Конфликтология как наука – предмет, методы, основы конфликтологии

Конфликтология как наука – предмет, методы, основы конфликтологии

Конфликтология как наука – предмет, методы, основы конфликтологии

Предмет конфликта — это объективно существующая или представляемая проблема, являющаяся причиной расхождений во взглядах и интересах оппонентов и поэтому требующая разрешения. Предметом конфликта могут стать ценности и установки, материальные ресурсы и способ их распределения, различное статусное положение и т. д.
Предмет конфликтологии как науки – общие закономерности возникновения конфликтных противоречий и конфликтов, динамика и формы развития конфликтных ситуаций, способы предупреждения, разрешения и управления конфликтами.
Объектом конфликта выступает то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие. Объектом конфликта в принципе может выступать любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных интересов. При этом важно отметить, что объектом конфликта они становятся лишь тогда, когда попадают на пересечение интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к единоличному контролю над ним. В отдельных случаях конфликт может и не иметь явно выраженного объекта. Например, случайный прохожий делает замечание хулигану, что приводит к конфликту сторон. Здесь нет объекта конфликта, за обладание которым борются стороны. Причина же возникновения конфликта здесь — нарушение одним нравственных представлений другого, она может быть и не мотивирована.
Объектом исследования обшей (социальной) конфликтологии является социальный конфликт как особая форма социального взаимодействия (противодействия) социальных субъектов.
Субъекты конфликта — участники конфликтного взаимодействия, т. е. его активные стороны. В конфликтной ситуации могут оказаться и отдельные лица, и группы лиц, и социальные группы, и другого типа общности, например формальные или неформальные организации. Кроме того, в конфликтах могут участвовать и косвенные участники. Часто присутствуют свидетели, пособники, посредники, арбитры, некоторые из которых могут иметь латентную (скрытую) форму. Например, некоторые лица могут провоцировать конфликт, вовлекая в него других участников, сами оставаясь при этом в тени. Тем не менее они фактически являются участниками конфликта.

Методы конфликтологии

Возникшая на стыке нескольких научных направлений конфликтология использует как свои собственные методы, так и методы других наук, например социологии, философии, психологии, социальной психологии, политологии, экономики и др.
Философские методы «вооружают» конфликтологию такими универсальными категориями развития природы, общества и человеческого мышления, как противоречие, диалектика противоречий, единство и борьба противоположностей и др.
Психологический метод используется при изучении психологических механизмов конфликтного поведения и мотивации. В качестве научного направления он возник в XIX в. Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработаны 3. Фрейдом. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать значительное воздействие на возникновение конфликтов и поведение людей в конфликтных ситуациях.
Культурологический (социально-антропологический) метод позволяет учитывать в предполагаемом и реальном конфликте социокультурные особенности сторон.
Методы социальной психологии широко используются в конфликтологии для определения причин возникновения конфликтов и изучения их динамики в малых социальных группах и больших социальных общностях.
Социологические методы в конфликтологии считаются основными, так как социальная конфликтология, по сути, является подсистемой обшей социологии. С помощью таких методов выявляют социальную обусловленность конфликтных противоречий, описывают конфликт как форму социального взаимодействия. Основанные на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов), социологические методы заложили основу прикладной конфликтологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.
Как и любое другое научное направление, конфликтология имеет и свою специфику, свои собственные методы исследования.
Одной из основных особенностей социальной конфликтологии является тесная взаимосвязь теоретических и эмпирических исследований. Специфика этого феномена состоит в том, что в нем соединяются и взаимодействуют теоретические (абстрактные) методы общественных наук и эмпирические (практические) методы естественных наук. Это позволяет говорить о конфликтологии как о научном направлении, способном не только теоретическими выводами и умозаключениями, но и языком конкретных данных (в цифрах, процентах и т. д.) выразить состояние той или иной социальной реальности и уровни ее конфликтности. Социальные факты, полученные эмпирическими методами, являются основой для теоретического анализа и практического применения в реальной жизни.
Другая особенность социальной конфликтологии заключается в том, что исследования проводятся в конкретной социальной среде и направлены на выявление (предупреждение) реально существующих социальных конфликтов по принципу «здесь и сейчас». Если философия путем логических умозаключений вне зависимости от времени и пространства разрабатывает «вечные» проблемы человеческого бытия, а экономика исследует основные экономические законы и способы производства, которые являются универсальными для многих социальных систем, то конфликтология — наука конкретная и каждое исследование по-своему уникально, что, конечно же, не исключает некоторых теоретических обобщений.

1 Предмет и задачи конфликтологии

ЛЕКЦИЯ «ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОНФЛИКТОЛОГИИ» (ТЕМА 1).

Возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной научной дисциплины предшествовал достаточно продолжительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов сначала в рамках философии, а позднее – в рамках социологии, психологии, педагогики и других наук.

В науке пришло понимание того факта, что конфликты, противоречия и кризисы, переживаемые человеком, являются одним из источников развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий. Соответственно, проблема изучения конфликтов является фундаментальной для всей психологической науки.

1. Проблематик, предмет, задачи и методы конфликтологии .

· Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Иногда конфликтологию называют психологией конфликтных отношений.

Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Исторически сложилось так, что начало изучения конфликтов в науке связано с социальными конфликтами. Так, Р. Дарендорф в 1962 году выдвинул теорию социального конфликта, получившую название «конфликтная модель общества». Он утверждал, что наличие конфликтов в социальных процессах естественно и необязательно угрожает системе. Конфликт присущ всем уровням и сферам жизни социальных систем и не может рассматриваться. Ни как девиантное поведение, ни как патология; конфликт не является альтернативой порядку. В связи с этим было предложено выделить три уровня анализа социальных конфликтов:

а) Философско-социальный уровень, который предполагает изучение социального конфликта как определенного этапа развития социального противоречия. Этот уровень представляет собой общую методологическую основу, определяющую направленность исследований социального конфликта на всех других уровнях;

б) Социологический уровень предполагает изучение причин и динамики конфликтов больших общностей – слоев, групп;

в) Индивидуально-психологический (личностный) уровень предусматривает изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте.

· Предметом конфликтологии являются не сами по себе конфликты, а конфликтное взаимодействие участников, а также причины и способы разрешения различных конфликтов.

Основными задачами конфликтологии , как науки являются:

1. Изучение основных прикладных аспектов конфликтов разного рода, составляющих предмет специальной конфликтологии ;

2. Изучение и интеграция информации, относящейся к разным областям наук, занимающихся проблемой конфликтов, с широким привлечением математических моделей и компьютерной техники;

3. Разработка систем контроля и диагностики развития конфликтов и вариантов их разрешения;

4. Определение предмета и содержания самого понятия конфликта;

5. Анализ причин, источников и условий возникновения конфликтов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений;

Для решения перечисленных задач конфликтология использует разнообразные методы, которые условно можно разделить на четыре группы:

1) Методы изучения и оценки личности:

2) Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах:

2.3. социометрический метод;

3) Методы диагностики и анализа конфликта:

3.3. анализ результатов;

3.4. метод экспертного интервью;

4) Методы управления конфликтами:

4.1. структурный метод;

4.2. метод картографии.

Особое внимание следует уделить определению места конфилктологии в системе наук.

2. Конфликтология в системе наук.

Конфликтология имеет тесную связь с философией, социологией, общей психологией, политологией, историей и экономической теорией, этикой, правоведением. Связь конфликтологии с другими науками может быть рассмотрена в двух аспектах, а именно:

1. Конфликтология опирается на принципы познания, выработанные в рамках философии и других наук, они позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. К таким принципам относятся:

1.1. Принцип всеобщей связи;

1.2. Принцип детерминизма;

1.3. Принцип развития;

1.4. Принцип системного подхода;

1.5. Принцип социально- деятельностного контекста;

1.6. Принцип личностного подхода;

1.7. Принцип дополнительности;

2. Конфликтология творчески использует методы исследования других наук. Наряду с этим можно отметить и обратное влияние конфликтологии на смежные науки. Например, изучение конфликтологических проблем в сфере межличностных отношений стимулирует решение многих псиъхологических , социологических, правовых и нравственных проблем, в частности проблем межличностного общения, социально-психологического климата, психологической совместимости.

Изученный материал позволяет сделать вывод:

· Конфликтология представляет собой относительно новую, бурно развивающуюся отрасль социальной психологии. Эта самостоятельная наука имеет свой специфический предмет исследования, задачи, методы исследований. Она использует достижения смежных наук и сама влияет на развитие социально-ориентированных исследований.

Читайте также:  Как доказать девушке свою любовь к ней - поступками, словами

1.3. Методология и методы конфликтологии

1.3. Методология и методы конфликтологии

Методологическую основу конфликтологии как теоретико-прикладной дисциплины составляет комплекс философских, политологических и социологических идей, аккумулируемых в теории конфликта. Коренной вопрос той или иной методологии вопрос о природе конфликта. Функционалисты исходят из социальной структуры общества, считая, что она не фиксирует постоянные и четкие классовые различия, а характеризуется высоким уровнем социальной мобильности. Политической же системе принадлежит иная роль – формирование и функционирование полиархии. Последняя означает признание существования многих политически активных, соперничающих в борьбе за власть групп. Следовательно, анализ конфликтов здесь не увязывается с социальной структурой, взаимодействием больших социальных групп.

Структуралисты увязывают анализ конфликтов прежде всего с социальной структурой и ее изменением. Р. Дарендорф, например, пишет: «Социальные конфликты вырастают из структуры обществ, являющихся союзами господства и имеющих тенденцию к постоянно кристаллизуемым столкновениям между организованными сторонами».

Важнейшая проблема методологии теории конфликта – это проблема объективности. Она решается на пути сочетания современных концепций в конфликтологии, включая концепцию согласия, интеграции, с одной стороны, и конфликтную модель общества с другой. Ведь и конфликт, и равновесие, интеграция, выражающаяся в парадигме согласия, – две стороны, два взаимосвязанных момента одного и того же общественного процесса. Ничто не абсолютно: ни конфликт, ни согласие; все относительно и взаимообусловлено.

Объективный и субъективный методы в конфликтологии, по сути своей таковы же, как в исторической и политологической науках. В первом случае предполагается рассмотрение конфликта как естественного явления в обществе, безотносительно к оценке его познающим субъектом и противоборствующими сторонами. Во втором – рассмотрение конфликта сточки зрения позиций, с учетом оценки конфликта познающим субъектом и противополжными агентами. И тот и другой познавательные процессы имеют место в действительности. Для объяснения данного конфликта и выработки способов его разрешения важно знание безоценочное и оценочное, необходимы описания конфликта, каков он есть в реальности и каково его восприятие, нужна также оценка противоборствующими сторонами и обществом в лице исследователя. Как объективный, так и субъективный метод только в единстве дают знание о конфликтной реальности, позволяют понять объективную и субъективную стороны конфликта и связанного с ним поведения.

Конфликты любого уровня и вида в обществе комплексное явление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются социально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы. Поэтому и методы их изучения многообразные, комплексные. Приоритетность того или иного метода в каждом конкретном случае определяется видом конфликта. Если, например, предметом изучения является межличностный конфликт, то доминирующими методами будут социально-психологические. При анализе конфликтов между крупными социальными группами на первый план выходят социологические и политологические приемы исследования.

В литературе выделяют три уровня изучения конфликтов: фундаментальный теоретический, с позиции теории среднего уровня и эмпирический уровень, подчиненный непосредственно практическим управленческим целям. Соответственно следует различать и функции конфликтологии: теоретико-познавательная, аналитическая и прогностическо-управленческая. Разработка фундаментальных теоретических проблем конфликтологии вносит вклад в развитие социальных наук. Исследования с позиций теории среднего уровня обогащают социологические и политологические знания о механизмах общественных процессов. Изучение конфликта на эмпирическом уровне, в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и метода управления им. Анализ конкретных конфликтов – необходимое условие их регулирования и разрешения [9].

Основными методами конфликтологии являются:

1. Эксперимент – эмпирическое исследование. Опирается на теорию и методы других наук. социологии, психологии и т. д. В ходе эксперимента моделируются ситуации из реальной жизни и теоретические гипотезы проверяются на практике.

2. Исследование документов – изучение информации, закрепленной на специальном носителе. Информацию о конфликтах между странами, организациями и отдельными людьми исследователь может получить из архивов, газет, данных статистики.

Виды документов:

? официальная документация государственных и общественных организаций;

Связь конфликтологии с другими науками можно наглядно представить в виде схемы.

? личные документы (дневники, письма);

? фонетические (радио, магнитные пленки, грампластинки);

? магнитные (дискеты) и оптические носители компьютера;

3. Опрос – сбор мнений, ответов различных людей по исследуемым вопросам с помощью тестов, анкет и пр. Опрашиваются:

4. Наблюдение – процесс, при котором исследователь является:

? участником наблюдаемой ситуации (включенное наблюдение);

? или сторонним наблюдателем (обычное наблюдение). Наблюдение является наиболее распространенным и простым методом исследования. Главное его отличие от других методов состоит в том, что наблюдение проходит в естественных условиях.

5. Исследовательский процесс не должен сводиться к применению одного или нескольких методов. Конфликт требует комплексного исследования, которое основано на использовании разных методов [6].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Предмет конфликтологии и методы исследования

Подходы к разрешению проблем возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия. Предпосылки появления и этапы развития конфликтологии, предмет ее исследования. Задачи предупреждения и регулирования конфликтов.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления25.12.2014
Размер файла20,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Предмет конфликтологии и методы исследования

К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.

Важной вехой в развитии знаний о конфликтах стало появление науки конфликтологии. Она вобрала в себя не только теоретическую базу, но и целый арсенал практических средств, методов приемов по диагностике и преодолению конфликтов в самых различных социальных ситуациях. В этом плане конфликтологию можно и нужно рассматривать как некую прикладную отрасль в самых различных областях деятельности.

Целью работы является рассмотрение предмета конфликтологии и основных методов ее исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– выявление определений понятия «конфликт»;

– определение базовых задач конфликтологии как науки;

– определение предмета конфликтологии;

– методы исследования конфликтологии;

1. Базовые характеристики конфликтологии

Конфликтология – дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Одним из основоположников общей теории конфликта был Карл Маркс, разработавший учение о противоречии и развивший модель революционного класса и социального изменения. В дальнейшем основные положения его учения о конфликте сформулировал американский социолог Дж. Тернер.

Существенный вклад в развитие конфликтологии внесли также немецкий философ и социолог Георг Зиммель и американский социолог Льюис Козер.

Приведем несколько научных определений понятия «конфликт», которые помогут определить сущность конфликта вообще.

«Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе…это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями»

Конфликт – это «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности».

«Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».

«Конфликт – это такая специальная организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения представленного в столкновении противоречия».

Если определять временные рамки оформления проблемы конфликта как относительно самостоятельной, то необходимо, начинать с работы Георга Зиммеля «Конфликт современной культуры». Разумеется, и до нее были серьезные работы, так или иначе посвященные, но в книге Г. Зиммеля впервые предпринята попытка рассмотреть конфликт как системное и необходимое явление культуры в целом, а не как предмет отдельного научного знания.

Следующий заметный шаг – работы З. Фрейда и его школы. Это была попытка положить конфликт как основание – генератор психического вообще. Тем самым, создавалась традиция, согласно которой конфликт между инстанциями личности утверждался в статусе источника активности, а его качества – как характеристики индивидуальной жизни в ее общем и частном генезе.

Дальнейшие подходы более всего эксплуатировали понятие межличностного, межгруппового (имея в виду, в том числе и большие группы) конфликта как социального феномена.

Наряду с социологическими и психологическими определениями следует специально отметить группу представлений с позиции формальной логики или теории игр. В этом подходе конфликт выглядит как метаявление, абсолютно связанное с максимизацией выигрыша, минимизацией проигрыша в условиях равно значимых альтернатив. Современный интерес к проблематике конфликта настолько велик, что попытка хотя бы приблизительно полно изложить имеющиеся в литературе определения заняла бы слишком много места. Вместе с тем, все эти подходы, несмотря на их разнопредметные основания и, отсюда, существенно различающиеся языки описания, роднит достаточно ясно выраженное представление о конфликте:

– как о явлении, случающемся с человеком (людьми), т.е. таком феномене, который происходит необходимо-неизбежно и несет на себе отпечаток негативизма;

– как о явлении, имеющем однозначно линейный характер (предпочтение-отвергание, победа-поражение, выигрыш-проигрыш).

Под предметом любой науки понимается мысленная, идеальная, теоретическая модель того объекта, части или сферы действительности, на который направлен ее главный интерес. Предмет и объект науки – тесно связанные между собой, близкие, но не тождественные понятия.

Читайте также:  Фанатизм - что это такое, как избавиться

Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов:

Центральное место в объекте конфликтологии занимают социальные конфликты, так как они напрямую связаны с другими конфликтами (внутриличностный, межличностный). Чтобы понять движущие индивидами мотивы вступления в конфликт, необходимо изучать внутреннюю составляющую конфликтного поведения человека – внутриличностные особенности и конфликты. Межличностные взаимодействия и их особенности раскрывают свойства поведения человека в социуме. Все типы конфликтов взаимосвязаны благодаря объединению их в область объекта конфликтологии. Важно понимать, что столь широко заявленный объект конфликтологии не может быть полностью исчерпан в рамках одной научной дисциплины.

Объект любой науки – это трудно изменяемая составляющая, зачастую отражающая консервативные взгляды ученых и не отражающая происходящие в научной дисциплине перемены. Именно поэтому более важным является определение предмета науки.

Предмет конфликтологии – совокупность закономерностей и свойств возникновения, развития и завершения конфликта. Предмет данной научной дисциплины – это идеальная модель конфликтного взаимодействия. Конфликтологию интересует теория, понятийный аппарат категории конфликта и конфликтного взаимодействия. Характеристики и закономерности конфликтов могут меняться, так как изменяется и развивается общество и социальные взаимодействия в нем. Предмет конфликтологии может меняться, отражая наиболее актуальные стороны исследования и теоретических интересов науки в конкретный момент времени развития самой научной дисциплины.

Современная конфликтология сосредоточена на развитии общей конфликтологической теории, поэтому ее интересует все многообразие существующих конфликтов: социальные конфликты между различными по масштабу группами, межличностные, внутриличностные и зооконфликты.

Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются:

1) структурно – функциональный;

2) процессуально – динамический;

3) метод типологизации;

Если с помощью первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.

Каждый из указанных методов имеет свои особенности.

1. Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурного подхода характерно рассмотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия и т.п. и образуют структуру конфликта, а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте является важнейшей предпосылкой его успешного регулирования.

Однако слабое место структурно-функционального метода (при всех его несомненных достоинствах) – статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений.

Этот метод исследования конфликта, учитывая динамичную, текучую природу этого социального явления, должен быть дополнен процессуально-динамическим методом, позволяющим углубить исследование конфликта.

2. Важнейший инструмент процессуального анализа – определение основных этапов или стадий развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности.

3. Типологизация – еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного, он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния.

Однако при всем значении указанных методов все они обеспечивают лишь объяснительную функцию науки. Но, кроме объяснительной, важной задачей научного исследования является также и прогнозирование, предвидение возможного будущего того или иного явления.

4. Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого анализа. Причем научное прогнозирование исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.

Все указанные методы, как объяснительные, так и прогностические, подчинены решению практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Вместе с тем, в современной конфликтологии совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику.

5. В рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактики улаживания конфликтов. К числу таких стратегий относятся стратегии ухода от конфликта, его силового подавления, а также наиболее часто используемая в демократических странах стратегия компромисса, взаимных уступок.

Вся совокупность указанных основных методов конфликтологии составляет ее методологическую стратегию. Ее реализация предполагает использование целого арсенала конкретных методик и процедур, составляющих тактику конфликтологического исследования. В связи с социально-психологической природой конфликта этот инструментарий конфликтологии во многом совпадает с исследовательскими процедурами, применяемыми социологией и психологией. К числу социально-психологических методик, активно используемых конфликтологией, относятся такие как наблюдение и самонаблюдение, устный и письменный опрос, тестирование, естественный и лабораторный эксперимент, математическое и логическое моделирование и др.

конфликт переговоры предупреждение

Проблема конфликта является одной из тех, что связывают в узел многие сложности нашей жизни, все трудносплетения нашего прошлого, настоящего и будущего. Если посмотреть внимательнее, то станет ясно, что все существующие в нашем обществе проблемы не только, да и не столько экономические, сколько психологические. Сегодня, когда конфликты играют столь важную роль в жизни, как отдельного человека, так и человечества в целом, необходимо знать закономерности их возникновения, развития и разрешения. В ответ на эту потребность появилась конфликтология, и возникла она на стыке таких дисциплин, как социология и психология.

Конфликтология изучает конфликт: закономерности его возникновения и развития, способы разрешения, методы регулирования и профилактики.

Профилактика конфликтов предполагает обретение конфликтологической грамотности, повышения эффективности общения, а также изменение социальных установок и норм, мешающих или просто не способствующих жизни в мире с собой и другими.

Перспективу конфликтологических исследований современная отечественная наука видит в раскрытии универсальности конфликта как явления, выявления его характеристик и особенностей, типичных для различных аспектов жизни.

В нашей стране конфликтология, являющаяся одновременно дисциплиной теоретической и практической, нацелена на решение задач, имеющих фундаментальный и прикладной характер. К их числу относятся:

исследование конфликтов и развитие на этой основе теорий; создание системы конфликтологического образования в стране; популяризация конфликтологических знаний в обществе; организация в системе практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов. Появление в нашей стране конфликтологии как самостоятельной научной дисциплины, возможно, и является своеобразным ответом на объективно сложившуюся конфликтогенную ситуацию, когда конфликты стали буквально захлестывать, создавая во всех сферах нашей жизни все новые и новые проблемы. Сначала конфликтология появилась как область прикладных исследований, как сфера деятельности конфликтологов, специалистов по решению важных практических задач: вести переговоры, разрешать назревшие в области проблемы, управлять взаимодействием людей и т.д. Вскоре стало ясно, что за знание основ конфликтологии необходимо каждому не зависимо от возраста и положения.

Список использованной литературы

1. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология М., «Творческий центр» 1999 г.

2. Асмолов А.Г. Слово о толерантности. М., «Эксмо» 2001 г.

3. Диксон Ч. Конфликт. М., «Высшая школа» 1997 г.

4. Лоренц К. Агрессия /так называемое зло/ М., «Экоперспектива» 1994 г.

Конфликтология как наука

Какой человек может сказать, что он никогда ни с кем не ссорился? Конфликтология занимается изучением не только процессов споров, но и причинами, этапами развития, а также методами разрешения ситуаций. Основы и предмет данной науки помогают изучить одну из составляющих любых отношений, где бы они ни строились между людьми. Ведь по сути в любой сфере люди сталкиваются с конфликтными ситуациями. И здесь важным становится умение их разрешать.

Не стремитесь поссориться. Будьте спокойны даже тогда, когда вам что-то не нравится. Вы ведь хотите решить вопрос, а не заставить кого-то нападать на вас в ответ.

Ваши отрицательные эмоции, которые возникают в результате того, что вам что-то не нравится, являются вашими же врагами. Они заставляют вас поступать таким образом, чтобы всего лишь причинить боль вашему оппоненту. Другими словами, вы стремитесь наказать, обидеть, огорчить другого человека, а не решить ту проблему, которая вызвала у вас отрицательные эмоции.

Держите у себя в голове мысль о том, что вы не стремитесь поссориться. Зачем вам это нужно – ссориться? Вы всего лишь добьетесь того, что на вас будут обижены. Но решите ли вы вопрос? Нет. Вы всего лишь поссоритесь, а вопроса не решите. Этого вы хотите достичь?

Если вы хотите разрешить конфликтную ситуацию, тогда не поддавайтесь на свои отрицательные эмоции. Воспринимайте их всего лишь как показатели того, что вам что-то не нравится, неинтересно, неприятно. После чего переключитесь на то, чтобы решить вопрос, который вызвал у вас эти чувства. Постарайтесь сохранить спокойствие и поговорить с человеком о самой проблеме, не нападая на него. Не нужно обвинять и критиковать. Направьте усилия на нахождение правильных слов, которые четко передадут ваше недовольство и желания, чего вы хотите от другого человека.

Читайте также:  Зависимость от общества, как потребность в привязанности

Однако не все так просто. Если бы конфликты устранялись простым контролем эмоций, тогда больше мира существовало бы между людьми. Однако все чаще можно столкнуться с тем, что даже в мирной ссоре люди продолжают оставаться врагами. Как решать конфликты в данной ситуации, расскажет наука конфликтологии, о которой будет говориться на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое конфликтология?

Конфликтологией является наука по изучению причин зарождения, процессов протекания, эскалации и развития ситуации, а также методов устранения проблемы с последующим ее завершением. Другими словами, предметом конфликтологии становится сам конфликт, который определяется ею как противостояние, конфронтация.

Что такое конфликт? Это спор между двумя людьми, который основывается на двух противоречащих друг друга мнениях, интересах, взглядах. Зачастую у конфликта есть объект, за который борются обе стороны. Каждая из сторон желает отстоять свою позицию, поэтому пускает в ход различные способы преодоления всех возникающих преград.

Обычно во время спора люди создают препятствия друг другу, чтобы вторая сторона сдалась под натиском аргументов, реалий жизни, угроз и пр. Если оппонент не сдается, тогда он тоже выдвигает в адрес собеседника преграду. Порой люди настолько увлекаются своим спором, что даже забывают о том, из-за чего все началось. У некоторых людей споры длятся годами. Все началось с одной ссоры, а затем начинают возникать другие предметы для споров. Все доходит до того, что люди превращаются в постоянных врагов, которые постоянно занимаются тем, что спорят. Они уже априори начинают встречу со спора, приходя ко мнению, что они точно никогда не договорятся. А ведь последующие ссоры стали причиной того, что первый конфликт не был завершен.

Сначала выясните, почему на вас обижаются, чтобы вам не казалось, будто ваши просьбы или присутствие обижает другого человека. Многие люди предпочитают не выяснять причины недовольства своих оппонентов. И это та ошибка, которую совершают именно они. Как можно сделать правильные выводы, если вы не знаете полной картины происходящего? Это все равно, что готовить блюдо, не зная полный состав ингредиентов. Если вы хотите получить вкусное блюдо, вам нужно знать весь рецепт и процесс приготовления. Точно так же и в ссоре: невозможно понять, были вы правы или нет, пока знаете причины своего недовольства, а что происходило в голове вашего собеседника – нет.

Разберитесь в причинах ссоры, чтобы сделать правильные выводы. Сначала постарайтесь узнать, почему на вас обижаются, что вы сделали, что вызвало у другого отрицательную реакцию. Лишь тогда, сопоставив картину происходящего, которую видели вы и ваш оппонент, вы сможете понять, что произошло и кто кого неправильно понял.

Вы не ищете виноватых, а пытаетесь всего лишь выяснить ситуацию, чтобы не тратить время на бессмысленные обиды. Зачем горевать, если можно жить дружно и весело? Для этого нужно уметь слушать не только себя, но и другого человека, который будет говорить плохое только о вас, а не о себе. Но это нужно, чтобы выяснить всю картину происходящего. А если вы просто убежите от разговора о том, что неправильного сделали вы, тогда проявите собственную трусость.

Конфликтология как наука

Конфликтология считает, что человеческая жизнь полна различных конфронтаций и противоречий. Достаточно часто индивид сталкивается с ситуациями, когда он должен отстаивать свое мнение, бороться за свое желание и интересы. Если рассматривать историю всего человечества, то на протяжении всего существования люди вступали в различные конфликты.

Поначалу люди боролись за ресурсы и земли, кто-то боролся просто за власть и положение в обществе. Конфликты разворачивались на всех уровнях: между отдельными людьми, между народами, между цивилизациями и даже континентами. Однако в человеческой душе живут надежда и желание на то, чтобы сотворить утопический мир, в котором люди перестанут конфликтовать. Вот почему создаются государства со своими устоями, законами и правилами приличия. Все это позволяет людям как можно реже сталкиваться с конфликтами. Конечно, распри и ссоры не исключаются полностью из жизней людей. Однако существующие устои все же помогают их снизить до минимума.

Поскольку именно конфликты лежат во всех войнах, преступных действиях людей, которые привели к гибели миллионов лиц, конфликтология стала отдельной наукой, которая рассматривает все процессы, связанные с конфликтными ситуациями. Особое место занимает в данном вопросе все многообразие противоречий, которые возникают между людьми на различных уровнях.

Целью конфликтологии является не столько изучение природы конфликтов, сколько предложение людям вариантов того, как избежать спор, быстро их устранить, достичь наконец-то утопической жизни. Однако психологи сомневаются в том, что этого можно будет достичь быстро. Хоть конфликтология и предлагает варианты решения многих спорных проблем, люди продолжают оставаться конфликтными, агрессивными и бескомпромиссными.

Социальная конфликтология

Конфликтология становится социальной не только потому, что споры возникают между людьми, но и потому что здесь включаются многие социальные факторы. Конфликт может возникать внутри одного индивида, между двумя людьми и даже между группами и государствами. Однако в самом конфликте есть предметы, на которые опираются люди. Это и воспитание, и имеющиеся качества характера, и социальные роли, и манеры поведения, и т. д.

Конфликт может, к примеру, возникнуть на основе того, что человек должен выполнять сразу несколько ролей, что требует совершения определенных действий, которые могут не согласовываться между собой.

Конфликт имеет причины своего зарождение. А этих причин может быть великое множество: взгляды, ценности, интересы, традиции различных народов и пр. В самом процессе спора участвуют манеры поведения, качества характера и шаблонные действия, которые приняты в социуме.

Таким образом, социальная конфликтология изучает сам процесс конфликта, начиная с его зарождения и продолжая его развитием, которое основывается на том, что думают и делают люди в процессе спора.

Задачи конфликтологии

Поскольку конфликты возникают между людьми на всех уровнях жизни, конфликтология становится предметом изучения в различных областях: в психологии, политологии, социологии, менеджменте и т. д. Какие задачи ставит перед собой сама конфликтология?

  • Изучение самих причин конфронтаций.
  • Предоставление знаний людям, которые желают быть осведомлены, как выходить из конфликтных ситуаций.
  • Создание базы знаний по прогнозированию зарождения, хода развития и решения конфликта.

Другими задачами конфликтологии становятся изучение методов по предотвращению конфликтов. Это должно происходить в самом начале, когда спор только начинается, а также урегулирование конфликтных ситуаций с целью избегания преступных действий и прочих негативных поступков людей.

Методы конфликтологии

Главными методами конфликтологии являются:

  • Опрос – сбор мнений и рассуждений отдельных лиц путем анкетирования и тестирования, чтобы узнать их реакции или модели поведения.
  • Эксперимент – практическое воссоздание ситуации конфликта с целью проверки конкретного теоретического знания.
  • Наблюдение – исследователь просто наблюдает либо сам становится участником конфликта с целью проведения эксперимента и подтверждения или отрицания какого-либо знания.
  • Исследование документов – изучение информации, которая хранится на различных носителях.
  • Комплексное исследование – использование методов.

Как устранить конфликт в итоге?

Замечали, как часто спорящие люди не могут остановиться в своем споре? Почему так происходит? Вроде обе стороны высказали каждый свое мнение и уже можно разойтись, чтобы подумать в тишине, если не получается сделать этого на месте. Но нет: оппоненты продолжают спор, повторяя свою точку зрения вновь и вновь, как заезженная пластинка.

Почему ссора только распаляется и не утихает? В споре принимают участие как минимум две конфликтные стороны. А значит, есть тот, кто выбирает позицию спорить до победного конца, не оставляя вопрос нерешенным, и тот, кто поддерживает данную игру.

1 – Тот, кто не хочет заканчивать спор, пока вопрос не будет решен (и желательно, чтобы была выбрана именно его точка зрения).

Это так называемая «язва», которая, скорее всего, и начала весь спор. Этот человек намерен решить вопрос или просто любит спорить, поэтому не в его интересах заканчивать ссору. есть люди, которые любят наблюдать страдания других. Есть люди, которые только таким образом привлекают к себе внимание. Так, зачем им заканчивать спор, если вместе с тем и закончится их наслаждение вниманием или страданиями? Поэтому эти люди продолжают ссориться до тех пор, пока его оппонент сам не уйдет от разговора.

2 – Тот, кто поддерживает игру своего оппонента.

Есть люди, которые просто не замечают, как сами поддерживают игру своего оппонента. Вы можете чувствовать себя обессиленными, уставшими. Но почему вы не разворачиваетесь и не уходите в другую комнату? Что вам мешает? Может, принципы или желание тоже решить вопрос. если вы понимаете, что уже все сказали и ваш спор идет по кругу (ничего нового вы не слышите), тогда просто завершите разговор. Вопрос не решен? В таких условиях он никогда не решится. Вам и вашему оппоненту пора остаться наедине с самими собой и подумать, сделать свои выводы. Поэтому лучше уйдите сами, если ваш оппонент лишь распаляет ссору.

Почему ссора только распаляется и не утихает? Потому сами спорящие люди его не заканчивают. Если вы больше не слышите новую информацию и ваш спор затянулся, то сами его завершите, потому что ваш оппонент может просто наслаждаться вашим вниманием к нему или страданиями, волнениями, которые вы испытываете во время конфликта.

Оцените статью
Добавить комментарий