Психологическое время личности – особенности восприятия

Психологическое время личности – особенности восприятия

51Особенности восприятия времени

Восприятие времени — это прежде всего отражение длительности и последовательно­сти явлений или событий. Именно благодаря вос­приятию времени отражаются изменения, ко­торые происходят в окружающем мире. Чувство времени не является врожденным и развива­ется в процессе накапливания человеком опыта. Постольку поскольку время, как и простран­ство, — это форма существования материи, то все анализаторы человека воспринимают дви­жения материи не только в пространстве, но и во времени. В связи с этим специального, само­стоятельного анализатора времени не существу­ет. Ученые экспериментально доказали, что фи­зиологической основой процесса восприятия времени являются условные рефлексы на время. Эти условные рефлексы у человека постоянно вы­рабатываются. Временные промежутки опре­деляются теми ритмическими процессами, кото­рые происходят в организме человека. На выработку рефлексов человека на время влияют такие факто­ры, как ритм в работе сердца, ритмичное дыхание, а также и сам ритмичный характер ежедневной жиз­ни человека. Только короткие временные интерва­лы поддаются точному и непосредственному вос­приятию.

Восприятие длительности времени во многом зависит о содержания деятельности человека. Например, часы, дни, недели, кото­рые заполнены значительными и интересными событиями, кажутся быстротекущими и корот­кими. А наоборот, отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного, ког­да было все обыденно, однообразно и привыч­но, представляется достаточно длительным. Время переживаемого удовольствия и радости часто недооценивается по длительности, вре­мя неприятности и скуки, наоборот, переоцени­вается. Также особенно коротким кажется вре­мя, в течение которого следует успеть сделать очень много. Для всего этого есть физиологи­ческое объяснение: в таких случаях, когда в коре головного мозга преобладают процессы возбуж­дения, следовательно, повышается обмен ве­ществ, время как бы бежит быстрее, а при пре­обладании процесса торможения время как бы тянется медленно. Это же относится и к самой непосредственной оценке интервалов времени. Другой характер оценки времени наблюдает­ся при воспоминании. Время, которое было в прошлом насыщено различными переживания­ми, событиями, деятельностью, вспоминает­ся как более длительный период жизни. Отрезок времени, наполненный неинтересными и одно­образными событиями, вспоминается обычно как прошедший очень быстро. Следует отметить такую особенность, что достаточно точно мож­но оценить промежутки времени в 5—15 мин.

52Виды восприятия

В деятельности и поведении человека восприя­тие является необходимым условием ориен­тировки в окружающей среде. Что и каким обра­зом воспринимает человек, зависит от того, что и каким образом он делает. Именно в практи­ческой деятельности человека восприятие ста­новится активным и целенаправленным процес­сом познавания действительности.

В своей деятельности человек применяет различные виды восприятия. Кроме восприятий пространства и времени, также существует вос­приятие движения. Данное восприятие пред­ставляет собой восприятие пространственно-временного перемещения. Такая оценка движения прямо зависит от восприятия интервалов време­ни. Например, в производственной работе боль­шое значение имеет правильное восприятие движения. Человек воспринимает различные стороны движения, такие как форма, направле­ние, скорость, размах. Начинается процесс, вос­приятия движения всегда с общего, другими сло­вами, недифференцированного восприятия совершаемого действия. В этот момент еще не выделяются составляющие движения, не дает­ся оценка каждому из них. Для того чтобы пра­вильно и точно проводить восприятие движений, следует прежде всего разложить сложное дей­ствие на составляющие его элементы, а затем объединить эти отдельные элементы в целост­ный образ движения.

Восприятие разделяют на непреднаме­ренное, или непроизвольное, и на преднаме­ренное, или произвольное. Данная классификация зависит от степени целенаправленно­сти деятельности человека. Непреднамеренное восприятие вызывается особенностями окружаю­щих предметов (например, их яркостью и не­обычностью), а также и соответствием этих предметов интересам личности. Главной отличи­тельной чертой непреднамеренного восприятия является то, что у него нет заранее поставлен­ной цели. В непреднамеренном восприятии отсутствует волевая активность, поэтому оно и называется непроизвольным. Преднамерен­ное восприятие, наоборот, с самого начала ре­гулируется поставленной задачей (например, воспринимать определенный предмет или яв­ление, ознакомиться с ним). Произвольное внимание обычно включено в какую-либо деятельность (учебное задание, трудовую операцию), также может иметь самостоя­тельный характер деятельности.-

Человеку свойственен процесс восприятия сложных звуков. В ходе данного процесса проис­ходит прием и переработка слуховым анали­затором звуков. Сложные звуки отличаются большим разнообразием, их можно разделить на несколько групп (в частности, природные зву­ки и звуки технических объектов, голосовые звуки и звуки речи, музыкальные звуки).

Психологическое время личности

Психологическое время личности – это реальное время психологических процессов, состояний и свойств личности, в котором они функционируют. И развиваются на основе отраженных в непосредственном переживании и ценностном осмыслении объективных временных отношений между событиями жизни различного масштаба. Время в сознании и поведении человека приобретает конкретное психологическое содержание как элемент культуры, уровень развития которой определяет доминирующую в данном сообществе концепцию времени. Временные понятия человека всегда определены той культурой, к которой он принадлежит. Взятое в биографическом масштабе, психологическое время предстает как осмысление человеком своей жизни, отношений между основными событиями жизненного пути личности.

Переходя с языка механизмов психологического времени на язык его феноменологии, можно предположить, что реализованность психологического времени осознается человеком. В форме особого переживания своего «внутреннего» возраста, который в отличие от хронологического, биологического и социального может быть назван психологическим возрастом личности. Прежде чем рассмотреть его подробнее, необходимо сделать некоторые замечания.

Понятие «психологический возраст», как указывалось, нередко упоминается в научной литературе. Однако чаще всего оно ассоциируется с возрастом психических или психофизиологических функций, наиболее ярким примером чего является «интеллектуальный возраст», определяемый путем сравнения результатов решения человеком различных тестов со средними результатами в данной возрастной (хронологической) группе. Такое понимание возраста, несмотря на свою распространенность, представляется теоретически некорректным. Дело в том, что понятие возраста имеет вполне определенную временную нагрузку, являясь характеристикой длительности существования той или иной системы и выступая по существу мерой ее прошлого. Поэтому понятие возраста производно от понятия «время» и не может быть определено без понимания того, о каком времени идет речь и что выступает единицей измерения этого времени. Использование понятия возраста теоретически оправдано лишь в том случае, если оно носит именно временной смысл с возможностью измерения соответствующих ему единиц времени.

Что же касается понятия «психологический возраст личности», то этот возраст – мера психологического прошлого личности, подобно тому, как хронологический возраст – мера его хронологического прошлого.

Специфические особенности психологического возраста таковы. Во-первых, психологический возраст – это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее «внутренней системе отсчета» (как интраиндивидуалъная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени. Во-вторых, психологический возраст принципиально обратим, то есть человек не только стареет в психологическом времени, но и может молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого. В-третьих, психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности. К примеру, человек может чувствовать себя почти полностью реализовавшимся в семейной сфере и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.

Психологические особенности восприятия

Восприятие – это психический познавательный процесс отражения в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств В результате восприятия формируются образы окружающей действительности.

Восприятие движения окружающих предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых предмет перемещается.

Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением (видение двумя глазами).

Читайте также:  Как флиртовать с мужчиной правильно - примеры

Восприятие времени – восприятие времени обобщает ряд ощущений, сигнализирующих о длительности, последовательности и скорости течения явлений внешнего мира, а также о внутренних ритмах жизнедеятельности организма. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Участвуют различные анализаторы. Наибольшую информацию дают кинестетические и слуховые анализаторы (эмоциональное состояние и запоминание событий).

Свойства и закономерности восприятия:

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает то, что воспринимает. Восприятие связано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его в слове (неслучайно дети, встречаясь с незнакомым предметом, всегда спрашивают его название). В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а интерпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное отражается в восприятии как проявление общего.

2. Целостность восприятия. В предметах и явлениях реальной действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии как в психическом образе предмета также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях, когда человек воспринимает лишь некоторые признаки знакомого объекта, он мысленно дополняет недостающие признаки и части этого объекта. Разрозненные части объекта он стремится объединить в целостное образование..

3. Структурность восприятия. Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычленение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дерево воспринимается и интерпретируется как дерево вне зависимости от частных признаков данного конкретного дерева).

4. Избирательная направленность восприятия. Из множества окружающих предметов и явлений человек выделяет в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов. Избирательность восприятия – преимущественное выделение объекта из фона. Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном.

5. Предметность восприятия. Предмет воспринимается как объект, обособленный пространством и временем. Предметность выражается в акте объективации, описании сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру.

6. Константность восприятия – независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины.

7. Апперцепция – зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны.

13. Память и её виды

Память-это познавательный психический процесс отражения, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять процессы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Классификация видов памяти.

1. В зависимости от волевых усилий личности:

– непроизвольная; информация запоминается сама собой без специального заучивания в ходе выполнения деятельности. в ходе работы над информацией (развита в детстве);

– произвольная: информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов.

Эффективность произвольной памяти зависит от: целей запоминания; приемов заучивания: механическое повторение (механическая память), логический пересказ (логическая память), образные приемы заучивания (зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, комбинированная и др.).

2. По времени хранения материала:

– сенсорная (мгновенная) память – первоначальная мгновенная регистрация сенсорной информации в системе памяти;

– кратковременная память – способ хранения информации в течение короткого промежутка времени (сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы в течение нескольких суток);

– оперативная память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких минут), до момента решения задачи;

– долговременная память – хранит информацию в течение длительного срока.

3. В зависимости от момента получения информации:

– генетическая (наследственная) – сохраняет информацию, которая определяет генетическое и физиологическое построение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения (инстинкты). Информация генетической памяти хранится в молекулах ДНК;

– прижизненная – хранит информацию, полученную с момента рождения до смерти. Ее виды:

1. Двигательная – память на лозу, положение тела; Лежит в основе профессиональных, спортивных и автоматических навыков.

2. Образная (зрительная) – память на зрительный образ, преобладает у детей и подростков.

3. Эмоциональная – воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые.

4. Символическая: а) словесная – формируется в процессе прижизненного развития; б) логическая (смысловая) – основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

Память как процесс обработки информации состоит из таких составляющих:

– запоминание информации – анализ и кодирование поступающей информации. Сенсорная информация кодируется и передается в систему памяти;

– хранение информации – удерживание полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;

– воспроизведение – использование данных своего опыта, активизация закрепленных знаний.

1. Эффект Зейгарник. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать, окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь воспроизводит то, что отвечает ею наиболее актуальным, не вполне удовлетворенным потребностям.

2. Эффект края. При запоминании ряда однородной информации лучше всею по памяти воспроизводится его начало и конец.

3. Эффект реминисценции – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всею это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе ею заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания.

14. Виды внимания: произвольное, непроизвольное

Внимание – направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

Основные свойства внимания:

1. Направленность – избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор ее объектов. Направленность также проявляется в более или менее длительном удержании определенных образов в сознании.

2. Сосредоточение – концентрация психической деятельности, отвлечение от постороннего, торможение побочной деятельности.

3. Интенсивность-напряженность внимания. Чем более интересна и сложна деятельность, чем больше влияние отвлекающих реакций, тем более интенсивным (напряженным) будет внимание.

1. По активности и направленности выделяют: Непроизвольное внимание – привлекается предметом или явлением без предварительного сознательного намерения человека и сохраняется без всяких усилий. Причины возникновения непроизвольного внимания:

1) особенности самого раздражителя;

2) степень интенсивности раздражителя: (сильные раздражители привлекают внимание);

3) относительная интенсивность раздражителя: соотношение раздражителя по силе с другими действующими в этот момент раздражителями;

4) контраст между раздражителями;

5) новизна раздражителя: соответствие внешних раздражителей потребностям личности;

6) значимость раздражителя;

7) соответствие интересам личности;

8) влияние прежнего опыта, навыков и привычек;

9) ожидание определенного впечатления.

Произвольное внимание – сознательное направленное сосредоточение. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели. Здесь концентрация внимания зависит не от особенностей самих предметов, а от поставленной цели. Произвольное внимание нередко требует значительных волевых усилий. В произвольном внимании проявляется активность личности. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие (например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием).

Читайте также:  Общение с клиентами - психология, правила, этика, техники

Послепроизвольное внимание – внимание, связанное с интересами, увлечениями, начатой работой, стремлением завершить ее. Это вид внимания связан с сознательными целями и задачами и вызывается преднамеренно, но уже здесь не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания. При выполнении деятельности в этом случае сначала требуется организация направленности внимания и усилие воли для его поддержания. По мере преодоления трудностей, углубления в деятельность она увлекает человека, возникает интерес к самому процессу деятельности и переход от произвольного к непроизвольному вниманию

1. Объем внимания – определяют как число простых впечатлений или стимулов, осознаваемых ясно и отчетливо. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 элементам.

2. Устойчивость – характеристика внимания во времени. Показатель устойчивости – высокая производительность деятельности.

3. Переключение – процесс перехода внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей.

4. Отвлечение – непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты, отрицательно влияющее на выполнение работы.

5. Распределение – свойство внимания, которое обусловливает успешность одновременного выполнения 2-х или более видов деятельности (или нескольких действий в процессе деятельности). Уровень распределения внимания зависит от характера совмещаемых видов деятельности, степени их сложности, их привычности.

Психологическое время

Психологическое время – это категория, определяющая восприятие временных отношений и событий жизненного пути, как отражение психики человека. Отличие от классического астрономического времени заключается в субъективности восприятия, зависящего от множества различных факторов, не всегда имеющих отношение даже непосредственно к личности. Психологическое время включает такие параметры, как скорость протекания событий, их удалённость в прошлом или будущем, сжатость или растянутость одного и того же временного промежутка в личностном восприятии.

Кроме этого, понятие психологическое время затрагивает такие категории, как понимание конечности жизни или ощущение безвременья, возрастных этапов (время в которых также тянется с различной скоростью), а также существования всего земного и исторической связи событий.

Психологическое время личности касается не только индивидуального пути, но также последующих и предыдущих поколений, ощущение непрерывности событий или их кластерной последовательности. Каждый человек оценивает время собственной жизни неотрывно от культурного и общечеловеческого контекста, пережитых событий и исторических моментов, значимых для личности. Психологическая минута редко соответствует тому, что отмеряет секундная стрелка, а в зависимости от настроения меняется либо в более продолжительное время, либо субъективно укорачивается.

Понятие психологического времени

Психологические особенности восприятия времени подвергаются изучению особенностей и механизмов этого феномена длительное время. Само понятие психологическое время всегда подразумевает исключительно субъективное восприятие временного промежутка человеком. Напрямую ощущение скорости течения времени связано с уровнем интереса человека к происходящему, выполняемой деятельности или собеседнику. Многочисленные наблюдения показывают, что при интересе к происходящему человек не замечает, как проносятся часы, но при скуке или негативе одна минута может казаться вечностью. Наблюдалась разница восприятия времени в зависимости от возраста, так у детей один день может быть равноценен целому году, тогда как во взрослом возрасте целый год может промелькнуть, как один день.

Космическое время является постоянным и непрерывным, в то время как психологическое время может замедляться или ускоряться, как перемотка фильма. Непрерывность происходящего или отрывочность времени может говорить о душевном состоянии человека, возможных психических и физиологических нарушениях. Некоторые объясняют это провалами в памяти или выборочным запоминанием, но если для человека время часто прерывается и поток событий не связан с категориями прошлого и будущего, то это свидетельствует о неврологических нарушениях (обычно поражения правого полушария). Вариант, когда время прерывается, но отсутствуют органические поражения, может указывать на серьёзный жизненный кризис, психологическую травму, определённый душевный надлом.

Тесная связь ощущения времени рассматривается в психологии, поскольку напрямую влияет на переживание конечности жизни, экзистенциальное понимание её смыслов или тупика сложившейся ситуации. Психологическое время человека является критерием гармоничности жизни и личности – чем равномернее оно течёт, чем меньше в нём разрывов, тем больше смысловых и ценностных связей во всей жизни человека.

В социально-культурном аспекте умение воспринимать и анализировать прошлое и будущее необходимы для непосредственного индивидуального самоосознания личности самой себя, как части единого большого процесса. Умение сравнивать себя с остальными во временном контексте и историческом ракурсе даёт понимание конечности собственной жизни и вариантов её продолжительности, что в итоге непосредственно влияет на построение жизненного пути, выбор целей и смыслов.

Возрастные кризисы наступают тоже не по паспортному возрасту, а по психологическому. Так в межличностных отношениях человек может ощущать себя на сорок, среди друзей на двадцать, а на работе на тридцать пять. Это всё обуславливается эмоциональным состоянием, социальным окружением и присутствующими требованиями.

Механизмы восприятия времени

Восприятие времени обусловлено определёнными механизмами и факторами, поскольку отдельного органа восприятия не существует, как например визуального или обонятельного. Из главных субъективных факторов и закономерностей выделяются те, зависящие от степени наполненности отрезка и увлечённости. Когда на единицу времени выпадает высокая плотность событий и они все крайне интересны субъекту, то такой промежуток в непосредственном переживании воспринимается короче, чем объективное время.

Наоборот происходит при монотонной деятельности, отсутствии событий или же при отсутствии интереса к происходящему. Когда пережитое оценивается по прошествии времени, то там где было больше событий и больше интереса, человеком оценивается, как более длительный период. То время, которое было потрачено без увлечения или в ожидании, потом воспринимается значительно короче, обесценивается. В данной закономерности одну из ключевых ролей играет переключение внимания – чем больше моментов переключения, тем длиннее воспринимается отрезок, поэтому, чем разнообразнее события и деятельность, тем быстрее время ощущается в настоящем (не происходит переутомления внимания) и тем больше растягивается при оценке (из-за множественности событий).

Влияние эмоциональных переживаний на протяжении временных отрезков способно их укорачивать или удлинять. Свойство психики состоит в том, что все негативные эмоции переживаются субъективно дольше, а позитив наоборот сжимается. Это связано с потребностью избавления от неприятного и получения радости – психика не приспособлена к длительному переживанию страха или боли, поэтому удлиняется восприятие этих переживаний, чтобы быстрее были предприняты попытки изменения ситуации.

Изначальное ощущение времени формируется на основе цикличных явлений окружающей среды – восходы солнца, смена времён года, особенности жизни и реакции организма. Именно такая цикличность изначально позволяет человеку приобрести базовые навыки примерного ориентирования во временном пространстве. Потом подключаются описанные ранее механизмы наполненности и интереса деятельности.

Со временем восприятие времени начинает меняться, поскольку любое событие, его длительность личность соотносит с предыдущим опытом. Так студенты начинают ориентироваться, когда закончится пара или вставать на работу без будильника. Но потом это соотнесение изменяется, поскольку текущие промежутки соотносятся не только между собой, но со всем прожитым периодом. Именно этим объясняется ощущение, что с возрастом время течёт быстрее. Один год у трехлетнего ребенка – это треть его жизни, а может и половина, если младенчество он не помнит. Но год в восприятии пятидесятилетнего человека составляет очень мизерную часть, сравнимую с неделей жизни для ребёнка.

Проблема времени в психологии

Проблематика изучения и самого понятия времени в психологии упирается в противоречивость различных концепций, гипотез. Несмотря на то, что восприятие времени широко изучается, единого мнения не только о механизмах, регулирующих эту категорию, но также и в определении самого термина нет. Этот феномен пытаются изучить под различными концепциями, основные направления которых сводятся к восприятию человека как биологическое, социальное и духовное существо. В попытках соединить все эти три уровня вместе с восприятием трёх временных категорий (момента происшествия, длительности и непрерывности) производятся исследования, пытающиеся охватить все переменные.

Читайте также:  Можно ли есть кулич до Пасхи

В любом варианте нет окончательной позиции относительного того, как именно формируется временное ощущение, что является наиболее значимым или хотя бы первичным среди влияющих факторов. В идентичных ситуациях на первый план может выходить, как насыщенность деятельности, так и эмоциональные переживания. Особенности оценки времени нельзя сводить только к перечисленным категориям, поскольку на разных возрастных этапах меняется возможность человека соизмерять временной отрезок со всей прошлой жизнью. А значит, данные полученные относительно одного и итого же испытуемого с разницей в полгода будут отличаться настолько же, как при сравнении разных личностей. Для того чтобы измерить или изучить какое-то явление требуется ряд констант, время при этом остаётся динамической категорией, изменяющей как испытуемого, так и исследуемого в процессе своего же изучения.

Состояние здоровья, подвластность изменения окружающей среды и даже съеденный завтрак могут оказать влияние на результаты восприятия времени. Биологические показатели, влияющие на скорость обменных процессов, в итоге влияют на соотношение временных показателей. Возможность учитывать все факторы – от генетических и социальных, до ситуативных и погодных оказывается физически невозможным. Неопределённости в изучении добавляет понимание того, что невозможно изучение психологического времени одного человека без учёта исторических масштабов и восприятия человеком общечеловеческого времени, но как соединить данные категории остаётся открытым вопросом.

На определённом моменте возникают дополнительные моменты о коллективном бессознательном, а также тех категориях, которые признаются только в околопсихологических и эзотерических кругах. Некоторые моменты объясняются физикой и указывают на возможность проживания прошлого в настоящем, что еще больше запутывает исследователей, поэтому имеет смысл ограничиться жёсткими рамками, не дающими полноценных ответов для раскрытия понятия.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Психологическое время личности

Проблема исследования психологического времени

Начать можно с рассуждения блаженного Августина о времени. Все понимают, что есть время, говорит Августин, пока о нем идет речь. «Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик» («Исповедь», кн. II, гл. 14).

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли “течение” времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, самое себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального? [12] Разработка проблемы психологического времени в философии одновременно со становлением психологии как самостоятельной науки сделали возможными исследования временных отношений в психике человека. Время постепенно становится объектом экспериментального исследования, всё больше утверждаясь в психологии как существенный фактор психической деятельности человека.

Известно «личное уравнение времени наблюдателя», предложенное астрономами. Можно считать, что его определение стало началом возникновения экспериментальной психологии. В 1932 г. Н.А.Бернштейн удостоился похвалы А.А.Ухтомского за изобретение хроноциклограммометрии живого движения — своего рода микроскопии времени. Время является неотъемлемой частью психологического исследования. Оно может выступать и в качестве его главного предмета. [9]

В отечественных философских работах время определялось как последовательность и смена состояний объекта. Однако в последние годы основная тенденция в рассмотрении проблемы времени направлена на преодоление растворения философского анализа времени в чисто физической его интерпретации. М.С. Каган говорит о существовании биологического, физического, социального и психологического времени. [10] Сущность социального времени может быть раскрыта на основе анализа временных параметров развития общественного производства, которое в конечном итоге определяет жизнедеятельность людей. Сущность биологического времени заключается в способности живого организма организовывать подвижные временные связи с внешней средой. С биологическим связано и психологическое время индивида, интенсивно исследуемое в последние годы. [15] В соответствии с проблематикой нашего исследования мы будем рассматривать именно психологическое время. Существование этого временного параметра человеческой жизни было хорошо известно и В.Шекспиру. В комедии “Как вам это понравится” Розалинда утверждала: “. время идет различным шагом с различными людьми. Я могу сказать вам, с кем оно идет иноходью, с кем — рысью, с кем — галопом, а с кем стоит на месте”. Нередко жизнь кажется длинной, когда она насыщена сложными и тяжелыми событиями. Чем больше их в жизни, чем чаще нарушают они нормальное течение жизни, тем старше чувствует себя человек. [15].

С точки зрения событийной концепции, особенности психологического времени зависят от числа и интенсивности происходящих событий – изменений во внутренней и внешней среде, в человеческой деятельности. Особенностью событийного времени является его субъективный характер, длительность и последовательность времени событий зависят только от восприятия и переживания их человеком. В рамках «событийной» концепции события фиксируются в качестве единиц отсчета времени. [7]

Согласиться с пониманием единицы отсчета психологического времени в событийной концепции не позволяют данные экспериментов, свидетельствующие об отсутствии индивидуально-устойчивых хронологических единиц психологического настоящего в биографическом масштабе и о наличии временных инверсий, а также возможности отнесения к психологическому настоящему событий, начало и конец которых принадлежат хронологическому прошлому или будущему. Поэтому, в противовес, свою оригинальную причинно-целевую концепцию психологического времени личности предложили Е.И. Головаха и А.А. Кроник. Они утверждают, что в структуре психологического времени масштаб события определяется влиянием, которое оно, в представлении самого человека, оказывает на его жизнь в целом и на основные ее сферы. Следующий тезис: значимость события в психологическом времени определяется совокупностью его связей с другими событиями. Наличие такого рода связей определяет последовательность событий в психологическом времени. Предложенный подход позволяет исследовать прошлое, настоящее и будущее в их взаимосвязи, которая представляет собой всю совокупность причинно-целевых отношений между событиями жизни. Головаха и Кроник указывают в своей концепции времени на то, что психологическая удаленность событий обусловлена особенностями структуры связей и не зависит от непосредственной хронологической удаленности. Существующее же рассогласование между психологической и хронологической удаленностью событий они называют инверсиями удаленности. Однако, несмотря на всю проделанную Головахой и Кроником работу, им не удалось объяснить причину инверсий у человека, механизмы их возникновения – область дальнейших исследований. [7]

Свою концепцию времени разработала Т.Н. Березина. Она считает, что время едино и любой обнаруженный феномен является, прежде всего, общим свойством времени Личность, организующая время своей жизни, обладает способностью организовывать свое внутреннее время вообще. Любое внешнее время для какой-либо определенной системы может являться внутренним. [3] Березина говорит о том, что многие из свойств времени могут проявиться для человека лишь в ситуации нарушения нормальных условий его существования (например, угроза для жизни). Далее, Т.Н. Березина полагает, что время непосредственно связано с энергией. Вообще, по мнению Березиной, энергетическую составляющую можно найти в любом времени, будь то социальное, биологическое или культурное время, и она является одним из оснований личностной организации времени. [3] Однако, и эта концепция не является универсальной и общепризнанной. Ряд моментов данной концепции касается еще и физического времени (идея о параллельных временах), которые требуют дальнейших исследований.

Подведем итог: в настоящее время нет общепринятой концепции психологического времени. Как следствие, стремление к познанию его специфических свойств и сложной противоречивой природы до сих пор не ослабевает. [6]

Оцените статью
Добавить комментарий