Истерика у ребенка 1.5, 2, 3, 4 лет – причины, что делать

Содержание

Истерика у ребенка 1.5, 2, 3, 4 лет – причины, что делать

Истерика у ребенка 1, 2, 3, 4, 5 лет

Какие родители не знакомы с детскими истериками? Каждый, кто является мамой или папой, рано или поздно сталкивается с истерикой у ребенка, которая проявляется в различные годы жизни: 1, 2, 3, 4 и даже 5 лет. Какие причины побуждают детей истерить? Каждому бы хотелось знать, что можно сделать в тот момент, когда ребенок истерит.

Когда малыш начинает громко плакать, с задержкой дыхания краснеть, из глаз начинают течь слезы, тогда возникают две группы взрослых:

  1. Одни его жалеют и начинают порицать родителей.
  2. Другие поддерживают родителей, понимая, что истерику нельзя поощрять.

Кто из двух лагерей прав? Каждый по-своему прав и ошибается. Главное – понять причины, почему возникла истерика у ребенка, а также то, что он хочет ею сказать родителям. Сайт психологической помощи psymedcare.ru постарается помочь родителям разобраться в этом непростом вопросе.

Что такое истерика у ребенка?

Истерика у ребенка – это пик нервного возбуждения, когда малыш словно уходит в некую прострацию, из которой его трудно вытащить. Основными действиями во время истерики являются:

  • Громкий крик.
  • Плач.
  • Катание по полу.
  • Размахивание руками и ногами.
  • Битье головой о стену или кусание себя, окружающих.

Ребенок по-своему проявляет истерику, которая выражается именно в таких формах поведения. Здесь родители не знают, что делать. И их состояние вполне объяснимо. В момент истерики ребенок обычно ничего не слышит и никого не видит. Он словно погружается в собственные переживания, негодование, позволяя себе проявлять все нужные эмоции.

Обращенная к нему речь и аргументы не помогают, что тоже объясняется неспособностью ребенка во время истерики что-либо услышать. Это крайняя форма возбуждения, которая лишает логического мышления того, кто истерит. Здесь главным становится лишь одно – достижение цели. Ребенок не просто так впадает в истерику. Его что-то негодует, волнует, возмущает. Он желает что-то получить. Здесь и возникает истерика.

Данную форму поведения еще можно назвать способом достижения цели, который используется детьми. Можно сказать, что первые ее попытки проявления возникают чуть ли не с первых дней жизни. Когда новорожденный хочет кушать, он плачет. Его невозможно чем-либо успокоить. Его ничто не может отвлечь. Он плачет до тех пор, пока не покушает – достигнет своей цели.

Таким образом, истерика у ребенка – это способ достичь цели. Он использует единственные методы, которыми обладает и имеет в своем арсенале. Он позволяет своим эмоциям вырываться наружу в полной мере, независимо от того, что подумают окружающие. Это ведь родителям важно, чтобы все было тихо и спокойно, размеренно и упорядоченно. Ребенку это неважно, когда у него возникает желание, которое хочет удовлетворить прямо здесь и прямо сейчас.

Причины истерики у ребенка

Почему ребенок истерит? Причины могут помочь родителям понять, почему ребенок ведет себя неприятным образом.

Самая главная причина – это стремление достичь желаемого. Истерика появляется тогда, когда желания, интересы и действия родителей и детей расходятся. Злость и раздражение дети проявляют подобным образом. Возникает в ситуациях, когда:

  1. Невозможно словами выразить свое недовольство.
  2. Чувство голода, утомление, недосып.
  3. Чрезмерная строгость и опека родителей.
  4. Желание привлечь к себе внимание.
  5. Неправильное воспитание.
  6. Подражание взрослым или сверстникам.
  7. Стремление достичь важного и ценного.
  8. Неуравновешенный и слабый склад нервной системы.
  9. Болезненное или послеболезненное состояние.
  10. Отсутствие у родителей четкого отношения к положительным и отрицательным поступкам.
  11. Отрыв от увлекательного занятия.
  12. Отсутствие системы наказаний и поощрений.

Поскольку истерики сопровождаются издаваемым шумом, из-за которого родителям стыдно, многие из них желают как можно быстрее их прекратить. Это вполне возможно, если правильно себя вести. Следует отличать истерику и капризы. В любом случае оба эти поведения не являются приемлемыми.

Капризы направлены на получение желаемого. Их хочется получить здесь и сейчас. Порой ребенок требует невозможного, что, собственно говоря, его особо не волнует. Истерика недалеко ушла от капризов, когда ребенок совершает опасные для своего здоровья действия, заставляя родителей исполнять его желания.

В момент истерики ребенок выплескивает свои эмоции. Зачастую ими являются раздражение, злость, обида, отчаяние, агрессия. Проявляется она в результате неприятного для ребенка известия. В момент истерики малыш не контролирует своей моторики, поэтому совершает опасные для себя действия. Снижается болевой порог, из-за чего он не чувствует боли.

Истерика усиливается при наличии внимания окружающих и проходит, как только ребенку перестают его уделять.

Детскую истерику родители желают как можно быстрее прекратить. Обычно она начинает проявляться в первые годы жизни и достигает своего пика к трем годам (так называемый «кризис трех лет»). Здесь некогда послушный ребенок превращается в упрямого и капризного тирана.

Родителям рекомендуется отметить, какие действия ребенка предшествуют истерикам. Это может быть хныканье, сопение, поджатые губы. Как только он начинает снова проявлять данные действия, необходимо переключить внимание ребенка на что-нибудь другое.

Что делать родителям, если у ребенка истерика?

С истерикой детей сталкиваются все родители. Остается только понять, что можно сделать, чтобы ее не возникало:

  • Не допускать переутомления.
  • Давать ребенку полноценный отдых.
  • Говорить малышу о том, что он чувствует, чтобы он понимал, что с ним происходит.
  • Давать ребенку право выбора.
  • Уважать досуг ребенка, позволять ему играть достаточное количество времени.
  • Не переделывать все за малыша.
  • Говорить малышу, что вы собираетесь делать.

Истерики у детей 1,5-2 года

Уже в двухлетнем возрасте малыш делает первые попытки отстоять свое мнение. Он начинает оперировать такими понятиями, как «не хочу», «не буду», «нет». Если родители начинают потакать, уговаривать, жалеть малыша, то еще больше провоцируют истерику. Если родители игнорируют, но остаются в поле видимости, сохраняют спокойствие и дают понять, что ребенок своего не получит.

Можно ребенка обнимать, говорить о своей любви, показывать свое понимание. Но ни в коем случае нельзя потакать его капризам, иначе в дальнейшем он снова устроит истерику, как только ему что-то захочется получить.

Истерика у малыша может продолжаться годами, а может закончиться в один из дней, что зависит от поведения родителей. Если они удовлетворяют желания ребенка, то говорят ему о правильности его поступков. Если же они настойчиво демонстрируют свою жесткую позицию, которую не поколебать истериками, тогда прекращают истерики.

Истерики у ребенка 3 лет

В 3-летнем возрасте ребенок постепенно начинает отстаивать свою самостоятельность. Нередко это происходит за счет того, что он все действия совершает наперекор родителям. Если ранее он принимал все, что давали ему родители, то теперь он желает делать лишь то, что хочется ему.

Бороться с истериками в таком возрасте предлагается путем отвлечения на другие занятия. Предложите ребенку посмотреть мультики или заняться чем-то увлекательным. Нельзя ему запрещать капризничать, поскольку это не поможет.

Пока малыш истерит, следует лишить его зрительского внимания. Игнорируйте его выпады и занимайтесь своими делами. Лишь после окончания приступов можно поговорить с малышом о том, что он делал и к чему это привело. Прямые указания во время истерики здесь не помогут. Малыш отстаивает свою самостоятельность, поэтому указания еще больше будут его подогревать.

Истерики у ребенка 4 лет

Если родители ранее вели себя правильно, то уже к 4 годам истерики проходят. Однако многое зависит еще и от психических особенностей ребенка. В некоторых случаях истерики в данном возрасте говорят о различных нервных нарушениях в организме. Однако зачастую причиной истерических припадков является то, что родственники ребенка занимают неоднозначную позицию. К примеру, то, что запрещает мама, разрешается бабушкой.

К детскому психологу следует обращаться, если истерики продолжаются в 4-летнем возрасте. Сигналами являются:

  1. Частота и сила истерик усилились.
  2. Истерики начинаются в ночное время и сопровождаются кошмарами, сменой настроения, страхами.
  3. Малыш задерживает дыхание и теряет сознание во время истерики.
  4. Истерика заканчивается рвотой, вялостью, усталостью, одышкой.
  5. Малыш наносит вред себе или окружающим в приступах истерики.

Нередко психологи отмечают неблагоприятную обстановку в семье, где растет 4-летний ребенок. Именно неправильное воспитание или неблагополучная атмосфера в семье вызывают истерики у ребенка.

В некоторых случаях требуется психологическая помощь и лечение медикаментами, что должен назначать только врач.

Что делать, если у ребенка истерика?

Чтобы предотвратить истерику у ребенка, необходимо знать, какие причины ее вызывают. Рассмотрим самые распространенные:

  • Физический дискомфорт. Если малыш еще не может рассказать о том, что он чувствует, тогда он начинает плакать.
  • Обращение внимания. Если ребенок не может иным способом обратить на себя внимание, тогда он начинает истерить, что зачастую действует.
  • Манипуляция. Если ребенок видит, что с помощью истерики он может достичь желаемого, тогда он прибегает к данному способу.
  • Получение выгоды. Если между взрослыми нет согласия, тогда ребенок начинает истерить перед теми, кто поддается его провокациям.
  • Самостоятельность. Истерика может быть еще стремлением ребенка показать свою самостоятельность, сделать все самому.

Если устранить причину возникновения истерики, то можно и ее самой избежать. Однако не все так безоблачно, как кажется. Обычно все дети капризничают. Родителям следует привыкнуть к этому и просто переждать такого возраста. Главное – правильно себя вести и отличать капризы от обычных просьб.

Итоги

Истерика является одним из способов достижения цели, который доступен ребенку. Поскольку взрослые озабочены тем, что о них скажут окружающие, они стараются как можно быстрее успокоить истеричного малыша. И порой для этого нужно всего лишь исполнить его каприз. В итоге малыш понимает, как может получить свое.

Одни посторонние становятся на сторону родителей, другие – жалеют малыша. Но самым главным остается поведение родителей, которые поощряют или игнорируют истерические припадки ребенка, формируя в нем определенные мысли и выводы. Если ребенок поймет, что его истерики ему ничего не дают, тогда он перестанет истерить и начнет пользоваться другими способами достичь желаемого.

Истерика у ребенка

Истерика у ребенка относится к состоянию крайнего нервного возбуждения, которое приводит к потере детского самообладания. Детские истерики чаще всего проявляются плачем, громким криком, катанием по полу, а также размахиванием ногами и руками. Нередко дети в приступе кусают окружающих и себя, бьются головой об стену. Пребывая в таком состоянии, ребенок не способен адекватно реагировать на обращенную к нему речь и не способен воспринимать обычные методы общения, направленные на него. Не стоит в этот период что-либо ему доказывать или объяснять, поскольку малыш осознанно пользуется истерикой, понимая, что она эффективно действует на взрослых и таким образом достигается желаемое.

Причины истерики у детей

Взрослея, у малышей появляются личные интересы, желания, которые зачастую расходятся с желаниями взрослых. Если малышу не удается добиться своего, то он испытывает раздражение и злость. Итак, истерика появляется при столкновении интересов родителей и ребенка. Выделяют типичные ситуации, провоцирующие это состояние в семье:

– неспособность выразить вербально личное недовольство;

– стремление привлечь к себе внимание;

– желание достичь что-то очень важное и необходимое;

– недосыпание, утомление, чувство голода;

– болезнь или состояние после болезни;

– желание подражать сверстникам или взрослым;

– чрезмерная опека и патологическая строгость взрослых;

– отсутствие выраженного отношения к отрицательным и положительным поступкам малыша;

– невыработанная система наказаний и поощрений ребенка;

– отрыв от интересного занятия;

– слабый и неуравновешенный склад нервной системы малыша.

Столкнувшись с таким явлением, родители зачастую не знают как правильно себя вести с малышом, и желают одного, чтобы истеричные капризы как можно быстрее прекратились. От поведения взрослых зависит многое: будут эти истерики длиться годами или прекратят свое существование после нескольких неудачных попыток. В случаях, если взрослые не реагируют и относятся спокойно к истерическим выпадам, то исправить подобную ситуацию возможно достаточно быстро.

Как бороться с истерикой ребенка? Изначально, необходимо научиться различать такие понятия, как «каприз» и «истерика». К капризам малыш прибегает преднамеренно, для того чтобы получить желаемое и что-то невозможное, а также запретное именно в данный момент. Капризы, как и истерические приступы, сопровождаются топаньем ног, плачем, криком, разбрасыванием предметов. Зачастую капризы малыша невыполнимы. Например, ребенок требует сладостей, которых в доме нет или хочет идти гулять на улицу, когда идет сильный дождь.

Истерики же зачастую непроизвольны, их особенностью выступает то, что малышу очень сложно справиться со своими эмоциями. Приступы истерики у ребенка сопровождаются криками, царапаньем лица, громким плачем, битьем головой об стену или кулаками об пол. Нередко бывают случаи, когда возникают непроизвольные судороги: «истерический мост», при котором малыш выгибается дугой.

Взрослым необходимо учитывать, что детская истерика, являясь сильной эмоциональной реакцией подкрепляется агрессией, раздражением, отчаянием. Во время приступа малыш слабо контролирует моторику, именно поэтому он бьется головой об стену или пол, практически не ощущая боли. Особенностью приступов выступает то, что они появляются как следствие неприятного известия или обиды, усиливаясь при внимании окружающих и быстро прекращаясь после исчезновения заинтересованности окружения.

Читайте также:  Как заставить мужчину думать о тебе и скучать - психология

Что делать если у ребенка истерика? Первые истерики возникают после года и достигают пика капризности, а также упрямства в 2,5 -3 года. Возраст трех лет в психологии получил название «кризис трех лет». В кризисный период истерические приступы способны случаться по любому поводу и достигать до 10 раз в день. Для них характерны истерические протесты и упрямство. Нередко родители не могут понять, как некогда послушный ребенок превратился в тирана, устраивающего истерики по самому незначительному и любому поводу.

Как избежать истерики у ребенка? Наблюдая за ребенком, старайтесь понять, какое состояние приближает истерику. Это могут быть легкое хныканье, поджатые губы, сопение. При первых признаках старайтесь внимание ребенка переключить на что-то интересное.

Предложите ему книжку, другую игрушку, перейдите в другую комнату, покажите, что происходит за окном. Этот прием эффективен в случае, если истерика еще не разгорелась. Если приступ начался, то этот метод не принесет желаемых результатов. Используя следующие простые приемы можно избежать истерических приступов:

– полноценный отдых, соблюдение режимных моментов;

– не допускать переутомления;

– уважительно относится к досугу малыша, позволять ему играть и отводить для этого достаточное время;

– прояснять чувства малыша, например, («Ты сердишься, потому что не получил конфет», или «Тебе не дали машину и ты обиделся».) Это позволит ребенку научиться говорить о собственных чувствах и пытаться их контролировать. Дайте возможность ребенку понять, что есть определенные пределы, которые нарушать недопустимо. Например, «Ты сердишься, я понимаю, но кричать в автобусе нельзя»;

– не пытайтесь за малыша все делать, покажите ему, что он уже взрослый и способен сам справиться с трудностями (подняться на горку, спуститься по лестнице);

– у малыша должно быть право выбора, например, одеть желтую или зеленую футболку; идти в парк или гулять во дворе);

– при отсутствии выбора, сообщается то, что будет происходить: «Идем в магазин»;

– если ребенок стал плакать, то попросите его, например, показать что-нибудь или найти какую-то игрушку.

Истерики у ребенка 1,5-2 года

У детей 1,5 лет истерики возникают на фоне нервного перенапряжения и усталости, поскольку психика еще не устоялась, а ближе к 2-м годам капризы превращаются в своеобразную манипуляцию и выступают способом достижения своих требований. В 2 года малыш уже постиг смысл слов «нет», «нельзя», «не хочу» и успешно начинает пользоваться этими формами протеста. Это происходит потому, что он не способен бороться убеждением или силой слов и действует необузданным поведением. Таким поведением малыш вводит родителей в ступор, и они не знают, как правильно реагировать, когда ребенок царапается, кидается на стенку, кричит, будто ему делают больно. Одни родители поддаются такому поведению и спешат удовлетворить все требования маленького тирана, а другие наоборот задают такую взбучку, чтобы отбить в будущем желание устраивать протесты.

Как реагировать на истерики ребенка 2 лет? Зачастую началом приступа выступает каприз: «Дай, купи, уйди, не буду …» В случае если предотвращение истерики не состоялось, и она началась, то не старайтесь успокаивать ребенка, ругать, уговаривать, кричать, это только послужит стимулом к продолжению. Ни в коем случае не бросайте ребенка, поскольку это может его напугать. Будьте всегда поблизости, не выпуская из поля зрения ребенка и сохраняя уверенность и спокойствие в себе.

Если малыш устроил истерику для достижения желаемого, не уступайте ему. Выполняя его желания, взрослые тем самым закрепляют такую форму поведения. В дальнейшем малыш будет и дальше применять истерику, для достижения желаемого. Уступив раз можно быть уверенным, что истерика повторится еще. Прибегая к физическим наказаниям, можно только усугубить состояние малыша. Игнорируя истерику, малыш успокоится сам и поймет, что это не приносит желаемого внимания и в будущем не стоит на это тратить силы.

Крепко обнимая ребенка и удерживая некоторое время в своих объятиях, повторяйте ему, о своей любви, даже, когда он злится, бросается на пол и громко кричит. Не следует настойчиво удерживать малыша в объятиях и если он вырывается, то лучше его отпустить. Не разрешайте ребенку управлять взрослыми. Если ребенок не желает оставаться с кем-то из взрослых, например, с бабушкой, папой, воспитателем, то спокойно оставляя его, быстро выходите из помещения. Чем дольше будете оттягивать момент ухода, тем продолжительнее будет истерика.

Бороться с истериками ребенка 2-х лет в общественных местах родители не всегда готовы. Гораздо легче уступить, чтобы только замолчал и не кричал, однако этот способ опасен. Не стоит обращать внимание на взгляды посторонних людей, которые будут осуждать. Уступив однажды, для избегания скандала, следует быть готовым, что и дальше придется так же действовать. При отказе малышу в приобретении в магазине новой игрушки будьте настойчивы. Пусть он возмущается, топает ногами и выражает недовольство. При уверенном заявлении о своем решении, малыш со временем поймет, что истериками он абсолютно ничего не добьется. В общественных местах истерики зачастую рассчитаны на публику, а не на родителей. Поэтому в такой ситуации самое правильное будет просто переждать приступ у малыша. После того, как страсти улягутся, проявите к ребенку внимание, ласку, возьмите его на руки. Выясните, что так расстроило малыша, объясните ему, что с ним приятно общаться, когда он спокоен.

Истерики у ребенка 3 лет

Возраст 3-х лет отмечается следующими характеристиками: малыш желает ощутить себя самостоятельным и взрослым, зачастую имеет собственное “хочу” и старается отстоять его перед взрослыми. Возраст 3-х лет причисляют ко времени находок и открытий, а также осознания себя личностью. У малышей этот период проявляется по-разному, однако основными симптомами выступают крайнее упрямство, своеволие, негативизм. Зачастую такое поведение ребенка родителей застает врасплох. Еще вчера все предложенное ребенку выполнялось с удовольствием, а теперь он все делает наоборот: раздевается, когда просят теплее одеться; убегает, когда зовут. Начинает казаться, что малыш полностью забыл абсолютно все слова, кроме «не хочу» и «нет».

Как справиться с истерикой ребенка? Отучить ребенка от истерик возможно, если не заострять внимание на плохом поведении и уж тем более не пытаться его сломить. Ломка характера ни к чему хорошему не приведет, однако и вседозволенность нельзя допускать. Как же правильно бороться с истерикой ребенка? Малыш не должен решить, что истерикой можно всего добиться. Самое мудрое, что в этой ситуации способны сделать взрослые – отвлечь ребенка или переключить внимание на что-либо другое.

Например, предложить посмотреть любимые мультики, вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если малыш уже на пике истерики, то это не сработает. В данном случае приступ истерики следует переждать.

Если ребенок закатывает истерики, когда вы находитесь дома, то настойчиво скажите ему, что поговорите с ним после того, как он остынет, а сами продолжайте заниматься личными делами. Очень важно родителям оставаться спокойными и владеть своими эмоциями. После того, как малыш успокоится, скажите ему, что очень любите его, однако своими капризами он ничего не добьется.

В случае если истерика произошла в общественном месте, то по возможности лишите малыша зрителей. Для этого перенесите ребенка в наименее людное место.

Если ребенок часто закатывает истерики, то старайтесь не допускать таких ситуаций, когда он может ответить «нет».

Взрослым следует избегать прямых указаний, например: «Одевайся, мы идем гулять!» Необходимо создать для малыша иллюзию выбора: «Хочешь погулять в парке или во дворе?», «Мы идем на горку или в песочницу?»

Постепенно к четырем годам капризы, истерические выпады сами собой стихают, поскольку малыш становится способным выражать свои эмоции и чувства словами.

Истерики у ребенка 4 лет

Зачастую детские капризы, а также истерики выступают следствием ошибочного поведения взрослых. Малышу все разрешено, все дозволено, о существовании слова «нет» он не знает. В 4 года дети очень сообразительны и наблюдательны. Они понимают, что если мама запретила, то это же может разрешить бабушка. Определите для ребенка список разрешенных и запрещенных вещей и всегда придерживайтесь этого порядка. Старайтесь в воспитании придерживаться единства, если мама запретила, значит так и должно быть и другой взрослый не должен вмешиваться.

Если истерики и капризы у ребенка постоянны, то это может сигнализировать о заболеваниях нервной системы.

Обращаться к детскому неврологу необходимо в случаях если:

– истерики повторяются более часто и становятся агрессивными;

– малыш во время истерики теряет сознание и задерживает дыхание;

– у ребенка сохраняются длительное время истерики после 4-х лет;

– ребенок во время приступов наносит повреждения окружающим и себе;

– истерические приступы проявляются в ночное время и сопровождаются страхами, кошмарами, перепадами настроения;

– истерия заканчивается одышкой и рвотой, внезапной вялостью, а также усталостью ребенка.

Если здоровье малыша в порядке, то проблема кроется в семейных отношениях, а также в реакции ближайшего окружения на поведение ребенка. В борьбе с детской истерикой необходимо уметь сохранять самообладание. Осуществить это порой бывает очень трудно, особенно, если истерика возникает в самое неподходящее время. Будьте терпеливы и старайтесь находить компромиссы. Многие истерические выпады предотвращаются, если понять их причины.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Детские истерики: полный ликбез молодым родителям

Приступы детского гнева или отчаянья, сопровождающиеся криками и слезами, а порой и катанием по земле, или попытками ударить взрослого или нанести повреждения себе — все это ужасное многообразие детских истерик. Милый ангелок в одно мгновение превращается в неуправляемого орущего чертенка – ситуация знакомая каждому родителю. Взрослые в такой ситуации испытывают и стыд, и страх общественного осуждения, и растерянность от незнания как унять разбушевавшегося ребенка.

О том, что делать, когда ребенок закатил истерику, о видах и причинах такого поведения будет рассказано в этой статье.

Виды детских истерик

Психологи выделяют два основных вида истерик у детей:

  • манипуляционные,
  • проявления характера.

Истерики первого вида есть не что иное, как манипуляция окружающими. Ребенок, желая получить некую вещь или совершить запрещаемое действие, привлечь внимание устраивает истерику. Психологи советуют игнорировать такое поведение. Исключением могут быть случаи, когда малышу действительно не хватает родительского внимания и любви.

Единожды добившись своего, ребенок будет и дальше использовать этот метод для достижения цели.

Истерики как проявление характера есть не что иное, как попытки снять эмоциональное или нервное напряжение. Это проявление характера ребенка. Подобное состояние случается, когда от ребенка требуется совершить действие, которое сталкивается проблемными чертами характера. Эмоциональное и нервное напряжение в этот момент нарастает и провоцирует истерику. В данной ситуации лучше позаботиться о безопасности ребенка, чтобы он не навредил себе и постараться успокоить, а после проговорить с ним о его чувствах и ситуации в целом.

Причины

Взрослым может казаться, что ребенок устраивает «концерт» на ровном месте и повода для такого поведения нет. Это не так у истерики всегда есть причина. Часто родители считают, что дети малы и многое не понимают, но ребенок остро реагирует на изменения в жизни семьи или конфликтные ситуации в ней. Психологи выделяют несколько основных причин приводящих к детским истерикам:

  • возрастные кризисы,
  • изменение привычной жизни,
  • напряженная, конфликтная обстановка в семье,
  • нехватка родительской любви и заботы,
  • непоследовательное воспитание.

Возрастные кризисы

Ребенок в течение первых лет жизни активно учится, в том числе и понимать свои эмоции, осознавать себя как самостоятельную личность. Различные возрастные изменения приводят к кризисам первого года жизни, двух, трех лет и реже встречающейся кризис 4-5 лет. Подробнее об истериках связанных именно с возрастными кризисами будет рассказано ниже.

Изменение привычной жизни

Для маленьких детей важен распорядок и привычный уклад – это основа для их чувства безопасности. Любые изменения в привычном мироустройстве вызывают у ребенка тревоги, иногда страхи, множество разнообразных эмоций, справится, с которыми ему бывает тяжело, что приводит к истерикам. Переезды, развод родителей, смерть родственников, начало посещения детского сада или его смена – это огромные потрясения для малыша, к которым ему еще нужно привыкнуть. В изменившихся обстоятельствах ребенку требуется повышенная забота и любовь близких.

Напряженная обстановка в семье

Даже скрытые от ребенка ссоры и конфликты, проявляются в холодности общения и напряженной обстановке. Это уже стресс для малыша. А что говорить, когда он становится свидетелям регулярной ругани взрослых. Это расшатывает нервную систему ребенка, вызывает у него массу сильных эмоций. Часто дети в знак протеста устраивают истерики, чтобы прекратить ссоры взрослых. Напряженная обстановка в семье плохо влияет на детскую психику, вызывая не только истерики, но и повышенную тревожность и другие расстройства.

Нехватка родительской любви и заботы

Часто причиной детских истерик становится недостаток внимания. И для ребенка становится не так уж и важно, каким образом на него обратят внимание, приласкав или накричав, лишь бы заметили. Истерика становится своеобразной попыткой напомнить о себе.

Детям важно не количество проведенного с ними времени, а качество. Даже если у родителей нет возможности часами развлекать сына или дочь, достаточно будет провести с ними немного совместного времени, играя, читая или гуляя при условии включенности в процесс, искреннего интереса к ребенку и совместному занятию. Конечно, все дети разные и некоторым требуется полное «погружение» в их жизнь, а кому-то достаточно крепких обнимашек раз в час. Важно качество общения с ребенком, а не количество проведенного совместного времени.

Непоследовательное воспитание

Под непоследовательностью воспитания понимаются ситуации, когда один взрослый запрещает, а другой разрешает. Например, мама не дает сладкое, а бабушка или папа тайком кормят ребенка конфетами. Это «противостояние» приводит к тому, что малыш находит лазейки для получения желаемого и при необходимости использует истерику как метод манипуляции.

Ребенку важны четкие правила, которых придерживаются все члены семьи, тогда они не будут вызывать у него протест. Да и непоследовательность действий взрослых вызывают тревожность у малыша, когда он не знает чего ожидать.

Режим дня тоже важен. Нервное переутомление, вызванное массой новых впечатлений, да и просто физическая усталость могут стать причинами детской истерики. Часто истерики связные со сбившимся режимом дня случаются ночью.

Читайте также:  Гедонизм - что это такое, принципы, виды, плюсы и минусы

Нужно понимать, что бывают дети легковозбудимые, чья нервная система быстро реагирует на внешние возбудители, но в силу возраста процессы торможения плохо развиты и это может приводить к истерикам. Для таких детей важен четкий распорядок дня и правила, которые поддерживают все члены семьи.

Кризис первого года жизни и истерики связанные с ним

Первые истерики у ребенка, как правило, связаны с кризисом одного года. К этому моменту ребенок освоил основные двигательные навыки и его желание познавать мир самостоятельно велико. Родителям приходится устанавливать правила и запреты, связанные с безопасностью ребенка, что может приводить к вспышкам недовольства и истерикам.

У детей в этом возрасте еще не развито восприятие времени, и именно поэтому они хотят получить желаемое сразу. Сталкиваясь с неудовлетворением потребностей, они испытывают фрустрацию и злость. Неумение выразить эмоции не полное их осознание становятся причиной истерик.

Родителям может быть сложно в этот период справляться с изменившемся поведением сына или дочери, но они должны понимать, не нужно потакать всем желаниям малыша, это нормально. И реакция ребенка на отказ в виде криков и слез это тоже нормально. Спокойствие родителей залог того, что истерики связанные с кризисом первого года жизни не перерастут в манипуляционное поведение в дальнейшем.

Важно не потакать любому капризу, а стараться объяснить причину отказа, объяснять ребенку его чувства. «Ты сейчас злишься», «Ты расстроен» – проговаривая эмоции ребенка, родитель учит его понимать свое состояние.

Ребенку нужно помочь усвоить, что криками и слезами он желаемого не добьется и для выражения чувств ему придется искать другие способы.

Детские истерики в двухлетнем возрасте

Период с 1.5 до 2.5 лет время очередного возрастного кризиса у детей. Он сопровождается повышенным упрямством, желанием большей самостоятельности, потребностью во внимании.

Истерики двухлеток сопровождаются картинными падениями на пол, сучением ногами, малыши могут начать бить маму или папу, требуя таким образом желаемого.

Неумение справляться со своими эмоциями тоже являются причинами «плохого» поведения.

Дети в двухлетнем возрасте стараются заявить о своей самостоятельности и «отделится» от родителей, но при этом нуждаются во внимании и ласке и этот конфликт потребностей может приводить к взрывам гнева и слезам. Часто чтобы успокоить малыша нужно просто обнять его и приласкать, отвлечь на что-то интересное.

Дети в этом возрасте еще не могут прямо сказать, что устали, хотят спать или есть и часто причиной истерики может стать дискомфорт, вызванный физическим состоянием. Родителям необходимо внимательнее относится к режиму ребенка и если планируется долгая прогулка, стоит прихватить с собой перекус, который может предотвратить «катастрофу».

Так же чрезмерная строгость и большое количество запретов приводят к тому, что, отстаивая свою самостоятельность, ребенок закатывает истерику. Родителям важно в этом случае понимать, что давая свободу действий в рамках разумного, они способствуют развитию ребенка, его уверенности в своих силах. Каждый запрет должен быть пояснен, почему нельзя. Например, нельзя убегать на проезжую часть, потому что можно попасть под машину. Взрослым придется запастись терпением, и объяснять правила по нескольку раз, но это позволит избежать истерик.

Истерики, связанные с кризисом трех лет

Даже если кризисы года и двух прошли «гладко», не заметить кризис трех лет практически ни возможно. Ребенок осознает себя как личность, стремится отстоять свое мнение, но идти на компромиссы не умеет. Ребенок стремится к все большей самостоятельности и «отделению» себя от родителей. Неудовлетворение этих его потребностей приводит к истерикам.

Важно дать ребенку успокоится, а потом обсудить с ним его действия, без ругани и наказаний, научить выражать свои чувства, искать компромиссы.

По мнению Выготского, возраст трех лет – это состояние войны с окружающим миром. Негативизм и проявление принципиальности, попытки защитить свое «Я», отстоять самостоятельность. Родителям важно проявлять терпение и сдержанность, уважительно относится к ребенку, и учить его принимать отказы, находить компромиссы.

Если истерика случилась при «зрителях» нужно отвести ребенка в сторону, остаться с ним наедине и дать возможность прокричаться и выразить гнев и обиду. А после уже обсуждать его поведение.

Истерики в четырехлетнем возрасте

Часто в возрасте 4-5 лет причиной истерики становится неспособность малыша вынести ситуацию, справится с гневом, отчаяньем или обидой. В истерическом состоянии ребенок не воспринимает стороннюю информацию, ему нужно «выпустить пар», получить эмоциональную разрядку, потом начинается фаза горевания, когда ребенку нужна ласка и забота.

Истерики четырех летнего возраста сопровождаются попытками навредить себе (разцарапывание лица, рук других частей тела, попытки биться головой об стену или пол). Они всегда сопровождаются приступами ярости и часто ребенку необходимы «зрители».

Подобные истерики нужно отличать от капризов вызванных воспитательными ошибками и попустительством взрослых, когда любой каприз удовлетворялся по первому требованию. Истерические припадки, случающиеся регулярно могут свидетельствовать о проблемах с психикой или нервной системой. Поэтому стоит обратиться за консультацией к неврологу и детскому психологу.

Если истерики связаны с капризами и промахами в воспитании, то родителям стоит пересмотреть свои действия и начать исправлять ошибки.

Как прекратить истерику ребенка?

Вспышка детского гнева и последующая истерика может случиться в любой момент, и ни один родитель не застрахован от такого поведения в общественном месте. Психологи советуют придерживаться следующих правил поведения:

  • Обеспечить безопасность. Убрать предметы, которыми ребенок может пораниться, увести в тихое место, если истерика случилась на улице или торговом центре.
  • Родителям лучше молчать по возможности обнять ребенка. По мнению психологов, уговоры, попытки отругать не действуют, а лишь усиливают истерику.
  • Детские истерики в общественных местах часто привлекают внимание доброхотов, считающих, что они лучше родителей знают как себя вести с незнакомым ребенком. В случае, когда от «помощи» посторонних больше вреда, чем пользы, нужно спокойно, но твердо попросить их уйти. Высказывания в стиле: «Будешь плакать, я тебя заберу» или «Сейчас позову полицейского» и прочие бессмысленные высказывания могут напугать ребенка, который воспримет информацию буквально, и усилят истерику в разы. Ведь дети в такой момент очень восприимчивы и ранимы.
  • Родителям нужно дождаться, когда гнев и ярость пройдут и ребенок перейдет в фазу горевания. В этот момент ему нужна забота и любовь, чтобы он понимал, что его «срыв» не ухудшил отношение к нему родителей. Объятья и ласка отлично подойдут, а подарки или покупка требуемой игрушки или конфеты лишь убедят малыша в правильности его поведения.
  • «Отвоевавшись» дети могут почувствовать усталость или голод. По возможности нужно удовлетворить эти базовые потребности купить перекус или попить, уложить спать, если истерика случилась дома.
  • Поговорить о случившимся стоит через некоторое время. Назвать ребенку его чувства, мотивы его поведения. «Ты разозлился, потому что тебе не купили очередную игрушку». Важно сказать, о том, что такое поведение не по душе родителям, при этом, не переходя на личность ребенка. «Мне неприятно такое твое поведение». Но не: «Ты не сносный и вредный».

Родителям важно понимать, что истерики могут случиться с любым ребенком и они не одни такие «неправильные», постараться не обращать внимание на мимо проходящих и не злиться на ребенка.

Как предотвратить детские истерики?

Понятно, что от детской истерики не застрахован никто. Но есть несколько советов, которые помогут снизить риск их возникновения:

  • Режим дня подходящий ребенку, дающий ему возможность есть и отдыхать когда ему хочется. Привычный распорядок дел в течение дня. Не нужно брать уставшего или голодного ребенка на прогулку или по магазинам.
  • Постараться обходится без чрезмерных запретов, позволять ребенку говорить «нет» и уважать его выбор.
  • Проговаривать с ребенком его чувства и эмоции, учить лучше их определять. «Ты злишься, потому что тебе не дали очередную конфету», «Ты расстроен, что мультик закончился, а мы договорились посмотреть всего один».
  • Учить ребенка безопасно выражать гнев, рвать бумагу, топать ногами. Не ругать его за подобное поведение.

Детские истерики могут быть вызваны разными причинами, но родителям важно не ругать ребенка за них, а постараться помочь справится с чрезмерно сильными эмоциями.

7 роковых ошибок, которые мы допускаем, когда у ребенка истерика

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Не найдешь родителя, которому не знакома проблема детских истерик. И порой не хватает никаких сил, просто сам чувствуешь, что будешь орать и топать ногами так же, как разбушевавшееся чадо. Но важно помнить, что родители мы и нам нести ответственность за эмоциональное состояние ребенка, когда он в истерике. У каждого есть свой метод отвлечения, но в этой статье мы хотим рассмотреть фразы, которые ни в ком случае нельзя говорить малышу, как бы мы ни нервничали и ни злились в данный момент.

AdMe.ru надеется, что наша статья поможет вам сохранить лицо даже в самых сложных ситуациях и не навредить детям своими необдуманными выражениями.

«Прекрати, а то оставлю без мультиков!»

Вы для ребенка непререкаемый авторитет, и когда вы лишаете его телевизора, игр и других важных для малыша вещей, он понимает, что что-то делает не так. Но ведь истерика не возникает на ровном месте, ребенку плохо, и он так выражает свое горе, несмотря на то что для нас это слишком громко. Получается, если он еще раз выразит эмоции, его могут лишить чего-то важного?

Из-за таких установок дети становятся взрослыми, у которых заморожен весь спектр негативных эмоций, как следствие, возникают болезни сердечной системы, гипертония и неконтролируемые вспышки гнева.

«Что ты из-за ерунды расстраиваешься?»

Когда мы говорим такую фразу, нам кажется, что мы помогаем ребенку, но на самом деле только вредим. Даже если нам кажется, что повод для слез выеденного яйца не стоит, это не значит, что малыш так же воспринимает свою трагедию.

Обесценивая его чувства, мы даем ребенку понять, что то, из-за чего он расстраивается или радуется, неважно. И помимо расстройства из-за происшествия, малыш начинает еще и чувствовать обиду на нас за то, что мы его не понимаем. В дальнейшем это может привести к обратному эффекту: подросток будет обесценивать уже наше мнение.

«Если ты не прекратишь, я сейчас уйду, и ты останешься один»

Это тоже угроза, но иного толка. Страх остаться одному — один из базисных, и говоря такое малышу, вы подрываете его доверие к миру. Получается, он впитывает такую установку: сделал что-то не то (и сам не понимаешь что) — останешься один. Доверять после такого любимым маме и папе становится сложно.

После пережитого стресса, если угрозу воплотили в жизнь, ребенок может замкнуться в себе, и вам уже сложнее будет вернуть его доверие не только к себе, но и к миру. В дальнейшем из этого «вырастают» неврозы, тревожные расстройства и панические атаки.

«Я тебя наказываю ради твоего же блага»

Если вы считаете, что ребенок действительно понимает, почему его наказывают, то глубоко ошибаетесь. Малыш не запомнит воспитательного момента, а запомнит только то, что ему делают больно любимые люди. Он или будет бояться сделать что-либо не так и вырастет крайне неуверенным в себе человеком, или сам выберет для себя агрессивную модель поведения.

Оскорбления тоже являются эмоциональным насилием: мало того что маленький человечек, запомнив ваши слова, может употреблять их сам, так еще и будет думать, что он заслуживает такого обращения, раз авторитетные родители так решили.

«Ну сколько можно? Я уже не знаю, что с тобой делать!»

Когда ребенок видит бессилие своих родителей (а это именно так, ведь вы не знаете, что делать), он теряет ощущение безопасности. Как это так: вы, самые сильные существа на свете (в его восприятии), оказываетесь беспомощны перед его эмоциями?

Ребенку сложно контролировать свой гнев, он только учится обращаться с такими сложными чувствами, как злость, обида, страх (именно это мы наблюдаем, когда у малыша истерика), а тут еще новое испытание — родители, которые не могут ему помочь.

«Сейчас придет дядя милиционер и заберет тебя»

Помимо угроз, которые мы рассматривали выше, эти установки опасны еще и тем, что формулируют негативное представление ребенка о врачах, милиционерах и все тех профессиях, которыми мы запугиваем несчастного малыша.

Как ему не истерить в поликлинике, когда он сто раз слышал, как злобный доктор сделает ему укол, если дитятко не съест кашу / помоет руки (нужное подчеркнуть). Про Бабая, Бабу-ягу и прочую нечисть — отдельная история, с такими запугиваниями энурез и страх темноты — меньшее, что может произойти.

«На тебе планшет, только успокойся»

Когда мы сначала запретили, а потом, увидев первые «зачатки» слез на любимом личике, разрешили, то тем самым подготовили почву для дальнейших манипуляций. Ребенок не дурак и по мере взросления поймет, что раз вы не выносите его криков и готовы откупиться чем угодно, то зачем изобретать велосипед? Достаточно рыдать по любому поводу — и вожделенный планшет / игра / поход в кафе у него в кармане.

Такой ребенок привыкнет манипулировать окружающими и будет очень расстроен, если по первому его хныку другие не побегут исполнять его желания. Социализироваться потом такому малышу будет очень сложно.

Бонус: что же делать во время истерики?

Научите ребенка выражать злость и гнев приемлемыми способами, например:

  • побить подушку;
  • пробежать отсюда до лавочки;
  • если видите, что истерика вот-вот начнется, попросите объяснить, что он чувствует (если он уже может);
  • дайте ему пластилин или глину и попросите вылепить то, что малыш сейчас чувствует;
  • если ребенок младшего школьного возраста, станьте напротив, упритесь ладонями в ладони и попробуйте «побороться» с ним немного, чтобы ребенок выплеснул накопившееся напряжение.

Как предотвратить истерику у ребенка 2-3 лет: 7 приемов

Как избежать истерик. Что делать при капризах ребенка

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

Капризы и истерики детей доставляют много неудобств родителям. Но часто взрослые сами виноваты, считает психолог Анна Быкова: вместо дневного сна тащат малыша в торговый центр, или не предупреждают, что скоро пора заканчивать игру, или не умеют переключать внимание. Вот способы, которые работают, когда истерика еще не началась, но вскоре может случиться.

Это скорее даже не именно про истерику, когда ребенок падает на пол, бьет руками, ногами, а бывает, что и головой, а про любой громкий детский плач, вызванный двумя причинами: “Хочу!” или “Не хочу!”, который трудно выдержать взрослой психике.

Читайте также:  Раздражительность у женщин и мужчин, причины, лечение

Такой плач я делю на три типа: капризы, требования, протест. Критерием выступает осознанность ребенком своего желания.

Если ребенок точно знает, чего он хочет, и плачем добивается, чтобы ему это предоставили, — это требование.

Если ребенок точно знает, чего он не хочет, — это протест.

Если ребенок не знает, чего хочет, если он ничего не хочет, его просто все раздражает, — это капризы.

Причины капризов у детей

Причины, по котором “капризка” посещает ребенка:

  • Переутомление (к этому может привести нарушение распорядка дня, смена обстановки, обилие новых впечатлений).
  • Недомогание.
  • Чужое плохое настроение (дети хорошо считывают эмоциональное состояние близких).

Если это капризы, то бесполезно оказывать воспитательные воздействия в этот момент. Надо постараться успокоить себя, успокоить ребенка, накормить, спать уложить — что там по ситуации.

У ребенка истерика: что делать?

Сашке было два с половиной года, когда он закатил свою первую и, пожалуй, самую яркую истерику. Случилось это в магазине ИКЕА. Детский отдел. Деревянная железная дорога в собранном виде прибита, как экспонат, к вертикальному щиту. Сашка хочет яркие деревянные паровозики.

Я подаю ему коробку с паровозиками, но Сашка хочет именно те, прибитые гвоздями. Объясняю, что те — не отрываются. Даю Сашке самому попробовать оторвать от стены приколоченный экспонат. Снова предлагаю паровозики в коробке. Но Сашка хочет именно паровозики со стены. Падает в истерике на пол.

Поднимаю и сажаю его в тележку, надеясь, что сейчас быстро докачу орущего сына до кассы, оплачу выбранный товар, а потом переключу внимание сына с истерики на мороженое. Он, продолжая орать, выгибается и пытается вылезти из тележки, швыряет на пол паровозики в коробке.

И в этот момент посторонняя женщина начинает вопить в мой адрес: “Что за мать?! У ребенка истерика!” (Ну конечно, а то я без нее не заметила. ) Придерживая Сашку в тележке, выруливаю на финишную прямую. Странная женщина преграждает мне путь. Видимо, чтобы я могла дослушать ее тираду: “Понарожают, а воспитывать не умеют!”.

Анализирую ситуацию. Если я сейчас вступлю с ней в полемику, то уже не смогу сохранять спокойствие: риск эмоционального заражения слишком высок. Двух орущих моя психика не выдержит. В результате я удаляюсь от женщины, бросив тележку с товаром. Сашка выгибается у меня в руках, бьет ногами.

Покидаю магазин, сажусь на ближайшую лавочку, беру ребенка на колени. Одной рукой, обнимая, фиксирую Сашкины руки, второй рукой фиксирую ноги. И начинаю его тихонько покачивать. Через две минуты Сашка уснул.

Это была моя ошибка — ехать с ребенком в магазин во время дневного сна. Если бы он не был переутомлен, мы бы с ним смогли спокойно договориться. Лучше всего получается справляться с истериками у тех, кто их просто не провоцирует. Если бы у меня хватило ума объехать отдел игрушек, Сашка не увидел бы паровозик.

Прием “с глаз долой — из сердца вон” очень эффективен для предупреждения истерики-требования “Хочу то, чего нельзя”. Убираем с глаз ребенка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребенок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.

Детские истерики и переключение внимания

— Как объяснить дочери, что сладкое нельзя? У нее аллергия. Мы ей объясняем, говорим, что животик заболит, а она все равно кричит и требует.

— Сколько лет дочери?

— Два с половиной.

— Почему бы просто не убрать из дома сладкое? Не будет соблазна — не будет и слезных требований.

— Муж не может без сладкого. От конфет он готов отказаться, но ему надо, чтобы дома были печенье и вафли. Да и я тоже их люблю.

Я в красках представила картину: маленькая девочка в слезах наблюдает, как папа отправляет себе в рот одну вафлю за другой. Вообще странно, сами взрослые не готовы отказаться, но почему-то ждут, что двухлетняя дочь легко откажется от сладкого.

Можно, конечно, и дальше объяснять ребенку, что ей сладкое нельзя, а маме с папой можно. Рано или поздно она примет этот факт. Это если хватает сил выдерживать ее плач. А можно просто не провоцировать. Есть вафли, когда дочь спит, например.

Можно еще в этой ситуации использовать прием “Переключение внимания”. Предложить вместо запрещенной вафли разрешенное лакомство. Сработает, если продукт действительно воспринимается ребенком как лакомство, если появляется внезапно, как приятный сюрприз, и если “М-м-м, как тебе везет, а вот папе такое нельзя”.

“Переключение внимания” особенно эффективно в применении с малышами. Чем меньше ребенок, тем действенней прием. Показываем ребенку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность, отвлекая от того, что нельзя брать. Внимание с возрастом становится все более устойчивым, соответственно, переключать все сложнее.

Для того чтобы всегда было на что переключить внимание, хорошо бы иметь запас “антикризисных игрушек”, к которым у ребенка нет доступа. Это могут быть небольшие игрушки с заводным механизмом. Игрушка, которая сама движется, легко привлекает внимание.

На прогулку в детском саду в период работы воспитателем я обычно брала мыльные пузыри и надувные шарики. Почему-то всегда срабатывало. В ситуации, когда на двадцать детей десять совочков, плач “хочу этот совок, а он не отдает” практически неизбежен. Но стоило сказать “Смотрите, что у меня есть!” и начать надувать пузыри, сразу образовывалось несколько никому не нужных совочков.

Как избежать истерики? Согласиться

Есть еще прием, помогающий избежать истерики, — “Условное соглашение”. Формула такая: “Да, конечно, только потом” или “Да, но. “

“Да, конечно, он даст тебе совочек. Сейчас немного покопает, а потом тебе даст” Это фраза воспринимается с меньшим эмоциональным всплеском, чем “Нет, он первый взял”. Когда ребенок слышит “нет”, у него начинается протест, и все последующие доводы от него отскакивают. Когда он слышит “да”, есть шанс договориться.

“Да, конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть”.

“Да, я понимаю, что ты хочешь еще гулять, но уже пора возвращаться. Давай подумаем, чем интересным дома займемся?”

Ребенку важно, что его услышали, что его поняли и что с ним согласились.

“Да, я понимаю, что ты хочешь компот прямо сейчас. Но он еще очень-очень горячий. Давай вместе подуем на него”.

“Да, я понимаю, что тебе хочется зайти в магазин, но сегодня совсем-совсем некогда. Давай завтра”.

(На всякий случай напомню, что обещания, данные ребенку, необходимо выполнять. Неправильно обещать что-то, что вы не собираетесь делать, только для того, чтобы прямо сейчас ребенок не плакал.)

Прием не универсальный, не всегда и не со всеми детьми срабатывает. Но может быть, вам когда-нибудь пригодится.

Прием “Перетаскивание”. Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чтобы накормить юного строителя, вместо “Оставь кубики, пошли есть суп” можно объявить, что у бригады обеденный перерыв. А если хотите вывести гулять ребенка, который из подушек сооружает пещеру для динозавров, предложить ему накормить травоядных свежей зеленью.

Чтобы не было истерики, предупреждайте заранее

Много слез бывает, когда ребенок увлечен игрой, а взрослым надо по какой-то причине эту игру прервать. То ли обедать пора, то ли домой идти, то ли спать. Мгновенно прекратить игру бывает сложно, и здесь подойдет прием “Предупреждение”.

Ребенка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Чтобы пирамидка была собрана, паровозик успел закончить свой маршрут, все феечки благополучно вернулись в свои кроватки, а в поединке роботов определился победитель.

Нам ведь, взрослым, тоже бывает сложно резко переключиться с одного вида деятельности на другой. Необходимо какое-то время, чтобы поставить дело на паузу, доведя до логической точки. Дочитать главу, дописать письмо, досмотреть новостной сюжет, закончить уборку. Понятно, что если случится что-то экстренное, мы все бросим и побежим. Но это будет стресс.

Для ребенка резкое переключение на другую деятельность — это тоже стресс. На стресс он реагирует слезами. Если не случилось ничего экстренного, считаю возможным проявить уважение к деятельности ребенка, помочь завершить дело, которым он в данный момент занят.

Со старшими детьми этот прием тоже работает. Был период, когда я очень сильно раздражалась на то, что приходится долго ждать детей к столу, звать по нескольку раз. Прибегали обычно после ультиматума: “Если сейчас не придете — кормить не буду!”.

Однажды в гостях у мамы я сама оказалась в роли такого ребенка. Мама позвала к столу, а мне было очень важно дописать главу, пока мысль не вылетела. Я так увлеклась процессом завершения, что очнулась только на вопросе: “Почти остыло. Тебе подогреть? Или уже в холодильник убрать?”. С тех пор я стала с детьми договариваться, когда (во сколько) ужинаем, чтобы они к этому времени старались все дела завершить.

Как понять, что ребенок вырос

Прием “Альтернативный вопрос”. Этот прием встречается во всех учебниках по продажам и переговорам. И считается самым примитивным. Его еще называют “выбор без выбора”.

Объясняю. Взрослый принимает решение, но предлагает ребенку выбрать сопутствующие условия: “Мы возьмем на прогулку мяч или велосипед?”. Работает это так: ребенок вопросом включается в выбор и при этом автоматически соглашается с решением. “Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?” — ключевое слово здесь “соберешь”.

Правда, работает прием недолго. От того возраста, когда ребенок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта. И тогда мама услышит: “Я не хочу сегодня гулять!”, “Я не буду ничего собирать!”. Вот тогда мы радуемся, что ребенок вырос, и без заигрываний ставим его перед фактом: “Я так решила, мы сейчас выходим на улицу”. Значит, пришло время учиться выдерживать фрустрацию.

Но есть и еще одна стадия взаимодействия ребенка с этим приемом: когда ребенок использует его против вас. Будьте готовы услышать: “Мама, выбирай, ты мне купишь пони или единорога”, “Мама, выбирай, я сейчас съем одну конфету или две”.

Прием “Подмена понятий”. Классический пример из известного кинофильма: “Завтрак в детском саду отменяется! Вместо завтрака летим в космос! Взяли космический инструмент!”.

Использовать прием хорошо в возрасте примерно трех лет. Это такой милый возраст, когда ребенок очень часто говорит “Нет!” и “Не буду!”, отстаивая свое право на собственное мнение. Через “нет” он отделяет себя от взрослых, чувствует себя отдельной личностью. (“Если я говорю „нет“ маме, значит, я не мама”.)

Почувствовать автономию настолько важно, что он может говорить “нет”, даже если в принципе согласен или очень, очень хочет. Но еще больше он хочет сказать “нет”.

Представьте детский сад и целую группу “неток”-трехлеток. На прогулку все равно вывести надо всех, за стол усадить всех и потом в кровать уложить тоже всех, несмотря на их “нет”.

— Нет! Я не буду надевать ботинки!

— Хорошо, давай тогда они сами на твои ножки прыгнут! (Интонация эмоционально-игривая.) Ботиночки разбегаются, правый обгоняет левый и — оп! — запрыгивает на ножку!

— Нет, я не буду кушать!

— Хорошо, кушать не будем. Давай просто посидим за столом, посмотрим, как ребятки едят. Смотри, в супе макарошки плавают! Давай их ловить.

Ложкой вылавливаем по очереди все макароны (естественно, отправляем в рот). А потом ловим картошку. Можно назвать обед рыбалкой — подменили одно понятие на другое, и цель достигнута.

Примечание для тех, кто сомневается в этичности применения этого приема, считая его обманом, а детей обманывать нехорошо. Конечно, обманывать нехорошо, и не только детей. Только в данном случае это не обман, это игра.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка. Для ребенка естественно играть, поэтому он с гораздо большим энтузиазмом вовлечется в ту деятельность, которая представлена как игра. Это подстройка под картину мира ребенка, а не обман. Обман — это когда взрослый говорит: “Съешь суп, я тебе конфетку дам”, а потом: “Ой, а конфетки нет, убежала”.

— Нет! Я не буду спать!

— Хорошо, не спи. Спать не будем. Будем просто лежать на кроватке и ждать, когда придет мама.

Ребенок соглашается, а через пять минут засыпает, потому что спать на самом деле он хочет. Но он “не спал” в садике. Он так “ждал маму”.

— Хорошо, можешь не спать. Только помоги зайке уснуть. Зайка хочет спать, но один засыпать боится. Ты зайку обними и полежи с ним рядом. Покажи зайке, как нужно глазки закрывать.

Через пять минут ребенок спит, а выполнивший свою миссию заяц валяется на полу под кроватью.

— Нет! Я не буду раздеваться!

— Хорошо, не раздевайся. Не надо. Ложись так. Давай только животик освободим. Животику надо отдохнуть от резиночек и пуговок на штанах. Пусть животик отдохнет, штанишки снимем, а раздеваться не будем.

— Нет! Я не пойду гулять!

— Хорошо. Гулять сегодня не пойдем. Мы пойдем искать клад! У тебя есть лопатка? Бери лопату и пошли скорей, пока другая группа клад не выкопала.

— Мама, вставай! Вставай! Пошли играть!

А мама не то что играть — глаз открыть не может. На мольбы: “Давай еще пять минуточек полежим” — ребенок отвечает бойким нетерпеливым отказом.

Тут приходит спасительная идея:

— Давай играть в медведей. Я — мама-медведь, а ты мой медвежонок. Это наша берлога. У нас зимняя спячка.

Получилось, кстати, даже не пять минут, а существенно дольше. Затрудняюсь сказать, сколько времени прошло, прежде чем я услышала тихое: “Мама, мне что-то уже надоело в медведей играть”, но глаза открылись без всякого усилия.

Прием тоже работает недолго. Но не стоит расстраиваться, если ребенок этот прием перерос. Это значит, он уже достаточно большой, чтобы встретиться с реальностью, в которой родители могут без всяких заигрываний потребовать от ребенка что-то сделать.

Оцените статью
Добавить комментарий