Синкретизм в философии, в религии, в психологии

Синкретизм в философии, в религии, в психологии

Синкретизм

Человек живет в целостном мире, где происходят различные явления, возникают противоположные направления, появляются различные течения. Человек совершает ошибку, когда начинает делить мир на «черное» и «белое», «нравится» и «не нравится», «плохое» и «хорошее», поскольку нет ничего в мире плохого, которое иногда не могло бы быть хорошим, как и хорошее порой может быть плохим. Синкретизм в философии, психологии, религии и прочих сферах жизни обозначает объединение, слияние, смешение различных направлений в единое целое.

Самым примечательным разделением, которым занимается человек, является рассмотрение себя как тела и души. Еще выделяют разум, который тоже функционирует отдельно от организма и ментальной сферы жизни. Синкретизм предлагает не делить человека на различные составляющие, а объединить все в единое целое. Человек не может жить организмом без души и разума, как и разум не может существовать без тела и души. Все три составляющих человека являются важными компонентами, где ни один из них не может существовать отдельно от другого, при этом дополняют друг друга и взаимозаменяют.

Человек привык делить мир на две стороны – материальный и духовный. Это началось с тех времен, как философы начали рассматривать окружение в двояком смысле. С тех пор пошло раздвоение мира на две половинки: индивида с его чувствами и талантами рассматривают как некое изолированное «Я», не принимая его тесную связь с природой и окружающими людьми.

Подобная раздробленность проявляется в обществе, различных нациях, религиях, политических группах, медицине, что приводит к бесчисленным социальным, экологическим, политическим и экономическим кризисам, наращивая насилие и увеличивая разочарованность человека.

Сам человек в силу своей манеры мыслить придумал эту раздробленность, которая, как ему кажется, существует автономно и независимо от его воли и желания. Раздробленность порождает привычку верить, будто содержание мыслей человека – это достоверное отражение мира таким, каков он есть. Однако реальность представляет собой некую целостность. Человек получает на свои нецелостные вопросы нецелостные ответы, то есть часть от всего целого.

Например, как может существовать человек, если у него не будет тела? Если будет тело, но не будет души? Одно без другого существовать не может, точнее, может, но это будет уже не человек, а труп (если будет тело без души) или тонкая материя (душа при отсутствии тела). Чтобы существовал человек, нужно наличие тела и души в одном целом. Если вы обращаетесь лишь к одной стороне своей личности, то лишаете себя возможности взаимодействовать с другой стороной. Именно это приводит к разочарованиям, болезням и несчастьям – вы контактируете с чем-то одним, полностью не замечая другую сторону своей сущности.

То, что происходит в реальности, зависит от того, как человек на эту реальность смотрит. Это не окружающий мир является плохим или хорошим, а то, каким вы его видите. Сам по себе мир целостный – ни хороший, ни плохой. В нем есть то, что в нем происходит. Лишь вы даете оценку происходящему. Несчастья и проблемы – это лишь ваше отрицательное отношение к происходящему, хотя для мира это – просто события, которые имеют свое начало и конец, в зависимости от того, что будет делать человек.

Вам решать, делить мир на две половинки или научиться воспринимать его в целом виде. С вами просто происходят некие события, вас всего лишь окружают некие предметы и сущности в целом виде. Все это так же привычно, типично, обычно, как и счастье, радость, веселье.

Что такое синкретизм?

Синкретизм является непривычным понятием для читателя интернет-журнала psytheater.com, однако он практически всегда и везде с ним сталкивается. Чтобы понять его смысл, следует рассмотреть, что он обозначает в каждой отдельной сфере:

  1. В искусстве под синкретизмом понимается слияние образов в некое новое явление. Эти направления зачастую являются несопоставимыми. Однако их объединение дает новое явление. Так, например, объединение двух музыкальных направлений – рэпа и симфонической музыки – дает новое звучание.
  2. В философии синкретизм применяется в отношении объединения различных теорий, мнений и убеждений, которые изначально могут противоречить друг другу. Так, создается новое учение, которое не отвергает различные идеи, а объединяет их.
  3. В религии под синкретизмом понимается слияние различных верований, учений и направлений в одно. Ведь по сути все религии мира говорят об одном и том же, давая лишь различные названия некоторым явлениям.
  4. В лингвистике синкретизм означает объединение языковых форм всех времен в единое целое. При этом используются все правила, которые не должны противоречить друг другу, а дополнять и усиливать.
  5. В психологии синкретизм преимущественно относят к раннему взрослению ребенка, рассматривая особый вид его мышления. Еще не понимая значения слов и понятий, ребенок уже делает определенные выводы, объединяет предметы, которые взрослому человеку никогда не пришло в голову объединить. Все это основывается на эмоциональной незрелости и недостаточности информации об окружающем мире.
  6. В культурологии синкретизм обозначает отсутствие различий между различными культурами.
  7. В изучении первобытной жизни и культуры синкретизм обозначает слияние материального, духовного, культурного и природного в единое целое.

В общем понимании слова синкретизм обозначает объединение предметов или явлений, которые сами по себе являются отдельными, функционирующими. Это можно рассмотреть на примере семьи, где мать, отец и дети являются объединенными и в то же время самостоятельными структурами.

Семья состоит из родителей (мужчины и женщины) и одного и более детей. Как известно, у этих родителей есть свои родители, братья и сестры, а у тех — свои родители, братья и сестры и т. д. В результате, получается некая действующая единая система, где каждый человек является ее частью. И для того чтобы эта система функционировала, то есть обеспечивала людей всеми необходимым психоэмоциональным и душевным равновесием, в ней всегда должны присутствовать все необходимые элементы. И здесь возникает уникальный и совершенно удивительный феномен, когда участники, которые более позже включились в эту систему (зачастую такими участниками являются дети и их будущие супруги), обладают теми качествами и характеристиками, которыми обладали самые ранние участники (прадедушки и прабабушки).

Яркими примерами, когда можно такое наблюдать, являются дети, которые начинают развивать в себе качества родителей, которых они никогда не видели и не знали. Так, например, в семье мальчик может удивительным образом проявлять те качества и черты характера, которые были присущи его отцу, которого он не видел. Матери удивляются подобному феномену, так как никогда не рассказывали своим детям о том, какими были их отцы. Однако дети проявляют то, что было утрачено в целостной системе семьи.

Как действует данный механизм? К сожалению, до конца не изучено, каким образом дети начинают проявлять в себе качества и способности, которые были присущи их родителям или дедушкам и бабушкам, которых они никогда не знали. Однако существует несколько версий того, как данный процесс происходит.

Выше уже было обозначено, что целостная система семьи может функционировать только тогда, когда все ее части живы и функционируют сами по себе. Таким образом, если какая-то часть умирает или уходит из конкретной семьи, тогда система требует восполнения пустоты. Эта задача ложится на плечи тех участников, которые войдут в конкретную семью в более позднем периоде – это дети и их будущие супруги. Все действующие части системы гласно или негласно начинают транслировать более молодому поколению, какие качества и способности они должны в себе развивать.

Гласными трансляторами могут быть такие фразы: «Не делай так! Ты похож на своего отца», «Твой дед тоже так говорил», «Твоя сестра была бы рада за тебя!» и т. д. Зачастую речь в данном случае идет о тех людях, которые ушли из семьи или уже мертвы. Негласными трансляторами являются любые формы поощрения и наказания, когда дети успешно контактируют со своими родителями и другими родственниками. Так как такой процесс происходит на подсознательном уровне, то люди даже не контролируют свое поведение, а действуют на автомате, тем самым демонстрируя детям, что от них ожидается и что поощряется (это относится даже к тем качествам и особенностям человека, которые в обществе считаются плохими и неправильными).

Система требует того, чтобы все ее части функционировали, поэтому она вынуждает каждого участника процесса выполнять свою роль. Здесь важен механизм, как именно люди выбирают себе партнеров для создания будущей семьи. А действует он очень просто: человек выбирает себе подобного или прямо противоположного партнера. Похожесть или противоположность заключается в психологических и душевных качествах, а не в физиологических. Вот почему, когда кто-то уходит из семьи, ребенок занимает ту роль, которую играл его ушедший родитель: второй родитель (зачастую мать) сама провоцирует своего ребенка на определенное поведение, так как только таким образом будет функционировать ее семья. Если бы ребенок не стал похожим на своего родителя, то он бы не нашел общего языка со вторым родителем, который понимает только такое отношение к себе, какое проявлял к нему ушедший супруг.

Читайте также:  Аутогенная тренировка - расслабление, релаксация, упражнения

Как видно, целостная система семьи настолько проста, насколько и уникальна. Для своего поддержания она вынуждает каждого члена семьи вести себя так, чтобы притянуть к себе определенных людей или воспитать в детях конкретные качества и черты характера, которые дополнят недостающие звенья системы. Так как это происходит на подсознательном уровне, то люди не всегда могут контролировать процесс, однако могут наблюдать результаты его действия.

Синкретизм в философии

Синкретизм в философии вмещает несколько направлений и теорий различных учений, однако не осуществляет объединения данных верований. Другими словами, для изучения мира используются различные учения, однако их не объединяют, не делают единым целым, чтобы они не создавали множество внутренних противоречий. Это отличается от эклектизма, который объединяет и создает единое целое. Все учения продолжают существовать отдельно в синкретизме, при этом используются для объяснения какого-то явления.

Синкретизм позволяет выяснить, как человек относится к себе, миру и своей деятельности. Поскольку происходит разделение мира на «хорошее» и «плохое», «добро» и «зло», синкретизм рассматривает все эти отношения как общее отношение человека, предполагая, что любое хорошее может переходить в плохое, как и любое плохое может быть в какой-то момент хорошим.

Синкретизм позволяет устранить множественные противоречия, которые возникают у человека в результате разделения мира, неполноценного взгляда на него.

Религиозный синкретизм

Поскольку каждый человек, который считает себя верующим, отстаивает свою религию, он противостоит мнению о том, что каждая религия берет свое начало из другой религии, при этом все религии практически говорят об одном и том же, только различными словами. Религиозный синкретизм виден человеку, который не желает противостоять различным течениям и верованиям, а воспринимает их все как способные существовать и даже не противоречить друг другу.

Синкретизм – это объединение отдельных самостоятельных направлений, учений и предметов без их реального объединения, но способности посмотреть на мир, явление или ситуацию в целом. Это позволяет более широко ответить на любые вопросы, которые возникают, когда человек что-то принимает и отвергает, не желает видеть.

Синкретизм

Синкрети́зм — 1) сочетание разнонаправленных, противоречивых воззрений; 2) объединение положений, принадлежащих различным религиозным верованиям, в единую религиозную систему; 3) (в переносном значении) равнодушное отношение к искажениям веры за счёт инославных заимствований, духовная беспринципность.

Что общего между экуменизмом и синкретизмом?

Экуменизм зародился на почве движения, связанного с евангелизационными кампаниями XVIII – XIX вв., проводившимися в Европе и Северной Америке. Приоритетной стратегической целью экуменического движения было способствование преодолению разобщенности «христианских» общин.

Впоследствии на почве этого движения и как его детище сформировался специальный координационный орган: Всемирный Совет Церквей.

По мере развития межцерковного диалога, осуществлявшегося в рамках его деятельности, особую остроту приобрёл вопрос о границах Подлинной Церкви Христовой.

Естественно, что ни одна из десятков и сотен «христианских» «Церквей» не желала видеть себя вне этих границ, ведь в противном случае им пришлось бы признать себя псведохристианскими, ложными.

Со временем, усилиями ряда идеологов экуменического движения, решение этого вопроса сконцентрировалось вокруг так называемой теории ветвей. Согласно этой теории, ни одно из существующих «христианских» Собраний, рассматриваемых в отдельности от остальных, не является Единою и Истинною Церковью в полном значении этого слова, в том, какое в него вкладывал Христос ( Мф.16:18 ). Все они, так или иначе, произошли от апостольской общины и поэтому все имеют право именоваться Церквями (см. подробнее: Нужен ли православному экуменизм?).

Истинная Церковь должна рассматриваться в единстве множества существующих на сегодняшний день «христианских» деноминаций. Поскольку в настоящее время между ними нет того богоподобного единства, о котором Спаситель молился Отцу ( Ин.17:22 ), постольку это единство следует мыслить потенциальным и разуметь как заветную цель.

Подлинная Церковь Христова названа столпом и утверждением Истины ( 1Тим.3:15 ), но истина не может противоречить сама себе. Это значит, что единение христианских общин должно сопровождаться (помимо прочего) унификацией их вероучений.

Унификация, по соображению ряда участников экуменического движения, возможна через синкретический подход. При этом декларируется, что разность в вероучениях, наблюдаемую между деноминациями, не следует рассматривать как разность по существу — гораздо уместнее объяснять её разностью в интерпретациях одних и тех же догматических истин.

Мол, один смотрит на Божественные догматы так, другой — иначе, третий — по-своему, четвёртый — под особым углом. Что в этом плохого? Разные мнения лишь обогащают общую картину религиозного знания. Частицы истины содержатся в каждом вероучении, и лишь их совокупность являет её полноту. Взаимное признание правдоподобности вероучений пока ещё разрозненных общин — вот один из залогов будущего общецерковного единства.

В действительности же эта экуменическая аргументация не выдерживает даже и неглубокой критики.

Богоугодное единение христиан возможно лишь в рамках единой и истинной веры, той самой, что основана на истинном восприятии Благовестия. Хранительницей и проповедницей этой веры является только Вселенская Православная Церковь. Стало быть, единение представителей инославных деноминаций вокруг Христа подразумевает необходимость отказа от религиозных заблуждений, раскаяние, приобщение к Православию.

Синкретизм в философии, в религии, в психологии

Карта энциклопедии

Награды энциклопедии

История энциклопедии

Контакты

Свидетельство ЭЛ № ФС 77-73976

от 19.10.2018 Роскомнадзора 12+

ISSN online 2658 – 6053

Главное меню

Случайные статьи

Аудиокнига ” Семь подземных королей ”

Продолжение интервью В.Лазарева- Парголовского ( 2011 )

Унесенные ветром (1998 )

Войны насекомых

Сталин и начало Второй Мировой ( 2013 )

Религиозный синкретизм

Религиозный синкретизм – состояние рели­гиозного явления, характеризующееся заимствованием одной религии элементов других религий либо совокупность компонентов разных религий в новой религиозной системе. Термин синкретизм восходит к греческому συγκρητισμός и обозначает соединение, объединение.

По­нятие «Религиозный синкретизм» используется применительно к разным формам религиозной жизни, в контексте которых оно имеет различные смысловые оттенки. Термин «синкретизм» впервые применил древнегреческий историк Плутарх для характеристики поведения критян, примиряющих разногласия в период усиления внешней опасности. По отношению к архаической религии религиозный синкретизм означает слабую дифферен­циацию религиозного сознания и культовых практик, слитность их с другими сторонами духовно-практичес­кой жизни человека – трудом, социальным устрой­ством и т. д. На раннем этапе истории религиозное ми­ровоззрение представляло собой слаборасчлененную целостность магических, анимистических, теистичес­ких и пр. представлений, включавшую также зачатки этических, эстетических, правовых, научных поня­тий и практических знаний. Архаическая религиоз­ная практика объединяла магические манипуляции и рудименты изобразительного, танцевального, му­зыкального искусства, словесного творчества. По мере развития компоненты этой мировоззренчес­кой и культовой синкретической целостности по­лучают качественную определенность и выделяют­ся для дальнейшего существования либо в составе четко структурированной религиозной системы (напр., в виде теологии, демонологии, антропологии) либо как самостоятельные культурные феномены (напр., в виде этики, права, театрального искусства и т. д.). За пределами религиозной архаики под религиозным синкретизмом подразумевается соединение религиозно чужерод­ных элементов в одну целостность. Такое соедине­ние – синкретизация – типичный процесс разви­тия практически всех религий, которые в ходе эво­люции интегрировали в свое первоначальное содержание идеи и элементы обрядности, заимство­ванные из сосуществующих верований и культов. В древнем мире религиозный синкретизм был особенно присущ, например, ре лигии римлян, в рамках которой синкретизация (включение в римский пантеон иноэтнических бо­гов и т. п. практика) была частью официальной ре­лигиозной политики. Хотя монотеистические рели­гии стремились соблюдать в беспримесном состоя­нии догматику и культ, однако ни иудаизм, ни христианство, ни ислам уже на этапе формирования не избежали инкорпорирования в свой состав рели­гиозно чужеродных явлений. Вся последующая ис­тория этих религий была сопряжена с борьбой двух противоположных тенденций – заимствованием инорелигиозных элементов и попытками от них ос­вободиться. В России религиозный синкретизм был прежде всего след­ствием взаимодействия православия и древней рели­гии славян. Само православие русское как своеобразный этнорелигиозный тип – во многом есть результат религиозного синкретизма. На Руси христианизация шла на протяжении веков под знаком сохранения элементов народных (языческих) верований, культов и традиций. Так, способности Перуна были перенесены народным сознанием на пророка Илию, с которым впоследствии слился и образ Ильи Муромца; женское божество Макошь стало именоваться св. Параскевой при сохранении своего предназначения; чудотворные иконы заменили местных богов покровителей. Некоторые народные празднества в России переименовывались на христианский манер, сохраняя прежнее значение: «медовый спас» (освящение меда и злаков) сохранился в изначальном значении. На «яблочный спас» при сохранении ритуала освящения яблок, символизирующего преображение природы, наложился и христианский образ «Преображение Богочеловека». Праздник «Покрова Богородицы» вытеснил отмечавшийся в этот день (1 окт. ст. ст.) в России «Покров бога Крышеня» (девушки пели: «Крышень, Крышень, покрой землю снежком, а меня женишком!»). Значимость этого праздника связана с представлением о покровительстве Небес всей Русской земле. Славянское празднование зимнего солнцеворота Масленица сохранилось также без христианской интерпретации (с гулянием ряженых и с символами бога солнца).

Читайте также:  Безумие - причины, признаки, симптомы, лечение

В советский и постсоветский периоды новые формы религиозного синкретизма связаны либо со стремлением традиционных религий приспособиться к современным социокультурным реалиям, либо со стремлением новых религий сохранить свое влияние за счет исконных традиций. Так, Русская Православная церковь была вынуждена согласиться с празднованием Нового года, несмотря на то, что оно приходится на Рождественский пост. В условиях запрета на широкое празднование Пасхи произошло возрождение народной дохристианской практики «радования» вместе с предками на могилах родственников, что категорически запрещалось Православной церковью (в качестве «компромисса» церковь стала отмечать специальный праздник с языческим названием «Радоница» на 9-й день после Пасхи).

На позднем этапе истории, в 19-20 вв., появились ре­лигиозные системы, для которых религиозный синскретизм является осно­вополагающим началом. К числу таковых принадле­жит, например, бахаизм, каодаизм в составе которых религиозный синкретизм выступает средством преодоления межконфессиональных разно­гласий и движения к универсальной религии.

Источники:

  1. Кравчук Л. А. Синкретические религиозные учения: история и современность // Религиоведение. — 2002. — № 4. — С. 141—145.
  2. Почепцов С.С. к.филос.н. старший преподаватель кафедры философии и теологии НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород, «Экономика и социум» No4(13) 2014.
  3. Элиаде М. История веры и религиозных идей: от Гаутамы Будды до триумфа христианства. М., 2008. 512 с.

Синкретизм

Синкретизм – это очень широкое понятие, определение которого можно найти в разных областях науки. В общем понимании синкретизм значит слитность, смешение, эклектизм. Лучше дать определение этому понятию в соответствии с определенной сферой, в которой он применяется. В искусстве синкретизм проявляется в слиянии не сопоставляемых различных образов, первоначальных компонентов в какое-то явление.

В философии под синкретизмом понимается сочетание нескольких разнородных противоречивых теорий и начал в одну систему, но без их объединения, это разновидность эклектизма, который игнорирует различия в разнородных началах.

В религии синкретизм это слияние абсолютно разных религиозных направлений, вероучений и культовых направлений.

Синкретизм в лингвистике обозначает объединение в единой форме нескольких обозначений, распределенных между разными формами в соотношении к более ранним этапам истории развития языка, эти формы многозначные, полифункциональные. Также здесь существует понятие кумуляции грамматических значений, которое применяется в одном значении с понятием синкретизм в лингвистике и выражает нескольких граммем разных грамматических категорий за одним неразделимым показателем.

Синкретизм в психологии обозначает нерасчлененность психических процессов в ранний период развития ребенка. Проявляется тенденцией детского мышления соединять между собой различные явления, не имея для этого достаточных оснований. Многие исследователи отмечали данное явление в психологии ребенка, в частности его восприятия в неразделимости чувственного образа какого-то объекта, без выделения и соотношения внутренних связей и элементов. Ребенок, принимающий связь впечатлений за связь предметов, неосознанно переносит значение слова на только внешне связанные вещи. Отбирая в последующей практике синкретические связи, которые будут соответствовать действительности, ребенок восстанавливает для себя настоящее значения слов.

Синкретизм в культурологии значит отсутствие различий явлений культуры.

Синкретизм первобытной культуры характеризуется слитностью искусства, познавательной деятельности, магии. Также синкретизм в культурологии это внешнее смешение многообразности культурных компонентов, которому свойствен высокий уровень эклектичности и проявление в разных плоскостях культуры.

Синкретизм первобытной культуры определяется в трех направлениях. Во-первых, синкретизм, как единство человека и природы. Во-вторых, он проявляется, как нерасчлененность духовной, материальной и художественной систем культуры. В-третьих, проявление первобытного синкретизма культуры является художественной деятельностью, неотрывно вплетенной в материальные и производственные процессы.

Синкретизм в философии

В философии синкретизм является сущностной характеристикой, которая совмещает различные философские направления в одной системе, но без объединения их и этим отличается от эклектизма. Хоть понятие синкретизма и есть близким к нему, но эклектизм с помощью критики выделяет из разных систем основные принципы и связывает в единую совокупность.

Синкретизм в отличие от эклектизма связывает неоднородные начала, но истинное их объединение так и не случается, потому что нет необходимости связывать их во внутреннем единстве с противоречиями друг к другу.

Наиболее ярко синкретизм выразился в александрийской философии, в частности Филона Иудейского и у других философов не менее, которые занимались тем, что пытались связать греческую философию и восточные философские направления. Такая же тенденция присутствовала в сторонников гностицизма.

Религиозно-философский синкретизм совмещает в себе оккультные, мистические, спиритуалистические и другие направления, непохожие на традиционные религиозные направления. В таких концепциях объединяются компоненты, вытекающие из различных религий вместе с вненаучными и научными познаниями. Такой религиозно-философский синкретизм можно наблюдать в таких направлениях, как гностицизм, александрийская философия, теософия, в частности теософия Блаватской, антропософия Агни-Йога Рерихов или Рудольфа Штейнера. Основываясь на синкретических религиозно-философских учениях, начали появляться религиозные движения. Например, основываясь на Блаватской теософии, появилось больше ста эзотерических религиозных движений.

Синкретизм – это принцип, по какому определяется, как человек относится к окружающему миру, к себе самому, как он относится к воспроизводимой деятельности. Он является сущностной характеристикой не расчлененности модальностей, в нем отсутствует понимание того, как мир различается, различные явления от логических дуально направленных оппозиций в одновременном полном беспорядке (то есть отсутствие логических запретов) в определении явлений, соотнесение их с каким-то из полюсов оппозиции основываясь на принципе все и во всем.

Такая идея с первого взгляда кажется весьма абсурдной. Потому что в самом деле, как может быть возможным произвольное разделение мира на категории добра и зла, например, и в то же время полагать, что такое различие свойственно реальному миру. Но такая бессмыслица возможна при одном обстоятельстве: если по такой логике, каждое явления мира является оборотнем, то есть оно не есть тем, чем является, оно имеет способность превращаться во что-то совершенно другое, чем оно есть подлинно.

Такое явление происходит, когда человек мыслит по инверсионной логике. Например, в различных культурах есть такие толкования: камень может быть тотемом, медведь – братом, живой волк может оказаться убитым человеком, попугай – просто человеком, работник – вредителем и так можно продолжать до бесконечности.

Философское мышление позволяет людям так полагать, поскольку есть отличие в культуре, как накопленному опыту человечества, народа и опыта самой личности и видимости явлений. Это позволяет каждому человеку каждый день интерпретировать каждое явление, которое есть для него значимым в представлениях культуры, при условии если такое явление поддается сопоставлению, соотнесению с определенным компонентом этой культуры, а его значение «проигрывается» каждым полюсом оппозиции. Значение такого явления все время перекручивается в голове, в деятельности человека происходит стабильно постоянное осознание и переосмысление.

Если у человека не было бы такой способности, он бы ни был человеком с философским мышлением.

Синкретизм является сущностной характеристикой социальной, культурной, философски наполненной жизни, сформированной стремлением человека соединится с важнейшим для него природным и социальным ритмами. Он не есть самостоятельным, отдельным от социального целого ответственности человека. Для него свойственно анализировать каждое различие через серьезность опасности отлучения, обрезание связи с космосом, окружающим миром, с самим собой и своей душой.

Синкретизм выявляется, как причина дискомфортного ощущения состояния, стимул к большей активности, ориентированной на инициацию и партиципацию, присоединение к единому целому. Синкретизм не отличает всеобщее от единичного. Существенное единичное явление является для человека сигналом, которыми вызываются в сознании отдельные нерасчленённые общие системы соображений и представлений. Здесь также понимается тяготение к возвращению, к прошлому, в основном через страх перед отделением от целого, направленность на возвращение к тотему, вождю, социальному порядку. Как раз это представляет основу синкретического человечества, которое если отошло от философии синкретизма то, по крайней мере, не пыталось, используя его основания, вернутся к такому государству, которое основывается на жречески-идеологической направленности.

Религиозный синкретизм

В религии данное явление означает смешение и неорганичное сочетание разнородных религиозных направлений, культовых положений и вероучений в процессе взаимодействия религий в историческом развитии, например, синтоизм.

Синкретизм в религии является звеном соединения разнородных религиозных учений антропологического и космологического характера.

Понятие религиозного синкретизма с его границами применения в религиоведении является предметом дискуссии. Имеется такая точка зрения, согласно которой все религии существуют, как синкретические, потому что в результате их развития обнаружились влияния из других религий. Чтобы справиться как-то с предметом данной дискуссии, с целью решения осуществляется дифференциация внутри самого понятия по различным характеристикам, учитывая уровень синкретизма.

Читайте также:  Несчастная любовь - причины, как от нее избавиться

Также есть спорным вопрос о том, что являются ли термин «религиозный синкретизм» и понятие «двоеверие» (соединение основной веры и компонентов из других верований) синонимическими. В современном мире к этому понятию относятся как негативно, так и позитивно, зависимо от того, в каком направлении о нем говорится в религиозной или научной традиции.

Православные богословы считают религиозный синкретизм внешним, искусственным и неорганическим соединением не соединяемого, без ясной и четкой характеристики духовных оснований, считают его несогласованным относительно содержания привлекаемых фрагментов.

Публицисты термин «религиозный синкретизм» употребляют иногда в значении религиозной всеядности.

Также стоит обратить внимание на то, что необходимо делать отличия между понятием религиозного синкретизма и религиозного плюрализма, который подразумевает спокойное сосуществование или разделение областей влияния и воздействия между некоторыми отдельными конфессиями или несколькими религиями без их слияния.

На протяжении всей долгой истории религии было известное такое общекультурное явление, как религиозный синкретизм. От самой первобытной эпохи вплоть до современных новейших религиозных движений. Он выражается в соединении разнородных вероучительных научений и культовых положений из различных религиозных направлений, определяя основные положения вероучений.

Исторически сложилось так, что в эллинистических религиях синкретизм имел очень широкое распространение в государстве инков, в то время как инкорпорация богов на побежденных землях в собственное религиозное поклонение поддерживалась даже на уровне государственной политики.

В период раннего Средневековья обширное распространение приобрело направление манихейства, которые впоследствии проявившее влияние на распространенную средневековую синкретическую ересь.

В период Нового времени начала появляться масса различных синкретических религиозных направлений. Из тех, которые недавно возникли и получили широкое распространение религиозных направлений, для которых свойствен религиозный синкретизм.

Китайский религиозный синкретизм находит свои истоки из древней истории. Тысячелетняя война между сторонниками конфуцианства, религиозного даосизма и буддизма демонстрирует, что никакое из этих учений неспособное стать одним единственным, чтобы вытеснить конкурентные направления из этой специфической сферы. И ни одно из этих течений в то же время не было монотеистические направленной религией, соответственно это предполагало возможность компромисса.

Таким образом, примерно в период примерно конца эпохи Тан сформировался китайский религиозный синкретизм. Это уникальное направление, соединяющее все религиозные учения, и в котором для конфуцианства была предложена социология и политическая мораль, для даосизма – повседневные, волнующие людей житейские запросы для буддизма, впитавшего наследие и опыт от древней даосской философии, оставалось учение о смысле и вопросах жизни, кроме этого буддизм занимался утешением угнетенных и мирооправданием. Хоть и присяжные служители представленных трех философско-религиозных течений продолжали между собой ссориться, но в головах обычных верующих вполне свободно ладили все три со своими пантеонами. Такая же самая синкретическая система верований сложилась и в других странах с характерной китайской культурной сферой, только даосизм у них заменялся местными языческими верованиями, например, в Японии – это был синтоизм.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Синкретизм в философии: значение данного понятия

На протяжении всей жизни с понятием синкретизм приходится сталкиваться часто, но точное значение этого слова мало кто знает. Синкретизм — это обширное понятие или даже явление, которое представляет собой слияние нескольких тематик или сфер в одно целое. Определить точный смысл синкретизма лучше всего в соотношении с определённой сферой и только тогда станет понятен истинный смысл этого слова.

Что такое синкретизм?

Термин синкретизм появился в мире давно и за долгое время его стали использовать в самых разных сферах жизни.

  1. В искусстве это значение представляет собой смешение нескольких направлений, которые считались несопоставимыми, но в итоге получается целостная и гармоничная «картина». Например, объединение различных музыкальных инструментов или художественных направлений.
  2. В философии понимают соединение различных противоречий, гипотез, теорий в одну новую систему. По-другому синкретизм в философии ещё называют эклектизмом, хотя это совершенно разные понятия.
  3. В религии это единое целое, составленное из разных вероучений, религиозных и культурных направлений.
  4. В лингвистике объединяются языковые формы с разных времён. Своего рода получаются слова или предложения с многозначными или полифункциональными формами. Кроме того, синкретизм определяет в лингвистике объединение правил в одно целое без раздельного показателя.
  5. В психологии данное понятие связывают больше с ранним периодом взросления ребёнка, когда он практически ещё не понимает что такое вещи, слова или явления. В итоге ребёнок всё совмещает и понимает мир как единое целое. Такое мировосприятие получается только из-за недостатка информации и эмоционального развития.
  6. В первобытной или современной культуре это понятие представляет собой совмещение человека, природы, духовности, материальности и художественной системы в одно целое.

Синкретизм в философии

Многие философы в разные времена выделяли понятие, как теорию, которая позволяет объединять несколько течений и понятий, но при этом не совмещает их в одно целое. Точнее говоря, между несколькими понятиями философии может быть выделена система, в которой каждое предположение или гипотеза займёт своё законное место в виде списка или классификации. Именно этим синкретизм отличается от эклектики, хотя многие считают, что это одинаковые понятия. Эклектизм в основном не только создаёт систему, но и соединяет в единое целое несколько течений философии.

В отличие от эклектизма, синкретизм позволяет соединить теории в одну систему, но не связывать их, потому что в этом нет необходимости. Именно неоднородность начал позволяет рассматривать каждую из тем отдельно, даже когда они находятся в одной системе.

Первое яркое проявление этого явления можно увидеть ещё в александрийской философии. В основном это касается Филона Иудейского и других ярких философов того времени, которые пытались связать в единую систему восточное и греческое направление философии. Такой же идеи придерживались и сторонники гностицизма.

В это время наблюдаются исследования в области религиозного течения, а точнее, говоря, объединение научных и религиозных познаний, к которым относятся мистические, спиритуалистические, оккультные и прочие направления. Объединение многих религиозных и научных течений в одну систему, позволило появиться сотне новых эзотерических движений в религии.

В некоторых религиях и философских течениях синкретизм используется как принцип, которые определяет отношение человека к природе или окружающему миру. Самое интересное, что этот принцип исключает различие в мире или какую-то логику в разделении природы и окружающей среды на добро и зло. Это может показаться странным, но именно из-за этого во многих религиях существуют верования о явлениях-оборотнях. То есть зло может оказаться добром, камень — тотемом, в то время как медведь — родной брат.

Окружающую среду можно понимать в таком ключе, только если мыслить по инверсивной логике и свято верить толкованиям, некоторых религий.

Философское мышление позволяет людям полагать, что некоторые объекты или детали окружающего мира могут быть чем-то другим. Именно такое мышление и позволяет человеку оставаться разумным. Фактически человек каждый день меняет принцип явлений, с которыми встречается в зависимости от набранного опыта, культуры или компонентов окружающего мира. В простом языке такое свойство называется переосмысление, но в философии это синкретизм, который заставляет объединять несколько значений в одну систему и тем самым менять понятие определённого явления.

Синкретизм является характеристикой для объединения с окружающей средой, социальной, культурной и философской жизнью для человека. Без этого может наступить состояние дискомфорта, когда, кажется что заняться нечем, нет тонуса, желания и стремления к дальнейшей жизни. Психологии рассматривают такое состояние, как апатию, но с ней вполне можно бороться.

Религиозный синкретизм

Течение синкретизма в философии сильно отличается от религиозного. В религии происходит смешение разнообразных верований с любого уголка мира. В итоге можно получить культурное вероучение, которое спокойно войдёт в окружающий мир человека. Одна из таких религий, которая была создана с помощью этого значения это синтоизм.

Фактически синтоизм является звеном, которое соединяет не только нормы и правила из разных религиозных учений, но и добавляет характеристики антропологического и космологического характера.

Стоит отметить, что синкретизм в религии является одной из самых обсуждаемых тем. Для этого есть два повода.

  1. Споры о синкретизме в религии не утихают в первую очередь из-за того, что во всех вероучениях находятся правила и законы из других религий. Это порождает множество споров, которые связаны с поиском первой и основной религии.
  2. Вторая причина спора — это «двоеверие». Можно ли считать религию, построенную из двух вероучений верной или это простое синонимическое понятие.

Заключение

Дать точное определение понятию синкретизм достаточно трудно, особенно если говорить об общем определении. Каждая наука или религия, придаёт синкретизму своё значение, но в одном они сходятся. Это объединение нескольких утверждений в одну систему. То есть синкретизм представляет собой новое течение, построенное из двух и более утверждений, философских идеи, религий или прочих фактов.

Оцените статью
Добавить комментарий