Коучинг – виды, модели, техники, методы

Содержание

Коучинг – виды, модели, техники, методы

Коучинг: что это такое, виды. Технологии и методы тренингов по развитию и достижению целей

Практически в каждом человеке заложены ресурсы, с помощью которых он может достичь любых целей и осуществить самые смелые мечты. Но часто они скрыты, и отыскать их в себе самостоятельно под силу далеко не всем. Мешают этому стереотипы, страхи, привычки, негативный опыт и, как следствие, неуверенность в себе.

Когда человек чувствует, что жить по-прежнему уже не может, что пришло время что-то кардинально изменить, но не знает, как это сделать, он прибегает к помощи особого вида психологического консультирования под названием «коучинг». Что это такое?

Кто такой коуч

С английского языка “коуч” переводится как “наставник”, “тренер”, то есть человек, который ведет к достижению планируемого результата. Как правило, это профессиональный психолог, который как раз и помогает найти обратившимся к нему людям их скрытые резервы. А отыскав их, ведет клиента к поставленной им же самим цели. Ведь задача коуча – не навязывать свои идеи и не предлагать собственный вариант выхода из сложившейся ситуации, а создать психологические условия для того, чтобы человек смог сделать это самостоятельно. Для этого специалист помогает увидеть ситуацию как бы со стороны, словесно сформулировать цели и желания, причем сделать это достаточно четко – так, чтобы человек сам разобрался в том, чего на самом деле хочет. И только после этого можно начинать путь к их достижению.

Коуч по сути своей скорее не наставник, а внимательный собеседник. Ведь он не обучает и советов никаких не дает. То, что профессиональный психолог-коуч дает клиенту, гораздо больше, чем просто психологический тренинг. Это коучинг. Что это такое, постараемся рассказать в этой статье.

Что такое коучинг

В процессе консультирования профессиональный коуч задает клиенту такие «правильные» вопросы, благодаря которым человек начинает осознавать суть и глубину создавшейся ситуации. После этого «озарения» он уже становится способным найти самые оптимальные пути к четко сформулированной цели. Именно в этом и заключается суть процесса под названием «коучинг». Что это такое? Простыми словами описать его можно как метод консультирования профессионалом, который помогает своему клиенту четко обрисовать его намерение и наметить пути к его достижению.

Таким образом, даже самый неуверенный в себе человек, находящийся на жизненном распутье, сможет принять наиболее правильное решение и выработать стратегию поведения, позволяющую действовать в сложившейся ситуации эффективно и гибко.

Особенность коучинга в том, что он не навязывает клиенту готового решения, а помогает человеку разработать собственный стиль эффективности. Коучинг как вид психологических тренингов опирается на психологию успеха и оптимизма. После работы с коучем клиенты начинают понимать, что уже сейчас у них имеется достаточный потенциал для достижения поставленных целей и решения возникших жизненных вопросов.

Работа с коучем предполагает новые позитивные сдвиги в жизни и работе человека, обратившегося к нему за помощью. Эффективность этого вида психологического консультирования выражается в конкретных достигнутых результатах после совместной проработки проблемы.

Этимология слов «коуч», «коучинг»

Рассмотрим теперь, что означает слово «коучинг», что это такое с точки зрения языкознания.

Термин этот английский, в переводе означает «наставлять», «обучать», «воодушевлять» или «тренировать».

В XVI веке «коучем» называли… повозку или карету. В более близком к настоящему пониманию этого слова смысле его впервые применили в Оксфордском университете в 1830 году. Тогда «коучем» на молодежном сленге стали называть человека, который помогал студенту в подготовке к экзамену.

Казалось бы, что общего между грузовым транспортным средством и репетитором? Однако такая общность при внимательном анализе прослеживается: и тот, и другой переносит что-то. Первый – грузы к месту назначения, второй – обучающегося на новый уровень знаний. В современном понимании «коуч» тоже переносит людей – туда, где они хотят быть, в новую реальность, к которой они стремятся. То есть коуч – это тот, кто доставляет своего клиента к цели, помогает ему двигаться вперед.

Из истории коучинга

Первоначально коучинг начал практиковаться в области психологии спорта. В 90-х годах XIX века слово «коуч» вошло в лексикон как название тренера спортсменов. Затем им стали называть уже любого наставника или инструктора. Коучинг как вид психологической помощи возник на стыке психотерапии, наставничества и спортивного тренерства. Постепенно этот вид деятельности развился в коучинг по достижению результатов в жизни.

В 2001 году в США профессия коуча признана официально. В наше время направление продолжает совершенствоваться и развиваться, находит новые области применения. В развитых странах в штатном расписании практически каждого предприятия официально предусмотрена должность тренера-коуча. По крайней мере, в тех, которыми руководят дальновидные люди. Ведь расходы на содержание такого специалиста окупаются сторицей.

Отличие коучинга от обычного психологического консультирования

Со стороны коучинг и психологическое консультирование очень схожи: специалист беседует с клиентом, помогая ему в решении проблем. Но по сути это совершенно разные виды психологической помощи.

Если консультирование направлено на решение определенной проблемы, для чего психолог обращается к прошлому клиента, то вопросы коуча направлены в будущее – коучинг ориентирован прежде всего на цель, которая формулируется только на позитиве, говорить о проблемах при этом категорически запрещено. То есть, вместо того чтобы обсудить, чего клиент не хочет, говорят о том, к чему он стремится. Коуч помогает человеку, имеющему желания и мечты, осознать их и сделать более конкретными, четкими.

Среди задач этого особенного вида психологического тренинга можно выделить такие, как помощь клиенту в принятии себя, создании установок и ценностей. Коучинг призван также научить клиента разобраться в себе, поверить в свои силы, доверять окружающим. Все это поможет человеку найти способы эффективного решения поставленных задач.

Это только на первый взгляд кажется, что психолог просто разговаривает с клиентом. На самом деле он проводит огромную работу, пользуясь своими профессиональными знаниями, жизненным багажом, а также специальными методами и техниками.

Методы коучинга

Работая с клиентом, коуч пользуется различными психологическими методами, которые зависят как от поставленных целей, так и от профессионализма самого наставника. Среди них:

• метод постановки сильных вопросов;

• психология разрешения конфликтов;

• метод мозгового штурма;

• методы построения и управления командой;

• технологии эффективного управления персоналом;

• коуч-сессии (индивидуальные и групповые);

• тренинги по навыкам эффективной коммуникации.

Инструментами коуча также могут быть анкетирование, проективные методики, элементы глубинной психологии и многие другие.

Техники коучинга

Коуч-профессионал пользуется в работе с клиентами различными техниками, которые способствуют эффективному достижению человеком поставленных им целей. Среди них:

  • наводящее перефразирование;
  • слушание;
  • уточнение, помогающее клиенту увидеть новые средства достижения его цели.

Эти техники коучинга помогают людям достигать успехов, поднявшись над собой сегодняшним, позволяют помочь клиенту в разных областях. Они применяются практически в любой разновидности коучинга.

Виды коучинга, их особенности

По количеству клиентов, с которыми одновременно работает специалист, различают индивидуальный и групповой коучинг.

Сейчас насчитывается около полутысячи видов подобного тренинга: от VIP-коучинга до социальной работы. Он развивается по таким направлениям:

• коучинг здорового образа жизни, который помогает клиентам с хроническими или неизлечимыми болезнями научиться жить с ними.

В Америке существуют даже тренинги домохозяек и беременных.

Остановимся подробнее на некоторых видах.

Личный коучинг

Личный, или индивидуальный коучинг включает в себя несколько видов, среди которых лайф-коучинг и коучинг для людей с дефицитом внимания. В чем их суть?

Лайф-коучинг призван помочь клиенту конкретизировать собственные устремления и желания, оформить личные цели.

Особый тип личного коучинга – помощь людям, страдающим синдромом дефицита внимания. Его цель – уменьшение влияния дисфункции целенаправленной деятельности. Специалист помогает таким людям организоваться для постановки и достижения целей. Очень важно в этом виде тренинга помочь клиентам выявить свои сильные стороны.

Конечно, коучи – не врачи, они не лечат обратившихся к ним людей с синдромом дефицита внимания, а лишь помогают им упростить повседневную жизнь.

Бизнес-коучинг и коучинг финансовый

Целью бизнес-коучинга является улучшение эффективности работы учреждения или предприятия. Коучи помогают клиентам в достижении профессиональных целей, работают над улучшением навыков коммуникации, эффективностью разрешения конфликтов. Существенна помощь профессионалов и в создании единой команды, способной дружно и продуктивно работать за счет того, что цели – личные и корпоративные – становятся более осознанными, в коллективе создается творческая атмосфера, и трудовой потенциал сотрудников используется максимально эффективно. Такой вид коучинга помогает определить в коллективе лидеров, а также дает возможность руководству мотивировать подчиненных нематериальными стимулами. Люди после психологического тренинга начинают трудиться с большим интересом, и отдача от такой работы становится более высокой.

Относительно новой формой подобной деятельности является финансовый коучинг. О чем речь? Программа коучинга призвана помочь клиенту в преодолении психологических препятствий на пути к достижению финансовых целей. Такой коуч помогает клиенту сформировать правильное отношение к деньгам.

Академический коучинг

Помогает приобрести навыки успешности обучения. Это особый коучинг: обучение после его проведения становится более продуктивным за счет того, что у клиента изменяется отношение к учебе в целом. Специалист не является репетитором по какому-либо отдельному предмету, а работает именно с отношением к процессу получения знаний. После такой проработки учащиеся раскрывают свой потенциал и начинают добиваться высоких результатов. Коучинг помогает сформировать стремление к саморазвитию, а также построить сам процесс обучения с учетом индивидуальных личностных качеств конкретного человека. Такой коучинг обучение делает осознанным и приятным.

Итак, подведем итоги. Одним из методов психологического консультирования является коучинг. Что это такое, простыми словами можно объяснить так: это создание коучем в ходе работы с клиентом таких условий, при которых он самостоятельно находит способы достижения собственных целей, предварительно их четко сформулировав. И вперед – к новым жизненным победам!

Путеводная карта по видам коучинга

Сегодня мы решили описать классификацию и виды коучинга по области применения. Вы когда-нибудь отправлялись в путешествие на автомобиле? Чтобы приключение прошло без неприятных сюрпризов, недостаточно уверенно чувствовать себя за рулем, обладать смекалкой и любопытством. Требуется подготовка: купить карту, заранее залить бак бензином, разведать информацию о месте для ночлега, узнать о препятствиях на пути. Коучинг – тоже предварительная работа. Под руководством опытного наставника вы самостоятельно составляете маршрут и увереннее чувствуете себя в дороге. В зависимости от ситуации используются разные виды коучинга.

Читайте также:  Инстинкт самосохранения у человека, у детей

Что такое коучинг

Представим, что вы находитесь на берегу бурной реки. Нужно срочно перебраться на другую сторону, но моста нет. Сначала возникает чувство растерянности – непонятно, как справиться с проблемой. Потом появляются первые робкие идеи: отправиться на поиски моста, сделать его самостоятельно, переплыть на другой берег. Взвесив все «за» и «против» вы выбираете оптимальный вариант и начинаете действовать. В повседневности часто происходят подобные ситуации. Мы чувствуем себя «растерянными на берегу» и размышляем, как действовать дальше. В такие моменты грамотное решение – коучинг.

Этот тренинговый метод появился более 30 лет назад и все это время набирает популярность. Он заключается в работе с опытным наставником. Специалист не предлагает готовые схемы, решения или инновационные идеи. Задача коуча – направить мысли ученика в нужное русло для принятия самостоятельных и взвешенных решений. Вы начинаете чувствовать себя режиссером собственной жизни, корректируете сценарий и быстрее достигаете поставленных целей.

В основе коучинга убеждение – у каждого ученика кроме задачи есть все необходимое для ее решения. Найти ответ не получается по разным причинам – мешают ограничивающие установки, стереотипы, неуверенность в себе. В процессе партнерства с наставником раскрываются внутренние ресурсы, которые не использовались раньше. Вы активизируете все способности и действуете эффективнее. Показатель результата совместной работы – когда спустя время ученик понимает, что не нуждается в наставнике для достижения своих целей.

Джон Уитмор считает коучинг процессом разблокировки человеческого потенциала для улучшения производительности. Карен Вайс отмечает, что данный вид наставничества предоставляет клиентам возможность принимать взвешенные и осознанные решения, чтобы стать в собственной жизни лидерами. Майлс Дауни называет коучинг искусством упрощения работы.

Происхождение термина

Термин коучинг сегодня у всех на устах. О его происхождении ходят споры. Основных версии две. Англичане заимствовали «coach» из венгерского языка. «Kocsi» – название маленького городка в Венгрии, где делали вагоны и конные экипажи. Согласно этой теории, коучей ассоциировали с извозчиками, которые направляли экипажи в нужное место.

Есть еще одна версия. По другой гипотезе, зажиточные семьи брали с собой в путь проводников. Помощники хорошо знали дорогу и ориентировались на местности. Благодаря их знаниям путешествие проходило легче. Такое сравнение раскрывает методы коучинга. Опытный наставник извозчика не заменит, но будет сидеть рядом и направлять, пока экипаж не прибудет в место назначения.

Лучшее определение коучинга простыми словами принадлежит ICF (International Coach Federation). Этот метод характеризуют как продуманный творческий процесс. Ученик находится в партнерстве с наставником, вдохновляется на раскрытие профессионального и личного потенциала.

Виды коучинга

Виды коучинга выделяют в зависимости от количества участников, типа взаимодействия с наставником, области применения и других факторов. Сегодня известно множество классификаций, но популярны 5 из них.

По количеству клиентов

Работа с наставником может быть:

  • индивидуальной;
  • командной;
  • организационной.

В первом виде взаимодействие проходит с глазу на глаз. Цель индивидуального коучинга – решить конкретные вопросы в проблемных сферах жизни клиента. Задачи бывают разного плана: улучшить отношения в семье, наладить дела в бизнесе, научиться грамотнее планировать время или распоряжаться финансами.

В зависимости от целей и потребностей ученика назначают разовую встречу или курс. Для решения простых вопросов требуется не более восьми сессий. Если предстоит глобальная и комплексная работа с разными сферами, нужен системный подход. В этом случае встречи назначают не реже одного раза в 7 дней, развиваться с наставником предстоит не менее 10 недель.

Организационный коучинг подразумевает интенсивную работу с главой компании, а также взаимодействие с руководителями отделов и их подопечными. Цель бизнес коуча – улучшить ситуацию в организации, раскрыв потенциал каждого участника и особенно первого лица.

Командный коучинг проходит в группе. Результат зависит от наличия общего запроса у всех клиентов. Похожие цели встречаются в семье, бизнесе, спортивных командах. Успех зависит от мотивации и вовлеченности каждого участника процесса.

По формату обучения

В последнее время становятся популярнее заочные встречи. Дистанционный коучинг стал возможен благодаря развитию технологий. Легко выбрать канал связи, подходящий для обеих сторон. Общение проходит в мессенджерах, по скайпу, телефону или электронной почте. Это экономит время. Возможность общаться с коучем не пропадает во время командировок и отпуска. Сеансы можно проходить со специалистом из другой страны.

В фильмах мы привыкли видеть очные консультации, когда наставник находится с клиентом в одном помещении. Такой вид взаимодействия называется личным.

По уровню значимости задач

У каждого клиента свои запросы. В зависимости от масштабности действий подбирается подходящий вид коучинга:

  1. Оперативный. Решаются важные текущие вопросы.
  2. Тактический. Прорабатываются краткосрочные и среднесрочные задачи, составляется план действий.
  3. Стратегический. Формулируются новые глобальные цели клиента, миссия, тщательно прорабатывается стратегия достижения желаемого.

По области применения

Ещё одна классификация — по сфере. Выделяют следующие виды по области применения:

Лайф коучинг. Одно из самых популярных направлений. Потребность в нем остро возникает во время жизненных трудностей. Например, когда человек не до конца проявляет свои способности, страдает от низкой самооценки и не знает, куда двигаться дальше. В жизненном коучинге моделируются ситуации и вырабатываются нужные качества. Уверенность в себе, позитивный взгляд на вещи, целеустремленность — все это развивается в процессе. Бесполезно делать то же, что и обычно, и ждать других результатов. Чтобы стать успешнее, измените поведенческую стратегию, добавьте полезные привычки и последовательно двигайтесь к целям. Все эти навыки появляются в результате партнерства с лайф коучем.

Карьерный коучинг. Такой вид взаимодействия необходим людям, которые задумываются о смене сферы деятельности, места работы или должности. Подходит он также тем, кто «достиг потолка» на работе и хочет продвинуться по службе. Вместе с карьерным коучем клиент раскрывает потенциал, чтобы оперативно решить весь спектр рабочих вопросов.

Бизнес коучинг. Сессии проводятся для сотрудников любых уровней, чтобы улучшить личную результативность и работу в группе. Как и в лайф направлении, бизнес коучи постоянно «держат руку на пульсе» — контролируют процессы, помогают грамотно подготовить стратегии развития компании и заранее предусмотреть трудности на пути. Процветание организации зависит от множества факторов. Недостаток знаний, загруженность, многозадачность, проблемы в отношениях — во время работы с профессионалом выявляются все «болевые точки» бизнес процессов. Тормозящие факторы устраняются, повышается мотивация сотрудников и улучшаются отношения. После сессий у руководителей остаются подробные инструкции для эффективной работы команды в будущем.

Семейный коучинг. Специалист общается с отдельными родственниками и со всеми членами семьи, чтобы сделать отношения гармоничными и теплыми. Групповой коучинг помогает легче преодолеть кризис, научиться решать вопросы без скандалов, достигать поставленных целей и стать счастливее дома.

Финансовый коучинг. Этот вид коучинга подходит тем, кто не умеет распоряжаться деньгами.

Коучинг личной эффективности не всегда выделяют в отдельную группу — это направление пересекается с другими.

Если вы не планируете заниматься с наставником, но заинтересованы в вопросе, почитайте работы Джона Уитмора, Мэрилин Аткинсон, Марии Илиф-Вуд, Джули Старр и Майлза Дауни.

По стилю проведения

Направления коучинга разделяют по типу проведения сессий. Фристайл иначе называют еще «вольным стилем». Предусмотрены как разовые встречи, так и системные. Например, в конце каждого месяца для подведения результатов и постановки новых целей.

Второй тип коучинга называют процессным. Наставник во время первой встречи узнает о проблеме, уточняет пожелания клиента и составляет подробную программу развития. Сессии длятся в зависимости от поставленной задачи в течение года и даже дольше.

Модели и техники

Перед началом работы хочется составить хотя бы примерное впечатление о том, что предстоит. Моделью коучинга называют набор специальных техник. С их помощью легко увидеть целостно сложившуюся ситуацию. Бывает такое – серьезные проблемы в одной сфере, но для их решения требуется погрузиться в другую область, о которой клиент не задумывается. Специалист использует знания и опыт, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, адекватно оценить происходящее и увидеть нужное направление работы.

Основные принципы всех моделей – в том, чтобы установить доверительные, партнерские отношения. Информация, полученная во время работы, остается полностью конфиденциальной. В основе всего интересы и ожидания клиента, а не коуча. Именно поэтому первый шаг – детальное обсуждение сложившейся ситуации. Одна из самых распространенных моделей называется GROW. На первой сессии определяются и формируются цели, рассматривается нынешнее положение вещей. Затем клиент вместе с наставником анализирует все возможности, которые приблизят его к осуществлению желаемого. После этого составляется подробная стратегия действий.

Техниками называют инструменты для достижения нужных результатов. Некоторые появляются во время встреч спонтанно, другие – универсальные – наставник готовит заранее.

Философия коучинга не предполагает навязанные решения извне, задача наставника – направить ход мыслей клиента. Поэтому одна из главных техник – открытые вопросы. Они заставляют человека задуматься, порассуждать, по-новому взглянуть на сложившиеся обстоятельства.

Часто применяется шкалирование – оценка положения дел или эмоционального состояния. Этот шаг нужен одновременно для глубокого понимания настоящего и грамотного формулирования целей. Большой путь разбивается на маленькие участки. После преодоления каждого из них виден результат, поэтому мотивация не падает.

Одна из самых длительных техник – колесо коучинга. В круге, разделенном на сектора, обозначаются разные сферы жизни. Клиент наглядно видит, каким областям требуется повышенное внимание.

Все техники комбинируются между собой. Даже простой, но грамотно подобранный вопрос, помогает взглянуть на ситуацию извне и подкорректировать действия. После нескольких сессий клиенты начинают по-новому расставлять приоритеты, эффективнее решать важные задачи, становятся энергичнее и увереннее в себе. Работая с наставником, легче найти выход из кризисной ситуации, развить лидерские качества, стать гармоничнее в семье и успешнее на работе.

Коучинг как метод

Основные определения коучинга

  • «Коучинг» – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви).
  • Коучинг – это управленческое поведение, альтернативное командно-контролирующему (Джон Уитмор).
  • «Коучинг» — это действие, имеющее цель достижения поставленных задач.
  • «Коучинг» — возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.
  • «Коучинг»- процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.
  • «Коучинг» — процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
  • «Коучинг» — процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.
  • «Коучинг» – процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от своих успехов и достижений.

Определение коучинга ICF (Международной Федерацией Коучинга): “Профессиональный коучинг” – это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

Другое название метода: “Развивающее консультирование”.

Смысл коучинга – движение к цели. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, и получают уверенность, что выбранное ими направление развития – это действительно именно то, что им нужно. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную.

Читайте также:  Как понять, что ты нравишься мальчику - признаки

В отличие от психотерапии, коучинг нацелен на будущее. Он помогает, работая над своим настоящим, по-другому взглянуть на жизнь, осознать свои истинные, а не навязанные общественным мнением, желания, потребности и ценности, избавиться от внутренних барьеров, препятствующих достижению целей и научиться находить собственные решения.

Существует несколько десятков моделей коучинга определений коучинга, все они в той или иной мере соответствуют в действительности, но выделить единственно верное крайне сложно, поскольку все исследователи имеют на этот счет свое мнение.

Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности. Коучинг – один из инструментов развития творческого мышления.

Автор метода: Тимоти Голлвей (США), 1974 г.

Цель метода – максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах прошлого столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард – основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей – идеологический предтеча коучинга и Джон Уитмор – основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге.

Для обозначения той работы, которую Т. Леонард проводил со своими клиентами, он использовал спортивный термин “коучинг”. “Коучинг” – это транслитерация английского “coaching”. Это просто переписанное русскими буквами английское coaching, что можно перевести как “тренировка, репетиторство, подготовка”. Так получилось, что слово “коучинг” не отражает сути самого понятия. На самом деле это понятие включает в себя нечто большее. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и деятельности. Одним из эквивалентов, выражающим идею коучинга, является “совместное достижение” или “развивающее консультирование”.

По другой версии, разделяемой многими учеными-практиками, коучинг, в известном смысле, возник из “ниоткуда”. Такой поход к планированию и осуществлению положительных изменений не был абсолютно новым. Многие из тех, кто знакомится с коучингом и его возможностями фактически использовали его в той или иной степени в своей жизни.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. “Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать”. Сократ (470-399 г. до н.э.), древнегреческий философ.

Заслуга Голлвея, Леонарда и Уитмора в том, что, осознав необходимость личностной поддержки профессиональной деятельности, идеи коучинга обрели более совершенную форму.

По определению, коучинг – это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга – не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.

Суть метода – набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.

Основная процедура коучинга – диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация, и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

Этапы коучинга

Коучинг проходит в несколько этапов:

1. Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
2. Анализ текущей ситуации.
3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
4. Составление плана действий.
5. Контроль и поддержка в процессе реализации плана.

Достоинства метода коучинга

• Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
• Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Недостатки метода

– Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.
– Сильная зависимость результатов метода от личности и подготовки тренера – коуча, что приводит к нестабильности результатов обучения по одной и той же программе.

По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг. Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.

По формату — очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать, что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Дополнительно о коучинге можно сказать следующее:

1. Оценка эффективности коучинга проводится самим клиентом по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.
2. Коучинг – это кропотливый и тяжелый труд, долгая и кропотливая совместная работа коуча и клиента.
3. Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач.
4. Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в сознании человека.
5. По данным компании Fortune 500 коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать затраты на вложенный капитал.
6. Нередко под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги.

Термины, используемые в коучинге:

Коуч (Coach) — специалист, проводящий коучинг.

Клиент — человек, заказывающий услуги коучинга. В терминологии, используемой британскими коучами, человека, получающего услугу коучинга, также называют coache.

Сессия — особым образом структурированная беседа коуча с клиентом.

Смысл коучинга

Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся клиентом самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются специальные техники, главная из которых – вопросные технологии коучинга.

В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности.

Уровень профессионализма коуча определяется наличием сертификатов и количеством наработанных им часов. Первую коуч сессию длительностью от 30 до 90 минут коуч обязан предоставлять бесплатно. Именно в процессе первой коуч сессии клиент должен определить для себя, нужен ли ему коучинг и подходит ли ему именно этот коуч. Личность коуча играет важное значение в коучинге. Результат в коучинге достигается, в том числе за счет личности коуча, его навыком активного слушания и умения задавать правильные вопросы в нужный момент, а так же за счет умения использовать инструментарий так, что бы это приносило пользу клиенту. Коуч вам подходит в случае, если Вам приятен этот человек, вы понимаете, что можете перед ним открыться, он вызывает доверие, а ваши искренние и глубоко проработанные ответы на его вопросы приближают Вас к вашей цели.

Философия коучинга:

• каждый человек живет с чувством того, что он способен на большее. Коучинг – помощь в реализации этого чувства.
• каждый человек может все, что он захочет.
• каждый человек знает, чего он хочет.
• для того, чтобы достичь своих целей, надо осознавать реальность, быть мужественным и не останавливаться.
• хочешь быть счастливым и успешным – будь. Критерии счастья и успеха ты выбираешь сам.
• каждый человек отвечает за то, как проходит его жизнь.

Профессиональный коучинг предполагает партнерские взаимоотношения между коучем и отдельным клиентом по достижению колоссальных результатов, основанных на заявленных клиентом целях.

В коучинговом процессе клиент фокусируется на навыках, необходимых для успеха и повышения собственных результатов. После того как клиент выбрал тему сессии, коуч наблюдает, спрашивает и слушает, помогая проанализировать концепции и принципы, помогающие раскрыть возможности и спланировать действия. В результате у клиента появляется ясность относительно наиболее эффективных путей достижения желаемого. Решения обычно находятся из скрытых ресурсов клиента, коучи верят и находят подтверждения уникальности и высокого потенциала их клиентов, в их творчество и находчивость. Карьерный коуч обеспечивает поддержку, для развития уже имеющихся у клиента ресурсов, способностей и творческих сил. Он усиливает осознание собственных возможностей, что ведет к более продуктивным жизненным выборам.

Коучинг фокусируется на том, что с человеком происходит на данный момент и что можно сделать для достижения желаемого будущего, а не на его прошлом. Результативность в коучинге достигается вследствие того, что человек делает выбор и действует при поддержке коуча, благодаря способностям коуча и специальным коучиновым методикам. Коучи специально обучаются для того, чтобы грамотно слушать, наблюдать и эффективно использовать методики в соответствии с потребностями конкретного клиента.

Простые и эффективные коучинг-техники — инструкция по применению

В HR-службах современных компаний, вероятно, не найдется сотрудника, который ничего не слышал бы о коучинге. Многие менеджеры по персоналу, зная о преимуществах этого стиля взаимодействия с сотрудниками, проходят комплексное обучение коучингу. Тем же эйчарам, у которых нет возможности и/или желания обучаться в рамках длительных программ, мы предлагаем материал с обзором полезных инструментов и приемов в стиле коучинг.

Алла ЗАДНЕПРОВСКАЯ, автор и ведущая Интегральной Коучинг Школы, СЕО и собственник МКГ «Живое дело»

В рамках каких именно HR-функций коучинг наиболее применим и полезен?

Это формирование корпоративной культуры, создание кадрового резерва, управление карьерой, построение индивидуальных планов развития после оценки персонала и развитие сотрудников.

Отличные результаты коучинг приносит и в тех функциях, за которые отвечает линейный менеджмент, а не HR-служба – помогает руководителям эффективно планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Благодаря коучингу управленцы не просто выполняют свои обязанности, но и способствуют развитию подчиненных.

При этом коучинг применим не в каждой компании – он подходит организациям, где есть ориентация не только на результат, но и на отношения.

Сегодня компании стремятся к тому, чтобы их сотрудники были максимально проактивными, вовлеченными, умели адаптироваться к изменениям и брать на себя ответственность. Этого невозможно добиться с помощью одних только тренингов – необходимы системные изменения корпоративной культуры с помощью включения коучинга в управленческую культуру компании.

Каких ошибок внедрения коучинга следует избегать?

Ошибка 1. Начинать «снизу»

Прежде чем внедрять коучинг в организации, нужно заручиться поддержкой первого лица – провести несколько встреч, посвященных этому вопросу, установить цели и измеримые результаты, по которым затем можно будет оценить эффективность инициативы. Я помню случай из своей практики, когда HRD, понимая ценность коучинг-подхода, инициировал проведение изменений. Но проект «ожил» лишь после включения в работу СЕО.

Перед началом изменений необходимо провести проектную сессию, на которой топ-менеджеры (возможно, с привлечением ключевых сотрудников) разрабатывают проект внедрения коучинга. Ее результатом должны быть критерии успеха, план действий с дедлайнами, а также – сформированные рабочие группы, которые будут воплощать проект в жизнь.

Читайте также:  Неуверенность в себе - причины и признаки, как побороть?

Ошибка 2. Не учитывать бизнес-цели и стратегию

Коучинг – это не просто дань моде: его внедрение принесет результаты, только если организация четко поймет, зачем ей это нужно. Прежде всего, важно ответить на вопрос: «Как коучинг способствует реализации стратегического плана развития компании?»

Ошибка 3. Действовать в одиночку

Включение коучинга в корпоративную культуру – проект ресурсоемкий и долгосрочный (на его реализацию потребуется от года до трех лет, в зависимости от размера компании). И его невозможно реализовать силами HR-менеджера или даже всей HR-службы. Еще до начала проекта всем участникам – эйчарам и руководителям, важно договориться о распределении ответственности и установить правила сотрудничества.

Ошибка 4. Возлагать всю ответственность на коуча

Внешний коуч не может внедрить данные изменения в организации – у консультанта нет таких полномочий. Единственный верный путь – двигаться по проекту в партнерстве с коучем, внося необходимые коррективы.

Ошибка 5. Не обучать коучингу топов

Начинать внедрять коучинг важно после формирования четких целей и результатов с обучения коучингу топ-состава. Необходимо, чтобы руководители высшего звена понимали, что это и зачем им нужно. Когда они выбирают коучинг как технологию, которая выгодна им, есть шанс, что будут применять его сами и задавать тон остальным управленцам. Именно тогда коучинг даст плоды на уровне их подчиненных. Если провести тренинги о коучинге только для руководителей среднего звена, не стоит надеяться на системные изменения: его будут применять выборочно, только самые «прогрессивные» управленцы.

Простые и действенные коучинг-техники

Четыре этапа проекта

Этот инструмент применим при постановке задач, обсуждении движения проекта, подведении промежуточных итогов и т. д. Он включает четыре вопроса:

  • Чего ты хочешь достичь?
  • Как ты можешь этого достичь?
  • Как ты себя поддержишь в случае, если что-то пойдет не по плану?
  • Что ты получишь в результате?

Обратная связь по методике BOFF

Инструмент состоит из четырех шагов:

  • Behaviors (действия): здесь нужно отметить негативный факт и/или поведение, не обобщая (всегда/никогда), без накала эмоций.
  • Outcome (эффект действий): отметить последствия, которые уже произошли или возможно произойдут.
  • Feelings (чувства) по отношению к происходящему.
  • Future (будущее): нужно спланировать, что сотрудник готов предпринять, чтобы исправить ситуацию в будущем.

Стратегия Диснея

Упражнение, автором которого принято считать Уолта Диснея, подходит, когда нужно придумать творческое решение задачи и создать план. По легенде, в производстве нового мультфильма Диснея принимали участие сотрудники, сидящие на трех этажах здания. На втором обитали «мечтатели» – люди вдохновения. На первом – реалисты: они переводили идеи мечтателей на язык ресурсов и графиков. В полуподвальном же помещении сидели критики, которые находили недостатки в планах реалистов. В жизни эта техника применяется с использованием трех разных предметов – например, можно поставить три стула, и пересаживаться на них, представляя себя поочередно в роли мечтателя, реалиста и критика, рассматривая задачу с трех разных сторон.

Вопросы для мечтателя:

  • Чем именно значима цель?
  • Что ты почувствуешь, достигнув цели?
  • Чему тебя научит достижение этой цели?

Вопросы для реалиста:

  • Что нужно предпринять, чтобы добиться цели?
  • Каков алгоритм?
  • Сколько времени это займет?
  • Какие ресурсы нужны?

Вопросы для критика:

  • Реализуем ли план ?
  • Чего не хватает в плане?
  • Что может помешать его реализации?

Модель GROW

Прекрасная структура разговора с сотрудником, которая включает несколько элементов. На этапе Goal (цель) тот, кто выступает в роли коуча (HR или менеджер), помогает сотруднику обозначить цель и отыскать т. н. места сшивки с целями бизнеса. Здесь уместно задать вопросы о значимости цели для самого человека. Это позволяет осознать ее и принять ответственность за ее достижение.

Для Reality (ситуации) пригодятся вопросы, которые помогут оценить сильные и слабые стороны, имеющиеся ресурсы. В основном – это вопросы, начинающиеся со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Сколько?» Также здесь нужно задавать вопросы об ответственности: «Кто еще, кроме тебя, влияет на результат? Насколько сильно ?», «Как ты можешь на это повлиять?», «Что именно ты можешь предпринять?» Также тут важны вопросы о ресурсах: «Какие ресурсы уже есть?», «Чего не хватает?», «Где можно взять недостающее?»

Вопросы этапа Options (варианты) (рассматриваются все доступные решения и находится лучшее):

  • Какие варианты существуют?
  • Как бы ты поступил, не будь у тебя ограничений?
  • Какой вариант даст лучший результат? Почему?
  • Какие есть риски?
  • Каков «план Б»?

Главный вопрос этапа What to do/Will (план действий) – «Что именно ты сделаешь, чтобы продвинуться к цели?» Дополнительные вопросы:

  • Каким именно будет твой первый шаг?
  • Когда ты начнешь?
  • По каким признакам ты поймешь, что продвигаешься к намеченной цели?
  • Кого нужно поставить в известность о своих планах?
  • Как ты сможешь себя поддержать?
  • Какая еще поддержка тебе понадобится?
  • Насколько ты уверен в возможности выполнения плана (по шкале от 1 до 10)?
  • Что не позволяет поставить отметку 10?

Другие акценты

Понять специфику коучинг-подхода в работе с людьми очень просто, рассмотрев привычную большинству компаний ситуацию. Как себя ведут многие руководители, когда подчиненный в сердцах восклицает: «Я не смог выполнить задачу!» В ответ часто звучит: «Да за что тебе платят?», «Когда же это закончится?», «И кто, по твоему, виноват?» А затем управленец сам решает задачу за подчиненного. В рамках взаимодействия в стиле коучинга менеджер спросит у сотрудника, чего он хотел, что помешало достичь намеченного. Узнает, где можно взять недостающую информацию, и поинтересуется, чему научился подчиненный. Проявит поддержку, оставит ответственность на сотруднике, положительно повлияет на его мотивацию, позволив придумать вариант решения проблемы.

Александр ТИЩУК, сертифицированный мастер бизнес коуч,

основатель и ведущий тренер Международной Школы коучинга и менторинга «Master Coach Ukraine», руководитель Клуба профессиональных коучей Украины

Чтобы коучинг был эффективным, HR-менеджер или руководитель, как и сам сотрудник, должны достичь нужного уровня зрелости и адекватно воспринимать такой стиль взаимодействия.

Семь основных правил применения коучинга

  1. Прежде чем задавать так называемые ведущие вопросы, важно получить на них согласие.
  2. Коучинговая беседа не должна превращаться в «допрос». Делитесь информацией о себе, своими мыслями, чувствами.
  3. Коучинг – это «игра в открытую». Никаких манипуляций, использования слов собеседника против него, «подлавливания» на нестыковках в информации.
  4. Любая похвала начинается с похвалы, любая критика начинается с похвалы, каждый день начинается и завершается похвалой.
  5. Нередко любую важную информацию о компании – о ее целях, принципах, правилах, сотрудник получает методом проб и ошибок. Нужно опережать эту ситуацию и вовремя информировать сотрудников.
  6. Коучинговый подход к соответствию сотрудника занимаемой должности держится на «трех китах»:
  • Когнитивная способность – способность мозга обрабатывать информацию определенным образом.
  • Знания и навыки – информация и действия, использование которых не требует сознательных усилий.
  • Ценности и мотивы – отношение сотрудника к работе на этой должности.
  1. Коучинговая корпоративная культура должна держаться на «трех китах»:
  • Создание развивающей атмосферы – умение создать благоприятную атмосферу безопасности, развития и ответственности.
  • Единомыслие – общая система моделей решения стратегических и оперативных задач.
  • Открытость и ясность – согласованные всеми сотрудниками компании стандарты коммуникаций.

Главная стратегическая задача при использовании коучинга в организации и показатель успешности его применения – это вовлеченность всех сотрудников компании в рабочий процесс, от разработки стратегии до обустройства офиса и своего рабочего места.

Конечно, чтобы полноценно использовать коучинг в работе с сотрудниками, желательно пройти специальное обучение – не только выучить методики, но и понять уровень ответственности того, кто выступает в роли коуча. Коучинг не только в корне меняет подход к работе с людьми. Он также вооружает множеством прикладных инструментов, которые помогают решать конкретные задачи. И многие из них можно применять хоть сразу после прочтения статьи – это принесет только пользу.

Тема 5. Этапы коучинга. Вопросы. Техники. Инструменты. Методики.

Структура коучинга

Процесс коучинга может быть представлен в виде модели, которая включает четыре стадии.

Первой стадией является анализ ситуации и сбор необходимой информации. Коучинг может начинаться только тогда, когда сотрудник приходит к осознанию насущной потребности в улучшению своей профессиональной деятельности. Наилучшим путем осознания необходимости обучения является анализ текущей деятельности и производительности и сравнение полученных данных с тем уровнем, по направлению к которому человек хотел бы двигаться.

Вторая стадия посвящается планированию системы ответственности. Обучение и развитие будут эффективными только тогда, когда ученик принимает на себя ответственность за результат, а процесс коучинга планируется. Составляется план развития сотрудника, включающий в себя постановку целей коучинга, методов и сроков их достижения. Эти цели должны быть конкретными, измеримыми и достижимыми.

Третьей стадией является реализация плана развития сотрудника путем применения определенной техники коучинга. На четвертой стадии происходит оценка результативности достижения целей развития сотрудника, в результате которых подводятся итоги процесса коучинга.

Наиболее известными техниками коучинга основывающимися на психологии личности являются техника 3-Д (техника трех измерений), техника GROW и АВС-техника.

Техника 3-Д нацелена на максимально быструю концентрацию на потенциальных решениях, которые ученик может осознать и за реализацию которых он может взять на себя ответственность. Суть техники состоит в том, что в начале определяется проблема, требующая решения. Затем выявляются три аспекта проблемы, связанные с сложившейся ситуацией, включенными в нее людьми и данным учеником. Далее определяются варианты решения указанных аспектов проблемы и, наконец, ученик и коуч концентрируются на практической реализации оптимального варианта решения проблемы.

Техника GROW берет начало в практике спортивных тренеров. Эта техника опирается на грамотное использование вопросов и соблюдение последовательности действий. Прежде всего, вопросы направлены на конкретизацию цели (Goal), которую ученик стремится достичь в ходе коучинга, затем внимание переключается на реальность (Reality) предполагаемых действий. После этого посредством вопросов исследуются практические варианты действий (Options), которые могут быть выбраны для достижения поставленной цели. Наконец фокус внимания смещается на волю (Will) к реализации выбранного оптимального варианта действий.

АВС-техника представляет собой процедуру, при которой коуч последовательно задает вопросы ученику, а ученик формирует искренние ответы на поставленные вопросы. В результате ученик самостоятельно в процессе ответов на вопросы коуча достигает понимания того, как наиболее успешно решить возникшую перед ним проблему. Вопросы, которые задает коуч, группируются в три пакета вопросов, задаваемых ученику пошагово. Шаг А предназначен выяснить понимание возникшей ситуации, шаг В должен уточнить, что могло быть лучше в данной ситуации, и, наконец шаг С должен установить понимание, как сделать лучше. АВС-техника может быть эффективно использована и в режиме самокоучинга.

С помощью коучинга решается широкий круг задач и проблем в различных областях жизни и деятельности клиентов. В настоящее время можно насчитать не один десяток видов предлагаемых коуч-услуг: от классического – персонального коучинга до секс-коучинга и коучинга “хорошего тона”.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10463 – | 7719 – или читать все.

Оцените статью
Добавить комментарий