Ментальность общества – особенности развития и формирования

Ментальность общества – особенности развития и формирования

Факторы формирования и особенности менталитета как формы сознания

Особенности менталитета как кА форма сознания 1) Менталитет подчеркивает специфические особенности определенного типа культуры. 2) психологический фактор обуславливающий поведение и суждения субъекта 3) Менталитет формируется под влиянием 2 факторов природного и социального. Социальный Фактор- социальные условия жизни субъекта: система экономических и политических отношений . Структура социальных отношений , религия. Менталитет является историческиобусловленным феноменом. Менталитет обладает более устойчивым характером по сравнению с осознанными формами сознания(наука и идеология) Идеалогия- это систематизированный взгляд на развитие общества. В периоды наиболее качественных преобразований общества он может играть консервативную и даже реакционную роль . Менталитет укореняется в бессознательных глубинах человеческой психики и его носителям может, удастся осознать его содержание лишь ценой специальных усилий. Можно сказать ,что одним из факторов формирования является образование Культурный фактор. Из культуры своей страны человек делает для себя какие-либо выводы , опираясь уже с детства на легенды . сказки традиции. Определенную роль в формировании менталитета национальной культуры играют природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы. Великий русский историк В. Ключевский не случайно свой “Курс русской истории” начинает с анализа русской природы к ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских. Русская равнина и ее почвенное строение, речная сеть и междуречье, лес и степь, река и бескрайнее поле, все это формировало мировоззрение русского народа, и тип преимущественной хозяйственной деятельности, и характер земледелия, и тип государственности, и взаимоотношения с соседними народами (в частности, кочевыми народами и фольклорные фантастические образы, и народную философию. Менталитет по Пушкареву из его статьи 1) Связь человека с природой 2) Иррацианальный мир. 3) Духовный мир. Лахова в своей статье показывает противоречия западного и восточного менталитела , противопоставляются такие качества как индивидуальность-коллективизм, утилитарность- любовь к родине, надежда на самого себя- доверчивость.отстаивание своего интереса- самопожертвование, расчет/рациональность-эмоциональность,целенаправленность-проворечивость.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8713 – | 8262 – или читать все.

Ментальность

Ментальность – это стабильный метод своеобразного восприятия мира, особенная возможность реагирования на окружающую реальность, способная воссоединять людей в исторические и социальные сообщества (нации, этносы, социальные пласты). Ментальность это в психологии глубинный уровень личностного и группового, сознательного и бессознательного. Преимущественно реализуется в неких устойчивых поведенческих формах и эмоциональных ощущениях, которые побуждают субъект (социальные группы) к определенному типу восприятия, действиям и мышлению. Это своеобразное психологическое оружие, мыслительный инструмент: основным предназначением которого, является помогать человеку (обществу) осознавать и воспринимать окружающий мир. Ментальность как исторический опыт предков, способна воздействовать на жизненные взгляды потомков.

Столетнее влияние: социальных структур, культуры, среды обитания человека – формирует ментальность, и в ответ она, как культурно-исторический фактор воздействует на формирование данных причин. Следуя этому, ментальность является корнем развития культуры, параллельно выступает как итог воздействия обычаев и культуры.

Что такое ментальность

При случае возникновения необходимости описать что-то нам непонятное, трудноуловимое, при этом существующее в реальности, люди зачастую прибегают к понятию ментальность. Так же такое обозначение применяется с целью разъяснения нестандартного для нас поведения, социально обусловленных норм, целостности народа, их этническую принадлежность.

Ментальность являет собой духовный склад, присущий для представленной культуры, также, психологические особенности, лежащие в истоках нравов и традиций общества, и является определенными автоматическими реакциями на стандартного рода ситуации и события. В раннем возрасте активизируется развитие определенных образов мышления на базе полученного опыта. Такого рода вид мышления может коренным образом отличаться от различных других культур.

Понятие ментальности, как термин, в науку был введен ученым Леви-Брюль. В основу такого понятия многие различные авторы привносят свое собственное содержание (представляли его как противоречивую карту мира, автоматизмы сознания, дорефлективный пласт мышления, коллективное бессознательное), как следствие, усложняют сравнительный анализ.

Ментальность это в психологии понятие, которое, до теперешнего момента подобает считать строго не дифференцированным, затрагивающее целый ряд аспектов жизни субъекта. Пытаясь сравнить или объединить все понятия в одно, рискуем получить подобие интуитивного образа, однако никак не логично выверенную категорию. Базируясь на множественных переводах с греческих языков, понятие ментальности – «связанное с духом», душевный склад.

Ментальность, являясь характеристикой субъекта, объединяет сознательное и бессознательное. Представляется в роли набора психологических и социальных установок, направленных осознавать и воспринимать поток информации, которую он получает в ходе размышлений, ощущений. Во всех культурах люди, как правило, обмениваются между собой информацией: что-то спрашивают, дают друг другу советы, показывают личное отношение к неким вещам, рассказывают шутки, описывают состояние болезни. Следует, что структура коммуникативных актов, тождественная у всех культур, но сама специфика осознания, оценки и регуляции этой структуры поведения совершенно иная. Как пример, отношение к смеху: в китайских традициях, принято улыбаться, когда сообщаешь о своем семейном трауре, в культурах европейских стран, такой жест поведения приняли бы за оскорбление.

Ментальность создает иерархию конфигураций общественного сознания, объясняя этим этническую концепцию о важности одних компонентов духовной сферы и отсутствии этой важности у других.

Существует ряд неких видов ментальности в зависимости от:

– строения общества (средневековое, античное, другие);

– расовых различий (азиатские, монголоидные, другие);

– половых различий, возраста (мужские, подростковые);

– политического режима (революционный, тоталитарный и другие);

– религии (ислам, иудаизм, другие);

– интеллектуального развития (интеллигенция, простолюдины и другие).

Ментальность общества

Ментальность не является субстанциональной подобно мышлению и воображению, следовательно не может быть исчисленной, ее нельзя ощутить на ощупь, вкус или слух. Непосредственно за ней нельзя наблюдать, трактовать как равноправный компонент взаимодействия, она не имеет непосредственного воздействия на становление явлений и процессов.

Ментальность является содержанием внутренней сферы субъекта, который складывается в ходе жизнедеятельности, как результат превращения естественного и социального мира в акты субъективности.

Ментальность не существует за приделами своих материальных носителей. Проживая продолжительный период времени в одном месте, люди организовываются в социальные группы, их ментальность начинает меняться одинаково, поскольку все это время на них воздействуют те же факторы. Наличие такого факта подтверждает, что ментальность одна, присуща каждому субъекту общества, но она может коренным образом отличаться от ментальности другого общества (например, группа людей иного вероисповедания).

На содержание ментальности общества огромное влияние имеют именно традиции и ценности данной среды обитания субъектов. Ментальность общества представляет собой культурную среду нашего обитания, в которой росли, учились, воспитывались и живем сейчас. Это главный фактор влияния на мышление каждого субъекта общности, на его ежедневное поведение и решения.

Ментальность включает в себя два уровня:

– генетический: природные ресурсы, с которыми рождается субъект – уровень, который нельзя изменить;

– приобретенный: наше воспитание, среда обитания – уровень, который можно изменить.

Как субъективная форма, ментальность образует собой духовный мир человека, отображая динамику душевных внутренних состояний и психических свойств человека, которые личность проявляет в специфических реакциях, свойственных только ей, на воздействия культуры и социума. Как совокупность поступков субъектов ментальность всего общества формирует комплекс норм мотивационного поведения в конкретной социальной группе. В своей субъективной форме ментальность преобразует индивида в личность, а группу в целостное общество, объединённое ценностями и культурой. Этимологическое значение ментальности означает – «душа», точнее сказать «состав души». Но современное использование термина не отождествляет его конкретно с душой. Понятие душевное распространяется только на половину явлений и их качеств, которые составляют объём понятия ментальность. В ипостаси душевного она выступает психологическим настроем субъекта, выражая личностные поведенческие особенности.

Как способ видения мира ментальность не является идентичной для такого понятия как идеология. Она не есть научной, философской или этнической системой, это психологический уровень воспроизведения информации, на котором эмоции единое целое с мыслями. На сегодня понятие ментальности употребляется не только для обозначения культурных стереотипов, своеобразности мышления больших социальных обществ, а и при толковании конкретных верований, образа мыслей, небольших групп. Исследователи ментальности считают, что формирование ее начинается еще с 3 летнего возраста, а длится приблизительно на протяжении 12 лет. При этом они выделяют максимально значимые факторы, влияющие на ее формирование:

Читайте также:  Функции делового и коммуникативного общения - виды, структура

– поведение родителей. В самом маленьком возрасте, ребенок неосознанно, в некоторой степени впитывает в себя мировоззрение своих родителей;

– средства массовой информации, литература, кино, все это оставляет свой след в поведении, значит и в ментальности, за весь период взросления субъекта;

– влияние кумиров: реальные или нереальные персонажи, подражание поведению которых, так же влияет на формирование ментальности;

– политика государства: внешняя, внутренняя. Она направляет вектор развития народа в экономической и культурных сферах, соответственно и каждого субъекта по отдельности;

– общественные организации, которые в той или иной сфере имеют влияние на субъект;

– огромное влияние имеет: школа, церковь, высшие учебные заведения.

Весь этот список можно, разумеется, продолжить, однако необходимо выделить, что ментальность этноса, которая создается на протяжении более длительного промежутка времени, в своей мере воздействует на формирование абсолютно всех данных условий, которые впоследствии оказывают большое влияние на каждый субъект.

Ментальность образует в себе комплекс качеств конкретного этноса либо общественного слоя. И ключевым считается не количество, а качество, поскольку социальная и национальная структура, формировались исторически и впитали в себя многовековые устои и культуру.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Ментальность общества

Человек рождается в обществе, в определенном государстве, где бытуют свои традиции, взгляды на жизнь, этикет, правила и законы. Ребенок является чистым листом бумаги, который пока еще никак не смотрит на мир. Однако по мере его взросления общество, которое сначала родителей вынуждает заниматься его воспитанием, заставляет всех взрослых взращивать в одном ребенке определенные взгляды, представления о добре и зле, желания и реакции. Это и называется ментальностью общества, которое формируется с самого детства и развивается в течение всей жизни у каждого читателя интернет-журнала psytheater.com.

Ментальность – это определенная направленность работы мышления, реакций и взглядов человека, который является частью того общества, в котором он находится. Он должен перенять общественные взгляды, мировоззрение, правила приличия и понятия, чтобы быть частью своей нации, жить в обществе и быть принятым в ней.

Самое интересное заключается в том, что ментальность всегда исключает индивидуальность. Человек может в одиночку думать все, что ему вздумается, но когда он попадает в среду других людей, контактирует или берет что-то от общества, он должен жить по их правилам.

Представьте себе поле. Светит солнышко, травка зеленая растет. По полю идет пастух, перед ним движется стадо баранов и овец. Что делает пастух, если вдруг кто-то выбивается из стада? Он бьет его кнутом. Куда движется стадо? Туда, куда ведет пастух. Куда придет стадо? Туда, куда хочет прийти пастух. Что будет делать стадо? То, что позволит пастух, а иначе будет применен кнут.

Это является яркой картиной того, как система (государство, общество, мировая элита, лидеры этого мира) управляют многочисленными народами и странами. Людей много живет на этой планете, но большая их часть является стадом, и лишь единицы являются теми самыми пастухами, которые дают свободу или бьют кнутом тогда, когда им это захочется.

Человек живет в системе, то есть среди людей, в обществе, является частью некоего государства. Как только человек рождается, его никто не спрашивает, чего он хочет, как он смотрит на этот мир, что хотел бы уметь делать и т. д. Наоборот, его с пеленок уже начинают обучать тому, чего он должен хотеть, как должен жить, каким должен быть, к чему обязан стремиться и т. д. Обратите внимание, что родители не спрашивают ребенка, как он бы хотел решить ту или иную спорную ситуацию. Они ему уже рассказывают, что он должен делать, чтобы решить вопрос.

С самого детства вас учили, воспитывали, прививали, то есть программировали на тот образ жизни, который позволит вам выжить в том мире, в котором вы появились. Следует понимать, что родители и учителя тоже являются частью системы. Их тоже воспитывали в той или иной манере, после чего заставили вас обучать тому же. Люди должны быть стадом, винтиками, управляемыми. И чтобы этого достичь, нужно привить им определенные ценности, которые они будут отстаивать, то есть саморегулироваться. Попробуйте сходить в туалет на глазах у других людей или начать петь песни на деловом совещании. Вас тут же остановят. Это и есть тот способ саморегуляции, когда каждый отдельный член общества является тем, кто судит, и тем, кого судят другие.

Вся эта возня происходит внутри стада, где есть главные и подчиняемые. А что же делает пастух? Пастух выполняет ту регулирующую роль, которая не смогла выполнить система? Если вдруг вы захотите стать индивидуальностью (например, быть толстым, безработным, бедным и требовать при этом к себе уважение), то общество вам быстро даст понять, что вы никому в таком виде не нужны. А если вдруг вам удастся переубедить общество в том, что можно ничего не делать и быть при этом счастливым человеком, и если это будет идти вразрез с тем, что желают от вас видеть лидеры общества, то вас тут же хлестнут кнутом, чтобы вы вернулись в стадо.

Никому не нужны индивидуальности. Желательно, чтобы все люди были воспитаны в ракурсе патриотизма и части целого общества. Вы должны быть управляемыми. Вы должны быть послушными. Вы должны быть таким человеком и жить такой жизнью, которое вам предлагается обществом. А если вы будете идти своим путем, то вас тут же «ударят кнутом».

Что такое ментальность?

Ментальность исключает индивидуальность. Человек должен смотреть на мир, жить и действовать по определенным правилам, реагировать так, как это принято в том обществе, в котором он живет. Ментальность – это социополитическое наследие, которое формируется столетиями и внедряется в головы каждого, кто принадлежит определенной стране.

Ментальность – это направленность в мышлении отдельного человека, который живет в социуме. Ментальность – это показатель того, как нужно думать, реагировать и действовать в определенных ситуациях. Ментальность – это укоренившиеся взгляды, традиции, праздники, шаблоны и стереотипы, которые невозможно изменить одному человеку. Более того, ментальность хоть и меняется со временем, но это происходит очень долго, пока новые поколения полностью не избавятся от тех догм, которыми пользовались их предки.

Ментальность – это многогранное понятие, поскольку невозможно вложить в него все, что оно под собой подразумевает. Ментальность – это понятия, традиции, взгляды и шаблоны поведения, реакций, которые приняты в определенной национальной среде. Каждая нация обладает своей ментальностью, которая в некоторых аспектах однозначно отличается от ментальности другого этноса. Каждый человек волен жить и думать так, как ему удобно, но в пределах той ментальности, которая бытует в обществе.

Ментальность является культурным наследием, особенностью психологического развития народа, а также шаблонами поведения и эмоциональных проявлений данного этноса. С самого детства ребенок сталкивается с правилами и обычаями, которые в обязательном порядке демонстрируют родители, другие родственники, окружающие.

Ментальность позволяет человеку определиться с тем, к чьему народу он принадлежит. Нередко люди мигрируют в другие страны по причине того, что их образ жизни и взгляды на мир не совпадают с традициями общества, но во многом перекликаются с ментальностью другого народа. Человеку легче жить там, где его мировосприятие совпадает с ментальностью целого народа. Если происходит противоречие между взглядами одного человека и целого государства, тогда индивид начинает искать более удобную среду для своего обитания.

Многое создается для масс, а не для человека.

  • Телевидение. Как бы вам того ни хотелось, но телевидение направлено на большие массы людей. Все, что там показывается, предназначено для большинства, а не для отдельных индивидов. А что желает большинство? Веселье, страсти, будоражащие истории, скандалы, диссонансные события и т. д. Сейчас людей больше интересует несправедливость, нежели достижения те или иных людей. На сегодняшний день больше пользуется спросом все, что замешано на сексе, деньгах и власти, а не на литературе, медитациях или спокойной семейной жизни. Все, что будоражит, пользуется спросом. Вот почему современное телевидение предоставляет то, что человеку, который желает быть успешным, гармоничным и счастливым, смотреть не нужно и не интересно. Можно даже сказать, что успешный человек не смотрит телевизор, поскольку он идет по пути меньшинства, а не по пути большинства, на которых и ориентировано телевидение.
  • Массовые мероприятия. Концерты, массовые мероприятия, митинги и т. д. – все это также направлено на массовую аудиторию. Вы никогда не увидите успешного богатого человека на таких мероприятиях. Также вы никогда не увидите там гармоничных, спокойных и счастливых людей. Пока ищущие приключений люди толпятся на концертах, успешные люди занимают это время отдыхом на природе или посиделками в красивом ресторане. Следует понимать, что большинство людей ищет шума, веселья, хаоса, поскольку в их собственных жизнях нет разнообразия. В то время как успешные люди, которые умеют жить полноценной жизнью, уже имеют все возможности жить разнообразно и весело.
  • Увлечения. Самое удивительное, что и здесь люди умудряются все делать ради масс, а не ради самих себя. Человек увлекается футболом, интересуется религией, занимается спортом, посещает салоны красоты, постоянно сидит на диетах, покупает дорогие автомобили. Вы думаете, что он делает счастливым себя? На самом деле это не так. Все его увлечения направлены на то, чтобы стать частью толпы. Фанат религии или футбола просто хочет быть частью некой группы людей. Он хочет показать, что он такой же «классный», как и они все, что правильный и его можно за это уважать. Любые увлечения, направленные на поддержание красоты своего тела, тоже во многом предназначены для того, чтобы получать восхитительные отзывы от окружающих. Конечно, человеку приятно видеть свою красоту в зеркале, но в основном она направлена на то, чтобы нравиться другим людям.
Читайте также:  Роман на работе: плюсы и минусы любовных отношений

Многое создается для масс, а не для человека. Следует понимать, что человек, ориентированный на массы (удовлетворяет желания окружающих людей, вступает в какие-то группы, посещает массовые мероприятия и т. д.), на самом деле является несчастным. Присоединяясь ко всему перечисленному, человек пытается разнообразить свою жизнь, которую он сам лично не может сделать полноценной. Он не успешен. Он не является зрелым человеком, даже если его биологический возраст перешагнул 30-летний рубеж. Жизнь такого человека монотонна, неинтересна и полна неудач, поэтому он пытается разнообразить ее принадлежностью к каким-то группам или посещением массовых мероприятий.

Но такой образ жизни успешные люди не ведут по той простой причине, что они уже делают то, что им действительно нравится. Они не пьют алкоголь, если он им не по вкусу, не смотрят футбол, если он их не вдохновляет, не посещают концерты, если им не нравится музыка, и т. д. Успешные люди уже живут разнообразной жизнью. Они — зрелые и самодостаточные люди, которым не нужны суррогаты счастья. Они сами умеют делать себя счастливыми людьми. Поэтому они являются нарушителями традиций и правил (ведь успеха они тоже достигли благодаря нарушению принятых традиций и правил). Они могут не праздновать праздник, если этого не хотят, могут сыграть свадьбу без белого платья, могут создать свой собственный праздник, который подразумевает активный отдых, а не посиделки за столом. Успешные люди – люди без общественных традиций и правил. Они сами себе создают ту жизнь с теми традициями и правилами, которые им интересны и удобны.

Как говорится, «рамки придуманы для тех людей, которые не умеют думать своей головой». Поэтому большинство людей живет одинаково. И лишь успешные люди живут так, как того хочется им.

Ментальность разделяется на следующие виды:

  1. По строению общества: античное, средневековое и пр.
  2. По половому и возрастному признакам: мужское, женское, подростковое.
  3. По религии: иудаизм, ислам и пр.
  4. По расовому различию: азиатское, монголоидное и пр.
  5. По интеллектуальному развитию: интеллигенция, простолюдины и пр.
  6. По политическому режиму: тоталитарное, демократическое и пр.

Ментальность общества

Ментальность невозможно ни пощупать, ни описать, ни ощутить. Это целое наследие народа, которое может выражаться в материальных и нематериальных вещах. Ментальность внедряется в голову каждого человека, который рано или поздно начинает контактировать с окружающими людьми. Проживая длительное время в одной социальной среде, человек вынужден сталкиваться с особенностями его мировоззрения, традициями, обычаями, правилами и этическими, законодательными нормами. Чтобы продолжать функционировать в обществе и не противоречить ему, человек вынужден не просто изучать его менталитет, но и принимать его.

На каждого человека давит окружающая среда в лице родителей, школы и прочих институтов, общества, друзей, политики и пр. Человек вынужден понимать и принимать тот менталитет, который объединяет всех людей, окружающих его. Он может выбрать другой менталитет, чтобы уехать в другую страну. Однако это не избавляет личность от необходимости придерживаться определенных правил, ограниченно воспринимать мир и обладать шаблонами.

Менталитет – это мировоззрение, шаблоны и поведенческие паттерны целого народа, которые формируются столетиями с момента появления данной нации. В зависимости от географического размещения, особенностей психики и исторических событий, которые происходили с нацией, формируется то или иное направление в менталитете.

Формирование и типология менталитета

В настоящее время адекватной типологии менталитета не существует, так же, как и не создано достаточно внятной типологии культуры[57].

В данной работе мы приводим типологию менталитета, предложенную Переслегиным С.Б., так как считаем её наиболее разработанной на сегодняшний день.

Менталитет формируется в результате индукционного воздействия на человека внешнего мира. Основными факторами определяющими тип менталитета являются (в нисходящем порядке):

– биологические факторы (уровень физического и психического здоровья, детские болезни);

– воздействие со стороны отдельных личностей: тренеров, старших друзей, Гуру, случайных прохожих;

– школа и иные социальные учреждения;

– литература, прочитанная в детстве и юности;

– теле- и кинофильмы, просмотренные в детстве и юности;

– иные формы искусства (кроме литературы и кино);

– случайные или намеренные медитации

По мнению Переслегина С.Б., при анализе мемуарной и художественной литературы, при изучении биографий выдающихся личностей, при наблюдении окружающих людей удалось выделить четыре основных менталитета[58]: варварский, аристократический, интельский, буржуазный.

Переслегин, начиная свою типологию с варварского менталитета, обходит вниманием менталитет первобытный. По нашему мнению, в данном случае, нельзя игнорировать работу Леви-Брюля «Первобытное мышление»[59]. Л. Леви-Брюль указывал, что для первобытного мышления характерен мистицизм и пралогичность. При этом, под пралогичностью автор понимал не отсутствие логики вообще, а своеобразный присущий первобытному человека ход рассуждений. «Там, где мы ищем вторичные причины, устойчивые предшествующие моменты (антецеденты), первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду. Оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может в одно и то же время пребывать в двух или нескольких местах. Оно обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум. Вот почему позволительно называть это мышление, при сравнении с нашим, пралогическим» – указывал Л. Леви-Брюль[60].

Согласно концепции Переслегина, варварский менталитет является древнейшим. Насколько можно судить, он связан с эпохой распада родо-племенных отношений (для Европы — эпоха великого переселения народов, менталитет которой отражен, например, в скандинавском эпосе).

Для психики «варвара» характерно:

– высокая выживаемость (что проявляется, обычно, как повышенный запас здоровья, высокий уровень гормонов в крови, повышенная сексуальная активность, высокий жизненный тонус, выносливость);

– умение постоянно удивляться окружающему миру (очень низкое входное информационное сопротивление) — отсюда, непосредственность реакций;

– стремление к новым впечатлениям, ощущениям, переживаниям;

– жизненная активность, стремление к риску, отсутствие ярко выраженной боязни смерти.

С социальной точки зрения «варвар», как правило, отождествляет себя с микрогруппой, в роли которой может выступать семья, компания друзей, коллектив единомышленников[61].

Формирование аристократического менталитета связано с образованием «варварских королевств» и генезисом феодализма в Европе.

Для психики аристократа характерно:

– стремление к максимальной личной и духовной независимости, гордость (иногда, выглядящая надменностью);

– утонченность (в том числе, и в сексуальной сфере);

– стремление «производить впечатление на окружающих».

– умение противостоять страху (в том числе, страху смерти); честность, вытекающая из презрения ко лжи, которая воспринимается, как слабость.

Интельский менталитет[62] формировался на стыке позднего феодализма и эпохи Возрождения. Социум при этом находится на более высокой ступени развития, нежели при формировании варварского или аристократического менталитета. Эпоха характеризуется нарастанием в обществе идеологической борьбы в современном смысле этого слова. Источником ее было противостояние замкнутой церковной иерархии, обладающей монополией на толкование священных текстов, и образованными людьми, к этой иерархии не относящимися. Следствием данного конфликта оказалось, в частности, создание универсальных религиозно-идеологических доктрин (вылившихся двумя столетиями позже в реформацию и контрреформацию), специфических духовных орденов (иезуиты), суда инквизиции. В той же мере конфликт способствовал возрастанию роли университетов, созданию зачатков системы образования, развитию светской науки.

В сущности, обе противоборствующие стороны требовали абсолютной духовной власти и разрабатывали для этого необходимые инструменты. Их опыт был использован в первой четверти ХХ века при конструировании тоталитарных режимов, многие негативные стороны которых связаны с преобладанием «недуализированного» интельского менталитета.

Интельский менталитет характеризуется[63]:

– полным отсутствием демонстративности;

– пренебрежением к комфорту во всех его проявлениях;

Читайте также:  Медлительность - причины, как с ней бороться

-способностью и стремлением к абстрагированию, серьезным отношением к понятиям, не имеющим прямых аналогов в реальном мире;

– высокой работоспособностью, степень которой не зависит от объективной ценности ожидаемого результата (цель жизни есть познание, например — познание бога; орудие познания — работа; процесс важнее, чем результат; отрицательный результат — тоже результат);

– честностью в обращении с фактами и абстрактными построениями;

– приоритетом социальных отношений перед личными;

– выраженной сексуальной закомплексованностью (поскольку они, во-первых, носят личный характер; во-вторых — демонстративны по своей природе; в-третьих — подразумевают определенный уровень физического здоровья и выносливости);

– чувством зависимости от внешней непреодолимой силы (которой может быть Бог, Природа или же — Церковь, Наука — обязательно с большой буквы);

– страхом смерти и физической боли, низкой выносливостью тела и духа.

Буржуазный менталитет является наиболее молодым. Его формирование относится к ХVI-ХVII векам и связано с реформацией и распространением протестантизма. Особенностями менталитета являются:

В концепции Переслегина С.Б. «чистые» менталитеты являются исключением. Как правило, при формировании личности смешиваются самые разные влияния и создаются «композитные менталитеты». Все смешанные типы менее стабильны, нежели чистые (связанно это с тем, что целевые установки разных ментальностей не могут быть совмещены в рамках одной личности).

Как видим, разработка Переслегина соотносится не столько с ментальностью, сколько с моделями поведения, поэтому обращаемся к другим источникам.

К.Г. Юнг пишет «Помимо множества индивидуальных различий, в человеческой психологии имеется целый ряд типических различий. В первую очередь выделяются два различных типа, которые я назвал типами интровертными и экстравертными»[64]. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Юнг выделил также четыре психологических функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Мышление и чувство являются рациональными функциями, ощущение и интуиция – иррациональными. Результатом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологических функций являются восемь различных типов личности (например, экстравертный мыслительный тип)[65].

Следует заметить, что К. Юнг, разрабатывая свои идеи интровертного и экстравертного мышления, приходит к тому, что чистые психологические типы являются исключением. «Однако в каждом человеке действуют оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип».[66] Современный взгляд на проблему когнитивных типов позволяет предположить, что когнитивные характеристики являются одним из оснований менталитета.

Дата добавления: 2015-04-30 ; Просмотров: 1417 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА

Природно-географические особенности формирования российского менталитета.

Менталитет любого народа складывается под влиянием ряда условий, в которых протекала его жизнь. Необходимо рассмотреть одно из важных условий формирования – естественно-географическую среду, без учета влияния которой разговор о менталитете теряет смысл. Географическое положение, климат, ландшафт, природные ресурсы, пространственное расселение людей — все это факторы, влияющие на жизнедеятельность людей, в томчисле и на их менталитет. Разумеется, влияние этого фактора на исторический процесс не могло пройти мимо внимания ученых.

Знакомство с трудами многих русских историков, социологов, политологов, которые стали широкодоступны в последние годы, подтверждает вывод о большом влиянии природной среды на российские и другие народы. Однако, нельзя не обратить на одно важное обстоятельство внимание: из анализа естественно-географических условий России иногда делаются противоположные выводы, о русском народе. Ему даются не только положительные, но и отрицательные характеристики. Часто негативные оценки россиянам давали (да и сейчас дают) люди с прозападной ориентацией.

География России сравнивалась с географией других стран, и в первую очередь с западной Европой. Это сравнение было и тогда и сейчас не в пользу России: суровый континентальный климат, длительная зима с коротким световым днем, короткое, порой дождливое или, наоборот, засушливое лето, меньший по сравнению с западными странами вегетативный период для растений. Суровый климат требовал немалых расходов и усилий для поддержания нормальной жизнедеятельности. Даже в европейской части России отопительный сезон продолжался более полугода.

Большой вклад по изучению природно-географической среды России внес Л.В. Милов. В своей работе «Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства» пишет о сложности нашего российского климата и земледелия. Сельское хозяйство многих районов находилось в зонах «рискованного земледелия». Немало людей проживало в местах, где условия были поистине экстремальными. Сезон земледельческих работ длился примерно 100 рабочих дней, не считая сенокоса и обмолота снопов. За такое время при паровой системе земледелия крестьянская семья (муж, жена и двое детей) могли обработать лишь очень небольшую площадь ярового и озимого полей (1,2-1,3 дес.), что явно недостаточно для получения необходимого и прибавочного продукта. При возделывании более обширной площади обработка пашни неизбежно становилась настолько примитивной и скоропалительной, что судьба даже минимального урожая полностью зависела от погоды. Поэтому в России на протяжении многих столетий урожайность зерновых культур была на крайне низком уровне и не имела почти никаких шансов на увеличение. Невозможно было повысит урожайность за счет внесения в почву удобрения (навоза), т.к. крупного рогатого скота было мало, опять же за счет нехватки времени для заготовки сена.

Таким образом, российские земледельцы веками оставались своего рода заложниками Природы, ибо именно она создала для крестьянина трагическую ситуацию, когда он не мог ни существенно расширить посев, ни интенсифицировать обработку земли, вложив в нее труд и капитал. Даже при условии тяжкого, надрывного и спешного труда в весенне-летний период селянин чаще всего не мог иметь почти никаких гарантий хорошего урожая.

Милов Л.В. подчеркивает, что именно природно-климатический фактор способствовал формированию в огромной массе русского крестьянства отнюдь не однозначных психологических поведенческих стереотипов. С природными условиями Милов Л.В. соотносит такую важную черту русской крестьянской ментальности, как общинность, которая произрастала из потребностей совместной деятельности по преодолению трудностей, связанных с природными условиями Милов Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства // Общественные науки и современность. – 1995. – № 1. – С. 70-78..

Россияне всегда были очень близки к природе, что давало основание некоторым исследователям русской истории напрямую связывать многие черты русского человека с особенностями естественно-географической среды и климатических условий, хозяйственным бытом. В одной из своих лекций курса русской истории В. О. Ключевский описал «психологию великоросса», поставив ее в зависимость от природных факторов.

Он говорил о личности великоросса: «Великорусское племя — не только известный этнографический состав, но и своеобразный экономический строй и даже особый национальный характер, и природа страны много поработала и над этим строем и над этим характером». Далее историк конкретно говорит о прямом влиянии природы различных краев России на характер ее населения. Природа, по его словам, представляла множество затруднений и опасностей. «Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба, ходить, оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нем изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями. Отсюда эта удивительная наблюдательность, какая открывается в народных великорусских приметах». Природа и судьба вели великоросса так, что приучали его выходить на прямую дорогу окольными путями.

От наблюдательности историка не могло укрыться одно очень важное обстоятельство: особенное свойство духа человеческого, которое в нашем нынешнем понимании как раз и относится к ментальности. «Мы замечаем, — пишет В.О. Ключевский, — что рядом с физическими свойствами есть и факты чисто исторические, связывающие наличных людей в союзы, не умирают вместе с ними, но переходят по наследству и в этом переходе даже перерождаются: из фактов, часто вызванных временною необходимостью, превращаются в привычки, в предание, действующее, даже когда минует эта временная необходимость. все действующее в данном поколении, все им усвоенное и выработанное не умирает вместе с поколением, а переходит к дальнейшим, осложняя их общежитие, и часто гнетет их, как бремя, наложенное предками, от которого трудно, иногда и невозможно освободиться. » Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. – 1997. – № 4. – С. 40-44..

Из выше изложенного ясно видно, что природно-географический фактор является важнейшей особенностью формирования российского менталитета. Суровый климат во многих районах страны затрудняет сельское хозяйство, и поэтому приходится прилагать немало усилий для нормальной жизнедеятельности. Русский человек всегда был очень близок к природе, и это дает возможность напрямую связывать многие его черты с особенностями естественно-географической среды и климатических условий, хозяйственным бытом.

Оцените статью
Добавить комментарий