Уныние – что это такое, как с этим бороться

Уныние – что это такое, как с этим бороться

Советы святых отцов: как бороться со страстями? Уныние

«Власть демонов и страстей над человеком усиливается унынием. »

Святитель Игнатий Брянчанинов

Что такое уныние и чем оно опасно?

В наше время более популярным стало слова депрессия, которое люди привыкли применять не только к диагностированному заболеванию, но и к общему упадку сил, неудовлетворенности, выгоранию и внутреннему опустошению. На языке Церкви такое состояние называется унынием. Яркими формами проявления этой тяжелой страсти можно назвать потерю интереса к окружающей жизни (в том числе и церковной), тотальную лень, излишнюю занятость мирскими делами (в которых человек пытается закрыться от внутренних проблем). От уныния не застрахован никто. Подвергаться этой страсти могут и крепкие в вере люди.

Укрепление уныния в человеке меняет восприятие им мира вплоть до того, то становится обычным делом. Потворство страсти высасывает из людей все силы и может довести до отчаяния. Самоубийцы – это люди, полностью побежденные страстью уныния. Противоположной данной страсти добродетелью считается трезвение. В этом состоянии человек понимает, что нужно радоваться жизни, уверенно идти навстречу Богу и спешить делать добрые и нужные дела.

Сегодня мы познакомимся с мнением святых отцов Церкви о том, чем опасно уныние и как его можно победить.

Прямая речь: святые отцы о борьбе с унынием

«Унывая, никто не венчается; смущаясь духом, никто не приобретает победы»

Святитель Василий Великий

«Памятование о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния»

«Из тяжкого тяжкое — уныние, особенно если имеет оно споборником неверие, ибо плоды его исполнены смертоносного яда»

«К истреблению. уныния служит молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же поддерживается воздержанием, а воздержание охраняется телесным трудом»

Преподобный Ефрем Сирин

«Не унывай, не теряй добрых надежд, не впадай в страсть нечестивых»

«Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демон если в ком властвует, то властвует через уныние, а если уничтожишь уныние, то и от демона не потерпишь никакого вреда»

«Уныние и непрестанные беспокойства могут сокрушить силу души и довести до крайнею изнеможения»

«Кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние»

Святитель Иоанн Златоуст

«Безводное облако уносится ветром, а не имеющий терпения ум — духом уныния»

Преподобный Нил Синайский

«Во избежание уныния пусть будет у тебя небольшое дело, не возмущающее ума»

Преподобный Исаак Сирин

«Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия. »

«Прилежная молитва есть погибель унынию; а память о последнем Суде рождает усердие»

Преподобный Иоанн Лествичник

«На дух уныния жалуйтесь Господу и Ангелу-хранителю, и отбежит. Но всяко терпите благодушно. Состояние это есть один из крестов, которые нести неизбежно нам в продолжение жизни своей»

Святитель Феофан, Затворник Вышенский

Молитвой и трудом: как победить страсть уныния?

Есть святоотеческое предание, что началом уныния является маловерие и праздность. Когда опускаются руки, нужно обязательно найти силы, переступить через лень и малодушие, и просто начать что-то делать. Совсем неплохо, если в борьбе с унынием Вы займете себя любимым делом, хобби или чем-то полезным, но отвлеченным от рутины, например, чтением или физическими упражнениями. Стоит как-то привести свою жизнь в порядок: составить график дел, строго придерживаться времени подъема и отбоя, приема пищи, важных дел. Конечно же, молитва должна стать одним из важнейших дел дня. Если по началу нет сил молиться, встав у иконы, произносите про себя «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» . Но можно ведь и просто, своими словами, просить Бога дать сил на выход из удручающего состояния уныния и победы над ним.

Ну, а чтобы окончательно избавиться от уныния, придется потрудиться. В самых трудных жизненных ситуациях на Руси христиане издавна читали Псалтырь. Это книга содержит глубокую духовную мудрость. Ее молитвами великие подвижники отгоняли от себя дурные помыслы и даже бесов. Ведь уныние – это имя беса, который мешает человеку быть счастливым и общаться с Богом. Поэтому смело берите в руки Псалтырь, молитесь о своих ближних, а также пригласите к общей молитве монахов пяти русских монастырей, в которых книгу пророка Давида читают 24 часа в сутки без перерывов и выходных!

ЗАПИСКА НА ЧТЕНИЕ НЕУСЫПАЕМОЙ ПСАЛТЫРИ О ЗДРАВИИ НА 1 МЕСЯЦ:

ЗАПИСКА НА ЧТЕНИЕ НЕУСЫПАЕМОЙ ПСАЛТЫРИ О ЗДРАВИИ НА 6 МЕСЯЦЕВ:

ЗАПИСКА НА ЧТЕНИЕ НЕУСЫПАЕМОЙ ПСАЛТЫРИ О ЗДРАВИИ НА ГОД:

И пусть Бог даст Вам и Вашим близким радостной и беспечальной жизни!

Надеемся, Вам было с нами интересно. В следующий раз мы расскажем Вам о том, как бороться со страстью тщеславия.

До новых встреч!

Подписаться на новые истории в WhatsApp

Уныние

Уны́ние – временное состояние или укоренившаяся греховная страсть, проявляющаяся как чувство ярко выраженной неудовлетворённости и опустошения (в отличие печали), заключающаяся в расслаблении сил человечной души и нежелании трудиться ради своего спасения в вечности.

Формы проявления уныния:

1) безучастность к молитве, храмовому богослужению;

2) лень, ослабление духовной ревности; в рамках иночества, монашества — охлаждение к подвижнической жизни вплоть до полного разочарования и возникновения желания оставить монастырь;

3) суета, многоделание, развлечения, даже труды на пользу ближних, стремление внешним деланием уйти от внутренней духовной жизни.

Из опыта жизни Церкви известно, что унынию могут подвергаться и довольно стойкие, ревностные христиане. Имея это в виду, апостол Павел, обращаясь к своим собратьям по вере, нарочито обращал их внимание, чтобы они, взирая на его скорби, не унывали ( Еф.3:13 ).

Последствия:

Даже по меркам мирской, обыденной жизни уныние признаётся довольно опасным психологическим состоянием.

Уныние может способствовать быстрой утомляемости, рассеянию памяти и внимания, потере интереса к насущным проблемам, профессиональным и семейным обязанностям. Нередко оно служит фактором, провоцирующим депрессии или, что хуже, суицидальные настроения.

Достаточно распространенным спутником уныния бывает желание утопить грусть в стакане, залить тоску алкоголем, отвлечься, забыться в увеселительных заведениях. Однако, такое народное средство «помогает» лишь ненадолго. В ряде случаев это приводит к длительным запоям. Пьянство уже и само по себе губительно и для духовного, и для физического здоровья, а сопровождаемое страстью уныния часто приводит к куда более плачевному результату: эмоциональному выгоранию, деградации личности, конфликтам и пр.

В рамках религиозной деятельности уныние препятствует надлежащему исполнению христианского делания. Во время частного моления или храмового богослужения оно мешает внутреннему сосредоточению, способствует блужданию и рассеиванию помыслов; в более острых формах уныние может перерасти в отчаяние и даже вовсе отвлечь человека от Церкви.

Противоположные унынию добродетели суть радость о Господе, трезвение, надежда и упование на Божественный Промысл.

Методы борьбы:

Методы борьбы с унынием могут опираться как на психологические, так и на аскетические средства.

В качестве психологических средств рекомендуется: не опускать рук; нагружать себя, по мере сил, полезным трудом (в том числе — нравящимся, любимым делом); стараться придерживаться режима дня, распорядка; не замыкаться в себе, не отстраняться от общения с близкими; не зацикливаться на предмете печали, стараться отвлекаться от угнетающих, мрачных мыслей посредством полезных и интересных занятий (чтения, физкультуры, прогулок на свежем воздухе); избегать злостных советчиков-тунеядцев и др.

Важнейшим христианским (аскетическим) средством к преодолению уныния является молитва (хотя бы она осуществлялась и через усилие, через «не хочу»). В Евангелии молитва прямо противопоставляется этому греху: «должно всегда молиться и не унывать» ( Лк.18:1 ). Кроме того, уныние, как и любой грех, требует покаяния. По возможности нужно стараться ходить в храм, участвовать в общественных молитвах, в Таинствах Церкви, просить молитвенного поминовения у ближних.

Протоиерей Валериан Кречетов:
– Как бороться с унынием, если даже нет сил на молитву?
– Ну, что значит, нет сил на молитву? Невозможно произнести «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»? Вполне возможно. Или: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это можно. Ну, если засыпаешь – поспи. Проснешься, опять молись. А чего унывать? Здесь всё проходит. Помните кольцо Соломона: «Всё проходит, пройдет и это». Каждый момент – вот мы сейчас говорим – а он уже проходит. И так вся жизнь. Поэтому мучить себя тем, что уже проходит, не стоит. Тем, что прошло, совсем безумно. А тем, что еще не наступило, – тем более. Этого нет еще, зачем же страдать?

Грех уныния — причины, признаки, борьба

Уныние это грех

Уныние это расслабление как тела, так и души. Этот грех заставляет человека опустить руки, потерять всякое желание что-либо делать, утратить надежду.

Преподобный Амвросий Оптинский описывает это так: «Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает» (“Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского”, часть 2).

Депрессия — синоним уныния

Нередко уныние называют “полуденным бесом”, проводя параллель с 90 псалмом (Пс. 90:7) из-за того, что уныние чаще всего настигает людей в полдень. По наблюдениям старцев, в это время монахов, которые просыпаются очень рано, посещает сонливость и суетные мысли.

Читайте также:  Как перестать страдать и стать счастливым - советы психолога

Почему уныние считается смертным грехом? Дело в том, что оно действует в связке с гордостью. Унывающий человек обычно перекладывает ответственность за неудачи с себя на других людей, обстоятельства, судьбу. Пытается назначить виноватым в неприятностях кого угодно, но не себя. Это — одно из проявлений гордости. Из-за этого уныние представляет большую опасность даже для самых ревностных христиан.

Даже среди неверующих людей уныние считается весьма опасным недугом. Распространённое в наши дни явление — депрессия — является его светским обозначением и прямым проявлением. Для лечения депрессии используют помощь психологов и различные препараты. Христиане тоже борются с проявлениями уныния. Только вместо психологов — священники и духовники, а вместо лекарств — молитва и труд.

Проявления уныния

Уныние это один из видов неверия. Человек разочаровывается в Боге, начинает отчаиваться.

«Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся», — так описывает причины появления уныния преподобный Амвросий Оптинский (Полное собрание сочинений преподобного Амвросия Оптинского).

Уныние, как и любой смертный грех, многогранно. Оно может подступить к человеку с любой стороны. Чаще всего именно уныние становится первой страстью на пути духовного взросления. Оно отвлекает от молитвы, посылает суетные мысли, заставляет сомневаться даже в Том, кто незыблем и вечен — в Боге. Особенно сильно уныние действует в одиночестве. Одинокий человек куда легче поддаётся скуке, унынию и отчаянию. Именно поэтому начинающим инокам советуют проживать в общежитии. Молитвенный подвиг в одиночестве — это удел опытных монахов.

Проявления уныния в духовной жизни разделяют на три категории:

— охлаждение к молитве, сомнения в её действенности;

— леность, полное нежелание вести духовную борьбу со своими страстями и недостатками;

— стремление заниматься чем угодно — даже совершать внешние добрые дела, но не совершенствоваться в своей внутренней жизни.

Маловерие — симптом уныния

Одним из опаснейших проявлений уныния считается охлаждение к Господу. Человек забывает всё то добро, что Он сделал ему, забывает всю помощь, которую получил. Мы начинаем роптать или сомневаться в вере. Это ведёт к неизбежной гибели души, к потере Бога.

Тем не менее, через искушения, подобные унынию, необходимо пройти православному христианину. Они позволяют человеку преодолеть свои слабости, увидеть свои пороки и начать борьбу с ними.

Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием”, — так пишет о неизбежности искушения унынием Амвросий Оптинский (“Симфония по творениям преподобных оптинских старцев”, Т. II).

Последствия уныния

Как и за любой совершённый грех, за потакание любой страсти, за уныние человек наказывает себя сам. Он становится вялым и слабым, не способным сосредоточиться и сконцентрироваться как в молитве, так и в повседневных или рабочих делах. Унывающий человек своими руками разрушает достигнутое и в мирской, и в духовной жизни. Не исправляются недочёты в работе, портятся отношения в семье, забрасываются полезные привычки, появляются пропуски в ежедневной молитве, посещения церкви становятся всё реже и реже.

Самое страшное наказание, которое может навлечь на себя унывающий человек, это потеря Бога в душе. Своим унынием человек не просто теряет Господа, он отталкивает Его, заполняя сердце саможалением, отчаянием, ропотом и неверием.

Как бороться с унынием

Бороться с унынием помогает воля человека, его способность заставлять себя делать то, чего не хочется. И главное условие в этой борьбе — постоянство. Необходимо постоянно заставлять себя придерживаться привычного распорядка дня, нагружать себя работой. При этом не отдаляться от друзей и родственников, не зацикливаться на предмете уныния. Одним из лучших решений в этой ситуации является изматывающий физический труд.

Другое оружие, которым нужно бороться с любым грехом и в особенности с унынием, это молитва. Молясь, мы и разумом, и душой устремляемся к Богу, Единственному, кто может помочь нам победить грех.

“Говорят: нет охоты, так не молись — лукавое мудрование плотское; не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы; плоть того и хочет. Царствие Небесное нудится (Мф. 11:12), без самопринуждения к добру не спасёшься.” — пишет в своём дневнике святой Иоанн Кронштадский (“Моя жизнь во Христе”, Т. 1, запись 601).

Действительно, если уныние побеждает тебя, отвлекает от молитвы, мешает сосредоточиться, то бросить молитву — значит поддаться греху. Молитва приводит душу в сосредоточенное состояние и помогает победить страсть.

В состоянии уныния следует читать 26, 36, 39, 53, 101 псалмы. Также полезны молитвы об избавлении от уныния святого Иоанна Кронштадтского или святого Дмитрия Ростовского.

Молитва об избавлении от уныния святого Иоанна Кронштадтского

Господь – уничтожение уныния моего и оживление дерзновения моего. Все для меня Господь. О, воистину Сый Владыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый – Простое Существо – Боже, присно нас избавляющий от душевной смерти, страстями душе нашей причиняемой. Слава Тебе, Триипостасный Владыко, яко от одного призывания имени Твоего просвещаеши мрачное лицо души и тела нашего и дарствуеши миром Твоим, превосходящим всякое земное и чувственное благо и всякое разумение.

Молитва из творения святого Дмитрия Ростовского

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи, и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Уныние

Уныние – это состояние психики и физических параметров, относящееся к астеническому полюсу человеческого самоощущения, для которого характерно присутствие апатичного настроения, подавленности. Полнейшее уныние характеризуется нежеланием что-либо делать и отсутствием всяческого интереса к собственному положению и жизни, сопровождается сильным упадком сил, и является сопутствующим моментом депрессивного расстройства аффективной сферы.

Являясь близким по своему значению и ощущению скорби, тоске, меланхолии, уныние не является их синонимом и отражает большее равнодушие к происходящему. При скорби человек чувствует боль и утрату, важность того о ком (или о чем) скорбит, при меланхолии эмоциональную сферу захватывает грусть, тогда как при унынии практически ничто не трогает человеческую душу. Подобное апатичное и бесчувственное состояние может приводить к развитию заболеваний психоневрологического спектра, вызывать суицидальные мысли и попытки, в надежде прекратить бессмысленное существование или же в надежде что-то почувствовать. Переживается уныние тяжело еще и потому, что человек не забывает, каким раньше он воспринимал мир, т.е. он помнит свою радость и восторг, боль и печаль, как горели глаза и как играл красками мир, а теперь видит лишь серость, а ощущает лишь пустоту.

Что такое уныние

Свойственна для этого состояния потеря чувства времени, когда отсутствуют перспективы будущего и постепенно затираются эмоциональные моменты прошлого, каждый становится безумно похож на предыдущий – среди подобной монотонности теряется не только всякая надежда или страсть, но и представления человека о самом себе.

Особое место состоянию уныния выделяется в религии, где оно даже причисляется к смертным грехам. Стоит отдельно отметить, что состояние уныния характеризует не только отдельную личность, но может употребляться в отношении определенной социальной группы или целого государства (к такому состоянию приводит отсутствия грамотного руководства, далеких и амбициозных целей в будущем, а также наличие лидеров, не обладающих яркой харизмой и внутриличностной силой).

Попадая в уныние, как бороться с ним человек выбирает самостоятельно – кто-то обращается в веру, кто-то идет к психологам, а кто-то самостоятельно вытягивает себя из разрушающего болота равнодушия, буквально за волосы. Но выход из подобного состояния не всегда предусмотрен, некоторые находятся в нем годами или так и оканчивают свой жизненный путь, пребывая в унынии.

Полнейшее уныние наступает, если игнорировать причины возникновения и оставить попытки выкарабкаться из серости, а вот как начинать выкарабкиваться зависит от того, какими причинами было вызвано состояние.

Уныние довольно опасное состояние упадка, при котором страдает не только психическая сфера, но могут проявляться болезненные ощущения на соматическом уровне. Самооценка падает, важность окружающего мира, отношений и процессов стремится к нулю, наблюдается нарушения сна, возрастает пассивность, стремление к одиночеству, суицид становится теоретически допустим, а иногда и практически желателен, как способ прекратить серую болотную волокиту, точно также как и психостимуляторы и галлюциногены, призванные хоть как-то разнообразить жизнь и качнуть чувственную сферу. Подобная симптоматика проявляется у людей в состоянии грусти, острого горя и печали, но если ее продолжительность выходит за недельные рамки, а степень проявления указанных аспектов возрастает, то нужно идти к друзьям или специалисту.

Читайте также:  Как отказать девушке встречаться, не обидев ее - рекомендации

Если наблюдаете подобное состояние у своих близких, и они отказываются признавать наличие проблем, отказываются что-либо менять, то можно говорить о необходимости терапевтического вмешательства – сходите на консультацию к психиатру или психотерапевту, имеющему медицинскую лицензию, чтобы они подсказали, как не допустить прогрессирования уныния, возможно, понадобиться госпитализация. Как и любое эмоциональное состояние, различные степени своей выраженности имеет уныние, как бороться с ними зависит от продолжительности и причин, благоприятствующих развитию апатичного состояния.

Наиболее серьезными являются непреодолимые обстоятельства предельной силы, не находящиеся под контролем человека (войны, катастрофы, стихийные бедствия, болезни и смерти групп людей и отдельных членов). Подобные обстоятельства сильно подрывают привычные опоры человека, выбивают из колеи и служат развитием для многих негативных эмоциональных переживаний, но стоит отметить, что являясь наиболее разрушительными для человеческой психики, они являются наименее встречаемыми в качестве пусковых механизмов уныния.

Значительно чаще причиной такого состояния являются значимые отношения и негативные моменты, происходящие в них – разводы и оскорбления, обиды, зависть, невнимание и прочие разрушающие аспекты человеческих отношений. Именно они, являясь частью значимых отношений, наиболее часто проявляются, в отличие от пожаров и войн. Ожидание от близких людей заботы и благодарного отношения постоянно сталкивает человека с несоответствием действительности (это нормально, поскольку все мы проявляем как достоинства, так и недостатки), вопрос остается в том, как человек справляется с подобными происшествиями, насколько принимает слабости других и позволяет жизни течь своим чередом.

И если в одних случаях влияние окружающих людей действительно объективно влияет на человека, то изменение отношений или круга общения способно наладить эмоциональный фон, гораздо сложнее дело обстоит, если люди особо ни при чем и являются лишь объектами внутренних проекций страдающего. Собственноручно загнать себя в уныние можно при физиологических предпосылках (болезни, физическое истощение, длительное недосыпание), а также при определенном психологическом складе, основывающемся на неадекватном восприятии внешнего мира. Сдвигается восприятие мира при прохождении возрастных рубежей и кризисов, при изменении прежней жизни и социальных ролей (замужество, переезд, новая должность) и невозможности человека быстро адаптироваться к изменившимся условиям.

При повышенных требованиях и ожиданиях от окружающих, страдает в итоге сам ожидающий, замечая ненужность и бесперспективность получить желаемое от внешнего мира, вместо переориентации на достижение этого самостоятельно. В принципе, фрустрация любых значимых потребностей ведет либо к скачку мотивации достижения, либо к обиде, внутренней закрытости и уходу в уныние для переживания разочарования. Таков механизм, уберегающий психику от столкновения с тем опытом, который на данный момент превышает ее ресурсы, но находиться в постоянном унынии может стать более опасным и привести к хроническому состоянию обесчувстливания.

Как избавиться от уныния

Уныние можно сравнить с погасшим внутренним огнем, когда человек не только не видит куда двигаться, но и не понимает, зачем искать этот путь. Выйти из подобного состояния поможет увлечение какой-либо идеей или деятельностью, но не стоит требовать от себя живого интереса ко всему происходящему – моментально выскочить вряд ли получится. Следует дать время, в течение которого просто присматриваться к различным направлениям и жанрам, можно приходить на секции и быть недвижимым немым зрителем, можно ходить по улицам, ища что-то, что эмоционально способно зацепить. Наличие в окружении людей, полных азарта и надежд, стремлений и позитивных взглядов, чья энергия способна сдвигать горы положительно влияет на избавление от уныния.

Человеческая психика устроена при помощи зеркальных нейронов, а настроения и отношения к жизни передаются при непосредственном контакте с человеком. Справедливо данное утверждение в отношении любых состояний и эмоций, так что даже если вы отчаянный весельчак, окружив себя депрессивными нытиками, вы рискуете очень быстро растерять свой запал. Следите за тем, с кем общаетесь, и за тем какая деятельность происходит вокруг вас. Если вы в унынии, то сознательно, контролируя процесс (ведь интерес, как ведущая система временно отключен) выбирайте все максимально противоположное унынию.

Считается, что противоположность унынию – веселье, но это довольно грубый и поверхностный взгляд, поскольку отражает только один аспект понятия. Если всмотреться глубже, то противоположностью уныния является вдохновение или творчество. Пока уныние представляет из себя пустоту, серость, незаинтересованность и бездействие, вдохновение включает созидание, наполненность, активную деятельность если не физическую, то душевную. Именно утрата связи со своей творческой составляющей является причиной потери вкуса жизни, соответственно и преодолевать недуг необходимо, возвращая творчество в свою жизнь. Нет надобности писать картины, если вы никогда этого не делали, но можно вспомнить о своей любви к выпечке и придумать новый рецепт или сделать ремонт из подручных материалов – все окружающее пространство является чистым листом для полета фантазии, нужно постараться найти свои способности и желания.

Поищите причины вашего состояния и устраняйте именно их, а не бесконечно боритесь со следствием. Если вас угнетает однообразность и скучность вашей работы, то можно сколько угодно поднимать себе настроение, но пока деятельность останется прежней результат будет неутешительным. В данном варианте следует или сменить деятельность или внести в нее увлекающие элементы. Отсутствие видимых результатов приводит к унынию с такой же вероятностью, как полное благополучие, отличается лишь формулировка – нет смысла стремиться, потому что все бесполезно или потому что все и так есть. Встряска, выход из зоны комфорта, устраивание себе авторских аскез позволяет почувствовать вначале нехватку, а потом и желания, которые рождают стремления и жажду деятельности, выметают равнодушие из основного параметра восприятия реальности.

Не бойтесь менять свою жизнь, тем более если вам и так все равно, то в худшем варианте вы останетесь в том же состоянии. Отправляйтесь в незнакомые города, увеличивайте круг общения, нагружайте себя новой работой или хобби – не обязательно, что новый город вам понравится, а новые знакомства вызовут восторг. Возможно, от активных жизненных изменений появится чувство злости на ограниченность людей (и это родит идею открытия собственных курсов развития), возможно, новые города ужаснут своей грязью и разрухой (и вы задумаетесь о волонтерском движении по исправлению ситуации). Все эмоции, полученные в ходе нового опыта, будут полезны для того, чтобы выпрыгнуть из уныния, а будет это влюбленность и восхищение миром или негодование и злость на имеющийся порядок вещей – не столь важно.

Позаботьтесь о физической поддержке своего организма, ведь уныние смещает работу выработки гормонов и соматического ощущения – восполняйте нехватку эндорфинов всеми возможными способами. Лучшим вариантом являются физические нагрузки (выбирайте по своему желанию пробежки, тренажерный зал, фитнесс-тренировки, бассейн), бананы и шоколад (прямые поставщики гормона счастья в организм), прикосновения и интим (при тактильных ощущениях и оргазме вырабатывается огромное количество необходимых веществ, нормализующих работу гормональной системы). Восполняйте запас необходимых витаминов (грызите овощи и фрукты, пейте их в капсулах или шипучках – главное, чтобы все микроэлементы содержались в необходимом количестве), чаще гуляйте, насыщайте организм витамином Д, являющимся одним из главных помощников в борьбе с депрессией.

Наркотические вещества и алкоголь являются депрессантами, так что их употребление в состоянии уныния загонит вас в глухой угол, выход из которого будет лежать исключительно через психоневрологический диспансер. Если чувствуете необходимость в стимуляции эмоциональных процессов, то пока лучше записаться на тренинг с применением холотропного дыхания или походить на индивидуальную психотерапию.

Не переставайте ставить себе цели, пусть это будут маленькие дела на каждый день – тренировка, знакомство с новым человеком, подбор прически. Во-первых, осознание выполнения целей помогает преодолеть ощущение собственной бесполезности, во-вторых, дает направление движения, а в-третьих, облегчает сам процесс выхода из уныния, ведь все-таки легче следовать написанному плану, который вы можете составлять по ходу чтения этого текста. В противном случае при отсутствии мотивации (а именно это ярко для подобного состояния) сведет на нет все придуманные стратегии преодоления уныния.

Уныние и печаль – как с этим бороться

Уныние, как и печаль существенно меняют жизнь человека и знакомы практически каждому взрослому. Мир, требующий находиться в постоянном маниакальном состоянии, героически преодолевать проблемы и печали еще сильнее способствует усилению таких чувств, путем их консервации. Полностью прожитая боль уходит из жизни, предоставляя место другим, более солнечным переживаниям, а если делать вид, что все в порядке, закрывая негативное чувство в темный чулан (от самого себя или от общества), то оно будет разрушать личность изнутри, забирая силы и отравляя существования, но, не отступая полностью, пока не будет выпущено наружу и прожито.

Состояние печали не приносит ничего хорошего, а в длительном своем течении способно сломать человека, поэтому многие стремятся бороться с ним быстро и радикально, ища необходимые таблетки. Проблема заключается в том, что медикаменты помогут наладить нейронные связи, обмен веществ, работу нервной системы и нормализовать гормональный фон, но они не помогут изменить мировосприятие и способы реагирования.

В большинстве случаев человек сам провоцирует развитие печали и уход в уныние, выбирая этот путь по привычке. Вспомните, насколько в обществе настороженно относятся к радости, зато трагедии и плохое настроение всегда имеют право на существование. Привычка воспринимать изменения, как проблему и потребность невероятными усилиями вернуть все на прежние места не оправдывает затрат и портит настроение, закрывая возможность разглядеть за изменениями не трагедию, а возможность новых свершений и позитивных начинаний. Стоит начать отслеживать свои автоматические мысли, привнесенные внешние реакции, подвергая их серьезной критике и принудительному поиску позитивных моментов. Берите паузу, прежде чем обвинять себя в неловкости или недалекости, объяснять плохое отношение окружающих своим уродством, а не их бескультурьем. Подобные критичные мысли часто не имеют отношения к реальности, а отражают мнение (обычно нанесшее сильную травму) из предшествующих жизненных ситуаций.

Читайте также:  Умственная отсталость у ребенка - особенности, характеристика

Подкрепляйте свои ресурсные состояния и следите за внутренними автоматизмами. Избегайте причин, приводящих вас к печальному состоянию, а если уже попали в уныние, то старайтесь выбрать четкий курс и следовать ему, не оставаясь без движения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Об унынии, тоске и лености

Из наследия Оптинских старцев

В.Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

Оптинские старцы предостерегали от уныния, тоски, лености. Преподобный Амвросий писал об унынии:

«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

Преподобный Варсонофий описывал это состояние так:

«Словно чума, как некая душевная болезнь, нападает на всех уныние, тоска, жизнь становится немила, не хочется ничего делать».

Причины уныния и тоски

Преподобный Амвросий подробно объяснял, от чего бывает уныние, и напоминал слова святых отцов о тоске как о кресте духовном:

«Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, от того и томимся».

Старец пояснял, что уныние, этот нелегкий духовный крест, слагается из неудобств, окружающих человека и препятствующих исполнению желаемого:

«Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастись и иногда и не хотящим. Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого».

Преподобный Антоний писал, что причиной уныния может быть недостаточность молитвы и духовного чтения:

«Вы мало молитесь Богу и редко когда читаете, я жалею о том, ибо у вас на всё прочее есть время, а на молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей неизвестности, и недоверчивость. А когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всём возлагать на Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит вашу душу».

Возникает порочный круг, когда человек, оставивший молитвенное правило и духовное чтение, теряет благодать, впадает в уныние и уже не может заставить себя помолиться или почитать духовные книги.

«Как неизбежны осень и зима…»

Преподобный Амвросий писал о том, что и уныние, и душевная тоска неизбежны так же, как неизбежны осень и зима:

«Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преподобного Макария Египетского, который говорит, что тело человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы всё попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах».

Уныние и тоска тяжелы для души человека, как потрясения, но без потрясений не может христианин приносить духовных плодов:

«Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием».

Как бороться с унынием, тоской, леностью

Можно ли бороться с унынием или только терпеть как крест духовный? Старцы Оптинские объясняли, что бороться с унынием нужно посильным трудом, псалмопением и молитвой. Если уныние не проходит или только несколько ослабевает, то нужно запастись терпением.

Преподобный Лев на вопрос «Как избавиться от угнетения духа уныния?» отвечал так:

«Вероятно, ты увлекаешься к нему собственною волею. Если оставишь самораспоряжение и будешь начинать всякое дело с благословением Божиим, то с благословением пожнешь мир душевный и прочие плоды Святого Духа. Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать тягостного мрака уныния.

…Уныние преследует всех; даже в великих людях уничтожает спасительные плоды трезвения. Но в простом и истинном послушнике оно не должно иметь места. Кто себя отвергся с упованием на Бога, о чём когда будет унывать? В таковом врагу оскудеша оружия в конец».

На письмо о тоске, унынии старец Лев советовал просить помощи у Бога, молиться, терпеть и не быть в праздности:

«Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, просить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, но и многие пороки приходят».

Преподобный Антоний учил разогревать свой дух чтением духовным, памятью вечности, молитвой:

«Вы жалуетесь, что неспокойны в духе и рассеянны. В таком случае не должно вовсе расслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: “Рассеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя!” Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами».

Те же духовные лекарства прописывал преподобный Макарий:

«…предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва».

Преподобный Амвросий также советовал для борьбы с унынием использовать труд и молитву, терпение и смирение. По своему обыкновению старец наставлял своих чад меткими и образными присказками:

Причащение апостолов

«Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

Преподобный Амвросий учил при унынии думать о том, что мы и недостойны лучшего, от чего сразу же чувствуется облегчение брани:

«Когда найдет хандра, не забудь укорять себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и перед собою, и сознай, что ты недостойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: многи скорби праведным; и: многи раны грешным. Такова жизнь наша здесь: всё скорби и скорби; а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: взыщи мира и пожени и».

Старец Амвросий предлагал также в помощь от печали, тоски и уныния прочесть письма святого Иоанна Златоуста к его духовному чаду диаконисе Олимпиаде:

«В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святого Златоуста к Олимпиаде… Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную».

Унывающему чаду преподобный Иосиф писал:

«От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах».

Старец Варсонофий наставлял всячески гнать от себя уныние и рассказать о нем своему духовному наставнику:

«Нужно укорять себя за свои немощи и смириться, но всячески гнать от себя уныние, расслабление. Что бы ни случилось, унывать не нужно, а сказать всё старцу».

Не поддаваться искушению

Иногда человек, мучимый унынием, отказывается даже от посещения храма Божия, от причастия под предлогом недостоинства своего. Поступать так нельзя ни в коем случае. Это бесовское искушение. Преподобный Макарий наставлял унывающего, который писал о том, что недостоин причащаться:

«Вы жалуетесь на уныние и безнадежие, коими считая себя недостойным священнослужения и приобщения святых таин. О сем, сколько мог, лично с вами беседовал и теперь скажу в ваше утешение: кто посмеет считать себя достойным столь великого служения величеству славы Божией и приобщения пречистых Его таин тела и крови?»

Старец напоминал слова святых Василия Великого и Иоанна Златоуста:

«Когда уже великие мужи и святые Василий Великий и Иоанн Златоуст не краем языка, но в чувстве сердца взывали к Господу, первый: “Веем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистого тела Твоего и честныя крове Твоея”; второй: “Вем, яко несмь достоин, да под кров мой внидеши”, то что мы можем о себе сказать или помыслить?»

Такие советы давали Оптинские старцы для борьбы с унынием, тоской и леностью. Наставления Оптинских старцев полезно всегда иметь под рукой и при необходимости перечитывать.

Оцените статью
Добавить комментарий