Пацифизм – определение, эра пацифизма

Пацифизм – определение, эра пацифизма

Пацифизм

Определение и концепция пацифизма.

Пацифизм — неприятие военных и насильственных методов как средства урегулирования конфликтов. Термин «пацифизм» происходит от латинских слов pax – мир и facere – делать, создавать, творить; соответственно, pacem facere означает миротворчество. Возникновение данного термина относится к началу 20-го века (1901 г.), когда Эмиль Арно, в то время президент «Международной лиги мира и свободы», предложил новый термин, вскоре ставший общепризнанным. Таким образом, пацифизм является относительно молодым понятием, хотя идея так же стара, как и само человечество.

С точки зрения пацифизма война не считается легитимным способом или инструментом достижения политических целей. Концепция пацифизма охватывает широкий диапазон взглядов, начиная от убеждения, что международные конфликты могут и должны решаться исключительно мирным путем; к антимилитаризму, призывам к ликвидации вооруженных сил и упразднению военных институтов, и заканчивая безусловным и полным отказом от любых форм насилия и абсолютным неприятием всех войн, в том числе оборонительных. Главное отличие между различными подходами заключается в представлении о том, какой метод достижения мира более эффективный.

Пацифисты также стремятся к развитию надежных мирных структур, способных организовать и направить международное сообщество на установление и поддержания международного мира и безопасности в качестве альтернативы силовым методам. Сегодня, в эпоху Организации Объединенных Наций, правительства всех стран стремятся, по крайней мере на словах, к поддержанию дружественных отношений и расширению международного сотрудничества, и в этом смысле являются пацифистскими.

История пацифизма.

История пацифизма тесно связана с господством христианской системы ценностей. Основные идеи пацифизма уходят корнями к Нагорной проповеди Иисуса Христа. Однако в то время также развивалась концепция «Римского мира»: мира, поддерживаемого римскими легионами на покоренных территориях. Такая концепция олицетворяла пацифизм процветающей имперской державы, в котором жестко централизованные административная и правовая системы «держат в узде» регионы, народившиеся прежде в хроническом состоянии войны.

После обращения в христианство императора Константина (311 г. н. э.) доктрина bellum iustum или «справедливой войны» была принята на вооружение идеологией христианства, отодвинув пацифизм на задний план церковной мысли и практики. Доктрина справедливой войны как оправдание войны достигла кульминации в период средневековых крестовых походов. После открытия Америки и начала испанской колонизации концепция справедливой войны была возрождена как противовес монархическому волюнтаризму. Теоретики естественного права 17-го века, в частности Гуго Гроций, также внесли свой вклад в развитие данной доктрины.

Теории естественного права способствовали развитию позитивного права народов, базирующегося на обычаях и договорах. Право народов вытекало из принципа суверенитета. Суверенитет же подразумевал, что государства имеют право самостоятельно решать, можно ли войну, которую они развязали или хотели развязать, считать «справедливой войной». Постепенно было признанно, что решение о войне или мире является прерогативой суверенитета. Таким образом, сформировалось ius ad bellum или право войны.

Движение за мир начало усиливаться со второй половины девятнадцатого века. С целью объединения противников войны стали регулярно созываться всемирные конгрессы и конференции в защиту мира. На первом Всеобщем конгрессе мира, состоявшемся в 1843 году в Лондоне, рассматривались такие вопросы, как проведение конгресса народов, использование международного арбитража как средства предупреждения международных конфликтов, пропаганда против войны и контроль за изготовлением и продажей оружия и боеприпасов.

Фото: dl.wdl.org
Всемирный конгресс мира в Стокгольме, 1910

В этот период начинает осуществляться интенсивная кодификация законов и обычаев, относящихся к вопросам войны и мира, и дополнение их принципиально новыми и весьма важными в гуманитарном отношении правилами миротворчества, предотвращения войны и защиты мира.

В 1899 году по инициативе императора России Николая I проведена первая Мирная конференции в Гааге, решением которой была учреждена Постоянная палата третейского суда – первая международная организация для мирного разрешения межгосударственных споров.

Однако пацифистское движение того времени не оказывало существенного влияния на развитие международного публичного права. Гаагские конференции и последующие ограничения на средства и методы ведения военных действий были скорее результатом рационального военного мышления государств-участников, нежели воплощением пацифистских идей. Однако тот факт, что такие договоры были политически возможны, демонстрирует некоторое влияние пацифизма на развитие международного права того времени. Выдающиеся пацифисты, такие как немецкий юрист Вальтер Шеккинг, даже считали Гаагские конференции первым шагом на пути к Всемирной конфедерации. Такая конфедерация должна положить конец существованию национальных государств, которые, с их точки зрения, являлись основной причиной всех войн.

Пацифизм в 20-м веке и его значение в развитии международного публичного права.

Лига Наций, основанная после Первой мировой войны, была первой международной миротворческой организацией. Преамбула Устава Лиги Наций признавала существование «обязательств не прибегать к войне». Война считалась предметом озабоченности всей Лиги (статья 11), но применение силы как таковой не запрещалось.

Пакт Келлога-Бриана (1928 г.) впервые запрещал войну как таковую и поэтому считается действительно пацифистским договором. В этом договоре война в качестве инструмента национальной политики осуждалась и объявлялась вне закона. Кроме того, было предусмотрено, что урегулирование всех споров должно осуществляться исключительно мирными средствами. Однако, даже если прямо не указывалось, право на самооборону ничем не ограничивалось. Решение о наличии достаточных оснований для применения права на самооборону отдавалось на усмотрении самих государств-участников. Еще одним недостатком Пакта Келлога-Бриана было то, что речь шла скорее о войне, чем о вооруженных конфликтах в целом. Таким образом, применимость пакта зависела от классификации ситуации как войны. Наконец, сам Пакт Келлога-Бриана не содержал положений, касающихся порядка урегулирования межгосударственных споров. С этой целью вскоре после подписания Пакта Келлога-Бриана был подготовлен Общий акт о мирном разрешении международных споров, но он был ратифицирован только 24 государствами.

Это свидетельствовало о том, что государства не желали создавать стабильную и всеобъемлющую систему поддержания и защиты мира и в данном отношении они не были пацифистскими. Тем не менее, договор никогда не прекращал своего действия, и пацифистский запрет на обращение к войне можно рассматривать как действующий принцип международного права.

После Второй мировой войны, причинившей беспрецедентные по своим масштабам страдания, идеология пацифизма стал очень популярной, и ее влияние на международное публичное право значительно усилилось. Устав ООН установил полный запрет на угрозу силой или ее применение и в этом смысле считается пацифистским. Устав ООН также позволяет избежать других недостатков Лиги Наций и Пакта Келлога-Бриана, поскольку в него включены положения о субъектах самообороны, мирном урегулировании международных споров и коллективной безопасности, дополняющие общий запрет на применение силы. Единственными исключениями из запрета угрозы силой или ее применения являются индивидуальная или коллективная самооборона в случае вооруженного нападения на члена ООН (статья 51 Устава ООН) и коллективные меры, санкционированные Советом Безопасности (статья 42 Устава ООН).

Фото: www.latimes.com
Демонстрация против войны США во Вьетнаме, 23 июня 1967

В Декларации о дружественных отношениях 1970 года говорилось о «об обязанности государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или какой-либо другой формы давления, направленного против политической независимости или территориальной целостности любого государства». В Определении агрессии 1974 года вновь подтверждается и разъясняется запрет на применение силы, закрепленный в Уставе ООН. Согласно последним двум резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН политические или экономические причины никогда не могут легитимизировать применение силы. Поэтому можно сделать вывод о том, что Устав ООН является первым действительно миротворческим договором.

В период «холодной войны» противостояние США и СССР могло в любой момент перерасти в широкомасштабную ядерную войну, означавшую конец цивилизации, чего следовало избежать любой ценой. Относительно того, как обеспечить поддержание мира, тогда существовало две точки зрения. С первой позиции, военная мощь рассматривалась как непременное условие удержания мира путем стратегического сдерживания. С другой стороны – пацифистской, подчеркивалось, что доверия заслуживают только ненасильственные, невоенные средства обеспечения мира. Пацифисты были убеждены в том, что дальнейшее наращивание оружия массового уничтожения, особенно ядерного оружия, неприемлемо и не может считаться рациональным инструментом международной политики.

В Декларации о праве народов на мир 1984 года говорится, что «народы нашей планеты имеют священное право на мир». Однако пока что это можно рассматривать лишь как «мягкое право». После окончания «холодной войны» был серьезно проработан вопрос о допустимости так называемых «гуманитарных интервенций», направленных на предотвращение масштабных и грубых нарушений основных прав людей в конкретной стране. Таким образом, концепция гуманитарных интервенция представляет собой современную интерпретацию доктрины «справедливой войны». Ее существование демонстрирует ослабление влияния пацифизма, который принципиально отвергает любое применение силы.

Принимая во внимание существующие угрозы и вызовы для международного мира и безопасности, становится очевидно, что доводы пацифизма не выглядят столь же убедительными, как это было во времена тотальной угрозы ядерной войны. Несмотря на общий пацифистский запрет на применение силы, закрепленный в Уставе ООН, в определенных исключительных обстоятельствах силовые действия все-таки допускаются.

Хотя концепция пацифизма как таковая утратила свое значение, запрет на применение силы по-прежнему играет важную роль в теориях, посвященных безопасному мироустройству. Поэтому влияние пацифистских традиций на современное международное право по-прежнему заметно.

Пацифизм – определение, эра пацифизма

Историческим истоком пацифизма и наиболее последовательным идеологическим воплощением пацифизма является джайнизм, что проявляется в особой фундаментальной пацифистичности истории и культуры Индии. Существует ошибочное мнение о том, что многие другие религиозные течения, берущие начало в Индии, такие как буддизм, также имеют пацифистский характер. Но в случае буддизма это далеко не так. Пацифисткие тенденции можно отметить у различных этнических групп. Так, мориори, народ, населявший острова архипелага Чатем (Новая Зеландия) имел культурные и религиозные запреты на ведение войн (в XIX веке благодаря этому мориори стали легкой добычей для поработивших их маори).

Пацифистами были стоики выступал против принуждения свободы других, веря, что добро не бывает безответным: «Неустанным благожелательством можно завоевать расположение даже дурных людей, и нет такой черствой и глухой к достойному души. которая не любила бы добро и, в конце концов, не отблагодарила бы благожелателя». Марк Аврелий писал: «Самый лучший способ отмщения — не отвечать злом на зло. Достоинство человека в том, чтобы любить даже тех, кто его оскорбляет».

Все первые христиане были пацифистами. Не существует хотя бы одного свидетельства о службе христиан в римской армии до конца II века нашей эры, но напротив известно множество случаев мученичества из-за отказа служить в римском войске. Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Начало отказа христиан от первоначального пацифизма связано с обретением ими государственной власти. По этой причине христиане оказались в римской армии при Константине Великом и, по некоторым данным, даже составляли четверть его войска. [1]

Читайте также:  Самоуважение - уровень, потребность, недостаток самоуважения

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшего в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма. [1]

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (смотри также статью Толстовство). Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Критика пацифизма

Джордж Оруэлл писал: «Большинство пацифистов либо принадлежат к малозначительным религиозным сектам, либо это просто гуманисты, которые возражают против того, чтобы людей лишали жизни, и дальше этой мысли не идут. Но среди пацифистов-интеллектуалов есть меньшинство, у которого в подоплеке пацифизма — ненависть к западной демократии и преклонение перед тоталитаризмом… Пацифистская литература изобилует туманными заявлениями, в которых если и есть какой-то смысл, то только тот, что государственные деятели, подобные Гитлеру, предпочтительнее таких, как Черчилль, а насилие, пожалуй, извинительно, если оно достаточно жестокое.» [2]

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора.» [3]

Пацифизм – определение, эра пацифизма

Подробное решение параграф § 8 по истории для учащихся 9 класса, авторов Е.Ю. Сергеев 2011

1. Почему 1920-е гг. вошли в историю под названием «эра пацифизма»?

Ответ: Широкое распространение пацифистских идей и настроений. Пожалуй, никогда ранее не выдвигалось столько миротворческих проектов и не проводилось столько конференций по обеспечению мира и международной безопасности, как в двадцатые годы. Неслучайно в исторической литературе третье десятилетие XX в. часто называют «эрой пацифизма». Небывалая популярность пацифистских планов и программ объяснялась действием различных факторов: трагическими последствиями Первой мировой войны и всеобщим стремлением предотвратить подобные военные конфликты в будущем; необходимостью восстановления разрушенного хозяйства и финансовой системы, что предполагало в качестве важнейшего условия стабилизацию международных отношений; активизацией миротворческой деятельности либеральной и демократической интеллигенции, а также приходом к власти в ряде европейских стран политиков внешнеполитическая концепция базировалась на принципах пацифизма (Э. Эррио во Франции, Дж. Р. Макдональд в Англии и др.). Однако наиболее значимая причина всплеска пацифистских устремлений крылась в самом характере международной обстановки, сложившейся к середине 1920-х гг. Ее уникальность состояла в том, что правительственные круги всех без исключения великих держав, хотя и по разным мотивам, были заинтересованы в сохранении мирного статус-кво. Ведущие державы-победительницы (США. Англия, Франция) выступали против любых попыток силовой деформации Версальско-Вашингтонской системы, создателями которой они являлись. Побежденные государства (прежде всего Германия), а также державы, считавшие себя «незаслуженно обделенными» постановлениями Парижской и Вашингтонской конференций (Италия и Япония), не обладали в то время достаточной мощью для военной ревизии установленного международного порядка и использовали дипломатические, т. е. мирные средства и методы для реализации своих внешнеполитических целей. Что касается Советского Союза, то его партийно-государственное руководство, не отказываясь от лозунгов пролетарского интернационализма, сконцентрировало свои усилия на укреплении международных позиций СССР на основе принципов мирного сосуществования.

2. Как решалась проблема выплаты репараций Германией на международных конференциях?

Ответ: Согласно условиям послевоенных мирных договоров, Германия и её союзники обязывались компенсировать ущерб другим странам. Однако определение полной суммы репараций потребовало созыва нескольких конференций. В конечном итоге сумма оказалась равной примерно 132 млрд золотых марок. Устанавливался срок её погашения — 48 лет. Возникал закономерный вопрос об источниках, которые позволили бы Германии, хозяйство которой также пострадало от войны, финансировать репарационные платежи.

В этих условиях США предложили увязать решение проблемы репараций с выплатой долгов царской России. Тогда Германия выплачивала бы репарации державам Антанты за счёт доходов от торговли с Советской Россией, а Лондон и Париж, в свою очередь, использовали бы полученные средства для покрытия долгов Америке. Однако на конференциях в Генуе и Гааге (1922) эта схема была отвергнута. В ответ на требования бывших союзников о выплате 18,5 млрд золотых рублей советская делегация выдвинула иск о возмещении ими материального ущерба в 39 млрд, возникшего из-за Гражданской войны, интервенции и экономической блокады.

Новая схема репарационных платежей вне увязки с русскими долгами была выработана группой экспертов под руководством банкира, а затем вице-президента США Ч. Дауэса. Она легла в основу резолюции Лондонской конференции 1924 г. По плану Дауэса Берлин получал возможность прибегнуть к иностранным займам. При этом общий объём репараций и окончательные сроки их выплаты предлагалось согласовать позднее. В дополнение к внешним займам необходимые средства намечалось получить из чистой прибыли предприятий и за счёт повышения внутренних налогов.

Настойчивая дипломатическая борьба Германии за снижение, а затем и прекращение перечисления репараций Антанте привела в условиях начавшегося мирового экономического кризиса к очередному изменению схемы выплат. План американского финансиста Юнга значительно сокращал сумму репараций и был рассчитан на 37 лет. Однако под давлением США европейские державы согласились, правда временно, освободить Германию от репараций в связи с резким ухудшением её экономического положения. Приход к власти нацистов в 1933 г. поставил окончательный крест на репарациях. Таким образом, общая сумма компенсационных выплат за десять лет составила около 11 млрд марок, тогда как объём займов, полученных Германией в США и Великобритании, превысил 26 млрд марок.

3. Каково значение инициативы А. Бриана?

Ответ: Он мог стать первым шагом к созданию системы коллективной безопасности в Европе, так как предусматривал мирное урегулирование международных конфликтов.

4. Покажите на карте главные очаги международной напряжённости в 1930-е гг.

Ответ: на Дальнем Востоке из-за агрессии Японии в Китае (1931), затем и в Европе из-за вступления немецких войск в Рейнскую демилитаризованную зону (1936).

5. Расскажите, как проходил пересмотр Версальских договорённостей.

Ответ: Первым шагом к установлению нацистского господства в Европе стал аншлюс Австрии 12 марта 1938 г. — присоединение страны к Третьему рейху под формальным предлогом удовлетворить стремление её населения к воссоединению с Германией.

Вторым этапом на пути пересмотра границ стал захват Чехословакии, западные приграничные районы которой были населены этническими немцами. Судьба Чехословакии была решена на конференции западных держав в Мюнхене (сентябрь 1938 г.). По Мюнхенскому соглашению, лидеры Великобритании, Франции, Германии и Италии — Н. Чемберлен, Э. Даладье, А. Гитлер и Б. Муссолини, поставив чехословацкое правительство перед фактом, обязали Прагу передать немцам часть территории страны (Судетскую область) в обмен на сохранение суверенитета Чехословакии. В этих условиях правящие круги Англии и Франции вынуждены были предоставить гарантии безопасности следующим возможным жертвам агрессии — Польше, Румынии, Греции и начать секретные переговоры с советским руководством. Но англо-франко-советские переговоры (весна — лето 1939 г.) зашли в тупик по нескольким причинам: стороны по-прежнему не доверяли друг другу; германская дипломатия активно противодействовала возможным договорённостям; и Великобритания, и СССР проводили секретные консультации с Берлином.

Мюнхенское соглашение, подписанное за спиной Москвы, и затягивание англо-франко-советских переговоров показали И. В. Сталину, что для подготовки к надвигавшейся войне требуется выиграть время. Это было оправдано, учитывая активизацию Японии на Дальнем Востоке и политику западных держав с целью столкнуть лбами СССР и Германию.

В итоге 23 августа 1939 г. в Кремле председателем Совета народных комиссаров (СНК) В. М. Молотовым, являвшимся одновременно главой МИД, и министром иностранных дел Германии И. Риббентропом было подписано соглашение о взаимном ненападении.

Оно вошло в историю международных отношений как пакт Молотова — Риббентропа. В секретном дополнительном протоколе к этому документу стороны определили сферы влияния в Европе.

Так, особые интересы СССР признавались Берлином в Латвии, Эстонии, Финляндии и Румынии, а Германия получала преимущество в Польше и Литве.

Советско-германская договорённость, которая оценивалась в обеих странах как большая дипломатическая победа, явилась настоящим шоком для мировой общественности, не исключая западные правительства. Вслед за Мюнхенским соглашением пакт Молотова — Риббентропа означал крушение Версальско-Вашингтонской системы, открыв перед Гитлером путь для вторжения в Польшу. Вторая мировая война стала неизбежной.

6. Какое значение имело подписание пакта Молотова—Риббентропа? Сравните его с соглашением, достигнутым между западными державами в Мюнхене.

Ответ: Пакт Молотова-Риббентропа позволил СССР отсрочить на 2 года начало войны. В отличие от Мюнхенского соглашения, пакт определял сферы влияния двух государств. Мюнхенское соглашение предусматривала передачу Германии определенной территории.

1. Какую роль в Версальско-Вашингтонской системе играл СССР? (с. 79)

Ответ: СССР предпринимал попытки для умиротворения нацистов, однако это не приводило к успеху. Взаимное недоверие между ведущими странами и переговоры с Берлином за спиной у СССР не давали возможности вести конструктивной диалог о создании коллективной безопасности в мире. Однако, следует учитывать, что СССР при этом хотел поднять свой авторитет на международной арене. А для этого необходимо было не дать ведущим державам объединиться.

2. Почему членам Лиги Наций не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе? (с. 79)

Ответ: Отсутствие у Лиги Наций опыта в урегулировании спорных ситуаций, а также неудача инициатив по разоружению снижали авторитет этой организации.

В 1930 г. Японии удалось добиться изменения в свою пользу Договора пяти держав о количественных пропорциях боевых кораблей и подводных лодок. Попытки Лиги Наций выступить посредником в японо-китайском конфликте вызвали решение Токио о выходе из состава этой организации (март 1933 г.). Одновременно немецкая делегация заручилась согласием западных держав на снятие ограничений по уровню вооружений, что также не помешало правительству Гитлера покинуть ряды Лиги Наций (ноябрь 1933 г.). А в декабре 1937 г. его примеру последовала и Италия, отозвавшая своих представителей из Женевы после осуждения международным сообществом агрессии в Эфиопии. Даже приём в Лигу Наций СССР (1934) не изменил ситуацию.

Читайте также:  Психосинтез Ассаджиоли - техники, принципы, теория

Более того, в октябре 1936 г. на волне событий в Испании, где разгоралось пламя гражданской войны, нацистской Германией и фашистской Италией был подписан протокол о взаимопонимании. Так возникла ось государств-агрессоров Берлин — Рим. В ноябре того же года Германия и Япония заключили договор о борьбе против Коминтерна, к которому в 1937 г. присоединилась Италия. Окончательно ось Берлин—Рим—Токио сложилась в 1939—1940 гг. Эти события показали, что наибольшую угрозу для системы кол¬лективной безопасности представляла политика нацистской Германии как самой мощной в военном отношении тоталитарной державы, сумевшей восстановить свой экономический потенциал. В 1935 г. Гитлер объявил о введении воинской повинности. Это решение, нарушавшее статьи Версальского договора, свидетельствовало об активной подготовке к войне. Возвращение Саарской области и Рейнской зоны под контроль Берлина усилило напряжённость в Европе.

Документы (с. 79)

Как репарации влияли на экономику Германии? (с. 79)

Ответ: Репарации ослабляли экономику Германии, не давая ей развиваться.

Мог ли советско-французский договор 1935 г. стать основой системы коллективной безопасности в Европе? (с. 80)

Ответ: Мог бы при соблюдении его условий и учитывании интересов обоих государств. Однако, известно что и Франция, и СССР пошли по другому пути.

Проанализируйте соотношение сил агрессоров и противостоящих им стран накануне Второй мировой войны. (с. 80)

Ответ: Силы противостоящих стран значительно превосходили силы агрессоров. Однако следует учитывать, что СССР не вступила сразу в войну, а в Европе противостоять Германии и Италии могли только Англия и Франция. А силы Германии и Италии были выше.

Кто выиграл, а кто проиграл, по вашему мнению, от заключения советско-германского пакта о ненападении?

Ответ: Выиграли Германия и СССР. Они разграничили сферы влияния, Германия избежала войны сразу на 2 фронта, а СССР отсрочила вступление в войну на 2 года.

Проиграли западные державы, которым СССР не оказала помощи в начале войны, а также те государства, которые вошли в сферу влияния Германии и СССР.

Международные отношения в 1920–1930-е годы

Урегулирование международных отношений после Первой мировой войны, как известно, не было всеобъемлющим и бесспорным для его участников. Помимо противоречий между победителями и побеждёнными существовали разногласия в лагере самих победителей.

«Эра пацифизма»

Камнем преткновения стало отношение к судьбе Германии. Здесь особенно заметно различались позиции Великобритании и Франции. Первая была заинтересована в установлении равновесия сил в Европе, опасалась чрезмерного усиления Франции. Британские политики выступали за то, чтобы оказать помощь Германии в быстром восстановлении экономики, стабилизации политической жизни, преодолении последствий войны и революции. Франция настаивала на строгом соблюдении всех положений Версальского договора в отношении Германии, а также единстве действий европейских государств против возможного возрождения германской экономической и военной мощи.

Острые споры возникли в 1923—1925 гг. по поводу взыскания репараций с Германии и гарантий её западных границ. Германия, чувствуя поддержку Великобритании, стала задерживать выплату репараций. В ответ Франция и Бельгия в январе 1923 г. оккупировали Рурский район Германии (это был центр угледобычи, и его отторжение нанесло сильный удар по германской промышленности).

Конфликт урегулировали летом 1924 г. на международной конференции в Лондоне, где решающее слово оказалось за Великобританией и США.

Были приняты решения о выводе французских и бельгийских войск из Рура, а также план Дауэса. Он предусматривал смягчение репарационных обязательств Германии, оказание ей экономической помощи в виде займов, преимущественно американских. За счёт этих средств Германия не только выплачивала репарации, но и воссоздала свой военно-промышленный комплекс.

В декабре 1925 г. семь европейских государств подписали так называемые Локарнские соглашения. Главным из них являлся Рейнский гарантийный пакт, согласно которому Франция, Бельгия и Германия обязались сохранять неприкосновенность германо-французской и германо-бельгийской границ.

Таким образом обеспечивалась стабильность западных границ Германии. Правда, оставался открытым вопрос о её границах на востоке. Но это не беспокоило западные державы. Более того, уже тогда высказывалось мнение, что они были заинтересованы в том, чтобы направить германскую экспансию на восток, в сторону Советского Союза. Осенью 1926 г. Германию приняли в члены Лиги Наций. Политики-миротворцы считали, что могут почивать на лаврах.

Стабилизация международных отношений во второй половине 1920-х годов дала основание современникам заговорить об «эре пацифизма». Сторонники пацифизма призывали к предотвращению международных конфликтов и войн, борьбе за всеобщее разоружение.

Особое место в международных отношениях того времени занимало Советское государство. Западные державы смотрели на него с выжиданием: когда и чем закончится большевистский эксперимент. Поддерживая Германию, они были не прочь сделать из неё силу, направленную против СССР. В этой ситуации советское правительство стремилось различными способами преодолеть международную изоляцию.

Весной 1926 г. СССР подписал с Германией договор о нейтралитете. В следующем году советское правительство внесло в подготовительную международную комиссию по разоружению предложения о всеобщем и полном разоружении, которые, однако, не были приняты. В 1928 г. несколько стран подписали так называемый пакт Бриана — Келлога — договор о запрещении войны как средства национальной политики. Советский Союз пригласили (хотя и не сразу) присоединиться к нему. Советское государство не только первым ратифицировало этот договор, но и предложило соседним странам, не дожидаясь общей ратификации, досрочно ввести его в действие между ними.

Начало агрессии

Мировой кризис 1929—1933 гг., резко обостривший экономическую и социальную обстановку во многих странах, сказался и на международных отношениях. Экономическое сотрудничество свёртывалось.

Правда, это помогло Германии избавиться от обязанности выплачивать остатки репараций. Ссылаясь на тяготы кризиса, германское правительство добилось отсрочки платежей, а затем — соглашения о выкупе своих репарационных обязательств. С приходом нацистов к власти этот вопрос похоронили окончательно.

Воспользовавшись тем, что западные державы занимались преодолением последствий кризиса, Япония перешла к активным действиям на Дальнем Востоке. Осенью 1931 г. её войска вторглись в Маньчжурию, являвшуюся частью Китая. На оккупированной территории в марте 1932 г. было провозглашено «независимое государство» Маньчжоу-Го во главе с бывшим китайским императором Пу И, свергнутым в результате революции 1911 —1913 гг. Попытки Лиги Наций приостановить японскую агрессию и урегулировать конфликт успеха не имели. Весной 1933 г. Япония вышла из Лиги Наций. Летом 1937 г. японская армия оккупировала восточные провинции Китая, началась затяжная японо-китайская война.

В это время и в Европе активизировались государства, стремившиеся к захвату «жизненного пространства», и прежде всего Германия.

Когда в 1932 г. наконец собралась подготавливавшаяся несколько лет международная конференция по разоружению, Германия потребовала «равенства вооружений», а затем совсем отказалась участвовать в конференции. Вслед за этим она заявила о выходе из Лиги Наций (1933). Наступило время разработки и осуществления завоевательных планов.

Даты и события:

  • 1 марта 1935 г. — к Германии перешёл (на основании результатов плебисцита) Саарский промышленный район.
  • 3 октября 1935 г. — Италия без объявления войны напала на Эфиопию; санкции Лиги Наций против агрессора оказались безрезультатными.
  • 7 марта 1936 г. — немецкие войска заняли демилитаризованную Рейнскую зону. 25 октября 1936 г. — подписано соглашение между Германией и Италией (создана так называемая ось Берлин — Рим).
  • 25 ноября 1936 г. — Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, позже к нему присоединилась Италия (ноябрь 1937 г.).
  • 12—13 марта 1938 г. — аншлюс (присоединение) Австрии Германией.
  • 22 сентября 1938 г. — Гитлер потребовал, чтобы Германии были переданы Судеты — пограничная область Чехословакии, где часть населения составляли немцы.
  • 29—30 сентября 1938 г. — Мюнхенское соглашение руководителей Германии, Италии, Великобритании и Франции о передаче Германии части чехословацкой территории.

Как смотрели на эти события другие страны? Западные державы не предпринимали сколько-нибудь решительных мер для того, чтобы остановить фашистскую и нацистскую агрессию. Когда Италия напала на Эфиопию, правительство США на основании закона о нейтралитете запретило продажу оружия обеим сторонам. От этого решения пострадала главным образом Эфиопия, у которой не было собственного производства оружия, её слабовооружённые кавалерийские части не могли противостоять итальянским танкам. Через два месяца после начала агрессии Великобритания и Франция согласились на закрепление за Италией всех занятых ею в Эфиопии территорий. Во время гражданской войны в Испании западные державы заняли позицию «невмешательства». Они не протестовали против вступления германских войск в Рейнскую зону и аншлюса Австрии, так как считали, что Германия, укрепив рубежи на западе, устремит свои взоры на восток.


Немецкие войска переходят через Рейн у Кёльна

Кульминационным событием в политике «умиротворения» агрессоров стало Мюнхенское соглашение, подписанное А. Гитлером, Б. Муссолини, премьер-министром Великобритании Н. Чемберленом и главой французского правительства Э.Даладье. На этот раз Великобритания и Франция не просто смирились с уже свершившимся фактом агрессии, но своими подписями под договором поддержали предстоящее расчленение Чехословакии. Они питали надежду, что этой уступкой отведут от Западной Европы угрозу дальнейшей германской агрессии. Здесь же, в Мюнхене, Чемберлен и Гитлер подписали британско-германскую декларацию о ненападении. В декабре 1938 г. Германия и Франция подписали декларацию о взаимном признании границ между ними.


Слева направо: Чемберлен, Дападье, Гитлер, Муссолини в Мюнхене 1938 г.

Западные лидеры считали Мюнхенское соглашение своим дипломатическим успехом. У них было ощущение, что удалось предотвратить опасный конфликт, возможно, даже развязывание войны. Вернувшись в Лондон, Н. Чемберлен заявил: «Я привёз вам мир для целого поколения!» Президент США Ф. Рузвельт направил Чемберлену телеграмму с единственным словом «Молодец!».

Не все западные политики поддерживали политику «умиротворения» агрессора. Незадолго до подписания Мюнхенского соглашения известный британский политический деятель У. Черчилль передал в печать заявление, в котором говорилось:
«Расчленение Чехословакии под нажимом Англии и Франции равносильно полной капитуляции западных демократий перед нацистской угрозой применения силы. Такой крах не принесёт мира или безопасности ни Англии, ни Франции. Наоборот, он поставит эти две страны в положение, которое будет становиться всё слабее и опаснее. . Мнение, будто можно обеспечить безопасность, бросив малое государство на съедение волкам, — роковое заблуждение. Военный потенциал Германии будет возрастать в течение короткого времени гораздо быстрее, чем Англия и Франция смогут завершить мероприятия, необходимые для их обороны».

В Чехословакии, представителей которой в Мюнхене даже не допустили в зал заседаний, а лишь пригласили ознакомиться с уже подписанным документом, соглашение было воспринято как национальная трагедия. На следующий день после его подписания министр иностранных дел Чехословакии заявил послам Великобритании, Франции и Италии: «Я не хочу критиковать, но для нас это катастрофа. Я не знаю, получат ли ваши страны выгоду от этого принятого в Мюнхене решения. В одном мы уверены — мы, конечно, не последние, после нас пострадают другие».


Страница Мюнхенского соглашения с подписями его участников

Особую позицию в отношении фашистской агрессии занял Советский Союз, который осенью 1934 г. вступил в Лигу Наций. Советское правительство несколько раз выступало с инициативами создания системы коллективной безопасности, взаимопомощи против агрессии. Но они не получили поддержки. Тогда СССР предпринял шаги по заключению двусторонних договоров о взаимной помощи с отдельными странами. В 1935 г. такие договоры были подписаны с Францией и Чехословакией. Они предусматривали оказание немедленной помощи друг другу в случае неспровоцированного нападения на них третьего государства. Правда, к советско-чехословацкому договору по настоянию чехословацкой стороны прилагался протокол о том, что помощь может быть оказана странами друг другу, если её окажет также и Франция. Незадолго до мюнхенских событий СССР предложил Чехословакии поддержку для защиты от агрессии независимо от позиции Франции. Но чехословацкое правительство не приняло это предложение. К тому же правительство Польши не согласилось пропустить советские войска через свою территорию для оказания помощи Чехословакии.

Читайте также:  Можно ли есть кулич до Пасхи

1939 год

В марте 1939 г. немецкие войска оккупировали всю Чехословакию, некоторые пограничные территории были заняты Венгрией и Польшей. Страна была разделена на протекторат Богемия и Моравия, управлявшийся наместником Гитлера, и Словацкое государство, где установился режим фашистского типа.


15 марта 1939 г. Немецкие войска входят в столицу Чехословакии Прагу

Большинству политиков было уже ясно, что Германия на этом не остановится. Весной 1939 г. представители СССР, Великобритании и Франции начали обсуждать возможности заключения договора о взаимной помощи. В августе 1939 г. делегации трёх стран встретились в Москве. Однако западные державы придерживались тактики затягивания переговоров, не хотели брать на себя конкретные обязательства, направили в Москву делегации, не имевшие достаточных полномочий. Одновременно британское правительство вело тайные консультации с Германией. Десять дней трёхсторонних переговоров в Москве не дали никаких результатов.

В это время германское руководство обратилось к советскому правительству с предложением незамедлительно подписать договор о ненападении. В Москву прибыл министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп. 23 августа 1939 г. нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов и И. фон Риббентроп подписали договор о ненападении между СССР и Германией сроком на 10 лет. В секретном дополнительном протоколе к договору предусматривалось разграничение сфер интересов договаривающихся сторон в Восточной Европе. Линия разграничения проводилась по территории Польши — по рекам Нарев, Висла, Сан. Финляндия, прибалтийские государства, а также Бессарабия признавались сферой интересов СССР.

Известие о подписании этого договора, даже без сведений о его секретной части, ошеломило международные круги и своей неожиданностью, и самим фактом заключения соглашения идейными противниками — нацистским и коммунистическим государствами. Существовавшие и потенциальные союзники Германии и СССР были неприятно поражены таким оборотом событий. В Японии, которая в то время вела боевые действия против монгольских и советских войск на реке Халхин-Гол, после известий о договоре правительство ушло в отставку (считалось, что оно «потеряло лицо»). Не меньшей неожиданностью договор стал для детища большевиков — Коминтерна. Руководителям компартий предлагалось предать забвению лозунги борьбы против фашизма, и это в условиях, когда многие страны уже находились под властью режимов фашистского типа.

Несмотря на скоротечное заключение договора 23 августа 1939 г., каждый из участников отдавал себе отчёт в том, какие преимущества он получал от него. Советский Союз, оказавшийся в определённой международной изоляции, отодвигал на время угрозу германского нападения. Германия развязала себе руки для дальнейших действий в Европе, в первую очередь против Польши. Вопрос о том, когда Гитлер предпримет очередной шаг, являлся лишь вопросом времени.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX – начало XXI века.

Пацифизм

Пацифизм – это идеология или же философия, как угодно, которая пропагандирует лояльный и толерантный способ решения конфликтов, будь то политические или узко социальные конфликты. Придерживаясь пацифизма, человек в острых ситуациях стремится сохранять человечность, гуманный подход ко всем. Пацифисты считают войну глупостью, пережитком прошлого, стыдного в нашем веке. В человеческой истории произошло множество войн и силовых захватов. Да и теперь, при наличии, казалось бы, большого арсенала других цивилизованных методов, военный конфликт остается наиболее часто выбираемым способом. Поэтому любая война понимается как негативное явление, но полностью естественное, оно прижилось очень стабильно у нас в сознании.

Размышляя, почему происходят войны, интерес приводит к актуальной теме пацифизма, принципа ненасилия, избегания войн. Приверженцы этого подхода переосмысливают необходимость силовых методов с целью разрешения конфликтов. Они настаивают на возможности мирного решения.

Позиция пацифиста является неким протестом против всех боевых действий. Пацифист отвергает все, касающееся войны – он против оружия, насилия и нахождения в армии. Пацифисты уверяют, что если деньги, которые ежедневно закладываются в армию, войну, вложить в другое, правильное русло, то бы всех людей государство могло избавить от голода, нищеты и наделить достойным жильем.

Пацифизм, что это такое

Что же есть пацифизм с позиции терминологии? Термин пацифизм достаточно молодой, происходит он от древних латинских корней «pax» – мир и «facio» – делать и дословно обозначает миротворчество. Слово пацифизм появилось на заре 20 века, тогда проходили так называемые конгрессы мира, участники которых – писатели, журналисты, политические и культурные деятели – объединялись и обсуждали, какие механизмы можно придумать для того, чтобы правительства стран в спорных вопросах не объявляли войн, а решали спор мирным путем.

Далее определение пацифизм несколько менялось и расширяло свое значение. Пацифистами начали себя называть люди, которые были против несения военной службы. Далее появился знак пацифизма – пацифик, разработанный профессиональным дизайнером изначально для марша за ядерное разоружение. В этом знаке семафорной азбукой зашифрована аббревиатура ND – «nuclear disarmament», в переводе с английского ядерное разоружение. Также считается, что здесь изображена лапка голубя как символа мира. Благодаря молодежным движениям этот знак был распространен и получил сегодняшнюю широту применения, обозначая принцип ненасилия, отказа от силовых методов решения конфликтов. В Советском Союзе к идеям пацифизма относились достаточно иронично, его принципы высмеивались официальными представителями власти. И в результате у многих людей сформировалось представление, что пацифисты это субтильные, несколько фейковые фигуры.

Что же представляют идеи пацифизма на сегодняшний день? Сторонники пацифизма объясняют, что их взгляды предельно просты и заключаются только в отрицании необходимости войны в пользу сотрудничества.

Пацифисты обосновывают пользу своей теории в том, что при отказе от войны, от самой подготовки военных действий как содержания военного арсенала и службы в армии – страны освободят множество ресурсов. Ряд исследований подтвердили также, что сотрудничество выгоднее конкуренции. Однако эти взгляды не работают на уровне государств, так как возможны только при полном принятии их двумя сторонами, а никто не решается доверять другой стороне настолько, чтобы отказаться от защиты – истории известны множество примеров нарушения мирных договоров.

Эра пацифизма

Сегодня идеи пацифизма стали как никогда актуальны, так как мир стал, по мнению многих, большой деревней – стремительное развитие новых скоростных видов транспорта позволяет нам легко и без значительных усилий быстро добираться в любой уголок мира. Путешествие сейчас может занять всего несколько дней. Также резкое развитие получили и средства коммуникации, и теперь мы можем иметь связь с людьми по всему миру. Поэтому мы теперь уже не можем легко начать войну с какой-либо страной на другой стороне света, и не чувствовать никаких угрызений совести, оттого что едва знаем этих людей. Нет, сегодня мы так широко общаемся со всем миром, таким количеством разных стран, что не иметь представления об их гражданах мы просто не можем. А вступать в войну с теми, с кем ты уже довольно неплохо знакомы – значительно труднее, чем напасть на территорию как на безликий военный объект.

Здесь стоит сказать о философии космополитизма – видения себя не гражданином отдельного государства, а жителем мира. Космополит утверждает, что разобщение – это иллюзия, и не может не являться пацифистом, ведь считая себя частью единого мира, он не видит смысла воевать со своими собратьями. Космополиты стараются отделиться от идеологии отдельной страны, прививающей своим гражданам патриотизм и националистические взгляды, и рассматривают их как искусственные инструменты управления массами от политики.

Также эра пацифизма связана с внедрением и распространением ядерного оружия. Сегодня мы в глобальном понимании все являемся соседями, и, учитывая разрушительную силу ядерного оружия, и еще тот факт, что война может разразиться с применения обычного оружия, накалиться до запуска ядерного. Это ведет к тому, что пацифисты отвергают саму категорию справедливой войны, как и войны в защиту национальных интересов.

Идеи пацифизма

Изучая тему пацифизма, стоит обратить свой взгляд к идеям христианской философии, исторически рассматривающей этот вопрос. Нельзя поставить равенство между понятием христианства и понятием пацифизма. Позиция тотального пацифизма не тождественна христианству, несмотря на популярные наставления возлюбить ближнего или подставить вторую щеку, когда бьют по первой. В уравновешивание этим наставлениям в Библии написана история, как Христос помогает изгнать менял из здания храма, причем делает это очень активно.

Христианский пацифизм не агитирует к пассивной позиции в жизни, скорее напротив. Ближний человек в евангельском видении – это нуждающийся в помощи, тот, кто в конкретный момент предстает на твоем пути жизни, кому ты имеешь силы помочь. Если помог, не прошел мимо в эту нужную минуту, значит исполнил христианское призвание. Что же означает изречение подставить иную щеку? Это обозначает не дать разгореться злу, это есть позиция непротивления злу или пассивного подчинения ему, определенные формы пацифизма. Обычно в обществе зло разгорается как искра от костра, оно передается дальше другому человеку и так умножается. Так эта цепь зла, передаваясь между людьми, может охватить целые массы народа. Когда кто-то отыскивает у себя силы разорвать эту череду зла – например, его ударили, а он не ответил, не дал сдачи – он тем самым преграждает путь дальнейшему распространению зла. Как же противостоять злу, не применяя насилие? Миротворческая деятельность оценивается в христианстве очень высоко. В Библии есть не одно обещание вечной жизни за миротворчество.

Конфликт в христианстве рассматривается, как несогласие людей, зависимых между собой. Они тесно связаны вместе, и попытка одного достичь личных целей в ущерб таким же интересам другого или же просто без внимания к его потребностям ведет к блокировке друг друга, оба участника конфликта теряют, что могли приобрести при согласии между собой. Согласно христианству, только Бог может применить насилие, это поясняется тем, что лишь он знает объективно, что есть абсолютное добро, а что зло. Человек же всегда действует субъективно. Это есть христианский пацифизм.

Проблемы пацифизма, как мы рассмотрели на примере христианства, касаются нахождения грани между миротворчеством и необходимостью дать отпор. Ведь даже ярые приверженцы пацифизма, находясь в здравом уме, не будут, бездействуя, наблюдать за нападением на своих близких. И эта грань весьма хрупка, в отдельных ситуациях сложно найти баланс и однозначно рассудить, кто прав, а кто виновен. Для решения такой проблемы пацифизма на общественном уровне подключается государственная судебная система. Однако лично для каждого этот вопрос остается подчас открытым, очень сложным для однозначного разрешения и требующим длительной внутренней работы, для того чтобы не вступить в сделку с совестью.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Оцените статью
Добавить комментарий