Педагогическое общение – стили, структура, функции и основы

Педагогическое общение – стили, структура, функции и основы

Педагогическое общение: функции, структура, стили. Культура педагогического общения

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Педагогическое общение – непосредственное взаимодействие субъектов педагогического процесса, в ходе которого происходит обмен учебными знаниями, восприятие и познание друг друга, взаимовлияние на деятельность.

Функции: -познавательная (передача знаний), -обмен информацией (передача необходимой информации),-организационная, -регулятивная (различные формы контроля), -экспрессивная, *обучающая (воспитывающая), *функция облегчения, фасилитации (помогает ученику выразить себя)

Структура: Моделирование – Организация общения – Управление общением – Анализ осуществлённой системы и моделирование новой

Стиль общения – это стиль отношения и характер взаимодействия и стиль руководства в процессе взаимодействия с детьми.

Традиционно принято выделять авторитарный, демократический и либеральный стиль общения педагога. При авторитарном стиле характерна тенденция на жесткое управление и контроль. Это выражается в том, что:

– часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.

– не только сам определяет общие цели работы, но и указывает, кто с кем будет работать.

– задания и способы его выполнения давались поэтапно. Такой подход снижает мотивацию, поскольку человек не знает, какова конечная цель его работы.

– в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и поэтому заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива как проявление нежелательного самоволия.

– субъективно оценивает работу учеников, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности ученика.

Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оценивается факты, а не личность. При этом главными особенностями этого стиля оказывается то, что:

– Группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.

– Учитель принимает равноправную и уважительную позицию по отношению к ученику, воспринимает его как равного, имеющего право на собственное мнение и решение. Это не только способствует самораскрытию, но и воспитывает ответственность за собственные поступки.

Главной же особенностями попустительского стиля можно назвать:

– Самоустранение преподавателя из учебно-воспитательного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее.

– Работа скорее напоминает безответственную игру.

Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на развитие позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Если, например, мы относимся к ребенку как к способному, ответственному, дисциплинированному и даем ему это понять — мы тем самым создаем предпосылки для того, чтобы он и в самом деле становился таковым. В противном случае наше отрицательное отношение запустит тот же механизм, только в обратную сторону. Ребенок будет плохо относиться к себе, а мы будем продолжать планомерно закладывать основу его будущего комплекса неполноценности.

Позитивное отношение к личности учащегося учитель может проявлять через систему поощрений. Однако само поощрение может являться как эффективным, так и неэффективным.

1. Осуществляется постоянно

2. Сопровождается пояснением. Что конкретно достойно поощрения.

3. Учитель проявляет заинтересованность в успехах ученика

4. Дает ученику сведения о значимости достигнутых результатов

5. Учитель ориентирует ученика на умение организовывать работу с целью достижения хороших результатов

6. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений ученика

7. Поощрение соразмерно усилиям, которые затратил ученик

8. Учитель связывает успехи со стараниями учащегося.

9. Учитель стимулирует внутреннюю мотивацию: ученик выполняет задание либо потому, что оно интересно, либо потому, что хочет развить какое-либо умение и получить удовольствие.

10. Учитель обращает внимание ученика на то, что продвижение в работе завися от усилий самого ученика.

11. Учитель способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.

Неэффективное поощрение

1. Осуществляется от случая к случаю.

2. Делается в общих чертах.

3. Учитель проявляет минимальное, формальное участие в успехах ученика.

4. Дает учащемуся сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость.

5. Учитель ориентирует ученика на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование.

6. Достижения ученика оцениваются в сравнении с другими.

7. Поощрение не зависимо от усилий, затраченных учеником.

8. Учитель объясняет успех ученика его способностями, удачей.

9. Учитель опирается на внешние стимулы: ученик старается лучше выполнить задание, что бы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду.

10. Учитель обращает внимание ученика на то, что прогресс в учебе зависит от усилий учителя.

11. Учитель вторгается в процесс работы, не дает сосредоточиться.

Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями, тем что больше всего заботит родителей, если, скажем, родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («что вам давали на завтрак?» «в классе из окна дует?»), или вообще мало волнует — школьная жизнь почти не обсуждается, в самосознании школьника смещаются акценты. Ценности учения детей и их родителей полностью совпадают в 1 классе и расходятся к 4 классу. К концу обучения в начальной школе ученик начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной, суждения о себе — более обоснованными.

36. Педагогическое общение, его функции и стили

Педагогическое общение – профессиональная деят-ть преподавателя, как на уроке, так и вне его, направл. на создание благоприятного психологического климата, это общение должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения нового знания и стимулировать познавательную деят-ть учащихся.

Функции пед.общения:познание личности как педагога, так и уч-ка; обмен информацией, создание условий для развития положит. мотивации учебно-воспитательного процесса; организация деят-ти; обмен ролями (общение через роли), образование социального поля деят-ти личности и програмирование у личности того или иного шаблона поведения; сопереживания – обеспечивают условия для понимания чувств др. ч-ка, для формирования способностей поддерживать точку зрения другого ч-ка; самоутверждение в общении проявляется в осознании учеником собственного личного «я» в ощущении личностной значимости и формировании адекватной самооценки учеников.

2 стороны в общении – отношения и взаимодействия,

спец.стили отнош.педагога с учеником: положительный (устойчивый, ситуативный), неустойчивый, отрицательный (устойчивый, ситуативный).

Взаимодействие между учеником и учителем, 3 стиля:авторитарный (учителем единолично определяется деят-ть уч-ка либо колл-ва, указывается всё вплоть до мелочей, присваиваивание всякой инициативы детей),демократический (проявляется в опоре педагога на мнение ученика или коллектива,такой педагог старается поощрить любое проявление активности детей, развив.самоуправл.в коллективе),либеральный (анархический, педагог не вмешивается в жизнь колл-ва, не проявляет активности и формально относится к своим обязанностям, педагог устраняется от ответственности за происходящее).

Структура проф. пед. общения (Кан-Калик): 1 этап прогностический – моделирование педагогом предстоящего общения с учащимися. 2 этап – «коммуникативная атака» – организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (быстрое включение ученика в работу). 3 этап – управление общением – умение педагога поддерживать инициативу ученика, умение организовывать диалогическое общение. 4 этап – анализ осуществляемый системой общения и моделировании её на будущее.

Стили пед. общения: 1.Общение на основе друж.отношений (осторожно, чтобы не допустить панибратства); 2.Общение-дистанция (организация деят-ти ближе к авторит. стилю, что снижает общий творческий уровень); 3.Устрашение; 4.Заигрывание (3 и 4 фрагментарно можно использовать); 5.Увлечение совместной творческой деят-тью, самый продуктивный, в его основе – положительное устойчивое отношение к детям, к профессии, стремление совместно решать вопросы учебно-воспитаиельного процесса.

37. Внушение как способ коммуникативного воздействия педагога

Различные виды внушения обогащают арсенал средств педагогического воздействия, дают учителю возможность наиболее тонко и тактично осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Причем эти чувства вызываются не смысловым значением слова, не содержанием и логикой речи, вернее, не столько этим, сколько самой интонацией слова и речи, их яркостью, выразительностью, а также подкрепляющими их жестами, мимикой, дви­жениями, которые непосредственно воздействуют на эмоции ре­бенка».

Виды внушения 1. В зависимости от источника вну­шающего воздействия различают: а) внушение – действие, про­изводимое другим человеком, и б) самовнушение – объект внуше­ния совпадает с его субъектом. 2. В зависимости от состояния субъекта внушения различают: а) внушение в состоянии бодрствования; б) внушение в состоянии естественного сна; в) внушение в гипнотическом состоянии. 3. В зависимости от наличия или отсутствия у внушающего це­ли воздействия и осознанного применения усилий для ее дости­жения различают: а) преднамеренное и б) непреднамеренное вну­шение.

Формы педагогического внушения и условия их эффективности Довольно типично для школы использование преднамеренного открытого внушения (его еще называют прямым внушением), которое реализуется через такие формы, как команды, приказы и внушающие наставления. Команды и приказы способствуют выработке у школьников действий, выполняемых автоматически, т. е. практически без контроля со стороны сознания. Условно все приказы и команды, используемые в учебно-вос­питательной практике, делят на следующие типы:1. Предварительные или мобилизующие («Внимание! Приготовиться!» ), задача которых – автоматическая, мгновенная мобилизация к какому-нибудь действию. 2. Исполнительные («Равняйся! Смирно! Вперед! Стой!»), большинство которых – так называемые строевые команды.3. Запретительные («Прекратить! Оставить!»), призванные тормозить совершение тех или иных действий. 4. Действия по образцу («Делать, как я!», «Повторять за Ивановым!»), ориентирующие учеников на точное копирование тех или иных действий. Давая ребятам задание на совершение того или иного дейст­вия, учитель обязательно должен учитывать, что точное, безукоризненное выполнение команд является результатом длительной, кропотливой работы, формирующей у ребят соответствующие на­выки их выполнения. Применение команд в школьной практике носит довольно ограниченный характер. Более широко применя­ется внушающее наставление, которое отличается от команд и приказов тем, что используется для решения более сложных задач – перестройки сложившихся установок, формирования готов­ности к требуемым действиям. При отсутствии надлежащей техники попытки учителя осуществить внушение будут явно нерезультативными или, что еще хуже, вызовут смех у учеников. Часто эффективность внушающего воздействия зависит и от таких «мелочей», как постановка голоса, взгляд, движение. Так, при проведении внушающего наставления жест и мимика должны подкреплять содержание словесного воздействия и его интона­цию, а не противоречить им. Практическое применение внушающих воздействий должно ба­зироваться на таких качествах, как управление эмоциями, умение подобрать точную форму для выражения своих чувств или для выполнения соответствующей педагогической задачи.

Читайте также:  Конфликт интересов, решение конфликта, примеры

Педагогическое общение: структура, виды, функции, средства, стили. Технология управления педагогическим общением.

Педагогическое общение –общение между учителем и учеником на уроке или вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Функции педагогического общения: -познание личности, – обмен информацией, – организация деятельности, – обмен ролями, – сопереживание, -самоутверждение, -формирование адекватной самооценки, – коммуникативная, – психолого-терапевтическая, -религиозная.

Виды общения: -социально-ориентированное (общественные отношения ярко выражены – лекция, доклад, ораторская речь),-групповое предметно-ориентированное( решение конкретных задач), -личностно-ориентированное (общение одного чел.с другим –деловое и общение типа выяснения отношений), – анонимное общение (с незнакомыми или малознакомыми), -формально-ролевое, -неформальное(личностные контакты).

Структура: 1. Прогностический этап – моделирование предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (знание особенностей класса, уровня познавательной деятельности). 2. коммуникативная атака – организация непосредственного общения с классом (техника быстрого включения класса в работу). 3. Управление общение в педагогическом процессе – умение поддерживать инициативу, диалогическое общение, умение корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. 4. Анализ осуществляемой системы общения в пед.процессе – моделирование новой системы общения.соотношение цели, средств, результата.

Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся:1) общение на основе дружеского расположения; 2) общение-дистанция;3) общение-устрашение;4) общение-заигрывание;5) на основе совместно-творческой деятельности.

С позиции организации учебно-воспитательного процесса выделяют демократический (Учитель поддерживает инициативу ребят, прислушивается к их мнению, учитывает интересы. Вместе с тем он требователен, но не отдает командных распоряжений, а использует совет, намек, рекомендации.), авторитарный (Педагог ограничивает самостоятельность ребят, не поддерживает инициативу, не учитывает интересы. Авторитарный стиль объединяет общение-устрашение и общение-дистанцию) и либеральный («плывущий плот», учитель не вмешивается в жизнь класса) стили.

Средства общения: вербальные, невербальные.

1.Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап).

2. Организация непосредственного общения с классом (начальный период общения).

3. Управление общением в педагогическом процессе.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения на предстоящую деятельность.

11. Взаимоотношения личности и группы как психолого-педагогическая проблема в отечественной и зарубежной теории и практике образования.

Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания говорят, что коллектив покушается на индивидуальность. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов. …коллективизм. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников. Разработка теории коллектива на современном этапе. С начала 20-х до 60-х гг. XX.

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности.

Опыт накапливается в семье, СМИ, общение со сверстниками, книги идр. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.). Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Творческая реализация. Общественная жизнь в школе.

Психология: отечеств. – личность, кот.входит в группу проходит стадии:

-адаптации (принятие норм, правил этой группы);

-индивидуализации (конфликты. Чел.принял правила гр.,но при этом гр.уважает это как личность);

-интеграция (кажая личность заявила о себе как об индивидууме??);

Зарубеж.:- теория конфорности – группа доминирует над личностью, говорит что можно, что нельзя. Личность может внешне соглашаться с группой, но внутренне нет. У личности два пути: 1-нонконформист(бороться) 2-оставить группу.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СТИЛИ

Под педагогическим общением понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся, имеющее определенные педагогические функции (А.А. Леонтьев).

Синтез основных характеристик образует педагогическую систему, которая осуществляет организуемое педагогическим коллективом обучение и воспитание личности.

Педагогическое общение характеризуется тройной направленностью (на учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет изучения) и тройной ориентированностью его субъектов: (личностной, социальной и предметной) (Л. А. Хараева).

Стадии педагогического общения:

1) моделирование предстоящего педагогического общения в процессе подготовки к уроку (прогностический этап);

2) процесс непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»;

3) управление общением в педагогическом процессе;

4) анализ произведенной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Выделяют также три функции педагогического общения.

1. Обучающая. Это ведущая функция, но в то же время является лишь частью многостороннего взаимодействия учителя и учеников. Она производится в специально организованном процессе любого уровня системы образования – дошкольном, школьном, вузовском.

2. Воспитывающая. Обеспечивает процесс нравственного воспитания.

3. Фасилитативная. Она заключается в том, что учитель помогает ученику выразить себя. Заинтересованность педагога в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчают педагогическое взаимодействие, способствуют самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию.

Стили педагогического общения

1. Авторитарный. Педагог, исходя из собственных установок, определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Этот стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, формирует невротиков и др.

2. Демократический. Такой стиль характеризуется сотрудничеством участников педагогического взаимодействия.

3. Попустительский. Этот стиль общения характеризуется стремлением педагога практически не включаться в педагогическую деятельность. Такое поведение педагога объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Педагог ориентирован на привлечение каждого к решению общих дел. Особенностями этого стиля являются взаимоприятие и взаимоориентация.

Наиболее продуктивным способом сотрудничества является именно демократический.

Закон об образовании:

Новый закон об образовании весьма существенно отличается от старого. Положения закона РФ “Об образовании” касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

Читайте также:  Внутренний диалог - что это такое, как его остановить?

В соответствии с новым законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя:

· начальное общее образование;

· основное общее образование;

· среднее общее образование.

Таким образом, дошкольное образование теперь я вляется одним из уровней общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций иитоговой аттестации обучающихся.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) “Об образовании в Российской Федерации” Документ действующий
Содержание:

· Глава 1. Общие положения

· Глава 2. Система образования

· Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

· Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

· Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

· Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений

· Глава 7. Общее образование

· Глава 8. Профессиональное образование

· Глава 9. Профессиональное обучение

· Глава 10. Дополнительное образование

· Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся

· Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности

· Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования

· Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования

· Глава 15. Заключительные положения

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее – отношения в сфере образования).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и 11) общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

7) профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

8) профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

8) дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; и т.д.

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизнив соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Новый закон «Об образовании» вступил в силу с 1-го сентября 2014г.

Повторяем к экзамену .

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Педагогическое общение

Детей нужно обучать. Какой родитель не занимается обучением своего ребенка, не сдает его в детский садик, школу, кружки и прочие институты, направленные на формирование навыков и знаний о мире? Здесь важным становится педагогическое общение, которое должно преследовать свои функции. Это закладывает в нем определенную структуру, стили и основы.

Педагогическое общение предполагает такое ведение диалога с детьми, чтобы они эффективно усваивали и понимали материал, который им преподносится. Лишь благодаря разному подходу, учету индивидуальных особенностей, а также использованию различных дополнительных инструментов знания усваиваются.

Педагогическому общению обучают педагогов в специальных учреждениях, где они должны придерживаться определенной формы контакта с детьми. Об этом поговорим на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое педагогическое общение?

Педагогическим общением называется многоуровневое составление диалога, который направлен на передачу и эффективное усвоение материала детьми. Здесь важно учитывать психологические особенности детей, их возрастные критерии, направленность мышления и пр. Частыми становятся наглядно-образные материалы, которые дополняют монолог учителя. Не только слова, но и прочие инструменты позволяют учителю донести нужную информацию до детей.

Важно понимать, что педагогическое общение – это не столько стиль общения педагога с детьми, сколько стиль общения любого взрослого человека с малышами различных возрастов. Обучением ребенка занимаются не только педагоги, но и родители. Им также важно знать, как общаться со своими детьми, чтобы они быстро усваивали нужные знания.

Рассмотрим пример педагогического подхода, когда ребенок задает один из некорректных вопросов родителям. Дети не дальтоники. К пяти годам большинство детей обнаруживает, что люди могут иметь разные оттенки кожи. Когда малыши задают вопросы о цвете кожи, это означает, что они замечают разницу и хотят знать, имеет ли это значение, а если «да», то какое. Ваша реакция и отношение сформируют у ребенка будущее понимание им роли цвета кожи в жизни людей.

На вопрос о том, почему у людей кожа бывает разного цвета, можно дать ответ, что цвет кожи передается ребенку от его родителей или определяется той частью света, из которой происходит семья этого человека. Подтверждайте наблюдения своего малыша: «Да, ты прав, у Александра коричневая кожа, как и у его мамочки».

С ранних лет учите своих детей принимать непохожесть. Вы можете рассказать ребенку о разных культурах и этнических особенностях, что поможет вам в дальнейшем вести откровенный и честный разговор о подобных предметах. Купите детям книжки, в которых будут представлены изображения детей разных рас. Во многих городах есть национальные рестораны, где ребенок может познакомиться с культурой питания других народов. Можно познакомить ребенка с людьми, которые более подробно расскажут ему о культуре и обычаях своих стран. Вы хотите передать своему ребенку впечатление о том, что мир чрезвычайно разнообразен и многокрасочен, в нем можно попробовать множество вкусных блюд, встретиться с множеством интересных людей и познакомиться с удивительными культурами. Такое отношение не игнорирует различия культур, оно приветствует все культуры!

Читайте также:  Индивид - понятие, социализация, развитие и поведение индивида

Стили педагогического общения

Педагогическое общение включает стили, в которых оно проходит. Каждый стиль включает не только интонацию голоса и составление предложений учителем, но и методы, инструменты, даже отношение преподавателя к учащимся. Выделяют такие стили педагогического общения:

  1. Демократический стиль предполагает уважительное и положительное отношение к ребенку. Учитель старается установить с учеником доверительные контакты, не прибегать к наказанию, а использовать положительные оценки. Демократический стиль общения направлен не только на обучение ребенка, но и на формирование в нем определенных положительных качеств. Устанавливаются дружеские отношения, которые способствуют доверительному общению.
  2. Авторитарный стиль продолжает оставаться распространенным. Он предполагает отношение учителя к ученикам, как к вещам. Здесь присутствуют указания, требования, наказания за непослушание. Ученик должен слушаться учителя и выполнять все так, как он говорит. Здесь отсутствует креативность, творчество, полет в обучении. Такая форма обучения ведет к возникновению недружелюбности между сторонами, конфликтности, неуспешности в обучении.
  3. Либеральный стиль обучения предполагает непоследовательность, безынициативность и даже безответственность. Детям все позволено. Их обучение идет то в гору, то вниз.

Смешанный стиль обучения предполагает объединение в себе несколько методик воспитания.

О неактуальности школьного образования и ненужности школьных знаний во взрослой жизни уже говорят многие люди. Выходя во взрослый мир, каждый бывший ученик понимает, что многое из того, чему он учился в школе, ему не нужно. Знания вскоре забываются, а аттестат об окончании со временем становится никому ненужным. Зачем же тогда в школе, которая является обязательной для каждого гражданина, обучают тому, что по жизни не пригодится?

На этот вопрос можно найти множество ответов. Начнем с того, для чего вообще была придумана школа. Поначалу школа предназначалась для элиты – людей из богатых семей, которые должны были чем-то отличаться от бедных. Образование было обязательным в высшем сословии. Оно не только отделяло богатых от бедных, но и позволяло заниматься той работой, на которую не допускались простые люди.

Еще в то время были введены конкретные предметы, которым должны обучать детей. Лишь со временем школа стала общеобразовательной системой, в которой могли обучаться дети из разных семей, независимо от их достатка. Но с тех времен система не изменилась. Добавлялись и изменялись предметы, а также получаемые знания, но сама система не менялась. Ученикам нужно было дать знания по разным наукам, чтобы можно было продемонстрировать свою образованность. Но сами по себе эти знания были часто ненужными в обычной жизни человека.

Поскольку школьная система не меняется, то и на сегодняшний день детям дают знания, чтобы сделать их образованными, а не приспособленными к жизни. Вы можете выдавать научные факты и даты, но эти знания не помогут вам в решении ваших жизненных проблем. Таким образом, школа является большой «библиотекой», в которой каждый человек получает научные знания просто для того, чтобы считаться начитанным, образованным, умным. Но большая часть этих знаний становится ненужной в повседневной жизни. Необходимо менять систему школьного образования, чтобы дети тратили свои молодые годы не на получение ненужных им знаний, а на подготовку к взрослой жизни. Но кто этим будет заниматься, если понадобится переквалифицировать абсолютно всех учителей и изменить саму систему школьного образования?

Когда обучение идет на пользу? Когда вы понимаете, зачем вам нужны те знания, которые получаете. Вспомните себя в школьные годы, когда вас насильно заставляли что-то изучать. Вы вынуждены были обладать какими-то знаниями, абсолютно не понимая, зачем они вам нужны. Конечно, есть дети, которые любят физику, другим нравится биология, третьи увлекаются музыкой. Поскольку под каждого ученика школа не может подстраиваться, она обучает всех одним и тем же предметам, выдвигая одинаковые требования, вне зависимости от их интересов и желаний.

Но школьные годы прошли, даже студенческие. Теперь есть возможность как учиться, так и не учиться. Когда обучение идет на пользу в таком случае? Когда вы понимаете, зачем вам нужны получаемые знания. Учиться ради учебы не нужно, ради получения диплома тоже нет необходимости. Но когда вы понимаете, что вам нужны некоторые познания, тогда уже четко определяете, куда вам идти, с каким преподавателем работать и на какие свои вопросы отвечать.

Когда обучение идет на пользу? Когда знания вам нужны. Вы учитесь не ради учебы, не ради диплома, не ради удовлетворения интересов близких людей, а ради того, чтобы изучить тот предмет, который вас интересует. В таком случае обучение пойдет не только на пользу, но и вдохновит вас, даст полноту и радость.

Функции педагогического общения

Педагог не только обучает детей новым знаниям, но и выполняет другие функции. Здесь выделяют такие функции педагогического общения:

  1. Обозначающую.
  2. Познавательную.
  3. Эмотивную.
  4. Фасилитативную.
  5. Самоактуализации.
  6. Регулятивную.

Педагог должен не только выдавать информацию, но и вызывать эмоции, побуждать интересоваться ею, понимать и усваивать, а затем еще и применять на практике.

Обучение и воспитание детей занимают главные позиции в жизни их родителей. Каждая мамочка желает, чтобы ее малыш вырос счастливым и организованным человеком, отец же хочет видеть в своем ребенке будущего профессионала экстра-класса. Однако мало кто из родителей задумывается, чему они учат своих детей? Поначалу дети усваивают действительно важные вещи: письмо, чтение, слушание и счет. Но затем родители их начинают отдавать в кружки и различные учебные заведения, которые лишь бесцельно тратят то самое бесценное время ребенка, когда он мог научиться жизненно важным урокам, а не наукам как таковым.

Поразмышляйте, вы начинаете обучать своего малыша дошкольного возраста английскому языку. А нужен ли он будет ему во взрослой жизни? Точно знать не возможно, но с учетом современного развития любой области дела английский язык понадобится. Значит, вы правильно делаете, что преподаете его вашему малышу. А теперь задумайтесь, ваш ребенок учится в школе, затем в университете или колледже, получает профессиональное образование, но не работает по нему. Такая ситуация наиболее распространенная, нежели когда взрослый человек работает по специальности, на которую учился. Теперь посчитайте и посудите даже по себе: приблизительно 25% школьных знаний вы используете по жизни. И те вы получили в начальных классах – это чтение, правописание, математика (счет) и слушание. Все остальные знания, начиная со средней школы и далее, вы вообще можете никогда не использовать. Вы же не пользуетесь логарифмами каждый день? А на работе не высказываете знания средневековой истории? Что касается физических или химических формул?

То же самое относится и к университетским, институтским или училищным знаниям. Если вы не работаете по полученной специальности, то знания, которые вы там приобрели, используются не более чем на 15%. Стоит еще обратить внимание на то, что на изучение этих наук уходит огромное количество времени, которое, увы, не вернешь.

Так, чему вы хотите обучить своего ребенка? Хотите ли вы просто дать ему бесполезные знания, которые забудутся сразу же, как он начнет работать, или вы хотите использовать драгоценное время, когда малыш еще способен улавливать любую информацию и крепко запоминать ее, а затем использовать в повседневной взрослой жизни? Только вы, родители, будете в ответе за то, насколько успешным будет ваш ребенок. Если вы ему дадите просто знания, то они ему никак не помогут заработать миллионы, создать благополучную семью и жить счастливо. Если же вы будете осознанно подходить к выбору получаемых знаний вашим ребенком, тогда он сможет легко выстроить свою взрослую жизнь в соответствии со своими желаниями.

Если вы хотите не просто «заполнять» малыша ненужными знаниями, тогда проследите за собой: какими познаниями вы сами пользуетесь в настоящее время? Конечно же, программа обучения детей в младшей школе очень полезна. Ваш ребенок научится писать, считать, читать, рисовать, изучит основы всех наук, чтобы быть способным выбрать, какая область ему более всего нравится. Далее задумайтесь о денежном вопросе. Ребенку нужно знать, что такое деньги, как их зарабатывать и сохранять, чтобы стать богатым? А что касается личной жизни: его нужно подготовить к тому, чтобы понимать свою половую принадлежность, ответственность за свою семью, проявление чувств к родным? Как общаться с другими людьми, налаживать с ними контакты и получать для себя определенную прибыль? А что такое домашнее хозяйство: как стирать, убирать, кушать готовить (этому должны учиться не только девочки)?

Задумайтесь, на что вы тратите свое время и детство вашего ребенка. Если ваше чадо будет лишь учиться, как зомби, и получать типичные знания, то он станет таким же заурядным человеком, как и многие другие люди. Но если вы построите свою схему по принципу «С чем сталкивается любой взрослый человек?», то вы сможете обучить своего ребенка тем вопросам и их решениям, с которыми он будет разбираться, когда станет самостоятельным человеком. Обучите своего ребенка не наукам, потому что он в любое время сможет их изучить, а жизненно важным умениям и знаниям, которые помогут ему легко решать любые взрослые проблемы и конфликты в каждой сфере жизни.

Обучение детей является очень важным. Многое зависит от педагогического общения, которое будет стимулировать обучение или угнетать его.

Оцените статью
Добавить комментарий