Психосинтез Ассаджиоли – техники, принципы, теория

Психосинтез Ассаджиоли – техники, принципы, теория

Биография и теория психосинтеза Роберто Ассаджиоли

Роберто Гвидо Ассаджиоли – итальянский психолог, психиатр, философ, автор теории психосинтеза. Известный в узких профессиональных кругах, но мало известный массовой аудитории, в отличие от З.Фрейда или К.Юнга.

Роберто Марко Грего, такое имя при рождении получил ученый. Это случилось в Венеции 27 февраля 1888 года. В возрасте двух лет у мальчика умирает отец. Его мать повторно выходит замуж за Алессандро Эммануэля Ассаджиоли, который усыновил мальчика и дал ему свою фамилию.

Семья будущего ученого была достаточно обеспечена и образована. В доме царил культ знаний, как бесконечный карнавал вокруг него кружили искусство, литература, музыка, изучение языков. Помимо родного итальянского в семье свободно говорили на английском и французском языках. Исторически значимые города, в которых он провел всю свою жизнь (Венеция, Флоренция, Рим) – все это удивительным образом сыграло роль в развитии и становлении личности Ассаджиоли.

Духовные учения также не прошли мимо Роберто. Его мать была членом теософского общества и изучала культуру Востока. Поэтому неудивительно, что первая статься, опубликованная в венецианском научно-популярном журнале, была посвящена попытке постичь себя («Бессознательные желание и сознательная работа»). На тот момент ему было 15 лет.

В возрасте 16 лет семья Ассаджиоли переезжает во Флоренцию. Здесь Роберто поступает в медицинский институт и получает специализацию по неврологии и психиатрии.

Работая в Риме, женился на Нелли Чиапетти, с которой прожил сорок лет вплоть до ее смерти.

Сам же ученый скончался в 86 лет, в 1974 году.

Психосинтез Ассаджиоли

На путь научных исследований Ассаджиоли становится в достаточно юном возрасте. Первые публикации, начиная с 15 лет, находятся на стыке философии, медицины, культуры. Начав психиатрическую практику и познакомившись с работами З.Фрейда, приступил к написанию докторской диссертации «Психосинтез». В работе он критикует некоторые положения психоанализа и предлагает свои методы психотерапии. На тот момент ему был 21 год! Это были первые предпосылки главной цели его исследовательской деятельности.

В научных кругах к его работам относились довольно скептически. Да и сам Ассаджиоли не был полностью удовлетворен результатами. Ему не хватало информации и знаний, поэтому было решено ехать в Швейцарию и продолжить обучение под руководством известного психиатра Э.Блейера. На тот момент это была самая прогрессивная страна в изучении психики человека и психических заболеваний. Там же Роберто познакомился с Г.Юнгом, дружба и совместная работа с которым сохранилась на протяжении всей жизни.

Погрузившись в изучение психоанализа, он окончательно убедился, что данная система неполная. Т.е. недостаточно произвести анализ психической деятельности (разложить на составляющие), но затем нужно объединить вокруг единого центра. И стал активнее работать над психосинтезом.

В 1933 году во Флоренции Ассаджиоли открывает Институт психосинтеза и публикует книгу «Новый метод лечения – психосинтез». В этой книге была представлена так называемая «яйцеобразная» диаграмма.

  1. Низшее бессознательное – психологические комплексы, фобии, кошмарные сновидения, мании, навязчивые желания.
  2. Среднее бессознательное – обычная ежедневная работа ума и воображения.
  3. Высшее бессознательное, или Сверхсознательное –интуиция, вдохновение, озарение, любовь, просветление, талант, высшие энергии.
  4. Поле сознание – осознаваемая часть личности (мысли, чувства, желания, образы).
  5. Сознательное «Я» – это чистое самоосознание. Не путать с сознанием. «Я – это центр, сознание – это лишь его отражение.
  6. Высшее «Я» – это то, что я есть на самом деле. Оно пребывает над потоком мыслей и состояниями нашего тела.
  7. Коллективное бессознательное – это «психический осмос» между человеком и другими людьми.

Техники психосинтеза

Цель психосинтеза – познать истинное «Я» и перестроить личность вокруг единого центра. Что это значит? Несмотря на кажущуюся двойственность, «Я» у нас только одно. Просто сознательное «Я» о высшем «Я» не подозревает и даже отрицает его. Наше сознание имеет лишь поверхностное восприятие событий, происходящих вокруг и внутри нас. Именно поэтому люди легко поддаются страхам, переживаниям, впадают в уныние или депрессию. Чтобы добиться единства и гармонии с собой надо пройти следующие этапы:

  1. Глубокое изучение личности.
  2. Контроль над ее элементами.
  3. Выявление своего истинного «Я» — создание связующего центра.
  4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг единого центра.

Для успешного прохождения каждого этапа психосинтеза существует ряд техник. На сегодняшний день их достаточно большое количество. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.

Ассаджиоли считал, что наша личность многолика, т.е. имеет ряд субличностей. Т.е. по сути это наши комплексы, а также маски, которые мы носим на работе, в обществе, в семье. И вот на первом этапе нужно познакомиться с ними.

На бумаге напишите список того, с какими образами вы себя отождествляете, как с положительным, так и отрицательным: заботливый отец, отличный работник, скряга, искусный кулинар, неряха и т.д.

Далее попробуйте познакомиться с какой-нибудь из личностей. Выберите спокойное тихое место, расслабьтесь. Представьте, что вы, гуляя по лесу, набрели на избушку. Зайдите внутрь. Кого вы там видите? Как выглядит эта субличность? В чем одета? Познакомьтесь с ней, поговорите. Спросите, как ее зовут, как она тут оказалась? А потом обратитесь к своим чувствам. Какие эмоции вызывает эта картина? Может быть она вас ограничивает, заставляет чувствовать дискомфорт, стыд или, наоборот, помогает, успокаивает.

Выполняя подобные упражнения, вы дистанцируетесь от внутренних «фантазмов и иллюзий», как определяет их Ассанджиоли. И теперь не они, а вы берете их под свой контроль.

Чтобы понять истинное «Я» можно применить технику «Что есть Я». Повторяйте. Я не есть мое тело. Я не есть мои эмоции. Я не есть мой ум и мысли. Что есть Я? Это упражнение лучше выполнять сразу после пробуждения, и регулярно. Поначалу ваше сознательное «Я» будет мешать, т.е. выдавать уже знакомые образы наших субличностей. Да и поток мыслей в голове не так легко остановить. Не обращайте внимания. В определенный момент наступит тишина. И вы услышите ответ. И это будет истинное «Я». Вы почувствуете.

Техники развития воли

Наряду с психосинтезом ученый практиковал так называемую позитивную психологию. Этому поспособствовала работа с солдатами, вернувшимися после окончания Первой Мировой Войны. Основным направлением этой работы было развитие воли к позитивным изменениям. На эту тему будет написана книга «Акт воли», но выйдет она уже после смерти Ассаджиоли в 1974 году. Надо сказать, что методики тренировки воли он испытал на себе. Имея еврейские корни ученый подвергся гонениям со стороны режима Муссолини и даже сидел в тюрьме. И в это непростое время он тренировал свою волю, чтобы не отчаяться и продолжать работу.

Прежде, чем приступить к упражнениям по развитию воли, необходимо простимулировать и эмоционально подкрепить свое желание. Для этого проделайте подготовительные упражнения:

  1. Представьте все неприятные моменты, которые случились с вами из-за отсутствия воли. Подумайте, что может произойти из-за этого в дальнейшем. Составьте список. Прочувствуйте негативные эмоции, связанные с этим.
  2. Теперь, наоборот. Что даст вам развитая воля, чего вы сможете добиться, какие чувства это вызывает? Запишите это.
  3. Представьте, как имея сильную волю, вы добиваетесь всех целей, как реализуете задуманное, как вы успешны.

Упражнения для развития воли

  1. Воли в обыденной жизни. Соблюдайте режим сон-бодрствование, работа-отдых, следите за эмоциями и не реагируйте негативно. Помните правило: я контролирую эмоции, а не наоборот.
  2. Физические упражнения. После пробуждения найдите 10 минут для элементарной Воспитание гимнастики, регулярно совершайте прогулки на свежем воздухе в любую погоду, не ищите оправданий. Не стоит нагружать себя интенсивными тренировками, особенно, если вы к ним не готовы. Упражнения должны развивать терпение, спокойствие, ловкость.

Комментарии к упражнениям

Чтобы энтузиазм не угас, и упражнения по развитию воли достигли цели, не надо доводить все до педантизма или делать все и сразу. Начните с малого и отмечайте ваш успех ежедневными записями. Относитесь к этому как к игре. Это не отразится на эффективности, а только уменьшит сопротивление бессознательного и приблизит вас к победе над собой.

Книги

Книг у Ассаджиоли написано было немного: «Психосинтез», «Акт воли», «Типология психосинтеза», «Трансперсональное развитие», «О духовном кризисе»; но более сотни статей опубликовано в научных журналах. Он не любил тратить время академическую работу, а предпочитал консультации пациентов и преподавание.

Это был не только известный ученый, но и любознательный человек. До самой смерти он не останавливался в самообразовании и исследовательской деятельности. Ассаджиоли был скромен и не сыскал всемирной славы. Но его учения живут и сегодня и активно используются в психологии и психотерапии, все более пополняясь новыми исследованиями.

Психосинтез

Психосинтез – это одна из ветвей трансперсональной психологии, представляющая интеграцию нескольких подходов и нашедшая применение не только в психотерапии, но и в системах обучения, использующих интегральный подход, который также применяется как действенный метод самостоятельного изучения и развития собственной личности. Основой данной концепции является теория психосинтеза Ассаджиоли, не являясь новым результатом исследования или изобретения, однако представляет собой объединение нескольких различных школ психологии. Взяв наиболее созвучные собственным идеям и действенные методы психоанализа, юнгианства и других направлений, и соединив их, была получена новая система, позволяющая человеку самостоятельно проводить анализ своей личности, ее потребностей и производить корректировку и перестройку.

Читайте также:  Как улучшить свою жизнь - советы психолога, с чего начать

Психосинтез Ассаджиоли

Принципы психосинтеза включают первоначальное познание себя на глубинном уровне, присвоение контроля над составляющими собственной личности, дальнейшее создание нового высшего объединяющего центра для всех личностных структур и перестройка общей картины или отдельных частей в соответствии с новым центром. Высокая эффективность подхода наблюдается в терапии психосоматики и схожих нарушений, основой которых является внутренний конфликт субличностей, поскольку основная цель психосинтеза направлена на осознание происходящих внутренних процессов и установление более гармоничных отношений внутренних частей человека между собой. Подобная работа с частями, именуемыми субличностями, начинается со знакомства с каждой из них, принятия ее такой, какая есть на данном этапе, после чего следует трансформация, нахождение нового соответствующего места, интеграция в единую структуру и синтез нового.

Теория психосинтеза Ассаджиоли включается в себя взаимоперетекающие задачи, начиная от постижения своей истинной сущности (высшей, центральной), поиск гармонии через это знание и последующее выстраивание гармоничных отношений и адекватного взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми. Происходит это путем исследования и открытия собственного бессознательного опыта и таящихся там качеств, высвобождение подавляемых призваний и желаний. Впоследствии начинается кропотливая работа по присвоению высвободившейся подавляемой энергии, умению ее контролировать, путем отождествления себя с каким-то качеством или феноменом или разотождествления. При открытии всех качеств собственной личности, происходит неизбежное смещение центра, перестраивание ориентиров и возникает необходимость в гармоничном соединении всех составных частей (известных и вновь открытых, как оцениваемых позитивно, так и внушающих ужас).

Подобные трансформации затрагивают как внутренний мир, так и внешние его проявления. Невозможно открыв истинный свой талант и осознав высшее предназначение в его реализации не начать двигаться по этому пути во внешней жизни. Подобные стремления и поиски не являются самоцелью, но служат показателем наличия качественного контакта различных личностных частей с реальностью, показывая целостность и неразрывность проявления человека. В случае несоответствия установления контакта с окружающими людьми внутреннему ощущению или неадекватности производимой деятельности можно говорить о потере контакта с одной или несколькими субличностями, неэффективной жизненной стратегии.

Основная направленность психосинтеза – это формирование новой или реконструкция прежней личности на основании новых открывшихся возможностей и вокруг нового образовавшегося центра. Для того чтобы лучше представить как работают принципы психосинтеза, стоит обратить внимание на модель личности в данной концепции.

Роберто Ассаджиоли выделял в личности низшее бессознательное (жизненно важные инстинкты, самые сильные и животные энергии, яркие эмоции – является источником творческого вдохновения и патопсихологических состояний, эйфорический состояний и кошмаров), среднее бессознательное (зона преобразования неосознаваемых процессов в осознаваемые, где происходит своеобразная формулировка зреющих для проявления на сознательном уровне процессов и чувств), высшее бессознательное (инстинктивное стремление к самосовершенствованию, парапсихические процессы, неосознаваемые и неконтролируемые проявления гуманности и героизма, стремления к высоким чувствам). К сознательной части относится поле сознания (та часть, которую человек способен осознавать), сознательное Я (видение себя со стороны, самовосприятие), высшее Я (истинная сущность человека, возвращение к которой происходит из всех остальных состояний). Отдельное место отводится коллективному бессознательному, представляющему своеобразную незримую связь всех бессознательных частей различных людей между собой, вне зависимости от местонахождения и эпохи (т.е. связь с опытом каждого ныне живущего и всех умерших предков).

Взаимодействие всех этих частей обычно у людей происходит неконтролируемо, а под влиянием установок общества, полученных травм, наложенных запретов, появляются преграды для свободного протекания энергии и гармоничного взаимодействия всех уровней и субличностей.

Психосинтез своими техниками позволяет наладить природное течение энергии и раскрыть полный потенциал психической энергии, заложенной в человеке.

Техники психосинтеза

Чтобы познать личность и определить ее составляющие компоненты необходимо проанализировать все, что предоставит сознание и бессознательное, чтобы потом разграничить присущие личности элементы и навязанные из вне, определить степень развитости имеющихся и недостающие. Для этого используют технику разотождествления и работу с субличностями.

Разотождествление направлено на отделение истинной сущности человека от элементов, не имеющих к ней отношения. Сюда относятся оценки общества, которые человек начинает воспринимать как внутреннюю реальность (когда педагог называет ученика тупым, формируется образ себя глупого и утрачивается способность к стремлению и проявлению интеллектуального потенциала) или же длительное пребывание в определенной роли заставляет в восприятии слиться с ней (так, люди сливаясь с болезнью, называют себя диабетиками, или, погружаясь в материнство представляются как мама Мишеньки). В подобных ситуациях происходит работа над пониманием, что присвоенные элементы могут быть лишь составной частью личности, но не могут быть ее основной характеристикой. Отделившись от подобного восприятия себя через роль, психологически у человека появляется выбор оставить подобный конструкт, если он приносит пользу или убрать его из своей действительности не только на психическом уровне. Отождествление своей личности с ограниченными проявлениями приводит к быстрой потери стабильности, поэтому необходим поиск долгоиграющих характеристик или развитие способности переключаться между несколькими.

Работа с субличностями предполагает похожее взаимодействие, но только не отдельным элементом или характеристикой, а с целым набором качеств, складывающихся в довольно самостоятельный образ. Примерами подобных образов могут служить социальные роли, предполагающие множество нюансов и отличий, но сочетающихся в одном человеке (любящий отец семейства будет проявлять сочетание качеств определенно отличающихся от начальника отдела). И именно взаимодействие эти субличностей между собой оказывает непосредственное влияние на состояние человека (тот у кого, субличности жены и любовницы прекрасно ладят между собой, не ощущает проблем, у кого же они конфликтуют, рискует оказаться в клинике с неврозом). Именно работа с конфликтующими субличностями представляет основную ценность, но в некоторых случаях (когда субличность нежелательна или разрушительна) происходит ее отстранение, подобно разотождествлению с качеством. Причем оценку важности той или иной субличности должно производить истинное Я человека, а не мнение психотерапевта или предусмотренные обществом правила и нормы. Задача же терапевта, разотождествления и диалогов между субличностями в том, чтобы услышать стремления истинного Я и гармонизировать работу окружающих частей (налаживая контакт, перемещая, дистанцируя или удаляя).

Важным приемом в психосинтезе является ведение тетради для анализа собственных состояний и поступков, поскольку записи помогают отследить особенности каждой субличности, а также время и причин ее выхода наружу и активизации. Часто эмоциональные реакции, как и поведенческие детали забываются, считаются случайными, а ведение записей позволяет сложить все это в единый образ.

Психосинтез требует постоянно анализа своей личности, меняющихся тенденций и течений ее развития, поскольку невозможно отредактировать состояние и работу единожды и навсегда. Развиваясь и меняя потребности. Соотнося свое текущее состояние с уровнем развития навыков каждый раз необходимо вырабатывать или корректировать путь дальнейшего развития.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Роберто Ассаджиоли: всё о известном психологе

Для тех, кто знаком с психологией и, в частности, с понятием психосинтез, фамилия Ассаджиоли говорит о многом. Этот человек является основателем методики реконструкции личности, получившей название «психосинтез».

Будучи последователем Фрейда, этот ученый весьма справедливо предположил, что наравне с теорией психоанализа может существовать концептуально противоположная теория. Таким образом, он соединил классический метод исследования по Фрейду с терапевтическими приемами Юнга, в результате чего и получил уникальное направление психологической практики, ставшее абсолютно самостоятельным. Чем еще прославился Роберто Ассаджиоли и что представляет собой предложенная им модель личности, читайте далее.

Теоретико-методологический принцип саморазвития человека Р.Г. Ассаджиоли получил широкое распространение. Он считается одной из наиболее популярных концепций. Предложив уникальную структуру личности, Роберто Ассаджиоли ввел множество новых терминов и понятий, а также создал целую практику с приемами, используемыми в психотерапевтической деятельности и сфере образования до сих пор.

Интересные факты о жизни врача-психолога

Работы Роберта Ассаджиоли – это не только усовершенствованные теории философов и психологов-предшественников, но и авторские идеи, и собственный опыт, который получил ученый, находясь под арестом, а также во время затворничества. Как говорил потом врач-философ своим друзьям, для него эти события стали бесценным опытом, благодаря которому он смог практиковать специальные психодуховные упражнения.

Но чтобы понять природу открытий Роберта Ассаджиоли, стоит узнать о жизни самого философа. Так, биография основателя психосинтеза началась в далеком 1888 году, когда в Венеции в семье Леоне Греко и Элены Каулы 27 февраля родился мальчик, названный Роберто Марко Греко. Однако спустя 2 года Леоне умер, и Элена вышла замуж за другого, поэтому фамилия мальчика была изменена на Ассаджиоли.

Роберто рос весьма любознательным ребенком, а потому по достижении 18 лет он свободно владел несколькими иностранными языками. Помимо родного языка, юноша в совершенстве знал русский, немецкий, английский, а также латынь и санскрит.

В совершеннолетнем возрасте Роберто Ассаджиоли проходил обучение во Флорентийском университете и активно путешествовал по всему миру. Интересно, что среди стран, которые посетил юный полиглот, была и Россия. Успешно окончив обучение со степенью доктора наук, специализирующегося на неврологии и психиатрии, Ассаджиоли представил широкой публике свою теорию о бессознательном (1910 год, г. Болонья, Международный конгресс).

Указав на узкий взгляд Фрейда в рамках его теории о психоанализе, Роберто предложил авторский метод изучения саморазвития человека, представив его под названием «психосинтез».

Дальнейшую биографию знаменитого врача-психолога, ученого и философа из Венеции изложим весьма кратко. Известно, что в 1922 году Роберто вступил в брак с Нелле Чапетти и вскоре в их семье появился на свет наследник, получивший имя Иларио Ассаджиоли.

Читайте также:  Психология конфликта, функции конфликта в психологии

Жизнь и работа ученого в период войны

В то же время ученый продолжал трудиться, совершенствуя собственные идеи и разрабатывая новые психотерапевтические приемы. Результатом его усердной работы стала вышедшая в 1927 году книга «Psychosynthesis. A new method of healing» («Новый метод лечения: Психосинтез» Р. Ассаджиоли). Стоит заметить, что данная работа была опубликована на английском языке, а к моменту ее публикации автором уже был основан Институт психосинтеза в городе Флоренция (1926 г.).

Однако спустя 12 лет в деятельность Роберто вмешалось правительство — ученый был арестован по указу Бенито Муссолини. Причиной ареста врача-психолога в 1938 году стали его собственные гуманистические произведения. Кроме того, фашистскому правительству пришлась не по нраву национальная принадлежность Ассаджиоли (далекими предками ученого были евреи, которых тщательно пытался искоренить Гитлер путем давления на Муссолини). В результате ученый оказался за решеткой, но пробыл там совсем недолго, и это время он смог провести с пользой, практикуя свои психодуховные упражнения и методы.

Некоторое время спустя Роберто был выпущен из-под стражи, но гонения на него не прекратились. В таком режиме он пережил Первую и Вторую мировые войны. К слову, во время Второй мировой ему пришлось куда более тяжело. Так, уже 50-летнему ученому пришлось скрываться от регулярных нападок и преследований со стороны фашистов, чтобы не оказаться заключенным снова. Перейдя на «нелегальное положение», Роберто некоторое время был затворником, бродившим от деревни к деревне на просторах альпийского высокогорья.

С окончанием военного режима и освобождением от преследования Муссолини врач-психолог снова стал активно развивать свои теории психосинтеза.

Вернувшись во Флоренцию, Роберто Ассаджиоли возрождает Институт психосинтеза. Примерно с этого времени начинается пора рассвета нового направления психологии. Получив международное признание, концепция Ассаджиоли распространяется по всему миру. Многие ученые вплотную занимаются изучением теории Роберто, а его публикации издаются на разных языках. Постепенно начинают появляться центры психосинтеза на территории Европы, которые действуют и в настоящее время.

Знакомство с идеями и работами ученого

В отличие от своих коллег-психологов, Роберто предпочитал писательству живую практику, работу преподавателя и психотерапевтическую деятельность. Именно поэтому его библиография очень скудна. И это книги, посвящающие читателя в основы теории саморазвития по версии Роберто Ассаджиоли: «Психосинтез. Принципы и техники», «Психосинтез (теория и практика)», а также работы, в которых изложены результаты исследований ученого в области психики, воли человека и самопознания: «Акт воли», «О духовном кризисе».

Помимо этого, проведя собственный анализ воли, опираясь на основные представления о данной характеристике человека, врач из Венеции Роберто Ассаджиоли смог написать еще одну книгу — «Техники развития воли». В ней он продемонстрировал структуру воли, а также описал акты ее проявления. Благодаря этому в настоящее время ученые имеют уникальную возможность применять теорию врача-психолога на практике, изучая развитие воли и ее воспитание. Также итальянским ученым было написано еще множество других работ – коротких научных статей и эссе.

Свою активную деятельность врач-психолог из Венеции продолжал вести вплоть до самой смерти. 23 августа 1974 года Ассаджиоли скончался. Получив посмертно прозвище «мастер психосинтеза», он вошел в историю как величайший человек, который сделал огромный вклад в развитии науки.

Как уже стало понятно многим, Роберто Ассаджиоли является основоположником направления психосинтез в психологии. По его мнению, данное направление преследует сразу несколько задач:

  • Постижение внутреннего «Я».
  • Обретение гармонии на фоне познания своего внутреннего «Я».
  • Выстраивание адекватных взаимоотношений с окружением.

Фундаментальной основой теории саморазвития личности, созданной Ассаджиоли, стали работы Зигмунда Фрейда по психоанализу. Не сомневаясь в верности его идей, Роберто сделал предположение о существовании противоположной данному направлению концепции. У него появились идеи относительно уникальной структуры личности, которая состоит из нескольких областей бессознательного.

По Ассаджиоли, «карта внутреннего мира» личности имеет следующий вид:

Поля, обозначенные номерами, соответствуют следующим областям:

1, 2 и 3 – низшее, среднее и высшее бессознательное (соответственно).

5 — поле сознательного «Я».

6 — поле высшего «Я».

7 — коллективное бессознательное.

Основные положения теории

Согласно мнению итальянского ученого-философа, низшее бессознательное представлено самыми простейшими инстинктами, которые обусловлены природой происхождения человека. Это в свою очередь подтверждает учение Фрейда. К этой области бессознательного относится мощный энергетический потенциал, который является местом локализации парапсихических реакций и фантазий, проявляющихся неконтролируемо и являющихся источником кошмаров или творческих проявлений.

Поле среднего бессознательного Ассаджиоли считает промежуточной зоной между сознанием и бессознательным. В ней преимущественно сосредоточены впечатления человека, его ощущения, эмоции и восприятие окружающего, из которых впоследствии формируются осознанные навыки, а также разные контролируемые психические состояния.

Следующая область – высшего бессознательного, обозначенная ученым как «супербессознательное», является источником высших чувств человека. По мнению автора, в данной сфере начинают свое формирование парапсихические функции человека, а также зарождается духовная энергия.

Основная область – поле сознания, как считал Ассаджиоли, является частью человеческой личности, полностью осознаваемой ею. Она представлена нашими осознанными инстинктами, мыслями и переживаниями, которые мы можем исследовать и анализировать.

Область сознательного «Я» Роберто Ассаджиоли представил как центр человеческого сознания, элемент личности «Эго». Однако в отличие от предыдущей данная область не является осознанной.

Высшее «Я» — поле, которое является истинной сущностью личности. Роберто Ассаджиоли называет его «постоянным элементом», так как в любых психологических и физических состояниях человека это поле остается неизменным.

Индивидуальное бессознательное мастер психосинтеза рассматривает в составе личности, как неизолированный от окружения элемент, тесно взаимодействующий с коллективным бессознательным. При этом такая связь является не только пространственной, но и временной (связь с предыдущими поколениями, с опытом и воспоминаниями предшественников).

И, как заявляет Роберто, познавая собственное «Я» (высшее, истинное «Я»), человек имеет возможность обрести полноценное психическое здоровье. Это, собственно говоря, и является обязательным условием практики психосинтеза по Ассаджиоли.

Терапевт, используя приемы знаменитого врача-философа, способен помочь человеку обрести гармонию посредством познания истинного «Я». И сущность практической деятельности в психосинтезе заключается в умении гармонично взаимодействовать не только с самим собой, но и с окружающим миром и людьми в нем. Автор: Елена Суворова

Психосинтез. Теория и практика. От душевного кризиса к высшему “Я”, стр. 1

ПСИХОСИНТЕЗ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Составил и перевел В.Данченко

издание второе, исправленное и дополненное

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОСИНТЕЗА

ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ. Первый раз этот сборник выпустили жулики из киевско-московского издательства “REFL-book” в 1994 году. На обложке и в аннотации было указано, что автор книги – Роберто Ассаджоли. В тексте я насчитал около ста смысловых искажений, опечаток и лакун, ошибки были едва ли не в каждом английском слове. Ни в качестве составителя, ни в качестве переводчика мое имя не упоминалось. Зато меня объявили “ответственным редактором”, то есть сделали ответственным за всю эту халтуру и надувательство. Хотя до вычитки верстки я, по понятным соображениям, допущен не был.

Во втором, электронном издании все ошибки и искажения первого издания выправлены. Кроме того, я добавил свою небольшую статью, написанную по случаю выхода сборника в 1994 году для газеты “Книжное обозрение”. – В.Д.

С ПСИХОСИНТЕЗОМ В XXI ВЕК

Психосинтез – это теоретико-методическая концепция психотерапии и саморазвития человека, разработанная итальянским психиатром Роберто Ассаджоли (1888-1974). Концепция эта явилась результатом глубинного несогласия Ассаджоли с обретавшей все большую популярность в начале ХХ в. психоаналитической трактовкой стадий и движущих сил развития человека, а также природы и значения высших проявлений психической деятельности. В частности, Ассаджоли ввел в психологию понятие сверхсознательного – неосознаваемой сферы психики, содержания которой несводимы к содержаниям сферы, обозначенной Фрейдом как подсознательное.

Разработка психосинтеза не была для Ассаджоли выдвижением альтернативы психоанализу. Как и подобает синтетическому учению, психосинтез не отрицает, но включает в себя предшествующие этапы развития представлений о предмете. Более того, в своем анализе, то есть разложении целого на части, психосинтез даже еще более радикален чем психоанализ, указывая на присутствие в человеческой психике не только двух независимых от “я” инстанций – Оно и Сверх-я, – но целого сонма самостоятельно действующих и зачастую враждующих между собой субличностей. Однако Ассаджоли не ограничивается аналитической констатацией расщепленности, он указывает также на присутствие в человеке центростремительных сил, под воздействием которых происходит непрерывный процесс психосинтеза: объединения, интеграции частей в единое целое. Следовательно, задача психотерапии как деятельности, направленной на восстановление душевного равновесия или психической целостности, состоит в содействии естественным интегративным силам, неотъемлемо присущим человеческой психике как таковой. В связи с этим Ассаджоли собрал воедино и синтезировал все известные ему методики психологического воздействия, указав на их место и роль в процессе такого содействия; отсюда видимость эклектичности психосинтетической практики, режущая подчас глаз непосвященным ценителям чистоты стиля.

Констатация расщепленности психики “нормального” человека и присутствия в ней неявных интегративных сил служит также отправной точкой психосинтетического подхода к саморазвитию человека. Источником этих интегративных сил, “центром притяжения”, который не дает разбежаться субличностям и объединяет их в одну более-менее гармоничную или дисгармоничную личность, согласно Ассаджоли, служит истинное “я” человека как точка чистого сознавания и воли. Психологическое развитие есть процесс становления самим собою: разотождествления с различными субличностями и постижения себя неподвластным им центром сознавания и воли, способным не только “ставить на место” любые содержания своего сознания, но и обладать ими, а не вытеснять в бессознательное.

Такое самопостижение в какой-то мере знакомо каждому человеку в форме естественного процесса взросления, затухающего как правило по достижении “зрелого возраста”. Вместе с тем процесс этот с помощью определенных методик может быть не только ускорен, интенсифицирован, углублен и т.д., но и продолжен; как и образование, взросление может стать непрерывным.

Читайте также:  Компьютерная зависимость у детей - профилактика, лечение, признаки

Разотождествление, возвращение в себя из не-себя, отделение зерна “я” от плевел субличностей служит первым шагом на пути духовного развития, так называемого “духовного психосинтеза”, и дает возможность осуществить себя, то есть явить себя миру в качестве центра излучения интегративных сил; разумеется, осуществить себя человек способен лишь в той мере, в какой он пришел в себя.

Знающие люди могут сказать, что в психосинтетической концепции саморазвития человека нет ничего нового, и в некотором смысле это действительно так, поскольку психосинтез, в отличие от множества мертворожденных “систем самовоспитания”, создавался не на голом месте. Испокон веков вплоть до начала нынешнего столетия вопросы саморазвития человека находились исключительно в ведении “эзотерической психологии”, – различных более или менее тайных школ саморазвития, существовавших параллельно наличной культуре, то есть совокупности социальных институтов воспроизводства человека как носителя родового опыта. Культурным официозом такого рода субкультурная самодеятельность воспринималась как нечто если не вредное, то во всяком случае недостойное просвещенного человека. Ассаджоли не афишировал истоки своих идей,* поскольку хотел включить хранимый эзотерической психологией родовой опыт саморазвития в ткань наличной культуры, а для этого нужно было обойти цензуру господствующего менталитета академической психологии. Принципы и методы психосинтеза вполне традиционны в лучшем смысле слова; а то незаметное в своей очевидности новое, что дал нам Ассаджоли, – это сам язык психосинтеза, просто, спокойно, без необходимо присущего эзотеризму защитно-зазывного флера, эпатажа, экзальтации и иносказаний излагающий принципы “вечной философии” самоосуществления.

* Кстати, он был учеником того же “тибетца”, у которого училась Алиса Бейли.

Следует отметить, что в стремлении к подобной экзотеризации Ассаджоли был отнюдь не одинок. Это было велением времени, призывом эпохи, на который откликнулись, каждый по своему, в том числе Ауробиндо, Кришнамурти, Раджниш, Успенский, Юнг. Ассаджоли – самый скромный представитель этой славной плеяды, и поэтому мы узнаем о нем так поздно. Но Ассаджоли в своей скромности и способности следовать законам игры оказался едва ли не самым успешным из них в деле осуществления этой фундаментальной задачи ХХ века – экзотеризации эзотерической психологии.

Психосинтез Ассаджиоли

  • Психосинтез и его цель.
  • Стадии психосинтеза.
  • Теория субличностей.
  • Работа с субличностями.

Цели психотерапии в психосинтезе.

Предыдущая статья, посвященная теории личности Ассаджиоли, была закончена обсуждением целей психотерапии, которые естественным образом вытекали из представлений автора теории о структуре человеческой психики.

Главную цель (программу максимум) можно было бы сформулировать, как реализацию индивидом своего высшего «Я» и последующую радикальную трансформацию структуры личности по отношению к этому центру.

По мнению Ассаджиоли, только такой вариант мог исчерпывающим образом гарантировать психическое здоровье личности, а именно, ее внутреннюю непротиворечивость (целостность), что означало способность человека жить в гармонии с собой и окружающим миром. Говоря иначе, такая трансформация давала индивиду высокое качество жизни, как и возможность обеспечивать движение к той же цели других людей. Именно это и означало жить в с миром в гармонии.

Однако возникает закономерный вопрос, если даже традиционные формы психотерапии, не ставящие таких амбициозных задач доставляют клиенту немало трудностей, то можно ли рассчитывать на то, что метод предполагающий радикальную перестройку личности сработает?

И еще одно, даже если можно было бы допустить, что психосинтез достаточно хороший метод для тех немногих, кто готов пуститься во все тяжкие ради достижения пусть и светлой, но такой далекой и туманной цели, то будет ли он пригоден для сколь-нибудь заметно большей аудитории? Можно ли в контексте такого метода говорить о какой то его универсальности, или же он обречен был стать методом только «для избранных»?

Вот что о психосинтезе говорил сам Ассаджиоли — «Это великое и, разумеется, долгое и трудное дело, и не каждый готов к нему».

Ясно, что любая психологическая работа трудна по определению. Причина в том, что фактически любой метод, если он предполагает действительно работу, а не ее имитацию, связан с необходимостью перемен в личности клиента. И перемены эти пропорциональны масштабу решаемой психологической задачи.

Поэтому, понимая все невероятные трудности реализации задаваемого психосинтезом результата, даже в случае очень целеустремленной и талантливой личности, Ассаджиоли всегда говорил о, том, что это работа сколь же сложна, столь и постепенна. И действительно, психосинтез, был задуман им, как дело фактически всей жизни человека, и именно поэтому он был разбит на принципиально различные по уровню и своим задачам стадии, которые, тем не менее, сливались в единую и гармоничную систему.

Итак, психосинтез это сложный и поступенчатый процесс.

Стадии психосинтеза.

«Вместе с тем между исходной точкой пути, который начинается в долинах нашего обычного сознания, и сверкающим пиком Самопостижения есть промежуточные фазы, разновысокие плато, где человек может отдохнуть и даже поселиться, если он не может или не хочет продолжать восхождение» (Ассаджиоли Р. Психосинтез).

Всего система психотерапии Ассаджиоли насчитывает четыре основные стадии, которые, впрочем, в процессе работы часто пересекаются и меняют свою последовательность. Вот эти четыре этапа.

1. Стадия познания себя.
2. Контроль над элементами своей личности.
3. Работа по постижению своего реального (высшего) Я. Нахождение объединяющего центра для создания новой структуры личности или же его создание.
4. Собственно сам процесс психосинтеза, который обозначает создание новой личности на базе объединяющего центра истинного Я.

Таким образом, мы рассматриваем этот метод с точки зрения его применения в контексте постепенного воздействия на личность.

Но для лучшего понимания, следует упомянуть и о том, что сам Ассаджиоли выделял изначально в своем методе только две основные стадии.

Первая, это формирование полноценной личности, или иначе, личностная стадия психосинтеза.
Вторым этапом был уровень духовного преображения или духовный психосинтез, окончание которого и знаменовало формирование совершенно новой личностной структуры.
Через эти две стадии, мы можем посмотреть на метод в несколько ином ракурсе, с точки зрения достижения промежуточной и конечной цели. И здесь, логика психосинтеза представляется нам совершенно ясной — сначала мы «разбираемся» с личностью и ее проблемами и только затем приступаем к тому, что и является истинной целью — осознание истинного «Я» и последующая духовная трансформация индивида.

В настоящее время последователи метода Ассаджиоли предпочитают говорить о трех стадиях — личностный, трансперсональный и духовный.

Схема личности по Ассаджиоли

А теперь рассмотрим каждую стадию более подробно.

1. Познание себя.

Согласно идее Ассаджиоли, самый первый этап включает в себя сочетание психоанализа с элементами аналитической психологии. Это означает глубинную работу по исследованию своего бессознательного, как низшего, так и высших его слоев.

Исследуя область низшего бессознательного, мы выявляем свои прошлые подавленные травмирующие переживания, анализируем их влияние на наше поведение и состояние психики и через осознание этих связей мы учимся понимать природу своих невротических состояний.

Помимо самого факта такого понимания, сам по себе процесс исследования и знакомства с невротическим содержимым бессознательного и его осознание через эмоциональное проживание прошлых событий, является глубоко благотворным и несет в себе немалый терапевтический эффект.

В общем то, на этом и построен метод психоанализа, однако, Ассаджиоли находил его недостаток и ограниченность в том, что с точки зрения этого метода, психотерапия на этом и заканчивалась, и это было совершенно недостаточным в контексте задач психосинтеза.

Ассаджиоли считал, что на первой стадии исследования себя, надо, помимо прочего, исследовать области, как среднего, так и высшего бессознательного, ибо они таили в себе величайший потенциал в познании своих возможностей, задавали новые ориентиры, а также стимулировали появление у клиента потребностей высшего уровня, или, как говорил Маслоу, метапотребностей.

Кроме того, метапотребности играли огромную роль в формировании энергии индивида для дальнейшего движения вперед и служили гарантией того, что человек не остановится на половине пути. Говоря иначе, высшее бессознательное должно было стать источником воли к переменам или внутреннего намерения.

2. Контроль над элементами личности.

Конечно же простого знания себя и осознания причин невротических процессов было бы совершенно недостаточно. Необходимо было научится управлять тем, что было осознано.

И именно с контроля над собственной личностью в понимании Ассаджиоли начиналось то, что можно было бы назвать полноценным индивидом и, только начиная с этой стадии, возможно было говорить о том, что потенциально личность может быть готова к дальнейшему движению по познанию своих трансперсональных (вне личностных) аспектов.

Таким образом, задача второй стадии (контроля) заключалась в том, чтобы интегрировать, осознанные на предыдущем этапе различные части личности, вокруг осознаваемого Я (личного Я).

Цель этого этапа состояла в формировании личности полностью, или хотя бы частично, решившей проблему внутренних противоречий, которые лежали в основе невротического поведения и могли стать серьезным препятствием на стадии трансперсональной работы.

В такой личности все ее составляющие находились, если и не в гармонии, то по крайней мере были относительно согласованы друг с другом, а значит, индивид имел возможность самостоятельно справляться со своими невротическими тенденциями, а также намного более эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Для второго этапа предполагалось использовать два основных метода — разотождествление и работу с субличностями.

Основным девизом и одновременно обоснованием этого метода, можно было бы считать следующие слова Ассаджиоли:

Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили.

Оцените статью
Добавить комментарий