Безрассудство – что это такое и как его отличить от смелости

Безрассудство – что это такое и как его отличить от смелости

Безрассудство

Безрассудство – это личностная черта или временное поведенческое проявление, выражающееся в выборе действий или принятии решений вопреки здравому ходу рассуждений и логическим обоснованиям. Значение слова безрассудство часто употребляется, как характеристика развязного образа жизни, безудержного веселья, граничащего с мотовством, когда личность не обращает достаточное внимание на критические последствия действий в будущем.

Так же, безрассудство подразумевает действия, основанные на самых искренних порывах души и чувств, без критики практицизма. Именно такое поведение свойственно влюбленным, когда они бросаются в пожар или патриотам, жертвующим свои жизни ради родины. Это схоже со своевольными проявлениями души, которая, наконец, получила необходимое пространство. Поскольку в социальном обществе люди живут, ориентируясь на рамки, и строят свою жизнь, руководствуясь логикой и отодвигая реализацию душевных потребностей. Подобные тенденции в западном обществе считаются общепринятыми, правильными и рассудительным, немного иначе восприятие происходит на востоке. Именно поэтому, общество, зажатое в правлении разума, порицает тех, кто руководствуется чувствами, называет безрассудными и сумасшедшими. Иногда это восхищает и дает воодушевление, пример следовать за своей мечтой, а не идти проторенными надежными путями. Иногда это раздражает и вызывает массу возмущения, поскольку нарушает общественное спокойствие или задевает внутренние глубокие экзистенциальные потребности критикующего.

Что такое безрассудство

Значение слова безрассудство может употребляться для характеристики, как позитивных, так и негативных проявлений, не имея одного спектра. Неизменным в восприятии подобной личностной черты, остается то, что безрассудство не оставляет равнодушных. Возможно, это объяснимо тем, что искренние проявления души вызывают в ответ такие же искренние движения других душ.

Безрассудство заставляет людей рисковать всем, что они в своей жизни имеют, а часто и самой жизнью. Сила проявления подобного личностного состояния поистине колоссальна и не каждому дано выдержать ее достойно и применить в созидательном ключе. Но не только безрассудство помогает человеку совершать множество ошибок в пылу страстей. Излишняя рассудочность, стремление просчитать все риски, потребность в тщательных проверках и прогнозах перед совершением любого действия губило немало судеб. Не вовремя совершенные поступки или не совершенные вообще из-за того, что логически рассуждения давали малые вероятности для благоприятного исхода кого-то остановили от любовного признания и оставили одиноким на всю жизнь, а кого-то уберегли от переезда в другой город, чем окончательно развитие как личности и специалиста.

Наблюдается определенная зависимость в яркости проявления данной черты и возрастных характеристик. Замечено, что самый высокий уровень безрассудства, а также беспечности и самоуверенности приходится на юность и молодость. Это связано с тем, что большинство детских страхов уже успешно преодолено, есть необходимые навыки выживания во взрослом мире, а также огромные запасы энергетических ресурсов и собственных идей. Тяга к познанию и преобразованию мира немного искажает самовосприятие, а юношеский максимализм помогает не задумываться о последствиях, и легко отряхиваться и идти дальше. Но с возрастом уровень рассудочности возрастает. Это объясняется снижением физической и умственной активности, а значит возрастающим страхом не справиться с жизненными сложностями. Актуальнее становится сохранение прежнего и стабильность, а не завоевание нового и развитие. Кроме того, багаж заработанного психического опыта полон разнообразными травмами, которые подсознательно начинают регулировать деятельность человека и склонять к выбору обоснованному и логически просчитанному, помня прежние неудачи выбора идти за желаниями.

Помимо возрастного влияния отмечается отличие проявления безрассудства в зависимости от пола. Так, женщины более склонны к импульсивным и кардинальным действиям под руководством исключительно чувственной сферы, поскольку ее влияние является определяющим в феминном мировосприятии. Чтобы мужчина поддался подобному толчку, то это должны быть либо эмоции большей интенсивности, либо они должны также удовлетворять каким-то другим его целям. Например, лезть на десятый этаж к женщине он может не только из огромной любви к ней, но также понимая повышение своего социального статуса, если такая женщина будет рядом, а возможно и избавление от юношеского комплекса неудачника.

Не стоит путать безрассудство с моментами бессознательных действий или поведением людей, имеющих психопатологии. Поведение и поступки, совершенные в состоянии любого типа опьянения, вызванные шизотипическим психозом, не имеют отношения к безрассудному поведению, а характеризуются, как патологические нарушения интеллектуально-когнитивной сферы личности. Нарушения характерологического типа (на уровне личности) и патологического (на уровне) психики имеют различную природу, хоть иногда и схожи в своем проявлении.

Как отличить смелость от безрассудства

В понятиях смелость и безрассудство разница заключается в моменте присутствия сознательного выбора. Так, смелость является некой психологической установкой, волевым актом смелые поступки совершаются, преодолевая страх и имея конечную цель.

Безрассудство руководствуется неосознанными установками, движется не волей. А энергией рождающейся из высокой внутренней потребности и ценности происходящего. При безрассудстве человек не перебарывает страх, а просто не чувствует его или ощущает, но в критически минимизированном количестве, которое даже не рассматривается как реальная угроза.

Смелость всегда отражает психическую способность сохранить стабильность проявлений психики в меняющихся внешних обстоятельствах. Безрассудство же характеризуется высокой степенью подвижности психических процессов, которые сами меняют представления об окружающем пространстве.

Также разница в понятиях смелость и безрассудство в количестве рассудочной деятельности. Смелость в основном строится на понимании и трезвой оценке ситуации, сознательном выборе с принятием всех возможных рисков.

Безрассудство не замечает ни рисков, ни ситуации, а лишь потребности и мотивирующие чувства. Это больше похоже на то, когда течение человека просто несет, а будут это берега новых возможностей или падение с высокого водопада не известно. Так вот смелость начинает оценивать ситуацию, управлять несущим потоком, а безрассудство отдается процессу.

Смелость можно отличить по наличию страха и тревоги у человека, движущегося вперед. Подобные ощущения являются нормальными для состояния героя и проявления смелости, ценность проявляется не в игнорировании, а в успешности преодолении этих состояний. Во многих боевых искусствах важным моментом является поддержание чувствительности к опасности, поскольку именно это дает необходимый уровень бдительности. Также смелость характеризуется большей выверенностью и возможно медлительностью принятых решений.

Узнать безрассудство можно по отсутствию страха и волнения, что влечет за собой некую хаотичность поступков и быстроту реакций. В некоторых моментах это дает неоспоримое преимущество, поскольку рождает нестандартные способы решения и двигает человека вперед напрямую, там, где даже смелость пойдет в обход.

Нет мнения, что из этого является правильным. Скорее все обусловлено индивидуальными ситуациями и изначально заложенным в человека сценарием, как справляться с жизненными поворотами. Иногда безрассудное поведение может мешать человеку в достижении желаемого, а может и способствовать достижению. Привычка ориентироваться на мнение общества серьезно парализует спонтанные проявления и немного умертвляет некоторые кусочки человеческой души. Полная же отдача в чувственную сферу требует высокой осознанности и ответственности, поскольку у людей низкой душевной организации это выливается в анархию и фрустрацию, происходит деградация не только самой личности, но и окружающих. При этом если максимальную спонтанность выбирает психологически зрелый человек, проработавший собственные полученные травмы и избавившийся от навязанных обществом стереотипов, это рождает новый уникальный способ бытия своей истинной индивидуальной сущностью.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Читайте также:  Паранойя - симптомы, признаки, лечение, виды паранойи

Итоговые сочинения по темам центрального региона

Когда измену можно простить?

Во все времена ценятся верные и преданные люди. Но нередко случается так, что тот, от кого не ждешь предательства, изменит. Что приводит человека к роковой черте? Что позволяет ему оступиться? Можно ли этот проступок простить? Попробую в этом разобраться.

По-моему, в ситуации опасности человек может повести себя порой непредсказуемо. Во время военных действий, когда ощущается угроза жизни, проходит проверка на нравственную стойкость, бесстрашие. Тот, в ком нет внутренней силы, способен предать своих, забыть о чести и воинском долге. Думаю, что подобного рода измену простить невозможно.

В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дан образ человека, оправдать поступки которого нечем – это Швабрин Алексей Иванович. Казалось бы, он смел, отправлен в Белогорскую крепость за «смертоубийство» во время дуэли, но в минуту опасности, увидев, что Пугачев силен, переходит на его сторону. Что приводит его к такому решению? На мой взгляд, Швабрин способен на любую подлость: оклеветать Марью Ивановну в глазах Гринева, написать родителям Петруши о состоявшейся дуэли. Уже до захвата Пугачевым крепости было понятно, что такой человек не будет рассуждать о том, что честно и благородно, а что подло и непорядочно. К измене его приводит отсутствие нравственных ориентиров. Простить такого человека сложно, его поступки вызывают лишь презрение.

Изменить можно не только во времена потрясений, но и в обычной семейной жизни. Что приводит к такому поступку одного из супругов? Думаю, что причина в отсутствии взаимного чувства любви и уважения. Возможно ли прощение в данной ситуации?

В пьесе А.Н.Островского «Гроза» главная героиня Катерина, замужняя женщина, изменяет своему мужу Тихону. Характер её совсем иной, чем у Швабрина. Она искренняя, душевная, открытая натура. Почему же способна на измену? Думаю, что для Катерины честнее было проявить чувства к Борису, чем делать вид, что она любит Тихона, которого даже уважать не за что. Измена Катерины мужу не воспринимается как подлый поступок, а наоборот, как проявление её силы и способности на протест. На этот шаг её подтолкнуло невнимание Тихона, гнет Кабанихи, постоянное ощущение несвободы. Поступок Катерины оправдан с моральной точки зрения, значит, она достойна прощения. После её гибели и Тихон воскликнет в адрес Кабанихи: «Это вы её погубили! Вы!» Он не держит на неё зла, он понимает неотвратимость случившегося. Такую измену можно простить.

В какой бы ситуации ни оказался человек, выбор, как поступить, остается за ним. На мой взгляд, прощения достоин лишь тот, в ком причиной для измены стала не внутренняя слабость, а сила духа и искреннее убеждение в своей правоте.

Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?

Способность отзываться на чужую боль, забота о ближнем – эти качества присущи далеко не всем. Как отличить человека отзывчивого от равнодушного? Какие поступки будут характерны для людей, обладающих этим качеством?

Само понятие «отзывчивость» включает в себя мысли о других, готовность отдавать, а не брать. Отзывчивый человек будет стремиться сделать мир вокруг лучше.

Именно такой мы видим героиню романа И.А.Гончарова «Обломов» Ольгу Ильинскую. Она хочет спасти Илью Ильича от вечного сна, мечтает о том, как наполнить его жизнь движением, смыслом, вернуть его к осознанной деятельности, совершить чудо. Именно благодаря её стараниям Илья Ильич встает рано, читает книги, гуляет, на его лице нет и следа сна или усталости. И всё это благотворное влияние Ольги. Это ли не проявление отзывчивости? Другое дело, что Обломов лишь на время воспрял ото сна и вновь угас. Героиня пыталась изменить Илью Ильича, но ей это оказалось не под силу.

Отзывчивость может проявиться по отношению к разным людям, которым необходима помощь, к тем, кто оказывается в беде.

В повести Максима Горького «Детство» примером человека, заботящегося о других, является бабушка Акулина Ивановна. Всё семейство Кашириных держится на её душевном отношении ко всему окружающему. Во время пожара, случившегося у них, она беспокоится о том, чтобы огонь не перешел на соседний дом. Для неё важно благополучие ближнего. Ее отличает бескорыстная любовь к миру, жалость к людям, чуткость к чужой обиде и боли. Она всем старается помочь, поддержать, ухаживает за больными, лечит детей, разбирает семейные споры и ссоры. Именно бабушка помогает слепому мастеру Григорию, подает ему милостыню. И для Алёши она становится самым близким и дорогим человеком.

Способность думать о том, кто нуждается в поддержке, о том, кому необходимо участие, присуща, на мой взгляд, отзывчивым людям. Нужно не проходить мимо чужой боли, не замыкаться в своем мире, а откликаться на беду и по возможности стараться помочь.

Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

Стремление к счастью и душевной гармонии свойственно, пожалуй, всем людям. Каждый из нас хочет приблизить свою жизнь к некому идеалу. Какие же средства можно выбирать для достижения личных целей? Возможно ли, построить счастье на несчастье других? Попробуем в этом разобраться.

На мой взгляд, заботясь лишь о собственном благе, забывая о других, человек и себя делает несчастным. Достигая мнимого счастья, он остается неудовлетворен результатом, приходит к осознанию бессмысленности своих действий.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» перед нами предстает образ такого человека – Григория Александровича Печорина, жаждущего жизни, ищущего её повсюду и невольно приносящего несчастье всем вокруг. Печорин в погоне за раскрытием тайны контрабандистов разрушает их налаженный ход жизни. Любовь к дикарке Белле тоже не приносит ему ожидаемого счастья. Она искренне смогла полюбить Печорина, он же быстро к ней охладел, стал невольным виновником её гибели. Княжна Мэри тоже становится жертвой его эгоизма и неспособности изменить жизнь. Сам Печорин скажет о себе: «. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил».

Стремясь к счастью любой ценой, человек не достигает его сам и приносит лишь одни неприятности окружающим.

Герой романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Алексей Иванович Швабрин влюблен в Марью Ивановну, хочет силой заставить её выйти за него замуж, принуждает её к этому. В письме к Петру Гриневу Марья Ивановна напишет о жестоком отношении к ней Швабрина, который держит её под караулом, на хлебе и воде, надеясь на возможность личного счастья. Но, принося ей только мучения, Швабрин не способен достичь желаемого.

Читайте также:  Бессердечие - что это такое, значение слова, примеры

Выходит, что действительно на чужом несчастье своего счастья не построишь. Необходимо взвешенно подходить к выбору средств для достижения своих целей, не заставляя страдать тех, кто рядом.

Чем смелость отличается от безрассудства?

Смелость – это то качество, которое проявляется в минуты опасности. Но кто-то может, не задумываясь, рисковать жизнью, не осознавая возможных последствий, а кто-то, всё тщательно взвесив, совершит геройский поступок.

Именно в способности трезво оценить обстановку, понять, насколько опасна ситуация, состоит разница между смелостью и безрассудством. Об этом нас заставляет задуматься Л.Н.Толстой в романе «Война и мир».

Его герои способны проявлять лучшие человеческие качества в минуты опасности. Смел капитан Тушин, оказавшийся в самой гуще событий, без подкрепления. Он не испытывает «ни малейшего неприятного чувства страха», напротив, ему становится «всё веселее и веселее». Умело ведет он бой, воображая себя могучим, огромным мужчиною, которому всё по плечу. Душевность Тушина, его простота, забота о солдатах, скромность и, конечно же, смелость вызывают уважение.

Если же человеком движет лишь чувство, на место смелости приходит безрассудство, неоправданный риск собственной жизнью.

Таков юный Петя Ростов, одержимый жаждой подвига, «не медля ни минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и гуще был пороховой дым». Петя погибает, будучи ещё совсем ребёнком. Он не просчитывал ситуацию, ему так хотелось быть в гуще событий, стать настоящим героем. Нелепая смерть Пети помогает нам понять, что необходима разумная смелость, а не геройский порыв.

Смел или безрассуден тот или иной человек зависит от того, что в нем сильнее развито: разум или чувство.

В повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Остап и Андрий ведут в бою себя по-разному. Остап может хладнокровно оценить обстановку, в нем заметны «наклонности будущего вождя». Андрий же погружается «в очаровательную музыку пуль», ничего заранее не измеряя, видит в битве «бешеную негу и упоение».

Во время тяжелых испытаний люди проявляют бесстрашие. На мой взгляд, важнее в бою разумная смелость, чем глупое безрассудство. Выигрывает не тот, кто в порыве чувств бросается навстречу опасности, а тот, кто способен рассчитать удобный момент и достичь результата. В этом отличие смелости от безрассудства.

Бывает ли общественное мнение ошибочным?

Человек на протяжении всей жизни находится в обществе. Казалось бы, найти отклик своим душевным переживаниям любому из нас не представляет труда. К сожалению, это не так. И, вращаясь в обществе, будучи человеком активным, можно остаться непонятым и даже отвергнутым. Общественное мнение зачастую бывает ошибочным. Когда же это может произойти?

На мой взгляд, те, чьи убеждения прогрессивны и опережают своё время, оказываются непринятыми большинством. В произведениях русской классической литературы есть примеры такого типа людей.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «фамусовским» обществом отвергнут Чацкий. Это передовой человек своего времени, понимающий, что продвижение по служебной лестнице должно быть благодаря заслугам и конкретным делам, а не умению угождать вышестоящим. Он ценит русскую культуру, критикует засилие иностранного, закоренелость нравов, низкопоклонничество и взяточничество. Чацкий образован, умен, прогрессивен, но одинок и в обществе, и в любви. Ни один из героев комедии не разделяет его взглядов, Софья распространяет слух о его сумасшествии. Как ни странно, все охотно верят этой сплетне, потому что только так можно объяснить, почему Чацкий мыслит иначе, чем все те, кто оказался в доме у Фамусова. Герой одинок от непонимания, его взгляды отличны от мнения большинства – в этом причина такого к нему отношения. Мнение «фамусовского общества» о Чацком ошибочно потому, что он опередил своё время.

Но не только носитель прогрессивных взглядов может быть не принят в обществе, но и тот, кто силен духом, кто лучше своего многочисленного окружения.

Так, в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» звучит легенда о Данко. Этот герой спас всех людей от верной гибели, он вывел их сквозь непроходимые леса. Путь был трудным, люди обессилили и обвинили во всем Данко, человека, который шел впереди их. Упрекали его в неумении управлять ими. Данко вырвал своё сердце и осветил им путь, спас людей ценой своей жизни, но осталась незамеченной его гибель. Он совершил подвиг во имя спасения людей. Обвинения же в адрес Данко были несправедливыми.

Когда общественное мнение может быть ошибочным? Я думаю, что это происходит, если личность опережает свое время по взглядам, мировоззрению, пониманию жизни или оказывается ярче, сильнее, отважнее тех, кто её окружает.

Чем смелость отличается от безрассудства, аргументы

Личностные качества человека – это достаточно сложная тема для размышлений. Ведь иногда человек в сложных жизненных обстоятельствах раскрывается с неожиданной стороны даже для самого себя, а уж предугадать, как кто-то поведет себя – это просто невозможно. Тем не менее, о разных личностных качествах часто спорят, ведь далеко не всегда удается понять, как охарактеризовать то или иное поведение. Так, сегодня мы попробуем ответить читателям «Популярно о здоровье» на вопрос: чем смелость отличается от безрассудства, и приведем аргументы такого ответа.

Итак, для того чтобы разобраться в отличиях между смелостью и безрассудством нужно для начала понять, что же значат эти понятия.

Смелость психологи и ученые характеризуют, как психологическую установку личности и поведение отдельного индивида, которое проявляется решительностью в поступках, уверенностью в себе и способностью бороться с ощущением страха, а также растерянности.

Смелый человек при возникновении опасностей для существования (жизни), здоровья либо имиджа способен сохранять свои психические функции устойчивыми, соответственно, не ухудшая качество деятельности.

Другими словами – смелость является умением противостоять страхам и готовностью в определенной мере рисковать ради конкретных целей.

Безрассудство уже только при рассмотрении лексического значения данного слова существенно отличается от смелости. Так, это понятие является личностной чертой либо временным поведенческим проявлением. Безрассудный человек часто выбирает действия или принимает решения, не учитывая здравый смысл и логику.

Поговорим о разнице

Итак, мы уже можем сделать вывод о том, что основная разница между смелостью и безрассудством состоит в моменте сознательности. Так, смелость стоит рассматривать, как некоторую психологическую установку, когда человек совершает поступки силой воли, путем преодоления опасений и страхов, видя перед глазами при этом конечную цель.

При безрассудстве нет осознанности, человек, совершая безрассудные поступки, руководствуется не силой воли, а скорее высокой внутренней потребностью. Он не старается победить опасения или страх, а просто не ощущает таковых эмоций либо сталкивается с ними лишь по-минимуму, не воспринимая их, как реальную угрозу.

Наличие смелости подразумевает наличие у человека умения сохранять стабильность психических реакций вне зависимости от изменения внешних обстоятельств. При безрассудстве у человека наоборот наблюдается высокая подвижность психических процессов, и эти процессы сами влияют на представления об окружающем мире.

Читайте также:  Что подарить ребёнку на Новый год - идеи подарков

Еще разница между смелостью и безрассудством во многом состоит в объеме деятельности рассудка. Смелый человек строит свои поступки на осознании, понимании и разумной оценке ситуации. Он совершает сознательный выбор, принимая возможность наличествующих рисков.

Безрассудный человек не способен ощущать риск и принимать его, он также не анализирует ситуацию, а руководствуется лишь потребностями и мотивирующими чувствами.

В принципе, безрассудство можно сравнить со щепкой, которая просто несется с потоком воды, не замечая ничего на своем пути. И впереди ее может ждать что угодно. А смелость позволяет оценить ситуацию, задуматься в необходимости столь резкого движения вперед и в вероятности наличия впереди водопада или берега со множеством новых возможностей. Смелость способна к управлению собой в несущем потоке, а безрассудство полностью окунается в процесс.

Смелый человек будет закономерно побаиваться или тревожиться при продвижении вперед. Такие ощущения являются совершенно нормальными и указывают, в первую очередь, на здравость рассудка. И человек не игнорирует их, а анализирует и успешно преодолевает. Так, в основе идеи многих боевых искусств находится умение поддерживать чувствительность к опасности, ведь именно такой навык позволяет действительно оставаться бдительным. Для смелости характерна также большая выверенность и возможна медлительность при необходимости принять решение.

А узнать безрассудство проще простого. Человек не боится и не волнуется, поэтому его поступки хаотичны и быстры. Иногда подобные реакции дают ощутимое преимущество, так как позволяют действовать нестандартно и двигаться вперед даже в тех ситуациях, когда это кажется невозможным (смелость в таком случае заставляет добиваться цели в обход).

Конечно, нельзя сказать, какие поступки являются более правильными – смелые либо безрассудные. И невозможно воспитать в себе тот или иной метод действия. Индивидуальные личностные характеристики – способность к смелости или безрассудству – являются действительно индивидуальными, то есть они заложены в человека изначально, и становятся явными лишь в определенных жизненных ситуациях. Безрассудство иногда сможет стать помехой в достижении цели, а иногда может поспособствовать этому.

Для того чтобы определить, каким ты являешься человеком – смелым или безрассудным, совершенно не нужно специально искать себе какие-то приключения или испытания. Иногда отважность состоит в том, чтобы оставаться в ладу с собственной совестью, с велением души и сердца. А безрассудство (намеренное безрассудство и никому не нужный риск) и вовсе не лучший вариант для того, чтобы что-то доказать себе или окружающим.

безрассудство

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое “безрассудство” в других словарях:

безрассудство — Безумие, недомыслие, неразумие, дурь, сумасшествие, ребячество, сумасбродство, блажь, шаль. Прот. глупость. См … Словарь синонимов

БЕЗРАССУДСТВО — БЕЗРАССУДСТВО, безрассудства, мн. нет, ср. отвлеч. сущ. к безрассудный (книжн.). Безрассудство решения. || Склонность к безрассудным поступкам, решениям, безрассудный поступок. Какое безрассудство переходить реку по льду во время ледохода.… … Толковый словарь Ушакова

безрассудство — БЕЗРАССУДСТВО, а, ср. 1. см. безрассудный. 2. Безрассудный поступок. Совершать безрассудства. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

безрассудство — БЕЗРАССУДСТВО1, безумие, безумство, сумасбродство, устар. шаль, разг. взбалмошность, разг. сумасшествие БЕЗРАССУДНЫЙ, безумный, сумасбродный, разг. взбалмошный, разг. сумасшедший, разг. шальной, разг. юродивый, разг. сниж. безбашенный,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Безрассудство — Безрассудство ♦ Temerité Смелость, несопоставимая с масштабом опасности. Безрассудный человек рискует без меры ради достижения цели, которая того не стоит. Это не столько избыток отваги, сколько нехватка благоразумия … Философский словарь Спонвиля

безрассудство — • абсолютное безрассудство … Словарь русской идиоматики

безрассудство — БЕЗРАССУДСТВО, а, ср Поведение, не сдерживаемое доводами рассудка, неразумное, опрометчивый поступок. Он понял, что совершил безрассудство, бросив работу … Толковый словарь русских существительных

Безрассудство — ср. 1. Отсутствие рассудительности, склонность к безрассудным поступкам; неосмотрительность. отт. Пребывание в таком состоянии. 2. Безрассудный, опрометчивый поступок. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

безрассудство — безрассудство, безрассудства, безрассудства, безрассудств, безрассудству, безрассудствам, безрассудство, безрассудства, безрассудством, безрассудствами, безрассудстве, безрассудствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов

безрассудство — рассудительность … Словарь антонимов

безрассудство — безрасс удство, а … Русский орфографический словарь

403. Чем смелость отличается от безрассудства?

Автор: Guru · Опубликовано 07.12.2017 · Обновлено 25.02.2018

(349 слов) Смелость – желанная для многих черта характера. Некоторые из людей, страстно желающих проверить себя на её наличие, готовы пойти на многое – даже на то, что по своей сути является безрассудством. Стремясь к обретению храбрости, они забывают, что бесстрашие невозможно подчинить, едва захотев этого. Смелость воспитывается и растёт вместе с человеком, а не появляется в одночасье.

Порой смелость заложена в человеческой душе от рождения – так случилось с главным героем рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов был простым и честным русским солдатом, который никогда не кичился своими поступками, а скромно и мужественно совершал их, не задумываясь о себе, а заботясь о родине. Всю свою жизнь он думает о благополучии отечества, а не о том, отважен он или нет. На поле боя под Лозовеньками его оглушает внезапно разорвавшийся рядом снаряд, он оказывается неспособным бежать от приближающихся немцев – да и не желает этого, мысленно решая остаться неподвижным и показать противнику, каков по силе русский дух. В плену он продолжает стойко справляться со всеми сложностями и удивляет духовной выдержкой немецких солдат. Смелость Соколова – в его верности своему отечеству, а не в демонстрации самого себя.

Случается и так, что происходит подмена понятий, и человеку кажется, что совершённое безрассудство – это и есть высшее проявление всех его сил. Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» привёл тому пример – Андрей Болконский во время своего первого участия в боевых действиях руководствуется лишь слепым желанием обрести славу. В сражении под Аустерлицем, когда французы стали одерживать явную победу, а русские солдаты были испуганы и растеряны, герою кажется, что именно сейчас произойдёт то, что перевернёт его судьбу. Он хватает знамя и с боевым кличем бросается на наступающего противника. Мгновенно сражённый пулей, он падает на землю, роняя древко знамени, и видит перед собой безграничное могучее небо. Понимая бессмысленность этой показной жертвы, Болконский осознает, что его поступок – безрассудство, а не истинный героизм.

Чтобы поступать действительно смело, не нужно намеренно искать для себя мучительные испытания. Порой отвага заключается в том, чтобы поступать по совести и согласно тому, что есть в твоём разуме и сердце. А безрассудные попытки обрести самих себя стоит оставить совсем юным – тем, кому ещё только предстоит пройти нравственные уроки, которые преподносит жизнь.

Оцените статью
Добавить комментарий