Психологическая зрелость – что это такое, признаки, уровни

Психологическая зрелость – что это такое, признаки, уровни

Психологическая зрелость

Психологическая зрелость – полное, состоявшееся психологическое развитие человека, свободное и гибкое пользование основным личностным инструментарием. Психологическая зрелость – не про жизненный путь в целом (этим заведует личностная зрелость), а про умение адекватно вести себя в конкретных ситуациях.

Умение быть самопричиной в конкретной ситуации, осознание ответственности за действия, умение адекватно менять свое ситуативное поведение, способность в обсуждении отказываться от своей правоты и признавать правоту собеседника, владеть своими эмоциями.

О психологической зрелости того или иного человека с позиции стороннего наблюдателя нужно говорить с осторожностью (легко ошибиться, люди “любят” играть роли и быть “в образе”), кроме того, люди меняются. В первом приближении, можно указать некоторые (далеко не все) более менее общие критерии, которые скорее говорят о психологической зрелости.

  1. Быть самопричиной в разных жизненных ситуациях, т.е. жить и действовать в ситуации исходя из своих собственных ценностей, правил и убеждений, моральных и этических норм, но обязательно также уметь при этом соотносить их с законами и культурными нормами, имеющимися в данном обществе, стране, культуре. Смотри Первая позиция восприятия
  2. Осознание своей личной ответственности за свои же поступки плюс понимание их смысла​​​​​​​, отдавание себе отчета ради чего ты совершаешь (или не совершаешь) то или иное в своей жизни. И, соответственно, принятие “на свой счет” всех последствий онных в своей жизни (и те которые его удовлетворяют, и те которыми он недоволен) – как порожденные в первую очередь самим человеком, его желаниями, мыслями, стремлениями, а не дядей, внешним окружением, правительством, некими неподвластными ему высшими силами, и т.п. Смотри Позиция жертвы
  3. Понимание относительности своего мировоззрения, равно как и мировоззрения других людей. Отсюда толерантное отношение к иным точкам зрения, при одновременном умении не отказываться от своей без особых на то причин. А также готовность к изменению своих знаний, своей картины мира. Смотри Категоричность
  4. Гибкость. Готовность и умение (но не обязательность!) к изменению своего поведения в соответствии с имеющимся окружением и наличными условиями, чтобы быть более адекватным данному моменту (в том числе и чтобы лучше понимать происходящее).
  5. В эмоциональной сфере владение одновременно двумя умениями – умением быть всегда в нужном состоянии и умением отделять себя от своих состояний и настроений. Когда нужно – я есть эмоция. В другой ситуации – моя эмоция это одно, а я это другое.
  6. В рациональной сфере – аналогично. Есть мои мысли, мои размышления, моя позиция, моё мнение, они принадлежат мне, а не я им. Более того, многое мне было навязано или “попало” ко мне случайно – и поэтому могу это при необходимости изменить, дополнить, отказаться. Это вырабатывает иммунитет против закостеневания, ригидности мышления, догматизма, фанатизма и прочих -измов.

Как определить свою психологическую зрелость, и что делать, чтобы повзрослеть?

Для начала давайте определимся с самим понятием Психологическая зрелость.

Психологическая зрелость — это наивысшее развитие ментальных, физических и психических способностей человека. Это время наибольшей продуктивности во всех сферах жизни (Википедия).

Психологическая зрелость достигается не за один день. Это процесс, который связан с внутренним состоянием.

Задание 1

Возьмите листок бумаги и разделите на два столбика. В первом столбце опишите образ зрелой, взрослой женщины. Как она выглядит, чем занимается, как себя ведет, какие у нее отношения с окружающими людьми, партнером и с самой собой?

Теперь давайте подумаем, как выглядит взрослая по паспорту, но психологически незрелая женщина? Опишите образ такой женщины во втором столбике.

В современном обществе мы привыкли опираться на нашу большую голову и все мерить понятиями “знать”.

Нам кажется, что вот сейчас я еще что-то узнаю, что-то прочитаю и наконец-то я стану “правильным”, зрелым, духовно развитым.

Но это иллюзия, инфантильная позиция. Зрелость — это внутренний процесс, тесно связанный с нашей эмоциональной сферой.

Взрослый, психологически зрелый человек живет счастливо “здесь и сейчас”, умеет любить, доверять, расслабляться и получать удовольствие от жизни, умеет адаптироваться под постоянно меняющийся жизненный поток.

Если говорить о незрелости, то один из основных ее признаков это детские, подростковые проявления и качества (обида, зависть, гневливость, нетерпимость, максимализм, осуждение окружающих, ревность, категоричность). В связи с этим у незрелого человека возникают сложности в отношениях с окружающими людьми. Есть трудности в построении семьи, большая зависимость от родителей и родственников, сложные отношения с ними.

Отношения с родителями — это лакмусовая бумажка нашей зрелости. Чем менее психологически зрелый человек, тем более напряженные у него отношения с родителями.

Следующее, что “выдает” незрелого человека, это отсутствие ярко выраженной женственности или мужественности; нарушение естественной системы ценностей, при которой в его внутреннем пространстве “Я” не стоит на первом месте. Например, женщина заботится, уделяет время всем, кроме себя самой.

Психологическая незрелость женщины чаще всего приводит к следующим последствиям:

Во-первых, чем менее зрелая женщина, тем большая вероятность, что у нее будут сложности с зачатием, беременностью, родами и воспитанием детей. Маленькие девочки не рожают! Появление ребенка у незрелой женщины вызывает внутренний конфликт, так как ей самой, ее внутреннему ребенку нужна забота и внимание. Поэтому свой ребенок, пусть даже еще не рожденный, часто воспринимается как соперник, тот, кто отнимает что-то важное и ценное для нее (время, любовь, материальные ресурсы).

Во-вторых, из-за психологической незрелости у женщины устанавливаются очень сложные отношения с собой. Она много себя критикует, ощущает, что недостаточно хороша, ориентируется на мнение извне, трудно принимает свою женственность, не ценит себя, не понимает свои желания, чувства и эмоции.

В-третьих, так как у незрелой женщины часто сложные отношения с родителями, она начинает искать в мужчине заменителя своей мамы, а не партнера. Она транслирует посыл “позаботься обо мне”. В связи с этим у нее появляется много ожиданий, претензий к мужчине, в отношениях возникают конфликты и ссоры.

В-четвертых, так как незрелая женщина не понимает себя, не знает чего хочет, она не может найти свое предназначение, ту деятельность, потенциал которой в ней заложен природой.

В-пятых, психологическая незрелость приводит к отсутствию заботы о себе, своем теле, и как следствие, к вредным привычкам, лишнему весу и проблемам со здоровьем.

Задание 2

Прямо сейчас вы можете определить степень своей зрелости.

В нашей Школе для определения зрелости женщины мы опираемся на 10 критериев, представленных ниже. Проанализируйте и оцените их по 10-бальной шкале, где 10 — сильно выражен, 0 — данное качество развито у меня слабо.

1 — у меня есть внутренняя опора, устойчивость перед внешними событиями и людьми;

2 — у меня высокий уровень осознанности, эмоционального интеллекта (я умею понимать, проживать чувства и находить их в теле)

3 — я умею говорить “нет” всем событиям, людям, которые не помогают моему развитию, и умею говорить “да” тому, что развивает меня, пусть даже это подразумевает выход из зоны комфорта;

4 — у меня нет страха не понравиться другим людям, быть вне системы;

5 — я умею принимать события как наилучшее в данный момент, видеть возможность за каждым “неудобным” событием;

6 — я умею озвучивать свою позицию, в том числе авторитетам (родителям, учителям, важным людям);

7 — я умею строить близкие, глубокие отношения;

8 — я умею любить;

9 — я принимаю ответственность за свою жизнь на себя, не перекладываю ее на других;

10 — я реализую свой потенциал, свои возможности и желания.

Если после анализа вы увидели, что на сегодняшний день, являясь взрослой по паспорту, вы пока еще не созрели психологически, не отчаивайтесь. Психологическое созревание – это процесс, который можно пройти практически в любом возрасте. Сегодня существует множество способов, которые помогут вам прийти к своей зрелости, к своей продуктивности во всех сферах жизни, в том числе и в материнстве.

Но сразу хочу вас предостеречь от ошибок, которые часто совершают женщины на своем пути к зрелости.

1. Попытки заставить замолчать свою внутреннюю девочку. Только знакомство с ней, удовлетворение ее потребностей поможет вам наладить контакт со своей женской энергией, спонтанностью, эмоциональностью, игривостью и снимет тот заряд детской боли, который в вас хранится.

2. Отказ от своей эмоциональности. Как только мы начинаем подавлять свои эмоции, мы начинаем подавлять свою энергию! Эмоциональная сфера определяет практически всё: и нашу мотивацию, и отношения, и здоровье и т. д.

3. Гиперответственность и перфекционизм. В их основе лежит тревога и ориентация на мнение других, не чувствование себя. Стараясь все контролировать, вы теряете спонтанность, легкость и удовлетворенность, а завышенные ожидания, предъявляемые не только себе, но и другим, разрушают отношения.

4. Следование слову “Надо”, а не “Хочу”. Внутри женщины возникает конфликт между “надо” и “хочу”, растет чувство несправедливости, неудовлетворенности. Во взрослом зрелом состоянии мы можем переводить вектор с “надо” на “хочу”. Задавать себе вопросы — “А надо ли мне это?”, “А что я хочу?”

5. Жизнь в ожидании подходящих условий. Жизнь происходит “здесь и сейчас”. Идеальность — это миф, ее никогда не будет. Ожидая лучшего, стремясь к идеалу, можно упустить возможности и в конце жизни остаться ни с чем.

В нашей Школе существует марафон взросления и психологического созревания “От девочки до матери”. В нем собрана вся необходимая информация, задания и практики, которые помогут вам прийти к зрелому состоянию без ошибок и лишних затрат времени и сил.

Позвольте себе психологически родиться, стать взрослой, зрелой женщиной, успешной и продуктивной во всех сферах жизни!

Автор Алёна Страхова, психолог, сказкотерапевт, куратор всех курсов Школы Гладева

Психологическая зрелость

Психологическая зрелость – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом. Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей. Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки.

Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных потребностей, с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и эмпатии, что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.

Что такое социально-психологическая зрелость

Личностная зрелость не приобретается и не зависит от паспортного возраста. Это скорее возраст психологический, который может быть совершенно различен у ровесников. Так, человек прошедший множество различных ситуаций, научившийся их преодолевать и самостоятельно отвечающий за собственные выборы является более зрелым в психологическом плане, чем тот, кто все это время прожил в одинаковых условиях с минимальным уровнем ответственности. У некоторых складывается ощущение, что чем более серьезен человек и чем более загружен различными важными задачами, тем выше уровень его зрелости. Важно понимание собственных возможностей и желаний, чуткое следование внутреннему голосу, который включает не только интуицию, но и разум.

Психологическая зрелость дает ощущение плавности и повышает гибкость – ни одно правило однажды установленное не является незыблемым. Человек понимает, что меняется он, окружающая реальность и потребности, а соответственно должны меняться и способы взаимодействия.

В действиях зрелого человека много естественности, он не будет скрывать слезы силой воли, когда очень грустно и не будет держать серьезное лицо, когда смешно. Подобная свобода рождается от полного принятия себя, глубокого знания своих психологических особенностей и малой подверженности манипуляциям. Социальные стереотипы практически не властны над такими людьми, поскольку в выборе пути и собственных реакциях они ориентируются на внутренние ощущения, собственные потребности.

Принятие себя и мира с его законами, смертью, страданиями и недостатками людей позволяют находиться в большей гармонии и не пытаться изменить то, что существует тысячелетиями. Ресурсы тратятся на необходимое и приносящее пользу: на собственное развитие и деятельность, приносящую результаты. Такие люди в итоге живут более наполненной жизнью и довольно спокойно принимают смерть, в отличие от тех, кто все время играет с ней в прятки, так и не совершив ничего стоящего.

Психологически зрелые люди выделяются из толпы не только поведенческими реакциями, но и внешне, обычно их образ довольно экстравагантен, поскольку нет стремления поддерживать общие тенденции. Так же у них нет жалоб на скуку и стремления убить время – они полны живого интереса к миру и жизни, часто азартны, а единственное о чем могут сожалеть, так это об ограниченности физического воплощения.

Психологическая зрелость человека может проявиться и сформироваться исключительно в условиях социальной среды. Соответственно на пути взросления человек проходит необходимые стадии и процессы созревания личности. Это своеобразная гармоничная комбинация, включающая физическую зрелость и психологический возраст. Есть свои особенные необходимые психологические проявления на каждом возрастном промежутке, свидетельствующие о гармоничности процесса развития, при застревании на одном из этапов личностное взросление тормозится и присутствует инфантилизация.

Многими психологами личностная зрелость определяется через экзистенциальный процесс нахождения смысла собственного существования и принятия ответственности в проявлении свободы своего выбора. Помимо столь глубоких и серьезных категорий существуют измеримые внешние признаки психологической зрелости. Сюда первым делом входит интерес человека не только к индивидуальным потребностям, своему существованию и телу, но и к делам окружающих. Такой человек будет заботиться о своей семье, помогать друзьям, участвовать в процессах, формирующих общественное состояние. Интерес проявляется не только к самому близкому ограниченному кругу, но к многочисленным социальным группам (рабочий коллектив, государственные процессы, религиозные традиции и прочее). Способность оценивать себя со стороны позволяет устанавливать глубокие и конструктивные социальные отношения, которые строятся на взаимном доверии, сочувствии, искренности, уважении и толерантности.

Социально-психологическая зрелость позволяет человеку контролировать и предугадывать собственные эмоциональные проявления. Это способствует проявлению толерантности, но не путем усилий воли, а благодаря широкому кругозору и принятию, как своих внутренних особенностей, так и других людей. Управление своими эмоциями позволяет выражать их в социально приемлемой форме, указывая свое отношение и не обижая чувства других.

Зрелая личность довольно целостна и гибка в своих проявлениях. То есть у нее всегда есть система ценностей и важных целей, достижение которых всегда будет соответствовать морально-этической концепции человека. Чувство юмора и самоанализ также приобретаются при психологическом взрослении и отражают высокий уровень психического развития.

Социальная зрелость не является идентичным понятием зрелости психологической. Она отражает исключительно аспект социального взаимодействия, при котором учитывает адекватность, предсказуемость и устойчивость личности. Это отражает самостоятельность человека в жизни, когда он не нуждается в физических, материальных или психологических поддержках со стороны окружающих, при полной дееспособности в данном вопросе. Сюда относится умение самостоятельно решить свои бытовые проблемы, уметь обеспечить свое питание и проживание.

Социально-психологическая зрелость напрямую связана с ответственностью, как в личном проявлении относительно только себя, так и на общественном уровне, где вовлечены другие индивидуумы. Если психологическая зрелость заботится о развитии и реализации потенциала личности, то социальная зрелость подразумевает направленное поведение человека, способствующее развитию человечества в целом.

Даже механизмы психологических защит у зрелой личности не находятся на примитивном уровне: среди них будут интеллектуализация, сублимация, рационализация, вместо вытеснения и агрессии.

Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:

– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;

– относительная вовлечённость в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;

– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;

– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;

– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;

– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;

– креативность и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими. Позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.

Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.

Уровни психологической зрелости

Уровень психологической зрелости во многом измерим степенью ее социализации, поскольку основные признаки касаются именно социального взаимодействия и устроенности личности. Сюда можно отнести широту социальных контактов, которые могут быть на уровне взаимодействия с конкретным человеком, группой людей или человечеством. Чем шире круг, с которым способен взаимодействовать человек, тем выше уровень его зрелости. Кроме этого учитывается характер данного социального взаимодействия, который может заключаться в присвоении и использовании чужих достижений в процессе контакта или в сознательном воспроизводстве с целью улучшения. Важным критерием является социальная компетентность, отражающая умение человека ориентироваться в различных ситуациях общения и общественных нормах.

Среди внутренних характеристик уровень зрелости отражает количество теплоты, проявляемое в сторону другого в сочетании с чувствительностью, чтобы забота не превратилась в навязчивость. Принятие себя и других помогает устанавливать безопасные отношения, возможность открываться и развиваться. Чем выше уровень понимания и принятия собственной личности, тем выше способность к формированию адекватного конструктивного взаимодействия.

Высокий уровень личностной зрелости состоит из высокого развития чувства ответственности и толерантности. Чем выше стремление к саморазвитию и чем эффективнее и быстрее оно происходит, тем о более высоком уровне психологической зрелости можно говорить. Этому способствует позитивное мышление и открытое отношение к миру. Развитие и совершенствование личности не останавливается ни после достижения физической автономности, ни после социальной самостоятельности. Данный процесс бесконечен и включает огромное количество факторов, над которыми можно постоянно работать – от реализации собственных талантов, до принятия не идеальности всего мира.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

15 признаков психологической зрелости по Абрахаму Маслоу

15 признаков психологической зрелости

по Абрахаму Маслоу

Психологическая зрелость – важная составляющая при оценке состояния собственной психики. Зрелость способствует раскрытию всех способностей и талантов человека, помогает процветанию как в духовном плане, так и материальном. Этот список будет весьма полезен для тех, кто любит качественную пищу для ума и всячески поддерживает свой интеллектуальный рост.

Сам Абрахам Маслоу полагал, что личности, имеющие нижеперечисленные качества, составляют лишь 1% населения и являются неким образцом «качественного человека» – психологически здорового и максимально выражающим человеческую сущность людей.

Итак, 15 признаков зрелой личности по Абрахаму Маслоу:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.

5. Позиция отстранённости по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

7. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются.

13. «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.

14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.

15. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.

Вот примерный перечень качеств Взрослого (зрелого) человека. Исходя из этого перечня, можно заметить, что многие люди даже к старости так и не достигают уровня зрелости и уходят из жизни, так и не реализовав себя. Мало того, и сам ранний уход предопределяется, на мой взгляд, тем, что человек не созрел в отведённое для этого время, не развил большую часть перечисленных качеств. Тогда его душа принимает решение покинуть такую «неинтересную» личность.

Если же человек в зрелом возрасте, а ещё лучше в молодости начнёт задумываться над этими вопросами, сделает необходимые усилия и устремится вперёд по пути личностного роста, то для него открывается новый этап жизни, ещё один уровень, которого достигают немногие из взрослых людей:

Мастер

Мировоззрение: «мы», «когда я вижу тебя, я вижу себя самого», «когда я помогаю тебе, я помогаю и себе». Для них уже не существует личных проблем. Они их уже решили. Мастер сознательно формирует своё мировоззрение. Мировоззрение Мастера находится в постоянном развитии в соответствии с развитием цивилизации. Он не ищет смысл жизни – он его создаёт.

Способности: Мастера обладают опытом, мастерством и талантом. Выполнение работы даётся им без усилий, за исключением «мук творчества». Работа приносит им радость и удовлетворение. Они производят впечатление людей, обладающих спокойной силой, уверенностью в себе и чувством собственного достоинства. Они производят на окружающих успокаивающее действие, и их присутствие вносит разрядку в напряжённую ситуацию. Они обладают естественным авторитетом, часто являются неформальными лидерами в коллективе, хотя в коллективе работают крайне редко. Они не работают в прямом смысле слова, их жизнь – это творческий процесс.

Мысли и эмоции: Мастерам доступны такие уровни ментального функционирования, которые недоступны обычным людям. Они умеют включать различные стили и способы мышления и чувствования, думать и чувствовать не только за себя, но и за другого человека. Они поддерживают баланс между своими чувствами, разумом и действиями. Они обладают развитой интуицией и способностью к анализу, поэтому окружающие считают, что они видят будущее. Нередки и паранормальные способности: ясновидение и гипноз, но обычно мастера их широко не афишируют. Они многое знают о людях, поэтому зря не обольщаются и не расстраиваются, если кто-то наносит им вред или моральный ущерб. Сознание мастера многомерно, поэтому его слова и поступки не всегда понятны окружающим людям. Мудрость – главное качество его мышления. Как ни парадоксально, при всей своей силе Мастера остаются очень открытыми и чувствительными людьми и способны испытывать боль и сострадание в гораздо большей степени, чем другие. Они не «супермены», а живые люди.

Акцентирование внимания: устремления Мастеров направлены на привнесение добра и знания в мир людей. Цели их альтруистичны. Они обладают мудростью и заинтересованы только в поисках истины. Они отлично знают собственные возможности, но их внимание сосредоточено не на самих себе. Мотиватором для них служит прекращение человеческого невежества и страдания. Они заинтересованы в личностном росте каждого человека, встречающегося на их пути.

Деятельность: обычно филантропия и наставничество, но они способны выполнять любую работу. Часто они создают что-то новое в мире идей, знаний, философии, психологии и религии. Люди этого уровня не могут жить без созидания и творчества. Часто на этой ступени развития находятся люди, освоившие какую-то систему духовных или эзотерических знаний: Дао, дзен, йога, ци-гун, рейки и т. д. Многие Мастера находятся в непосредственном контакте с тонкими мирами и получают оттуда энергию и вдохновение.

Ценности: свобода и счастье грядущих поколений. Они трудятся на благо мира на Земле и высоко ценят истинную красоту. Их не прельщают деньги, слава и власть. Их интересуют только духовные ценности. Подобных людей окружающие воспринимают как мистиков, священников или целителей. К сожалению, основная масса людей враждебно реагирует на их попытки улучшить жизнь других людей. Это происходит потому, что Мастера опережают своё время.

Отношения: любовь ко всему живому.

Примеры: вам может повезти встретить в своей жизни такого человека. Более того, таким человеком можете быть вы сами, когда полностью реализуете свой внутренний потенциал.

Перечисленные выше описания каждой стадии личностного роста представлены в очень обобщённой форме. В примере с Взрослым Человеком или Мастером их характеристики отражают идеальный вариант.

Даже если вы по степени зрелости достигнете уровня Взрослого Человека, не исключено, что под влиянием неблагоприятных обстоятельств вы снова соскользнёте на более низкий уровень. Иногда это бывает оправданно. Если кто-то обидел вас на улице, вы можете опуститься на уровень Подростка, чтобы спасти свою жизнь.

Но далеко не каждый заинтересован в личностном росте. Очень многие люди довольны сложившимся положением вещей и продолжают оставаться на прежнем уровне развития.

Это во многом объясняется их уровнем культуры, склонностью пускать всё на самотёк и неверием в собственные силы. Индусы, буддисты и тибетские монахи утверждают, что уровень зрелости человека отражает возраст его души в реинкарнационном смысле его существования.

Зачем, для чего нужны эти знания? Для того чтобы вы могли самостоятельно определить, на какой ступени духовной зрелости находитесь вы сами и окружающие вас люди. Если вы спокойно общаетесь с человеком с другой ступени, то вам ничего и не надо предпринимать, а если вы погружены в конфликт, то это знание подскажет вам пути его разрешения.

Если посмотреть на всё это с точки зрения кармы, то необходимо признать, что любая ситуация – это урок, который необходимо пройти. И именно от вашего поведения и отношения зависит, поднимитесь ли вы вверх по духовной лестнице или скатитесь вниз.

Некоторые считают, что положение на этой лестнице определяется количеством воплощений (чем больше, тем выше). Но мы думаем, что большую роль играет и сознательное поведение человека в этой жизни. У нас довольно большая свобода выбора, и мы можем сопротивляться влиянию обстоятельств. В зависимости от поступков и мировоззрения мы поднимаемся или спускаемся по духовной лестнице.

У каждого святого есть прошлое, и у каждого преступника есть будущее. То есть, у любого человека есть шанс духовного развития. Но чаще всего это происходит под влиянием жизненных обстоятельств. Человек чувствует, что его не удовлетворяет его сегодняшний образ жизни, и начинает искать что-то новое. Многих привлекает психология, религия и философия. Многих привлекают те возможности, которые дают занятия эзотерикой, но далеко не все могут решиться на добровольный отказ от привычного образа жизни, от своей «зоны комфорта». Бывает и так, что человек временно поднимается выше, а потом, испугавшись чего-то, скатывается назад. Но внизу ему уже скучно и неинтересно. Так что, прежде чем заняться духовным самосовершенствованием, надо хорошенько подумать, готовы ли вы к этому.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

13 признаков психологической зрелости

Этот список пригодится и любителям поразмышлять о своем росте, и тем, кто постоянно одергивает своих знакомых и грозит им пальцем — мол, ведешь себя как великовозрастный ребенок…

Человек должен сравнивать себя только с одним-единственным человеком — с собой в прошлом. И стремиться быть лучше одного-единственного человека — того, кто вы есть сейчас… © Зигмунд Фрейд

Психологическая зрелость – важный момент в оценке собственного психического состояния. Она раскрывает способности и таланты, вместе с ней человек процветает как духовно, так и материально.

Существуют ваши собственные мысли, размышления, личная позиция и мнение — и они принадлежат нам, а не мы им. А ведь мы не учитываем, что многое нам навязали или вовсе оно попало к нам случайно — а значит это можно (и нужно) менять, дополнять или отказываться от этого.

Так человек получает иммунитет против закостеневания, окаменелости мышления, фанатизма и прочих «недоразумений».

Принцип Абрахама Маслоу подразумевает, что личность, обладающая нижеперечисленными качествами, составляет лишь 1% населения и является неким образцом «качественного человека». Психологически здоровая и максимально выражающая человеческую суть людей.

Итак, 15 признаков зрелой личности по Абрахаму Маслоу

Адекватная отстраненность от происходящего в мире. Благодаря этой независимости, неприятности переносятся легче и человек не подвержен внешним «бурям». Отсюда некая склонность к одиночеству.

Простое, спонтанное и естественное поведение. Конечно, без соблюдения общественных ритуалов и правил не обойдется, но отношение к ним — легкое, не фанатичное, с должным чувством юмора. Это сознательное сотрудничество с обществом, без автоматических рефлексов и «объявления войны» окружающим.

Действительность воспринимается адекватно. Человек свободен от «модных» в данное время стереотипов, предрассудков, потребностей. Им движет интерес к новому.

Отсутствуют искусственные, хищные формы поведения, человек воспринимает себя и других такими, какие они есть.

Деловая направленность. Это выражается в том, что человек обычно занят не собой, а свой целью. Причем в контексте «вечного», а не текущего момента. Поэтому такие люди в каком-то смысле все философы.

Свежесть суждения: способность находить каждый раз новое в уже известном.

Единение и общность с человечеством предполагает, что во время переживаний исчезает чувство «собственного я».

Общение выстраивается в узком кругу людей — эти люди полноценны и саморазвиваются. Отношения глубокие, качественные, взаимодополняемые, без враждебности и конкуренции.

Демократичность, которая выражается в желании и готовности перенимать и учитывать чужой опыт.

Ориентированность на цель не сбивает устойчивые моральные нормы. Такие люди остро чувствуют несправедливость, добро и зло.

«Философское» чувство юмора предполагает, что нужно относиться с улыбкой к жизни в целом и к самому себе, но чей-то ущерб или беда никогда не сочтутся смешными.

Креативность, которая не зависит от рода занятий человека и проявляется во всех его поступках.

Критическое отношение к культуре: хорошее принимается и используется, плохое — отвергается. Однако и здесь проявляется единение со всем человечеством — такой человек ощущает себя представителем всего мира в целом, а не только одной культуры.

Читайте также:  Ангедония - лечение, симптомы, причины
Оцените статью
Добавить комментарий