Тренинг личностного роста – виды, цель базового тренинга

Тренинг личностного роста – виды, цель базового тренинга

Тренинг личностного роста – виды, цель базового тренинга

В рамках тренингов личностного роста создается обучающая среда, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни. Они имеют так называемую интраперсональную ориентацию, а взаимодействие осуществляется в границах Я-Я.

Цель тренинга – увидеть и осознать новые возможности, которые есть в каждом человеке. Он предполагает изменения и требует готовности к ним, желание этих изменений. Шейн и Беннис отмечали, что цели тренинга личностного роста могут меняться от группы к группе, но обычно включают следующие аспекты:

– развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне;

– понимание условий, затрудняющих или облегчающих функционирование группы (таких, как размеры группы и членство);

– постижение межличностных отношений в группе – например, совершенствование коммуникативных умений для более эффективного взаимодействия с другими;

– овладение умениями диагностики индивидуальных, групповых и организационных проблем – например, разрешение конфликтных ситуаций в группе и укрепление групповой сплоченности.

Уникальность тренингов личностного роста заключается в том, что никто не говорит участникам, как следует жить, это решение они должны принять самостоятельно. Участники сами обнаруживают то, как по-разному можно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия в отношении себя, своих близких и коллег. Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым и настоящим.

В тренинге личностного роста человека могут ожидать сильные эмоциональные потрясения, встряски, что грозит определенной утратой самоконтроля – ведь участнику тренинга нужно выполнять указания тренера или упражнения, смысл которых неочевиден. Слезы участников являются показателем нормального продвижения группы к намеченной цели. Поэтому, когда человек идет на тренинг личностного роста, он как бы дает согласие на то, чтобы с ним делали то, что ему не очень понятно и приятно. Иными словами, прежде чем становиться участником тренинга личностного роста, нужно четко понять: действительно ли вы хотите что-то поменять в себе или ваша нынешняя жизнь вас все же устраивает? На практике это означает жесткий отбор тренером будущих участников. Здесь мало одного желания измениться самому, начать “с понедельника” новую жизнь. Ведущий должен оценить степень психического здоровья потенциальных участников, отсечь эмоционально неуравновешенных лиц и лиц с психическими патологиями.

Задача тренера стимулировать процессы принятия индивидом самостоятельных решений, ранжирования и структурирования жизненных целей и ценностей. Для этого могут применяться различные техники и исследовательские подходы (когнитивная психотерапия, гештальт терапия, техники экзистенциального подхода и др.

Когнитивная психотерапия — одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального подхода в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов, в первую очередь мышления, в возникновении различного рода психологических проблем и психических отклонений (например, депрессии, чувства вины, неудовлетворенности собой, пустоты и бессмысленности существования). В трактовке Бека — тренинг личностного роста, построенный на использовании техник когнитивной терапии, это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациенту овладеть следующими операциями: обнаруживать свои негативные автоматические мысли; находить связь между знаниями, аффектами и поведением; находить факты “за” и “против” этих автоматических мыслей; подыскивать более реалистичные интерпретации для них; выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта. Для их осуществления ведущим используются приемы мысленного эксперимента, переоценки событий, децентрации, самовыражения, “декастрофикации”, целенаправленного повторения желаемого поведения, конструктивного и модифицирующего воображения (метафоры, сказка терапия и т.п.).

В использовании гештальт подхода в групповой работе наиболее привлекательным выглядит гештальт терапия, разрабатываемая Кливлендским институтом Гештальта, который рассматривает группу как целостную систему, имеющую границу с внешней средой и сложную структуру в виде подгрупп, пар, отдельных членов, также обладающих своими границами и своей целостностью. Каждая из этих целостностей в тот или иной момент времени может становится фигурой, отодвигая остальные в фон и проходить свой цикл контакта. Исходя из этого, терапевтическая работа ведется на всех уровнях группы (групповом, подгрупповом, межличностном и внутриличностном). При этом широко используются понятия динамической групповой терапии: представления о групповых ролях и нормах; о стадиях группового развития и терапевтической тактике в зависимости от групповой стадии.

Целью гештальт-группы является пробуждение организмических процессов в каждом участнике. Долговременной целью группы является достижение личностной зрелости путем избавления от старых непродуктивных форм поведения и создания новых поведенческих стереотипов, и каждый используемый терапевтом прием должен поддерживать члена группы на пути к полному функционированию и подлинности. Каждый раз, когда руководитель фокусирует внимание группы на сознавании процессов, принадлежащих внутренней и внешней зонам, способность членов группы адекватно взаимодействовать с окружением и с самими собой возрастает. По мере роста степени осознанности самовосприятия члены группы находят все лучшие способы использования естественных процессов для установления и прекращения контактов с окружением. Это позволяет выявлять незаконченные ситуации (незакрытые гештальты) и завершать их.

Ведущий отвечает за темп работы группы и управляет им. Он может начать с серии групповых упражнений, которые фокусируют внимание на сознавании процессов установления и прекращения контактов, затем предложить добровольцу занять “горячее место”. Доброволец должен придерживаться принципа “здесь и сейчас” и отдавать себе отчет о содержании своего сознания. Тренер не интерпретирует поведение добровольца и не направляет его на обсуждение конкретных вопросов. Он следует за рассказами добровольца, поддерживает его попытки осознания своих чувств и невербальных контактов. Это есть ничто иное как ситуация “сознавания настоящего”.

Приемы, которые используются в гештальт-группах направлены на расширение сознавания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами , принятие ответственности за себя и преодоление сопротивления . Гештальт процедуры и методики оказывают большое влияние на участников, так как позволяют им за короткий отрезок времени выявить некоторые ранее неосознаваемые ими особенности своего “Я”. При этом ведущий группы должен быть опытным терапевтом, т.к. в работе в членами группы необходимо тщательно сочетать фрустрацию и поддержку.

Тренинг личностного роста

Личностный рост не имеет однозначного толкования. Под ним обычно подразумевается процесс психологического самосовершенствования человека в самом широком спектре его проявлений. Это может быть внутреннее состояние (обретение уверенности, духовной гармонии, примирение с самим собой), отношения с внешним миром («Я и Другие»), способность к профессиональным, духовным, социальным достижениям, к самореализации в творчестве, в бизнесе, в семейной жизни и т.п.

Личностный рост — это прежде всего качественные изменения. Они переводят возможности человека на новый уровень и позволяют успешно решить жизненные проблемы, открывают новую перспективу.

Тренинги личностного роста схожи с групповой психотерапией. Однако они имеют целью не лечение и по большей части не помощь, а личностное развитие. То есть в них преобладает не отрицательная, а положительная мотивация.

Хотя четко различить указанные области не так просто. Личностное развитие невозможно без преодоления личностных проблем, то есть без психотерапевтического влияния, а психотерапия должна ставить своей целью не только «лечение», но и развитие и гармонизацию личности, иначе терапевтические влияния не будут эффективными и устойчивыми.

Впрочем, психотерапевтический тренинг также можно отнести к инструментарию социальной психологии, поскольку психотерапевтический эффект достигается в нем благодаря использованию закономерностей групповой динамики в тренинговой группе.

Существуют бесчисленные разновидности тренингов личностного роста. Их методы и задачи могут пересекаться, а техники одних активно заимствоваться другими. Поэтому их классификация достаточно условна. Обычно выделяют следующие виды таких тренингов.

Коммуникативный тренинг

Общение — одна из важнейших функций человека как в профессиональной области, так и во всех других важнейших сферах жизни. Тренинг общения, или коммуникативный, относится к самым распространенным социально-психологическим тренингам. Его цели:

  • овладение знаниями, умениями и навыками эффективного общения;
  • преодоление барьеров в общении;
  • коррекция и формирование установок, необходимых для успешного общения в различных жизненных ситуациях.

Успешность общения зависит от готовности ориентироваться на другого человека, признавать ценность его личности, принимать во внимание интересы партнера.

Важнейшим фактором эффективности общения является коммуникативная компетентность. Для ее развития применяют перцептивно-ориентирован коммуникативный тренинг.

Тренинг сензитивности

Их название происходит от англ. — sensitiveness. Сензитивные тренинги направлены на

  • повышение чувствительности к внутреннему миру (мыслей и чувств) и психологических характеристик других людей или социальных групп,
  • развитие способности понимать своеобразие отдельного человека, наблюдать по его психологическими особенностями и запоминать их;
  • способности интерпретировать поведение, чувства и мысли других людей;
  • способности различать особенности социальных групп и выявлять чувствительность к групповых процессам;
  • умение прогнозировать поведение, мысли и чувства других, а также процессы, которые происходят в социальных группах.

Тренинг ассертивности (уверенного поведения)

Чаще всего причинами неуверенности человека в себе являются разнообразные социальные страхи, такие как:

  • страх критики, ошибки, контакта, публичного присутствия, страх попросить, потребовать, отказать или получить отказ;
  • поведенческий дефицит, то есть неразвитость навыков социального контакта, предъявления требований, открытого выражения желаний и чувств, умения сказать «Нет»;
  • когнитивный дефицит, который выражается в недооценке своих успехов и переоценке неудач,концентрировании внимания преимущественно на негативных событиях.

Тренинги ассертивного поведения (англ. — assertiveness), или тренинги уверенности в себе, опираются преимущественно на методы поведенческой (бихевиоральной) терапии. Их цель — научить робкого и застенчивого человека, имеющего проблемы в общении, навыкам уверенного поведения, самопрезентации, самоутверждения и отстаивания своих прав в межличностных отношениях. Которые не должны, конечно, превращаться на агрессивное поведение.

Гендерный тренинг

Задача таких тренингов — способствовать развитию человека, связанному с гендерной идентичностью, гендерными ролями, гендерными отношениями и др. Речь идет о содействии полноценному социальному и личностному становлению мужчин и женщин путем исследования различных аспектов собственной женственности и мужественности.

Читайте также:  Психология воспитания детей 2, 3, 4, 5 лет - советы

Заметная составляющая такого тренинга — работа с гендерными ролями, а именно:

  • раскрытие важных мужских и женских ролей;
  • перестройка собственных представлений о мужских и женских ролях;
  • принятие собственных ролей, а не отрицание их;
  • изменение ролевого поведения, если оно в чем-то не устраивает;
  • обогащение ролевого репертуара новыми вариантами женских и мужских ролей.
  • освобождение от власти гендерных стереотипов и предрассудков;
  • улучшение взаимопонимания и преодоления конфликтов между мужчинами и женщинами в различных сферах жизни;
  • содействие положительному решению семейных и супружеских конфликтов.

Тренинг эмоциональной компетентности

Эмоциональные тренинги ставят своей целью научить человека не только осознавать свои эмоции, но и управлять ними, а также понимать эмоции партнера по общению. Данная система умений и навыков называется эмоциональной грамотностью или компетентностью (англ. — emotional literacy).

Эмоциональная компетентность включает:

  • знания о собственные чувствах, умение их назвать, определять их силу и т.п.;
  • развитую эмпатию, умение распознавать чувства и эмоции других людей;
  • владение своими эмоциями;
  • умение восстанавливаться после эмоциональных потерь;
  • сочетание всех этих умений, их интеграцию.

На основе этой концепции ее автор Пэрри Штайнер (Steiner, Perry) разработал оригинальный тренинг эмоциональной грамотности.

Тренинг креативности (творчества)

Креативные тренинги — это особая группа социально-психологических тренингов, которые посвящены развитию креативности человека, раскрытию его творческого потенциала, выработке навыков нестандартного мышления, формированию стратегий творческой деятельности и др.

Среди разновидностей тренингов креативности наиболее популярными являются:

  1. Мозговой штурм (англ. — brainstorming) — метод генерации идей (при условии запрета критики) с дальнейшим их обработкой.
  2. Синектика — метод, в основе которого лежит использование аналогий.
  3. Морфологический анализ — метод, который базируется на системном анализе исследуемого явления или модели.

Мотивационный тренинг

Мотивационные тренинги относят к тренингам личностного роста, хотя чаще всего используют в бизнесе для повышения мотивации деятельности персонала.

Принципы мотивационного тренинга (по О.В. Сидоренко):

  1. Метафорическая биологизация — использование живой энергии природных мотивов;
  2. Мотивирующая сила — повышение мотивации к участию в тренинга;
  3. Парадоксальность — использование игры и экспериментирования с парадоксальными закономерностями;
  4. Образность — углубленное понимание и усвоение материала благодаря использованию образов;
  5. Баланс комфорта и дискомфорта — использование дискомфорта как мотивирующей силы;
  6. Направленность на использования результатов в менеджменте (повышение практической значимости тренинга.

Тренинг лидерства

Лидерские тренинги используются чаще всего в сфере бизнеса для решения проблем управления.

В процессе проведения данных тренингов в зависимости от потребностей клиентов акцентируются или на развитии личностных черт лидера, или на совершенствовании навыков управления.

Цели тренинга лидерства:

  1. Осознание и коррекция таких элементов лидерского поведения, которые вызывают у человека трудности;
  2. Поиск и использования ролевых личностных ресурсов для решения лидерских задач, возникающих перед человеком;
  3. Развитие спонтанности, творчества и интуиции, повышение самооценки лидера.

В таком тренинге могут изучаться личностные черты лидера и личностные типы лидеров (например, организатор, создатель, боец, дипломат, утешитель).

Важная составляющая лидерских тренингов — изучение и совершенствование стратегий управления (лидер или администратор), стилей руководства (авторитарный, авральный, деловой, демократический, либеральный, компромиссный).

Для этого используются самые разнообразные методы, т.к. тренинги лидерства могут опираться на различные теоретические парадигмы.

Шесть причин пройти тренинг личностного роста

«Каковы цели тренинга личностного роста? Зачем они нужны, ведь в интернете и так полно информации?!»

Если вы так думаете (или вы сами тренер, и подобные вопросы задают ваши клиенты), обязательно прочитайте эту статью. Узнайте 6 ценных особенностей тренингов и начните изменять свою жизнь уже сейчас!

— Одна голова хорошо, а две лучше
(с) народная мудрость

На днях знакомая высказалась по поводу моей работы: «Не понимаю, зачем нужны тренинги личностного роста? Ведь можно все прочитать бесплатно в Интернете».

Я сначала удивилась, ведь мне это ясно, как божий день. Тренинги — мое Предназначение, моя жизнь, они дали мне отличные инструменты по самопознанию.

Они реально помогают, дают результат — в отличие от информационной «свалки», которой можно «учитаться вусмерть» в Сети. Все пройденные мной тренинги многократно окупились как в плане заработка, так и в смысле улучшения моей жизни.

Но потом я подумала, что еще несколько лет назад думала также, как и моя знакомая. Что я все сама найду в Интернете, что я самая умная и «незачем деньги тратить на тренинги».

Пока серьезная ситуация со здоровьем и отношениями и полная невозможность найти ответ самостоятельно не привели меня на мою первую психологическую группу. Что, в итоге, сформировало мое призвание и кардинально изменило жизнь. Но, про историю моего поиска предназначения отдельно.

А пока расскажу, на личном опыте, почему работа на тренинге (онлайн или вживую) лучше «одиночного плавания».

1. Вы получаете понятную и точную экспертную информацию

Информация по-прежнему правит миром. Вовремя и к месту сказанное слово может быть важнее сотен книг, но«потом».

Да, в интернете якобы все есть. Но, во-первых, есть там далеко не все. Например, лучшие фишки и методики даются только на тренингах. Больше нигде ни в текстовом, ни в видеоформате их не найти.

А, во-вторых, сколько времени вы потратите, выбирая крупицы сути из моря шлака, который выдал поисковик? Даже если ты что-то и найдете (и не сойдете с ума от перегруза мозга) — кто гарантирует, что эта информация достоверна?

Тренер как раз отвечает за то, что все, что он дает — проверено и испытано, хорошо структурировано для понимания учеников. В такую информацию вложены года труда и опыта, и она действительно имеет высокую ценность.

2. Развитие по системе «С нуля до результата»

Самостоятельно вы занимаетесь хаотично. Ну, интересно попробовать одно, другое, что-то почитать о том и об этом… Это важный этап на пути самопознания, его проходят большинство ищущих.

Но если у вас есть цель личностного роста и хочется достичь конкретного результата — нужна система. Все должно идти поэтапно, от простого к сложному, с заданиями и информацией, соответствующими каждому уровню развития.

Это как инициация в обрядах наших предков. Она наступала в определенный момент и проходила под присмотром старших. Есть общие законы, которые — для безопасности самого же адепта — лучше не нарушать.

Хорошие тренинги дают упорядоченную систему. Она понятна, безопасна и эффективна. Результат у вас от этого гораздо выше и наступает быстрее.

3. Ваша мотивация для роста, «зажигание»

Работа в группе — лучший способ избежать самосаботажа, этой огромной ловушки, в которую сливаются многие «одиночки личностного роста».

В тренинговых программах есть конкуренция или, наоборот, поддерживающее партнерство, дедлайны, проверки — в общем все, что заводит и не дает расслабиться.

Плюс «энергетический заряд» группы. Бывает, кажется, что все, сил у тебя нет — и тут кто-то всех завел, вбросил классную идею — и понеслось!

При этом — вот в чем кайф — не нужно себя постоянно заставлять. Тренер дает тебе как бы «волю взаймы». Он тебя подбадривает, мотивирует, провоцирует.

Ты не тратишь энергию на сомнения — «а правильно ли я делаю, а что же еще надо, или пойти полежать…» Ты просто слушаешь мастера и выполняешь задания.

Это помогает направить всю свою энергию на достижение выбранной цели. Не теряя ее на сопротивление и борьбу с собой.

Мне нравятся тренинги, где участники выбывают из программы, если не выполняют заданий тренера и не отчитываются по ним. Тут не надо жестить, у всех бывают жизненные обстоятельства. Но четкий срок (например, два предупреждения — и вылет) работает очень хорошо. Это отлично действует и мотивирует.

4. Вы находите поддержку у единомышленников и тренера

Когда ты работаешь один, то не всегда понимаешь, получается у тебя или нет. Это касается и развития тела, и обретения новых личностных качеств.

Ты прочитал технику в книжке, но, возможно, делаешь ее «чуть-чуть не так», поэтому нет результата. Или у тебя вообще особый случай, в той же книжке не описанный.

Да, и что самое обидное — ты такой замечательный, столько всего узнал… А поделиться этим не с кем.

На тренинге ты получаешь индивидуальную коррекцию ошибок, советы именно для тебя. Ты можешь видеть, как продвигается группа, задавать вопросы ведущему и участникам.

Видя, как люди решают схожие с твоими проблемы, часто получаешь бесценные для себя ответы; раскрываешь личные глубины понимания и доверия.

Да, и, честно говоря, социальное одобрение, положительная реакция других людей на наши достижения нам всем просто необходимы. Это заложено в нашей природе.

Я очень люблю моменты живого общения на группе, когда мы делимся своими достижениями и проблемами, смотрим на примеры других, вместе обсуждаем вопросы. Всего этого мне больше всего не хватало, когда я вела «путь одиночки».

5. Новый, неожиданный взгляд и методы решения проблем

У всех нас на себя «глаз замыленный». У вас наверняка бывало такое: вы обдумывали проблему и ходили по одному и тому же кругу раз за разом? Что-то внутри словно стопорит, прокручивает, и без толчка извне из этой колеи не выбраться.

Приведу личный пример. Когда я пришла первый раз на арт-терапию, у меня было за плечами уже 4 курса педвуза по специальности ИЗО. И я, немного с «распальцовкой», думала: «Чему меня еще здесь научат?» Но! Уже на первом занятии мир перевернулся.

До этого я училась рисованию, как средству переноса красоты мира на бумагу при помощи карандаша и красок. С законами перспектив, светотени и т.д.

А здесь вдруг рисование стало волшебным инструментом отражения моих внутренних переживаний, моего бессознательного. Я видела, как простейшие, почти детские рисунки показывают, например, положение дел в моей семье, мои истинные мечты, мою внутреннюю боль и радость.

Как каракули, нарисованные с закрытыми глазами, вдруг открывают мне причину моей обиды или болезни. Я бы сама просто не докопалась до такого, даже если бы села и стала долго и мучительно думать.

На тренингах всегда есть свежий взгляд и новые методы решения ваших проблем. И они обычно оказываются довольно простыми и очень классными.

6. Отличное развлечение с пользой

Я была бы не я, если б не написала об этом. Тренинг личностного роста — это классное, мало с чем сравнимое, развлечение.

Время пролетает на одном дыхании, ты постоянно вовлечен в какие-то процессы, общаешься с людьми. Что-то пишешь, рисуешь, танцуешь.

Элитные тренинги сейчас строятся вообще как игры, красивые ритуалы, приключения.

Читайте также:  Почему жёны изменяют мужьям - причины и мотивы

Многие сейчас выбирают тренинги, мастер-классы, семинары в качестве альтернативы традиционному отдыху (в особенности ТВ и алкоголю). Даже театр и концерты не дают такого эффекта, ведь там ты всего лишь зритель, а здесь — участник, герой!

Плюс, конечно же, конкретная польза — ты решаешь какую-то свою проблему, получаешь новые знания и навыки, лучше понимаешь себя.

Два дня, проведенные на хорошем тренинге, ощущаются и вспоминаются как целый месяц жизни. Да, и потом еще долго «догоняют» разные озарения и позитивные изменения в жизни.

В одиночку, в обнимку с компьютером такого не пережить. Как же здорово, что тренинги личностного роста есть на свете!

Тренинг личностного роста

Тренинг личностного роста – это ряд занятий, устремленных на совершенствование индивидуальных качеств, содействующих успеху человека. Благодаря упражнениям, ориентированных на рост личности, человек способен менять нежелательные черты характера на более положительные, может освободиться от разнообразных отрицательных мыслей и негативных комплексов.

Личностный рост – целеустремленный процесс усовершенствования человека, стремление стать лучше. Личностным ростом считаются все ситуации, факторы и возможности, которые приближают индивида к достижению идеала.

Личностный рост предполагает формирование потенциала человека. Потенциал – совокупность характеристик индивида, выражающих его способность отталкиваться от внутренних устойчивых ориентиров, хранить стабильность деятельности при периодически меняющихся факторах влияния среды. Это ряд характерных свойств, которые помогают индивиду стать способным регулировать поведение, принимать решения, согласно личным представлениям.

Каждому потенциальному участнику группы важно знать, чем опасны тренинги личностного роста, чтобы вместо полезности не получить больше ущерба, и сохранить психическое здоровье.

Базовая цель тренинга личностного роста – внутренний рост индивида, саморазвитие и развитие уверенности.

Психологический тренинг личностного роста

Цель тренинга личностного роста – модификация мировоззрения, изменение стереотипов деятельности, препятствующей индивиду быть удачливым и более счастливым.

Субъект, желающий трансформировать индивидуальные особенности в более положительные и качественно другие характеристики должен пройти тренинг личностного роста. Индивид, прошедший данные занятия, станет более спокойным, уверенным, счастливым и духовно свободным, независимо от влияния обстоятельств и факторов среды проживания. Благодаря специальным психологическим методикам человек способен запрограммироваться на успех. Это происходит благодаря занятиям и специальным упражнениям, содействующим тому, что член группы сможет постигнуть свои глубинные установки, которые подсознательно больше всего влияют на существование и провоцируют определенные результаты деятельности.

Цель тренинга личностного роста – познать и осознать возможности (потенциал), заложенные в личности, которые предполагают качественные изменения. Цель способна изменяться зависимо от характеристик группы. Часто цели упражнений охватывают некоторые общие аспекты:

– формирование самопознания посредством снижения психологических барьеров и устранения чувства неискренности самой личности;

– вырабатывание условий и факторов, которые затруднят или облегчат функционирование группы (членство или размер группы);

– изучение отношений членов группы;

– усвоение умений диагностики организационных, групповых, индивидуальных проблем, как например, решение групповых конфликтных ситуаций, упрочение групповых связей, создание условий тренинга, достижение индивидуальных запросов.

Цель тренинга личностного роста достигается тогда, когда член группы может принимать независимое решение, как ему следует жить. Участники сами находят, насколько разнообразно можно воспринимать всю жизнь вокруг, могут делать ценные жизненные открытия, относительно своих самых родных людей, близких друзей и себя самого.

Человек, может переживать интенсивные эмоциональные потрясения и встряски, что зачастую приводит к утрате самоконтроля, поскольку ему нужно выполнять все упражнения или указания тренера, которые, бывает, не имеют очевидного смысла.

Каждому желающему участвовать в таких занятиях необходимо подумать, реально он собирается что-то изменить или все-таки нынешняя жизнь вполне его устраивает. Если человек окажется неготовым к изменениям или они ему не понадобятся, тогда тренер не допустит его в группу.

Будущие члены тренинга должны иметь желание начать новую жизнь, но еще должны подходить по определенным параметрам. Желающие стать участниками тренингов личностного роста обязаны быть психически здоровыми, эмоционально уравновешенными, спокойными и без психических отклонений.

Тренер группы должен стимулировать процесс принятия автономных решений индивидом, его ранжирование и структурирование жизненных ценностей, ориентиров и целей. Это делается посредством применения различных техник, приемов и исследовательских подходов, таких как гештальт, когнитивная психология, экзистенциальный подход.

Виды тренингов личностного роста выделяют психологические и эзотерические.

Психологический тренинг выполняется под наставлением ведущего, имеющего оконченное психологическое образование, использующего психологические категории и дефиниции. В отличие от эзотерических, какими руководит человек со знаниями психологии на бытовом уровне и владеющим эзотерическими и мистическими знаниями.

Виды тренингов личностного роста:

– развитие личности (применяется для освоения общих знаний, нужных для ориентирования в большом кругу потенциальных ситуаций). Например, человек учится эффективному взаимодействию, он вырабатывает в себе сильные и хорошие черты, усваивает уверенное поведение, учится самоконтролю;

– психотерапевтические тренинги (проводятся с целью усовершенствования качества жизни, они содержат специальные процедуры, техники, методы и упражнения, посредством которых осуществляется усвоение способов поведения в жизненных и личностных трудностях);

– тренинги состояний (это особый вид, включающий методы преодоления состояния страха и прочих внутренних барьеров и различных комплексов, которые возникают у человека);

– тренинги исследования (помогают личностям, которые ставят цели разобраться в личных ограничениях и приобрести эмоциональный опыт, который часто помогает в осознании чего-либо);

– трансформационные (ориентированы на базовые (глубинные) убеждения человека, его ценности и состояния). У индивида возникают очень мощные внутренние духовные трансформации (озарение, прорыв, инсайт), благодаря возникновению каких он сумеет выявить нечто новое в каждодневной привычной жизни или осознать кое-что по-другому.

Тренинг личностного роста для женщин предполагает деление на группы, которые полярно различаются. Первую группу составляют женщины, подверженные угнетению членами семьи.

Цель тренинга личностного роста заключается в обретении самопознания и воспитании силы духа, что помогает приобрести уверенность и противостоять людям, которые желают удержать женскую волю от независимой, счастливой и самодостаточной жизни.

Тренинг для женщин бывает в групповой форме и в индивидуальной. Участие в групповых тренингах дает женщине мощный импульс, поскольку находясь между единомышленниками, она чувствует себя уверенной.

Вторую группу тренинга личностного роста составляют женщины, которые работают в больших организациях и компания, занимающие руководящий пост.

Не все от природы могут быть лидерами, однако многим приходится работать в организации и занимать ведущую должность. Харизматическая притягательность личности помогает добиться человеку значительных результатов в продвижении по карьере. Кто не обладает данной характеристикой нужно напористо работать и воспитывать в себе дисциплинированность. Однако упорный труд не помогает женщине преодолеть такую проблему, как внутренняя робость в отношениях с коллективом, которым она руководит. Чаще подобная робость возникает, если коллектив составляют мужчины.

Тренинг роста личности для женщин сориентирован на развитие и открытие внутреннего потенциала; распознавание страхов, мешающих жить полноценно; развитие положительных черт и качеств; поиск ресурсов, помогающих развитию.

Не все подряд занятия для личностного роста могут быть в одинаковой степени полезными. Весьма часто они заключают прикрытую угрозу и способны только навредить самой личности. Участник группы должен знать, чем опасны тренинги личностного роста, и распознавать эту опасность.

На деструктивных занятиях участников призывают, чтобы они уничтожали свою личность или часть себя, которую считают недостойной и делали это чрезвычайно резко, как будто отрезают её. Такой тренинг совсем не приводит к прогрессу личностного роста, наоборот, он только ломает психику человека. Советы, типа «откажись от себя старого» или «убей свою слабость» являются очень разрушительными, не располагают ничем совместным с профессиональной психотерапией, и не способствуют повышению личностного роста.

Опасность этих встреч заключается в личности самого ведущего группы. После работы с истинным психотерапевтом человек начинает замечать, что его эмоциональнее состояние улучшилось, в жизни случаются основательные перемены, он делается уверенным и успешным.

В результате общения с деструктивным тренером член группы чувствует себя опустошенным и униженным. Такой «гуру» ведет себя с членами группы нагло и жестоко. Он оскорбляет, ставит людей в неудобное положение, упрекает в слабости и незнании. Такой ведущий как будто нарочно пытается причинить эмоциональные страдания, объясняя это в качестве мотивации и закалки.

Через эмоциональную раскачку ведущий пытается заслужить одобрение, он желает самоутвердиться, а не обучить этому участников тренинга личностного роста. Он видит конечной целью данного тренинга не помощь другим, а подчинение их воли себе, чтобы заставить следовать всему, что «тренер» скажет.

Чтобы вовремя понять опасность такого тренинга, нужно вслушаться в свои ощущения. Если возникает чувство опустошенности и унижение – бежать нужно от этого тренера.

Деструктивные тренера учат, что переживание негативных эмоций, агрессии и страданий только предоставят пользу члену тренинга личностного роста. Потому инструктора часто оскорбляют членов группы и пытаются спровоцировать их на агрессию. Человека заставляют выполнять нелогичные действия: обзывать самого себя, выражать радость без причины, целовать или обнимать незнакомых, заявляя, что это «ради их блага».

Деструктивный тренер учит участников быть грубыми и наглыми, поскольку эти качества, по их мнению, характеризуют человека самоуверенного, значит удачливого.

Вначале давление, потом унижение, затем похвала – это способ эмоционального раскачивания, который приводит к подчинению участников тренеру.

Действительно опытный, умный и добросовестный психотерапевт, ведущий группу или персональное консультирование, никогда в личной практике не унизит клиента, не вынудит делать его то, что тот категорично не принимает.

Умный и доброжелательный психотерапевт научит индивидов, как вступиться за себя без применения грубости и хамства.

Опасность этих занятий может содержаться в том, что членов группы учат активно и агрессивно нападать, а не защищаться, таким образом, выходит подмена понятий, когда их учат, что нападение является лучшей защитой, или наглость есть вторым счастьем.

Если человека учат быть агрессивным и грубым, значит, он оказался на деструктивном тренинге. После посещения подобного тренинга человек испытывает вину. Даже тогда, как он абсолютно не желает переступать через себя, чтобы проявить агрессию его вынуждают это совершить.

Если человеку все же, получается «выдавить» несвойственную себе наглую выходку, тогда это с восхищением одобряет лидер и группа, хотя самому человеку это не нравится. По возвращении домой, человек испытывает чувство стыда и считает себя виновным за проделанное на тренинге. Состояние усугубляется тем, что образовывается внутренний конфликт между тем, что ему навязывают на тренинговых занятиях и тем, что он считает для себя нормой. Именно эти ощущения считаются признаками опасности тренингов личностного роста. Если по завершению тренинга человек ощущает апатию, вину, депрессию, которых прежде не было, значит больше посещать этот тренинг нет необходимости.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Читайте также:  Белая горячка - симптомы и последствия, лечение

Лучшие упражнения для тренинга личностного роста

Упражнение для тренинга личностного роста “Я в будущем”

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста “Шприц”

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать “иммунитет” к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел “посвящение”: сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго – отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у “искусителя” сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста “Чемодан в дорогу”

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста “Цвет эмоций”

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста “Табу”

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. “Там лежит то, что нельзя”, – говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, – каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, – это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его “показать” свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста “Самопрезентация”

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление—интерес—радость».

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста “Пессимист, Оптимист, Шут”

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, — только факты и действия.

2.Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием — пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

5.Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста “На какой я ступеньке?”

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: “Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь”.

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

– 1-4 ступенька – самооценка занижена

– 5-7 ступенька – самооценка адекватна

– 8-10 ступенька – самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста “Комиссионный магазин”

Цель упражнения: – формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; – выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; – углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец – это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста “Зато. “

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

— каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато. », «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что. » или «здорово, ведь теперь . »;

— после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста “В чем мне повезло в этой жизни”

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: “В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями”. После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Техника “Воскресный вечер”

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы “издерганы” обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья – это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или – скажем – в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение – не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее – это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам. И вполне вероятно, что под этими “плитами” зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет. Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Ролевая игра “Соблазнение”

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию “соблазнения”. Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной – уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают “обратную связь” той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

– Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

Оцените статью
Добавить комментарий