Метафорические карты – значение, техники, руководство для работы

Содержание

Метафорические карты – значение, техники, руководство для работы

Метафорические карты – что это такое, как работать с ассоциативными картами?

Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. Психологи, использующие в своей работе ассоциативные карты, подтверждают их эффективность. Плюс этого метода в том, что с картами можно работать и самостоятельно для развития творческого потенциала, воображения.

Что такое метафорические карты?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что такая примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.

Метафорические карты в психологии

Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного. Известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным, а такая проективная методика как МАК помогает обойти это сопротивление и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.

Цель работы с метафорическими картами

Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:

  • обход рационального мышления;
  • осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
  • реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение фобии, невроза, психотравмы;
  • прояснение актуальных переживаний и потребностей;
  • завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
  • моделирование линии времени от прошлого к будущему.

Метафорические карты – виды

Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные. Самые популярные среди психологов МАК:

  • «Персона / Persona» – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;
  • «Танду / Tandu» – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;
  • «Экко / Ecco» – раскрытие творческого потенциала;
  • «Коуп / Cope» – работа с душевными травмами;
  • «Сага / Saga» –развитие воображения и творческого потенциала;
  • «Морена / Morena» помогает увидеть ресурс;
  • «Она» – женская, очень ресурсная колода;
  • «Окна и двери» – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;
  • «Из сундука прошлого» – проработка детских травм, неврозов, установок.

Как выбрать для себя метафорические карты?

Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть). Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

Метафорические карты – как работать?

Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:

  1. Открытая. Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.
  2. Закрытая, или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.

Техники с метафорическими картами

Гадание на метафорических картах можно осуществить в следующих техниках:

  1. Смена точки восприятия (М. Эгетмейер). Вслепую вытягиваются 2 карты. Одна символизирует проблему, вторая – решение. Человек кратко рассказывает как он видит это – проблема-решение через образы, идущие от карты. Затем карты переименовываются: та, что была проблемой, становится решением и наоборот. Для перехода из одного состояния в другое, можно вытягивать еще одну карту из другой колоды.
  2. Рисунок. Вытянуть карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Описать то, что получилось.
  3. Анализ существующих отношений. Вытянуть вслепую 5 карт, для каждой из которых есть вопрос, а карты и будут ответами на эти вопросы:
  • «Что перестало работать в этих отношениях?»;
  • «Моя ответственность в этих отношениях?»;
  • «Ответственность партнера?»;
  • «Что работает в отношениях?»;
  • «Что такого должно произойти, чтобы взаимоотношения изменились?».

Метафорические ассоциативные карты – обучение

Метафорические карты обучение лучше проходить у сертифицированных специалистов или авторов тех колод, которые хотелось бы использовать в работе. Курсов по метафорическим картам много и можно пройти их дистанционно онлайн если нет возможности присутствовать лично на обучении. Популярные на сегодняшний день различные курсы по арт-терапии включают в себя и раздел работы с МАК. Но самым действенным обучением считается практика, наработка опыта в работе с картами и чтение профессиональной литературы, обмен опытом на форумах посвященных работе с ассоциативными колодами.

Метафорические карты – книги

Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога. У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила. Некоторые популярные колоды настолько полюбились психологами, и весь полученный опыт нашел отражение в следующих книгах:

  1. «Метафорические карты» Г. Кац, Е. Мухаматулина. Применение ассоциативных карт в консультировании, бизнес-коучинге, индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Обзор разных колод.
  2. «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем» Н. Дмитриева, Н. Буравцева. Данное руководство будет полезно в работе с девиантными подростками, при терапии кризисных состояний. Книга интересна для студентов и уже практикующих специалистов.
  3. «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании» С. Толстая. В пособии описаны эффективные техники и методики работы с разными колодами, показаны аспекты работы в следующих семейных системах: супружеских, детско-родительских и сиблинговых.
  4. «50 техник МАК на все случаи жизни» Т. Демешко. Полезный материал изложенный в книге рассматривает аспекты работы со здоровьем, карьерой, сферой семейных отношений, финансов.
  5. «Из жизни каждого» Метафорические карты в групповой работе. Т. Павленко. Руководство изобилует разными техниками работы с колодами и затрагивает тему пищевых расстройств поведения – как можно этим работать посредством МАК.

Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт

Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в подсознании, но результат всегда впечатляющий. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.

Метафорические карты – значение, техники, руководство для работы

1 Урок. Что такое метафорические карты?

Предметом изучения данного курса является работа психолога с помощью метафорических карт. Это то, чему будут посвящены ближайшие 200 страниц текста.

Глубина изложения предмета курсом

Берясь за описание любого предмета автор прежде всего должен решить насколько подробна будет его модель.

Кто-то хочет, к примеру, научиться водить автомобиль. Кто-то желает не просто водить, а побеждать в гонках. Другой планирует водить, побеждать и самостоятельно ремонтировать. Четвертый уже все это умеет и решил освоить тюнинг. Пятый мечтает стать инженером и научиться создавать автомобили.

Каждый из этих людей нуждается в разных по подробности моделях такого предмета, как автомобиль.

Угодить всем невозможно. Подробная модель окажется слишком сложной для того, кто хочет побыстрее и попроще. В свою очередь простая покажется примитивной любителю разобраться как следует.

Поэтому, прежде чем начать писать, любой автор должен сделать выбор.

Все обучающие курсы по метафорическим картам в России – это обучение вождению. Вот газ, вот тормоз, вот техника для поворачивания направо, вот техника для паркования. Покупай колоду и трогай. Что там под капотом – не твое дело.

Я решил сделать что-то противоположное, потому что сам в свое время нуждался именно в фундаментальном руководстве. Я тогда даже не был психологом.

Таким образом, берясь за написание этого курса, я исхожу из двух допущений:

1.Вы почти ничего не знаете о метафорических картах.

2.Вы почти ничего не знаете о психологии.

Это курс для чайников.

Начнём мы с первого пункта. С метафорических карт.

Что такое метафорические карты?

Если максимально просто, то метафорические(проективные, ассоциативные) карты – это наборы карточек из плотной бумаги или картона с нанесёнными на них рисованными или фотографическими изображениями.

Вот, например, колода метафорических карт “Тан Ду”.

Чаще всего карты выполнены в формате игральных с одинаковой для всех обложкой, хотя бывает по-разному.

На данный момент мне известно примерно о 80-ти различных более менее популярных колодах, которые выпускаются в Германии, Израиле, Голландии, России и Украине.

Сами по себе карты никакой ценностью не обладают. Если дать вам колоду, вы и за десять лет не поймете, как извлечь из них пользу. Карты всего лишь инструмент. Они становятся полезны только в руках того, кто знает что с ними делать. Это может быть любой человек с одной важной особенностью – он должен разбираться в психологии. Поэтому картами пользуются в основном психологи.

Читайте также:  Аутизм - симптомы, признаки, лечение, ранний аутизм у детей

Для чего же им эти карточки с картинками?

Если коротко, психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции проблем человека.

Объяснить, как проходит такая работа, дело не одной сотни страниц, но главный принцип прост:

Основной принцип действия метафорических карт

Каждая карта – это визуальный стимул, рассматривание которого вызывает в сознание человека “материал” из его психики.

Простой пример. Посмотрите, пожалуйста, на эту карту:

Взгляд на нее наверняка вызвал в вашем сознании понимание, что перед вами изображение стула.

Вам кажется это естественным. И в самом деле, – скажете вы, – вот это новость, глядя на фото стула, я вижу стул. Офигеть чудо!

На самом деле все не так просто. Если вы покажете ту же карту младенцу, он не увидит на ней стул. Для него это будет просто твердая бумажка с цветными пятнышками, возможно съедобная. Тоже самое произойдет при предъявлении карты представителю примитивного племени откуда-нибудь с Амазонки.

Понимаете? Вы видите на карте стул только потому, что стул уже есть в вашей голове. Так устроено человеческое восприятие – мы видим, слышим, обоняем, чувствуем только то, что знаем.

Когда корабль Колумба приплыл к островам в Тихом океане, находящиеся на берегу индейцы не обратили на него внимания. Им показалось что это какая-то странная маленькая лодка. Они просто не представляли, что такое европейский корабль и какого он размера. В их опыте не было ничего похожего кроме их собственных лодченок, поэтому они и решили, что к ним в бухту заплыла такая же лодка и очень удивлялись как на ней поместилась такая прорва испанцев.

Вот именно с содержимым памяти человека, с его личным опытом, а в целом с нейронными связями в его мозгу и позволяют работать метафорические карты. Давайте уточним основной принцип действия метафорических карт:

Каждая метафорическая карта – это визуальный стимул, предъявление которого позволяет вызвать в сознание человека смыслы, содержащиеся в его психике, а затем проводить с ними манипуляции в соответствии с замыслом психолога.

Образы, смыслы, извлекаемые из памяти человека с помощью метафорических карт в дальнейшем мы будет называть материалом .

Про манипуляции поговорим позже, а сейчас посмотрим, как происходит сам процесс вызывания материала в сознание с помощью карты. Заодно освоим первую технику, которую я называю “Искренний разговор обо мне”.

Техника: Искренний разговор обо мне

Здравствуйте! Меня зовут Затей Аляскитов. Мне 33 года. 5 из них я работаю психологом-консультантом в одном из московских центров. Психологическое образование я получил в Российском университете дружбы народов на кафедре “психологическое консультирование”. Но по основному образованию я химик-технолог нефти и горючего. Я не женат, детей нет. В свободное время танцую хастл, посещаю секцию муай-тай. Люблю научную фантастику, пару лет работал сценаристом на телевидении.

Примерно так я рассказал бы о себе, придя к вам на консультацию в качестве клиента.

После того, что вы обо мне узнали, как вы думаете, я смогу платить за ваши услуги? Я настроен на решение своих личностных проблем или мне просто некому пожаловаться? Вам вообще стоит пытаться мне помочь или лучше направить меня к психиатру?

Согласитесь, если бы вы были психолог, а я ваш клиент на первой консультации, из моего представления выше вы бы не поняли обо мне ничего действительно важного.

Именно такими и бывают абсолютное большинство рассказов людей о самих себе. Тот материал, который мы выдаём сознательно, часто лжив, неполон, состоит из социальных штампов(учился, женился, работал) и не несёт особой ценности для психолога.

Но не всегда. Сейчас я попробую рассказать о себе с помощью метафорических карт. Конкретная техника, которую я для этого использую, называется “Искренний разговор обо мне”. Я всегда применяю её на первой сессии чтобы познакомиться с новым клиентом, объяснить ему принцип работы карт и изменить его внутреннее состояние на более заинтересованное и открытое.

Описание техники “Искренний разговор обо мне”

Цель техники: знакомство с новым клиентом. Создание атмосферы доверия и близости. Обучение клиента основным способам работы с картами.

Порядок выполнения : взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх(обычно хватает штук 5-ти). Затем попросить клиента по очереди переворачивать карты и откровенно рассказывать, какие мысли о его собственной жизни приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.

Пример выполнения техники : я прямо сейчас возьму колоду метафорических карт “Ох” и проделаю эту технику.

Вот, что у меня получилось:

Переворачиваю первую карту:

Тут всё просто. Это квартира, которую я снимаю в Москве. 10-го числа надо платить.

Переворачиваю вторую карту:

Неприятная карта. Мне кажется этот человек переживает отчаяние, ему кажется, что он потерпел полное поражение, не справился с жизнью. Он чувствует, что обречён, больше у него нет сил на то, чтобы встать и продолжать пытаться всё изменить. У меня был такой эпизод в жизни – полное поражение вообще во всех сферах жизни. Как-то так получилось, что родители не научили меня вообще ничему, не создали никакой материальной базы. Отец в 40 лет сгорел от водки. Мать всегда была беспомощной и одержимой иллюзиями. В 30-ть лет я работал карамельщиком на конфетной фабрике. Разливал расплавленный карамель на линию – руки до сих пор в ожогах. Всего имущества – одна пара протёртых кроссовок, старые джинсы, несколько футболок, квартирная аренда в Москве, на которую уходила вся зарплата, долги. А ещё мать, сестра и брат на содержании. Никогда не было девушки.

Переворачиваю третью карту:

Это наверно аура, всякие там тела, которые якобы окружают наше материальное тело. Сразу вспоминается моя мама. Всю жизнь она боится сглаза, пустых вёдер, свистеть в помещении, верит любому, кто рассказывает про “тонкий план”, чакры. Сейчас пошло увлечение семинарами очередного гуру, пришедшего в наш мир “с высоких мерностей”. Влетает это в копеечку, а вот полечить свой варикоз или заменить зубную коронку на керамическую у неё денег нет. И это бесит.

Переворачиваю четвёртую карту:

На этой карте я вижу себя идеального. Это метафора того состояния, к которому я когда-нибудь хочу прийти. Спокойный, мудрый и счастливый человек, каким-то очень сложным способом служащий чему-то, что несравнимо больше его самого. Для меня это мой народ.

Переворачиваю пятую карту.

Сразу приходит на ум моё недавнее желание научиться играть на укулуле – это такая маленькая гавайская гитара с четырьмя струнами. Проблема в том, что я уже хожу на хастл, который тогда придётся бросить. Ну и чёрт бы с ним, но… я довольно часто бросаю дело не доделав. Навык мобилизовываться и делать то, что должно быть сделано, хочешь ты этого или нет, сейчас самый важный для меня. Пусть написание этого курса будет ещё одним упражнением в этом.

Вот и вся техника.

Как вам кажется, теперь вы знаете обо мне больше? Это значимая для психолога информация?

Очевидно, что да. А если таких карт будет 20? К концу беседы вы будете знать обо мне больше, чем моя тётя.

Эту технику я использую на самой первой сессии при знакомстве с клиентом. Выкладываю себе 5 карт, даю выбрать ему. Затем мы по очереди переворачиваем свои карты и рассказываем, что видим. Я – он, я – он.

Одновременно решаются три задачи – знакомство, создание атмосферы доверия и обучение нового человека работе с картами. Я уже не говорю про диагностику проблем клиента. Как видите, материал поднимается важный.

А теперь посмотрите видеопример выполнения той же техники в исполнении Ники Верниковой:

Опять же, согласитесь, клиентка озвучила очень важный материал, который другим способом, возможно, получить бы не удалось.

А теперь проделайте технику “Искренний разговор обо мне” сами.

Упражнение на отработку техники “Искренний разговор обо мне”

Я прямо сейчас наугад достану для вас 5 карт. Каждый раз перед тем как взглянуть на карту, спросите себя: “На что в моей жизни указывает эта карта?”

Чтобы увидеть лицевую сторону карты просто кликните по ней.

Говорите первое, что приходит в голову, когда вы смотрите на карту вне зависимости от того как вы к этому относитесь. Если эта мысль появилась первой, значит она действительно важна и давно хотела оказаться в фокусе вашего внимания.

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

Ну как, получилось?

Теперь осталось попрактиковать эту технику на живых людях. Вы можете проделать это с любыми своими знакомыми или близкими. Обычно она воспринимается как интересная игра, потому что, скажем прямо, искренних разговоров в нашей жизни не так уж много, да и говорить о самих себе мы все очень любим.

Играть могут двое и более человек. Главное чтобы у вас была колода.

Если дело касается обычного среднестатистического клиента, в процессе “искреннего разговора” он интуитивно понимает как с помощью карты извлечь из себя “материал” для работы и дальше консультация продолжается без сучка и задоринки в соответствии со структурой сессии.

Но так происходит не всегда. Иногда клиенту непонятно как разглядывание карты привело к воспоминанию о том, как в детстве меня забыли в универмаге. Интуитивное понимание не приходит.

Клиент смотрит на карту и не знает что сказать.

Что ж, такое тоже бывает.

В этом случае передо мной встаёт задача быстро обучить его способам извлечения “материала” из своей психики.

Всего таких способов 5. Ими мы и займёмся в следующем уроке.

Выполнить технику “Искренний разговор о себе” с 5-ю разными людьми.

Метафорические(проективные, ассоциативные) карты – это наборы карточек из плотной бумаги или картона, с нанесёнными на них графическими изображениями.

Психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции психогенных проблем человека.

Основной принцип работы метафорических карт следующий: каждая карта – это визуальный стимул, который позволяет вызвать в сознание человека смыслы содержащиеся в его психике.

Эти образы и смыслы принято называть материалом.

Благодаря вызыванию материала из психики клиента в сознание с помощью карт становятся возможными манипуляции психолога с этим материалом так чтобы решить проблему клиента.

Самый простой пример извлечения материала из психики человека с помощью метафорических карт – техника “Искренний разговор обо мне”. С помощью этой техники до того незнакомые психолог и клиент знакомятся, извлекая из своей психики искренний рассказ о самих себе, очень отличающийся от того, что они рассказывали бы без карт. Заодно клиент обучается такому извлечению, что понадобится ему в дальнейшей работе.

Читайте также:  Что мужчины ценят в женщинах больше всего?

Друзья, мы рады любым вашим вопросам и комментариям. Они помогают нам лучше делать нашу работу!

Метафорические карты: всё дело в правильных вопросах

Меня часто спрашивают, как оживить метафорические карты, как сделать так, чтобы они с вами заговорили?

И это очень важный вопрос. Я много раз видела, как этот мощный инструмент превращается в простые картинки — красивые и совершенно бесполезные. Я профессионально работаю с МАК в консультировании более 6 лет, и мне бывает обидно видеть обесценивание этого замечательного инструмента.

Эффективность МАК основана на способности человеческого сознания воспринимать символы, образы и рождать между ними ассоциативные связи.

Всё, что мы воспринимаем из внешнего и из внутреннего мира, хранится внутри нашего сознания. Вот только словами мы обычно можем выразить не более 10%. А как же получить доступ к остальным 90% ресурсам — интуиции, информации? Как расширить свою осознанность?

Для этого важно задавать вопросы своему сознанию на правильном языке, который понятен всем 100%. И это язык символов и образов.

Как писала Кларисса Пинкола Эстес: “… усиливая интуицию, мы становимся похожи на звёздную ночь и взираем на мир тысячью глаз…”.

Один из способов сделать бессознательную информацию осознанной — это работа с метафорическими картами. Помимо того, что мы получаем ответы от своего Мудрого Я в самых запутанных, тупиковых ситуациях, мы ещё получаем доступ к управлению метафорами…

Метафора — это контейнер человеческого опыта, в котором в сжатом в спрессованном виде содержится одновременно “пакет” значимой информации — мысли, чувства, установки, модели поведения и т.д.

И все мы прекрасно знакомы с метафорами!

Чувствую себя загнанной лошадью”, “В этой нагрузке я, как ослик, у которого тележка в 2 раза его больше”, “время сжимается”, “кручусь, как белка в колесе” — все эти образные выражения и есть метафоры.

Вход в метафору при помощи метафорических карт позволяет:

  • Быстро диагностировать причины проблемы.
  • Находить и активировать внутренне ресурсы.
  • Опираться на ценности и смыслы.
  • Принимать свой опыт.
  • Снижать остроту эмоциональны переживаний.
  • Изменять сценарий жизни.

Из моей практики — каждая встреча человека с МАК глубоко им проживается. Это каждый раз правда про него, которую он чувствует буквально всем своим существом.

Вот почему изменения происходят быстрее — причины проблемы видны ясно, подавленные чувства поднимаются на поверхность, мотивация к работе очень высокая.

Но, чтобы работать на таком уровне мастерства, необходимо научиться работать с МАК профессионально. Тогда они заговорят с вами и станут реальным мостиком к гармонии — вашей и тех людей, с которыми вы работаете.

Пошаговый алгоритм работы с МАК

Структура работы с каждой картой позволяет создать историю.

Метафорические карты рассказывают истории — о вас и для вас. История карты возникает легче, если придерживаться определённой последовательности при работе.

Описание:

  1. Назовите карту (какую позицию она занимает в раскладе).
  2. Опишите карту: что на ней изображено, что происходит, рассмотрите детали изображения, назовите цвета, персонажей, объекты карты.

Опишите карту так, как если бы другой человек её не видел и мог опираться только на ваши слова.

Оживление:

  1. Кто здесь главный персонаж (если их несколько). Опишите персонажа карты.
  2. Чувства карты/персонажа и состояния.
  3. Помогающие вопросы: чего хочет? Чего боится? О чём мечтает? В чём нуждается?
  4. Чувства человека, который смотрит на карту. Что их вызывает?

Оптимизация:

  1. На что это похоже (ассоциации)? Что хочется сделать персонажу карту?
  2. Если он так сделает — что тогда почувствует персонаж карты?

Если он получит то, что хочет больше всего на свете (в чём нуждается сейчас), как он тогда будет себя чувствовать? Что тогда произойдёт?

Какие качества помогают справляться?

Есть ли кто-то или что-то, что ему помогает (можно доставать доп. карты)?

Какие ресурсы могут потребоваться?

Перенос в реальность:

    На что это похоже в реальной жизни?

Можно ли так сделать в реальности? Что тогда произойдёт?

Что вы можете сделать сразу? Какое влияние это окажет на вашу ситуацию?

Попробуйте применить этот алгоритм и увидите сами, как много информации и чувств подарит вам даже одна карта!

АНАЭЛЬ

Учебно-консультативный центр Духовного развития

Общие принципы, стратегии и техники работы с метафорическими картами

Метафорические карты служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу, рассматривая любую картинку на карте как зрительную метафору, подобную двери, открывающейся во внутренний мир человека.

Выбирая ту или иную карточку, человек на самом деле рассказывает о себе, что для него важно. Из его рассказа и нам, и психологу становится понятнее, откуда он черпает силы, какова его система ценностей, чего он боится и во что верит.

OH-карты это целая семья МАК. Каждая колода уникальна, она может использоваться совместно со всеми другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для игр и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения.

Сам механизм работы с картами – это проекция.

Что такое проекция?
Проекция – это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у меня внутри.
И именно за счет этой проективности карты позволяют увидеть внутренний мир клиента.

Принципы работы с метафорическими ассоциативными картами

Психолог или психотерапевт никогда не спорит с тем, что происходит с клиентом.
И, таким образом, возвращаем клиенту то, чего у него очень мало – власть. Работая с картами, он смотрит, он что-то видит, у него идут какие-то ассоциации — он выступает у нас экспертом.

Карты — это не средство для постановки диагноза и составления заключения, а источник информации о человеке.

• Нет карточек правильных и неправильных, нет выборов верных и неверных. Не стоит делать прямолинейных выводов из выборов своих клиентов, и уж точно нельзя оценивать их.
• Нет четко расписанной последовательности действий, вопросов, которые непременно нужно задать в определенном порядке. Более того, нет жесткого соотнесения того или иного вида карточек (материала) с той или иной проблематикой.

Основные стратегии работы с метафорическими картами

Существуют две основные стратегии работы. Клиент может выбирать карточки:

— произвольно, открыто;
— вслепую, наугад, когда они перевернуты, и он не видит изображения.

Работа с открытыми карточками более безопасна, она предполагает больший контроль над ситуацией и соответственно снижает тревогу. Поэтому на начальных стадиях работы имеет смысл выбирать именно эту стратегию, постепенно, по мере создания безопасной атмосферы и расслабления клиентов, предлагая им процедуры с закрытыми карточками.

В то же время люди обычно рассматривают процедуры с закрытыми карточками как возможность «положиться на судьбу», «получить послание свыше» и пр. И многих это привлекает, так как создает интригу, подстегивает любопытство, привносит в работу ощущение игры.

Вынужденный работать с представленным ему «случайно» материалом, человек анализирует себя более глубоко, отвечает на более сложные вопросы.

Предъявление клиенту открытых и закрытых изображений – не единственная возможность разнообразить работу с карточками.

Кроме работы с картами – изображениями (рисунками, фотографиями), можно использовать стратегию работы с картами – словами (или словосочетаниями).
Вербальные карточки содержат слова, обозначающие те или иные психологические состояния или чувства (страх, любовь, успех, надежда), или же слова, являющиеся для большинства людей эмоционально окрашенными (успех неудача, перемены, встреча). Если попросить разных людей поделиться ощущениями, которые возникают у них при восприятии подобных слов, то какая-то часть описываемых ощущений будет общей или очень похожей для всех, но в основном чувства будут различаться.

Прочитывая, таким образом, одни и те же слова, люди воспринимают их по-разному, вкладывая в них различные внутренние смыслы. Выстраивая параллели между словами и представленными на ассоциативных картах визуальными образами, они начинают лучше понимать, что имеют в виду, когда используют те или иные слова для обозначения своего состояния.

В работе с терапевтическими карточками слова играют роль второстепенную – поддерживающую, расширяющую диапазон возможностей. Они вводятся в работу как дополнение к карточкам «изобразительным». Считается, что используя одновременно и карточки с картинками, и карточки со словами, мы вовлекаем в работу оба мозговых полушария, тем самым развивая межполушарные связи. Описано много процедур, в которых клиенту предлагается работать одновременно и с одним видом карточек и с другим. Однако здесь, как и в любой другой психологической работе, надо придерживаться золотого правила: работа будет эффективной только тогда, когда клиент сам захочет её выполнить. Обычно соединения картинки и слова – задача нетривиальная.

Техники работы с ассоциативными метафорическими картами

Те же принципы, которые применяются при работе с метафорами в разных видах терапии, применимы и в работе с карточками как метафорами визуальными. Метафора позволяет приблизиться к внутреннему миру, ощутить проблему как отдельно существующую, увидеть перспективу преодоления как путь со своими преградами, ощутить ресурсы. В этом её сила.

Работа с картами может проходить в двух вариантах: диссоциированном – когда я на карту смотрю, и ассоциированном – когда я этим становлюсь.

Когда мы работаем с чем-то тяжелым, сложным, неприятным – мы начинаем с диссоциированного состояния, для начала нам надо на это просто посмотреть.
А когда нам надо взять какой-то ресурс или изведать нашу тень (т.е. то на что мы избегаем смотреть) – мы можем перевести клиента в ассоциированное состояние, чтобы он этим становился.

Техника «Очеловечивание»

Например, клиент жалуется вам на свою нерешительность: «У меня много планов, много идей, но жизнь проходит, а я так ничего и не делаю. Откладываю на потом, но “потом” не наступает никогда. Я в отчаянии…»

Консультант может попросить его выбрать карту, представляющую эту его проблему. Клиент выбирает картинку и называет ее «Нерешительность». Консультант просит клиента поговорить со своей проблемой, расспросить, каким образом ей удается контролировать ситуацию, с помощью чего?
— Когда она чувствует себя сильнее, когда слабее?
— Что ее ослабляет? Чего она боится?
Клиент самостоятельно исследует проблему, говорит с ней, пусть проблема сама ему расскажет про себя.

Техника «Одушевление»

Можно ведь не только проблему «оживить», можно и рисунок на карточке рассмотреть как мудрого советчика и послушать, что он скажет. Например, на карточке нарисована птица (кошка, собака, какой-то человек, окно, дверь, дорога). Можно спросить клиента: И что говорит тебе эта птица? Что она сейчас хочет сделать? А что можешь и хочешь сейчас сделать ты?» Таким образом, человек обращается к спрятанным в нем самом ресурсам.

Техника «Озвучивание»

Раз клиент заставил говорить картинку, можно пойти дальше и заполнить картинку музыкой. Предположим, вы работаете над темой «жизненный путь» с помощью «дорожных карточек», клиент рассказывает вам о своем детстве, о родительском доме, об уходе из дома. Спросите его, какая музыка звучит во время каждого из этапов его жизни? Кто эту музыку «заказывает»? кто выбирает исполнителя, кто дирижирует? Она тихая? Громкая? Приятная? Навязчивая?

Техника «Очки»

Над чем бы психолог ни работал, всегда полезно взглянуть на проблему с разных сторон, сквозь разные объективы, разные призмы. После того как человек выбирает карточку, символизирующую какую-то проблему, надо посмотреть на неё с помощью разных очков: «А что бы по этому поводу сказал ваш папа (если бы он увидел эту картинку)? Мама? Муж, жена, дети, начальник на работе? Эта карточка задела бы их? Произвела бы впечатление? Чье мнение вы бы хотели узнать?»

Техника «Зум» (Хоот)

Подобно объективу фотоаппарата, мы можем приближать и удалять изображение на карточке. После того как клиент выбрал карточку, надо попросить его выбрать другие (со словами или картинками) и расположить их вокруг основной на том расстоянии, которое отражает их степень влияния и близость к центральной картинке. Т.о. становится видна вся картина в целом. И наоборот, можно выбрать карточку и после этого как бы разделить ее на более мелкие части — выбрать другие картинки, отражающие ее составные части, уровни развития, фон и фигуру. Можно проранжировать эти части по важности. Но главное — обсудить после этого, какой смысл скрывается за всем этим? Какие чувства? Что болезненно? Что, напротив, вызывает радость и удовольствие?

Техника «Раскрашивание»

После того как человек выбирает карточку, которая для него пред-ставляет какую-то проблему, скажите ему: «Представьте, что эта карточ¬ка нарисована простым карандашом, и мысленно раскрасьте ее так, как вам хочется».

Клиент может использовать любые цвета — те, которые на самом деле представлены на карточке, и совершенно другие, которых там нет. Пусть он делает это, как хочет, ведь этот процесс отражает его внутреннее состояние. И можно поговорить об этом. А можно и не говорить, иногда достаточно просто «увидеть» ситуацию по-новому.

Техника «Расширение рисунка»

Делается это таким образом: карточка кладется на середину листа, и вы просите клиента продолжить рисунок, причем таким образом, чтобы был заполнен весь лист. Если это сюжетный рисунок, можно продолжить развитие сюжета, если это ложные пятна и узоры, как в наборе «ЭККО», то — продолжить узор, эта техника позволяет сделать выбор карточки еще более личным, углубить взгляд, погрузить пациента в метафору. При этом, поскольку он сам рисует продолжение, его тревоги и защиты ослабляются, а чувство контроля над ситуацией, наоборот, растет.

Также, поскольку сама техника расширения рисунка напоминает технику «Сквигель», придуманную английским психологом Д. Винникоттом, процедуру по расширению рисунка можно проводить точно по такой же схеме. Д. Винникотт использовал эту технику в работе с детьми, отказывающими сотрудничать., настаивающими на том, что они не умеют и не хотят рисовать, не откликающимися на просьбы что-нибудь сделать самим. В таких случаях психолог может сам начать рисование. Изобразив что-нибудь простое (линию, геометрическую фигуру), он просит ребенка продолжить рисунок, нарисовав что-нибудь аналогичное.

Увлекательная техника работы с метафорическими картами

На этот раз хочу рассказать о весьма занятном упражнении, которое родилось в процессе работы с метафорическими ассоциативными картами. Можно назвать его «Поток сознания» или «Коллаж мечты», потому что в итоге мы получаем картину того, что хотим видеть в жизни. Однако это не просто картина чего-то абстрактного, предполагаемого, а вполне конкретное видение, которое поможет достигнуть желаемых целей.

Техника интересна тем, что обычно в работе с метафорическими картами рекомендуется ограничить выбор карт минимальным набором. И даже если вначале по запросу вы отбираете их довольно много, потом все равно вы постепенно отсеиваете их до одной или максимум двух-трех карт, которые выражают проблему или результат, к которому вы хотите придти.

Объясняется это тем, что большое количество карт размывает фокус, мешает сосредоточиться и точно сформулировать суть задачи. Однако, как показала практика, возможны и другие варианты техник работы с метафорическими картами, и одну из них мы как раз и рассмотрим на примере.

В поисках смысла

Для нее, кстати, была использована колода карт «В поисках смысла», которую создала психолог Юлия Демидова. Познакомилась я с этой колодой на встрече с психологом Яной Рябиченко, и настолько эти карты мне понравились, что захотелось обзавестись такими же.

В колоде 145 карт довольно крупного формата, для ее создания использованы рисунки самых разных художников, и все они замечательные, просто даже сами рисунки можно рассматривать и получать удовольствие. Подписей, кстати, к ним нет – только изображения, и использование таких метафорических карт тоже было интересно мне, потому что я заметила, что в своих картах больше обращаю внимание именно на тексты, даже в тех, что с рисунками. Хотя, может, это и неудивительно, ведь мне мои рисунки знакомы до каждой черточки – я же сама их рисовала, но именно поэтому полезен оказался опыт общения с другой колодой.

Описание техники

Итак, приступим теперь, собственно, к самому упражнению с метафорическими картами. Для начала, как обычно, нужно составить запрос, и представим себе, что у нас есть цель найти в нашей жизни деньги. То есть не какую-то конкретную сумму найти на определенную цель, а найти как идею. А то вот все вроде есть – работа, стремление, вкладывается энергия, а денег совсем не то количество, которого хотелось бы.

Теперь отбираем из колоды все карты по этой теме. Вот просто все, что отзывается в душе, откладываем для себя. Не скупимся, не пытаемся ограничивать себя – сколько понравилось карт, столько пусть и будет.

После того, как мы их отобрали, разложим перед собой так, как для нас комфортно и правильно. Посмотрим на них. И что мы видим?

Первый расклад

К примеру, вот такой расклад.

Все карты этого расклада быстро разделились на три кучки, олицетворяющие три сферы жизни – личная жизнь, духовный рост и творчество. Все очень кстати, уместно, вдохновляющее, все очень нужное для жизни – слов нет. Но вопрос в том, где же тут деньги? Ведь запрос-то вроде был именно про них.

И так как денег мы так и не нашли, то снова берем колоду и начинаем из нее выбирать карты, которые все же означают для нас именно деньги. Для чего деньги нужны? В чем они должны выражаться в жизни? Как жизнь они должны наполнять? Чем именно они должны ее наполнять?

Второй расклад

Выбирая карты, снова не скупимся, не пытаемся ограничить себя минимальным набором, не думаем та карта или эта – пусть будет все, что захочется. Именно поэтому такие названия у техники – нужно отпустить себя, не принуждать себя к выбору, соглашаясь на одно и отказываясь от другого, а позволить себе все желаемое.

И в качестве ответа на этот вопрос получаем еще один набор карт.

Тут уже совсем другое дело, в этом дополнительном наборе мы видим и удовольствия, и радости, и поездки, и время с семьей, с друзьями, покупки, подарки, праздники, отдых. Вот это уже гораздо ближе к деньгам, и так намного понятнее, как они должны проявляться в жизни и что должны давать.

Третий расклад

Но опять же, как мы видим, пока наши деньги находятся в стороне от всей остальной жизни, и надо более гармонично увязать их с другими сферами существования, что мы и делаем.

Достигнута теперь цель? Да, достигнута. Все на своих местах? И снова да. В итоге получилась вот такая гармоничная картина жизни, в которой есть все нужное, так что смотришь и душа радуется. А значит, можно использовать ее для вдохновения и дальнейшей работы на достижение желаемого.

Выводы по упражнению

Что можно сказать, подводя итог этого упражнения, в чем была проблема в данном случае. Иногда мы даже не замечаем, что когда хотим получить что-то, мы гораздо больше внимания уделяем совсем другим вещам, нежели желаемому, потому что считаем их более значимыми. Или потому, что считаем, что именно в них мы должны вкладываться.

Вот духовный рост – это хорошо, это правильно, достойно. А деньги? О деньгах говорить не принято и, видимо, думать тоже. Есть они у тебя, молчи, скромно потупив глаза, а если нет, терпи и делай вид, что и без них прекрасно обходишься. В общем, думаю, идея понятна.

Не забываем фотографировать

Очень полезный совет от Ники Верниковой – не забываем фотографировать для себя такие расклады. Очень часто потом к ним снова хочется вернуться, еще раз посмотреть, подумать, проанализировать еще что-то, сравнить с другими раскладами. Ну и тем более полезно это делать, когда вы работаете не со своей колодой, ведь тогда тем более сложно вернуться к прошлым раскладам. Такие же коллажи, как в рассмотренном упражнении, еще и для вдохновения очень хорошо послужат.

Кому подойдет техника

Рассмотренная техника подойдет не всем, не во всех случаях. Ее хорошо использовать именно на раскрепощение, на снятие внутренних ограничений. И для ее реализации, конечно, нужна довольно большая колода, чтобы можно было выбрать много карт, не чувствуя стеснения в их количестве и сюжетах, изображенных на них.

Однако не могу не поделиться и другим наблюдением – такие большие колоды, как «В поисках смысла», совсем не подходят для камерного, душевного общения с собой. Нельзя их удобно взять в руки, почувствовать, перетасовать, медитативно сосредоточившись на процессе.

Так что у маленьких колод, таких, как мои интуитивные и метафорические карты, определенно есть свои плюсы. Они как раз удобно лежат в руке и можно комфортно оперировать ими для своих целей. Ну и с собой их носить проще – у меня самой в сумке всегда лежит колода, никогда ведь не знаешь, когда она может пригодиться.

Какие запросы можно отрабатывать

На этом заканчиваю свой рассказ о работе с метафорическими ассоциативными картами, о том, какие можно с их помощью создавать коллажи для иллюстрации своих целей. И, думаю, нет смысла уточнять, что таким образом можно работать не только по запросу денег, но и чего угодно – семьи, личных отношений, творчества, своего предназначения, секса.

Ведь часто мы каким-то определенным образом видим свою жизнь, но потом начинаем разбираться, и оказывается, что мы сосредоточены и стремимся вовсе не к тому, чего, как нам кажется, мы хотим. И в итоге мы сами же являемся причиной того, что этого нет в нашей жизни. Но применение метафорических ассоциативных карт хорошо помогает разобраться в себе и увидеть истинную картину происходящего, что еще раз доказывает, какой это замечательный инструмент для самопознания и развития.

Оцените статью
Добавить комментарий