Самовыражение – способы и приемы у детей и подростков

Самовыражение – способы и приемы у детей и подростков

Подросток и самовыражение: что приемлемо и с чем бороться?

Иногда родителям кажется, что их детей-тинейджеров подменили инопланетяне. Только недавно были вполне вроде бы разумные мальчики и девочки, с характером, но вменяемые, и вдруг на их месте оказались престранные существа с пирсингом, в нелепых одеждах, которые только и ждут, как бы сделать что-нибудь асоциальное. Хоть караул кричи! Что делать с этой дерзостью, подозрительными компаниями с татушкой на полруки?

Текст: Кира Юрьева

И вот что удивительно: мы сами обычно помним себя подростками. Перебираешь старые фото, и как вчера было – все эти страхи, кто и что думает, как отреагируют в классе на твой новый пуховик, гордость за разрисованные хорошими людьми джинсы и бесконечные скандалы с родителями. Все помнишь, но отчего-то это слабо помогает разобраться со своим собственным ребенком переходного возраста.
Помогает освежить теорию.

Переходный возраст: особенности психики

В сущности, в этот период (12-17 лет, в среднем, у кого раньше, у кого позже) самое точное слово, характеризующее внутренне состояние человека – противоречивость.
Повышенная чувствительность подростка к оценке их внешности посторонними оборачивается нарочито наплевательским отношением к тому, что их одежда неуместна и все смотрят на них как на чучело.
Самоуверенность и резкие суждения об окружающих и их поведении – с одной стороны, неуверенность в себе и самокритика – с другой.
Желание быть как все, быть частью группы – с одной стороны, страстное желание выделиться из толпы – с другой.
Вдобавок у тинейджеров часто бывают смены настроения – спасибо за это революции гормонов: радость сменяется апатией, человеколюбие – странной жестокостью, стремление быть в группе – желанием закрыться в своей комнате и не видеть вообще ничего.

Самовыражение: грани разумного

Основная деятельность человека в этом возрасте – коммуникативная. Подростки черпают информацию, общаясь. Для них становится крайне важным принадлежность к какой-то группе и собственное место в ее иерархии.
Поэтому поведение и внешний вид чаще всего определяется той группой, принадлежность к которой ощущает тинейджер. И если в этой группе пирсинг и тату – норма, подросший ребенок будет отчаянно хотеть соответствующим образом преобразовать себя. Хуже, если в группе нормой считается курить, употреблять алкоголь или чего похуже, или жестокость, или поиск жертв во имя какой-нибудь нелепой идеи.
Прежде всего, родителям стоит четко разделить все способы самовыражения подростка на опасные и безопасные.
Безопасные:
– Тату и пирсинг;
– Одежда и прическа;
– Музыка;
– Спорт, танцы, паркур, туризм;
– Приобщение к субкультуре неэкстремального толка.
Опасные:
– Привычки, вызывающие зависимость: курение, алкоголь, психотропные препараты, азартные игры;
– Экстремальные субкультуры: радикальные группировки с элементами жестокости; культ суицида и пр.
– Некоторые пищевые пристрастия – чрезмерное увлечение диетами, приводящее к заболеваниям.
– Беспорядочная половая жизнь, незащищенные контакты.
Здесь нужно четко разделять: пирсинг, правильно сделанный, безвреден, как бы он ни выглядел, татуировку, если уж совсем надоест, можно и свести, тотального вреда здоровью она не нанесет. А вот употребление психотропных препаратов может навсегда изменить жизнь не в лучшую сторону. Суицидальные наклонности опасны для жизни. Приобщение к группировке, для которой норма – поймать и до полусмерти избить мигранта – это не только разрушительно для нравственности, но и преследуется по закону.
На этом этапе жизни особенно актуальной становится задача сохранения жизни и здоровья ребенка. И справиться с ней тем легче, чем ближе и доверительнее были отношения в семье до наступления переломного момента.

Что помогает увести с опасного пути?

Поддержка близких. Да, разговоры, разговоры, разговоры. Хотя иногда кажется, что «как об стенку горох» (выражение моих родителей, которое я отлично помню). Психологи говорят, что, хотя мозги, условно говоря, еще детские, человеку в этом возрасте очень важно быть наравне со взрослыми. Поэтому в разговорах нужно, по возможности, избегать наставнического тона. Говорить на равных, открыто, по душам, искренне интересоваться жизнью подростка, его интересами, страхами и радостями.
Новые увлечения. Бессмысленно предлагать не дружить с одними, а дружить с другими, но очень важно показать широкий круг возможностей. Пусть с вашей помощью тинейджер увидит, какие еще бывают субкультуры, хобби, какой интересной бывает жизнь. Горные лыжи, художественные школы, музыкальные тусовки, туристический клуб, хип-хоп, школы финансовой грамотности, анимэ, йо-йо. Оглянитесь: сейчас в больших городах множество таких возможностей. Расширяйте мир общения вашего ребенка. Наверняка он найдет что-то свое, и сменит дурную компанию на компанию увлеченных единомышленников.
Перемена круга общения и места жительства. В радикальных случаях поможет смена школы или даже города. Опасность в том, что на новом месте подросток может найти примерно то же самое, от чего вы сбежали.
Работа с психологами. В сложных случаях, когда, к примеру, речь идет о суицидальном поведении – без этого просто не обойтись. Но даже и в более «благополучных» общение с психологом, терапия вряд ли будет лишней. Все-таки этот период в жизни человека – особенный, так уж устроила природа, и преодолеть его с новым опытом и без потерь лучше с поддержкой профессионалов.

Самовыражение – способы и приемы у детей и подростков

Библиографическая ссылка на статью:
Скопинцева Е., Пономаренко И.В. Особенности самовыражения подростков // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2630 (дата обращения: 26.03.2019).

Проблема самоутверждения и самовыражения личности находится в поле зрения различных специалистов: психологов, культурологов, педагогов, социологов и т.д. Это состояние объясняют и поиском счастья, и поиском самого себя, и поиском своего предназначения, миссии. Порой в этот период ребенок полностью меняется, что иногда может вызывать недопонимание со стороны родителей. Поэтому мы считаем актуальным обратиться к формам и способам самовыражения, чтобы понять в связи, с чем это связано.

Теоретико-методологические основы исследования обусловлены комплексным подходом к изучаемой проблеме и представлены следующими учениями, концепциями и идеями: учение о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности; идеи о роли деятельности в формировании и развитии творческой активности человека.); теории развития творческих способностей и креативности личности; идеи доминирующей роли мотивации при формировании творческих качеств личности, а также идеи самореализации и самоактуализации личности.

Историография изучаемого вопроса. Анализ педагогической, научно-методической и специальной литературы показал, что аспекты изучения и становления творчески активной личности имеют длительную и обширную историю. Проблемой самовыражения подростков начинают заниматься со второй половины XX века. Но конкретизация изучения поведения подростков наметилась в начале XXI века. Видные ученые Б.С. Волков, Е.М Волкова, Ю.А. Клейбиг изучает девиантное поведение подростков, рассматривают через призму поведения человека. Большое внимание уделяется также причине зарождения такого поведения. Ученые издали множество монографий по данному вопросу, где показали роль различных факторов в становлении личности подростка.

Читайте также:  Способности личности - творческие, индивидуальные, социальные

В каждом из нас существует наше внутреннее Я с безграничным потенциалом энергии, которое нужно удовлетворить. Но социум поглощает, подавляет это Я, диктует свои условия жизни, и мы адаптируемся к жизни в обществе, и забываем про эту программу (а еще хуже — мы вообще ее не учитываем).

Засилье жизненных проблем иногда так давит и мешает поднять голову, в поисках выражения собственного Я. Никто нам не мешает гармонично сочетать жизнь в обществе и творческое самовыражение.

Поэтому свою потребность в самовыражении обязательно нужно удовлетворять, и вот несколько причин, почему это нужно делать:[1] Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии. Не зря говорят, что для художника картина – это канализация, куда он сливает отрицательные эмоции.

  • Самовыражение человека – способ найти себя, лучше понимать себя и развиваться. Терапия самовыражением – актуальное и набирающее силу направление психологической помощи. Наиболее популярными являются арт-терапия и танцевально-двигательная терапия.
  • Посредством самовыражения происходит повышение самооценки, когда вы действуете в коллективе, и другие признают ваш талант, когда единомышленники и поклонники наслаждаются плодами вашего творчества.
  • Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения.

А теперь попробуем определить типичные способы самовыражения, существующие на сегодняшний день.

  • Творчество (искусство, танцы, декоративно – прикладное искусство и т. д.)
  • Внешность (яркий макияж, экспрессивная одежда, татуировка, пирсинг)
  • С помощью вкусов (кино, музыка, игры)
  • Научная деятельность
  • Достижения, заслуги
  • Профессиональная деятельность.

Выразиться можно, добиваясь успеха в любой деятельности:

  • Становясь спортсменом, занимать призовые места;
  • Будучи ученым, получающим научные звания, степени, награды;
  • Являясь работником, чья фотография висит на доске почета;
  • Получая звание «работника месяца»

Таким образом, перечисленные способы самовыражения не исчерпывают весь возможный список для реализации внутреннего человеческого потенциала. Ведь сколько людей – столько и существует вариантов самовыражения[2].

Стремление человека к самоутверждению появляется в раннем подростковом возрасте. Особенно интенсивно оно становится заметным в возрасте 12-13 лет. Если ситуация в окружении ребенка благоприятная, то он как личность развивается гармонично.

В этот период у ребенка появляется потребность общаться с друзьями, а учебные процессы отходят на второй план. По этому поводу с родителями бывают споры и разногласия. Ребенок под нажимом взрослых или по привычке продолжает хорошо учиться, но в школу торопится, чтобы встретить друзей, поделиться новостями, зарекомендовать себя в коллективе сверстников с лучшей стороны.

Процесс утверждения подростка в коллективе может идти различными путями, но главный канал — «играние ролей» (социально-психологический термин), причем, именно тех, на которые подросток претендует. Из них наиболее характерны:

  • Умный
  • Сильный, смелый, волевой
  • Активист
  • Талантливый
  • Увлечённый
  • Надежный друг, верный товарищ

Так же еще одним способом утверждения в обществе является одежда и внешний вид, через то, что подростки стараются выразить себя. И чтобы не мешать своему ребенку в этом деле, необходимо, в первую очередь, вспомнить себя в таком возрасте, когда выбирать одежду хотелось самому без советов родителей.

Мода – это еще один способ самовыражения. По моему мнению – это самый лучший способ выразиться в обществе, т. к. «судят человека по одежке…». Исходя из всего этого, давайте вместе познакомимся с самыми распространенными субкультурами среди молодежи, через которые мода, как самовыражение, помогает подростку отыскать самого себя в мире[3]. Перед вами самые распространенные и выделяемые психологами типы нового поколения, которые показывают свое самовыражение через необычный стиль одежды и внешний вид. Вот некоторые из них[4]:

Огромную роль во внешнем виде подростка играют детали, которые помогают ему самоутвердиться и познать глубины своего внутреннего мира[5]:

  • Разнообразные прически
  • Серьга в ухе
  • Пирсинг
  • Татуировка

Каждый подросток это индивидуальность. Именно поэтому все молодые люди могут смело позволить себе появиться на людях и проявить себя в неповторимом стиле, который свойственный только ему. Через такую одежду ребенок демонстрирует самовыражение «Я», которое он пытается выдвинуть на первый план. Здесь стоит помнить о том, что внешний вид это важная составляющая часть его представления о себе, как о личности. Вот именно поэтому одежда это лучший способ проявить себя в социуме.

Для определения проблем связанных с утверждением подростков в социуме, мы провели анкетирование среди учащихся 5 – 9 классов.

В опросе принимали участие 100 человек (первая группа 5-7 класс 60 человек, вторая группа 8 – 9 класс 40 человек).

По результатам анкетирования мы увидели то, что для детей первой группы (5-7 классы) самовыражение менее важно, нежели для ребят постарше (8-9 класс), то, что респонденты первой группы больше прислушиваться к родителям, чем респонденты другой группы, что объясняется возрастными особенностями.

Подтвердилась наша гипотеза, то, что многие родители слишком жестко контролируют своих детей, считая маленькими, и поэтому оберегают их. Между тем дети в силу своих возрастных особенностей агрессивно реагируют на запреты родителей, игнорируют их, между «отцами и детьми» возникает недоверие, которое может вылиться в ненависть, поэтому часто многие ребята начинают показывать свою взрослось через не очень хорошие поступки. Задача родителей в этот период развития своего чада больше уделять внимание ему: интересоваться его жизнью, помогать в трудных ситуациях, разговаривать на разные темы, объяснять «что такое хорошо и что такое плохо». Одним словом относиться к нему не как к ребенку, а как к равноправному члену общества.

[1] Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., Академический проект, 1999. С.56-78; Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001. С.140.

[2] Юнг К.Г. «Человек и его символы». – М., 1998.

[3] Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000. С.59

[4] Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Под ред. Кривцовой С.В. М., Генезис. 1997. С.80-112

[5] Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М., Класс, 1998. С.99.

Дети и способы их самовыражения

Нет ничего важнее для правильного развития ребенка, чем его самовыражение и самоопределение. Ребенок должен уметь выражать то, что он/а хочет и, самое главное, ребенок должен иметь право на свои интересы и их развитие. Дети, которые были лишены в детстве любви, ласки и сострадания, зачастую в более старшем возрасте сталкиваются со многими трудностями: как эмоциональными, так и поведенческими. Не секрет, что именно путем поощрения, путем острого внимания к чувствам, эмоциям, мыслям и креативности ребенка, можно вырастить реально всесторонне развитого, внутренне богатого ребенка.

Способности к рисованию

Очень часто дети выражают себя посредством своих художественных навыков. Рисунки окружающего их мира, рисование пальцами, наброски, книжки-раскраски – все это обеспечивает им выход многих эмоций, которые они испытывают. Психологи и врачи “читают” информацию о ребенке в его рисунках, кроме того, креативность малыша также может о многом “рассказать”: о переживаниях ребенка, о важных событиях, происходящих в его жизни.

Позвольте ребенку рисовать так, как ему того хочется – предоставьте ему полную свободу и отсутствие всяких границ – это очень важно в процессе становления маленькой личности. Вам может показаться, что малыш нарисовал просто несвязанные между собой объекты или фигуры, однако только ваш ребенок может поведать вам о том, что он вложил в рисунок. Предложенные им мысли и идеи могут вас немало удивить. Этот процесс очень важен в развитии навыков общения, выражения эмоций, а также психологического благосостояния ребенка.

Читайте также:  Потеря памяти - причины, симптомы, виды, лечение

Самовыражение посредством игры

Еще один хороший способ помочь детям в выражении своих эмоций – поощрять их игры. Позволяйте своим детям чаще играть с другими детьми: будь то спортивные состязания или другие активные игры. Очень скоро вы убедитесь, что именно посредством игр и соревнований у детей развиваются такие качества, как: уважение к другим, командный дух, а также навыки общения.

Сегодня существует множество настольных и интерактивных игр, которые увеличивают творческий потенциал ребенка и, как следствие, усиливают положительные эмоции. К примеру, постоянное времяпрепровождение ребенка перед телевизором – не самый лучший вариант, если не сказать, самый худший. Ведь телевидение представляет собой так называемое “одностороннее” общение и не стимулирует работу мозга – и, значит, не предполагает развитие творческого и критического мышления со стороны ребенка. Если все-таки телевидение в вашем доме – это необходимость, то вам следует смотреть телевизор вместе с ребенком, чтобы хоть как-то обеспечить его дополнительной информацией или комментарием.

Самовыражение через игрушечное строительство

Наконец, последний совет родителям, как развивать детский потенциал и креативность: попробуйте строить (в некоторых случаях, собирать по частям) различные объекты – кукольные домики, модельки автомобилей и другие вещи, которые продаются в разобранном виде. Посредством такого “строительства” у детей, несомненно, развивается пространственное мышление и математический склад ума. По ходу строительства у ребенка вырабатывается умение следовать инструкциям по сбору, к примеру, кукольного домика или автомобиля, а также стремление достичь определенного результата.

Умение следовать наглядным инструкциям – очень важная вещь в развитии творчества ребенка, кроме того, в будущем это станет важным аспектом жизни человека, ведь многие реальные жизненные проблемы получают свое решение, именно благодаря навыкам, приобретенным еще в раннем детстве.

Самовыражение

Самовыражение – это процесс внешней реализации внутренних состояний, переживаний, смыслов и потребностей человека, своеобразная свобода проявления любых внутренних процессов во внешней реальности, игнорируя многие условности. Искусство самовыражения может принимать творческие и протестные формы, некоторые осознают собственную потребность предъявления в мире, другие же делают это бессознательно.

Проблема самовыражения изучается не только как феномен, меняющий реальность и в некоторых моментах провоцирующий общественные изменения, но также данное понятие является довольно психодиагностичным. Любые продукты творчества и высказывания, создание образа в социальных сетях и при помощи внешней атрибутики могут быть разложены в психологических исследованиях и показывать личностное состояние и динамику внутренних процессов.

Свобода самовыражения является одной из основных необходимых категорий развития человека и его способностей. Чтобы идти по пути эволюции, необходим постоянный контакт различных умений и взглядов, смыслов и способов самореализации, поэтому только свобода в способах реализации является путем развития человечества.

Потребности человека в самовыражении могут быть на разном уровне развития, поскольку данная личностная черта формируется под воздействием внешних факторов и врождённых показателей. Отсюда различается и степень оригинальности презентации собственных взглядов во внешнем пространстве – чем больше свободы, уверенности, развитости способности к самовыражению, тем более уникальной и неординарной будет личность. Когда такие черты зажаты, не развиты, то мы получаем стандартного обывателя, мыслящего штампами и редко способного на интересные или творческие решения.

Потребность в самовыражении

Являясь не только биологическим организмом, но также психической сущностью с высшими духовными потребностями, познанием добра и зла, возможностью разграничивать, что является оптимальным не только в плане выживания, человечество помимо базовых витальных потребностей обрело и потребность в самовыражении.

Исследователями были выявлены базовые нужды человека и когда им удовлетворяются те, что отвечают за выживание, питание и безопасность, наиболее актуальным становится возможность размещения своего внутреннего пространства. Начинается всё с самопознания и самопрезентации, плавно переходя в самоактуализацию, являющуюся частью самовыражения. Когда мир становится примерно понятным приходит необходимость показать, что есть и отличия на психологическом уровне. Грубо говоря, самовыражение – это заявление о своём существовании, возможность экзистенциально почувствовать себя живым и важным, ощутить экзистенциальную ценность и возможность взаимодействовать с миром.

Для некоторых людей поддержание духовной жизни, отдельности, возможности говорить и делать то, что хочется, творить и представлять мир так, как это расположено у него внутри бывает значительно важнее физического существования. Именно это заставляет говорить о том, что иерархия потребностей не является жёсткой и ради отстаивания возможности самовыражения человек может голодать, лишаться материальных благ или заранее подвергать себя опасности. Такие жертвы объяснимы тем, что в душе невозможно смириться и начать соглашаться с требуемым строем или променять способность творить на обыденность.

Такая острая нужда в выражении своего внутреннего я обусловлено стремлением выделиться среди остальных и раскрыть заложенный потенциал. Общее усреднение человека, привитие одинаковых норм поведения, требования школьной программы и приличного поведения делают из каждого индивида среднего робота. В таких условиях человек не может полностью реализовать все заложенные способности, что приводит к бунту и отстаиванию своей позиции, только некоторые могут это делать творческими путями развития, мягко заинтересовывая других, а остальные шокируют, эпатируют и принципиально идут против любых проявлений системы.

Самовыражение является неким оголением души, поэтому есть огромное стремление к нему (только обнажив чувствительность можно обрести истинную близость и узнать, что люди с вами ради вас, а не из-за образа), и многие после подросткового периода (наиболее яркая фаза) предпочитают не высовываться.

Снижение потребности самовыражения всегда связана с полученными психологическими травмами, возможно человека высмеяли или после того, как он высказал реально свои мысли, от него отвернулись, кто-то мог резко отозваться о творчестве и он больше не будет ничего делать своими руками и т.д.

Способы самовыражения человека

Самовыражение может быть представлено многочисленными видами деятельности, особенного внимания обычно заслуживает творческое самовыражение личности, поскольку является социально одобряемым, и вызывает неподдельное внимание со стороны окружающих. Те, кто также может проявлять творческую активность, присоединяется и с интересом взаимодействует с другим на уровне метафор, а тот, кто лишён такой возможности, имеет шанс пассивно выбрать свой отклик в чужом творчестве.

Чтобы успешно выплёскивать различные душевные бури через творчество необходимо перепробовать несколько занятий и найти то, что лучше всего помогает реализовывать идеи. Кто-то может выражать эмоции пением или танцами и это больше про экспрессивную направленность и возможность делиться состоянием. Для других свойственно написание рассказов или создание посуды, что больше преображает мир через внедрение новых идей и форм. Нельзя обойти и научное творчество, как высшую степень воссоздания своих замыслов – так человек выделяется не только среди ближайшего окружения, а и находится на совершенно ином уровне существования относительно всей цивилизации.

Наиболее простой вариант, доступный всем – это выражение через внешность. Женщины бессознательно часто используют этот приём, одевая какое-то особенное платье или грубые ботинки в зависимости от того, что хочется подчеркнуть на данный момент – беззащитность или устойчивость характера. Каждое утро, создавая свой уникальный образ можно обрести уверенность и способность к дальнейшему творческому преобразованию. Даже нося одежду, как-то преобразованную и имеющую уникальность на уровне булавок, человек получает возможность чувствовать себя отличающимся и приносящим какой-то знак или смысл в пространство при помощи небольшого аксессуара.

Яркий макияж, разноцветные волосы, татуировки и любые изменения внешности (в том числе пластика) – это про самовыражение, создание такого хотя бы внешнего облика, каких мало. В среднем люди все одинаковы, несмотря на то, что нет идентичных, но самовыражение наступает, когда есть необходимость выделиться ещё больше, стать узнаваемым на улицах и привлекать внимание не только ближайших знакомых, а большинства. Кроме внешности есть более трудные и глубокие пути самовыражения – достижение спортивных званий, научных степеней, даже похвальной грамоты или премирования как лучшего работника. Это более длинные пути, но находящиеся на другом уровне самореализации.

Читайте также:  Валидность это в психологии, виды валидности, понятие

Это только наиболее популярные варианты, поддающиеся анализу и структуризации, изучению и наблюдению. В реальности способов самовыражения столько, сколько людей, поскольку это не шаблон, а презентация внутреннего.

Самовыражение детей

Самовыражение в детском возрасте является основополагающей категорией, т.к. на самых ранних стадиях развития это помогает заявить о своих потребностях. Если маленький ребёнок не научится кричать, возмущаться, говорить или требовать пока не будут удовлетворены его желания, то он рискует умереть от голода, переохлаждения или другого не критичного момента. В дальнейшем правильное формирование внутренних личностных структур требует постоянного наличия свободы в выражении своих интересов и стремлений – психика и физическое развитие идут наиболее гармоничным путём и если на каком-то этапе ребёнку становится интересно заниматься какой-то деятельностью, то значит, именно она способствует формированию внутренних новообразований.

Всесторонняя личность – это тот, кого не ругали, а наоборот поощряли, высказывались с позиции любви и принятия, помощи в реализации любых идей. Чем больше родители следуют за активностью и проявлением внутреннего в ребёнке, только корректируя безопасность действий, тем выше креативность и возможность оперировать различными жизненными сферами у него в будущем.

Природный способ самовыражения для ребёнка часто проявляется в рисовании, для чего могут использоваться разные материалы (краски, косметика, еда, земля и т.д.) и поверхности (раскраски, обои, одежда, тело). Такие варианты помогают проследить родителям не только уровень развития когнитивных функций, но и эмоционального состояния, отражающегося в данном виде творчества.

В играх дети выражаются, примеряя различные социальные роли, представляя себя или директорами или артистами цирка. Спортивные игры дают возможность показать себя через умения и достижения, точно также как и любые виды деятельности, где необходимо выдать результат. Игрушечное строительство не задействует социальную сторону и вопрос достижений, но может демонстрировать склонность к преобразованию мира и реальные действия по его коррекции – новые халабуды или домик из конструкторов потом развиваются в изобретения технологического прогресса для мегаполисов.

Самовыражение подростков

Самовыражение подростков является наиболее ярким и острым, поскольку главной задачей возраста является самоидентификация через самопрезентацию. Именно тут стремление заявить миру о себе и своих идеях, кажущихся гениальными и новаторскими, набирает обороты. Это смесь детской игры, когда кажется, что можно быть любым (максимальная степень творческой свободы) и взрослых ресурсов (когда любая идея воплощается в конкретных действиях).

Простые рисунки детскости могут трансформироваться в реальное творчество, точно также как танцы, пение или игра на инструментах. Т.е. творческое самовыражение развивается и доступно в любом возрасте, меняются только его масштабы и профессионализм.

Отыгрывание социальных ролей у молодёжи перемещается из формата игры в отведённые для этого общества. Отлично подходят миры виртуальных игр или социальных сетей, где есть возможность поэкспериментировать не только с внешностью, но и с моделью поведения. Причастность к каким-то субкультурам также является стремлением выразить свои внутренние переживания и мнение. Сюда начинает прикрепляться тенденция к изменению внешности. Яркие волосы или странные причёски, глубокий, бросающийся в глаза макияж, вызывающая одежда, надписи на футболках, подходящие под определённую ситуацию – это всё сигналы миру о том, кто перед ним. В молодёжной среде это играет ещё одну функцию – отличить своего от чужого, т.к. благодаря определённой атрибутике и заявленному внешнему образу человек обеспечивает себе соответствующий круг общения.

Становится доступна научная деятельность, достижения не только уровня похвалы в семейном кругу, а официальные грамоты, разряды, дипломы. Некоторые выбирают посещать секции и получать знания, другие постоянно тренируются, кто-то ходит в практические кружки, где совершает свои собственные открытия.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Самые необычные способы самовыражения подростков: 10 примеров

Эти 10 самых необычных способов самовыражения подростков знакомы не всем родителям. Обычно дети в своём поведении очень похожи, их действия и мысли можно предугадать. Однако есть такие девушки и юноши, которые в пубертатном периоде становятся абсолютно неуловимыми, безбашенными и безрассудными.

Способы самовыражения

Ни для кого не секрет, что современные подростки самовыражаются как только могут. Вот несколько тому примеров:

  1. Некоторые ребята не просто прокалывают уши или пупок, а увлекаются серьёзными бодимодификациями — растягивают уши, ставят микродермалы в разных частях тела, делают крупные татуировки.
  2. Другие мальчики и девочки начинают активно учиться. Казалось бы, родители должны быть только рады. Но вот предмет заинтересованности может быть совсем необычным: какой-то редкий язык, эзотерика, увлечение медициной, программированием и так далее — и это всё в очень раннем возрасте.
  3. Многие девочки и мальчики поддерживают идеи гуманизма — начинают заниматься волонтёрской деятельностью.
  4. Подростки постарше нередко вовлекаются в различные травмоопасные виды спорта, в том числе катание на мотоциклах, паркур и прочее.
  5. Есть и те, кто грезит успехом во взрослой жизни. Такие дети изучают азы экономики, начинают свой первый опыт предпринимательской деятельности, строят далеко идущие планы.
  6. Молодые девушки и юноши в пубертатный период начинают ощущать свою сексуальность и бессознательно реализуют себя в общении с противоположным полом, флирте. На самом деле в этом нет ничего странного, но многие родители крайне обеспокоены таким поведением. Надо лишь дать ребёнку минимальное сексуальное образование, чтобы избежать проблем в будущем.
  7. Подростки нередко экспериментируют со своим внешним видом, чтобы быть похожими на своих любимых персонажей из фильмов, артистов, других медийных личностей.
  8. А есть те, кто мечтает о славе и народном признании. Такие люди заводят свой блог, группу в социальной сети, записывают видео, тексты и так далее.
  9. Очень часто представители подросткового поколения занимаются искусством, и оно может быть непонятно родителям. Если ребёнок рисует или словесно описывает что-то необычное, непонятное, то это далеко не всегда повод для волнения.
  10. Самое странное увлечение для подростка — заниматься политической деятельностью. Мальчики и девочки в нынешнее время очень образованные, умные, поэтому часть из них интересуется настоящим своей страны, выражает мнение по поводу происходящего в ней, а также изучает мировую историю.

Дети вырастают, меняются — и это нормально. Надо принять тот факт, что мальчик или девочка уже в том возрасте, когда формируются личность, интересы, приоритеты. Запрещать своему ребёнку выражать себя категорически не рекомендуется, особенно если это вполне безобидные увлечения.

Рекомендации для родителей

Если родители понимают, что с их ребёнком происходит что-то непонятное, то рекомендуется спокойно поговорить об этом.

Можно рассказать о себе в молодости, поделиться переживаниями, которые были в прошлом. Таким образом удастся установить доверительные взаимоотношения.

Не нужно запрещать подростку делать то, что он хочет, если это не переходит каких-то границ.

В том случае, когда мать и отца что-то не устраивает, они должны высказаться спокойно, спросить, уверен ли ребенок в своём выборе.

Запрет лишь усилит желание сделать наперекор, приведёт к скандалу.

Оцените статью
Добавить комментарий