Одаренность – понятие, признаки, виды, развитие одаренности

Содержание

Одаренность – понятие, признаки, виды, развитие одаренности

Глава 1. Детская одаренность: определение понятии «одаренность» и «одаренный ребенок», виды одаренности, портрет одаренного ребенка, социально-пихологический портрет одаренного ребенка.

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

1.2. Виды одаренности

Выделяют три вида одаренности:

Академическая одаренность – «умение блестяще усваивать, то есть учиться».

Для академической одаренности значимы следующие слагаемые:

Психологические особенности детей, демонстрирующих академическую одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об академической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Особое место среди одаренных детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2—3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Творческая одаренность — это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.

1.3. Портрет одаренного ребенка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

1.4. Социально-психологический портрет одаренного ребенка

I. Влияние социальной среды на одаренность.

1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: структура и эмоциональный климат семьи, стили родительских отношений, отношение родителей к детской одаренности.

Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.

Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…».

Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого.

Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…».

Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.

Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Типы отношений: отрицательное, игнорирующее, положительное,

II. Особенности познавательной деятельности.

Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

III. Психосоциальная чувствительность.

Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.

Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.

Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

IV. Физические характеристики.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

V. Особенности системы отношений.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра.

У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками развивается потребность в признании их со стороны.

В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей.

Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.

Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми.

Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности.

Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.

Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности.

Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.

VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации.

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.

Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений.

Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.

Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.

Одаренность

Одаренность – это в психологии особенный уровень развития личных способностей. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. И не всегда известные люди, которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки. Даже Александр Македонский, которого обыватель наверняка посчитает гением – таковым вряд ли являлся, он был всего лишь успешным учеником истинного гения Аристотеля. И сегодня часто это результат не личных способностей, а помощи закулисных сил – коучей, тренеров, пиарщиков, целой команды профессионалов. Без нее человек не сможет быть так исключительно успешен в своем деле.

Одаренность – это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». «Одаренность – это когда у человека особый дар, например, пения». Это понимание соответствует житейскому понятию одаренности у взрослых. Однако, как раскрывает наука понятие одаренность?

Читайте также:  Ментальность общества - особенности развития и формирования

Одаренность в психологии – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.

Что такое одаренность

Мы часто задаемся вопросом, отчего считается, что один человек одарен или даже гениален, а другой нет? Гением нужно стать или им можно родиться? Как на гениальность влияют заболевания, и действительно ли на детях гениев отдыхает природа?

Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество. Сейчас все большее внимание обращают на внутриутробное развитие. Когда эмбрион растет – влияют уже не столько гены в чистом виде, сколько взаимодействие эмбрион-среда, всяческие стрессы и заболевания могут очень мощно повлиять на способности ребенка.

Существует мнение, что «на детях гениев природа отдыхает», что они гораздо менее или вовсе не талантливы по сравнению с родителями. Если иметь дело с подлинной гениальностью – это наверняка означает, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Если у такого человека рождается ребенок, то его гены наполовину смешиваются с генами супруга, и такой удачной комбинации уже, скорее всего не будет, однако часть генов сохранится, поэтому ребенок гения, скорее всего, будет одаренным. А вот если говорить о ребенке просто одаренного человека – то шанс, что у его ребенка одаренность будет унаследована, довольно велик.

Встречаются случаи, что люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере. Этот оптимистичный взгляд значительно подкрепляется сейчас СМИ. К сожалению, по статистике мы можем говорить об обратном – аутизм, шизофрения и эпилепсия зачастую сопровождаются пониженным IQ и не способствуют одаренности. Однако случаются яркие исключения, когда заболевание так трансформирует мозг, что эта трансформация идет на пользу одаренности. Например, при эпилепсии в мозге существует очаг повышенного возбуждения, который в тяжелом случае ведет к припадкам. И если этот очаг вбрасывает свою активацию в часть мозга, что отвечает за определенную способность, то может случиться, что патология будет работать как лишний источник энергии для, например, художественных или математических способностей. Однако сложность здесь та, что эпилептический припадок сродни перезагрузке компьютера, и после нее процесс прерывается, что в большей мере способствует все-таки не математическим, а художественным способностям.

Также одаренность в случае заболевания, конечно же, сопровождается удачными средовыми воздействиями – большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.

Признаки одаренности

Детская одаренность – как ее выявить? Мы уже рассмотрели генетические предпосылки для ее формирования и говорили, что часто одаренность соседствует с высоким IQ, что утверждает о причинно-следственной последовательности между ними. Методики измерения IQ выявляют общий усредненный показатель развития различных способностей и скорее измеряют адаптивность, умение быстро ориентироваться в новой информации. Существует шутка, что тесты IQ измеряют способность проходить тесты IQ, и здесь есть доля правды.

Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей. Рассмотрим подробнее.

Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы. Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр. Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок. Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности как «могу» помимо того, что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам, также еще связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию, находить новые нестандартные решения, углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные.

Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера, подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий. Результатом такого индивидуального стиля является уникальный продукт деятельности. Также к этому аспекту относится глубокое понимание предмета, системность знаний о нем, способность изучать с любых сторон и переходить от простого к сложному и наоборот. Здесь стоит сказать, что психологи определяют одаренность как умение создать новые смыслы. В этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

Виды одаренности

Есть ли отдельные виды одаренности? Их можно выделить по степени выраженности, форме и широте проявлений, видам деятельности.

Что касается степени выраженности – если выстроить человеческие способности вдоль некоей шкалы, где ноль отсутствие способности, то дальше следуют обычные способности, потом одаренность и самые высокие значения – гениальность. И разделения между нормой и разными уровнями одаренности, есть только непрерывная градация, внутри которой можно оценивать те или другие свойства. И только рассматривая отдельные свойства можно говорить, что именно по выбранному параметру особенно одарен, чему на физическом уровне соответствует высокое развитие определенных зон мозга, связанных, например, с движениями, зрением, разными видами памяти, логическому мышлению. В измерении коэффициента интеллекта психологи и рассматривают частные способности, формирующие общий показатель. В очень редких случаях человек одарен сразу по всем параметрам, как например Леонардо да Винчи, это случай один на миллион. А вот быть одаренным по конкретному параметру – это, к счастью, довольно частая ситуация, не менее половины людей наделены отдельными способностями на уровне одаренности, и задача каждого человека определить свою собственную одаренность и развивать ее.

По форме выделяют явную, заметную всем, и скрытую, еще не проявившуюся одаренность. При последней легко сделать ошибочное умозаключение об ее отсутствии, однако одаренность может проявиться в неожиданный момент жизни, при изменившихся внешних условиях или из-за событий во внутренней психической жизни.

По широте проявления разграничивают общую одаренность и специальную. Если общая распространяется на большинство видов активности человека, то специальная касается только конкретных сфер, так называемой узкой специализации.

Виды одаренности, определяемые в привязке к видам деятельности, в которых она проявляется – это практическая, познавательная, коммуникативная, художественная и духовная.

Развитие одаренности

Есть ли какие-то определенные гены, отвечающие за одаренность? Несмотря на поиски генов, нельзя говорить о наличии одного единственного гена, определяющего одаренность. Можно рассматривать только отдельные гены количеством до полутора десятков, обеспечивающие каждую способность. Например, по анализу ДНК, генетическому паспорту, уже в возрасте одного-двух лет можно увидеть большую выносливость из-за особого строения белков, оптимально сконфигурированные сосуды и высокую мощность работы сердца, тем самым предсказать высокие способности к физическим достижениям. Однако это всего предрасположенность – на то, станет ли человек известным спортсменом, дальше уже будут влиять воспитание и количество тренировок. Один великий скрипач на восхищенные отзывы прессы о его гениальности обиженно сказал: «Я с пяти лет каждый день играю по 12 часов на скрипке, а они называют меня гением».

В более тонких сферах, например, художественной, математической, педагогической одаренности этих генов, влияющих на них, гораздо больше, счет идет на сотни. Это гены целого ряда гормонов, которые активизируют работу мозга, гены, управляющие сборкой мозга во время развития эмбриона, гены, отвечающие за работу мозга в зрелом состоянии – этот список велик и пока достаточно не изучен. Мало знать о генах, важно еще знать о том, как они взаимодействуют, и для создания математической модели генетической одаренности еще очень далеко. Однако, даже имея этот генетический паспорт, родителям нужно будет не забывать о собственной воле ребенка. Очень важный фактор – радость от того или иного вида деятельности, которое задействует в развитии способностей центр удовольствий.

Развитие одаренности можно ли с помощью специальных препаратов? Такие препараты существуют, однако попадают в категорию наркотических, психомоторных стимуляторов. Они позволяют мозгу работать в течение какого-то времени намного активнее, чем обычно. И на этом всплеске активации человек может значительно продвинуться в своих способностях. Некоторые великие произведения искусства и яркие прорывы в познании разных областей и были сделаны под влиянием стимуляторов. Однако такое влияние не безвредно – при искусственном воздействии на нервные клетки они начинают сопротивляться и действовать в противоположном направлении. И для поддержания высокого уровня активации необходимы все большие дозы препарата, а в момент отказа происходит резкий откат. Так формируется зависимость.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Детская одаренность: сущность понятия, признаки и виды одаренности

Представления об одаренности формировались в общественном сознании тысячелетиями. Еще в древности умы философов занимал вопрос о природе гениальности и о том, чем обусловлена разница между выдающимся творцом и простым человеком. В философских трактатах времен античной культуры гением (лат. genius — дух) называли человека, наделенного божественным духом. Понимание божественной силы как источника гениальности бытовало на протяжении многих веков. Только в XVIII в. складывается представление о гениальности как о внутренней творческой способности личности.

В начале XX в. благодаря американскому психологу Г. Уипплу появился термин «одаренность», которым он обозначил учащихся со «сверхнормальными способностями» [1] . Данный термин тогда применяли к людям, имеющим исключительные интеллектуальные способности. Однако уже к началу 1930-х гг. стало ясно, что таланты не ограничиваются только интеллектуальной сферой. Поэтому одаренность стали понимать как способность осуществлять эффективно (с хорошими результатами при минимуме усилий) любую человеческую деятельность.

В это же время произошло окончательное утверждение психологии в качестве самостоятельной науки, что обусловило появление фундаментальных исследований природы одаренности как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно активно данная проблема разрабатывалась в США (Дж. Гилфорд, Дж. С. Рензулли, Р. Дж. Стренберг, А. Дж. Таннен- баум), Великобритании (Ф. Гальтон, Ч. Спирмен), Германии (К. Клюге, К. Хеллер), а также отдельными представителями других стран (А. Вине, Р. Милгрем, Ф. Монке, А. Стеценко). Значительный вклад в изучение одаренности и понимание этого феномена был сделан российскими учеными Б. Г. Ананьевым, Д. Б. Богоявленской, А. В. Бруш- линским, В. Н. Дружининым, Н. С. Лейтесом, А. М. Матюшкиным, С. Л. Рубинштейном, А. И. Савенковым, Б. М. Тепловым, М. А. Холодной, В. Д. Шадриковым, В. С. Юркевич и др.

Читайте также:  Депрессия - симптомы, лечение, причины, признаки депрессии

За столетнюю историю исследования одаренности в мировой психо- лого-педагогической науке появилось множество теорий и концепций. При этом все ученые единодушно отмечают тот факт, что вопрос одаренности по-прежнему остается остро дискуссионным.

Сложившуюся ситуацию наглядно характеризует Д. Б. Богоявленская: «Общепризнано отсутствие единого научно обоснованного понятия одаренности. Даже в психологической литературе часто приходится встречаться с чисто интуитивным представлением или иллюзией четкого понимания природы творческих способностей и одаренности» [2] .

Отсутствие общей теории одаренности, основанной на надежных и достоверных научных и практических результатах, приводит к наличию в науке широкого спектра точек зрения, нередко противоречащих друг другу. Таким образом, каждый педагог дополнительного образования, работающий с одаренными детьми, вынужден самостоятельно определять свою позицию среди многообразия разноречивых положений и подходов к данному феномену, ведь выбор методов выявления и развития одаренных детей напрямую связан с исходной концепцией одаренности.

В целях преодоления неоднородности и разнонаправленное™ научных взглядов на природу детской одаренности и формирования единого теоретического и методического основания для решения ключевых вопросов педагогической практики в данной области по заказу Министерства образования Российской Федерации отечественными педагогами и психологами была разработана Рабочая концепция одаренности (РКО) [3] .

В создании этого документа приняли участие представители Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ (Д. б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, В. Д. Шадриков, В. С. Юркевич и др.). Рабочая концепция одаренности отражает общую позицию ведущих российских специалистов по проблеме одаренности, обобщает результаты фундаментальных отечественных исследований в области психологии одаренности и современные тенденции развития мировой науки в данном вопросе, определяет основные принципы выявления, обучения и развития одаренных детей.

Для организации практической деятельности педагогу дополнительного образования необходимо определить такие понятия, как «одаренность», «одаренный ребенок», признаки одаренности, виды одаренности, особенности одаренных детей.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [4] .

На первый взгляд данное определение кажется сложным, поэтому проанализируем его основные смысловые акценты.

Во-первых, одаренность в нем трактуется как системное качество психики, т.е. в совокупности всех составляющих психической сферы: интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной. Таким образом, данное определение расходится с общепринятым представлением об одаренности как о высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка. Кроме того, отечественная психология рассматривает одаренность как интегральное образование иного порядка и качества, а не просто как результат сложения психических компонентов.

Во-вторых, в определении прогнозируется возможность развития этого качества в течение всей жизни человека, что предполагает необходимость целенаправленной работы педагогов с одаренными детьми на всех этапах развития и образования, активную деятельность самого ребенка, а в будущем и взрослого человека по саморазвитию.

В-третьих, в данной трактовке одаренности указывается лишь на возможность достижения человеком более высоких результатов по сравнению с другими людьми. Следовательно, наличие одаренности само по себе еще не гарантирует получения высоких результатов и достижений. В то же время само слово «возможность» окрыляет ребенка, его родителей, педагогов и позволяет им предвидеть перспективы своей деятельности.

В-четвертых, согласно рассматриваемому определению одаренность может проявляться в одном или в нескольких видах деятельности. Это значит, что тезис, согласно которому талантливые люди талантливы во всем, не всегда верен, и нельзя измерять степень одаренности количеством видов деятельности, в коих может быть успешен каждый отдельно взятый человек. Проявляя незаурядные способности в какой- либо одной области, ребенок может показывать очень посредственные и невысокие результаты в других.

Таким образом, определение, предложенное в РКО, обобщает и систематизирует основные точки зрения отечественных психологов на природу одаренности и отражает современное понимание российскими учеными данного феномена. Определение одаренного ребенка также дано в РКО.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [5] .

Для педагога дополнительного образования особенно важным здесь является указание на возможность существования у ребенка скрытых, невыявленных талантов. Детей с очевидными способностями, явно выделяющихся среди сверстников своими успехами и демонстрирующих стабильно высокие результаты в определенных областях, заметить несложно. Они у всех на виду, с ними все хотят работать, их постоянно привлекают к участию в различных олимпиадах и конкурсах. Однако педагог должен быть мудр и прозорлив и предполагать внутренний потенциал у многих своих подопечных, именно поэтому особого внимания к себе требует каждый ребенок. Не случайно существуют две крайние точки зрения на детскую одаренность:

  • 1) все дети являются одаренными, и при создании благоприятных условий любого здорового ребенка можно развить до уровня одаренности;
  • 2) одаренные дети встречаются крайне редко, это явление уникальное.

В ежедневной практической работе каждый педагог дополнительного образования занимает собственную позицию в данном вопросе, которая расположена между этими двумя крайними точками с определенной степенью тяготения к одной из них. В РКО указанная альтернатива снимается следующим тезисом: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей [6] .

Однако наиболее продуктивным для педагогической деятельности, отвечающей гуманистическим идеям, представляется подход, рассматривающий каждого ребенка как уникальное творение природы и авансирующий всем детям наличие тех или иных способностей. Правда, такая точка зрения ведет к определенной степени условности оценки одаренности конкретного ребенка, где за одаренность часто принимаются специфические особенности детского возраста. Эти возрастные особенности выделены и охарактеризованы в РКО. Отметим наиболее важные из них.

  • 1. В качестве детской одаренности выступают закономерные проявления возрастного развития. Каждый детский возраст имеет определенные предпосылки для развития тех или иных способностей. Так, известно, что дошкольный возраст является сензитивным для усвоения языков, а подростки отличаются предрасположенностью к различным формам литературного творчества. Ускоренное развитие некоторых психических функций в определенном возрастном периоде иногда создает видимость одаренности.
  • 2. Детскую одаренность трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни и развития конкретного ребенка. При равных способностях дети из семей с высоким социально-экономическим статусом, к образованию и развитию которых близкие прилагают особые усилия, будут показывать более высокие результаты, чем их сверстники, находящиеся в других условиях жизни.

Исходя из этого, в практической работе рекомендуется вообще избегать определения статуса какого-либо ребенка как одаренного. Авторы РКО предлагают в педагогической деятельности использовать понятие признаки одаренности ребенка (или ребенок с признаками одаренности). Даже если мы встречаемся с явной детской одаренностью, не может быть полной уверенности в том, что это постоянный дар. При всех ранних достижениях ребенка нет гарантий, что он станет талантливым взрослым. Под влиянием возрастных изменений, обучения и воспитания, социального развития проявления одаренности могут угаснуть или вообще исчезнуть, поэтому выражение «признаки одаренности» более гибкое и точное. Признаки могут свидетельствовать о каких-то чертах одаренности, указывать на что-то предполагаемое. Признаки могут быть, а собственно одаренность не проявиться.

По каким же признакам педагог дополнительного образования может идентифицировать одаренного ребенка? Большинство практиков ответит на данный вопрос не задумываясь, ведь таких детей чаще всего можно выявить простым методом педагогического наблюдения. Одаренного ребенка отличают богатство словарного запаса, оригинальность мышления, быстрота и точность выполнения умственных операций, ранняя увлеченность какой-либо сферой деятельности (музыкой, спортом, живописью и т.д.), любознательность и высокая познавательная активность, успешность усвоения учебного материала, способность к творчеству. Наблюдение за деятельностью ребенка и анализ выполняемых им действий позволяют увидеть и понять природу его таланта.

В РКО признаки одаренного ребенка раскрываются через два основных аспекта его поведения: инструментальный, характеризующий способы деятельности, и мотивационный, отражающий отношение ребенка к своей деятельности и окружающей действительности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан такими признаками:

  • 1) наличие специфических стратегий деятельности — быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; изобретение новых способов решения поставленных задач; выдвижение новых целей деятельности, ведущее к новому видению ситуации и появлению неожиданных идей; выход за пределы требований, новаторство, открытие новых приемов и закономерностей;
  • 2) сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности делать все по-своему;
  • 3) особый тип организации знаний — высокая структурированность, способность видеть изучаемый предмет в многообразии связей; свернутость знаний в определенной области при одновременной их готовности развернуться в нужный момент для поиска необходимого решения и т.п.;
  • 4) своеобразный тип обучаемости — скорость и легкость обучения, а иногда замедленный темп обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний; способность к самообучению и т.д.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка имеет следующие признаки:

  • 1) повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности, сопровождающаяся переживанием чувства удовольствия;
  • 2) повышенная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности;
  • 3) ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, высокая увлеченность каким-либо делом;
  • 4) предпочтение противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
  • 5) высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Поведение одаренного ребенка не обязательно должно соответствовать всем перечисленным признакам. Инструментальные и особенно мотивационные поведенческие признаки одаренности вариативны, а порой и противоречивы в своих проявлениях. При этом следует помнить, что психологические особенности детей, являющиеся признаками одаренности, не обязательно станут порождающими ее факторами. Феноменальная память, чрезвычайная наблюдательность, абсолютный слух и т.п. сами по себе не гарантируют наличие особого таланта. История знает немало примеров, когда даже очень способные люди не достигали выдающихся успехов.

Композитор А. К. Глазунов обладал чрезвычайно развитым слухом и великолепнейшей музыкальной памятью, удивлявшей даже гениев. Но качество его опусов по силе композиторской фантазии и музыкально-эстетической новизне значительно уступало произведениям многих современников, в частности сочинениям С. В. Рахманинова или А. Н. Скрябина, которые не блистали такими ошеломляющими, экстраординарными слуховыми способностями. А. К. Глазунов так и остался крупным мастером, выдающимся музыкантом, не поднявшимся, однако, до уровня гениальности. Недостаток оригинальности в работе творческой фантазии А. К. Глазунова нельзя было компенсировать выходящими из ряда вон слуховыми данными 1 .

Тем не менее наличие даже одного из указанных признаков должно стать сигналом для повышенного внимания педагога дополнительного образования к деятельности ребенка и поводом для организации специальной работы по развитию выявленных способностей.

В РКО выделяются также качественный и количественный аспекты одаренности. Качественные характеристики выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности, а количественные позволяют описать степень их выраженности. На основе этих характеристик авторы РКО определяют критерии для систематизации видов одаренности. Таким образом, учитывая различные классификации видов одаренности, можно представить их в сводной таблице (табл. 1.1).

Виды одаренности – выявление и развитие

Изучение потенциально высоких способностей человека интересовало психологов еще в 19 веке. Многие работы специалистов помогают не только понять, какие виды одаренности существуют, но и найти способы развития талантов. Для того чтобы понять, наделен ли человек чем-то особенным, следует использовать различные методики.

Читайте также:  Почему мужчины бросают женщин - основные причины

Одаренность, талант, гениальность в психологии

Определение потенциально высоких способностей дал Теплов, который обозначил их как качественно-своеобразные сочетания качеств, способствующих достижению успеха в определенном виде деятельности. Понятие «одаренность» в психологии не равна гениальности или таланту. Эти определения означают, что человек – высший уровень интеллектуального или творческого развития личности. Потенциальные же возможности относятся к тем, что могут не быть видны в течение жизни и интенсивность их выражения зависит от того, занимались ли развитием данного при рождении.

Виды одаренности и их характеристики

Существует несколько классификаций потенциальных способностей, ряд специалистов делят их по интенсивности (выраженные и невыраженные), некоторые по времени возникновения (ранние и поздние). Но самое популярное перечисление видов одаренности основывается на сфере их проявления. В этой классификации остальные перечни используются в качестве характеристик, то есть, предрасположенность к музыке может быть ранней, сильно выраженной и специальной, например, человек не столько исполняет произведения, сколько сочиняет их.

Согласно популярному перечислению, потенциальные способности бывают:

  • в практической деятельности (природная одаренность к спортивным тренировкам, ремеслам или организаторской деятельности);
  • в теоретических и интеллектуальных занятиях (наука);
  • в эстетически-художественной сфере (рисование, музыка, скульптура);
  • в коммуникационной области (ораторское искусство);
  • в духовно-ценностной деятельности (создание новых ценностей, служение обществу).

Интеллектуальная одаренность

Эти способности проявляются, начиная с подросткового возраста, в раннем детстве их заметить сложно даже опытным психологам. Интеллектуальный вид одаренности может быть выявлен специальными тестами, оценивающими предрасположенность человека к построению логических конструкций. Методики помогают определить область, где способности проявляются более ярко, например, человек может понимать точные науки, но не иметь склонность к изучению языков. Развить их можно, если замотивировать личность на глубокое познание предмета и снабдить ее нужными ресурсами.

Художественная одаренность

Проявляется и в раннем возрасте, и во взрослом. Они усиливаются в специальных кружках и секциях, например, музыкальной школе или ИЗО-студии. Есть 2 типа подобных способностей и при их развитии важно учитывать данный факт. Согласно этой классификации виды одаренности в данной области будут ярко выраженными только при правильном подходе самого человека, педагога или родителя. В противном случае положительного результата от занятий не будет.

Виды художественной одаренности:

  1. Интеллектуальная. Развивается планомерно, то есть ребенок или взрослый легко запоминают и используют любую информацию, относящуюся к выбранной области.
  2. Академическая. Человек интересуется предметом выборочно, его успехи сменяются периодами падения и важно поддерживать мотивацию к достижению целей у такого ребенка или взрослого.

Музыкальная одаренность

В большинстве классификаций является подвидом художественных способностей. Признаки одаренности в области музыки очевидны, часто проявляются еще в раннем детстве. Отличный слух, умение воспроизводить услышанную мельком мелодию, наличие певческого голоса сложно не заметить. Как правило, родители стараются отдать таких детей в специальную школу, главная задача педагогов и наставников поддерживать мотивацию к занятиям.

Спортивная одаренность

Проявляется не только в сфере когнитивной деятельности, но и в области физиологии. Другие виды одаренности редко имеют столь яркое выражение, в отличие от этой способности. Подвижность суставов, длина сухожилий и адаптация мышц к растяжке – все это определяется медиками, а не психологами, и влияет на эффективность спортивных тренировок определенного типа. Выявление одаренности лучше проводить в детском возрасте, взрослый человек вряд ли сможет развить способности максимально. Поэтому ребенка рекомендуют показывать врачам и тренерам в возрасте 5-6 лет.

Творческая одаренность

Этот тип ряд специалистов не выделяют в отдельный подтип. Но некоторые психологи полагают, что стоит все же рассматривать его отдельно, и описывают его как отсутствие внимания к канонам, условностям, и не возведения авторитетов в ранг божеств. Виды творческой одаренности определяются по области деятельности человека, например, музыкальная или способность к точным наукам. Ярко проявиться они могут не только в детском возрасте, но и во взрослом или пожилом, хотя последнее встречается не так уж и часто.

Академическая одаренность

Это способность к обучению, ребенок и взрослый, наделенные ею, легко постигают новые предметы. Проявление одаренности происходит в детстве, часто педагоги замечают таких людей еще в начальной школе. Ученики с этой способностью не тратят много сил на изучение предметов, они, как говорят, ловят на лету любую информацию, быстро связывают ее логически с уже имеющимися знаниями. Надо учитывать, что без мотивирования со стороны взрослых или самостоятельного контроля собственной деятельности, такие люди могут быстро забыть о своей предрасположенности и не развивать ее.

Социальная одаренность

Проявляется в духовно-ценностной сфере. Одаренность человека способствует тому, что он постоянно ищет новые пути развития общества, помощи различным слоям населения. Не обязательно такие личности уделяют внимание экономическим проблемам, в ряде случаев они занимаются созданием духовных ценностей, становятся священнослужителями или наставниками. Из них могут получиться отличные воспитатели и педагоги. Предрасположенность чаще выявляются в юношеском и взрослом возрасте.

Лидерская одаренность

Способность этого типа встречается часто, но ярко выраженной становится редко. Отличными примерами подобных людей являются политические лидеры, военные начальники, полководцы. То есть те, кто умеет оказывать влияние на других личностей, вести их за собой, мотивировать на совершение определенных действий. Нередко такие люди становятся криминальными авторитетами, поэтому при выявлении способностей в раннем возрасте важно дать ребенку правильную социальную установку, привить ему почитаемые в культурном обществе ценности.

Критерии одаренности этого типа такие же, как и у остальных. Способности могут выявляться в раннем и позднем возрасте, они бывают выраженными и не слишком, развитыми и нет. Лидерские качества и одаренность сходят на нет, если человек не станет целенаправленно заниматься их воспитанием. Следует поддерживать стремление лидера изучать ораторские приемы, проходить тренинги, повышающие уверенность в себе.

Литературная одаренность

Это способность к созданию художественных текстов. Развитие одаренности происходит, если человек или родители ребенка выделяют время на занятия литературным творчеством. Такие люди часто являются генераторами идей, но обратная сторона медали это состояние нервозности и непостоянности. Как следствие, для них важна поддержка окружающих, правильная мотивация и умение позитивно реагировать на критику.

Одаренность может проявиться в любом возрасте, поэтому взрослые люди не должны отказываться от тех творческих, интеллектуальных, духовных и спортивных занятий, которыми им хочется овладеть. Возможно, они найдут в себе новые способности и разовьют их. Задачей родителей же является своевременное выявление одаренности у детей и направление их на соответствующие занятия, оказание моральной поддержки и предоставление ресурсов для достижения успеха в выбранной области.

Понятие одаренности в педагогике

Понятие одаренности

Одаренность – это системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми).

Одаренный ребенок – это ребенок, который отличается от других детей неординарными, яркими и выдающимися достижениями в определенном виде деятельности.

В настоящее время учеными в области психологии и педагогики доказано, что одаренность является качественным своеобразием и результатом сложного взаимодействия социокультурной среды и наследственных качеств личности, опосредованных деятельностью ребенка. Необходимо также отметить, что для развития одаренности большое значение имеет собственная активность ребенка, психологические механизмы его саморазвития, которые заложены в основу формирования и последующей реализации индивидуальной одаренности.

Детский возраст – это возрастной период, во время которого осуществляется становление и развитие способностей и личностных качеств ребенка.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Детский возраст характеризуется глубокими интегративными процессами в психике ребенка.

Одним из самых актуальных и часто обсуждаемых вопросов в сфере одаренности, является вопрос, касающийся частоты проявления детской одаренности. Отвечая на данный вопрос, выдвигаются две точки зрения, которые по своей сути являются противоположными:

«Каждый ребенок является одаренным от рождения»

«Дети, действительно имеющие одаренности встречаются крайне редко»

Сторонники первой точки зрения считают, что любого ребенка, имеющего нормальное развитие, можно развить до уровня одаренности, при условии создания необходимых благоприятных условий воспитания и обучения.

Сторонники второй точки зрения, напротив, считают, что одаренность является уникальным явлениям. Детей, имеющих одаренности необходимо искать, с целью их дальнейшего развития, осуществляемого в специально организованных условиях.

Признаки одаренности

Первые признаки одаренности проявляются у ребенка в период дошкольного детства. Их выявление осуществляется посредством наблюдения за характером деятельности ребенка. Основными аспектами ведущих признаков одаренного поведения являются мотивационный и инструментальный:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Инструментальный – определяет характер способов деятельности.
  • Мотивационный – определяет характер отношений ребенка к окружающей действительности и собственной деятельности.

Основные признаки инструментального аспекта поведения одаренного ребенка:

  1. Быстрое освоение способов и приемов выполнения того или иного вида деятельность, её успешное выполнение.
  2. Изобретение и применение новых более эффективных способов и приёмов деятельности, для разрешения необходимых жизненных ситуаций.
  3. Глубокое овладение предметов, на основании чего выдвижение новых целей деятельности, направленных на новое видение ситуации и ее последующее успешное разрешение.

Для ребенка, действительно имеющего одаренности, характерным является именно третий признак поведения.

Новаторство – это, своего рода, выход за рамки требований осуществляемой деятельности, позволяющий ребенку открывать новые закономерности и приемы.

Основные признаки мотивационного аспекта одаренного поведения:

  1. Высокая чувственная избирательность к некоторым сторонам предметной действительности (звуки, запахи, цвет, растения и т.д.), и некоторым формам своей деятельности (физическая, познавательная, художественная и т.д.).
  2. Высокие познавательные потребности, проявляющиеся в повышенной любознательность, а также стремлении выходить за рамки исходных требований учебно-познавательной деятельности.
  3. Высокий интерес к определенным видам или сферам деятельность, увлеченность конкретным предметом, погруженность в выполнение какого-либо дела. Данный интерес проявляется в усидчивости, упорстве, трудолюбии, предпочтении противоречивой, парадоксальной и нестандартной научной информации, непринятие и отвержение шаблонов и стандартов.
  4. Повышенная требовательность к результатам своего труда, стремление ставить сверхсложные цели и настойчивость в их достижение, склонность к самосовершенствованию, самообразованию и саморазвитию.

Виды одаренности

Педагог, в процессе своей профессиональной деятельности должен уметь распознавать одаренности. В педагогике принято выделять следующие виды одаренности.

Интеллектуальная одаренность – проявляется в том, что одаренные дети умеют точно и глубоко анализировать содержания обучения, стремятся осмыслить его философски. Также для них характерно наличие высокого уровня интеллекта, в связи с чем, они очень быстро и легко усваивают учебные предметы.

Академическая одаренность – данная одаренность проявляется в том, что дети обладают высоким интеллектом, но на первый план выходят отличительные способности к обучению. Подразделяется на два подвида: учащиеся, которые имеют широкие способности к обучению и учащиеся, которые имеют способности к обучению в определенной области или близких друг к другу областях.

Довольно часто педагогу сложно различить интеллектуальную и академическую одаренность. Это связано с тем, что учащиеся, имеющие определенный вид одаренности учатся в обоих случаях успешно, показывая блестящие результаты. Разница заключается в том, что дети с интеллектуальной одаренностью имеют повышенное критическое мышление, а также обладают способностью самостоятельно философски осмысливать сложные интеллектуальные проблемы. Учащиеся с академической одаренностью всегда успешны именно в обучении.

Творческая одаренность – характеризуется высоким творческим потенциалом. Особенность творчески одаренных детей заключается в том, что они имеют ярко выраженную познавательную потребность, которая является составляющей основой познавательной мотивации одаренного ребенка.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Оцените статью
Добавить комментарий