Качества личности: волевые, социально-психологические, нравственные

Содержание

Качества личности: волевые, социально-психологические, нравственные

Качества личности человека. Волевые, социально-психологические, профессиональные и нравственные качества личности

Качества личности человека

Качества, работающие на яркую вывеску: Артистичность, умение выступать; Красивая внешность, умение одеваться; Поставленная, четкая речь; Красивая жестикуляция. Качества, работающие на богатое содержание: Позиции восприятия, умение посмотреть на ситуацию с разных сторон; Умение заботиться об окружающих; Умение и думать, свобода мышления; Позитивное мировосприятие; Мудрость. Некоторые из качеств, характерные для развитой личности и менее распространенные у массовой личности, мы вынесли в раздел Самосовершенствование. Мы отнесли к таким чертам позитив, конструктив, ответственность, энергичность, целеустремленность, любовь к порядку, готовность сотрудничать, а также умение и привычку жить с любовью – к сожалению, этих черт явно недостает по крайней мере российским людям как в рабочих, так и близких отношениях. Очень многие свои личностные качества можно успешно развивать, работая со своим телом. В частности, постановка нужных жестов (внешних жестов, а потом – внутренних жестов) вырабатывает нужные качества личности. Есть и много других методов работы над собой.

Волевые качества личности

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.

Энергичность – это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.
Настойчивость – это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство — это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели.
Организованность – качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность – это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль – это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.
Воля – это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут сломить его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.

Социально-психологические качества личности

При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу, зависящие от решения более общих методологических проблем. Самыми главными из них являются следующие:

1. Различение трактовок самого понятия «личность» в общей психологии, о чем речь уже шла выше. Если «личность» — синоним термина «человек», то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами.

2. Неоднозначность в употреблении понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности». Каждое из этих понятий употребляется в определенной системе отсчета: когда говорят о «социальных свойствах личности», то это обычно делается в рамках решения общей проблемы соотношения биологического и социального; когда употребляют понятие «социально-психологические свойства личности», то чаще делают это при противопоставлении социально-психологического и общепсихологического подходов (как вариант: различение «вторичных» и «базовых» свойств). Но такое употребление понятий не является строгим: иногда они используются как синонимы, что также затрудняет анализ.

3. Наконец, самое главное: различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности — рассмотрение ее то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления.

До тех пор, пока не получены однозначные ответы на принципиальные вопросы, нельзя ждать однозначности и в решении более частных проблем. Поэтому на уровне социально-психологического анализа также имеются противоречивые моменты, например, по следующим пунктам: а) сам перечень социальнопсихологических качеств (свойств) личности и критериев для их выделения; б) соотношение качеств (свойств) и способностей личности (причем имеются в виду именно «социально-психологические способности).

Профессиональные качества личности

Психологические качества и способности группируются по следующим 11 категориям: вербальная – способность понимать значение слов, понятий, владение языком; числовая – способность быстро и точно выполнять арифметические действия; способность представлять предмет в двух или трех измерениях; способность различать даже незначительные детали объектов, графических изображений; способность корректировать слова, буквы, цифры; способность быстро и точно координировать работу рук, пальцев и глаз в движениях – моторная координация; способность быстро и точно манипулировать небольшими предметами (ловкость пальцев); способность ловко действовать руками (ловкость рук); способность согласовывать движения глаз, рук и ног в соответствии со зрительными сигналами; способность воспринимать, сравнивать и различать цвета и оттенки; обучаемость – способность понимать, рассуждать, делать выводы (общий интеллект).

Каждое качество должно рассматриваться с точки зрения его профессиональной значимости (обычно их оценивают по пятибалльной шкале), в результате составляется профиль необходимых психологических качеств. Однако не только способности определяют успешность профессии. Важными являются и другие индивидные характеристики, определяющие уверенность человека в различных условиях. Так, различают 12 факторов «темперамента», адекватного различным трудовым ситуациям – понятие «темперамент» здесь употребляется скорее как «социальный темперамент», обозначая энергетические возможности человека в сфере общения с другими людьми: ситуации, связанные с большим кругом изменяющихся обязанностей; ситуации, связанные с повторяющимися короткими циклами, осуществляющимися в определенной последовательности в соответствии с установленными правилами; ситуации, не требующие самостоятельных действий и принятия решений; ситуации, связанные с управлением, планированием и контролем своей и чужой деятельности; ситуации, предполагающие необходимость установления контактов помимо предусмотренных инструкцией; ситуации, предполагающие работу в условиях относительной изоляции от людей; ситуации, требующие руководства людьми и оказания влияния на них; ситуации, связанные с неожиданными действиями и риском и требующие бдительности и самокритичности; ситуации, требующие быстрой сенсорной оценки положения и принятия решений; ситуации, требующие оценки информации при помощи измерительных приборов; ситуации, предполагающие интерпретацию чувств, идей или фактов; ситуации, требующие точных знаний о допусках и стандартах.

Определение профессионально важных признаков основано на экспертных оценках и представляет собой результат договоренности о том, какие характеристики наиболее важны, а какие – менее. Применительно к ряду профессий эта задача не может решаться однозначно: так, для видов профессиональной деятельности, имеющих монотонный характер, существенны качества, благодаря которым человек сопротивляется наступлению утомления, а для профессий, связанных с экстремальными ситуациями, важными являются способность выдерживать сильные раздражители, принимать решения и нести за них ответственность. Кроме того, многие профессии могут осуществляться как в повседневных, так и в особых условиях (например, участковый или военный врач), хотя действия и операции, составляющие содержание профессии, в общем, остаются теми же. Таким образом, описание профессии должно включать скорее границы типичных ситуаций и допустимых значений психологических качеств. Перечислим виды индивидуально-психологических качеств, которые значимы для успешного овладения человеком профессией.

1. индивидуально-типологические свойства (сила, подвижность, динамичность и лабильность нервной системы), которые в случае неблагоприятных для профессии показателей могут компенсироваться посредством выработки индивидуального стиля деятельности.

2. сенсорные и перцептивные свойства, главным среди которых является уровень чувствительности анализаторов. Под влиянием опыта и профессиональных требований эта характеристика может изменяться: так, вырабатывается так называемый «технический слух», позволяющий распознавать неисправности в механизмах, уменьшается и дифференциальный порог цветоразличения, благодаря чему сталевары могут определять температуру мартеновской печи. Сенсорная основа деятельности предъявляет требования к сенсорным способностям человека и таким образом развивает их.

Читайте также:  Психосоматические заболевания - причины, лечение, профилактика

3. внимание человека (аттенционные свойства), среди которых наиболее существенными оказываются иногда распределение и переключение, иногда – устойчивость. Свойства внимания поддаются упражнению в незначительных пределах, однако, компенсируются благодаря эмоциональному фактору (заинтересованности) и выработке привычек.

4. психомоторные свойства, благодаря которым человек выбирает или вырабатывает систему операций, приводящих к достижению цели (к этим качествам относят особенности статики, например профессиональный тремор, а также скорость реакций). Поскольку содержание профессионального труда изменяется (на ранних этапах развития техники определяющим был силовой фактор, а в настоящее время более важными становятся временной и пространственный), то предъявляются новые требования к психомоторным свойствам. Показано, что они хорошо поддаются упражнению.

5. мнемические качества. Профессиональная память также может развиваться, для чего используют специальные мнемотехнические приемы, повышение профессиональной мотивации и активизацию запоминаемого материала в деятельности.

6. особенности имажинитивные (свойства воображения) и мыслительные.

7. волевые качества (имеют значение в разной степени для разных профессий), способствующие умению преодолевать внутренние и внешние сложности в процессе труда.

Нравственные качества личности

Подлинное творчество всегда гуманистично и главная нравственная ценность гуманизма – уважение ко всем людям, независимо от их расы, национальности и религиозных убеждений

Комментарий эксперта ITeam: Проявление инициативы, это не функция и не обязанность – это качество, которое человек будет проявлять, если осознает его ценность, и не будет, если считает его ненужным. Наиболее эффективный способ продемонстрировать сотруднику значимость какого-либо качества и стимулировать к его проявлению – сделать это качество неотъемлемым элементом корпоративной культуры, значимой для компании ценностью. Это достигается через личный пример лидеров, пропагандирование желаемых установок и моделей поведения, создание поддерживающих систем мотивации. При этом часть сотрудников, которым соответствующие ценности будут не близки, покинут компанию. Зато те, кому этот тип культуры окажется по душе, будут делать то, что нужно, причем без дополнительного контроля и понуканий со стороны руководителей.
Важное дополнение – качество «инициативность» должно обязательно идти рука об руку с «личной ответственностью», иначе, инициатива превратится просто в выкрики из толпы, за которыми ничего не следует.

Консультант консалтинговой компании ITeam
Алена Симонова

Век новых технологий усложняет мир, в котором мы живем и работаем; непрерывные социальные и экономические перемены, возрастание сложности решаемых задач приводят к необходимости адекватного развития средств и методов управления. Недостаточная компетентность руководителей в вопросах управления приводит к тому, что используется самый легкий (и далеко не самый эффективный) способ взаимодействия с миром- по шаблону, по старинке, по раз и навсегда разработанной технологии, по образцу. Однако, как отмечают А.В.Авилов и Е.Б.Моргунов в своей работе «Трудности управления», в силу уникальности каждой организации руководитель предприятия не может совершенствовать свое предприятие, копируя организационную, технологическую и прочие схемы «образцового» предприятия.

С середины XX в. научные исследования в сфере психологии управления привели к ощутимым достижениям, которые, однако, до сих пор до обидного мало используются на практике. Это приводит к недостаточно грамотному распоряжению имеющимися ресурсами предприятия, и менее всего освоенным оказывается человеческий ресурс.

Предлагаю с психологической точки зрения рассмотреть имеющиеся возможности для раскрытия творческого, интеллектуального и волевого потенциала людей, работающих в организации, а также условия его проявления.

В основе искусства управления лежат два основополагающих правила:

  1. получение желаемого эффекта при минимуме затрат;
  2. получение максимального эффекта при использовании заданных ограниченных ресурсов.

Оба правила реализуются и эффективность принимаемых решений увеличивается, когда руководитель поощряет инициативность сотрудников и побуждает их к высказыванию творческих идей, впечатлений, советов и практических предложений – инициатив. Сотрудники, демонстрирующие инициативу, предвосхищают решения руководителя, не ждут, когда им скажут, что и как они должны делать, высказывают свое видение ситуации и предлагают возможные решения проблем.

Инициатива – почин, первый шаг в каком-либо деле; предприимчивость.

Условия, способствующие проявлению инициативности

На форуме нашего сайта (www.sovetnikn.spb.ru) было проведено обсуждение темы -Параметры, способствующие/мешающие проявлению инициативности- в режиме он-лайн. Участники отвечали на 4 основных вопроса. Привожу здесь некоторые цитаты.

  1. Что в Вашей работе открывает возможности для проявления Вашей инициативности?
    • Отсутствие специальных знаний у боссов и наличие их у меня, моя собственная креативность.
    • Неопределенность, отсутствие четких рамок и границ.
    • Мое личное желание. Мотивация начальства. Полная свобода действий.
    • Нужда!
    • Моя личная заинтересованность в конечном результате.
    • Экспертный уровень понимания задачи, которую выполняет организация.
    • Можно работать только с человеком, от взаимодействия с которым получаешь приемлемый результат и положительные эмоции.
  2. Что в Вашей работе мешает проявлению инициативности?
    • Убежденность боссов в их исключительной «креативности» и бездарности остальных.
    • Отсутствие интереса к моим идеям.
    • Лень.
    • Достаток!
    • Убежденность в том, что инициативность наша никому не нужна, нужны исполнители, пускай не всегда даже хорошие.
    • Руководитель призывал проявлять инициативу, выдвигать идеи и даже обещал ее поощрять, но это на словах, а по факту идеи не нужны, так как он хочет держать все в своих руках, боится чтото упустить.
  3. Что Вы предпринимаете, чтобы Вашей песне «не наступали на горло»?
    • Изворачиваюсь, альтернативничаю, доказываю и убеждаю результатами.
    • Гордо ухожу; настаиваю на своем; пытаюсь найти любые аргументы в свою пользу; хитрю; игнорирую то, что мне не нравится; мщу; делаю вопреки; смиряюсь на время; начинаю делать это для себя (вариант самый выгодный- если люди не видят своего счастья, я не могу им приставить своих глаз?); откладываю на время и методично готовлю почву. Я никогда не отказываюсь от реализации своих идей. Еще я умею себя хвалить.
    • Если начальник дурак, то с ним и работать не стоит. Или предположим, что у него есть весомые аргументы в его пользу, тогда надо чтото «в себе» менять! А лучше не менять! Лучше открыть свою компанию, пусть и маленькую, но свою.
    • При наличии заинтересованности и экспертного уровня: точно выбирать место, время и уши (кому петь); искать союзников, создавать ситуацию, когда последствия моей инициативности выгодны группе поддержки.
    • Если твоя идея никому не нужна, но ты хочешь ее реализовать- сформируй потребность, манипулируй картиной мира других.
  4. Как Вы помогаете своим сотрудникам реализовать свой потенциал?
    • Вовлекаю, мотивирую, давлю авторитетом.
    • Окружающих стараюсь вдохновлять, подбадривая, подначивая и подтрунивая.
    • Я достаточно лояльно отношусь к компании, в которой работаю. И стараюсь принести ей, и, соответственно, ее сотрудникам наибольшую пользу. Если команда делает одно дело, то почему бы не помочь коллегам.
    • Обучаю. Формирую среду. Сильные должны работать в окружении сильных. Делегирую функции организации и разработку процессов.
    • Если мы хотим, чтобы сотрудники организации проявляли инициативу и творческий подход к делу, нужно разделить функции. Например, инициативы принимаются от генераторов, рассматриваются и передаются исполнителям.

Подведя итоги обсуждения, нетрудно сформулировать перечень условий, способствующих проявлению инициативности :

  • стандартизация алгоритма нововведений;
  • стимулирующая система оплаты труда. Личная материальная заинтересованность;
  • осознание безопасности последствий для сотрудника лично (инициатива не должна быть «наказуемой»);
  • разделение функций и командная работа;
  • осознание сотрудником общественной пользы выполняемой работы и, как следствие, повышение его личного рейтинга в организации, ощущения собственной значимости;
  • наличие знаний и полномочий для реализации инициатив. Доверие со стороны руководства к профессионализму сотрудника;
  • осознание сотрудником целей, к которым стремится весь коллектив.

Инициативность- это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая позиция, гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется осознанно и намеренно, а не под влиянием безотчетного стихийного порыва. Как правило, она связана с напряжением физических и духовных сил того, кто ее проявляет. Возможности же для ее проявления появляются, когда у человека есть внутренний интерес к изменению существующей ситуации к лучшему. Именно руководитель ответственен за создание перечисленных условий внутри организации.

Для этого ему необходимо взять на себя лидерскую роль и квалифицированно, в полной мере выполнять свои управленческие обязанности и функции (табл.13).

Таблица 13. Функции руководителя

Определение целей коллектива и средств их достижения

Формирование управляющих органов, распределение заданий между подчиненными, согласование их действий и контроль выполнения решений

Характеристика нравственных качеств личности

Нравственные качества личности:

Честность – искренность, правдивость, принципиальность, самокритичность, совестливость, верность своим убеждениям и долгу.

Отрицательные признаки качества: неискренность, лживость, наглость, беспринципность, подхалимство, фальшивость.

Трудолюбие – потребность в постоянном труде, добросовестность, прилежность, ответственность, исполнительность, усердие, аккуратность, старательность, объективная оценка своего и чужого труда, бескорыстность в работе.

Отрицательные признаки качества: леность, недобросовестность, безответственность, лодырничество, неисполнительность.

Дисциплинированность – подчинение дисциплине, соблюдение порядка, исполнительность, ответственность в выполнении своих обязанностей, за свое поведение, организованность, контроль за своим поведением.

Отрицательные признаки качества: недисциплинированность, безответственность в выполнении своих обязанностей, неорганизованность.

Патриотизм положительное отношение к своему Отечеству, к интересам общественно-полезного дела, бережное отношение к природе, общественной собственности.

Отрицательные признаки качества: равнодушие, безразличие.

Вежливость соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость.

Отрицательные признаки качества: невежливость, бестактность, грубость, неуважительность, беспардонность, бесцеремонность.

Доброжелательность желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность.

Отрицательные признаки качества: недоброжелательность.

Добросовестность честное выполнение своих обязательств, обязанностей.

Отрицательные признаки качества: недобросовестность, лодырничество.

Ответственность добросовестное выполнение своих обязанностей, своевременное и точное выполнение взятых обязательств, привычка доводить начатое дело до конца, готовность отвечать за свои поступки и поступки друзей.

Организованность – собранность в работе, дисциплинированность, аккуратность и др.

Отрицательные признаки качества: неорганизованность, несобранность.

Аккуратность – исполнительность, старательность, соблюдение во всем порядка.

Отрицательные признаки качества: неряшливость.

Волевые качества личности:

Самостоятельность –решительность, инициативность, исполнительность, целеустремленность, выполнение работы без посторонних влияний, без чужой помощи, собственными силами.

Отрицательные признаки качества: несамостоятельность, пассивность, нерешительность.

Оптимистичность бодрость, мажорность, жизнерадостность, устремленность в будущее.

Отрицательные признаки качества: пессимизм, вялость, неуверенность в своих илах.

Решительность смелость, готовность принять и осуществить свое решение, твердость в поступках, непоколебимость, мужество, стойкость.

Отрицательные признаки качества: нерешительность, боязливость.

Требовательность к себе строгость, добросовестность, объективность, умение работать над собой.

Отрицательные признаки качества: необъективность, неумение работать над собой.

Целеустремленность наличие значимых конкретных жизненных целей, стремление к их достижению.

Упорство – последовательность и твердость в осуществлении чего-нибудь.

Смелость – смелое поведение, решительность, способность преодолеть чувство страха, готовность прийти на помощь с риском для себя, готовность отстаивать собственное мнение.

Интеллектуальные качество личности:

Любознательность –пытливость, склонность к приобретению новых знаний, интерес к учению.

Эрудированность – осведомленность, глубокие познания в какой-нибудь области.

Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, нужно пройти тест. В зависимости оттого, согласны вы или не согласны с утверждением, дайте ответ на следующие вопросы («да» или «нет»).

Вопросы теста:

1. Мне кажется, трудно подражать другим людям.

2. Я бы, пожалуй, мог при случае «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10.Я всегда такой, каким кажусь.

Начислите себе по 1 баллу за ответ «нет» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее.

0-3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться с окружающими людьми.

7-10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Качества личности — что это такое в психологии, характеристика

Внешний антураж имеет значение только на первых этапах знакомства. Потом человека оценивают по его внутреннему содержанию. Если оно не гармонирует с красивой «вывеской», люди быстро теряют интерес к такому индивидууму. Чтобы быть желанным в любом окружении, нужно развивать в себе качества личности.

Что это такое в психологии

Внутренний мир людей включает в себя особенности характера, приобретенные знания и умения. Под качествами личности человека в психологии подразумевают позитивные особенности и свойства.

Каждый человек – индивидуальность, отличающаяся чертами характера, интересами и потребностями, умением расставлять жизненные приоритеты. Это влияет на общественные отношения и помогает (или мешает) людям добиваться конкретных целей.

Чтобы стать личностью, человек проходит сложный путь формирования. На качества людей влияют регулятивные механизмы:

  • внешние – потребности, интересы, направления;
  • внутренние – самооценка, сознание, уважение и т.п.

Обратите внимание! В человеке важны качества психологические (характер, темперамент, душевное состояние). Они направляют индивида, делают его способным (или неспособным) к взаимодействию с другими, к выполнению определенного вида деятельности.

В этот мир все приходят с нулевым запасом знаний и способностей, но уже с задатками темперамента, определяемого состоянием нервной системы и физиологическими особенностями. На дальнейшее формирование личностных качеств человека влияют такие аспекты:

  • условия, в которых растет ребенок;
  • предпринимаемые к нему воспитательные меры;
  • взаимоотношения вне семьи;
  • даже перенесенные в детстве болезни.

Под влиянием этих факторов из одних вырастают флегматики и меланхолики, из других – холерики и сангвиники. Кто-то стремится к общению, строя планы на жизнь и добиваясь целей. Иные отгораживаются от мира и зацикливаются на удовлетворении личностных потребностей.

Классификация качеств личности

Особенности людей оценивают по 2-м параметрам: внутренним и внешним. Чтобы рассмотреть первые, нужно пообщаться с человеком некоторое время. Вторые качества – не что иное, как «вывеска», она не всегда несет правдивую информацию.

Внутренний мир

Он может быть богатым по содержанию или примитивным. В первом случае к человеку потянутся люди, оценив его личностные качества. Во втором варианте вряд ли возникнет желание в развитии отношений. Чтобы стать востребованным в любом окружении, индивид должен:

  • позитивно смотреть на мир;
  • уметь свободно мыслить;
  • не зависеть от чужого мнения (быть собой);
  • заботиться об окружающих;
  • легко идти на контакт;
  • реально оценивать ситуацию.

Обратите внимание! Человеку необходимо развивать внутренний мир, постоянно впитывая новые знания и применяя их на практике. С разносторонней доброжелательной личностью интереснее общаться.

Внешний антураж

Людей встречают не только по одежке, но и умению себя преподнести. Красивая вывеска формируется из созданного имиджа и поведения человека. На антураж работают:

  • привлекательная внешность;
  • умение выбрать стиль в одежде;

Имидж работает на успех

  • красивый язык тела;
  • артистичность;
  • способность вести диалог.

Можно иметь красивую вывеску и при этом – отрицательные внутренние свойства. Такая дисгармония не способна привести к настоящему успеху.

Волевые качества личности

В процессе жизни человек получает определенный опыт. В зависимости от того, через какие процессы пришлось пройти, формируется характер. Преодоление препятствий помогает реализовать волю индивида.

Основные волевые качества

ХарактеристикаОсобенности
ЦелеустремленностьАктивное, сознательное, мотивационное движение к определенному результату. Подразделяется на 2 вида:
• стратегия – умение руководствоваться убеждениями, определенными ценностями, идеалами;
• тактика – способность ставить перед собой четкие цели и не отвлекаться в процессе их достижения
ИнициативностьЯвляется определенным «толкателем» целеустремленности. Инициатива помогает преодолеть инертность и направить волю в конкретное русло
СамостоятельностьАктивная сознательная установка действовать с позиций собственных убеждений и взглядов, не поддаваясь влиянию внешних факторов
ВыдержкаУмение противостоять препятствиям в достижении цели. Требует самоконтроля и самообладания, способности выбрать оптимальный вариант действий
РешительностьПроявляется в умении быстро принимать твердые, обоснованные решения и претворять их в жизнь. При этом не исключаются обдумывание своих действий с различных позиций, прохождение через антагонизм мотивов и внутреннюю борьбу с собой
СмелостьПервый шаг в формировании решительности определяется умением преодолевать страхи и способностью идти на оправданные риски
ЭнергичностьПроявляется в концентрации внутренних сил, необходимых для получения результата
НастойчивостьЯвляется чертой характера, дополняющей энергичность и позволяющей мобилизовать силы на длительный процесс движения к цели
ОрганизованностьНеобходимое качество, помогающее разумно спланировать и упорядочить свои действия
ДисциплинированностьПроявляется в осознанном подчинении личного поведения принятым в обществе нормам и порядкам, с учетом требований действий
СамоконтрольЯвляется производной составляющей дисциплинированности. Выражается в способности контролировать свои действия и направлять поведение в нужное русло, не поддаваясь сиюминутным импульсам

Описанные базовые качества взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Воля – это осознанное приобретенное свойство личности, развиваемое в процессе постановки цели, умение направленно к ней двигаться, преодолевая препятствия, способность брать ответственность за собственные действия.

Социально-психологические качества личности

Свойства и качества личности в социально-психологическом плане в обществознании не имеют единого четкого определения. В научных работах психологов встречается несколько различных суждений на эту тему. Вот основные из них:

  1. Если трактовать термин «личность» как синоним слова «человек», то под качествами подразумевают характеристики. Если личность – составной элемент качеств, то черты человека определяются социальными свойствами.
  2. Иногда в понятие «социально-психологические черты» вкладывают противопоставление базовых и вторичных свойств (в ракурсе различий личностных и общепсихологических).
  3. Структуру индивидуума воспринимают как набор черт и свойств. Либо, наоборот, как конкретную систему, состоящую не из качеств, а других элементов.

Исходя из этого списка, понятно, что однозначно определить социально-психологические свойства личности сложно. Потому что, во-первых, нет конкретного перечня таких качеств и критериев их выделения. Во-вторых, имеются противоречия в соотношении способностей и свойств. Все эти аспекты требуют пристального внимания. Их суть еще долго будет изучаться социологами и психологами.

Профессиональные качества личности

Мало получить определенные знания в той или иной профессиональной деятельности. Для достижения успеха в выбранной сфере личности должны быть присущи конкретные качества. Независимо от значимости профессии, способности человека классифицируют на несколько категорий:

  • вербальность – владение языком, определение значимости понятий и слов;
  • способность числовая – умение точно и быстро выполнять стандартные арифметические действия;
  • возможность корректировать цифры, буквы, слова;
  • иметь представление о предметах в 2-3-х измерениях;
  • умение детализировать объекты и графические изображения;
  • координация моторная – контроль движения глаз, ног и рук; способность согласовывать их с определенными сигналами;
  • ловкость – умение манипулировать мелкими предметами;
  • восприятие цветовых оттенков, возможность различать и сравнивать их;
  • общий интеллект – способность к обучению, заключающаяся в понимании и принятии изучаемого материала, умении рассуждать и делать правильные выводы.

На основе описанных свойств составляется перечень психологических качеств, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Чтобы стать успешным в деле, необходимы и другие индивидуальные характеристики. Они называются социальным темпераментом и оказывают влияние на уверенность личности в определенных условиях деятельности.

Виды индивидуально-психологических профессиональных качеств:

  1. Типологические свойства, включающие в себя лабильность нервной системы, динамичность, подвижность, силу.
  2. Перцетивные и сенсорные свойства, уровень которых развивается с приобретением навыков.
  3. Внимание индивида, включающее такие элементы, как переключение, распределение, устойчивость.
  4. Психомоторика, основанная на выработке определенных операционных систем, необходимых в решении профессиональных задач.
  5. Мнемоника – свойство запоминать материал, технические приемы и умение развивать профессиональную память.

Обратите внимание! В любой деятельности нужно уметь мыслить и иметь воображение, особенно важны волевые качества. Без них не получится преодолеть сложности в рабочем процессе.

Нравственные свойства личности

На генетическом уровне в человеке закладываются программы нравственности, присущие далеким предкам. Данные свойства корректируются жизнью под влиянием таких факторов:

  • семейное воспитание;
  • влияние школы и дворовой компании;
  • общественные и личностные отношения;
  • жизненный опыт.

Каждый из аспектов подчинен определенным правилам нравственного поведения. Они формируют отношение личности к себе и другим людям. Исходя из того, какие ценности были заложены во внутренний мир, нравственные качества делят на категории: гуманистическая, националистическая, расовая, религиозно-фанатическая.

Нравственность закладывается в детстве

К положительным характеристикам относится только первая категория. В ее основе лежит уважение ко всем людям, независимо от их вероисповедания, национальности и расы.

Как человеку развивать качества личности

Формирование личности начинается с первых лет жизни. В последующем качества можно только корректировать. Работа должна вестись в нескольких направлениях: от постановки языка жестов до развития индивидуальных способностей, приоритетных в выбранной профессии.

Без активной жизненной позиции, способа существования, направленности действий, управления эмоциями и желаниями добиться нужного уровня в развитии невозможно. Формирование позитивных личностных черт должно базироваться на развитии интеллекта и повышении уровня культурности.

Нужно начать с самоанализа

Существует несколько методов, первый шаг всегда один – анализ собственного состояния. Он помогает определиться с теми качествами, которые следует развивать. Адекватная оценка личностной значимости поможет поставить цель, определиться с выбором примера для подражания и разработать пути достижения результата.

Без самодисциплины и уверенности в себе здесь не обойтись. Формирование себя как личности – процесс длительный, но стоит того, чтобы приложить к нему усилия.

Видео

Качества личности: волевые, социально-психологические, нравственные

А.Г. Асмолов относит характер к инструментальным проявлениям индивидуальности личности. При этом под характером понимается фиксированная форма выражения смыслового опыта, актуализирующаяся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы. Такое понимание характера основывается в первую очередь на представлениях о характере С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского и Д.Н. Узнадзе. С точки зрения этих исследователей, разрабатывавших динамический подход к изучению характера, единицами анализа характера являются динамические тенденции, фиксированные обобщенные установки личности [2].

В структуре характера обычно выделяют две группы черт – нравственные и волевые.

Какими чертами характера должен обладать профессиональный психолог? Сама постановка вопроса, очевидно, может вызвать сомнение в корректности его формулировки. Однако, несомненно, что те или иные черты характера психолога накладывают вполне определенный отпечаток на его профессиональную деятельность. Да и сама профессиональная деятельность, требуя от психолога обладания определенными чертами характера, формирует эти черты.

Если говорить о нравственности, то следует отметить точку зрения Г.С. Абрамовой, В.А. Пономаренко и других авторов о том, что нравственность является мерой профессионализма психолога, важной духовной составляющей его личности, определяет способы его взаимодействия с людьми. Только высоконравственный человек может иметь моральное право оказывать другому человеку психологическую помощь.

Как в российской, так и в зарубежной практике проблемы нравственности занимают одно из ведущих мест, определяющих не только уровень воспитанности психолога, но и уровень его профессионализма. Так в США в 1992 г. принимается документ – «Этические принципы психологов и кодекс поведения». Первая часть документа включает общие принципы, которые формируют содержательную направленность документа: компетентность, честность, профессиональная и научная ответственность, уважение к правам и достоинству человека, забота о благополучии другого и социальная ответственность. Второй раздел содержит этические нормы – правила поведения, которым должен следовать каждый психолог. Психолог, согласно данному документу, придает большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека. Отсюда основные этические принципы деятельности психолога, которые изложены в Биографическом справочнике Американской психологической ассоциации [См. 1]. В числе таких принципов: социальная ответственность перед обществом; моральные стандарты; недопущение ошибочного представления о собственной профессиональной квалификации; конфиденциальность; благополучие клиента; честность по отношению к коллегам; меры предосторожности в исследованиях и публикации полученных результатов и др.

В России в последнее десятилетие принят ряд этических кодексов – Российского психологического общества (РПО), а также психологических сообществ в регионах страны. Согласно Этическому кодексу РПО, этика работы психолога основыва­ется на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Этические принципы и правила работы психолога формулируют усло­вия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

К важнейшим нравственным качествам личности психолога следует отнести такие положительные черты характера как альтруизм, благожелательность, вежливость, великодушие, гуманность, деликатность, доброта, душевность, искренность, отзывчивость, порядочность, почтительность, приветливость, сердечность, скромность, совестливость, сострадательность, справедливость, тактичность, толерантность, уважительность, человечность, честность, чуткость, эмпатия и т.п.

С одной стороны эти качества являются показанием к выбору профессии психолога, с другой стороны, в процессе профессиональной подготовки предполагается развитие данных личностных характеристик. Это порождает некоторые затруднения в их трактовке – следует ли рассматривать их как личностные характеристики специалиста, либо стоит отнести их к профессионально важным качествам психолога.

Согласно позиции П.Ф. Каптерева, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Д. Холланда, данные группы свойств необходимо различать. Личностные качества определяют выбор профессии и существуют до профессиональной и трудовой деятельности. Следовательно, высокий уровень развития нравственных характеристик личности будущего психолога позволит отнести их к личностным качествам, а низкий – к профессионально важным свойствам специалиста [3].

В то же время следует назвать и черты, вроде бы имеющие отношение к нравственным характеристикам, но выступающие как их противоположности. К таким – неприемлемым чертам (препятствующим успешной профессиональной деятельности) психолога следует отнести: аморальность, безответственность, безразличие, высокомерие, грубость, злобу, лживость, наглость, надменность, нескромность, иронию, подлость, пошлость, предвзятость, презрительность, равнодушие, сарказм циничность, чванливость, черствость, эгоизм, язвительность.

Однако следует учесть, что психолог может обладать чертами, которые одновременно могут рассматриваться как приемлемые, так и неприемлемые для успешной профессиональной деятельности. К таким чертам можно отнести властность, впечатлительность, гордость, дотошность, жизнерадостность, загадочность, мягкость, нежность, непреклонность, откровенность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие, хитрость и некоторые другие. К примеру, проявление психологом жизнерадостности вряд ли будет уместным в ситуации консультирования клиента, испытывающего проблемы, никак не вызывающие радости, бодрости, оптимизма и т.п. Вряд ли психологу поможет самоуверенность в постановке психологического диагноза, прогнозировании поведения клиента и в совместном решении с ним психологических, жизненных проблем. В иных ситуациях те же и другие качества вполне могут быть приемлемыми и даже необходимыми.

В целом, нравственность, как системное свойство личности выступает одновременно и предпосылкой и результатом успешной деятельности профессионального психолога. Формирование нравственных черт характера происходит в процессе профессиональной подготовки будущих психологов и продолжается в процессе всей профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Акимова М.К., Берулава Е.М. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. Гуревича К.М., Борисо-вой Е.М. – М., 1995, – С. 338-352.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание человека. М., 2007.
  3. Шафикова Г.Р. Нравственность будущего психолога профессионала / Психолог в современном обществе: от образовании к профессиональной деятельности: коллективная монография / под ред. К.М. Гайдар; Воронеж, 2007. – С. 37-45.
Оцените статью
Добавить комментарий