Развитие ребенка по месяцам до года – календарь, нормы

Развитие ребенка по месяцам до года – календарь, нормы

Развитие ребенка по месяцам до года

В течение первых 12 месяцев ребенок развивается особенно активно. И хотя все малютки проходят разные этапы развития по своему индивидуальному графику, есть некоторые общие признаки, присущие большинству детей одного возраста. Чтобы определить, нормально ли развивается младенец и не нужно ли сообщить педиатру о каких-либо проблемах, родителям стоит знать, как растет и какие навыки приобретает малыш в первый год жизни.

Показатели развития ребенка

В первую очередь оценивают физическое развитие малыша, показателями которого являются:

  1. Вес ребенка. Этот показатель очень важен для младенца. В первые дни после родов кроха немного теряет в весе в норме, но потом должен лишь прибавлять. Обычно вес ребенка становится вдвое больше массы при рождении к 6-месячному возрасту и втрое больше – к 12 месяцам.
  2. Рост малыша, показатели окружности головы и грудной клетки. За первый год ребенок вырастает в длину примерно на 25-27 сантиметров, при этом в первые месяцы кроха растет особенно активно, прибавляя по 3 см роста, а во втором полугодии – только по 1-2 см ежемесячно.
  3. Статические и двигательные функции. Оценивают способность ребенка держать голову, хватать и держать предметы, переворачиваться, сидеть, ползать, становиться на ножки, ходить и другие.
  4. Наличие зубов. Первые зубки (резцы внизу) обычно появляются к 6-месячному возрасту. Нормальное количество зубов для крохи рассчитывают, отнимая от возраста в месяцах цифру 4. К годику у большинства малышей прорезается 8 зубов.

Эмоционально-психическое развитие крохи оценивают по таким показателям:

  1. Эмоции малыша. Месячный ребенок начинает улыбаться, а в 3-месячном возрасте оживляется при обращении взрослого. Подросший карапуз проявляет все больше эмоций, как отрицательных, так и положительных.
  2. Речевое развитие. Первыми звуками, которые издает кроха, являются кряхтение и сопение, но уже к концу первого месяца малыш начинает гулить. По мере роста кроха сначала начинает лепетать, а затем произносит свои первые слова. К году в речи младенца насчитывают в среднем около десяти слов.
  3. Манипуляции с игрушками и игры. Сначала малыш хватает игрушки рефлекторно, но позже начинает захватывать их целенаправленно. Подрастая, карапуз изучает их свойства и учится разным способам игр.
  4. Понимание слов и интонации речи взрослых – начинается с 6-месячного возраста. Ребенок начинает реагировать на слова взрослого, если они сопровождаются жестами, узнает свое имя, находит взглядом знакомые предметы в ответ на вопрос взрослого.

Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы роста и веса специально для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Таблица развития ребенка до года по месяцам

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в 5 месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Таблица развития ребенка до года

1 месяц

  • прибавка в весе 600 г, в росте 3 см;
  • кроха учится жить вне организма матери;
  • примерно 70% времени новорожденный проводит во сне;
  • движения ребенка в 1 месяц еще не скоординированные, поэтому во время бодрствования он постоянно хаотично машет ножками и ручками;
  • при резком громком звуке он моргает и вздрагивает;
  • к концу 3-й недели жизни может ненадолго удерживать взгляд на ярком предмете или лице взрослого;
  • к концу 4-й недели жизни пытается приподнять головку и удерживать ее на несколько секунд лежа на животе.

2 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

3 месяц

  • прибавка в весе 800 г, в росте 2,5 см;
  • осмысленно улыбается и громко хохочет;
  • трехмесячный малыш узнает родителей по голосу и зрительно;
  • отвечает гулением;
  • движения рук становятся целесообразными и сознательными;
  • начинает сосать свой кулачек или пальчик;
  • все предметы, попавшие в руки, тянет в рот;
  • лежа на животике может приподняться на локти и удерживать голову в течение нескольких минут;
  • крутит головой во все стороны;
  • переворачивается со спинки на бочок;
  • при поддержке за подмышки, будет упираться ногами в твердую поверхность;
  • поворачивает головку в сторону источника звука;
  • исследует при помощи рук свое лицо, лицо и волосы взрослого.

4 месяц

  • прибавка в весе 750 г, в росте 2,5 см;
  • прекрасно узнает маму, предпочитая ее всем остальным (плачет, когда она исчезает из поля зрения);
  • переворачивается со спины на живот;
  • ребенок уверенно держит голову в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивая ее в разные стороны;
  • осмысленно захватывает игрушку одной или двумя руками и тут же тянет ее в рот;
  • может держать некоторое время игрушку в руке и трясти ей;
  • лежа на спине приподнимает голову;
  • предпочитает играть с любимой игрушкой, отвергая другие;
  • ребенок в 4 месяца может испытать страх, радость, разочарование, любопытство;
  • визжит, машет ручками и ножками от восторга;
  • затихает, когда начинает играть музыка;
  • улыбается своему отражению в зеркале;
  • отличает знакомого человека от чужого;
  • к концу этого периода жизни кроха начинает произносить свои первые слоги: «па», «ма», «ба».

5 месяц

  • прибавка в весе 700 г, в росте 2 см;
  • неосознанно произносит первые слова: «мама», «баба»;
  • лежа на спинке пытается сесть, подтягивая голову и ручки вперед;
  • ощупывает, хватает, тянет к себе, бросает предметы и наблюдает как они падают;
  • длительно играет с любимой игрушкой, перекладывая ее из одной руки в другую, трясет ее, пробует на вкус;
  • может держать бутылочку ручками;
  • играет в игру «ку-ку»;
  • пятимесячный ребенок прекрасно различает знакомых ему и незнакомых людей;
  • у многих детей в этом возрасте начинают прорезываться зубки.

6 месяц

  • прибавка в весе 650 г, в росте 2 см;
  • ребенок в 6 месяцев меньше спит и длительное время бодрствует;
  • делает первые попытки ползти на животе, отталкиваясь ножками;
  • пытается сидеть;
  • хорошо переворачивается со спины на живот, бочок и обратно;
  • постоянно играет с игрушками;
  • может перекладывать маленькие предметы из одной емкости в другую;
  • откликается на свое имя;
  • постоянно издает разнообразные звуки;
  • повторяет за взрослыми произношение некоторых звуков: «а», «у», «ма-ма»;
  • подражает взрослым: чихает, смеется.

7 месяц

  • прибавка в весе 600 г, в росте 2 см;
  • семимесячный ребенок становится более подвижным, теперь его нельзя оставлять без присмотра;
  • постоянно переворачивается, крутится вокруг своей оси;
  • уверенно сидит, держа спинку прямо;
  • делает первые попытки вставать у опоры;
  • некоторые малыши делают попытки передвигаться у опоры;
  • может показать пальчиком, где кошка, а где собака;
  • длительно играет с игрушками, умеет нажимать на кнопки, музыкальной игрушки, чтобы послушать музыку или звук;
  • прекрасно различает папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку и других членов семьи, постоянно контактирующих с ним;
  • ребенок становится на четвереньки и раскачивается вперед назад;
  • начинает ползать или же ползание совершенствуется;
  • любит рассматривать свое отражение в зеркале, общается, гладит ручками;
  • понимает слово «нельзя»;
  • постоянно лепечет, визжит, произносит различные слоги и звуки;
  • появляются в речи новые слоги: «дай-дай», «та-та», «да-да», «на-на».
Читайте также:  Парафрения - симптомы, признаки, виды, лечение

8 месяц

  • прибавка в весе 550 г, в росте 2 см;
  • ребенок в 8 месяцев активно ползает, изучая все вокруг;
  • умеет вынимать/вкладывать мелкие предметы из емкости;
  • может открывать крышки коробок;
  • уверенно стоит у опоры, держась одной рукой;
  • машет ручкой «пока-пока», играет в игру «ладушки»;
  • любит исследовать лицо, волосы, мамы, нравиться играть с ее бусами;
  • понимает и может выполнить простые просьбы взрослого, например, «дай руку»;
  • любит наблюдать за играющими детьми на улице, проезжающими машинами.

9 месяц

  • прибавка в весе 500 г, в росте 1,5 см;
  • поднимает два предмета, может играть с ними одновременно;
  • стучит игрушками или предметами о поверхность;
  • хлопает в ладоши;
  • листает толстые страницы детской книги;
  • большие предметы берет двумя руками, а маленькие пальчиками;
  • может сесть из положения лежа и лечь из положения сидя;
  • приседает и ритмично прыгает у опоры;
  • танцует под музыку, держась у опоры;
  • самостоятельно садится, быстро ползает, встает и ходит у опоры;
  • показывает на игрушке где глазки, носик, ротик;
  • ребенок в 9 месяцев произносит много различных звуков;
  • может найти предмет, спрятанный у него на глазах;
  • выполняет простые просьбы взрослых: «дай игрушку», «дай руку».

10 месяц

  • прибавка в весе 450 г, в росте 1,5 см;
  • без особого труда встает у опоры;
  • ходит, держась за руки мамы;
  • может сесть из положения стоя;
  • танцует под музыку, раскачиваясь, притопывая и двигая попой;
  • повторяет жесты, звуки, выражения лица взрослых;
  • остерегается незнакомых людей и мест;
  • понимает простые просьбы и выполняет их;
  • открывает все дверцы и ящики в зоне досягаемости, вытаскивает из них все, что найдет;
  • любит играть с игрушками, которые можно помещать друг в друга;
  • некоторые десятимесячные дети начинают совершать свои первые шаги.

11 месяц

  • прибавка в весе 400 г, в росте 1,5 см;
  • ребенок в 11 месяцев прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда его выполняет;
  • может самостоятельно сеть из положения на животе;
  • подбирает очень маленькие предметы двумя пальчиками;
  • машет рукой «пока-пока»;
  • играет в «ку-ку», «ладушки»;
  • уверенно ходит, держась за предметы мебели, руки взрослого;
  • пытается ходить самостоятельно;
  • может недолго самостоятельно стоять;
  • отчетливо произносит; «мама», «баба», «папа», «дай»;
  • показывает пальчиком, что желает взять;
  • самостоятельно пьет из чашки или бутылочки;
  • постоянно произносит различные звуки.

12 месяц

  • прибавка в весе 350 г, в росте 1,5 см;
  • самостоятельно стоит;
  • ребенок в 1 год начинает ходить или умение ходить совершенствуется;
  • может встать из положения сидя на корточках;
  • знает применение некоторых предметов, например, молотка, телефона;
  • собирает пирамидку, строит небольшую башню;
  • капризничает, если что-то не нравится;
  • сильно привязан к матери, резко реагирует на ее уход;
  • может отказываться от нелюбимой пищи;
  • откусывает твердую пищу;
  • пользуется ложкой;
  • понимает почти все простые фразы, которые ему говорят родители: «пойдем гулять», «пошли кушать»;
  • осознанно говорит «мама», «папа», «ав-ав» (собака), «кис» (кошка), «баба»;
  • узнает и показывает животных на улице и картинках;
  • проявляет самостоятельность.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Все о развитии ребенка до года

С момента рождения и до того, как малышу исполнится год, ему предстоит пройти множество этапов взросления. Каждый месяц до года будет особенным, ведь именно тогда чадо развивается наиболее интенсивно. При этом новоиспеченные родители не всегда понимают, есть ли проблемы у ребенка с освоением навыков, или он опережает свой возраст. Чтобы молодым родителям было проще понимать, какой путь проходит карапуз за год, нужно знать все о развитии ребенка до года.

За первый год малыш проходит большой путь развития

Первый год жизни

Календарь развития малышей по месяцам от рождения и до первого года наполнен множеством событий и достижений. Все, что будет происходить с ребенком, будет для него впервые. Постепенно малыш развивает свои навыки, и к году будет активно ходить, ползать и сидеть. Он будет уметь держать ложку, а также понимать, как взаимодействовать с игрушками.

Доктор Комаровский утверждает, что развитие каждого ребенка индивидуально, поэтому можно только ориентироваться на нормы, в соответствии с которыми должен меняться малыш. Это вовсе не значит, что есть точный план, которому ребенок должен соответствовать.

Несмотря на то, что каждый младенец уникален, всегда есть нечто общее в познании им окружающего мира. Молодые родители могут наблюдать за развитием своего ребенка по месяцам.

Обратите внимание! Развитие недоношенного новорожденного по месяцам несколько отличается от тех, кто родился в срок. Они немного иначе реагируют на происходящее, все процессы привыкания и познания мира проходят несколько позже. Это не значит, что ребенок не здоров, он только будет расти чуть дольше и первое время немного расходиться с нормами.

Первый месяц

Первый месяц жизни ребенка считается самым сложным для новоиспеченных мам. Грудной малыш еще адаптируется к обстановке, ему необходимо привыкнуть к миру и набраться сил, поэтому большую часть времени он спит. Крепкий и здоровый сон важен на этом этапе, поскольку именно во сне происходит рост грудничка. В остальное время малыш будет недолго бодрствовать, шевелить ручками и ножками, к концу месяца сможет держать голову непродолжительное время, а также цеплять взглядом предметы ярких цветов и улавливать звуки.

От рождения дети обладают рефлексами, при помощи которых приспосабливаются к новой обстановке. Некоторые из них пропадают, спустя несколько месяцев, часть остается, такие как моргание, чихание, зевание и другие. Этап развития ребенка педиатры устанавливают за счет подобных способностей.

Иногда родители стараются сохранить врожденный рефлекс плавания и ходят с крохами на курсы по плаванию, чтобы малыш не утратил рефлекс. Подобное занятие можно проводить и в домашней обстановке.

К врожденным, но временным рефлексам относят:

  • хватательный (хватает палец, если дотронуться до руки);
  • сосательный (касается языком);
  • плавательный (движется как при плавании, если коснется животом воды);
  • поисковый (ищет грудь) и другие.

Месячный ребенок способен общаться только плачем, так он дает знать о том, что он голоден, о некомфортных ощущениях или просто требовать внимания. Если разговаривать с ребенком регулярно, то вскоре он начнет отвечать «агуканьем».

Первый месяц – важный период, как для мамы, так и для малыша

Второй месяц

Малыш уже не только рассматривает лица родителей, но и понимает их эмоциональное настроение. Он радуется, когда родители подходят к его кроватке, следит за движущимися предметами, ведь зрение улучшается. Грудничок дольше держит головку и бывает активным, притом нередки случаи, когда день у них сменяется ночью. Координация движений развивается – могут поворачиваться на спину, стараются ухватить предметы.

В течение нескольких недель постепенно будут утрачиваться врожденные рефлексы.

Третий месяц

Малыши отдают предпочтение ночному сну и меньше спят днем. Могут держать локти в качестве опоры, когда лежат на животе. Если держать малыша, он может отталкиваться ногами о поверхность, а также начинает активно изучать свои ножки, лицо и игрушки. К 3-му месяцу ребенок должен уметь распознавать звуки и сам общаться при помощи них. Появляется эмоциональная составляющая – грудничок начинает смеяться, улыбаться, криком выражать свои желания или недовольство.

Четвертый месяц

Теперь кроха самостоятельно переворачивается на живот и уверенно держит головку, ползает и старается сесть, начинает контактировать с предметами: придерживает бутылочку, бросает и берет игрушки. Произносит первые слоги и сам реагирует на звуки: слушает музыку, воспринимает свое имя, различает голоса. Может смотреть за движущимися предметами, рассматривать их вблизи и вдали, наблюдает за собой в зеркале. Улыбается и смеется, особенно в присутствии близких, вплоть до бурной радости. Вместе с тем, сильно переживает, когда матери нет рядом, даже недолго.

Пятый месяц

Дети на пятом месяце уверенно сидят с опорой, играют с игрушками. Овладевают навыком различать близких от чужих. В присутствии незнакомого человека могут насторожиться, зато с близкими людьми охотно контактируют: просятся на руки, обнимают. Проявляют интерес к себе и окружающим предметам, начинают разглядывать картинки. В этот период начинают резаться зубы, дети капризничают.

До полугода дети больше развиваются физически

Шестой месяц

К 6-ти месяцам дети сами садятся, ползают, нагибаются в разные стороны. Могут поднимать предметы, перекладывать их в разные емкости. Начинают играть со всем, в том числе с едой, познавая предметы, могут сломать игрушки. Развивается умение устанавливать самые простые причинно-следственные связи. Когда малыша спрашивают о предмете или человеке, может найти его взглядом. Старается повторять услышанные звуки. Любит играть с родителями, особенно в прятки (когда закрывают глаза или прячутся за предмет). В то же время сейчас дети очень эмоциональны и могут быстро менять настроение.

Читайте также:  Пограничное расстройство личности - симптомы, лечение, причины

Седьмой месяц

Дети в семь месяцев могут вставать, придерживаясь за опору, любят ходить ножками, когда родители держат их за подмышки. Начинает активно развиваться психомоторный аспект, поэтому детям так нравятся игры в «сороку-ворону», «ладушки». Им становится интереснее взаимодействовать с игрушками: стучат ими, бросают, ломают. Копируют поведение и речь взрослых, могут произносить разные звуки и уже отчетливо понимают слово «нет». Дети знают части тела и могут показать их на себе.

Восьмой месяц

Малыш уже уверенно ходит, опираясь на предметы. Особенно свободно чувствует себя в знакомой обстановке. Кроха может показать или принести предметы, о которых идет речь. Начинает соотносить предметы и понимать, как с ними можно взаимодействовать по новому: начинаются игры с пирамидками, стаканчиками и прочим. В психологическом плане дети тяжело переносят разлуку с мамой, даже на короткий период. В то же время увеличивается количество эмоций: удивление, радость, восторг. Начинает малыш говорить первые простые слова, при этом он понимает их значение. Музыка также нравится малышу, а также танцы под нее.

Девятый месяц

Активно познает пространство и передвигается по нему разными способами. Запоминает, где лежат предметы, старается добраться до них. Повторяет за взрослыми, выполняет их поручения, любит, когда за ним наблюдают. Пробует самостоятельно пользоваться столовыми приборами. Мелкая моторика улучшается, и ребенок начинает совать пальцы во все отверстия. Проявляет к родителям все аспекты эмоций, а также старается манипулировать ими плачем. Быстро усваивает новые слова и придумывает собственные.

С полугода дети начинают развивать речь

Десятый месяц

Ребенок любит танцы и музыку. Улучшается моторика рук, берет мелкие предметы, пользуется ложкой. Начинает определяться ведущая рука. Может прятать и перекладывать предметы, отдает предпочтение игрушкам маленького размера, показывает части тела на других.

Одиннадцатый месяц

Малыш может немного пройти без опоры, старается все делать самостоятельно. Бурно реагирует на новых людей, обстановку, игрушки. Понимает, когда на него сердятся и любит когда хвалят. Сам может кивать или вертеть головой в знак ответа. При прощании знает, что нужно махать рукой. Знает, как зовут всех ближних.

Двенадцатый месяц (год)

Годовой малыш спокойно встает, ходит, прыгает, участвует во всех процессах, которые с ним связаны. Может определять, нравится ему пища или нет. Сильно привязывается к родителям и игрушкам. Знает, для чего нужны разные предметы, и как ими пользоваться. Понимает, что ему говорят, и сам может на словах выразить свои желания.

Годовалый ребенок активно передвигается в пространстве

Мальчики и девочки: разница

Отличие в развитии мальчиков и девочек начинается еще в утробе: мужские зародыши более подвержены стрессам и тяжелее переносят роды, поэтому могут дольше нагонять девочек в физическом развитии после рождения.

Однако малыши от рождения обычно крупнее малышек:

  • дышат животом (девочки грудью);
  • объем легких чуть больше;
  • крови на пол-литра больше, чем у девочек;
  • активнее, но девочки выносливее.

За первый год жизни мальчики опережают девочек в росте и весе, но к 2 годам они меняются местами. Девочки начинают ходить на пару месяцев раньше.

Что хорошо получается у девочек или мальчиков

МальчикиДевочки
• левый глаз видит лучше;
• пространственное зрение;
• распознают синий спектр цвета;
• слуховая память.
• реагируют на звуки;
• лучше и раньше распознают лица;
• оба глаза хорошо видят;
• периферийное зрение;
• распознают красный спектр цвета;
• раньше начинают говорить, имеют больший словарный запас;
• визуальная память.

Кроме того, у мальчиков быстрее развивается правое полушарие, у девочек – левое. Из-за этого девочки начинают быстрее осваивать речь. При этом процесс освоения речи проходит у детей одинаково. Различия есть и на эмоциональном фоне, ведь даже плач мальчики и девочки используют по-разному: новорожденные мальчики реагируют слезами на что-то новое для них, девочки плачут, если остаются одни.

В первый год жизни мальчики опережают девочек в физическом развитии, после – наоборот

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Приблизительный график развития малышей в течение первого года жизни

ВозрастФизический этапПсихо-эмоциональный этапРечевой этап
1Старается приподнять головуМожет недолго следить за предметомТихонько гулит
2Улучшает координациюСледит за предметом в движенииКогда хорошо себя чувствует, может непродолжительно гулить
3Легко держит головуПоворачивается на звукГулит уже дольше
4Следит за движением предметовРазличает мамуНачинается первое лепетание
5Переворачивается, ползаетРазличает незнакомые голосаМожет начать произносить первые слоги
6Быстро ползаетПоказывает радость или недовольствоАктивно лепечет и произносит разные слоги
7Может сидеть, опираясь на что-тоЗнает слово «нет»Активно лепечет и произносит разные слоги
8Сам сидит, встает, ходит с опоройОсваивает новые эмоцииГоворит первые несложные слова
9Увереннее ходит с опоройВыполняет простые просьбыМного говорит на своем языке, вставляя короткие простые слова и слоги
10Может сесть сам, старается ходитьИмитирует выражение лиц взрослыхПроизносит больше простых слов
11Сам встает и приседает, может поднять предметМожет указать предметы или часть лицаНачинает говорить простые слова, выражающие его желания
12Свободно двигается, ложится, встает, активно ходитПонимает речь, одобрение или запретМного говорит, употребляя освоенные слова, и осознанно называет близких

Используя календарь развития, проще следить за изменениями по месяцам

Развитие каждого ребенка – уникальный процесс, который протекает со своими особенностями. Все же существуют общие нормы, на которые основываются, чтобы судить о том, что малыш хорошо развивается. Развитие мальчиков и девочек до года может отличаться в несколько месяцев, но это не значит, что кто-то из них запаздывает в познании себя и окружающего мира. Разница между полами – утвержденная норма.

Видео

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ ДО ГОДА

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ ДО ГОДА

• Что умеет ребенок в 1 месяц:

совершает микродвижения и издает звуки в такт речи говорящего;

различает цвета ( красный, желтый, черный и белый ), линии и клетку;
фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
различает особенности звуков;
узнает мамин голос, запах, прикосновение рук;
сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и при плавном его перемещении;
лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.

• Что умеет ребенок в 2 месяца:

одаривает и очаровывает всех лучезарной улыбкой, появляющейся в ответ на голос или склоненное лицо;
зрительно сосредотачивается и удерживает в поле зрения движущейся и остановившийся предмет;
поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
лежа на животе, пытается держать голову;
произносит звуки, вокализируя гласные;
поворачивается с бочка на спинку.

• Что умеет ребенок в 3 месяца:

узнает лица мамы и папы, смеется при общении;
капризничает и хнычет, протестующе кричит;
гулит, воркует, ведет диалог со взрослым;
попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;
захватывает игрушку и тянет ее в рот;
приподнимает голову, лежа на животе и опираясь на предплечья;
переворачивается со спины на бок;
упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками;
держит голову и управляет ею;
находит источник звука и света.

• Что умеет ребенок в 4 месяца:

узнает маму ( или человека, постоянно ухаживающего ) и предпочитает его всем остальным;
узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых;
выводит рулады, произносит первые слоги;
захватывает висящую игрушку одной ил одновременно двумя руками;
улавливает свое имя и реагирует на него;
приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи;
выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.

• Что умеет ребенок в 5 месяцев:

с удовольствием рассматривает лица на картинках;
мелодично гулит, переходя на лепет;
хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы;
различает знакомых и незнакомых людей;
демонстрирует настороженное отношение к незнакомцам;
самостоятельно 5-10 минут занимается игрушками;
переворачивается со спины на живот, подтягивается на руках, пытаясь сесть;
лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук;
играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.

• Что умеет ребенок в 6 месяцев:

лепечет и имитирует слышимые звуки;
внимательно вслушивается в речь;
находит взглядом предметы, о которых вы говорите;
соблюдает определенную дистанцию с посторонними;
перекладывает игрушки из одной руки в другую;
бросает то, что схвачено, может быстро подтягивать игрушку за веревочку;
перекладывает предметы из одной емкости в другую;
подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
учится вставать, держась за опору.

• Что умеет ребенок в 7 месяцев:

понимает смысл многих слов;
эмоционально очень сильно привязан к матери, цепляется за нее;
начинает испытывать страх при расставании с мамой;
умеет вкладывать маленькие предметы в большие;
твердо стоит у опоры, переступает у опоры;
учится сидеть самостоятельно;
учится ползать;
переворачивается с живота на спину и обратно;
может есть с ложки и пить из чашки;
запоминает действия по поддержанию опрятности и «напоминает» о них маме;
играет в «Ладушки» и подобные жестовые игры.

• Что умеет ребенок в 8 месяцев:

лепечет так, как будто говорит;
понимает и выполняет просьбы типа «дай руку», «наклони голову»;
играет в игры с выполнением простейших действий ( «Ладушки» ), танцует;
испытывает сильный страх при расставании с матерью;
четко делит людей на «своих» и «чужих»;
пугается резких, неожиданных звуков ( пылесос, звонок, лай собаки );
самостоятельно встает и ходит у опоры;
самостоятельно сидит;
начинает активно ползать;
может откусывать мягкую пищу и жевать;
переходит с пюре на измельченную пищу;
спокойно воспринимает высаживание на горшок.

• Что умеет ребенок в 9 месяцев:

превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

• Что умеет ребенок в 10 месяцев:

вслушивается в речь взрослого человека и подражает ее звукам;
воспринимает шутки в свой адрес;
выделяет на слух забавные звукосочетания и смеется над ними;
радуется играм-забавам;
вставляет один предмет в другой;
предпочитает мелкие предметы крупным;
при помощи одного предмета достает другой;
сознательно отбрасывает предметы или игрушки;
катает машинки, толкает мяч, неваляшку;
сидит, ползает, ходит у опоры;
спокойно расстается с грудью;
жует мелок порезанную пищу;
проявляет активный интерес к другим детям.

• Что умеет ребенок в 11 месяцев:

понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
ждет похвалы и одобрения своих действий;
утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
пытается самостоятельно ходить;
может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
умеет забираться на первые несколько ступенек шведской стенки.

• Что умеет ребенок в 12 месяцев:

произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов;
самостоятельно ходит;
по-разному ведет себя с разными людьми;
проявляет самостоятельность;
активно выражает негативные эмоции;
собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков;
делает лепешки, катает колбаски из теста или глины;
имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия;
сопровождает рисование комментариями;
откусывает, жует твердую пищу;
пользуется ложкой и чашкой.

Таблица развития ребенка до года

Удивительно, как быстро меняется ребенок в первый год жизни. Больше никогда он не будет обучаться с такой скоростью. Но как узнать, правильно ли развивается малыш, все ли у него в порядке? Конечно, каждый ребенок уникален, но важно знать средние показатели, чтобы вовремя забить тревогу и обратиться к специалистам.

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачок

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Имитирует голоса животных.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Оцените статью
Добавить комментарий

Возраст и физические показателиУмения