Аграфия – причины, виды, диагностика, лечение аграфии

Содержание

Аграфия – причины, виды, диагностика, лечение аграфии

Общая характеристика аграфий. Классификация аграфий по Лурия – Цветковой.

Письмо имеет много особенностей, одна из которых – более позднее появление в психической сфере человека по сравнению с другими ВПФ. Грамматика и письмо обеспечивают ребёнку возможность подняться на высшую ступень в развитии речи и других ВПФ. Современная отечественная психология рассматривает письмо с принципиально иных позиций и считает его сложной осознанной формой речи и речевой деят-ти+как сложное психическое образование. В психологическое содержание письма помимо речи входят и процессы восприятия разной модальности-зрит, слух, акустич, пространств,входят и двигательные процессы – кинестетической и кинетической природы, зрительные образы – представления буквенных знаков, оперативная память и тд. Процессы письма (5-7лет, формируется сознательно, намеренно в процессе произвольного обучения, постепенно автоматизируется) и устной (2г, формируется в процессе взаимодействия и общения со взрослыми, непроизвольно формируется и протекает автоматически) речи различаются по: происхождению, способу формирования и протекания, психологическому содержанию и по функциям. То, что письменная речь мыслится, а не произносится составляет одну из главных особенностей этих 2ух видов речи и существенную трудность в формировании письменной речи.

Письмо обеспечивается взаимодействием нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной зон коры левого полушария мозга. +лобные доли обеспечивают общую организацию письма (контроль, программирование и регуляция речевой деят-ти). Расстройства письма начали изучаться позже, чем афазии (от греч. А- отрицание, графо – пишу), однако первые упоминания имеются уже в 1798г, и в 1829-джЭксон(США).

Письмо: намерение к письму-замысел о чём?-общий смысл содержания что?-регуляция деятельности и контроль за письмом

Психологический уровень реализации программы письма: Процесс звукоразличенияобъём акустического восприятия и слухоречевая память-актуализация образов представлений и перешифровка в буквы-актуализация моторного образа буквы и её перешифровка в тонкие движения руки-написание букв, слов, фраз…

Псизофизиологический уровень: звукоразличение обеспечивается совместная работой речедвигательного и акустич анализаторов-объём восприятия обеспечив акустич анализатор возможно совместно с кинестетич и обеспечивает кратковременный отбор и удержание нужной информации для её обработки-перешифровка со звука на букву _ТРО- перешифровка с оптики в письмо букв_совместная работа зрит и двигат анализаторных систем.

Процесс высказывания:мотив- замысел- внутренняя программа выссказ(семантика и предикаты)-реализация во внешней речи(грамматика и синтаксис)

Классификация:

*Речевые аграфии, в основе которых лежат расстройства речи (протекает в синдромах различных форм афазий)

эфферентная моторная аграфия(кинетическая):протекает в синдроме эф афазии, динамического праксиса, дефектов процесса понимания речи (нарушение семантики устной речи, синтагматической стороны-структуры фразы и её грамматики-аграмматизмы-нарушение во внешней речи). Аграфия-Поражение задних лобных отделов левого полушария. Соблюдение нужной последовательности звуков при записи слова (слогов). Механизм: нарушения переключения (кинетической организации моторной стороны устной речи) с одной буквы на другую, со слога на слог, со слова на слово. Возможны макро и микрографии. Персеверации (привнесение предыдущих букв, слов…). Перестановки букв в слове, пропуски букв, повторении одного и того же слова, недописывание слов (нарушение письма как сукцессивного процесса). Нарушение внутренней схемы слова и предложения, утрачивается осознание динамических отношений слов.

афферентная моторная аграфия(кинестетическая): протекает в синдроме аф афазии (нарушение устной экспрессивной речи). Поражение нижнетеменных отделов левого полушария. Из-за нарушения речевых кинестезий теряются артикуляционные границы между звуками, близкими по происхождению (т.д,л,н, б-п-м, н-м-,з-с-ч-ш, ф-в). Центральный механизм: дефекты кинестетических ощущений, которые приводят к нарушению тонких артикуляционных движений и невозможность дифференцировки звуков по их кинестетическим основам. Главный дефект – нарушение письма отдельных звуков, букв. Не чувствуют, что должны писать. Литеральные парафазии, параграфии- в письме! (замена букв на другие близкие по месту происхождения, пропуск гласных, сличение согласных, пропуски слогов). Нарушаются практически все формы письма кроме списывания. Письмо становится осознанным и дезавтоматизированным процессом. В отличии от эфферентной аграфии остаются относительно сохранными синтагма и грамматическая сторона речи.

сенсорная аграфия (акустико-гностическая ): в соответствующем синдроме сенсорной афазии (поражение задней трети верхней височной извилины – 22Вернике-нарушение устной экспрессивной и импрессивной речи). Нарушаются процессы акустического восприятия из-за дефектов фонематического слуха (центральный механизм) – затруднено восприятие и понимание фонем (центральный дефект в афазии) из-за разного их звучания в зависимости от положения в слове (кит, окно, ток). В этой форме аграфий обнаруживаются и структурные нарушения – в звене звукоразличения. Письмо либо полностью распадается, либо грубо нарушается. Литеральные параграфии, звуки заменяются по фонемотическому признаку (п-б, г-к, г-х, д-л, ) Центральный дефект при аграфии – распад всех видов письма, и прежде всего на слух. Сохранны: намерение, замысел, мотивы письма. Контроль за письмом нарушается вторично из-за дефектов фонематического слуха и нарушения операции сопоставления звуков и букв.

акустико-мнестическая: форма сенсорной аграфии?. В синдроме а-м афазии – нарушение объёмов акустического восприятия, называние предметов. Нарушение перцепторных образов и образов представлений. Поражение 2-й височной извилины левой височной зоны. Нарушается высший уровень организации письма- уровень письменной речи, а не письма как навыка. Центральный механизм: нарушение объёма восприятия, рассогласование знака и его значения, нарушение образов-представлений. Дефект – нарушение письменной речи как высшей формы письма.

динамическая: (потеря инициативы, спонтанной речи, письма). Афазия-Нарушение передних отделов речевой зоны кпереди от зоны Брока и задних отделов первой лобной извилины. Центральный механизм-нарушение внутренней речи, общей и вербальной предикативности (меньше глаголов и ставят их на последнее место). Эти механизмы ведут к нарушению активности в создании структуры фразы, её динамики, их взаимодействия в структуре текста. Центральный дефект – нарушение актуализации и построения структуры фразы, нарушение порядка управления согласованием слов внутри фразы и фраз внутри текста, а фазия- нарушение продуктивной речи.. (афазия-нарушение звена реализации замысла во внутренней речи)

семантическая: поражение зоны ТРО. Центр мех-зм – Нарушение процесса симультанного пространственного восприятия дефект – афазия – восприятие логико-грам конструкций. Нарушение высокого уровня организации письма. Возникают трудности употребления сложных логико-грамматических конструкций (сравнительных конструкций, предлогов, сложноподчинённых предложений)

*Гностические (неречевые ) формы оптических аграфии, в их основе-расстройства разных видов гнозиса (в различных синдромах агнозий): Аграфия: затылочные и теменно-затылочные системы левого полушария (оптические и пространственные нарушения). Протекают в синдроме различных агнозий. Нарушение графемы как единицы оптического и пространственного восприятия.

оптическая аграфия: утеря обобщённого оптического образа буквы, обозначающего конкретный звук. Центральный механизм – нарушение константности и обобщённости буквы (на основе выделения существенных признаков) +алексия. Хорошо вычленяют звуки речи. Центральный дефект- нарушение дифференцированности оптического образа буквы, замена одних букв другими, близкими по глобальному оптическому образу, и конструкции (а-о-е, и-ш-п,б-в-р)…этот вид аграфии идёт в синдроме оптической предметной агнозии, акалькулии, алексии. Пишут д, только какД и тп.

оптико-пространственная аграфия: нарушение нижнетеменных (наиболее сложные формы ориентаций в пространстве –право-лево, хотя не затрагивает структурную организацию воспринимаемых образов) и теменно-затылочных(более грубые – целостное зрительное восприятие-оптическое отчуждение графем-образ звукобуквы) областей левого полушария мозга. Нарушение письма по оптическому принципу. Механизм: распад оптических и оптико-простанственных схем букв. Нарушается перешифровка звука в букву. Сохраняется графический образ звука-графема, но нарушается восприятие и актуализация пространственного расположения элементов буквы – центральный механизм. Центральный дефект:Трудности при написании букв имеющих чёткую пространственную ориентацию (и-п, е-э, б-д). литеральные пространственные параграфии.+пространственная акалькулия. (зеркальное-письмо)

оптико-мнестическая аграфия: правильно выделяют из речевого потока звуки и несоотв к буквам. Патология речевой организации оптического гнозиса. Стык речевых и оптических процессов. – в синдроме амнестической афазии. Рассогласование речевых и перцепторных образов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Аграфия

Существует несколько видов аграфии – расстройства письма, которое тесно связано с нарушениями речи пациента. Лечение проводится только логопедами и психиатрами, специалистами, разбирающимися в медицинских причинах данного явления. Сначала проводится диагностика, чтобы выявить степень аграфии, а потом уже назначается комплекс упражнений и процедур.

Интернет-журнал psytheater.com ставит умение писать наряду с другими сложными психическими и умственными способностями. Только человеку свойственно осваивать речь во всем его многообразии, а затем еще подключать к этому двигательную активность кистей. Письмо – это сложный навык, который требует определенной подготовки.

Чтобы что-либо написать, человек должен знать буквы алфавита, их произношение и написание. Также человек должен владеть языком, хотя бы отдельными словами. Более сложным процесс становится, когда необходимо составлять предложения. Здесь также нужно владеть знаниями грамматики и орфографии. Ко всему процессу подключается деятельность руки, которая подчиняется определенным областям головного мозга.

Если речь идет об аграфии, то ее зарождение начинается еще с момента усвоения устного языка. Человек может разговаривать, но с некоторыми нарушениями. Его умственные и интеллектуальные способности сохраняются. Также проблема аграфии не кроется в двигательной активности кистей. Проблема кроется в повреждениях головного мозга:

  1. Правого полушария у левшей.
  2. Левого полушария у правшей.

Что такое аграфия?

Аграфия подразумевает некоторое нарушение в развитии письменных навыков, когда ребенок коверкает слова, не может составлять слоги, пропускает слова и пр. Нарушается способность в письменном виде выражать свои мысли.

Аграфия не всегда является врожденной аномалией. Человек может приобрести данную патологию в середине жизни, к примеру, при повреждении сегмента задней части головного мозга. В таком случае может нарушиться функциональность движений руки либо человек просто частично потеряет навык написания текстов.

Читайте также:  Как научиться прощать обиды и отпускать людей, психология

Аграфия предполагает частичную или полную неспособность человека писать тексты. У детей аграфия часто развивается на фоне:

  1. Алалии – несформированности функций речи.
  2. Поражения мозга.
  3. Речевого расстройства, что связывают с проблемами освоения речи.

У взрослых возникает на фоне афазии – речевой дисфункции.

Виды аграфии

Нарушение навыка письма можно разделить на три большие категории-виды:

  1. Аграфия.
  2. Дисграфия – стойкое нарушение грамматики и орфографии во время письма, что связано с поражениями высшей ЦНС. Причинами этого становятся наследственные патологии, инфекции, травмы и болезни ЦНС, неравномерное развитие отдельных полушарий, что наблюдается во младенчестве. Дисграфия может развиться на фоне сильной увлеченности компьютером или телевизором. Дети могут быть достаточно умными и развитыми по другим предметам, однако на уровне письма они постоянно совершают многочисленные ошибки.
  3. Дизорфография.

Каждое из расстройств письма делится на виды. Аграфия бывает:

  • Амнестическая (чистая) – проявляется в виде неспособности написать нормально текст под диктовку или при сопровождении звукового аналога. Однако при списывании у человека не возникает проблем. В легкой форме может сопровождаться синдромом Герстмана (когда человек частично не ощущает своего тела). В тяжелой форме формируется зеркальный подвид написания слов.
  • Апраксическая – самостоятельное заболевание или следствие идеаторной апраксии. Человек не способен не то, что написать какие-то слова, но и вообще держать ручку. Это касается как написания под диктовку, так и при списывании.
  • Афатическая – развивается на фоне афазии (расстройство речи), при которой страдает слуховая и речевая память, фонематическая разновидность слуха.
  • Конструктивная – следствие конструктивных изменений в строении головного мозга.
  • Афферентная – неспособность распознать, какой звук на каком месте в слове располагается. Человек не способен распознавать идентичные звуки. В такой ситуации человек просто использует те буквы, которые схожи по звучанию.
  • Эфферентная – когда человек может писать буквы, однако сложности возникают при написании слогов или целых слов. Здесь в письме могут отмечаться написание отдельных букв, недописанные слова, перестановка букв, что связывают с неспособностью мозга переключаться от одной буквы к другой.

Дисграфия делится на такие виды:

  • Акустическая.
  • Оптическая – человек не способен воспринять, как пишутся буквы, поскольку нарушено его зрительное запоминание.
  • Аграмматическая.
  • Артикуляторно-акустическая.
  • Вследствие нарушения звукового синтеза и анализа.
  • Сенсорная – расстройство буквенно-звукового анализа. Возникает на фоне неспособности написать текст под диктовку, поскольку человек не способен понять и отличить звуки при их звучании. Человек способен списывать побуквенно или копировать.

Специфическая аграфия возникает при неспособности самостоятельно написать текст, что связано с невозможностью придумать текст, спланировать его написание, а также контролировать процесс письма.

Причины аграфии

Главной причиной аграфии врачи называют органическое поражение коры головного мозга, к чему могут привести следующие факторы:

  1. Травма головы.
  2. Геморрагические или ишемические формы инсульта.
  3. Новообразования доброкачественного или злокачественного характера.
  4. Воспалительные процессы инфекционной природы.
  5. Негативное воздействие токсинов на организм и головной мозг.

Также причиной называют родовую травму, когда в младенчестве малыш не старается говорить, с годами не интересуется письмом, а в более старшем возрасте даже не может выразить свои мысли на уровне устной речи.

На формирование навыков письма влияет то, как работает головной мозг при восприятии устной речи, способен ли ребенок вообще слышать и распознавать различные звуки. Также письмо зависит от уровня развития устной речи, словарного запаса и богатства слов.

При аграфии могут наблюдаться различные поражения головного мозга:

  1. Височная доля мозга при поражении приводит к тому, что человек не способен нормально воспринимать и воспроизводить звуки.
  2. Поражение задних сегментов 2-й лобной извилины приводит к развитию чистой аграфии.
  3. При сбое работы между полушариями воспроизводится зеркальный тип аграфии, что чаще встречается у левшей или у интеллектуально отсталых пациентов.

Аграфия проявляется в частичном или полном нарушении письма, когда человек не способен написать букву, слог, целое слово, соединять буквы, составлять предложения, пропускает или переставляет в слове буквы. При этом интеллектуальные навыки и ранее развитые умения письма не нарушены.

Распознать аграфию можно по тому, что человек не способен самостоятельно писать, писать под диктовку или переписывать. Также может отмечаться зеркальное написание слов, букв и даже предложений.

Диагностика и лечение аграфии

Только специалист может назначить лечение, которое частично или полностью поможет в выздоровлении. Для начала проводится диагностика аграфии, что несложно, поскольку уже при рассмотрении текста, написанным самим больным, становится очевидно его заболевание. Диагностика также проводится путем осмотра и неврологических тестов. Проводится опрос больного и его родителей, если речь идет о ребенке.

Далее нужно выявить причину заболевания. Это сделать намного сложнее, поскольку сам больной не знает, с какого момента у него возникла аграфия, если речь не идет о взрослом человеке. Так, назначается проверка работы головного мозга с целью выявления очага поражения:

Лечение проводится путем постановки на учет к невропатологу, который назначает курс лекарств и прописывает специальный курс по восстановлению навыков письма. Пациент проходит как индивидуальные, так и групповые тренировки, что способствует выздоровлению. Прежде чем скорректировать навыки письма, специалисты акцентируют внимание на устной речи, устраняют пробелы в ее развитии, чтобы затем перейти к устранению инертности и пробелов в письме.

Также пациент становится на учете у психиатра и логопеда. Логопедические занятия направлены на то, чтобы совершенствовать навыки устной речи, когда человек будет отрабатывать звуки и буквы, приучаться к их произношению и написанию.

Подключается к тренировкам ЛФК, что доказано практическими занятиями, когда физические упражнения способствуют быстрому усвоению знаний. Более того, письмо является частью физической активности. Даже при обучении здоровых детей сначала тренировка происходит на уровне движения мелкой моторики руки. Если постоянно тренировать руку писать буквы, тогда это будет способствовать улучшению навыков.

Музыка и пение также подключаются с целью разработки голосовых связок, восприятия звуков и проговаривания слов. Игра на музыкальных инструментах способствует освоению двигательной активности.

Самым главным в лечении остается настроение родителей, которые должны своевременно обратиться за помощью к врачам, а также поддерживать ребенка на всем пути его выздоровления. Также сами родители должны заниматься с ребенком, а не перекладывать всю работу на специалистов. Здесь важно эмоциональное и устное общение, чтение книг, ведение диалогов с ребенком. Также можно увлечь малыша рисованием, что будет способствовать укреплению и развитию мелкой моторики.

Чем больше положительных эмоций ребенок будет получать от устного общения и письменной работы, тем быстрее он всему научится. Этому будет способствовать лечение главной причины, которая кроется в работе головного мозга. Если врачи способны устранить патологию головного мозга, тогда аграфию можно будет вылечить полностью.

Прогнозы

Аграфия не дает однозначных прогнозов, поскольку ее причины лежат не в психологических факторах, а в поражении головного мозга. Если врачи способны устранить проблему на физиологическом уровне, тогда аграфию можно будет полностью излечить.

С пациентом должны работать специалисты. Проблему не следует игнорировать или не исправлять. Сама по себе аграфия не исчезнет, а человек значительным образом окажется неприспособленным к обществу. В некоторых случаях детям с аграфией удается учиться со здоровыми детьми в общеобразовательной школе. Если же проблемы достаточно серьезные, тогда предлагается домашнее обучение и посещение занятий со специалистом.

Аграфию невозможно устранить самостоятельно, особенно если причины заключаются в поражении головного мозга. Только врачи способны выявить область поражения и устранить ее.

Аграфия — комплексное расстройство речи и письма

Умение писать и сам процесс написания текста – это сложный, по своей сути, психологический процесс, который психологи ставят в один ряд с такой способностью человека, как речь и восприятие информации, в самопроизвольной и системной ее форме, как и к двигательные способности человека.

Под медицинским термином – аграфия медики подразумевают расстройство в самом процессе письма, обусловленное нарушениями в речи пациента, но все движения руки и кисти при этом сохранены. Интеллект, умственные способности сохранены также в полной мере, как и уже приобретенные навыки письма.

Само заболевание возникает и развивается вследствие поражения у пациента левой части коры головного мозга у правшей или же правого полушария – у левшей.

Виды расстройства — их особенности

Различают следующие виды аграфии:

  1. Чистая или же амнестическая – в этом случае у пациента случается сбой в письме, когда текст пишется под диктовку или же его пишут со звукового оригинала, а при списывании способность к письму в большей или меньшей степени сохраняется. Часто в своем течении сочетается с синдромом Герстмана, выступая его ярким симптомом, а в тяжелой форме своего течения проявляется в зеркальном написании слов. В последнем случае развивается зеркальный подвид чистой аграфии.
  2. Апраксическая форма патологии – проявляет себя как самостоятельное заболевание или же может быть проявлением идеаторной апраксии. Ребенок просто неспособен понять, как держать ручку, а последующие движения не способствуют правильному написанию букв и слов, их последовательности. Эта форма расстройства диагностируется при любом виде письма, как под устную ему диктовку, так и при самостоятельном списывании текста.
  3. Афатическая форма нарушения формируется при афазии, при которой поражена левая височная кора в строении мозга, что становится причиной проблем со слуховой и речевой памятью, а также фонематической разновидностью слуха.
  4. Конструктивная форма расстройства – развивается при конструктивной разновидности патологических изменений в головном мозгу.

Какие части мозга страдают

При поражении левой височной коры в головном мозге – развивается афатическая форма патологии, что провоцирует нарушение в слухоречевом типе памяти и поражение фонематического типа слуха.

Читайте также:  Синдром Капгра - симптомы, лечение, причины

Если нарушения диагностированы в работе задних отделов 2-й лобной извилины, расположенной в доминантном у пациента полушарии, то врачи диагностируют чистую форму аграфии, не связанную с иными патологиями и заболеваниями.

Если пациент пишет в зеркальном порядке – развивается зеркальный подвид нарушения и такую форму патологии чаще всего диагностируют у левшей, у интеллектуально отсталых пациентов, при сбое в процессе взаимодействия между полушариями мозга.

Дисграфия – частный случай аграфии

Дисграфия – это специфическое расстройство письменного вида речи, проявляющее себя в стойких ошибках и возникает в случае нарушения в области высших отделов ЦНС. Причинами патологии могут быть наследственность и болезни, травмы и инфекции ЦНС, перенесенные в младенчестве, неравномерное развитие обоих полушарий головного мозга.

В список причин входит и иные неврологические проблемы, чрезмерное увлечение телевизором или же компьютером.

Часто возникновение дисграфии способствует развитию дислексии.

Симптоматика патологии может различаться – она зависит от первопричины развития болезни. Дети, у которых диагностирована дисграфия, – умные, с высоким уровнем интеллекта, могут успевать по другим школьным предметам, но в их тетрадях допускают очень много ошибок, путая написание таких букв как Р и З, Э и Ъ.

Где искать причину?

Основной причиной, которая провоцирует развитие аграфии, медики называют поражение коры головного мозга органической природы.

Спровоцировать данное расстройство могут также следующие факторы:

Часто причиной развития данной патологии является родовая травма – в меньшем возрасте ребенок не умеет говорить, не учится писать, в более старшем возрасте сбой в письменной речи в своем течении сочетается с неспособностью выражать свои мысли при помощи устной речи.

Также сбой в умении писать может быть и признаком развития иной патологии, течения основного заболевания, например при развитии синдрома Герстманна, — данное нарушение указывает на развитие очага поражения на грани височных и теменных долей мозга. У детей или же взрослых нарушается фонематическое восприятие информации и ее интерпретация в графические символы.

Как показывает медицинская статистика, чаще аграфией страдают дети, у которых наблюдается недоразвитость устной речи, развитие языкового, словарного запаса не достигло их возрастного уровня развития.

Дополним клиническую картину

Самым ярким проявлением заболевания является полная и необратимая потеря к способности писать. Отмечается сильное нарушение в структуре самого слова, буквы пропущены, пациент не способен соединять слоги, но интеллект остается незатронутым, а ранее выработанные навыки письма не нарушены.

Ребенок или взрослый не могут написать текст под диктовку или же просто переписать его с оригинала, проявляет себя зеркальное размещение букв, слов и целых предложений.

Постановка диагноза

Сам процесс диагностики нарушения не вызывает затруднений. В самом начале врач проводит детальный осмотр пациента, проводит неврологический осмотр, изучает пример текста пациента. На практике сложнее удается диагностировать первопричину, которая приводит к развитию данного заболевания.

В начале обследуется головной мозг и выявляется очаг поражения и, как следствие, причина нарушения. Для этого врач проводит опрос пациента и родителей, если это ребенок, далее применяется дополнительные методы неврологического исследования — МРТ или же КТ, рентгенологическое исследование черепа.

Также врачи применяют в процессе диагностирования электроэнцефалографию, ЭХО – энцефалографию.

Лечение и коррекция

Прежде всего, пациента ставят на учет у невропатолога, назначают медикаментозный курс лечения, обучают заново навыкам письма по специально разработанной программе.

В ней, прежде всего, ставится за цель преодоление инертности в звеньях, ответственных за структуру слога, выбор слов и восстановление всех языковых функций, речи – как письменной ее формы, так и устной. Со взрослым и ребенком специалисты проводят как индивидуальное, так и коллективное занятие, только так достигается положительный эффект.

Пациент стоит на контроле у психиатра и логопеда, где проходит курс психиатрии и логопедические уроки. Как пример – занятия ритмикой, которые помогут восстановить работу коры головного мозга.

ЛФК также положительно влияет на уровень умственного развития пациента, поскольку научно доказана взаимосвязь между движением, физической и двигательной активностью и умственной тренировкой той или иной, пораженной части головного мозга.

Музыка и пение помогают развивать моторику голосовых связок, мышц и связок гортани. Игра на музыкальных инструментах помогает развить моторику пальцев, что также благотворно сказывается на работе полушарий головного мозга.

Лечение практикует курс лечения у логопеда – лого-ритмика и музыкальные упражнения оказывают самый положительный результат в лечении аграфии.

Главное при проявлении первых проблем с письмом не стоит запускать болезнь, а нужно обратиться к специалисту. Среди которых логопед или же невролог, психотерапевт. Никогда не стоит рисковать и нужно своевременно обратиться к медикам. Только так можно своевременно устранить патологию.

Дисграфия

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

МКБ-10

Общие сведения

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в отечественной логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения. Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата. Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Причины дисграфии

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).

  1. Органические причины. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
  2. Социально-психологические факторы. Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.

Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР. К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Патогенез

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Классификация

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы. Современная классификация выделяет:

I. Специфические нарушения письма:

  • Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).
  • Морфологические дизорфографии.
  • Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Симптомы дисграфии

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Читайте также:  Как найти смысл жизни в 30, 40, 50 лет - советы психолога

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

Акустическая дисграфия

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих – шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат – их компонентами).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Аграмматическая дисграфия

Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

Оптическая дисграфия

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, – о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв (“л” вместо “м”; “х” вместо “ж” и наоборот), зеркальное написание букв.

Диагностика

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:

  • проводится изучение и анализ письменных работ;
  • внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии;
  • обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха;
  • исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;
  • производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Коррекция дисграфии

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Прогноз и профилактика

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Аграфия

Аграфия – полная несформированность письма или распад навыка письма (у взрослых) при глубоких поражениях мозга.

Одним из наиболее сложных процессов психики специалисты считают письмо. Оно одновременно имеет отношение и к непосредственно психике, к восприятию, системному и произвольному, задействована и двигательная сфера. Аграфия подразумевает расстройство письма, имеющее связь непосредственно с нарушенной речью. Известно, что при этом полностью сохранены движения кисти. Заболевание появляется, если имеются повреждения определенного полушария мозга.

Так, для правшей это левое, а для левшей правое полушарие. Аграфию можно выделить «чистую», то есть амнестическую, а так же имеется апраксическая форма, афатическая и конструктивная. При амнестической аграфии в основном затруднения возникают, когда требуется писать под диктовку, или имеет место спонтанное письмо. Если же производится обычное списывание, то сохранность письма все-таки остается. Иногда дети путают в словах порядок букв, или вставляют вместо них другие, что называется литературной параграфией. Ярким проявлением амнестической аграфии можно назвать затрудненность преобразования в графемы фонем. Дети бывают неспособны отыскать графему, соответствующую заданной фонеме, происходит отчуждение графического образа буквы. При этом возникают грубые аграмматизмы, в словах пропускаются буквы, образуются литеральные параграфии. В некоторых случаях могут присутствовать элементы зеркального письма.

Особенности типов аграфий

Особенности письмаНередко амнестическая аграфия дополнена неврологическим расстройством, указывающим на то, что имеется поражение головного мозга. Синдром Герстмана является компонентом такого поражения. Что касается апраксической аграфии, то она возникает как проявление идеаторной апраксии. В таком случае ребенок не может понять, в каком положении рука должна находиться при письме, не умеет правильно взять ручку. Кроме того, далее он не способен в нужно последовательности проводить двигательные акты. В связи с этим возникает неправильное соотношение в пространстве буквенных элементов, и некоторые из них могут иметь зеркальное отражение. Если форма особенно тяжелая, буквенный рисунок может распадаться полностью, поэтому ребенок изображает отдельные фрагменты, пересекающиеся друг с другом. Апраксическая аграфия наблюдается в письме всех видов, как под диктовку, так и в самостоятельном письме, или при списывании. Нарушение осуществления движения и организации создают проблемы при написании букв. Апраксическая аграфия представляет следствие поражения угловой и надкраевой извилины левого полушария. В то же время имеются ситуации, когда подобная форма патологии возникает при поражении заднего отдела лобной левой доли второй извилины. При афазии развивается афатическая аграфия, при этом поражена височная левая кора. Данное состояние вызывает дефекты фонематического слуха и слухоречевой памяти. Конструктивная аграфия диагностируется при наличии конструктивной афазии.

Симптомы аграфии

Трудности в письмеНаиболее выраженным проявлением аграфии врачи называют абсолютную потерю умения писать. Или же, нередко наблюдается сильно нарушенная структура слова, пропущены целые слога, буквы. Кроме того, у ребенка может не получаться соединять в слова отдельные слоги. При этом не имеется нарушений интеллекта, а навыки письма нормально выработаны, тем не менее, подобные проявления дают о себе знать. Детская аграфия считается проявлением алалии. Она может появиться, как следствие недоразвитой речи, и это так же обусловлено поражением мозга. Специалисты называют различные причины, ведущие к данному заболеванию, и наиболее распространенными из них принято считать нарушенную графическую символизацию и фонетическое восприятие. Чаще аграфия выявляются у детей, имеющих недоразвитую устную речь, то есть, недостаточно выраженную. Языковое сознание у таких детей не достигло целостного осознания всего звукового аспекта, ребенок способен в таком случае воспринимать слово лишь со смысловой стороны. С речевой действительностью фонема не связана, и поэтому, усложняется становление звукобуквенной ассоциации.

Диагностика и лечение

При выявлении аграфии не возникает сложностей, врач проводит детальный неврологический осмотр, и может поставить диагноз сразу же. В первую очередь устанавливают причину, что является более сложным. Для этого необходима беседа врача с родителями пациента. Рекомендуется применение различных неврологических исследований. В частности, МРТ, рентген черепа, реовазография, энцефалография, и прочее. В виде профилактики следует проводить с детьми речевые упражнения, и к тому же они должны быть максимально частыми. Более внимательно следите, насколько ребенок способен выражать собственную мысль, обращайте внимание, как он связывает слова. Для детей младшего возраста важно, как будет развиваться речь. Старайтесь не упускать из виду даже малейшего отклонения и речевого отставания. Чтобы в ходе лечения любого расстройства речи обеспечить положительные результаты, в том числе, и при наличии у ребенка аграфии, необходимо применить всестороннюю и комплексную терапию. В частности, требуется назначение лечения медикаментозного характера, в которое включаются препараты, питающие головной мозг, улучшающие его процессы. Подобная лекарственная терапия сочетается с такими мерами, как физкультура, логоритмика, музыкальные занятия, индивидуальные или занятия в группе с логопедом. Важно, чтобы такая терапия была проведена грамотно, и длительный период времени. Само по себе лечение тоже должно быть своевременным, потому что далее из-за аграфии с обучением в школе у ребенка возникнут трудности. Если вы подозреваете, что у малыша имеются признаки аграфии, обращайтесь к специалисту немедленно. Проведя глубокую диагностику, врач назначит адекватный лечебный курс, и состояние будет улучшено и стабилизировано, ребенок сможет усваивать школьную программу и не отставать от сверстников.

Оцените статью
Добавить комментарий