Синдром Аспергера – признаки, симптомы, лечение, диагностика

Синдром Аспергера – признаки, симптомы, лечение, диагностика

Синдром Аспергера у взрослых: 12 признаков

В некоторых странах этот синдром перестали считать самостоятельным диагнозом и рассматривают как один из видов расстройства аутистического спектра. Впрочем, не все специалисты с этим согласны, да и многие люди с таким расстройством видят у себя мало общего с аутизмом, поскольку у них нет нарушений речи и когнитивных функций.

Как бы то ни было, это расстройство серьезно осложняет повседневное существование человека и может создавать проблемы в его профессиональной и личной жизни. Вот некоторые признаки, которые часто отличают людей с синдромом Аспергера:

1. Необычная манера речи. Может показаться, что вы говорите с компьютером: собеседник обрушивает на вас поток фактов, не делая пауз и (почти) не слушая вас. Иногда у людей с этим синдромом необычный тембр голоса.

2. Трудности с невербальной коммуникацией. Вы можете заметить, что ваш собеседник почти не использует жесты, а его мимика небогата.

3. Недостаток зрительного контакта. Не то чтобы ваш собеседник не мог смотреть вам в глаза, просто он не ощущает необходимости зрительного контакта. Если обратить на это его внимание, он может постараться не отводить взгляда и даже переборщить, глядя на вас слишком пристально.

4. Проблемы с этикетом. Такой человек может казаться грубым или невоспитанным, но на самом деле у него просто отсутствует интуиция, подсказывающая, как правильно себя вести. Например, он может отвернуться и заняться своими делами, не дослушав, что вы ему говорите, или пригласить вас на ужин и не прийти, или открыть дверь, когда вы придете, посмотреть на вас и, не здороваясь, уйти в дом. Правила хорошего тона, которые приняты в обществе, для него чужды.

5. Навязчивая фокусировка на одной теме (часто необычной). Он может коллекционировать то, что другим не придет в голову собирать, у него может быть необычное хобби, он может проявлять навязчивый интерес к какому-то человеку. И говорить безостановочно о предмете своего увлечения, не замечая, как утомляет своих собеседников. Иногда он неожиданно переключается на другое увлечение. Если он потерял интерес к человеку, которого обожал, то станет с ним внезапно холоден.

6. Неспособность понимать чувства другого человека. Их зачастую считают холодными, бесчувственными, лишенными эмпатии. Но дело не в том, что они не способны к сочувствию или не хотят проявлять доброту. Просто у них самих эмоциональных переживаний меньше, чем у других. Часто они не могут понять, почему другие люди так расстроены или взволнованы, и тогда предпочитают уйти и подумать об этом в одиночестве.

7. Неразвитые навыки общения. Иногда они безостановочно говорят о своем, не замечая, что другие обижены или им уже неинтересно слушать. А когда кто-то им не нравится, они резко прекращают разговор. Такое поведение со стороны кажется несуразным.

8. Неумение разделять чувства. Вас удивляет, когда хорошо знакомый человек при встрече даже не поинтересуется, как у вас дела, и сам не расскажет о своих успехах? Но людям с синдромом Аспергера несвойственно делиться чувствами и впечатлениями.

9. Черно-белое мышление. Придя однажды к какому-то мнению или решению, они будут держаться его, несмотря ни на какие доводы. Им трудно встать на точку зрения другого человека.

10. Отсутствие гибкости. Планы поменялись в последнюю минуту? Для человека с Аспергером это испытание, чреватое психологической перегрузкой, к экспромтам он не готов. Его могут расстроить сущие мелочи, казалось бы, не стоящие внимания, или то, что для него непривычно.

11. Следование заведенному порядку. Для него чрезвычайно важна структура и сложившиеся правила. В случае нарушения привычного распорядка они чувствуют себя выбитыми из колеи и начинают паниковать.

12. Повышенная чувствительность. Они могут быть очень чувствительными к прикосновениям и всячески стараться избегать их, делая исключение лишь для партнера. Они отшатнутся, если их похлопают по спине, и не позволят себя обнять. У них также могут быть и другие аутичные черты, например повышенная чувствительность к звукам, свету и даже жестким биркам на внутренней стороне одежды.

Можно ли излечить синдром Аспергера у взрослых?

Специфических лекарств для этого расстройства нет. Но психологические консультации в этом случае могут быть очень полезны. Психолог может научить такого клиента справляться со стрессом, эффективней выстраивать коммуникацию и взаимодействовать с окружающими, что сделает его повседневную жизнь легче.

«Мне поставили диагноз «аутизм» в 45 лет»

Иногда люди ведут себя странно и не могут понять, в чем причина их отличий от других. Журналист Лора Джеймс в 45 лет узнала, что у нее аутизм. И нашла ответы на многие вопросы, мучившие ее долгие годы.

Бордерлайнеры: шесть симптомов пограничного расстройства личности

Пограничное личностное расстройство пока у нас не слишком на слуху. Между тем это не столь уж редкое нарушение может сделать невыносимой жизнь самих бордерлайнеров и, конечно, их близких.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера – это расстройство аутистического спектра, характеризующееся специфическими трудностями социального взаимодействия. Дети с синдромом Аспергера испытывают проблемы с невербальной коммуникацией, установлением и поддержанием дружеских контактов; склонны к однотипному поведению и действиям; имеют заторможенную моторику, стереотипизированную речь, узконаправленные и, вместе с тем, глубокие интересы. Диагноз синдрома Аспергера устанавливается на основе данных психиатрической, клинической, неврологической экспертизы. Дети с синдромом Аспергера нуждаются в развитии навыков социального взаимодействия, психолого-педагогической поддержке, медицинской коррекции основных симптомов.

МКБ-10

Общие сведения

Синдром Аспергера – общее нарушение развития, относящееся к высокофункциональному аутизму, при котором способность к социализации остается относительно сохранной. Согласно принятой в современной психиатрии классификации, синдром Аспергера входит в пятерку нарушений аутистического спектра, наряду с ранним детским аутизмом (синдромом Каннера), детским дезинтегративным расстройством, синдромом Ретта, неспецифическим первазивным нарушением развития (атипичным аутизмом).

По данным зарубежных авторов, признаки, удовлетворяющие критериям синдрома Аспергера, встречаются у 0,36-0,71 % школьников, при этом у 30-50 % детей данный синдром остается не диагностированным. Синдром Аспергера в 2-3 раза чаще встречается среди мужского населения.

Синдром был назван по имени австрийского педиатра Ханса Аспергера, наблюдавшего группу детей со сходными симптомами, которые он сам охарактеризовал как «аутистическая психопатия». С 1981 г. за данным расстройством в психиатрии было закреплено название «синдром Аспергера». Дети с синдромом Аспергера имеют слабо развитые способности к социальному взаимодействию, поведенческие проблемы, трудности с обучением, в связи с чем требуют повышенного внимания со стороны педагогов, детских психологов и психиатров.

Причины

Изучение причин синдрома Аспергера продолжается до настоящего времени и далеко от своего завершения. До сих пор не выявлены первичный морфологический субстрат и патогенез заболевания. В качестве рабочей гипотезы выдвигается предположения об аутоиммунной реакции материнского организма, вызывающей повреждение головного мозга плода.

Много разговоров ведется о негативных последствиях профилактических прививок, отрицательном влиянии ртутьсодержащих консервантов в вакцинах, а также комплексной вакцинации, якобы перегружающей иммунную систему ребенка. Не нашла до настоящего времени достоверного научного подтверждения и теория гормонального сбоя у ребенка (низкого или высокого уровня кортизола, повышенного уровня тестостерона); изучается связь между аутистическими расстройствами, в т. ч. синдромом Аспергера, и недоношенностью, синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Вероятными факторами риска развития синдрома Аспергера называются:

  • генетическая предрасположенность,
  • мужской пол,
  • воздействие токсических веществ на развивающийся плод в первые месяцы беременности,
  • внутриутробные и постнатальные вирусные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия, герпес и др.).

Характеристика синдрома Аспергера

Социальные трудности

Синдром Аспергера является сложным общим (первазивным) нарушением, накладывающим отпечаток на все стороны личности ребенка. Структура расстройства включает трудности социализации, узконаправленные, но интенсивные интересы; особенности речевого профиля и поведения. В отличие от классического аутизма, у детей с синдромом Аспергера имеется средний (иногда выше среднего) интеллект и определенная лексикографическая база.

Обычно характерные для синдрома Аспергера признаки становятся заметными к 2-3 годам и могут варьировать от умеренных до тяжело выраженных. В младенческом возрасте синдром Аспергера может проявляться повышенным спокойствием ребенка или, напротив, раздражительностью, подвижностью, нарушением сна (затрудненным засыпанием, частыми пробуждениями, чувствительным сном и пр.), избирательностью в питании. Рано проявляются специфические для синдрома Аспергера нарушения общения. Дети, посещающие детский сад, с трудом расстаются с родителями, плохо адаптируются к новым условиям, не играют с другими детьми, не вступают в дружеские отношения, предпочитая держаться обособленно.

Трудности адаптации делают ребенка уязвимыми перед лицом инфекций, поэтому дети с синдромом Аспергера относятся к категории часто болеющих. В свою очередь, это еще больше ограничивает социальное взаимодействие детей со сверстниками, и к школьному возрасту признаки синдрома Аспергера становятся ярко выраженными.

Расстройство социального поведения у детей с синдромом Аспергера проявляется в нечувствительности к эмоциям и чувствам других людей, выраженным мимикой, жестами, оттенками речи; неспособности к выражению собственного эмоционального состояния. Поэтому дети с синдромом Аспергера часто кажутся эгоцентричными, черствыми, эмоционально холодными, бестактными, непрогнозируемыми в своем поведении. Многие из них плохо переносят прикосновения других людей, практически не смотрят в глаза собеседнику либо смотрят необычным фиксированным взглядом (как на неодушевленный предмет).

Наибольшие сложности ребенок с синдромом Аспергера испытывает при общении со своими сверстниками, предпочитая общество взрослых или детей младшего возраста. Во время взаимодействия с другими детьми (совместных игр, решения задач) ребенок с синдромом Аспергера старается навязать окружающим свои правила, не идет на компромисс, не может сотрудничать, не принимает чужие идеи. В свою очередь, детский коллектив также начинает отторгать такого ребенка, что приводит еще большей социальной изоляции детей с синдромом Аспергера. Подростки тяжело переносят свое одиночество, у них может наблюдаться депрессия, склонность к суициду, наркотической и алкогольной зависимости.

Особенности интеллекта

Коэффициент интеллекта у детей с синдромом Аспергера может находиться в пределах возрастной нормы или даже превышать ее. Однако при обучении детей выявляется недостаточный уровень развития абстрактного мышления и способности к осмыслению, отсутствие навыка самостоятельного решения задач. При наличии феноменальной памяти и энциклопедических познаний, дети порой не могут адекватно применить свои знания в нужных ситуациях. Вместе с тем, дети-аспергеры часто добиваются успехов в тех областях, которыми увлеченно интересуются: обычно это история, философия, география, математика, программирование.

Круг интересов ребенка с синдромом Аспергера ограничен, однако своим увлечениям они отдаются страстно и фанатично. При этом они чрезмерно сосредотачиваются на деталях, концентрируются на мелочах, «зацикливаются» на своем хобби, постоянно пребывают в мире своих мыслей и фантазий.

Особенности вербальной коммуникации

У детей с синдромом Аспергера не отмечается темповой задержки развития речи, и к 5-6 годам их речевое развитие значительно опережает сверстников. Речь ребенка с синдромом Аспергера грамматически правильная, но отличается медленным или ускоренным темпом, монотонностью и неестественным тембром голоса. Излишняя академичность и книжный стиль речи, наличие речевых шаблонов способствуют тому, что ребенка часто называют «маленьким профессором».

Дети с синдромом Аспергера могут очень долго и подробно рассказывать об интересующем их предмете, не отслеживая при этом реакцию собеседника. Зачастую они не способны первыми начать разговор и поддержать беседу, выходящую за область их интересов. То есть, несмотря на потенциально высокие навыки речи, дети не способны использовать язык в качестве средства коммуникации. У детей с синдромом Аспергера часто встречается семантическая дислексия – механическое чтение без понимания прочитанного. При этом дети могут иметь повышенные способности к письменному изложению своих мыслей.

Особенности сенсорной и моторной сферы

Детей с синдромом Аспергера характеризует расстройство сенсорной чувствительности, которое проявляется в повышенной восприимчивости к различным визуальным, звуковым, тактильным стимулам (яркому свету, звуку капающей воды, уличному шуму, прикосновениям к телу, к голове и др.). С самого детства аспергеров отличает излишняя педантичность и стереотипность поведения. Дети изо дня в день следуют рутинным ритуалам, а любое изменение условий или порядка действий приводит их в замешательство, вызывает тревогу и беспокойство. Очень часто дети с синдромом Аспергера имеют строго определенные гастрономические пристрастия и категорически отрицают любые новые блюда.

Читайте также:  Зависимость от социальных сетей - признаки, причины, как избавиться

Ребенок с синдромом Аспергера может иметь необычные навязчивые страхи (боязнь дождя, ветра и др.), которые отличаются от страхов детей их возраста. При этом в опасных ситуациях у них может отсутствовать инстинкт самосохранения и необходимая осторожность.

Как правило, у ребенка с синдромом Аспергера нарушены моторные навыки и координация движений. Они дольше, чем сверстники, не могут научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки; в школе имеют неровный, неаккуратный почерк, из-за чего получают постоянные замечания. У детей-аспергеров могут наблюдаться стереотипные навязчивые движения, неуклюжесть, нарушения осанки и походки.

Диагностика

Черты синдрома Аспергера у ребенка могут быть обнаружены родителями, воспитателями, учителями, врачами различных специальностей, наблюдающими за развитием детей (педиатром, детским неврологом, логопедом, детским психологом и др.). Однако окончательное право подтверждения диагноза остается за детским или подростковым психиатром.

В диагностике синдрома Аспергера широко используются методы анкетирования, интервьюирования родителей и педагогов, наблюдения за ребенком, нейропсихологические тесты. Критерии диагностики синдрома Аспергера разработаны ВОЗ и позволяют оценить способность ребенка к различным видам социальных контактов. Для исключения органических заболеваний головного мозга может потребоваться проведение неврологической диагностики (ЭЭГ, МРТ головного мозга).

Лечение синдрома Аспергера

Специального лечения синдрома Аспергера не существует. В качестве фармакологической поддержки в индивидуальном порядке могут назначаться психотропные препараты (нейролептики, психостимуляторы, антидепрессанты). Немедикаментозная терапия включает:

Прогноз

Успешность социальной адаптации детей с синдромом Аспергера во многом зависит от организации правильного психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка на различных этапах его жизни. Несмотря на то, что дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, они нуждаются в индивидуализированных условиях обучения (организации стабильной среды, создании мотивации, способствующей академическим успехам, сопровождении тьютора и др.).

Нарушение развития полностью не преодолевается, поэтому ребенок с синдромом Аспергера вырастает во взрослого с такими же проблемами. Во взрослом возрасте треть больных с синдромом Аспергера способны жить самостоятельно, создавать семью, трудиться на обычной работе. У 5% лиц проблемы социальной адаптации полностью компенсируются и могут быть выявлены только с помощью нейропсихологического тестирования. Особо успешными оказываются люди, нашедшие себя в интересующих областях, где они показывают высокий уровень компетентности.

Синдром Аспергера у взрослых

Синдром Аспергера относится к расстройствам аутистического спектра (РАС). Эта патология возникает в раннем возрасте, но выявляют ее чаще всего у взрослых. Связано это с тем, что детей с синдромом Аспергера редко приводят к психотерапевтам, ведь интеллект у них достаточно высок, а странное поведение родители часто объясняют особенностями характера. Синдром Аспергера у взрослых может проявляться по-разному. Такие люди могут иметь хорошую работу, семью и детей, некоторые из них даже становятся весьма успешными в областях, не требующих частого общения с другими людьми, например, обслуживание техники или IP-технологии. Но у большинства из них, все же, возникают проблемы с социальной адаптацией и пониманием окружающих, а также серьезные психиатрические расстройства.

Люди с синдромом Аспергера если и обращаются к специалистам, то чаще всего по причине алкогольной или другой пагубной зависимости. Иногда им ставят неправильные диагнозы, например, шизотипичное, шизоидное, параноидальное или другое личностное расстройство, а также неспецифический психоз и депрессия. В этом случае им рекомендуется схема лечения, которая не только не оказывает необходимого эффекта, но и еще больше усугубляет состояние пациента. Чтобы избежать подобной ошибки, необходимо знать особенности протекания синдрома Аспергера у взрослых.

Описание заболевания

Синдромом Аспергера называют форму аутизма, являющуюся пожизненной дисфункцией, которая оказывает влияние на восприятие человеком мира, обработку полученной информации и отношение к окружающим людям. Данную патологию часто называют «скрытой дисфункцией», поскольку выявить ее по внешним признакам невозможно.

Это заболевание может иметь разные проявления, но обычно оно затрагивает три области:

  • социальная коммуникация. У больных возникают трудности с пониманием тона голоса, жестов, выражения лица и т.д. Таким людям сложно выбирать тему для разговора, они часто не могут понять, что собеседнику наскучила беседа. Пациенты с синдромом Аспергера совсем не понимают сарказма и шуток, они не воспринимают метафоры, не понимают анекдоты. С самого рождения и на протяжении всей жизни у больного синдромом Аспергера наблюдаются необычные особенности речи. Вербальное общение не воспринимается таким человеком как инструмент социального взаимодействия. В их понимании речь нужна лишь для того, чтобы сообщить о конкретных фактах и действиях;
  • социальное взаимодействие. Люди с этой разновидностью аутизма хотят быть общительными, но из-за особенностей патологии не могут поддерживать социальные отношения с окружающими. Им сложно заводить знакомства и поддерживать дружбу. Больные не понимают нормы поведения, которые остальные считают «неписаными». То есть, они могут завести неуместный разговор или в процессе беседы стоять слишком близко к собеседнику, нарушая личное пространство человека. Поведение таких людей очень часто бывает некорректным, по мнению большинства здоровых людей;
  • социальное воображение. Трудности возникают лишь в представлении точки зрения других людей и составлении прогнозов, при этом люди с синдромом Аспергера могут быть отличными художниками, музыкантами или писателями.

Кроме того, для данного синдрома характерна любовь к определенному порядку. Больные устанавливают собственный распорядок дня, который в их понимании, делает мир менее запутанным. Они могут работать только в установленное время, непредвиденное опоздание или задержка на работе вызывает сильнейшее волнение и тревогу. Больные люди ходят домой, на работу или учебу только по одной дороге, а также придерживаются других шаблонов поведения.

Часто синдром Аспергера сопровождается сильнейшим интересом к определенной области жизни или виду деятельности. Подобная одержимость сохраняется на протяжении всей жизни. Будучи ребенком, больной может интересоваться поездами, компьютером или чем-то другим. По мере взросления такие люди сосредотачиваются на изучении всего, что связано с интересующей темой. Если у них имеется серьезный стимул, то человек с синдромом Аспергера может успешно работать в кругу своих интересов.

Нарушено у больных этим синдромом и сенсорное восприятие. Чувствительность может быть слишком низкой или высокой. Чаще всего затрагивается одна из систем: зрение, обоняние, вкус и тактильные ощущения. Но у некоторых больных может быть нарушенной каждая из этих функций.

Причины развития синдрома Аспергера до сих пор не выявлены. Но большинство исследователей сходятся в едином мнении, что вины человека в этом нет. То есть, данное заболевание не возникает из-за неблагоприятных социальных обстоятельств или педагогической запущенности. Оно появляется на этапе формирования мозга во внутриутробном периоде, а привести к нарушениям развития центральной нервной системы могут наследственные факторы, плохая экология, инфекционные заболевания и т.д.

Типы взрослых людей с синдромом Аспергера

Всех пациентов, страдающих синдромом Аспергера, можно разделить на три группы, для каждой из которых характерны особенности поведения и схема лечения:

  1. Актер. Индивид, относящийся к этому типу, хотят иметь отношения с другими людьми. Стремясь к достижению желанной цели, они изучают социальные навыки здоровых людей и попросту их копируют. Окружающие практически не замечают отклонений в их поведении, поскольку «актеры» достаточно хорошо приспосабливаются к жизни.
  2. Изгой. В эту группу включают взрослых людей с синдромом Аспергера, которые стремятся к межличностным отношениям, но испытывают трудности в поиске друзей, а также в поддержании дружеских связей. Это происходит из-за отсутствия социальных навыков. «Изгои» очень сильно хотят приспособиться к жизни, но у них не получается. Поскольку больные часто ведут себя некорректно и несколько чудаковато, то окружающие избегают строить с ними любые отношения. Среди людей этого типа чаще всего встречаются депрессии, они сами ищут помощи в решении своих проблем.
  3. Одиночка. В эту группу входят пациенты, не желающие иметь межличностных отношений. Исключения составляют очень близкие люди, не представляющие опасности больному. «Одиночки» практически всегда выбирают только один вид одиночной деятельности. Их не интересует сексуальная сторона жизни, они очень редко заводят семьи, эмоционально холодны и отрешены. Такие люди не то чтобы совсем избегают общения, скорее они могут строить отношения с другими людьми на интеллектуальной или профессиональной основе, при этом избегая эмоциональной близости. «Одиночки» очень редко сами обращаются за специализированной медицинской помощью, поскольку их образ жизни не вызывает особых страданий. Если же, подобное происходит, то ведущую роль в лечении отводится психотерапии. Усилия врачей будут направлены на улучшение навыков взаимодействия, общения, а также формирование и усиление чувства собственного достоинства.

Независимо от особенностей проявления синдрома Аспергера, все страдающие им люди испытывают сложности в каждодневной жизнедеятельности. Довольно часто данный вид расстройства сопровождается депрессией, приводящей к возникновению суицидальных мыслей. Согласно статистике, риск самоубийства у взрослых людей с синдромом Аспергера намного выше, чем у больных другими видами психических расстройств. Ключевым фактором риска является именно депрессия.

Диагностика

Выявить синдром Аспергера у взрослых может только опытный психотерапевт или психиатр. Начинается процесс с наблюдения за поведением пациента и изучением истории его жизни. Для этого специалисты беседуют с родственниками и близкими людьми больного. Но только этих мер не всегда бывает достаточно. Симптомы болезни имеют много общего с чертами характера интроверта. Поставить точный диагноз помогают особые тесты, предназначенные для выявления неврологических нарушений и степени их выраженности.

Все существующие тесты принято делить на несколько групп исходя из их предназначения, например, для оценки интеллекта, определения степени сенсорной чувствительности, выявления творческого воображения и так далее. Данные группы тестов походят для диагностики синдрома как у взрослых, так и у детей. Различаются они лишь сложностью вопросов, а для работы с маленькими пациентами применяются опросники с изображениями любимых персонажей и т.д.

Для диагностирования синдрома Аспергера у взрослых чаще всего применяют такие опросники:

  1. Тест RAADS-R. С его помощью можно выявить социофобию, депрессию, навязчивые состояния и другие психические расстройства. Пациенту предлагаются различные жизненные ситуации и варианты возможного поведения, больной должен указать то, что характерно для него.
  2. Тест Aspie Quiz включает в себя 100 пунктов. Каждый из этих вопросов выявить наличие характерных для синдрома Аспергера черт, а также определить возможные причины их развития.
  3. Торонтская шкала предназначена для выявления нестандартных телесных ощущений. Также этот опросник позволит выявить неспособность к интерпретации метафор и символов.
  4. Тест TAS-20 используется для определения эмоционального дефицита. Его используют при работе с пациентами разных возрастных категорий. Пациент должен озвучивать свои ощущения, возникающие в момент просмотра специально подобранных картинок.

Существует несколько типов диагностических критериев синдрома Аспергера. Но для постановки диагноза требуется подтвердить наличие основных симптомов патологии на протяжении длительного периода времени, а также исключить другие расстройства личности и шизофрению.

Лечение

К сожалению, данная патология является неизлечимой, поскольку она развивается из-за необратимых изменений в головном мозге. Лечение синдрома Аспергера у взрослых заключается в адаптации больных к окружающему миру. Достигается это в основном за счет применения психотерапевтических методов. Если больному разъяснить особенности его заболевания, так сказать, разложить по полочкам все что с ним происходит, то он сам начинает стремиться к лечению.

Медикаментозная терапия при синдроме Аспергера применяется крайне редко. Использование лекарственных препаратов бывает оправдано лишь в случае развития депрессий или других психологических проблем у пациента.

В качестве вспомогательных методов может использовать лечебная физкультура. Регулярная физическая активность положительно сказывается на работе всего организма, но для больных с синдромом Аспергера подбирают особые упражнения. Они позволяют улучшить координацию движений, снять мышечный тонус, повысить способность к манипуляции с бытовыми предметами. Достаточно часто лечебная гимнастика сочетается с массажем и различными физиопроцедурами.

Выбор профессии

В нашем государстве люди с синдромом Аспергера не считаются тяжелобольными людьми, нуждающимися в особом отношении. Довольно хорошие умственные способности позволяют пациентам с данной формой расстройства обслуживать и обеспечивать себя самостоятельно. А при обращении за специализированной помощью удается решить некоторые проблемы с социальным взаимодействием.

В истории есть много примеров, когда люди с синдромом Аспергера становились знаменитыми и успешными. Исследователи пришли к выводу, что это расстройство могло быть у Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона, Льюиса Кэрролла, Мари Кюри и даже древнегреческого философа Сократа.

Некоторые источники утверждают, что им страдает известный кинорежиссер Стивен Спилберг. Эти догадки базируются на изучении привычек, образа жизни и особенностей поведения, официальный же диагноз перечисленным выше известным людям поставлен не был. В отличие от них актер Энтони Хопкинс, режиссер Крис Пакхам, мотогонщик Гай Мартин, музыкант Гари Ньюман открыто говорят о своем диагнозе, который был поставлен в разный период жизни.

Читайте также:  Невежество - что это такое, значение слова, примеры

Если у вас синдром Аспергера, это не означает, что вы лишены воображения, творческих способностей, креативности или амбиций. Если вы хотите добиться чего-то в жизни, то постарайтесь свои «особенности» сделать сильными сторонами личности.

Прежде всего, это касается выбора профессии. Очень важно, чтобы человек с РАС или синдромом Аспергера получил образование именно в той области, которая вызывает у него наибольший интерес. Выбирать специальность необходимо с учетом того, что при данном психическом расстройстве у человека прекрасная долгосрочная память, а с краткосрочной рабочей памятью часто возникают проблемы. Люди с РАС могут успешно реализоваться в таких профессиях:

  • визуальные мыслители — люди, не имеющие выдающихся способностей к математике, могут заняться компьютерным программированием, чертежным делом, фотографией или дизайном, различными ремеслами или мелким ремонтом, созданием компьютерных игр. Все эти профессии не требуют от человека быстро обрабатывать большой объем информации при помощи краткосрочной памяти;
  • невизуальные мыслители обладают способностями к оперированию фактами и цифрами, а также имеют музыкальный талант. Такие люди могут быть архивными работниками, журналистами или редакторами, которые работают фрилансерами, настройщиками музыкальных инструментов, библиотекарями, складскими сотрудниками и т.д. Реализовать свои способности они смогут в бухгалтерском деле, телефонном маркетинге или научной работе (физика, математика);
  • люди с низкофункционирующим аутизмом могут работать уборщиками, озеленителями, складскими разнорабочими. Они способны справиться с приготовлением простой пищи в ресторанах быстрого обслуживания, с фабричной сборкой различной продукции, вводом данных и копированием документов при помощи специальной техники.

В то же время людям с синдромом Аспергера следует избегать профессий, которые требуют постоянного использования краткосрочной рабочей памяти. К таким относятся кассиры в магазине, официанты, крупье, стенографисты, администраторы, агенты по продаже авиабилетов, диспетчер и т.д.

Чтобы быть успешными, люди с данным видом расстройства должны приложить немало усилий. Работодатель захочет иметь такого работника только в том случае, если его профессиональные навыки будут очень высокими. Это позволит закрыть глаза на отсутствие социальных навыков.

Такой вид расстройства, как синдром Аспергера, не является смертельным, но он очень сильно осложняет жизнь человека. Тем не менее, люди с РАС могут стать полноценным членами общества, создать семью и завести здоровых детей. Для этого необходимо вовремя выявить проблему и начать курс психотерапии.

Прогноз при синдроме Аспергера в большинстве случаев благоприятный. Пусть от той патологии избавиться полностью нельзя, зато можно научиться жить с этим заболеванием. Справиться с этим самостоятельно у больного вряд ли получится, улучшить качество жизни можно только при помощи опытного психотерапевта, специализирующегося на лечении аутизма и других расстройств этого спектра.

Синдром Аспергера у взрослых

Отрывки из брошюры о синдроме Аспергера для взрослых “Общества аутизма округа Эдмонтон” (Канада)

Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера (также известный как расстройство Аспергера) – это психическое состояние, которое связано с нарушениями социального развития. Людей с синдромом Аспергера также называют аспи, аспергеры или аспергерные аутисты. Синдром Аспергера включает несколько базовых симптомов, а также множество дополнительных симптомов, которые могут присутствовать в некоторых случаях. Если у человека нет базовых симптомов, то, вероятно, у него нет синдрома Аспергера.


К базовым симптомам относятся:

Социальные трудности, включая как минимум две из ниже перечисленных:

– Проблемы с невербальной коммуникацией, включая контакт глазами, выражения лица и другой язык тела. Эти проблемы относятся как к невербальному самовыражению, так и к пониманию невербальной коммуникации других людей. (Например, человек не замечает, что его собеседнику наскучил разговор).

– Трудности с установлением и сохранением дружеских отношений. Большинство людей с синдромом Аспергера не являются антисоциальными и хотят иметь друзей, но зачастую им трудно осуществить это желание.

– Отсутствие интереса к увлечениям, опыту или интересам других людей.

– Сниженная способность участвовать в двухсторонней социальной или эмоциональной коммуникации с другими людьми.

Повторяющееся и ограниченное поведение, включая как минимум одно из ниже перечисленного:

– Тенденция следовать одному и тому же жесткому порядку действий, который зачастую не имеет никакого практического смысла. Любое нарушение такого порядка может быть очень травматичным для людей с синдромом Аспергера – они очень тяжело адаптируются к любым переменам.

– Повторяющиеся движения тела, которые не имеют практического смысла, например, стучание пальцами или раскачивание взад и вперед.

– Фиксация на отдельных предметах или их частях, например, на ручках двери или стеклоочистителях для машины.

Некоторые другие симптомы, которые часто связаны с синдромом Аспергера, включают:

– Крайнюю организованность: люди с синдромом Аспергера могут очень тщательно планировать время или раскладывать все свои вещи в строгом порядке. Люди с синдромом Аспергера часто уделяют повышенное внимание деталям.

– Неуклюжесть и плохая координация движений, что может привести к проблемам с такими видами деятельности как письмо от руки, ходьба или занятия спортом. У людей с синдромом Аспергера часто можно заметить странную осанку или движения.

– Хотя у многих людей с синдромом Аспергера очень богатый словарный запас и вербальные навыки выше среднего, у них могут быть проблемы с пониманием образной речи. Например, человеку с синдромом Аспергера может быть трудно понять, что значит фраза “одна нога здесь другая там”.

– Медленная или монотонная речь.

– Трудности с определенными сенсорными ощущениями, например, яркими огнями, громкими звуками или одеждой из грубой ткани.

– Хотя людям с синдромом Аспергера бывает трудно понять и сопереживать чужим эмоциям, их собственные эмоциональные реакции обычно такие же сильные, как и у остальных людей, если не сильнее. Тем не менее, им трудно выражать свои чувства, а то, что вызывает сильную реакцию у человека с синдромом Аспергера, может показаться тривиальным другим людям.

– Трудности с обучением, особенно в отношении абстрактных идей, например, чисел. В некоторых случаях людям с синдромом Аспергера тяжело даются обобщения – они не понимают, что то или иное правило распространяется на другие схожие ситуации. Например, человек не понимает, что правило “не говори с набитым ртом” распространяется на любую еду.

– Успешное выполнение очень структурированных заданий с конкретной целью, но замешательство и дезориентация, если задание требует креативности и гибкости мышления.

Люди с синдромом Аспергера обычно имеют средний или выше среднего уровень интеллекта. Более того, вполне вероятно, что среди людей с синдромом Аспергера чаще встречается высокий интеллект, чем среди населения в целом.

Вышеперечисленные признаки считаются значимыми симптомами синдрома Аспергера только в том случае, если они мешают человеку эффективно функционировать в повседневной жизни.

Если большинство из следующих утверждений относятся к вам, то есть вероятность, что у вас может быть синдром Аспергера:

– Социальные ситуации вызывают у меня замешательство.

– Мне тяжело вести “светские разговоры”.

– У меня есть склонность переводить любой разговор на себя или интересующую меня тему.

– Я хорошо запоминаю детали и факты.

– Мне тяжело понять, что думают и чувствуют другие люди.

– Я могу полностью сосредоточиться на некоторых занятиях или темах в течение очень продолжительного времени.

– Люди часто обвиняют меня в грубости, даже когда это вышло совершенно случайно.

– У меня есть необыкновенно сильные, очень ограниченные интересы.

– Я часто придерживаюсь раз и навсегда установленного образа действий, от которого я не отступаю ни на шаг.

– Мне всегда было трудно заводить друзей.

Двойной диагноз

У людей с синдромом Аспергера часто диагностируют другие расстройства. Некоторые наиболее распространенные диагнозы включают:

– Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

– Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР)

– Депрессия (большое депрессивное расстройство или адаптационное расстройство с депрессивным настроением). Тем не менее, люди с синдромом Аспергера часто испытывают депрессию просто по причине одиночества и разочарования в результате проблем с социализацией.

– Генерализированное тревожное расстройство

– Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

Каждый из этих других диагнозов может по-своему отразиться на человеке с синдромом Аспергера, и он может нуждаться в лечении. Дополнительную информацию об этих расстройствах можно получить в Интернете, библиотеке или у специалиста по психическому здоровью.

Ответственность за себя

У некоторых людей есть проблемы с изучением математики или чтением, а у людей с синдромом Аспергера есть такие же проблемы с социальным познанием. Эти проблемы могут помешать человеку стать полностью самостоятельным. Однако поскольку люди с синдромом Аспергера имеют средний или выше среднего интеллект, и синдром Аспергера не вызывает серьезных физических ограничений, в нашей стране ожидается, что люди с этим синдромом станут независимыми взрослыми. Это может стать трудной задачей, но это вполне возможно.

Если у вас синдром Аспергера, то с большой вероятностью, вы уже добились огромного прогресса в контроле над своим расстройством. Подумайте о том, какое поведение вызывает у вас проблемы в повседневных социальных ситуациях, и решите, можете ли вы научиться контролировать или менять его. Внимательно анализируйте свое поведение и поведение людей вокруг вас. Посещение группы поддержки может предоставить вам необходимую обратную связь, которая поможет вам в отношениях с другими людьми. Это может вызвать у вас дискомфорт, но в конечном итоге это того стоит.

Если вы взрослый человек с синдромом Аспергера, то помните, что вы все равно несете ответственность за свои действия. Может быть легко списать грубость или бесчувственность к другим на синдром Аспергера, но люди с синдромом Аспергера обладают полной свободой воли и властью делать собственный выбор. Люди с синдромом Аспергера нуждаются в понимании в отношении своего расстройства со стороны семьи, специалистов и общества в целом. Однако аспи точно так же должны учиться уважать других и понимать, что даже если у других людей нет синдрома Аспергера, у них есть свои уникальные проблемы. Многие социальные отношения можно улучшить, если обе стороны будут стараться и уважительно относиться к своим различиям.

Модификация и управление сенсорными ситуациями

По некоторым оценкам как минимум 40% людей с синдромом Аспергера имеют необычную чувствительность к некоторым сенсорным стимулам. Им может быть сложно обрабатывать или интегрировать информацию одной или всех сенсорных систем: зрения, слуха, вкуса, запаха, прикосновений, баланса и тяжести. Сенсорные чувствительности часто становятся главным препятствием для функционирования в повседневной жизни. Для некоторых людей с синдромом Аспергера такие мелочи как жужжание флуоресцентной лампы или шум машин на дороге могут быть очень травматичными.

Многие эксперты считают, что сенсорные трудности – это причина многих симптомов синдрома Аспергера, включая повторяющиеся движения тела, ограниченный контакт глазами и плохую физическую координацию.

К сожалению, поскольку окружающий мир не адаптирован к потребностям людей с синдромом Аспергера, они не могут полностью избежать неприятных сенсорных ситуаций. Однако все равно есть методы, которые позволяют снизить контакт с подобными стимулами и уменьшить их негативное влияние.

Основной метод лечения сенсорных проблем, которые связаны с синдромом Аспергера – это сенсорная интеграционная терапия. Обычно ее проводит трудотерапевт или физиотерапевт. Она сводится к тому, что пациент постепенно контактирует с неприятными сенсорными стимулами в контролируемых объемах. Обычно сенсорная интеграционная терапия применяется для лечения детей, но во многих случаях она помогает и взрослым. Если вы знаете или подозреваете, что у вас проблемы с сенсорной интеграцией, то очень важно проявить активность и найти метод, который
сможет вам помочь.

Изучайте, какие ситуации, окружение или предметы помогают вам успокоиться и сосредоточиться. Тщательно следите, чтобы в течение дня вы проводили достаточно времени в успокаивающей обстановке, в случае необходимости увеличивайте это время.

Носите с собой “набор для комфорта” каждый раз, когда вы выходите из дома. Он должен содержать предметы, которые помогают вам блокировать неприятные ощущения или снижают вашу тревожность, связанную с сенсорикой. Это могут быть беруши, нюхательные соли или мячики для стресса.

Ваш дом – это сфера, связанная с максимальным контролем над сенсорным опытом. Выбирая место проживания, важно учесть возможные сенсорные проблемы, включая шум машин, низко пролетающие самолеты или яркие огни фонарей по вечерам.

Иногда очень важна дополнительная звуковая изоляция жилого помещения, лампы и лампочки с затемнением или другие лампы подходящей яркости. Используйте приятные вам звуки – музыку, фонтан и так далее. Выбирайте такие цвета и текстуры для мебели и обоев, которые создадут для вас максимально спокойную атмосферу дома.

Читайте также:  Дистимия - симптомы, лечение, типы

Профессиональное образование

Если вы заинтересованы в профессиональном образовании, то проанализируйте различные учебные заведения и то, насколько они соответствуют вашим потребностям. Подумайте о том, насколько вам комфортно в разных размерах класса, во время групповой работы и так далее, понадобится ли вам максимально структурированная учебная атмосфера. Вам также стоит уточнить, какие услуги предоставляет это учреждение для студентов с особыми потребностями. Дистанционное обучение может быть приемлемым вариантом, но сначала вам следует рассмотреть социальные и академические возможности, которые предлагают более традиционные учебные заведения.

Трудоустройство

Если вы заинтересованы в трудоустройстве, то стоит искать такую работу, которая сможет использовать ваши самые сильные стороны, интересы и способности. Хорошо структурированная работа с очень четкими результатами труда может обеспечить вам чувство безопасности и руководство. Работа, где основной акцент делается на деталях, может оказаться идеальной для вас, особенно если она не требует частого социального взаимодействия. С другой стороны, вам могут не подойти профессии, которые требуют высокого уровня социальной чувствительности. Ищите работодателя, который с пониманием отнесется к вашим трудностям с прочтением социальных ситуаций.

Жилищные условия

Даже для людей без синдрома Аспергера переезд из родительского дома и самостоятельная жизнь – это огромный шаг. Однако для людей с синдромом Аспергера переход к независимой жизни связан с особыми проблемами.

Многочисленные перемены и новая ответственность, которые связаны с независимой жизнью – это настоящий шок для людей, которые очень зависят от жесткого распорядка. Так что важно, чтобы переход к полной независимости осуществлялся очень постепенно. Возможными вариантами являются квартиры с наблюдением, которые несколько раз в неделю посещают сотрудники, или групповые дома с наблюдением. Часто желательно поначалу жить в новом помещении лишь несколько дней в неделю, а остальные дни проводить в доме со своей семьей.

Если вы собираетесь жить с соседями по квартире, учтите, что они могут относиться к вашему расстройству с меньшим пониманием, чем члены семьи. Постарайтесь достичь с ними компромисса, чтобы добиться стабильной обстановки в квартире.

Хотя полезно заранее запланировать и создать жесткий распорядок для готовки, уборки и похожей работы по дому, у независимой жизни есть много аспектов, которые нельзя запланировать заранее. В подобных ситуациях очень важно получить адекватную поддержку от друзей или семьи.

Знаменитые люди, у которых мог быть синдром Аспергера

Некоторые эксперты считают, что несколько известных исторических личностей могли иметь синдром Аспергера, включая:

– Британскую писательницу Джейн Остин

– Американского художника Энди Уорхола

– Льюиса Кэрролла, автора “Алисы в стране чудес”

– Древнегреческого философа Сократа

Среди наших современников, согласно заявлениям некоторых источников, у известного американского режиссера Стивена Спилберга и канадского актера Дэна Акройда диагностирован синдром Аспергера.

Позитивные аспекты синдрома Аспергера

Хотя синдром Аспергера может осложнить жизнь во многих отношениях, он также может быть связан с уникальными дарованиями.

– Многие люди с синдромом Аспергера обладают необычно хорошей памятью.

– Сосредоточенность на своих интересах может привести к обширным знаниям по отдельным темам. Люди с синдромом Аспергера часто становятся ведущими экспертами в сфере своего интереса.

– Систематическое мышление и ориентированность на детали могут быть очень полезными особенностями, особенно в некоторых профессиях, например, бухгалтерском учете, компьютерном программировании или инженерном деле.

– Еще важнее то, что синдром Аспергера позволяет посмотреть на мир с уникальной точки зрения. Людям с синдромом Аспергера может не хватать социального познания, но одновременно они могут оценить то, что не замечает остальной мир.

Представленный выше материал — перевод текста “What is Asperger Syndrome?”.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера – это нарушение в развитии, которое отмечается серьезными сложностями в социальном взаимодействии, а также повторяющимся, стереотипным, ограниченным репертуаром действий, занятий, интересов. От аутизма отличается сохранностью речевых, а также когнитивных способностей, выраженной неуклюжестью. Это расстройство получило свое название в честь Ганса Аспергера австрийского педиатра и психиатра, описавшего в 1944 году детей, для которых характерно отсутствие способностей к невербальному общению и наблюдалась ограниченная эмпатия относительно сверстников. Сам Аспергер применял значение расстройства относительно физической неловкости у детей.

Термин синдром Аспергера впервые был предложен в 1981 году английским психиатром Лорной Уинг. Современная концепция расстройства возникла в этом же 1981 году и, вначале 1990-х были разработаны диагностические стандарты.

Относительно различных аспектов синдрома остается достаточно много нерешенных вопросов и остается неизвестным, отличается ли это расстройство от высокофункционального аутизма. Было вообще предложено отказаться от диагноза синдром Аспергера, поменяв его на диагноз заболевание аутистического спектра с уточнением степени тяжести. Окончательно не установлена точная причина данного синдрома, хотя исследования и не исключают возможность генетической базы, но известной генетической этиологии не существует. Сложности возникают и с лечением: нет единого, а существующие методы лечения поддержки ограничены.

Состояние многих детей становится лучше по мере взросления, однако коммуникационные и социальные проблемы могут сохраняться. Отдельные исследователи, а также лица с данным расстройством полагают правильным относить синдром Аспергера к отличию, а не к инвалидности. Это расстройство относится к общим нарушениям развития личности. Статистические данные имеют сведения, что расстройству чаще подвержены мальчики, и из всех зарегистрированных случаев они составляют 80%. Некоторые ученые выдвигают версию, что этот синдром свидетельствует о существенной разнице в функционировании головного мозга у мужчин, чем у женщин и поэтому мужчины гораздо чаще бывают талантливыми и гениальными. Данное расстройство психики отмечалось у Ньютона, Эйнштейна, режиссера Стивена Спилберга.

В настоящее время нет единого мнения, как называть этот симптомокомплекс: синдромом или расстройством. Итак, синдром Аспергера – это пожизненное расстройство, характеризующееся выраженными трудностями в социальном взаимодействии, восприятии окружающего мира, а также повторяющимся, стереотипным комплексом занятий и интересов.

Причины

Единых и точных причин происхождения заболевания не выявлено, предположительно оно имеет одинаковые корни с аутизмом. Главную роль в развитии этого синдрома отводят генетическому фактору (наследственности). Известны случаи, когда представители одной семьи в той или иной степени имеют признаки синдрома Аспергера.

К причинам расстройства также относят влияние биологических, и вредных (тератогенных) факторов, действующих на организм женщины в начале беременности.

Кроме этого, предполагают влияние факторов окружающей среды после рождения, однако эта теория существует без научного подтверждения.

Симптомы

Являясь скрытым расстройством, очень сложно по внешнему виду выявить синдром Аспергера.

Диагностируют расстройство по известной триаде нарушений:

  • социальная коммуникация;
  • социальное взаимодействие;
  • социальное воображение.

Дети с синдромом Аспергера существенно выделяются среди других детей, да и сам ребенок, страдающий данным синдромом также замечает, что он отличается от других.

Синдром Аспергера у детей и его симптомы затрагивают коммуникацию. Выражается расстройство в сложности понимания интонаций, жестов, выражении лица. Малыш не способен интонировать свою речь и не может понять эмоций других людей. С виду такой ребенок кажется равнодушным, а также эмоционально уравновешенным. Это провоцирует трудность в коммуникации и неспособность завести друзей.

Дети с этим расстройством не могут завести беседу, подобрать интересную тему для разговора, не способны понять, что уже пора заканчивать разговор, если он все же состоялся, но не представляет никакого интереса для собеседника. Малыши используют предложения и сложные слова не в полной мере и, не понимая их значение, однако зачастую ставя своими знаниями в тупик собеседника. Подобным детям свойственно буквальное понимание информации, той или иной фразы, у них отсутствует чувство юмора, они не понимают завуалированные обороты речи, иронию и сарказм.

Синдром Аспергера у взрослых и его симптомы отмечаются в социальном взаимодействии. Такие люди не понимают неписаных социальных правил (нельзя стоять слишком близко к собеседнику, тем самым нарушая жизненное пространство, необходимо соблюдать в речи правила приличия и такта).

Людям, страдающим данным синдромом, сложно создавать, а также поддерживать дружеские связи.

Они не могут осознать, что дружба предполагает такие понятия, как сопереживание, умение ждать, поддержка друг друга, сочувствие, обсуждение не только его интересующих тем, но и интересов друга. Зачастую бестактность, а также некорректность в общении с другими индивидами отталкивает от них.

Спустя время, страдающие синдромом Аспергера обучаются нормам поведения, а также понятиям дружбы, что основано на интуитивном копировании. Сами больные зачастую обладают тонкой душевной организацией, однако нередко обижают окружающих личными высказываниями, сами не понимая и не желая этого. Люди с данным синдромом часто имеют богатое воображение и фантазию. Среди них много известных писателей, ученых, музыкантов.

Синдром Аспергера у взрослых проявляется в не способности играть в ролевые и творческие игры, людям трудно изображать и притворяться кем-то. Такие люди отдают предпочтение тем занятиям и играм, где требуется последовательность действий и логика (решение математических задач, разгадывание головоломок, кроссвордов). Считая мир беспорядочным и хаотичным, эти люди стремятся наладить в своем мирке определенный и строгий порядок. Им свойственно создавать определенные жесткие правила и ритуалы, строго соответствуя им и заставляя подчиняться окружающих. Например, дорога на работу должна быть одной и той же, без всяких отклонений, правил также опозданий. Любой сдвиг способен спровоцировать выраженную тревогу, депрессию. Для взрослых, страдающих данным расстройством, зачастую вызывает определенную трудность, а также способность интерпретировать интонации, чувства, мысли других людей, поскольку они не способны воспринимать язык тела (мимику и жесты). Им очень тяжело воспринимать мнение других людей, поскольку оно отличается зачастую от собственного.

Расстройство обнаруживает себя в следующих симптомах: одержимость узкими интересами, сенсорные нарушения, физическая неуклюжесть, проблемы со сном.

Люди с данным синдромом склонны к одержимости чрезмерного коллекционирования, хобби, а также других увлечений. Причем все эти увлечения способны быть настолько узкими, что зачастую непонятны окружающим. Часто интересы сводятся, прежде всего, к средствам передвижения, математике, компьютерам, астрономии. Знания в интересующих их темах настолько бывают глубокие, что они добиваются успехов в профессиональной сфере.

Личности с данным синдромом порой очень чувствительны и не переносят яркий свет, шум, определенные виды пищи, резкие запахи.

Синдром Аспергера у детей отмечается в недостаточном развитии навыков, требующих ловкости, дети часто сталкиваются с трудностями в развитии мелкой моторики (сложно вырезать ножницами, писать, лепить). Походка у них может быть неустойчивой, шатающейся, из-за нарушений координаций движений. Такие индивидуумы не могут совершать последовательные мелкие движения. У них отмечаются проблемы и трудности со сном (ночные пробуждения, проблемы с засыпанием, тяжелый ранний утренний подъем).

Диагностика осуществляется группой специалистов из разных областей. Проводится генетическая, неврологическая экспертизы, исследуются психомоторные навыки, проводятся интеллектуальные тесты, определяются способности к самостоятельной жизни.

Диагностируется нарушение в возрастном интервале от 3 до 10 лет и чем ранее диагноз установлен, тем менее травматично он протекает для семьи и для ребенка.

Черты расстройства у малышей могут быть обнаружены педагогами, родителями, врачами, наблюдающими за развитием, но окончательное подтверждение диагноза выносится детским или подростковым психиатром.

Для исключения органических заболеваний головного мозга осуществляется неврологическая диагностика (МРТ головного мозга, ЭЭГ).

Лечение синдрома Аспергера

Не существует специального лечения данного нарушения. Фармакологическая поддержка в индивидуальном порядке включает назначение психотропных препаратов (психостимуляторов, нейролептиков, антидепрессантов). Немедикаментозная терапия состоит из тренингов по обучению социальным навыкам, занятий с логопедом, ЛФК, когнитивно-поведенческой психотерапии.

Эффективность социальной адаптации малышей с синдромом Аспергера зависит от правильной организации психолого-педагогического сопровождения ребенка на разных этапах его жизни.

Дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, однако им необходимо создать индивидуализированные условия обучения (организовать стабильную среду, создать мотивацию, способствовать академическим успехам, сопровождать тьютором и др.).

Данное расстройство полностью не преодолевается и ребенок, вырастая, остается с теми же проблемами. Треть больных людей во взрослом возрасте создают семьи, живут самостоятельно, трудятся на обычной работе. Наиболее успешными оказываются индивиды, показывающие высокий уровень компетентности в интересующих их областях.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии синдрома Аспергера обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Оцените статью
Добавить комментарий