Интенция парадоксальная, коммуникативная – определение понятий

Интенция парадоксальная, коммуникативная – определение понятий

Какие виды интенции существуют и в чем их суть

Познакомим вас со значением этого слова. Для примера объяснения возьмем само значение слова “осознанность”. Оно обозначается психологическим логосом “интенция”. Так называется ключевая форма, направленность человеческого сознания. Можно ли охарактеризовать ее с помощью понятий? Общее определение этого слова означает сознание, направленное в векторе на какой-либо объект или действие. В логотерапии этим словом, называются душевные порывы с их неосознанными проявлениями и/или действиями.

Что такое интенция и ее вариации

По значению определения – побуждение, нацеленность, задача есть главная характерная специфика человеческого восприятия фиксироваться на одном направлении параметра и/или деяния.При этом не имеет значения степень реальности этого объекта или действия. Сценарием интеграции побуждения станет стремление, выверенный замысел планомерных действий по его свершению.

Существуют три типа этого явления:

  • Парадоксальная.
  • Коммуникативная.
  • Диалогическая (или речевая).

Предлагаем рассмотреть эти три типа. Чтобы разобраться с каждым из них, вначале познакомимся с общим психологическим значением логоса, упоминаемом и анализируемом в тексте.

Психологическая трактовка этого термина подразумевает один из методов логотерапии. Это направление создал Виктор Франкл и при его использовании человеком проигрываются фобии и неврозы через соответствующие напряженные критические моменты жизни.

Франкл предлагал людям идти на свой страх. Каким образом? Не так, что, типа, вот ну там ломает свою боязнь, а наоборот, приглашайте в гости. Говорите — как бы — “Ну давай. Я посмотрю на тебя и на что ты способен. Давай! Покажи мне насколько ты сильный”.

Существуют и другие техники. Например, техника волна, когда человеку просто предлагаю уйти из дома и одному в спокойной обстановке вызвать у себя фобию. Пригласите в эту ситуацию свой страх: “ Давай приходи, давай!”. И спокойно проанализировать природу возникшего страха.

Для чего это делается? Именно для того чтобы в механизме отслеживания за своим состоянием можно было спокойно проследить эмоции.

Ведь переживания не несут опасности и за ними можно наблюдать, как бы, со стороны. Не причиняя себе морального и/или эмоционального вреда. После прохождения эмоционального пика нужно расслабиться. Можно для этого использовать дыхательные техники или пешую прогулку спокойным шагом по тихим местам. Таким образом, устремленность в психологии представлена опосредованным методом разрешения кризисных психологических состояний.

Понятие парадоксальной интенции

Что же такое парадоксальная интенция? Этот подход психоаналитической поддержки, напомним, порекомендовал Виктор Франкл в 1927 году и с триумфом используется психоаналитиками в настоящее время.

Логотерапия методом парадоксальной направленности подразумевает работу с фобией пациента, при которой в момент критического пика он максимизирует или даже инициирует фобию с целью ее максимального проживания здесь и сейчас.

Например, при клаустрофобии (боязни замкнутых пространств) пациентам предлагается войти в тесное закрытое помещение и, прочувствовав свои эмоции, понять, что это лишь ажитация и нет никакой реальной угрозы для жизни или здоровья самого человека. То есть, боязнь — это просто переживание, хоть и крайней степени напряженности. При этом, интенцией является само ожидание и опасение этой эмоции и тех вегетативных реакций, которые она провоцирует.

Метод парадоксальной направленности- это основной способ воздействия на механизм рождения чувства жути и проработки его при непосредственном соприкосновении с ним. В противоположность обычному стремлению к бегству от эмоции крайнего напряжения, пациент переживает ее и получает бесценный опыт в регуляции своих ответных переживаний..

Подводя итог, скажем, что парадоксальная нー это одна из мощных и многочисленных методик воздействия на индивидуума, используемых в психотерапии.

Коммуникативная интенция как вариант логотерапии

Еще один вид целеполагания как формы психотерапевтического воздействия. Этот тип логотерапии основан на намерении, замысле и на построении в этой форме коммуникативного высказывания в монологическом и/или диалогическом стиле. Примерами коммуникативной интенции могут служить утверждения,вопрошания, а также требования, одобрения или порицания.При этом отражение потребностей, мыслей и мотивов действия делает явно выраженными (эксплицитными) причины, обусловливающие данный процесс общения.

При отсыле мысли, намерения от одного участника диалога к другому, инициатор диалога имеет намерение оказания некоего воздействия на собеседника. А для этого тот, кто слушает говорящего должен четко уловить смысл исходящей информации, и какая конечная реакция от него ожидается.

Когда логотерапевт использует свое воздействие на пациента, он в речевой форме направляет ему свои мыслеуказания и ожидает от него непосредственного отреагирования на свой посыл. В окончательном итоге в этом и заключена цель психотерапевтического влияния.

Понятие “речевая осознанность” нужна для осуществления намерения человека выражать значимый в коммуникациях смысл в процессе речи.

Основная трактовка обсуждаемого слова используется не только в психологии и/или психотерапии. Это широко используемый термин и в философии, и в религии, а также в медицине, в частности, в неврологии. В перечисленных областях человеческих постижений значение этого концепта, если и меняется, то лишь в незначительном диапазоне.

Так, например, схоластики говорили об этом как о направленности сознания и воли индивидуума на какой-то предмет. Развитию этого понятия были посвящены работы Ф.Брентано и А.Мейонга

Что такое парадоксальная интенция?

Единственная вещь, которую действительно следует бояться – это сам страх. © Франклин Рузвельт

Парадоксальная интенция – терапия «от противного»

Метод парадоксальной интенции, впервые предложенный создателем концепции логотерапии Виктором Франклом в 1929 году был подробно описан им в 1939 году. Научная публикация, посвященная использованию методики при лечении фобий и обсессивно-компульсивных расстройств увидела свет уже после окончания Второй мировой войны в 1947 году.

Франкл обращает внимание на то, что повторяющаяся в определенных ситуациях специфическая физическая или поведенческая реакция человека на что-то может быть спрогнозирована им наперед. В таких случаях нередко развивается, сперва ее опасение, а после устойчивые фобии и навязчивые переживания – обсессии. Этот феномен в психотерапии носит название антиципированной тревоги. Характерно, что симптомы усиливаются всякий раз, когда ожидаемая реакция подтверждается. В свою очередь, сформировавшиеся фобии становятся спусковым крючком и источником тревог, запускающих соответствующие нежелательные реакции в сходных ситуациях.

Зная свои проблемы люди делают все возможное, чтобы не демонстрировать их публично. Так агорафобы, опасаясь обморока стараются не выходить из дома, страдающие от тремора или повышенного потоотделения и люди, испытывающие страх покраснеть избегают оказываться в центре внимания больших групп людей, etc. Формируется порочный круг обратной связи, разорвать который самостоятельно человек не может. Без помощи психотерапевта состояние прогрессирует и оканчивается тяжелейшими неврозами.

Вне зависимости от специфики фобии и степени зависимости от нее, метод терапии парадоксальная интенция использует железный принцип: как только человек оставляет свои попытки бороться со своим страхом и действует от противного, он разрывает порочный круг зависимости. Это автоматически приводит к ослаблению действия, а впоследствии и полному избавлению от атрофирующегося симптома. Ключом к исцелению становится личная вовлеченность человека в осмысленную деятельность, в противовес невротической сосредоточенности на симптоме в болезненном состоянии, стимулирующем его повторение и закрепление. Другими словами, человек переносит себя из мира эмоций, прогнозируемых проблем в мир логики и фактов, подтверждаемых собственным опытом.

Скорость закрепления устойчивого терапевтического эффекта при полном отсутствии новой отягчающей симптоматики при лечении по методу парадоксальной интенции опровергает один из постулатов классического фрейдизма, утверждающего, что успех и устойчивость результата лежит в прямой зависимости от длительности терапевтического воздействия.

Как работает метод парадоксальной интенции

Пациент, ожидающий очередного подтверждения знакомой ему симптоматики получает инструкцию логотерапевта и пытается в течении, по крайней мере, нескольких минут возжелать – в случае фобии или же осуществить – в случае невроза навязчивых состояний то, что составляет суть его опасений. Парадоксальная интенция реализуется. Ситуация или действие, вызывающее у пациента опасение, перестают восприниматься как внешняя непрогнозируемая сила. «Познакомившись» со своим страхом и осознав, что именно страх симптома, а не сам симптом является главной причиной его зависимости, человек расстается с тревожным состоянием постоянного ожидания неизвестного и естественным образом нормализует свои состояния и реакции.

Пребывая в состоянии ноогенного невроза, человек беспрерывно пытается объяснить происходящее, отыскать скрытый в нем смысл. Использование способности человека к самоотстранению позволяет логотерапевту переключить внимание пациента с области эмоций на область смыслов.

Метод оказывается чрезвычайно эффективен при неврозах, когда проявляются следующие характерные паттерны поведения или реагирования:

  1. Тревожащий или раздражающий человека симптом вызывает опасение, что в самый неподходящий момент он снова повторится. Острое ощущение беспокойства и тревоги, связанные с ожиданием вероятного повторения симптома со временем перерастает в фобию, которая становится спусковым крючком новых случаев повторения. Круг замыкается, и с каждым очередным подтверждением опасений человека фобия усиливается.
  2. Страдающий обсессивным неврозом полностью поглощен своими «обсессивными» состояниями – навязчивыми представлениями, но не загоняет их как можно глубже, а напротив, пытается противодействовать и подавить, что, опять-таки, способствует накапливанию нервного напряжения. Как и в первом случае, пациент пребывает в замкнутом круге из бесконечных тревог и навязчивых состояний на фоне утраты смысла жизни и отсутствия цели. Таких пациентов может преследовать панический страх выброситься из окна, страх утопления, страх убить кого-то из близких ножом, лежащим на столе, etc.
  3. Реакция сексуального невротика, преследующего цель продемонстрировать, в зависимости от пола, стойкость потенции или способность переживать оргазм. Они забывают о том, что эти реакции – не более чем вторичный продукт по отношению к более значимым ценностям человека. В итоге, чем ярче проявляется стремление проявить себя идеальным сексуальным партнером и получить удовольствие ради удовольствия, тем меньше шансов достичь этих целей.

На фоне фобии часто прогрессирует и страх перед самой фобией. Обстоятельные исследования страха фобий, проведенных Франклом позволили сделать вывод: есть три наиболее распространенные причины, в связи с которыми страдающие фобиями начинают их бояться:
А. Опасение, что приступ тревоги приведет к смертельному исходу или обмороку («коллапсофобия» – термин, используемый в логотерапии).
Б. Опасение того, что приступ тревоги окончится инфарктом («инфарктофобия).
В. Опасение того, что приступ тревоги окончится инсультом мозга («инсультофобия).

Обсессивный невротик боится того, что его тревожные состояния станут причиной развития психоза («психотофобии»).

С целью снизить вероятность неблагоприятного развития ситуации неврастеники и обессивные невротики часто полностью замыкаются в себе, всячески прячутся от действительности, выходят из дома и встречаются с людьми только в случае крайней необходимости, или же, напротив, избегают закрытого пространства.

Таким образом, невроз, требующий вмешательства логотерапевта, может развиться, как вследствие провоцирующей внешней и внутренней ситуации, приводящих к первичному проявлению симптома, так и вследствие выполнения вторичного условия – закрепления страха ожидания. В обоих случаях основная задача терапии – разорвать порочный круг, чего и позволяет достичь метод парадоксальной интенции. Лишая пациента эмоциональной почвы для подкрепления его опасений, он дает ему возможность контролировать свой симптом волей и мыслью. Контроль над симптомом со стороны пациента означает прекращение его существования как симптома, проявляющего себя только при отсутствии такого контроля.

Подбирая предписание парадоксальной интенции, логотерапевт учитывает, что страдающий фобиями опасается чего-то, что может случится с ним, в то время как страдающий от обсессивно-компульсивных расстройств опасается и за то, что может совершить сам.

Юмор творит чудеса

Доказанным терапевтическим потенциалом обладает человеческая способность отстраняться от своей проблемы и невротического состояния, подключая чувство юмора. Юмор – великий дар, обладающий удивительным целительным эффектом, поскольку он позволяет установить дистанцию по отношению к чему угодно, включая самого себя и свои проблемы. Тем самым создаются условия для обретения над своими состояниями полного контроля. Поэтому невротик, который учится высмеивать свои страхи, уже на пути к выздоровлению. А эффективную помощь в дистанцировании от своих проблем как раз и позволяет создать метод парадоксальной интенции. С этой целью парадоксальное предложение для пациента логотерапевт старается сформулировать в юмористической форме.

Молодой человек испытывает сильный страх потоотделения. Как только он волнуется по этому поводу, то начинает обильно потеть. Так формируется порочный круг в котором страх обнаружить потоотделение немедленно включал соответствующую физиологическую реакцию. Совет логотерапевта таков: всякий раз, когда вы чувствуете, что начинаете потеть, сознательно приложите все усилия для того, чтобы продемонстрировать, насколько безупречно вы владеете этим искусством. Следуя совету терапевта, молодой человек, встречая кого-то на улице и ощущая привычную тревогу говорил себе: раньше я мог пропотеть за раз на пол литра, теперь попробую улучшить результат и пропотеть на два!

Всего один сеанс логотерапии и неделя плотной работы по методу парадоксальной интенции помогла парню, страдающему фобией потоотделения в течение нескольких лет полностью и навсегда избавиться от этой тягостной и неприятной зависимости.

В ряде случаев использование метода предполагает предварительное использование транквилизаторов. Этот прием позволяет смягчить симптомы, от которых ему следует дистанцироваться либо, напротив, возбуждающих средств, с целью активировать способность пациента самоотстраняться от симптома.

Парадоксальная интенция и альтернативные методы поведенческой терапии

Сходство метода парадоксальной интенции с методиками поведенческой психотерапии очевидно – работает принцип: ожидаемая реакция пациента подкрепляется определенным стимулом. Но чаще всего подобные методики похожи лишь внешне, а принципиальные различия сохраняются. Так, например, метод поощрения «жетонами» также предполагает вознаграждение, но за правильное, желаемое и ожидаемое поведение. Насколько отличается при этом терапевтический эффект в сравнении с методом парадоксальной интенции?

Читайте также:  Орторексия - что это такое, причины, симптомы, последствия

Родители 9-летнего Пьера извелись, пытаясь самостоятельно справиться с проблемой сына – ночным энурезом. Все попытки взять ситуацию под контроль, включая многократные обещания ценных подарков и прочих «жетонов» не увенчались успехом. Ситуация стремительно прогрессировала. По счастливому совпадению, один из знакомых отца работал практикующим логотерапевтом. Когда отец Пьера поделился с ним проблемой, тот предложил навестить их вечером. Разговорив мальчишку на доверие, терапевт посочувствовал его проблеме и пообещал, что за каждую ночь, когда это будет происходить он будет откладывать для него 5 центов в качестве моральной компенсации. Идея настолько понравилась Пьеру, что он возблагодарил небо за свой энурез и тут же на радостях пообещал, что уже в следующий раз, когда они встретятся, то на честно заработанные центы он сможет пригласить своего нового друга в кино и даже угостить чашечкой горячего шоколада.

Прошла неделя, но когда новый знакомый постучал в комнату Пьера, тот спрятал взгляд и смущенно развел руками. За все время он сумел заработать лишь 10 центов! Он признался, что старался из всех сил, чтобы по крайней мере не срывать «устоявшийся график», хотя в его планах было выйти на личный мокрый рекорд. Но, к его величайшему разочарованию, все попытки в итоге окончились полным провалом. Пьер недоумевал, ведь еще до знакомства с таинственным гостем у него «все было в полном порядке». Разумеется, мальчик ничего не знал о господине Франкле и, тем более, парадоксальной интенции, но его пример стал блестящей демонстрацией эффективности инструментов и ключевой концепции логотерапии.

Позже, с целью экспериментально подтвердить или опровергнуть действенность метода парадоксальной интенции поведенческие психотерапевты альтернативных направлений собрали группу пациентов, страдающих неврозом навязчивых состояний. Всех их разделили на две группы по парам со схожей симптоматикой. Половина прошла курс лечения с использованием метода парадоксальной интенции. Лечение пациентов другой, т. н. «контрольной группы» за тот же период не проводилось. По прошествии нескольких недель симптомы невроза у пациентов первой группы практически исчезли, а новых – не появилось. У пациентов контрольной группы ситуация лишь осложнилась.

Метод парадоксальной интенции Виктора Франкла демонстрирует блестящие результаты даже в самых сложных, запущенных случаях. При этом профессионально подобранная инструкция позволяет совершить переворот в сознании, психике и поведении пациентов в кратчайший срок. Убедившись, что метод работает, пациент с удовольствием берет его на вооружение на дальнейшее и использует при необходимости, по возможности самостоятельно подбирая для каждой травмирующей ситуации соответствующую инструкцию.

В рамках 6-го Международного конгресса психотерапевтов в 1964 году были оглашены результаты масштабных 6-ти летних исследований эффективности метода парадоксальной интенции, в соответствии с которыми 88.2% исследуемых пациентов были полностью излечены или значительно улучшили свое состояние. Практически все они страдали от своих фобий и обсессивно-компульсивных расстройств долгие годы и испробовали методы всех форм терапии, за исключением парадоксальной интенции и поведенческой терапии Вольпе. В острых случаях метод парадоксальной интенции позволяет достигать выраженного терапевтического результата за минимальное время. На излечение тяжелых хронических расстройств может уйти год или два. В то же время применение техник психоанализа при лечении аналогичных расстройств при крайне сомнительных результатах требует долгих лет непрерывной терапии.

Вместе с тем, сам Виктор Франкл предостерегал от применения методов логотерапии во всех без исключения ситуациях и ко всем пациентам. Он настаивал на том, что не каждый врач способен извлечь из метода заложенный в нем терапевтический эффект и смысл. Уже по этим причинам он рекомендует комбинирование методов логотерапии с другими прогрессивными методами, среди которых упоминает гипноз, релаксацию по Шульцу, методы поведенческой терапии Вольпе, активирующие тренинги Хлопковой и Бояновского.

Интенция

Интенция — это предрасположение сознания к какому-нибудь действию или объекту. Это имманентное направление сознания на предмет независимо от того является оно реальным или надуманным. Проявляется в форме желания, стремления, замысла, продуманного плана действий, стратегии. Интенция иногда может иметь бессознательное направление, выражающееся в намерении действовать в соответствии с душевными порывами, то есть неосознанном стремлении делать то, что хочется, иногда не давая себе отчет в целесообразности таких действий.

Интенция это в психологии метод логотерапии, направления, созданного Виктором Франклом. Метод парадоксальная интенция Франкла предполагает, что человек проигрывает свой страх или невроз в соответствующей напряженной критической ситуации.

Интенция это в психологии Вюрцбургской школы главное свойство без образного мышления. Его сверхчувственное содержание не всегда обусловленно осознаваемой детерминирующей тенденцией и установками субъекта по отношению к поставленной задаче. Такие подходы оказали влияние на формирование “целостного подхода” в рамках психологии, в частности, гештальт-психологии, персонализма, целостной психологии. Имеется определение и применение понятия интенция в неврологии.

Интенция в неврологии — это конкретная направленность психики на объект, ориентированность действий или психической активности на достижение какой-нибудь цели.

Интенция в философии это понятие, которое обозначает смысловую направленность субъекта в восприятии и духовном познании. Она характеризует упорядочивающую функцию мирового вещества, обозначает волю человека, направленность души к гносеологической и экзистенциальной цели.

Интенция в философии это такое явление, которое позволяет человеку прийти к его цели, так определял интенцию А. Галес. Также интенция изучалась в “теории предметности” Мейнонга, в феноменологии Гуссерля, где отмечалась тенденция на онтологизацию структуры сознания.

В современной философии интенция имеет большое значение в неореализме, экзистенциализме, которые рассматривают внутренний мир, как главный предмет философского анализа.

Парадоксальная интенция

Психотерапевтический метод парадоксальной интенции введен Виктором Франклом в 1927 году и успешно используется в практике логотерапии до сегодняшнего дня, несмотря на всю его “парадоксальность”. Он предполагает, что пациент, одержимый страхом ожидания, принимает от логотерапевта некую “парадоксальную инструкцию”: когда произойдет критическая ситуация или перед ее непосредственным приходом, в момент ощущения ее наступления, на несколько минут представить себе (если фобия) или же осуществить (если навязчивые неврозы) в актуальной ситуации, то чего он опасается.

Что такое интенция? Доступным бытовым примером является ситуация: студент, ощущающий дрожь и вместе с ней другие вегетативные реакции непосредственно перед самим экзаменом, больше всего нервничает, ожидая эту дрожь, опасаясь, что другие ее заметят, и будут насмехаться. Следуя инструкции логотерапевта, студент сформулировал парадоксальную интенцию — самому задрожать, находясь в экзаменационной обстановке, не ожидая того, когда реакция сама начнет проявляться, и так сильно, чтобы эта дрожь была очевидной для всех. Таким образом, студенту получается и избавится от дрожи, и главное, освободится от страха и спокойно вести себя в обществе одногруппников.

Еще один пример: постоянно ссорящиеся супруги, обращаются к логотерапевту и получают «парадоксальную инструкцию» — следующий раз ссориться настолько долго, сильно и максимально эмоционально, чтобы утомиться и измотаться так, чтобы сил на следующую ссору не было.

Существует два пути реализации подобных инструкций. Во-первых, когда интенция осуществляется — ситуация или явление, которого боится пациент, перестает быть непрогнозируемым, поскольку клиент сам способен их вызвать, этим и достигается лишение болезненности ситуации. Во-вторых, клиент самостоятельно пытается реализовывать интенцию, переключая свое внимание непреднамеренных эмоциональных переживаний и реакций на собственное преднамеренное воспроизведение, этим самым, разрушив их, не прогнозированное течение, вследствие чего они и слабеют.

В этом приеме механизмом действия является процесс самоустранения, с помощью которого пациент имеет возможность уйти от эмоциогенной ситуации. Моделью такого процесса считается феномен, при котором способность чувственного наслаждения может быть утрачена, если целенаправленно желать только этого. Также рассматриваемый прием имеет похожие принципы с другими психотерапевтическими техниками (возбуждение тревоги, индуцированная тревожность, имплозивная терапия). Чтобы парадоксальная интенция имела еще большее влияние и эффект, в ее формулировку можно добавить немного юмора.

Парадоксальная интенция Франкла включает два специфических проявления: самотрансценденцию и возможность человека к самоустранению. Человек, имеющий ноогенный невроз, все время пребывает в поисках смысла.

Метод парадоксальной интенции применяется для лечения неврозов у человека если имеются патогенные паттерны реагирования, то есть симптом, вызывающий опасение его повторения. Появляется фобия ожидания и симптом не заставляет себя ждать, что вновь усиливает опасения человека. Этот страх бывает сам по себе тем, чего боится человек, но в большей степени человек боится того, что является следствием после критической ситуации, то есть страх перед возможным обмороком или инфарктом.

Чтобы не встретиться со страхом, человек занимает тактику избегания, бегства от реальности, вплоть до боязни выходить из дома. Больной, которого овладевают навязчивые представления, сразу же пытается их подавить или как-то противодействовать, но в большей степени это только увеличивает первоначальное напряжение. Таким образом этот круг смыкается и человек оказывается в его центре.

Обсессивные состояния, в отличие от фобий, от которых человек бежит, характеризуются борьбой с ними, навязчивыми состояниями, мыслями. Но как фобии, так и обсессивные состояния, провоцируются стремлением убежать от ситуации, обусловливающими тревогу. Невроз, в свою очередь, проявляется сначала под воздействием первичных условий, то есть внешней и внутренней ситуацией, которая провоцирует первое проявление симптома, и вторичными условиями, укреплением страха ожидания новой ситуации тревоги. Человек должен разорвать этот круговой механизм страха. Парадоксальная интенция помогает сделать это подкреплением опасения человека.

Важно учитывать то, что больной фобией, боится того, что может с ним случиться, а человек с обсессиями боится того, что может сам совершить. В таком случае человеку нужно обращаться к своей способности к самоустранению, особенно эффективно она действует с применением юмора, который по возможности нужно использовать. Поэтому юмор считается важным свойством человеческой личности, с его помощью человек способен создать дистанцию относительно какого-то предмета или явления, даже самого себя и тем самым полностью контролировать себя.

Метод парадоксальной интенции построен на том, что человек сам должен захотеть, чтобы осуществилось то, чего он так сильно опасается.

Метод парадоксальной интенции имеет сходство с методами бихевиоральной терапии, все они используют на практике понятие подкрепления, но существует между ними и различие. Например, это иллюстрируется в жетонной системе, где подкрепление действует ради желаемого и правильного поведения.

Существует один очень наглядный пример такой схемы. Речь идет о мальчике, который каждую ночь мочится в постель, за что, естественно, родители его ругают и стыдят, но это не помогает. Тогда им посоветовали сказать мальчику, что за каждую ночь, когда он будет мочиться в постель, ему будут начисляться пять центов. Мальчик был вне себя от радости, что скоро разбогатеет, потому что был на все сто процентов уверенным в своем “успехе”. Но случилось нечто, что кажется удивительным для людей, не знающих о подобном методе, мальчик перестал мочиться, хоть как он не старался и “заработал” только десять центов.

Логотерапия дала очень много концепций для развития положений экспериментальной основы поведенческой психотерапии. Например, бихевиоральные психотерапевты, исследуя эффективность метода парадоксальной интенции, в своем эксперименте подбирали по две пары пациентов, больных неврозом навязчивых состояний с одинаковыми симптомами. После чего одного лечили методом парадоксальной интенции, а другого совсем оставляли без лечения, чтобы он был контрольным пациентом. И в скором времени они выяснили, что наличие симптомов пропадало в течение пары недель только у тех больных, которых лечили методом парадоксальной интенции, и при этом не возникали никакие новые симптомы на месте прежних.

Как уже было доказано парадоксальная интенция помогает и в самых хронических тяжелых случаях, и в острых, когда лечение только началось. Поскольку страх есть биологической реакцией, под воздействием которой определенная ситуация считается человеком, как опасная, то естественно, что он будет ее избегать. Но, если пациент начнет сам искать такие ситуации, будет их создавать, то он научится действовать, как бы “мимо”, обходя страх, который начнет слабеть и со временем совсем пропадет.

Коммуникативная интенция

Коммуникативная интенция выражается в форме намерения, замысла, направленного на построение коммуникативных высказываний в определенном стиле речи и форме (монологической или диалогической). То есть коммуникативная интенция — это намерение, ориентированное на осуществление речевого акта, когда человек утверждает или спрашивает, порицает или одобряет, требует или советует.

Коммуникативная интенция действует, как регулятор речевого поведения разговаривающих партнеров.

Коммуникативная интенция отображает потребности, мысли, мотивы и действия человека и вместе с этим делает эксплицитными причины, которыми обусловливается процесс общения.

Вместе с понятием коммуникативной интенции существует и понятие интенции, как намерения, направления, цели и направленности сознания, чувств, эмоций и воли на какое-то явление или предмет. Эти два понятия являются синонимичными. Например, любое речевое действие диалога или монолога может быть использованным в выполнении определенной коммуникативной интенции.

Интенция постоянно присутствует в сознании говорящего человека, но нечасто эксплицитно выражается языковыми средствами. Любые просьбы могут быть реализованными через языковые средства. Так, например, просьба человека открыть окно: “откройте окно, пожалуйста”, “что-то мне душно”, “так жарко у вас в комнате”, “на улице такой приятный воздух, а в комнате нечем дышать”. Если посмотреть на высказывания с точки зрения грамматики, то лексические средства, использованные в последних трех высказываниях, не выражают прямую просьбу открыть окно, но те люди, которым были адресованы эти высказывания, поймут, что именно к ним обращались, и человек просит открыть окно.

В других случаях высказывания становятся совсем очевидными и передаются в таких словесных конструкциях, как например: “ты должен хорошо учиться”, “я буду ждать тебя в машине”, “здесь стоянка запрещена”. В таких высказываниях отмечается полное совпадение семантики фраз и интенции говорящих личностей.

Интенция речевого действия передается синхронно с мыслями, состояниями, фактами, мотивами, то есть вместе с теми смыслами и значениями, которые заключаются и объединяются в семантическом построении предложения.

Читайте также:  Как выйти замуж удачно в 30 лет, 40 лет, 50 лет

Интенция вопроса необходима не для того, чтобы показать собеседнику пример как задавать вопросы, а чтобы получить конкретную требующую информацию, интересовавшую интересующегося человека.

Когда человек адресует коммуникативное намерение и свою мысль собеседнику, то инициатор разговора считает своей целью оказать на собеседника определенное воздействие. И для того чтобы осуществился запланированный эффект, слушающий должен понять, какой смысл информации, что передается и что от него требуют, как он должен реагировать на услышанное.

Говорящий учитывает исходные знания его слушателя, которые обеспечивают адекватное восприятие интенции и мыслей. Он должен в коммуникативном действии соотнести известную информацию, то есть тему с неизвестными фактами, то есть, с ремой (ядром). Говорящий человек обязан учитывать интеллектуальный уровень своего слушателя, ориентироваться на знание культуры и те средства, которыми он выражается. Если информация говорящего сложна для восприятия, он должен разделить ее на доступные для восприятия части.

Может случиться так, что даже в тех случаях, когда говорящий учел все возможные факторы, чтобы информация, мысли и интенция были оптимальными для восприятия, может произойти недопонимание, поскольку каждое речевое действие является творческим воспроизведением и не каждому под силу однозначно понять все мысли другого человека.

Семантическая и психологическая стороны коммуникативной интенции, составляя речевое действие, являются постоянными и независимыми от ситуаций употребления. Интенция наличия какого-то предмета может быть высказанной в случае его надобности в определенном месте.

Количество коммуникативных интенций теоретически не ограничивается, но практически регламентируется схемой общественных отношений, выработанной эволюционно, и выявляется в процессе коммуникации. Но число этих схем не является настолько большим при социальном общении людей в различных сферах деятельности. Язык имеет глаголы, называющие коммуникативную интенцию речевого действия: вещать, адресовать, благодарить, возражать, извиняться, намекать, комментировать и другие.

Состоялось одно наблюдение, за которым было установлено, что глаголы клясться, обязываться, обещать и так далее, произнесение которых от первого лица настоящего времени (клянусь, обязываюсь, обещаю) являются самими актами своего действия (клятвы, принятия обязательства, обещания).

Глаголы, которыми называется интенция и обозначающие совершаемые речевые действия, называются перформативными. С помощью языковых средств могут выражаться коммуникативные намерения по отношению говорящего к слушающему и слушающего к действительности, которые разделяются на грамматические, лексические и интонационные средства.

Уместно обозначить и такое явление, как интенция текста. Когда автор книги или статьи опирается на концепцию, которую он сам определил, когда он использовал собственный замысел в написании произведения — это авторская интенция. Объединения авторского и речевого намерения обозначает мировоззрение самого писателя.

Интенция текста выражает стремление автора донести определенную информацию читающим. Также, например, читая определенный текст, человек, может сформировать в голове образ самого автора, подумать над тем, что тот хотел сказать своим текстом, к чему призывает, чем делится, с каким намерением он вложил в этот текст мысли.

Интенция

Интенция – это предрасположение сознания к какому-нибудь действию или объекту. Это имманентное направление сознания на предмет независимо от того является оно реальным или надуманным. Проявляется в форме желания, стремления, замысла, продуманного плана действий, стратегии. Интенция иногда может иметь бессознательное направление, выражающееся в намерении действовать в соответствии с душевными порывами, то есть неосознанном стремлении делать то, что хочется, иногда не давая себе отчет в целесообразности таких действий.

В психологии это метод логотерапии, направления, созданного Виктором Франклом. Метод парадоксальная интенция Франкла предполагает, что человек проигрывает свой страх или невроз в соответствующей напряженной критической ситуации.

Интенция в психологии Вюрцбургской школы главное свойство без образного мышления. Его сверхчувственное содержание не всегда обусловленно осознаваемой детерминирующей тенденцией и установками субъекта по отношению к поставленной задаче. Такие подходы оказали влияние на формирование «целостного подхода» в рамках психологии, в частности, гештальт-психологии, персонализма, целостной психологии. Имеется определение и применение понятия интенция в неврологии.

Интенция в неврологии – это конкретная направленность психики на объект, ориентированность действий или психической активности на достижение какой-нибудь цели.

В философии это понятие, которое обозначает смысловую направленность субъекта в восприятии и духовном познании. Она характеризует упорядочивающую функцию мирового вещества, обозначает волю человека, направленность души к гносеологической и экзистенциальной цели. Это такое явление, которое позволяет человеку прийти к его цели, так определял интенцию А. Галес. Также интенция изучалась в «теории предметности» Мейнонга, в феноменологии Гуссерля, где отмечалась тенденция на онтологизацию структуры сознания.

В современной философии данное понятие имеет большое значение в неореализме, экзистенциализме, которые рассматривают внутренний мир, как главный предмет философского анализа.

Парадоксальная интенция

Психотерапевтический метод парадоксальной интенции введен Виктором Франклом в 1927 году и успешно используется в практике логотерапии до сегодняшнего дня, несмотря на всю его «парадоксальность». Он предполагает, что пациент, одержимый страхом ожидания, принимает от логотерапевта некую «парадоксальную инструкцию»: когда произойдет критическая ситуация или перед ее непосредственным приходом, в момент ощущения ее наступления, на несколько минут представить себе (если фобия) или же осуществить (если навязчивые неврозы) в актуальной ситуации, то чего он опасается.

Доступным бытовым примером является ситуация: студент, ощущающий дрожь и вместе с ней другие вегетативные реакции непосредственно перед самим экзаменом, больше всего нервничает, ожидая эту дрожь, опасаясь, что другие ее заметят, и будут насмехаться. Следуя инструкции логотерапевта, студент сформулировал парадоксальную интенцию – самому задрожать, находясь в экзаменационной обстановке, не ожидая того, когда реакция сама начнет проявляться, и так сильно, чтобы эта дрожь была очевидной для всех. Таким образом, студенту получается и избавится от дрожи, и главное, освободится от страха и спокойно вести себя в обществе одногруппников.

Еще один пример: постоянно ссорящиеся супруги, обращаются к логотерапевту и получают “парадоксальную инструкцию” – следующий раз ссориться настолько долго, сильно и максимально эмоционально, чтобы утомиться и измотаться так, чтобы сил на следующую ссору не было.

Существует два пути реализации подобных инструкций. Во-первых, когда интенция осуществляется – ситуация или явление, которого боится пациент, перестает быть непрогнозируемым, поскольку клиент сам способен их вызвать, этим и достигается лишение болезненности ситуации. Во-вторых, клиент самостоятельно пытается реализовывать интенцию, переключая свое внимание непреднамеренных эмоциональных переживаний и реакций на собственное преднамеренное воспроизведение, этим самым, разрушив их, не прогнозированное течение, вследствие чего они и слабеют.

В этом приеме механизмом действия является процесс самоустранения, с помощью которого пациент имеет возможность уйти от эмоциогенной ситуации. Моделью такого процесса считается феномен, при котором способность чувственного наслаждения может быть утрачена, если целенаправленно желать только этого. Также рассматриваемый прием имеет похожие принципы с другими психотерапевтическими техниками (возбуждение тревоги, индуцированная тревожность, имплозивная терапия). Чтобы парадоксальная интенция имела еще большее влияние и эффект, в ее формулировку можно добавить немного юмора.

Парадоксальная интенция Франкла включает два специфических проявления: самотрансценденцию и возможность человека к самоустранению. Человек, имеющий ноогенный невроз, все время пребывает в поисках смысла.

Метод парадоксальной интенции применяется для лечения неврозов у человека если имеются патогенные паттерны реагирования, то есть симптом, вызывающий опасение его повторения. Появляется фобия ожидания и симптом не заставляет себя ждать, что вновь усиливает опасения человека. Этот страх бывает сам по себе тем, чего боится человек, но в большей степени человек боится того, что является следствием после критической ситуации, то есть страх перед возможным обмороком или инфарктом.

Чтобы не встретиться со страхом, человек занимает тактику избегания, бегства от реальности, вплоть до боязни выходить из дома. Больной, которого овладевают навязчивые представления, сразу же пытается их подавить или как-то противодействовать, но в большей степени это только увеличивает первоначальное напряжение. Таким образом этот круг смыкается и человек оказывается в его центре.

Обсессивные состояния, в отличие от фобий, от которых человек бежит, характеризуются борьбой с ними, навязчивыми состояниями, мыслями. Но как фобии, так и обсессивные состояния, провоцируются стремлением убежать от ситуации, обусловливающими тревогу. Невроз, в свою очередь, проявляется сначала под воздействием первичных условий, то есть внешней и внутренней ситуацией, которая провоцирует первое проявление симптома, и вторичными условиями, укреплением страха ожидания новой ситуации тревоги. Человек должен разорвать этот круговой механизм страха. Парадоксальная интенция помогает сделать это подкреплением опасения человека.

Важно учитывать то, что больной фобией, боится того, что может с ним случиться, а человек с обсессиями боится того, что может сам совершить. В таком случае человеку нужно обращаться к своей способности к самоустранению, особенно эффективно она действует с применением юмора, который по возможности нужно использовать. Поэтому юмор считается важным свойством человеческой личности, с его помощью человек способен создать дистанцию относительно какого-то предмета или явления, даже самого себя и тем самым полностью контролировать себя.

Метод парадоксальной интенции построен на том, что человек сам должен захотеть, чтобы осуществилось то, чего он так сильно опасается. Данный метод имеет сходство с методами бихевиоральной терапии, все они используют на практике понятие подкрепления, но существует между ними и различие. Например, это иллюстрируется в жетонной системе, где подкрепление действует ради желаемого и правильного поведения.

Существует один очень наглядный пример такой схемы. Речь идет о мальчике, который каждую ночь мочится в постель, за что, естественно, родители его ругают и стыдят, но это не помогает. Тогда им посоветовали сказать мальчику, что за каждую ночь, когда он будет мочиться в постель, ему будут начисляться пять центов. Мальчик был вне себя от радости, что скоро разбогатеет, потому что был на все сто процентов уверенным в своем «успехе». Но случилось нечто, что кажется удивительным для людей, не знающих о подобном методе, мальчик перестал мочиться, хоть как он не старался и «заработал» только десять центов.

Логотерапия дала очень много концепций для развития положений экспериментальной основы поведенческой психотерапии. Например, бихевиоральные психотерапевты, исследуя эффективность метода парадоксальной интенции, в своем эксперименте подбирали по две пары пациентов, больных неврозом навязчивых состояний с одинаковыми симптомами. После чего одного лечили методом парадоксальной интенции, а другого совсем оставляли без лечения, чтобы он был контрольным пациентом. И в скором времени они выяснили, что наличие симптомов пропадало в течение пары недель только у тех больных, которых лечили методом парадоксальной интенции, и при этом не возникали никакие новые симптомы на месте прежних.

Как уже было доказано парадоксальная интенция помогает и в самых хронических тяжёлых случаях, и в острых, когда лечение только началось. Поскольку страх есть биологической реакцией, под воздействием которой определенная ситуация считается человеком, как опасная, то естественно, что он будет ее избегать. Но, если пациент начнет сам искать такие ситуации, будет их создавать, то он научится действовать, как бы «мимо», обходя страх, который начнет слабеть и со временем совсем пропадет.

Коммуникативная интенция

Коммуникативная интенция выражается в форме намерения, замысла, направленного на построение коммуникативных высказываний в определенном стиле речи и форме (монологической или диалогической). То есть коммуникативная интенция – это намерение, ориентированное на осуществление речевого акта, когда человек утверждает или спрашивает, порицает или одобряет, требует или советует.

Она действует, как регулятор речевого поведения разговаривающих партнеров. Отображает потребности, мысли, мотивы и действия человека и вместе с этим делает эксплицитными причины, которыми обусловливается процесс общения.

Вместе с понятием коммуникативной интенции существует и понятие интенции, как намерения, направления, цели и направленности сознания, чувств, эмоций и воли на какое-то явление или предмет. Эти два понятия являются синонимичными. Например, любое речевое действие диалога или монолога может быть использованным в выполнении определенной коммуникативной интенции.

Интенция постоянно присутствует в сознании говорящего человека, но нечасто эксплицитно выражается языковыми средствами. Любые просьбы могут быть реализованными через языковые средства. Так, например, просьба человека открыть окно: «откройте окно, пожалуйста», «что-то мне душно», «так жарко у вас в комнате», «на улице такой приятный воздух, а в комнате нечем дышать». Если посмотреть на высказывания с точки зрения грамматики, то лексические средства, использованные в последних трех высказываниях, не выражают прямую просьбу открыть окно, но те люди, которым были адресованы эти высказывания, поймут, что именно к ним обращались, и человек просит открыть окно.

В других случаях высказывания становятся совсем очевидными и передаются в таких словесных конструкциях, как например: «ты должен хорошо учиться», «я буду ждать тебя в машине», «здесь стоянка запрещена». В таких высказываниях отмечается полное совпадение семантики фраз и интенции говорящих личностей.

Интенция речевого действия передается синхронно с мыслями, состояниями, фактами, мотивами, то есть вместе с теми смыслами и значениями, которые заключаются и объединяются в семантическом построении предложения. Интенция вопроса необходима не для того, чтобы показать собеседнику пример как задавать вопросы, а чтобы получить конкретную требующую информацию, интересовавшую интересующегося человека.

Когда человек адресует коммуникативное намерение и свою мысль собеседнику, то инициатор разговора считает своей целью оказать на собеседника определенное воздействие. И для того чтобы осуществился запланированный эффект, слушающий должен понять, какой смысл информации, что передается и что от него требуют, как он должен реагировать на услышанное.

Говорящий учитывает исходные знания его слушателя, которые обеспечивают адекватное восприятие интенции и мыслей. Он должен в коммуникативном действии соотнести известную информацию, то есть тему с неизвестными фактами, то есть, с ремой (ядром). Говорящий человек обязан учитывать интеллектуальный уровень своего слушателя, ориентироваться на знание культуры и те средства, которыми он выражается. Если информация говорящего сложна для восприятия, он должен разделить ее на доступные для восприятия части.

Читайте также:  Как расстаться с девушкой - красиво и правильно, не причинив боли?

Может случиться так, что даже в тех случаях, когда говорящий учел все возможные факторы, чтобы информация, мысли и интенция были оптимальными для восприятия, может произойти недопонимание, поскольку каждое речевое действие является творческим воспроизведением и не каждому под силу однозначно понять все мысли другого человека.

Семантическая и психологическая стороны коммуникативной интенции, составляя речевое действие, являются постоянными и независимыми от ситуаций употребления. Интенция наличия какого-то предмета может быть высказанной в случае его надобности в определенном месте.

Количество коммуникативных интенций теоретически не ограничивается, но практически регламентируется схемой общественных отношений, выработанной эволюционно, и выявляется в процессе коммуникации. Но число этих схем не является настолько большим при социальном общении людей в различных сферах деятельности. Язык имеет глаголы, называющие коммуникативную интенцию речевого действия: вещать, адресовать, благодарить, возражать, извиняться, намекать, комментировать и другие.

Состоялось одно наблюдение, за которым было установлено, что глаголы клясться, обязываться, обещать и так далее, произнесение которых от первого лица настоящего времени (клянусь, обязываюсь, обещаю) являются самими актами своего действия (клятвы, принятия обязательства, обещания).

Глаголы, которыми называется интенция и обозначающие совершаемые речевые действия, называются перформативными. С помощью языковых средств могут выражаться коммуникативные намерения по отношению говорящего к слушающему и слушающего к действительности, которые разделяются на грамматические, лексические и интонационные средства.

Уместно обозначить и такое явление, как интенция текста. Когда автор книги или статьи опирается на концепцию, которую он сам определил, когда он использовал собственный замысел в написании произведения – это авторская интенция. Объединения авторского и речевого намерения обозначает мировоззрение самого писателя.

Интенция текста выражает стремление автора донести определенную информацию читающим. Также, например, читая определенный текст, человек, может сформировать в голове образ самого автора, подумать над тем, что тот хотел сказать своим текстом, к чему призывает, чем делится, с каким намерением он вложил в этот текст мысли.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Интенция парадоксальная и коммуникативная

Ребенка называют чистым листом бумаги. Он пока ничего не знает, не умеет, не приспособлен к социуму. Задачу всему обучить берут на себя родители, воспитатели и учителя. Именно под их руководством и возникает интенция, которая бывает парадоксальной и коммуникативной. Что это за понятие, рассмотрит сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru.

Интенция может показаться сложным понятием. Однако если правильно и в прямом смысле прочитать слова, которые будут написаны в данной статье, можно легко понять, что это такое.

  • Почему у каждого человека имеется свое мировоззрение?
  • Почему люди говорят об одном и том же, однако каждый из них понимает что-то свое?
  • Почему одна и та же ситуация интерпретируется по-разному людьми?
  • Почему то, что хорошо для одного, может быть плохим для другого?

Эти и многие другие вопросы люди задают себе, не обращая внимания на то, что речь идет о разности. Мир как бы существует один на всех. В нем все четко, ясно и определенно. Однако люди, которые на него смотрят и оценивают, говорят различные вещи.

Как так получается, что мир один, а мнений о нем много? На данный вопрос частично можно ответить, исходя из теории интенции.

Что такое интенция?

Пытаясь выяснить, что такое интенция, можно простым языком определить данное понятие как направленность мышления. У каждого человека есть своя направленность мышления на определенное действие или предмет. И эту направленность зачастую человек вырабатывает с детства, когда занимаются его воспитанием, формированием мировоззрения, даже объяснением того, что такое хорошо и плохо.

Здесь не имеет значения, реальным или надуманным является то, на что направлен человек. Синонимами интенции являются:

Определяющими словами являются установка или направленность. Иногда под интенцией понимается совершение действия под порывом своих духовных желаний, не анализируя, насколько это целесообразно.

  • В психологии под интенцией понимается стремление человека проигрывать напряженно критические ситуации, в которых он снова может пережить свой страх или невроз.
  • В неврологии под интенцией понимается направленность мышления на психическую активность, деятельность или объект, что помогает в достижении цели.
  • В философии под интенцией понимается смысловая направленность на духовное познание и восприятие. Это мировоззрение, направленность воли, души или цели.

Если говорить простым языком, интенция – это ориентирование человека на определенные действия, события, предметы и прочие явления. Почему мужчины разбрасывают носки, а женщины из-за этого переживают? Потому что каждый направлен на определенную деятельность: мужчина не придает никакого значения, где лежат его носки, пока они ему не понадобились; женщина заботится о том, чтобы все вещи лежали на своих местах, поэтому переживает, когда порядок нарушается.

Каждый человек направлен на что-то конкретное. В зависимости от этой направленности, у него формируются те или иные взгляды на жизнь, он развивает в себе определенные умения и привычки, получает конкретный набор знаний и информации. Человек не познает мир целиком. Его мышление (взгляд) ограничено. В зависимости от того, что он замечает, у него формируются те или иные убеждения. И все это основано на направленности, на что человек должен обращать внимание.

Одним из примеров интенции можно привести различные взгляды на одно и то же явление. У каждого свое понимание справедливости. Для одного человека справедливо иметь красивое тело, в то время как другой человек считает это несправедливым. Но если спросить, что делает тот и другой человек для своей красоты, выяснится, что тот, кто красив, тратит много времени для собственного преображения, а тот, кто некрасив, ничего не делает ради своей красоты. Так, где здесь справедливость?

На самом деле справедливо все, что человек имеет в реальной жизни. Та справедливость, о которой люди думают, — лишь иллюзия. Зачастую люди судят о чем-то, не зная всех обстоятельств дела. К примеру, все люди будут жалеть женщину, которую избил мужчина. Но если бы они участвовали в той ситуации, когда это все произошло, то наверняка заметили бы, что женщина сама спровоцировала мужчину на ее избиение (либо она его оскорбляла, либо сама бросалась на него с кулаками, либо угрожала и т. д.).

Человек получает все по справедливости. И если кажется иначе, то вы просто не хотите замечать очевидных вещей. Всем людям хочется лежать на диване и при этом быть богатыми. Но как вы считаете, это справедливо? Почему вы осуждаете богатых людей, которые тратят по 16 часов в сутки? Вы тратите намного меньше времени и сил на зарабатывание денег. Все справедливо: кто больше и усерднее трудится, тот больше получает.

«У соседа всегда трава зеленее», поэтому вам всего лишь кажется, что люди легко достигают своих успехов. Справедливо все то, что вы имеете. Это стало результатом всех ваших решений, слов, действий. Все, что у вас есть, — справедливый результат всех ваших усилий. Не судите других, потому что вы не живете их жизнью, как и другие не могут судить о вас, потому что они не знают, сколько усилий вам пришлось приложить, чтобы справедливо иметь все то, что у вас есть.

Понимание, взгляды, выводы, поступки – это и многое другое базируется на том, на что направлено мышление человека. Вот почему так часто можно услышать совет: если хотите изменить жизнь, измените свое мышление (то есть измените направленность своего мышления на другой лад).

Парадоксальная интенция

Человек периодически сталкивается с неприятными ситуациями. Некоторые из них являются пугающими или стрессовыми настолько, что человек не может себя контролировать. В логотерапии используется методика парадоксальной интенции, когда терапевт предлагает клиенту представить или осуществить то, что его пугает, в момент критической ситуации.

Другими словами, нужно начать дрожать и бояться в момент сдачи экзамена, если у человек есть страх перед его сдачей. Людям нужно максимально громко и долго ссориться, если им неприятны скандалы.

В чем смысл данной техники:

  1. Человек обретает контроль. Он не боится чего-то непредсказуемого, а сам провоцирует ситуацию, когда его страх осуществляется. Здесь приходит понимание бессмысленности таких действий.
  2. Человек перестает бояться. Это происходит благодаря тому, что индивид переключается от возможных переживаний, которые он будет испытывать, если случится нечто страшное, на совершение поступков, которые вызовут страх.

Парадоксальная интенция используется в лечении людей, которые подвержены различным страхам, неврозам, переживаниям. Человек в состоянии ожидания начинает бояться еще сильнее. Хотя по факту еще ничего не происходит из того, что бы пугало человека. Если ситуация случается, тогда его переживания усиливаются. Нередко в состоянии ожидания человек доводит себя до такого, что падает в обморок или сталкивается с инфарктом.

Обычной реакцией боящегося человека является избегание, убегание от той реальности, в которой может произойти нечто страшное. Порой человек даже начинает бояться выходить из дома или общаться с людьми, чтобы только его страхи не реализовались. Человек старается подавить или каким-либо образом противостоять своим страхам, однако они еще больше усиливаются.

Человек большую часть своего времени опасается того, что может с ним случиться или что он может сделать. Принцип парадоксальной интенции заключается в том, чтобы человек хотел осуществления и реализации его страха.

Коммуникативная интенция

Все люди обучаются речи, которая заключается сначала в усвоении слов, построении предложений и фраз. Однако со временем вырабатывается определенный стиль общения человека с различными людьми. Именно данный стиль общения является коммуникативной (речевой) интенцией, которая проявляется в одобрении или порицании, утверждении или расспросах, требовании или советах. Она базируется на человеческих:

Человек через свою речь выражает свой внутренний мир, отношение и намерения.

Проблема того, что люди друг друга не понимают, часто беспокоит тех, кто пытается установить контакты с важными для себя людьми, но у них ничего не получается. Вы пытаетесь что-то объяснить, говорите, «разжевываете», но вас будто не слышат. Каковы причины того, что люди друг друга не понимают?

Не будем брать примеры, когда люди просто говорят на разных языках. Вы говорите по-русски, а ваш собеседник – по-японски – очень сложно понять друг друга, если ни один из вас не знает языка другого.

Но случается так, что люди говорят на одном языке, вот только создается ощущение, что все-таки на разных. Вы и ваш собеседник говорите на русском языке, но почему-то понимания не происходит. В чем же дело? Проблема заключается в том, какую смысловую нагрузку каждый из вас вкладывает в одни и те же слова. Одно и то же слово, а значение у каждого человека свое. Кто-то под «любовью» понимает чувства, которые у него возникают, когда рядом находится любимый, а его собеседник под этим же словом будет понимать поступки, которые совершает партнер. Вот и получается, что они оба могут не поверить в любовь друг к другу, потому что один хочет чувствовать, а второй будет на действиях демонстрировать свои чувства, при этом будучи спокойным на уровне эмоций.

Люди не понимают друг друга еще и по другой причине. Невозможно понять то, что сам не пережил. Вы можете приблизительно представить то, о чем вам говорят другие люди. Но если вы сами не пережили этих же ощущений, чувств, боли, негатива и т. д., то сложно понять того, кто вам о них рассказывает.

Так, ребенку сложно понять родителей, почему нужно учиться. Ему не хочется учиться, а родители пытаются передать ему ту боль, которую они испытывали, когда их не нанимали на работу по причине отсутствия образования. Так, невозможно отговорить ребенка от замужества, если он еще сам не пожил в браке и не понял, что это такое.

Невозможно человеку понять то, что лично не переживалось. Вы можете поддержать другого человека, можете ему посочувствовать. Но пока вы сами не пройдете через ту радость или боль, о которой говорите, вам не понять.

Люди могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга. Наверняка вы и сами сталкивались с непониманием со стороны окружающих либо чувствовали, что не понимаете других людей. Это определяется той направленностью, на которую заточено ваше мышление.

«Я не понимаю, как такое может быть» — это еще одна из форм того, почему люди не находят общего языка. В картине мира всех людей находятся идеи о том, как должно быть: какими окружающие должны быть, как должны себя вести, как события должны развиваться и т. д. Но когда происходит что-то, что не вписывается в их картину мира, они говорят: «Я не понимаю таких людей». Так же другие могут не понимать вас, когда вы совершаете поступки или принимаете решения, которые не вписываются в их картину мира: «Так должно быть».

Это 3 причины того, почему люди говорят на одном языке, но им настолько трудно понять друг друга, что они готовы «вешать ярлыки» и оскорблять других, нежели просто принять тот факт, что не все будут поняты вами и не всем будете понятны вы.

Интенция – это направленность, которая говорит человеку, на что обращать внимание, как действовать, к чему стремиться и как достигать целей. Итог зависит от этой направленности, поскольку человек в любой ситуации начинает себя ограничивать в свободе выбора и нахождения различных решений. Только при отсутствии направленности можно увидеть все многообразие и найти максимально комфортный для себя подход.

Оцените статью
Добавить комментарий