди вырастают одинаковыми: с одинаковым мышлением, мировоззрением, желаниями, стремлениями и т. д.

Попросту говоря, из любого человека делают запрограммированного робота, который будет удовлетворяться материальными потребностями, которые сначала необходимо заработать. Обществу и государству в целом не нужны личности, индивидуальности, уникальные люди. Это можно заметить даже тогда, когда родители отдают своих детей лишь туда, куда ходить престижно, в то время как сами малыши увлекаются чем-то другим. Каждому человеку и обществу в целом нужны вполне предсказуемые, послушные и легко управляемые люди. Вот почему очень часто можно заметить, что люди несчастны лишь потому, что они должны чем-то заниматься и что-то делать, а не выполнять то, что им действительно нравится.

Общество не изменишь, поскольку это придется менять всех людей. Гораздо легче изменить самого себя, а именно понять, что окружающие люди хотят сделать из вас запрограммированного робота, который будет им удобен, и принять для себя решение: хотите ли вы жить, как все, или будете жить в угоду своим желаниям?

Общество пусть делает то же, что и делало раньше. Но у вас есть выбор, подчиняться обществу или идти своим путем, который вы предпочтете сами. Если вы сделаете выбор в сторону индивидуального роста и развития, то вам не нужно тратить свои силы на то, чтобы изменить окружающий мир. Не пытайтесь бороться с тем влиянием, которое на вас привычно оказывает мир и другие люди. Лучше перенаправьте свои усилия на то, чтобы все-таки научиться достигать того и иметь то, что вы хотите.

Пока вы боретесь с окружающим миром, у вас не остается сил и времени на то, чтобы сделать свою жизнь комфортной для самого себя. Поэтому займитесь реализацией своих желаний, а окружающие люди пусть делают то, что они делают.

Сделайте свой выбор: жить, как все, или жить в угоду себе? И сделайте это смыслом своей жизни: либо вы достигаете тех же целей, что и другие люди, либо совершенствуетесь именно в том направлении, который угоден именно вам. Помните, что общество всегда будет делать так, чтобы все люди жили одинаково, наслаждались одними и теми же вещами, думали однообразно. Но лично каждый человек принимает для себя решение: жить, как все, или жить в угоду себе? Причем он несет ответственность за любое решение, которое он принял.

Читайте также:  Отношения между мужчиной и женщиной - начало, развитие, этапы

Есть отдельная категория людей, которая не просто склонна к интроекции, но даже и не сопротивляется ее проявлениям. Такие люди просто не берут на себя ответственности, а перекладывают ее на общественную мораль, традиции, законы и прочие внешние факторы. Интроекция используется человеком, поскольку он получает от нее выгоду: совершая глупые, ошибочные или неправильные поступки, он может обвинить в этом окружающий мир, который говорил ему, как действовать, и он безоговорочно следовал этому.

Интроекция

Интроекция – (от лат. intro — внутрь и лат. jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.

В речи интроекты проявляют себя постоянным употреблением слов «надо», «должен» и «нельзя». Гешталь-терапия требует эти конструкции заменить на «Я хочу». При интроекции мое собственное желание, моя потребность заменяется на желание или потребность другого человека, сформулированные в виде непреложного правила. Фредерик Перлз, известный как обладатель чрезвычайно резкого языка, называл одним из бичей современного человека «тиранию долженствования», которую именовал mustarbation (от английского must – «должен», на английском слово в целом созвучно «мастурбации»).

Интроекция (из книги Фредерика Перлза «Свидетель Терапии»)

“. Наш рост обеспечивается способностью различения, которая сама является функцией границы между «я» и другим. Мы что-то берем из среды и что-то ей возвращаем. Мы принимаем или отвергаем то, что среда может нам предложить. Но мы можем расти, только если в процессе принятия в себя мы полностью перевариваем и тщательно ассимилируем то, что получили. То, что мы реально ассимилировали, становится нашим собственным, так что мы можем делать с этим все, что нам угодно. Мы можем сохранить это для себя или отдать в новой форме, приобретенной благодаря ассимиляции. Если же мы проглотили нечто, не разжевав, приняли без различения, – оно становится чужеродным телом, загнездившимся в нас паразитом. Хотя оно может казаться нашей частью, на самом деле это не так, оно остается частью среды.

Физический процесс роста посредством ассимиляции, то есть разрушения и переваривания, – легко наблюдать. Пища, которую мы получаем, требует не проглатывания целиком, а пережевывания (что начинает процесс ее разрушения) и переваривания (что продолжает процесс дальнейшего превращения пищи в химические частицы, которые организм может использовать). Физическая пища, хорошо переваренная и ассимилированная, становится частью нас самих, превращается в кости, мышцы и кровь. Но пища, которую мы глотаем целиком, которую мы заталкиваем в себя не потому, что мы ее хотим, а потому что нас заставили ее есть, тяжестью ложится на желудок. Она создает нам неудобства, мы хотели бы выбросить ее из себя, освободиться от нее. Если мы не делаем этого, если мы подавляем свой дискомфорт, свою тошноту и желание избавиться от этой пищи, мы можем в конце концов все же ухитриться ее переварить, – или она нас отравляет.

Психологический процесс ассимиляции в значительной степени похож на физиологический. Понятия, факты, нормы поведения, мораль, этические, эстетические, политические ценности – все это первоначально приходит к нам из внешнего мира. В нашем уме нет ничего, что не пришло бы из среды, но в среде также нет ничего, для чего не существовало бы органической потребности, физической или психологической. Все это должно быть переварено и усвоено, чтобы стать подлинно нашим, частью нашей личности.

Если же мы некритически, целиком принимаем что-то на веру, потому что кто-то так сказал, или потому что это модно, или безопасно, или соответствует традиции, или, наоборот, потому что это не в моде, опасно или революционно, – все это откладывается в нас тяжелым грузом. Это несъедобно, это чужеродные тела, хотя мы и дали им место в своем уме. Такие непереваренные установки, способы действия, чувства, оценки психологически называются интроектами, а механизм, посредством которого эти чуждые образования попадают в личность, мы называем интроекцией.

Я не хочу сказать, что этот процесс проглатывания целиком не служит иногда полезным целям. Студент, который зубрит целую ночь перед экзаменом, чтобы получить хорошую отметку по предмету, который ему непонятен, имеет вполне оправданные причины для своих действий. Но если он тешит себя мыслью, что действительно чему-то научился посредством такой зубрежки, то через полгода он сможет убедиться, что забыл большую часть того, что «выучил».

Я также не хочу сказать, что человек должен отвергать какую-либо психологическую пищу, которая приходит из внешнего мира. Питаться собой психологически так же невозможно, как физически. Я говорю лишь, что факты и установки, на которых строится наша личность, то есть психологическая пища, которую предлагает нам внешний мир, должна быть точно так же ассимилирована, как наша физическая пища. Она должна быть деструктурирована, проанализирована, разъята, а затем собрана вновь в такой форме, в какой она окажется для нас наиболее ценной. Если она просто проглочена целиком, она ничего не дает для развития нашей личности. Напротив того, она превращает нас во что-то вроде комнаты, настолько заваленной чужими вещами, что в ней не хватает места для наших собственных. Она превращает нас в мусорную корзину, наполненную чуждой и ненужной нам информацией. Самое худшее состоит в том, что этот материал имел бы для нас огромную ценность, если бы мы обдумали его, изменили и трансформировали его в себе.

Таким образом, опасность интроекции двояка. Во-первых, интроектор упускает возможности развивать собственную личность, поскольку он занят удержанием чуждых элементов в своей системе. Чем больше интроектов он нахватал, тем меньше у него остается возможностей выразить себя или хотя бы обнаружить, что такое он сам. Во-вторых, интроекция способствует дезинтеграции личности. Интроецировав несовместимые понятия, вы можете обнаружить себя разрываемым на куски при попытке согласовать их. В наше время это встречается довольно часто.

Наше общество, например, с детства учит нас двум совершенно различным и, по-видимому, противоположным установкам. Одна соответствует так называемому «золотому правилу» – делать другим то, что хотелось бы от них получить. Другая – закон выживания наиболее приспособленных, выражаемый пословицей «собака собаку ест». Если мы интроецируем обе эти установки как догмы, мы в конце концов будем пытаться быть одновременно и мягкими, добрыми, нетребовательными, и безудержно агрессивными. Мы будем любить наших соседей, но доверять им только в тех пределах, в каких мы можем с ними справиться. Мы будем являть собой мягкость, но одновременно будем жестокими и садистичными. Каждый, кто интроецирует подобные несовместимые представления, превращает собственную личность в поле их битвы. Невротический конфликт обычно доходит до мертвой точки, когда ни одна из сторон не может победить, и человек не способен ни к какому дальнейшему росту и развитию.

Таким образом, интроекция – это невротический механизм, посредством которого мы принимаем в себя нормы, установки, способы действия и мышления, которые в действительности не являются нашими собственными. При интроекции мы сдвигаем границу между собой и остальным миром так далеко внутрь себя, что от нас почти ничего не остается.

Возвращаясь к ситуации, в которой хорист полагает, что нехорошо беспокоить других, мы можем рассматривать ее как пример интроекции. Кто, в конце концов, говорит это, он или они? Действительно ли он полагает, что его собственные нужды настолько несущественны, что потребности группы всегда должны иметь преимущество? Когда интроектор говорит «я думаю», он обычно имеет в виду «они думают». “

Интроекция

Интроекция – это бессознательный механизм психологической защиты. От латинского «intro» – внутрь и «jacio» – кладу – процесс перенесения индивидом в бессознательное пространство субъективных образов внешних объектов, концептов, паттернов. В терминологию психоанализа введен в 1909 г. последователем Зигмунда Фрейда, психоаналитиком венгерского происхождения Шандором Ференци.

Фрейд, недиффиренцировал идентификацию и интроекцию, придавал значение защитному аспекту механизма, выделив отдельно идентификацию с агрессором, концепция которой стала базой психоаналитического пояснения стокгольмского синдрома. Отдельно интроекцию отделили позже, обозначив как примитивную, архаичную модель идентификации с основным отличием в полной бессознательности создания интроекта. Фрейд же считал интроекцию фундаментом Эдипова комплекса – желая безраздельно владеть матерью, и без возможности конкурирования с отцовской фигурой ребенок идентифицирует себя с ней, интроецирует материнский образ в бессознательное. А потому в роли полового идеализированного объекта видит наиболее подобных матери женщин. Соответственно, интроекция женщин имеет обратных героев и названа позднее комплексом Электры.

Что такое интроекция

Интроекция в психологии это механизм поведенческого сценария.

Интроекция гештальт связана с взаимоотношениями между людьми. Одним из необходимых элементов роста личности есть умение разделять границы – Я и Другие. Принимая что–либо из внешней среды, эффективным для развития будет лишь то, что будет ассимилировано, т.е. переработано личностью. В противном случае принятое без различения это будет частью внешней среды, подобно паразиту в организме.

Работу интроекции можно отследить в речи, по использованию слов должно, надо, нельзя. Фредерик Перлз, основатель направления гештальт, называл долженствование – мастурбацией (от англ. Must – должен). Проводя аналогию ассимиляции с пищеварением, он говорил, что для эффективного усвоения мы не глотаем пищу куском, когда, проталкивая ее внутрь, мы испытываем дискомфорт, может возникнуть желание избавиться от нее. Подобное питание может нанести нам вред, поэтому пережевываем (разрушаем) и перевариваем (преобразование пищи в элементы, принимаемые нашим организмом) ее.

Этические, поведенческие нормы, эстетически ценности, политические взгляды первично приходят к человеку извне. По мере взросления, соприкасаясь с социумом, личность получает информацию и наблюдает ситуации, которые ложатся в основу внутреннего мира. Критически анализируя внешние события можно определить ситуации, когда тот или иной образ может быть ограничен в конкретной ситуации, но целиком принимая что-то безотносительно контекста, под влиянием конкретного или абстрактного авторитета человек подчас помещает в себя – интроецирует – целостные не ассимилированные объекты – интроекты.

На ранних этапах взросления человек практически не может избежать подобного механизма. Полное отрицание внешних объектов так же не является выходом, поскольку как физиологически, так и психологически человек получает различные внутренние элементы для собственного построения извне. Но для эффективного принятия требуется их разделять, анализировать, отделять лишнее, собирать в нужную для развития форму и лишь тогда помещать во внутренний мир.

Будучи принят бессознательно, целиком объект удерживает личность от развития, поскольку часть ресурса отбирается на удержание и оправдание объекта и чем больше таких объектов, тем больше человек занят отстаиванием установок, позиций и взглядов, которые являются чужими. С другой стороны, интроекция способствует дезинтеграции личности, поскольку интроецируя несовместимые объекты человек разрывается изнутри противоположными направлениями в попытке соединить их, осуществляя невротический конфликт. По мере развития невротический конфликт доходит до крайней точки, когда объекты равноценно значимы и дальнейший рост личности останавливается, ресурсы идут на удерживание условного равновесия. В итоге, интроекция – механизм по которому человек принимает в себя умственные и поведенческие паттерны, которые не являются его собственными. Посредством него человек отодвигает границу, отделяющую собственную личность и внешний мир настолько глубоко внутрь, что от личности практически ничего не остается.

Интроекция в психологии

Интроекция в психологии это понятие, связанное с взаимодействием бессознательного с внешними объектами.

Читайте также:  Выносливость, как её повысить - рекомендации

Интроекция пример того, как бессознательное обходит контроль сознания и сознание постфактум пытается найти логику в условно-своем решении. Автор термина интроекция Ференци рассматривал ее как аутоэротический интерес распространяемый на внешний мир, путем помещения внешних объектов в Я. При этом данный процесс объектной любви он допускал равнозначно у невротика, и у здоровой личности, предполагая, что личность любит только себя, а для любви к другому она расширяет границы и помещает другого в Я, создавая интроект.

По мнению Ференци, интроекция это и механизм невротического конфликта, и адекватный психический процесс, являющийся частью невроза, имеющего место в бытовой жизни личности. Для невротика специфично некоторое бессознательное разбавление своего Я объектами окружающего мира. Процесс служит для снижения неудовлетворенности стремлений бессознательного. Невротик ищет внешний объект для помещения его внутрь и таким образом, расширив собственное Я, путем приравнивания себя к объекту. При этом Ференци эти же процессы предписывал и здоровому индивидууму, не наделяя их отличиями в данном аспекте.

З. Фрейд полагал, что интроекция деформирует восприятие действительности, принуждая личность переживать нечто из внешнего мира как субъетивное. В случае реальной или потенциальной возможности утраты из бессознательно привнесенного внешнего она может обернуться катализатором формирования травмы потери, что приводит к формированию патологичного депрессивного состояния.

Л.С. Выготский развивал идеи, параллельно используя понятие синонимичные интроекции – интериоризация – говоря о формировании внутренних субъективных формирований психики способом ассимиляции знаков и их комбинации внешней социальной деятельности, своеобразное перекодирование межличностных отношений во внутриличностные. Воздействие других на личность изначально, личность взаимно воздействует на окружающий социум, формируя социальную ситуацию развития.

Направление гештальт под интроекцией подразумевает процесс, когда результаты умозаключения и оценивания принимаются без цензуры. Продолжая аналогию с детьми, Ф. Перлз сформулировал три фазы интроекции – полная интроекция, частичная интроекция и ассимиляция соответствующие фазам «сосунка», «кусаки» и «жевуна» (предентальной, резцов и коренных зубов).

Полная интроекция – соответствует этапу сосущего ребенка, когда личность относится к предентальной группе.

У индивидуума интроецируемая информация воспринимается в первоначальном виде в форме чужеродного объекта в бессознательном. Ассимиляция не произошла.

Частичная интроекция аналогична ребенку, который кусает, резцовая группа личностей – личность частично обрабатывает и может осознавать внешнюю природу объекта, объект частично ассимилирован. Ассимиляция объекта – соответствует фазе ребенка способного жевать, молярная группа личностей.

Жертвы интроекции – кто они?

Интроекция присуща человеку на любом этапе возрастного развития, оказывая слияние на жизнь посредством различных бессознательных образов, появляющихся в психике личности. Структурой бессознательного, в которую помещены интроекты принято считать Супер–эго, а его речевыми конструктами и понятиями являются должноне должно, принятоне принято.

В процессе психологического формирования ребенка проходит несколько ключевых этапов, когда происходит формирование Супер–эго. Основа и первичные интроекты закладываются в первые два года жизни, в годы формирования привычек, соответствующие 3–4 летнему возрасту, появляются понятия плохого и хорошего, разделение себя от фигуры родителя с которым происходит идентификация. Примерно в пятилетнем возрасте, окончательное достижение самоидентификации за счет социализации в период, предположительно, 6–12 лет. Так же есть результаты исследований, по которым период формирования моральных эмоций относится к возрасту 2–3 лет.

Соответственно, чем раньше был сформирован интроект, тем сложнее человеку будет его отделить и ассимилировать. Соответственно, в зависимости от того, на каком этапе психологической осознанности находится личность, она будет более или менее склонна к использованию механизма интроекции. Чем Супер–эго сильнее Эго и подавляет его, тем больше интроектов будет наполнять психическую сущность личности.

Интроекция пример того, как человек может усложнить свое взаимодействие с другими.

Жертвы интроекции – кто они? Жертвами интроекции одновременно являются: проецирующий индивид интроекцию на другого и тот человек, на кого проецируют, поскольку от него требуют характеристик, которыми он не владеет. Интроекция гештальт способна создать прочную иллюзию о личности другого человека.

Интроекция – форма эмоционального взаимодействия индивидуума с внешним объектом вызывающий интерес. Идентифицируясь с ним, человек хочет быть подобным. Вследствие интроекции личность, в своей бессознательной фантазии, становится внешним объектом, его неотделимой частью. Он может лишиться внешнего объекта, но интроекция будет оказывать неосознанное влияние. В результате интроекции нечто, изначально находящее вовне, воспринимается как берущее начало изнутри. Этим объясняется ситуация, когда достижения партнера, ребенка или другого близкого воспринимаются как свои и человек останавливает личное развитие, не дифференцируя его с развитием другого. В случае физической потери другого человека или прекращения контакта, индивид ощущает внутренние разрушение, «оторвали часть». Так же может происходить ситуация, когда ощущая внутреннюю неудовлетворенность, как итог отсутствия личной реализации, человек может садировать внешний объект, источник интроецируемых достижений, что приводит к конфликтам и непониманию.

Будучи ригидными образованиями, интроекты мало поддаются изменению, даже в случае, если вследствие их воздействия человек реализует поведение, которое приводит к дискомфортным или даже наносящим ему вред итогам. Он может подчинить жизнь реализации внутреннего «должно» или, находясь с ним в постоянном конфликте, ощущая свою неправильность постоянно подпитывать внутренний конфликт, и в случае крайнего несовпадения реальных требований жизни с интроектом может привести суицидальным мыслям.

Но и в «легкой форме» процесс интроекции как преимущественный защитный механизм приводит к неприятным проявлениям. Такой человек не может отделить свои границы от чужих. В социальном плане он хочет сразу войти в слияние с другими без предварительного контакта, он стремится «открыть душу», стать близким. Причем, по сути, его контакты поверхностны, так вместо интереса к личности другого, который предполагает разделение, он создает внутренний желаемый образ и другому предъявляет требования соответственно интроекту, что, несомненно, приводит к агрессии другого, ощущению непонимания и разочарования. Подобное может относиться и к половой неразборчивости, когда постепенное взаимодействие и узнавание пропускается в угоду быстрого «поглощения» и удовлетворения в итоге слияния с воображаемым образом, поскольку реальный человек остается, по сути своей, неузнанным и чтобы избежать разочарования идет смена партнера.

Вторичной выгодой интроекции можно назвать возможность перекладывания ответственности на внешние источники, ссылаясь на воспитание, традиции, нормы морали, общечеловеческие ценности, культурные стандарты. Поскольку механизм защиты неосознаваем личность не может противостоять ему и в противоречие этому говорит о невозможности изменения.

Чтобы ослабить влияние данного механизма на жизнь и справиться с существующими, конфликтными интроектами, человеку требуется вместе с терапевтом выделить, дифференцировать и трансформировать внутренний материал, чтобы выполнить этап ассимиляции.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Проекция, интроекция, проективная идентификация. Низшие защитные механизмы психики, часть 2

У кого чего болит, тот о том и говорит.

По мнению психоаналитиков, проекция и интроекция считаются одними из самых примитивных защитных механизмов.

Истоки формирования проекции и интроекции уходят в раннее младенчество, когда ребенок еще не может разделять то, что происходит внутри и что – вовне. Он воспринимает себя, окружающую среду и непосредственно заботящееся лицо (чаще маму), как единое целое. Например, сильно вспотев, малыш будет ощущать общий дискомфорт. Он не сможет дифференцировать причину своего состояния, точно определив, поднялась ли у него высокая температура, жарко ли ему в объятиях матери или же в помещении стало душно. На этом этапе и начинают действовать защитные механизмы проекция и интроекция. Ребенок ошибочно может воспринимать процессы, происходящие внутри, как внешние (проекция), и наоборот, внешние процессы, как происходящие внутри (интроекция).

ПРОЕКЦИЯ
Проекция – это низший защитный механизм психики, который имеет “две стороны медали”. С одной стороны, проекция является основой формирования эмпатии, возможности понимания других людей за счет проецирования собственного опыта на них. К примеру, подросток, который явился невольным свидетелем неприятной сцены конфликта матери и дочери на остановке, скорее всего, будет испытывать сочувствие к девочке и злость к женщине, проецируя свой опыт непростых отношений со своей матерью, если таковые имеют место быть. А стоящая на этой же остановке женщина, наоборот, вспоминая утреннюю перебранку с сыном, проникнется сопереживанием к матери и раздражением к девочке.

С другой стороны, проекция обеспечивает человеку сохранение удовлетворяющего представления о себе, о своей личностной целостности посредством приписывания собственных неприемлемых или неприятных по тем или иным причинам качеств, ощущений, чувств, потребностей другим.

Например, человек не осознавая что-либо в себе самом, может бессознательно точно «считывать» это в других людях. Так, мужчина с гомосексуальными чертами, не признавая их в себе, может легко улавливать их в других. Или женщина, будучи “рабочей лошадкой” и одна воспитывая детей, может рьяно осуждать “содержанок” и “бездельниц”, не признаваясь себе в том, что завидует неприемлемому для нее стиль жизни и способу построения отношений с мужчинами, но в то же время отчасти желанному (в смысле переложения бремени забот на мужчину).

Также действие защитного механизма проекции характерно для людей, у которых внутреннее «Я» постоянно находится под строгим самоконтролем. Такие люди постоянно занимаются морализаторством, могут быть большими педантами или проявлять ханжество по отношению к окружающим. Зачастую, это влечет за собой формирование двух параллельных позиций: недоверия к другим людям и страх перед ними. Собственная агрессия отрицается по принципу: “это не я к нему испытываю неприязнь, а это он меня ненавидит!” В этом случае человек будет враждебно воспринимать окружающих и постоянно «защищаться» от бессовестных или опасных «злопыхателей». Наверное, в каждом многоквартирном доме можно встретить такой типаж женщины, являющейся либо домкомом, либо старшей по подъезду. Такой образ мастерски передала Нонна Мордюкова в комедии «Бриллиантовая рука». «Общественница» из ЖЭКа по фамилии Плющ нарочито критиковала своих соседей за их свободные нравы и неблагочестивые поступки, пытаясь отчаянно вывести всех на чистую воду… «Может, там собака — друг человека, а у нас управдом — друг человека». «Наши люди в булочную на такси не ездят!». «А если не будут брать — отключим газ». «Все эти годы он маскировался под порядочного человека». У гражданки Плющ вытесненные чувства недоверия и страха коренились в ней самой и бессознательно переносились на окружающих, в ответ, пробуждая в ней чувства одиночества, изолированности, зависти и злости.

Проекция в своих разрушительных проявлениях может наносить колоссальный урон межличностным отношениям. На партнера могут проецироваться различные негативные характеристики, что может вызывать проблемы в паре. Проецируемый может ощущать себя непонятым в отношениях, и, то и дело, начинать действовать в ответ на свою же негативную проекцию. Например, девушка, постоянно предъявляющая претензии своему партнеру в том, что он ее не любит, не ценит, не уважает, сама не осознает свою неприязнь к нему в связи с текущими невысказанными претензиями или прошлыми конфликтами из детства (во всех его словах ей видится критика, что является отголоском тех перфекционистских требований, что всегда ей предъявлял отец). Ей бессознательно легче приписать ему такие чувства и требования и закатывать истерики, вызывая, по меньшей мере, у него (искренне любящего ее) недоумение.

Если защитный механизм проекция является основным способом взаимодействия с окружающим миром, то такому человеку сложно жить без “страха и упрека”. Первым шагом, избавляющим от всеобъемлющего негативного воздействия проекции, является сосредоточение личности на содержании своих претензий миру и признание своих недостатков и неосознанных желаний.

Интроекция — это низший защитный механизм психики, при котором человек “вбирает” в свой внутренний мир взгляды, мотивы и установки значимых в его жизни людей. В раннем детстве у ребенка формирование представлений о себе и об окружающем мире происходит через работу этого механизма.

Как родители воспринимают свое дитя, что транслируют ему, какими принципами руководствуются по жизни, – то и будет являться основой его самоотношения и его мировоззрения, в целом. Какие-то усвоенные правила, устои, убеждения (интроекты) могут трансформироваться при взаимодействии с другими для ребенка авторитетами или с происходящими событиями, а какие-то, основательно закрепятся и станут частью его личности. Осмысление, переработка и принятие (отказ) интроецированного содержания психики происходит в течение всей жизни человека, однако у многих людей такие “интроекты” “проглочены” целиком, как каша в детстве под строгим взором мамы, и работают изнутри как определенные “команды для действия”, будучи совсем сознательно не переработаны на предмет соответствия актуальной реальности.

Например, молодая женщина считает себя непривлекательной, неинтересной и недостойной хороших отношений с мужчиной. В процессе работы с психотерапевтом выясняется, что в семье ее считали дурнушкой и постоянно сравнивали со старшей сестрой, которая, по мнению родителей, была умной, сообразительной и впридачу пользовалась популярностью у молодых людей. С детства Светлана слышала от мамы: « Ну, кто тебя «такую» полюбит?! Посмотри на свою сестру, лучше бы брала с нее пример! И ведь бывает такое, чтоб две девицы от одних родителей и такие разные?! Может, тебя в роддоме подменили?». Не трудно догадаться, какие интроекты про саму себя усвоила Светлана при таком отношении матери. Девочке гораздо легче было согласиться с тем, что она плохая от природы, что не достойна хорошего отношения, чем предположить, что мама желает ей зла или попросту не любит. В этом и состоят защитные функции интроецирования.

Читайте также:  Задержка психического развития у ребенка - симптомы, причины

Множество негативных последствий может вызывать работающий механизм интроекция в межличностных отношениях и в социальной деятельности. Это проявляется в нереалистичных ожиданиях от других людей или от себя, неспособности признавать альтернативную точку зрения и невозможности с уважением принимать “инаковость” другого.

К примеру, на слушании дела по расторжению брака, женщина называет причины, по которым хочет расстаться со своим мужем. «Игорь считает, свое мнение истинным и неоспоримым! Котлеты – «правильные», только тогда, когда приготовлены по рецепту свекрови. Мальчику должно заниматься на скрипке – только это разовьет ребенка и ничего, что у сына большая тяга к баскетболу и при этом отличные данные. Или, лучший отпуск для всей семьи – дача! Даже на работе его частенько лишают премии, потому что он считает свои действия наиболее верными, в отличие от коллег, включая начальника. Боюсь, что скоро он так же потеряет работу, как потерял свою семью! . ». По-видимому, этой женщине и правда, очень сложно было противостоять жестким интроектам своего мужа, а мужу в свою очередь было сложно отказаться или пересмотреть хотя бы некоторые из них.

Еще один негативный эффект может достигаться при действии защитного механизма интроекции. Когда человек лишен возможности анализировать, сравнивать, опровергать и доказывать что-либо, а предпочитает принимать на веру мнения, высказывания других людей. Например, Елена с детства усвоила несколько «истин» (интроектов): старших нужно уважать и нельзя им перечить; авторитетные фигуры всегда знают лучше. В детской поликлинике Елена не усомнится в рекомендациях неопытного педиатра, даже если они будут идти в разрез со всеми объективными обстоятельствами, так как существует внутренняя установка – «врач знает лучше». Или коллеге, на той же должностной позиции, что и она сама, но по возрасту старше, легко будет манипулировать Еленой, скидывая на нее свои обязанности. Она часто будет перерабатывать, задерживаясь в офисе допоздна. Женщине в целом очень сложно отказывать и отстаивать себя перед людьми старшего возраста, так как в ее восприятии это проявление неуважения, за которое в детстве сильно наказывали.

Часто механизм интроекция используется в обычной жизни. Так люди, прожившие определенное количество лет вместе, часто становятся похожи друг на друга. Супруги могут перенимать привычки, словесные выражения и даже определенные взгляды на жизнь своего партнера. Случается, что некоторые хозяева домашних животных начинают чем-то походить на своих питомцев или наоборот.

Многими исследователями проективная идентификация рассматривается как соединение проективного и интроективного механизмов.

Проективная идентификация – психический процесс, который относится к примитивным механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной попытке одного человека воздействовать на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя (идентифицировался) в соответствии с бессознательной фантазией (проекцией) данного человека о различных особенностях мыслей, эмоций и действий Другого.

Впервые этот защитный механизм был описан известным психоаналитиком Мелани Кляйн. В раннем детстве до появления речи ребенок, чтобы донести до матери свои потребности, использует “аффективную трансляцию”, т.е. проецирует на мать определенные чувства и желания, чтобы та вела себя в соответствии с ними. Действительно, нередко, по типу плача ребенка мать откуда-то “знает”, что ребенку надо именно сейчас сменить памперс, а не покормить или укачать. В дальнейшем предполагается, что человек станет осмысливать свой опыт и выражать потребности с помощью речи, однако люди с нарушением системы эмоциональной саморегуляции продолжают и во взрослом возрасте пользоваться инфантильным “механизмом”, чтобы донести свои потребности до окружающих или избавиться от эмоционального напряжения. Например, всем известны люди с поведением “жертвы”, которые прямо о помощи не просят, но так горько жалуются, что вскоре находится “спасатель”, готовый исполнить именно то, что надо. Надо отметить, что именно данный механизм лежит в основе большинства эмоциональных манипуляций.

Хорошей иллюстрацией работы проективной идентификации может послужить взаимодействие клиента (Виталия) и официанта одним вечером в ресторане. Накануне у Виталия произошел неприятный разговор с начальником отдела и директором по развитию, его обвинили в постоянном подрыве рабочего процесса. Виталию, который вечером пришел поужинать в ресторан, «показалось», что официант отнесся к нему недружелюбно, с неприязнью. Не осознавая свое собственное раздражение и злость после выговора, он спроецировал свои чувства на официанта. Весь этот вечер Виталий бессознательно вел себя с официантом провокативно по-хамски, якобы в ответ на изначально предвзятое отношение гарсона, что, в конце концов, и правда, привело грубости со стороны работника ресторана, а Виталий “убедился” в который раз, что “с первого взгляда” разбирается в людях. Таким же образом, чтобы не признавать обоснованность обвинений коллег и свои негативные чувства по этому поводу, Виталий убеждает себя во враждебном отношении сотрудников и начальника к своей персоне и сам же и вызывает их неприязнь через использование проективной идентификации. Такая хитрая бессознательная манипуляция помогает ему немного снять внутреннее напряжение и сохранить свой “хороший” образ.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что примитивные защитные механизмы являются важным базисом для формирования и нормального развития психики человека. При этом эти же механизмы могут играть с ним злую шутку, если преобладают в “онлайн-режиме» большую часть взрослой жизни, тотально снижая его критичность и не давая возможность анализировать происходящее с различных позиций. Для большей адаптивности человека в его психике должна преобладать работа высших защитных механизмов, о которых пойдет речь в наших следующих публикациях.

Жертвы интроекции: кто они?

Начнём не с описания термина интроекция в психологии. Неинтересно это – как на лекции или как в словаре. Начнём с того, что я расскажу вам сюжет распространённейшей мелодрамы. Мы же любим смотреть фильмы. И Вы уже тогда сами всё поймёте.

Есть такой тип человека, который психологи назовут сразу и безошибочно – интраектированным. Когда-то в детстве его родители внушили ему прямо или намёками одну выстраданную ими идею. Внушили, значит, идею, некое правило, чтобы пользовался он им в жизни. Чтоб в жизни не пропал.

Это примерно, как отец Чичикова говорил:

“Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете”.

Родители бывают разные, как Вы видите из вышеприведённого примера. Бывают умные и глупые, бывают травмированные и бывают абсолютно довольные жизнью. И берут эти родители своё понимание мира (назовём это – галлюцинацией) и передают эту галлюцинацию по наследству, на языке психологов – интраектируют ребёнка.

А интраектируют они ему, если кто ещё не понял, свой собственный внутренний конфликт.

Из-за этого, выросший ребёнок, начинает искать в своей жизни тех самых врагов, о которых красочно говорили ему родители.

Врагов он ищет,чтобы бороться с ними или избегать их (смотря какой модели – избегающей или подавляющей, придерживались родители)

Смотрите, какая получается картина. Ребёнок выходит в мир и видит абсолютно незнакомых ему окружающих людей. Ему начать бы всё с чистого листа или книжки там умные почитать. Так нет же! Ребёнок вынужден конфликт своих родителей пристраивать к собственному бытию, искать в окружающих людях – врагов.

Интраектированные люди усвоили от своих несчастливых родителей, что:

  • Мужчин порядочных не бывает,
  • Женщин порядочных не бывает,
  • Все браки по любви заканчиваются нищетой,
  • С начальством нужно дружить,
  • С “богаче нас” водиться нечего,
  • С “беднее нас” водиться нечего,
  • Все люди – враги,
  • Незамужняя женщина – урод. Выходи замуж хоть за вот этого, но выходи!
  • Ребёнок разрушит всю твою жизнь, не рожай,
  • Чужие дети – неблагодарные, не воспитывай пасынков,
  • Братья и сёстры после смерти родителей способны только грызться за квартиру, поэтому не заводи двоих детей,
  • Лучшая подруга это та, кто предаст тебя больнее всего, не имей лучших подруг .

У каждого из нас своя галлюцинация стала ведущим слоганом жизни.

Так что же такое интроекция.

В переводе с латинского этот термин означает буквально –вбирание внутрь.

Примерно так про хороших детей-учеников их учительницы говорят: “Он прямо впитывает, впитывает”.

Такое безоговорочное, безфильтровое впитываниеинформации от родителей характерно для детей – до их отделения в Самостоятельную Личность, до стадии выхода в широкий социум, то есть, до пяти-шести лет.

До этого рубежного возраста – родители являются богами и авторитетами во всём – это нужно для выживания. Этот способ вбирания информации совпадает и со способом поглощения пищи в таком возрасте. Ребёнок ест жидкую перетёртую пищу (напоминающую материнское молоко) заглатывая её целиком, доверяя ей, не фильтруя.

Но с ходом развития, процесс Интроекции (вбирания внутрь) необходимо должен быть заменён более совершенным и сложным процессом – процессом Ассимиляции.

Ассимиляция (в отличие от интроекции) предполагает обязательное

Это совпадает с полным переходом ребёнка на взрослую, твёрдую пищу, которую ему нужно трудиться перемалывать зубами, отплёвывать её несъедобные части (чешую, кожуру, семечки, косточки, жилы и прожилки), ножичком отделять подгнившие части от здоровых, нюхать, пробовать на вкус и формировать личные вкусовые предпочтения. Неманипулятивно-истероидные: “Я вообще не буду есть всё то, чем вы меня кормите и заморю себя голодом!” а просто личные.

К сожалению, многие дети лишены этого прекрасного занятия. Пищу им готовят, вырезая, обрезая, перемалывая, взбивая и намазывая. Поэтому дети ею плюются. Так далеко, как могут.

Примерно так же Вы плюнули бы в меня, если бы на Вашу просьбу дать Вам почитать книжку “Унесённые ветром”, я бы Вам книжку не дала, но начала бы пересказывать сюжет, стоя в дверях.

Да. И в сфере развития личности такие дети демонстрируют параллельное с развитием пищевых привычек – отставание. Застревают на ранней инфантильной фазе – фазе интроекции, так и не овладев прелестями ассимиляции.

Ребёнок необходимо должен понять рано или поздно, что его родители могут ошибаться. Что информацию, получаемую от них, нужно фильтровать и выплёвывать подгнившее. Но многие усваивают один вредный урок госпожи Лени: гораздо проще и без болезненней впитывать всё, что тебе говорят, как жидкую кашку из бутылочки – пассивно и без сомнений!

Самое смешное, что рано или поздно, родители действительно перестают быть авторитетом для всех – даже для интроектированных. Но тем хуже для интроектированных. Эту свою семейную модель они просто переносят на всё общество. И продолжают впитывать без критики и попытки осмысления то, что говорят им другие люди, замещающие им теперь Родителя.

Эти люди не пережёвывают идеи других, какими бы нелепыми эти идеи не были! Те, кто поумнее, даже понимают и выгоды такого поведения – можно всегда сослаться на авторитет – и тем заткнуть рот оппоненту!

Только примкните к сильной политической партии! Только примкните к авторитетной научной школе! К уважаемой всеми религии! И Вы – карлик, вставший на плечи этих гигантов, выиграете любую битву, закрыв рот спорящей стороне цитатой из своей мамочки, из Евангелия, из Маркса, из Зейгарник.

Легко достаются таким людям их победы. Но и расплачиваются они за них не менее тяжело.

Их подстерегает опасность никогда не узнать свои собственные подлинные потребности и желания.

Всю жизнь они будут стремиться вести себя так, как диктует им галлюцинация унаследованной интроекции, и при этом ощущать смутное неудовольствие от жизни.

Как же так, ведь я всё делаю “правильно”! Откуда же эта щемящая тоска? Чей голос говорит мне “Эх, Вася!”.

Люди, подчинившиеся интроекции, буквально насильно заставляют себя быть не теми, кем они являются на самом деле!

Разберитесь с родительскими ценностями (а точнее с их собственными внутренними не проработанными конфликтами). Какие из них мешают Вам жить? Попросите того, кто хорошо знает и Вас и Вашу семью, проделать это упражнение за Вас. Сравните результат.

И начинайте уже, наконец, быть собой!

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru – психологический портал центра “1000 идей”

Авторская разработка центра – методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Оцените статью
Добавить комментарий